Игры и упражнения с песком для детей дошкольного возраста

Песок прекрасный природный материал, который способен принимать формы различных предметов, он обладает сыпучестью и хорошо пропускает воду.

Дети перебирают его руками, строят замки, роют тоннели или лепят «куличики». Они увлекаются игрой, тем самым бессознательно, принимают участие в песочной терапии.Каждый малыш обожает возиться с песком. Это простое занятие способно повлиять на психологическое состояние ребёнка, помочь ему с саморазвитием.

Песочная терапия – это действенный метод помощи ребёнку дошкольного возраста вырасти здоровой, гармоничной и развитой личностью.

Песок и его воздействие на ребенка

Пескотерапия помогает ребенку быть самим собой. Дошкольник не умеет словами выражать, что он чувствует и какие эмоции испытывает.

Игра с песком помогает детям придумывать разные сюжеты в трехмерном мире, преобразуя их в песочные фигуры или рисунки на песке. Ребенок бессознательно на образы переносит свои страхи, переживания или психологические травмы.

Такая игра является важной для детей, благодаря ей они общаются. Игрушки, которые используют в ней, являются средствами. Они помогают их самовыражению.

Важно! Ребенку нельзя диктовать правила, когда он играет в песочнице. Родителям или психологу необходимо занять роль «наблюдателя».

В игре с песком ребенок проявляет различные эмоции:

  • разрушает фигуры, которые построил – тем самым выплескивает гнев и раздражение;
  • закапывает игрушку – таким образом «закапывает» свой страх или негативные эмоции.

При помощи песочной терапии специалист может:

  1. Выявлять психологические отклонения у детей.
  2. Развивать детей с ЗПР и ДЦП.
  3. Помочь ребенку социализироваться, научиться общаться со сверстниками.
  4. Развивать различные навыки.

Терапия оказывает и профилактическое действие. Отрицательные эмоции у детей могут накапливаться, в игровой деятельности они выплескиваются.

Как дети реагируют на песок?

Многие терапевты настаивают, что воображаемый мир, которые дети создают в песочнице, является примером их взаимоотношений с матерями. Другими словами, в работе с песком ребенок отражает материнское бессознательное.

Неважно, как играет малыш. Одни дети любят полностью опускать руки в песок. Им это нравится. У них появляется довольная улыбка, и сразу наступает умиротворение, уходит агрессия. Ребенок настраивается на спокойный, творческий лад.

Другие дети боятся даже кончиком пальцев потрогать песок. Они недоверчивы и ждут поддержки взрослого. Поначалу им даже трудно довериться родителю, педагогу или психологу. Они постепенно опускают пальцы в песочницу и только после того, как поймут, что в ней не опасно, начинают творить.

В играх с песком ребенок может отдавать предпочтение сухому или мокрому материалу. Бывает, дети наливают много воды, превращая песок в жидкую субстанцию, устраивают в нем прятки: зарывают и откапывают мелкие предметы. В процессе они пытаются почувствовать свою значимость и ценность для взрослого наставника.

Занятия песочной терапии в дошкольных заведениях дают возможность освободить внутренне пространство малыша для его личности. Именно поэтому так важно дать ему свободу выбора в самом начале сеанса. Нужно позволить ему разорвать негативную проекцию семьи и стать самостоятельным творцом своей жизни.

Как работает песочная терапия?

Основной эффект от терапии песком в том, что она помогает бороться с психологическими травмами при помощи перенесения их на песок. Начинают формироваться ощущения контроля и взаимосвязи над своими внутренними ощущениями и желаниями. Ребёнок, играя в песок, выражает все свои переживания и страхи, освобождается от травм, которые не перерастают в психологические травмы.

Интересно почитать:

«Назови ласково» – логопедическая игра

Интегрированное занятие по развитию речи для детей 5-6 лет с использованием элементов эйдетики

Сеанс песочной терапии.

В дошкольном возрасте этот метод широко применяется логопедами и психологами, учитывая конечную цель и особенности личности ребенка, специалист определяет цели занятий и упражнения необходимые для её достижения. Занятия могут проводиться как для группы, так и отдельно для каждого дошкольника.

Многие специалисты отмечают положительный эффект уже после первого сеанса. Дети могут открыться и установить тесный контакт с психологом, который интерпретируя происходящее, может раскрыть их глубинные переживания. Очень часто это не осознаваемые переживания, которые не удавалось распознать до этого. Основная цель психологического воздействия заключается в том, чтобы осознать и проработать свои проблемы, найти пути решения и выход из ситуации.

