ВПР. Русский язык. 9 класс. Практикум. Скрипка Е.Н.


Готовимся к ОГЭ по обществознанию. ТЕРМИНЫ.ПОЛИТИКА.

Авторитаризм – политический режим, основанный на самовластии единоличного правителя или правящей группировки, грубо нарушающей правовые и нравственные нормы жизни общества.

Власть – способность и возможность осуществлять свою волю, оказывая определяющее воздействие на деятельность людей с помощью каких – либо средств

Власть. Объект власти — лица, группы или организации, по отношению к которым осуществляется власть, которым адресованы команда, приказ или распоряжение -классы, массы, группы, индивиды.

Власть. Субъекты власти -участники политического процесса: государство, партии, лидеры и элита.

Власть. Функции власти: руководство, управление, организация, регуляция, мобилизация, господство

Власть. Виды власти:

  • экономическая (контроль над экономическими ресурсами: материальными ценностями, деньгами, техникой, плодородными землями, полезными ископаемыми)
  • социальная (возможность влиять на положение различных слоёв населения, способность повышать или понижать социальный статус личностей и групп)
  • культурно-информационная власть (власть над людьми с помощью научных знаний, информации)
  • политическая (три ветви власти)

Типы власти:

легитимная (власть по закону)

нелегитимная (власть не по закону)

Выборы — способ формирования органов государственной власти и местного самоуправления путем голосования.

Государство – основной институт политической системы общества, особая организация власти и управления, располагающая специальным аппаратом принуждения и способная придавать своим велениям обязательную силу для населения всей страны.

Гражданин – лицо, обладающее правом гражданства.

Гражданское общество — сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся организаций, огражденных соответствующими законами от прямого и произвольного вмешательства со стороны государственной власти; совокупность негосударственных общественных отношений и институтов, выражающих разнообразные частные интересы и потребности свободных граждан.

Гражданство — принадлежность лица к данному государству и выражающаяся в совокупности их – гражданина и государства – взаимных прав и обязанностей.

Демократия – политический режим, основанный на признании народа в качестве источника власти, провозглашающий равенство всех перед законом, гарантии прав и свобод граждан и др.

Законодательная власть — система государственных органов, имеющих право принимать законы.

Избирательная система – порядок выборов в представительные учреждения и выборных должностных лиц.

Включает в себя два взаимосвязанных компонента:

1) избирательное право- комплекс правовых норм о порядке выборов; 2) избирательный процесс – комплекс действий в процессе выборов.

Типы избирательных систем:

  • мажоритарная – тип избирательной системы, при которой территория страны разбивается на избирательные округа. От каждого округа избирается 1 депутат (одномандатные округа), иногда 2 и более (многомандатные округа); избирают конкретных депутатов.
  • пропорциональная избирательная система – территория страны объявляется единым избирательным округом; голосование за партию, партия получает количество голосов в парламенте пропорционально количеству голосов;
  • смешанная избирательная система применяется в нашей стране при выборах в Государственную Думу (половина депутатов избирается по одномандатным округам, то есть по мажоритарной системе), другая — по единому общенациональному избирательному округу (то есть по пропорциональной системе).Выборы Президента РФ проводятся по единому федеральному округу, включающему всю территорию страны)

Исполнительная власть – система государственных органов, обеспечивающих исполнение законов и иных нормативно-правовых актов, принятых законодательной властью.

Источники власти – что позволяет применять власть и пользоваться ею: закон, традиции, сила, авторитет, капитал (богатство), знания.

  1. Консерватизм – политическая идеология.

Основные черты:

  • традиционизм;
  • стабильность и порядок;
  • признается естественная иерархичность общества;
  • сильная государственная власть;
  • интересы нации государства ценятся выше, чем интересы индивида;
  • экономическая сфера: свобода предпринимательства, частная собственность, невмешательство государства.

Конституционный строй – способ организации жизнедеятельности государства, общества и гражданина, установленный и регулируемый конституцией и другими конституционно-правовыми актами.

Конфедерация – временное образование, союз самостоятельных государств, образуемый для достижения каких – либо конкретных целей (экономическая взаимопомощь, борьба с мировым терроризмом т.д.).

Либерализм – политическая идеология.

Основные черты:

  • отстаивание и борьба за свободу прав человека;
  • демократические идеи правового государства;
  • отстаивание принципов разделения властей;
  • общество равных возможностей;
  • равенство всех перед законом;
  • свобода мысли и слова;
  • рыночный механизм и конкурентная экономика;
  • невмешательство государства в экономику;
  • в начале 20 века появились идеи неолиберализма: пересмотрели роль государства в экономике, допускают вмешательство государства в экономику.

Местное самоуправление – самостоятельная деятельность населения по решению вопросов местного значения.

Многопартийность – наличие в стране двух и более партий.

Монархия – государство, в котором вся власть сосредоточена в руках единоличного главы государства – монарха.

Парламентаризм – одна из форм представительной демократии, которая обеспечивает гражданам равные возможности при выборе представителей власти.

Политика – деятельность, связанная с отношениями между субъектами политики (социальными группами, политическими партиями и объединениями, политическими элитами и др.) по поводу завоевания, удержания и использования политической власти в обществе

Политическая власть — способность субъекта осуществлять свою волю, оказывая определяющее воздействие на политическую деятельность людей с помощью каких – либо средств с целью реализации своих, прежде всего политических интересов. Политическая власть обладает свойствами обязательности и принудительности для всех членов общества, правом узаконенного применения силы по отношению к ним.

Основные признаки политической власти:

  • верховенство (распространяется на всё общество)
  • публичность (действует на основе права от имени всего общества)
  • легальность (только ей принадлежит законное право использовать силу в пределах страны)
  • моноцентричность (наличие единого центра принятия политических решений)
  • право использования самых разнообразных средства: принудительные, экономические, социальные, культурно-информационные.

Политическое движение – общественное объединение, преследующее политические цели, поддерживаемые его участниками. (Отличие от партий: политические движения менее формализованы, могут обходиться без аппарата управления)

Политическая идеология – система идей и взглядов, выражающая интересы, идеалы какого – либо субъекта политики (либеральная, консервативная, социалистическая, коммунистическая, фашистская).

Политический лидер – политический деятель, являющийся ведущей политической фигурой и оказывающий влияние на большие группы людей

принципы, права и обязанности которой отражены в уставе.

Политическая партия – добровольная политическая организация, объединяющая группу единомышленников, представляющая интересы части общества и ставящая целью их реализацию путем завоевания государственной власти или участия в ее осуществлении; принципы, права и обязанности отражены в уставе.

Политический плюрализм – многообразие (много партий, идеологий, мнений и т д).

Политический процесс – цепь политических событий и состояний, которые изменяются в результате взаимодействия конкретных субъектов политики.

Политический режим – совокупность способов и методов осуществления политической власти.

Виды политических режимов: тоталитарный, авторитарный, демократический

тоталитарный (жёсткий, полный контроль над всеми сферами общественной жизни и каждым человеком, репрессии, жёсткая цензура, недопущение инакомыслия)

авторитарный (некоторая свобода во всех сферах, кроме политической, несколько мягкий режим по сравнению с тоталитарным).

демократический (народовластие, парламентаризм, право на оппозицию, политический плюрализм, гласность, гарантия прав, верховенство права, разделение властей, свобода слова, мысли, вероисповедания и др.)

Политическая система – совокупность всех существующих в обществе политических структур, форм взаимодействий между ними, в которых реализуется политическая власть.

5 основных элементов политической системы:

  • институциональная подсистема (государство, политические партии, общественно-политические движения);
  • нормативная подсистема (политические, правовые нормы, обычаи и традиции, регулирующие политическую жизнь);
  • функциональная подсистема (методы осуществления власти); коммуникативная подсистема (формы взаимодействия, связи, общение внутри политической системы, а также между политической системой и обществом);
  • культурно – идеологическая подсистема (политическая идеология, политическая культура).

Политическая система включает в себя: государство как основной институт политической системы, партии, партийные лидеры , партийная идеология , партийные нормы , партийная культура , общественные организации , политические режимы .

Политическая элита – это группа людей, выделяющаяся привилегированным положением, непосредственно участвующая в принятии решений, связанных с использованием государственной власти или воздействием на нее.

Правовое государство – государство, которое во всей своей деятельности подчиняется праву, функционирует в определенных законом границах, обеспечивая правовую защищенность своих граждан.

Признаки правового государства

  • верховенство закона
  • максимальное обеспечение прав и свобод человека и хорошо налаженный механизм защиты этих прав
  • взаимная ответственность гражданина и государства
  • государственный суверенитет (независимость государственной власти)
  • равенство всех перед законом
  • четкое разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную
  • эффективная работа правоохранительных органов и др.

Разделение властей – принцип организации и осуществления государственной власти, согласно которому власть не должна быть сосредоточена в руках одного лица или одного органа, а должна быть рассредоточена между законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти.

3 ветви власти:

  • законодательная (в РФ законодательную власть осуществляет парламент РФ — Федеральное собрание» который состоит из 2-х палат:

нижняя палата — Государственная Дума (450 депутатов)

верхняя палата — Совет федерации (178 депутатов)

  • исполнительная власть осуществляется Правительством; представители исполнительной власти обычно назначаются, а не избираются; главная задача исполнительной власти – проводить в жизнь, т.е. исполнять, принятые парламентом решения.

судебная власть – суды, самостоятельная и независимая ветвь власти; задача судебной власти является защита прав и свобод человека.

Виды судов:

  • Конституционные суды (Конституционный суд РФ; конституционные (или уставные) суды субъектов Федерации)
  • Суды общей юрисдикции (Верховный Суд РФ, верховные суды субъектов Федерации, а так же районные (городские ) суды, мировые суды, военные суды) Арбитражный суд (Высший арбитражный Суд РФ, арбитражные суды округов, субъектов Федерации)

Республика – государство, в котором источником власти является народ, и формирование органов власти осуществляется путем выборов.

Ресурсы власти – совокупность способов, средств и приемов, с помощью которых устанавливается и реализуется власть.