Песочная терапия в развитии детей

Благодаря пескотерапии можно развивать у ребенка следующие навыки:

  1. Двигательные. Ребенок учится насыпать песок в ведерко, банку или бутылку с узким горлышком.
  2. Начертательные. Дошкольники на песке рисуют животных, растения, технику и т.д.
  3. Развивать речевые функции и фонематический слух. Дети рисуют буквы на песке, что помогает научить их произносить и автоматизировать звук.
  4. Развитие умственных способностей, памяти и внимания.
  5. Развитие мелкой моторики рук. В игре участвует каждый пальчик, что благоприятно скажется на общем развитии ребенка.
  6. Для коррекции дыхания. Песок выступает в качестве средства для упражнений по развитию дыхания.

Игра в песочнице помогает ребенку выполнять действия с песком: сухим и мокрым. Он познает его свойства и учится устанавливать причинно-следственную связь. В процессе развиваются и творческие способности – ребенок придумывает новые образы и делает их из песка.

Статья:

«Только руки знают, как распутать то, над чем тщетно бьется разум» Карл Густав Юнг
Пескотерапия (песочная терапия) — это вид современной арт-терапии и арт-педагогики, включающий систему игр с песком, которые позволяют раскрыть индивидуальность каждого ребёнка, решить его психологические затруднения, развить способность осознавать свои желания и возможность их реализации.

Песо́чная терапи́я это способ общения с миром и самим собой; способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно-символическом уровне, что повышает уверенность в себе и открывает новые пути развития.

Пескотерапия – это один из методов лечения искусством, который строится на теории Юнга о том, что «каждый предмет внешнего мира вызывает какой-либо символ в глубине бессознательного».

Этот метод объединяет множество упражнений и игр, направленных на общую релаксацию, снятие двигательных стереотипов и судорожных движений, на повышение концентрации внимания и усидчивости.

Песочница — прекрасный посредник для установления контакта с ребенком. И если он плохо говорит и не может рассказать взрослому о своих переживаниях, то в таких играх с песком все становится возможно. Проигрывая волнующую ситуацию с помощью маленьких фигурок, создавая картину из песка, ребенок раскрывается, и взрослые получают возможность увидеть внутренний мир ребенка в данный момент и в ходе песочной терапии она обязательно «выльется» на песчаную поверхность.

Песочная терапия для ребенка– возможность его самовыражения. Вода, песок, фигурки животных и людей, предметы способны помочь малышу раскрыться, выразить эмоции и чувства, которые иногда трудно передать словами.

Пескотерапия способна помочь ребенку разобраться в себе, избавиться от внутренних комплексов. При этом сеансы песочной терапии дают ощущение полной свободы и защищенности. Пескотерапия это по сути игра. Игра, которая помогает ребенку научиться строить отношения со сверстниками и с внешним миром, выражать свои эмоции и чувства. Пескотерапия это игра с символами, которые помогают услышать внутреннее настоящее «Я», подсказывающее выход для решения проблемы. При создании песочной композиций не нужны специальные навыки. Поэтому ребенок не будет бояться совершить ошибку или неточность, и будет более раскованно и смело действовать.

Это необычная техника, благодаря которой ребенок строит собственный мир в миниатюре из песка и небольших фигурок. Он с удовольствием использует миниатюрные фигуры людей, животных, деревьев, зданий, автомобилей, мостов. В процессе игры ребенок может смешивать песок с водой, формировать холмы, горы, создавать влажные ландшафты. При этом малыш выражает на песке то, что спонтанно возникает в его сознании.

Таким образом, пескотерапия (sand-play) — игра с песком как способ развития ребенка.

ИСТОРИЯ ПЕСКОТЕРАПИИ

Началом использования подноса с песком в психологической практике принято считать конец 1920-х годов.

Считается, что истоком «песочной терапии» служит книга известного писателя-фантаста Г. Уэллса «Игры на полу» (1911). В ней описывается, как его сыновья, играя с маленькими фигурками, находили выражение и облегчение трудностям в отношениях с членами семьи и друг с другом. Эта книга вдохновила детского психиатра Маргарет Лоуэнфельд, основавшую Лондонский Институт Детской Психологии, поставить на полки своего кабинета миниатюрные фигурки. Первый же ребенок, увидевший эти фигурки, перенес их в песочницу, стоявшую рядом, и стал играть с ними в песке.