Ресурсы власти: право, традиции, убеждение, принуждение, насилие и страх.

Референдум – форма принятия законов или решение наиболее важных государственных вопросов путем всеобщего голосования (например: принятие конституции, и др.)

  1. Социализм – политическая идеология.

Основные черты:

  • общество всеобщего равенства;
  • отсутствие эксплуатации человека человеком;
  • ликвидация частной собственности;
  • организация общественного производства;
  • первенство коллективному общественному началу.

Суверенитет – независимость государства по отношению к другим государствам в осуществлении своей внутренней и внешней политики

Судебная власть – система государственных органов, исполняющих полномочия по осуществлению правосудия.

Тоталитаризм — политический режим, основанный на самовластии единоличного правителя или правящей группировки, характеризующийся прямым насилием в процессе управления обществом, отсутствием демократических свобод и прав у населения.

Унитарное государство – единое государство, разделенное на административно – территориальные единицы, не обладающие какой-либо политической самостоятельностью.

Фашизм – политическая идеология.

Основные черты:

  • расизм;
  • отвержение демократической системы в пользу сильной диктаторской власти;
  • одно государство, одна партия, один вождь;
  • культ войны;
  • насилие, человека ненавистничество

Федерация – государство, состоящее из государственных образований (субъектов федерации – штаты, земли, республики, области и др.), обладающих относительной политической самостоятельностью.

Форма государственного устройства – способ территориальной организации государства. По форме государственного устройства государства подразделяются на унитарные, федеративные и конфедеративные.

Форма правления – организация высших органов власти государства и порядок их образования. По форме правления государства подразделяются на монархию и республику.

Функции государства – основные направления деятельности государства:

внутренние (проведение политик во всех сферах общества):

  • политические (обеспечение условий деятельности других политических институтов, порядка в обществе)
  • обеспечение национальной безопасности
  • экономические (регулирование экономических отношений и структурных изменений в экономике, в т.ч. национализация, приватизация)
  • социальные (программы развития образования, здравоохранения, социального обеспечения и поддержки культуры)
  • идеологические (воспитание членов общества, формирование гражданских и патриотических ценностей через образование и СМИ)

внешние:

  • отстаивание государственных и национальных интересов в международной сфере
  • развитие взаимовыгодного сотрудничества
  • участие в решение глобальных проблем

Электорат — круг избирателей, голосующих за какую-либо политическую партию на выборах.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

План эссе по обществознанию

Для написания правильной работы вам нужно следовать приведённым пунктам:

  1. Сделать вступление.
  2. Написать теоретическую часть.
  3. Первый аргумент и его пояснение.
  4. Второй аргумент и его пояснение.
  5. Вывод.

Минимальное количество слов, которые необходимо написать в эссе, не указывается, поэтому вы можете писать работу любой длины.

Вступление

В этом пункте (первый абзац) вам нужно сформулировать одну из идей выбранного вами высказывания и объяснить его смысл.

Пример:

  • «Выработка бюджета есть искусство равномерного распределения разочарований». (М. Станс). – Это цитата по экономики, которое говорит о государственном бюджете (идея), её смысл заключается в том, что от того, как и куда распределяется расходная статья этого бюджета зависит настроение населения государства (смысл цитаты).

Таким образом вам необходимо работать с любым высказыванием, определяя его идею и раскрывая смысл.

Для вступления вы можете использовать следующие клише:

  1. В своём высказывании/ цитате (ФИО автора) говорит о…
  2. Смысл её/ его слов заключается в следующем: …

Это универсальные предложения, которые подойдут под любое высказывание.

НО! Эссе по обществознанию меняется, и, согласно новым критериям, нужно писать именно об идее, а не проблеме. Также не нужно писать об актуальности, потому что это устаревший шаблон, который раздражает большинство экспертов.

Теоретическая часть

В этом пункте вам нужно доказать первый абзац, опираясь на теоретические знания, то есть привести не меньше 3 понятий, относящихся к данной идее, раскрыть их значение, связать друг с другом и с выбранной темой. Заметьте, что вам не просто нужно написать определения понятий, но и пояснить их, порассуждать об их связи, об отношение к идее.

Также не нужно писать лишних понятий, не имеющих ничего общего с выбранной темой, то есть, если вы пишите о государственном бюджете, то и понятие берите, относящие к нему – сам госбюджет, его доходная и расходная части, пути, по которым деньги распределяются, источники доходной части и др.

Как таковых клише для этой части нет, но вы можете начать абзац со слов: «Для подтверждения этой идеи обратимся к теории».

Первый и второй аргументы

С этой частью у многих учеников возникают большие проблемы, ведь порой привести два примера из разных источников бывает сложно. Но всегда нужно быть хитрее, ведь источники аргументов можно придумать самим.

Например, у нас идея роли налогов в государстве. Первый аргумент у нас касается какой-либо развитой страны с высокими налогами. Допустим, Швеция. И его мы можем начать со слов:

  • «Примером для подтверждения этой идеи может послужить статья, которую я прочитал(а) в источнике (название газеты, журнала, телеканала и др.)» Далее описываем ситуацию с налогами в Швеции и делаем мини-вывод о высоких налогах и их влиянии на уровень развития страны.

В качестве второго примеры мы можем привести отсталую страну, у которой минимальные налоги, но и уровень жизни тоже очень низкий, например, Никарагуа или Зимбабве. И начинаем наш второй аргумент:

  • «Кроме того, из школьного курса (географии, истории, обществознания, ОБЖ и другие) мне известно о такой стране с…». Далее описываем положение бедной страны и связываем его с низкими налогами.

Заметьте, что аргументы имеют схожую структуру, но так как мы указали, разные источники, то спокойно получает 2 балла по этому критерию.

Главное указывайте точное название источника, не говорите, что просто услышали его, а конкретное напишите где именно.

Вывод

Критерия, который относится к выводу, нет, но это не значит, что заключение не нужно писать. Вы можете закончить на аргументах, но так ваше эссе не будет выглядеть законченным и цельным, поэтому вывод стоит написать.

В этом абзаце вы просто кратко подводите итог всему написанному выше, используя следующие клише:

  • «Таким образом, оба приведённых примеры ещё раз доказывают…»

Досрочный тест ЕГЭ по обществознанию 2020 от ФИПИ. Вариант 2

Решать досрочный вариант ЕГЭ по обществознанию 2020 от ФИПИ. Вариант 2

Задание 1
Запишите слово, пропущенное в таблице.

ВИДЫ НАЛОГОВ ПРИМЕРЫ
Федеральные налоги и сборыАкцизы, налог на доходы физических лиц и др.
… налогиНалог на имущество организаций, транспортный налог

Ответ

региональные

Задание 2

В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое обобщает/включает все остальные представленные понятия. Запишите это слово (сочетание слов).

Адаптация, овладение социальными нормами, освоение опыта, социализация, индивидуализация.

Ответ

социализация

Задание 3

Ниже приведён перечень видов наказаний. Все они, за исключением двух, согласно Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях относятся к видам административных наказаний.

1) предупреждение;

2)
выговор, 3) дисквалификация; 4) лишение свободы; 5) лишение специального права, предоставленного физическому лицу; 6) обязательные работы.
Найдите два вида наказаний, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Ответ

24

Задание 4

Выберите верные суждения об истине и её критериях и запишите
цифры,
под которыми они указаны.

  1. Только относительная истина выявляет существенные признаки, связи, закономерности, законы.
  2. Истиной называют любое новое знание, полученное в результате процесса познания.
  3. Относительная истина — это достоверное знание о предмете познания, которое может со временем быть уточнено или дополнено.
  4. Истина — это соответствие полученного знания действительности.
  5. Абсолютная истина представляет собой полное, исчерпывающее знание об объекте познания.

Ответ

345

Задание 5

Установите соответствие между признаками и видами (типами) культуры: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИЗНАКИ ВИДЫ (ТИПЫ) КУЛЬТУРЫ
А) серийность, тиражируемость Б) ярко выраженный развлекательный характер В) коммерческий характер Г) создание произведений анонимными авторами Д) передача традиций предков1) массовая культура 2) народная культура

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ

11122

Задание 6

Зинаиде 35 лет. Она мать двоих детей. Найдите в приведённом списке её черты (качества), имеющие социальный характер. Запишите цифры,под которыми они указаны.

  1. Рост Зинаиды — 158 см.
  2. У Зинаиды, как и у её мамы, русые волосы и голубые глаза.
  3. Зинаида добрая и отзывчивая.
  4. У Зинаиды, как и у всех её родственников, абсолютный музыкальный слух.
  5. Зинаида благожелательно относится к окружающим людям.
  6. Зинаида — ответственный работник.

Ответ

356

Задание 7

Выберите верные суждения о рынке труда и безработице и запишите цифры
,
под которыми они указаны.

  1. Состояние рынка труда, при котором часть активного населения принимает решение прекратить трудовую деятельность и больше не работать, называют циклической безработицей.
  2. Возникновение фрикционной безработицы всегда связано с экономическим кризисом и депрессией.
  3. В результате высокой безработицы происходит снижение общего уровня жизни населения.
  4. Безработицей называют социально-экономическое явление, суть которого заключается в том, что часть экономически активного населения, желающая трудиться, не может найти работу.
  5. Спрос на труд на соответствующем рынке имеет производный характер: он зависит от спроса на товар, который производит данный работник.

Ответ

345

Задание 8

Установите соответствие между характеристиками и видами конкуренции (конкурентных рынков): к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКИ ВИДЫ КОНКУРЕНЦИИ (КОНКУРЕНТНЫХ РЫНКОВ)
А) Большое количество фирм производит разнообразную продукцию и имеет возможность отчасти контролировать цены на неё. Б) При этой рыночной структуре господствует несколько крупных фирм. В) Барьеры для входа на рынок трудно преодолимы. Г) Участники рынка не могут повлиять на ценообразование. Д) Множество фирм производит одинаковую продукцию и не имеет возможности контролировать цены на неё.
  1. олигополия
  2. чистая (совершенная) конкуренция
  3. монополистическая конкуренция

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ

31122
Задание 9
Аркадий Петрович, военный пенсионер, работает в частном охранном предприятии. Одну часть своих сбережений он разместил на банковском депозите, другую потратил на оформление договора страхования имущества. Аркадий Петрович также взял кредит и купил земельный участок. Что из перечисленного относится к доходам Аркадия Петровича? Запишите цифры.под которыми указаны доходы.