Именно это и положило начало «технике построения мира» — диагностической и терапевтической методике, детально разработанной и описанной Маргарет Лоуэнфельд. Идея использования песка в игре с больными и психологически неблагополучными детьми была реализована Маргарет Ловенфельд в 1930 годах.

В 1950-х годах юнгианский психоаналитик Дора Кальфф, изучив методику «построения мира» начала разрабатывать юнгианскую «Песочную терапию» («Sandplay». (Boston: Sigo Press, 1980). В книге описаны случаи из практики), ставшую впоследствии самостоятельным направлением в психотерапии. Д. Кальфф вначале использовала песочную терапию с детьми, а затем и с взрослыми людьми. Д. Кальфф положила в основу своего подхода к песочной терапии теорию К.Г. Юнга. Пройдя обучение у М. Лоуенфельд, она увидела в этой методике не только возможность помочь детям выразить и отреагировать тяготящие их чувства, но и способ усилить связь с глубокими бессознательными слоями психики и помочь процессу индивидуализации и развитию трансцендентной функции, которые она изучала у К.Г. Юнга. Она считала, что «Картина на песке может быть понята как трехмерное изображение какого-либо аспекта душевного состояния. Неосознанная проблема разыгрывается в песочнице, подобно драме, конфликт переносится из внутреннего мира во внешний и делается зримым».

При работе с детьми игрушки и миниатюры использовали Анна Фрейд, Эрик Эриксон и другие психотерапевты.

В Швеции Шарлотта Бюлер разработала «тест мира», который до сих пор используется в Швеции как диагностический инструмент в детской психиатрии.

Разработанная К. Юнгом техника активного воображения может рассматриваться как теоретическая основа песочной терапии. Создание песочных картин способствует творческому регрессу, работа в песочнице возвращает человека в детство и способствует активизации «архетипа ребенка».

Песочная терапия в контексте арт-терапии представляет собой невербальную форму психокоррекции, где основной акцент делается на творческом самовыражении клиента.

Эти образы проявляются в символической форме в процессе создания творческого продукта – композиции из фигурок, построений на подносе с песком.

Метод базируется на сочетании невербальной (процесс построения композиции) и вербальной экспрессии клиентов (рассказ о готовой композиции, сочинение истории или сказки, раскрывающий смысл композиции). Песочная терапия применяется как при работе с детьми, так и при работе со взрослыми.

Сегодня метод песочной терапии используют в арт-терапии, гештальт-терапии, когнитивно-поведенческой и семейной терапии, в детском психоанализе.

Песочная терапия – это дополнение к другим видам терапии: визуализации, психодрамы, работы с телом и движением, гипноз и т.д.

Юнгианская песочная психотерапия предполагает использование подноса с песком стандартного размера и большого количества миниатюрных предметов.

Отличие арт-терапевтической практики работы с песочницей от традиционного варианта юнгианской песочной терапии «заключается также в возможности использования фокусирующих техник, связанных с работой на выбранные клиентом темы. Они могут быть связаны с запросом или актуальной проблемой клиента».

Существенное отличие от традиционного варианта юнгианской песочной терапии заключается в использовании интерактивных игр и упражнений.

Применение фокусирующих техник, связанных с песочной терапией на определенную тему и нередко бывает обусловлено неуверенностью и повышенной тревожностью клиента. В условиях краткосрочной терапии, специалист иногда может применять тематический подход.

Польза песочной терапии для детей

Достоинства занятий с песком неоспоримы:

  1. Развивается мелкая моторика у детей дошкольного возраста.
  2. Обширный простор для фантазии и мыслительной деятельности.
  3. Регулируется мыслительный механизм.

На логопедических занятиях выполнение упражнений с песком помогает:

  • логично выражать свои мысли;
  • формированию диалогической речи дошкольников;
  • нести ответственность за свои действия в игре;
  • полагаться только на свои силы;
  • стирать из головы психологические травмы и проблемы.

Действия педагога при организации песочной терапии

Педагог при организации песочной терапии должен:

  • подготовить место для песочной терапии. Это должен быть спокойный уголок, где не будет шума и суеты;
  • приобрести ящик, который необходимо покрасить в голубой или светло-синий цвет. Такая окраска действует благоприятно, и успокаивает психику. В него насыпают чистый белый песок;
  • возле ящика ставят коробку