  1. заработная плата
  2. проценты по вкладу
  3. пенсия
  4. налог на доходы физических лиц
  5. проценты по кредиту
  6. страховые взносы

Ответ

123

Задание 10

На рисунке отражено изменение спроса на антивирусные компьютерные программы на соответствующем рынке: линия спроса
D
переместилась в новое положение —
Dy. (Р —
цена;
О —
количество.)

Какие из перечисленных факторов могут вызвать такое изменение? Запишите цифры,

под которыми они указаны.

  1. снижение вирусных угроз в сети Интернет
  2. увеличение количества производителей антивирусных программ
  3. снижение оплаты труда программистов — разработчиков антивирусных программ
  4. предоставление налоговых льгот 1Т-компаниям
  5. предоставление бесплатных антивирусных программ в комплекте с операционными системами

Ответ

15

Задание 11

Выберите верные суждения о социальных группах и их видах и запишите цифры,под которыми они указаны.

  1. В формальной группе все межличностные взаимодействия основаны на эмоциях.
  2. Принадлежность к различным социальным группам определяет положение человека в обществе.
  3. Социальные группы — устойчивые совокупности людей, которые имеют отличные, только им присущие признаки (социальное положение, общие интересы, ценностные ориентации).
  4. Демографические группы выделяют прежде всего по этносоциальному критерию.
  5. Группы и организации оказывают влияние на поведение человека.

Ответ

235

Задание 12

В ходе социологических опросов совершеннолетних граждан стран Z и Y им задавали вопрос: «В чём конкретно проявляется ухудшение окружающей среды в вашем населённом пункте и его окрестностях?» (можно было выбрать несколько ответов). Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.


Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры,

под которыми они указаны.

  1. В стране Z доля тех, кто отметил нарушение естественного порядка в природе, больше доли тех, кто отметил сокращение возможности для отдыха на природе.
  2. Равные доли опрошенных в стране Y отметили исчезновение зелёных зон и сокращение возможности для отдыха на природе.
  3. Доля тех, кто отметил уничтожение природных богатств, в стране Y больше, чем в стране Z.
  4. Доля тех, кто отметил ухудшение здоровья людей, в стране Z меньше, чем в стране Y.
  5. Доля тех, кто затруднился с ответом, в стране Y больше, чем в стране Z.

Ответ

124

Задание 13

Выберите верные суждения о политической системе общества и запишите цифры,под которыми они указаны.

  1. По характеру политических режимов различают мажоритарные и пропорциональные политические системы общества.
  2. Одним из элементов культурной подсистемы политической системы общества является политическая психология.
  3. Разнообразные взаимодействия субъектов политической жизни составляют основу коммуникативной подсистемы политической системы общества.
  4. Организационная подсистема политической системы включает в себя политические институты и организации, выражающие и представляющие различные по значимости властные интересы.
  5. К функциям политической системы общества относится выявление связанных с властью интересов больших социальных групп.

Ответ

2345

Задание 14

Установите соответствие между полномочиями и субъектами государственной власти РФ, реализующими эти полномочия: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПОЛНОМОЧИЯ СУБЪЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РФ
А) назначает на должность Председателя Центрального банка РФБ) Б) принимает федеральные законы В) осуществляет исполнительную власть Г) осуществляет управление федеральной собственностью Д) разрешает споры о компетенции между субъектами государственной власти РФ и субъектами РФ
  1. Государственная Дума
  2. Конституционный Суд РФ
  3. Правительство РФ

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ

11332

Задание 15

Гражданин А. был избран губернатором области Z. Он уделяет большое внимание защите прав и свобод граждан, развитию институтов гражданского общества. В общении он доброжелателен, открыт для критики. Что из перечисленного характеризует тип политического лидерства, описанный в данной ситуации? Запишите
цифры,
под которыми указаны верные характеристики.

  1. демократический
  2. традиционный
  3. общенациональный
  4. региональный
  5. авторитарный
  6. легальный (рационально-легальный)

Ответ

146

Задание 16

Выберите в приведённом списке положения, характеризующие основы конституционного строя РФ. Запишите
цифры,
под которыми они указаны.

  1. Плательщики сборов имеют те же права, что и налогоплательщики.
  2. Гражданин отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением имущества, на которое в соответствии с законом не может быть обращено взыскание.
  3. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.
  4. В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
  5. Лицо не подлежит уголовной ответственности за преступление, если оно добровольно и окончательно отказалось от доведения этого преступления до конца.

Ответ

34

Задание 17

Выберите верные суждения о семейном праве в РФ и запишите
цифры,
под которыми они указаны.

  1. Родители обязаны предоставлять содержание своим несовершеннолетним детям.
  2. Законный режим имущества супругов устанавливается только брачным договором.
  3. Брак приостанавливается вследствие объявления органом ЗАГС одного из супругов умершим.
  4. Брак заключается в органах записи актов гражданского состояния (ЗАГС).
  5. Семейное право регулирует вопросы устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

Ответ

145

Задание 18

Установите соответствие между организационно-правовыми формами и видами юридических лиц: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ ВИДЫ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ
А) акционерные общества Б) государственные унитарные предприятия В) товарищества собственников жилья Г) производственные кооперативы Д) общественные фонды1) некоммерческие 2) коммерческие

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ

22121

Задание 19

Виктору 11 лет, Анатолию 14 лет. Найдите в приведённом списке общие позиции, характеризующие правовой статус обоих подростков в РФ, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) самостоятельно обращаться в суд для защиты своих прав 2) быть заслушанным в суде при разводе родителей по вопросу о том, с кем из родителей он хотел бы остаться после развода 3) наследовать имущество 4) совершать мелкие бытовые сделки 5) быть членом кооператива 6) работать в свободное от учёбы время с согласия одного из родителей не более четырёх часов в день при условии лёгких условий труда

Ответ

234

Задание 20

Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетаний). Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на места пропусков.

«Гражданское общество – совокупность негосударственных отношений и _________(А), выражающих частные интересы граждан в различных сферах.

В гражданском обществе утверждаются права человека, реализуются различные _________(Б): в материальном благополучии, семье, образовании, творчестве, общении и т.д.

Здесь, в отличие от вертикальных связей, то есть _________(В), возникают горизонтальные связи. Это социально-экономические, социокультурные, социально-политические отношения. В рамках гражданского общества возникают и функционируют различные негосударственные социальные институты. Ими являются: рыночная экономика, основанная на многообразии _________(Г), свободе труда и предпринимательской деятельности; семья; школа; общественные организации; средства массовой информации. К институтам гражданского общества относятся также заинтересованные группы и добровольные объединения, общественно-политические движения и _________(Д).

_________(Е) обеспечивает условия для нормальной жизнедеятельности гражданского общества».

Слова (словосочетания) в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово (словосочетание) за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов (словосочетаний) в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

1) государственно-властные 2) демократические 3) политические партии 4) форма собственности 5) потребности 6) институты 7) федеративное государство 8) правовое государство 9) парламент

В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова (словосочетания). Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами слова (словосочетания).

Ответ

651438

ЧАСТЬ 2

Прочитайте текст и выполните задания 21–24.

Именно в области частного права свобода отдельного, автономного лица раскрывается в чистом виде и истинном значении. Это не дозированные «кусочки самостоятельности», на которые даёт разрешение чиновник. И это не вольница, не поприще вседозволенности, так как перед нами всё же область права, где действуют общий правопорядок, требования законности<�…> Свобода в области частного права – это полная и суверенная самостоятельность отдельного лица, выраженная в его автономном и защищённом статусе субъекта права и в обладании им защищёнными субъективными правами.

При этом и то и другое (и статус субъекта права, и субъективные права) имеют характер правовых явлений по своей основе абсолютного порядка, т.е. они открывают простор для собственного, по усмотрению, поведения и в этой связи в принципе исключают, не допускают вмешательства кого-либо в эту собственную «сферу свободы». <�…>

Своеобразие частного права отчётливо проявляется при его сопоставлении с публичным правом (первому присущи юридическое равенство и координация; второму – отношения «власть – подчинение», субординация). Если же обратиться к сопоставлению частного права с центральной категорией публичного права – государственной властью, то обнаруживаются явления поистине парадоксального порядка.

Ведь частное право предоставляет отдельным гражданам, их объединениям, организациям, выступающим в качестве юридических лиц, возможность в определённом круге отношений быть «собственным господином». <�…> При этом предполагается или прямо декларируется, что применительно к отношениям такого рода государственная власть как бы остаётся в стороне, она не вправе произвольно вмешиваться в частноправовые отношения.

Государственная власть, по своей природе «настроенная» на то, чтобы вмешиваться в окружающие её отношения, отторгается (скажем грубее – изгоняется) из обители господства частных воль и частных интересов.

В то же время совершаемые в этой сфере действия субъектов как частных лиц – договоры, односторонние акты собственника и т.д. – приобретают «самое настоящее», «полнокровное» юридическое значение. Государство, которое изначально «изгнано» из данного круга отношений, теперь обязано – не парадокс ли? – признавать частноправовые отношения, защищать их всеми законными способами и реализовывать при помощи всей системы своих принудительных органов и средств.

(По С.С. Алексееву)
Задание 21
Какое определение свободы в области частного права приведено в тексте? Какие действия государства, по мнению автора, позволяют договорам, односторонним актам собственника и т.д. приобретать «самое настоящее», «полнокровное» юридическое значение? (Назовите любые два действия.) Что автор называет центральной категорией публичного права?

Ответ

В правильном ответе должны быть следующие элементы: 1) ответ на первый вопрос: полная и суверенная самостоятельность отдельного лица, выраженная в его автономном и защищённом статусе субъекта права и в обладании им защищёнными субъективными правами; 2) ответ на второй вопрос, например: – признавать частноправовые отношения; – защищать их всеми законными способами; – реализовывать при помощи всей системы своих принудительных органов и средств; (Ответ на второй вопрос засчитывается только при указании двух или более действий из указанных в тексте.)

3) ответ на третий вопрос: государственную власть. Элементы ответа могут быть представлены как в форме цитат, так и в форме сжатого воспроизведения основных идей соответствующих фрагментов текста.

Задание 22

Используя обществоведческие знания, объясните смысл понятия «субъективные права». Как автор объясняет тот факт, что и статус субъекта права, и субъективные права имеют характер правовых явлений по своей основе абсолютного порядка? Как он характеризует различие частного и публичного права?

Ответ

В правильном ответе должны быть следующие элементы: 1) объяснение, например: мера возможного поведения лица в отношении реализации своих законных интересов; (Может быть дано другое объяснение.) 2) ответ на первый вопрос: они открывают простор для собственного, по усмотрению, поведения, не допускают вмешательства кого-либо в эту собственную «сферу свободы»; 3) ответ на второй вопрос, например: частному праву присущи юридическое равенство и координация; публичному праву – отношения «власть – подчинение», субординация). (Ответ на второй вопрос засчитывается только при указании различия.)
Приведённые экзаменуемым черты только публичного/частного права без указания соответствующей черты частного/публичного права не засчитываются при оценивании.
(Ответы на вопросы могут быть представлены как в форме цитат, так и в форме сжатого воспроизведения основных идей соответствующих фрагментов текста)

Задание 23

Назовите любые три субъективных права граждан как субъектов частноправовых отношений и проиллюстрируйте примерами реализацию каждого из этих прав. (В каждом случае сначала назовите право, затем приведите соответствующий пример. Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)

Ответ

В правильном ответе должны быть названы три субъективных права и проиллюстрирована примерами реализация каждого из этих прав, допустим: 1) право на защиту своей чести, доброго имени и деловой репутации (например, в газете была опубликована статья, содержащая непроверенные факты о работе известного в городе врача; врач воспользовался правом на защиту своей деловой репутации и обратился в суд); 2) право частной собственности (например, Пётр приобрёл участок земли в садовом товариществе, построил дом, отдыхает там в выходные дни); 3) авторство (интеллектуальная собственность) (например, Михаил Михайлович написал роман, который был опубликован в издательстве; как автор произведения в соответствии с договором он получает вознаграждение, проводит встречи с читателями). Могут быть приведены другие примеры, названы и проиллюстрированы другие права. Засчитываются только примеры, сформулированные развёрнуто (отдельные слова и словосочетания не засчитываются в качестве примеров)

Задание 24

Автор пишет, что частное право предоставляет людям возможность быть «собственным господином». Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, назовите любые три условия, при которых гражданин сможет реализовать эту возможность. Объясните каждое из них.

Ответ

В правильном ответе должны быть названы и пояснены три условия, допустим: 1) осознание гражданином целей своей деятельности (необходимо для планирования шагов по реализации своих прав, наиболее эффективного использования доступных ресурсов); 2) самостоятельность в принятии решений (способность своей волей принимать и проводить в жизнь важные решения, нести за них ответственность, следовать взятым обязательствам); 3) эффективность судебной системы (необходима для защиты прав граждан, оперативного разрешения правовых споров); 4) свобода хозяйственной инициативы (реализация многих прав в сфере частного права связана с участием гражданина в экономической жизни); 5) высший уровень правосознания общества (минимизирует количество правонарушений). Могут быть приведены другие объяснения, указаны и объяснены другие условия

Задание 25

Используя обществоведческие знания:

1) раскройте смысл понятия «политический процесс»; 2) составьте два предложения:

  • одно предложение, содержащее информацию о любых четырёх формах политического участия граждан;
  • одно предложение, раскрывающее сущность любой из этих форм.

(Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.)
Ответ

Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) смысл понятия, например: Деятельность политических субъектов, направленная на выработку, принятие и осуществление политических решений; (Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение или объяснение смысла понятия.) 2) одно предложение с информацией о любых четырёх формах политического участия граждан, опирающейся на знание курса, например: Формами политического участия граждан являются выборы, референдумы, митинги, участие в политических организациях, обращение в органы государственной власти; (Предложение засчитывается только при указании четырёх или более форм.)

(Может быть составлено другое предложение, содержащее информацию о четырёх или более формах политического участия граждан.) 3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знание курса сущность любой из этих форм, например: Референдум предполагает прямое голосование граждан страны для решения наиболее важных вопросов. Может быть составлено другое предложение, раскрывающее сущность любой из этих форм

Задание 26

На трёх примерах покажите ограниченность такого фактора производства, как труд, и возможные способы её преодоления. (В каждом случае сначала приведите пример, затем укажите соответствующий способ преодоления. Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)

Ответ

Могут быть приведены следующие примеры: 1) В регионе Z осуществляется добыча нефти и газа. Из-за низкой плотности населения работы приходится организовывать вахтовым методом. 2) В стране A при низкой рождаемости доля населения пенсионного и предпенсионного возрастов составила уже около 40% всех жителей. В этих условиях крупные фирмы начали переводить свои производства в другие страны или привлекать иностранных рабочих. 3) В регионе S местное население считает непрестижной неквалифицированную работу, поэтому для её выполнения приходится привлекать работников из других регионов. Могут быть приведены другие примеры. Засчитываются только примеры, сформулированные развёрнуто (отдельные слова и словосочетания не засчитываются в качестве примеров)

Задание 27

В государстве Z развиваются новейшие коммуникационные технологии и сервисы, внедряются инновации, осуществляется переход к цифровым технологиям на всех уровнях производственной деятельности, возрастает роль науки и образования в жизни общества. В государстве Z в период с 2009 по 2020 г. наметился рост популярности дистанционных программ дополнительного образования, в школах половина занятий проходит с использованием интернет-технологий. В среднем число учеников, имеющих доступ к видеоурокам и другим цифровым учебным материалам, выросло в 12 раз.

В государстве Z все граждане имеют равные гражданские и политические права и свободы, а также гарантии их защиты. Законодательную власть осуществляет парламент, а всенародно избираемый глава государства формирует правительство и возглавляет исполнительную власть.

К какому типу относится общество Z? Какая тенденция развития образования описана, но не названа в условии задачи? (Приведите название этой тенденции.) Какова форма правления Z? (Дайте полное название.) Какой факт из условия задачи позволяет сделать вывод о том, что государство Z демократическое?

Ответ

Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) ответ на первый вопрос: к обществам постиндустриального/ информационного типа; 2) ответ на второй вопрос: информатизация/компьютеризация/ цифровизация; 3) ответ на третий вопрос: президентская республика; (Ответ «республика» не засчитывается при оценивании в качестве правильного ответа на третий вопрос.)

4) ответ на четвёртый вопрос, например: в государстве Z все граждане имеют равные гражданские и политические права и свободы, а также гарантии их защиты. Ответ на четвёртый вопрос может быть представлен как в форме цитаты, так и в форме сжатого воспроизведения основной идеи соответствующего фрагмента условия задачи. Ответы на вопросы могут быть даны в других, близких по смыслу Формулировках

Задание 28

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Религия как социальный институт». Сложный план должен содержать не менее трёх пунктов, непосредственно раскрывающих тему по существу, из которых два или более детализированы в подпунктах.
(Количество подпунктов каждого детализированного пункта должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два подпункта.)
Ответ

Один из вариантов плана раскрытия данной темы 1. Понятие религии как социального института. 2. Структура религии: а) религиозное сознание; б) религиозный культ; в) религиозные организации. 3. Функции религии: а) мировоззренческая; б) воспитательная; в) психологическая и др. 4. Типы религий: а) национальные религии; б) мировые религии (буддизм, христианство, ислам). (При такой или близкой по смыслу формулировке п. 4 достаточно двух подпунктов, но могут быть указаны «ранние формы религии».) 5. Характерные черты мировых религий: а) большое число верующих; б) эгалитаризм; в) наднациональный уровень.

Задание 29

Выберите одноиз предложенных ниже высказываний и на его основе напишите мини-сочинение.

Сформулируйте корректно одну или несколько основных идей затронутой автором темы и раскройте её (их) с опорой на обществоведческие знания.

Для раскрытия сформулированной(-ых) Вами основной(-ых) идеи(-й) приведите рассуждения и выводы, используя обществоведческие знания (соответствующие понятия, теоретические положения).

Для иллюстрации сформулированных Вами основной(-ых) идеи(-й), теоретических положений, рассуждений и выводов приведите не менее двух социальных фактов/примеров из различных источников:

  • из общественной жизни современного общества (реальные факты и модели социальных ситуаций), в том числе по материалам СМИ, интернет — ресурсов социологических служб;
  • из личного социального опыта, в том числе события из Вашей жизни и жизни Ваших родственников/знакомых, прочитанные книги, просмотренные кинофильмы / театральные постановки и др.;
  • из истории, включая историю литературы и искусства, различных наук и техники.

Каждый приводимый факт/пример должен быть сформулирован развёрнуто и подтверждать обозначенную основную идею, теоретическое положение, рассуждение или вывод / быть с ними явно связан. По своему содержанию примеры не должны быть однотипными (не должны дублировать друг друга).
29.1 Философия

«Прогресс указывает только направление движения, и ему безразлично, что ожидает в конце этого пути — благо или зло». (И. Хейзинга)

29.2 Экономика

«Предприниматели должны быть готовы ставить перед собой неправдоподобные цели и должны быть готовы к поражениям». (С. Хонда)

29.3 Социология, социальная психология

«Настоящий патриотизм как частное проявление любви к человечеству не уживается с неприязнью к отдельным народам». (Н.А. Добролюбов)

29.4 Политология

«Властвующий должен не только хотеть и решать, но и других систематически приводить к согласному хотению или решению». (И.А. Ильин)

29.5 Правоведение

«Законы — прекраснейшее изобретение разума, но, обеспечивая народам покой, они умаляют их свободу». (Л. Вовенарг)

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: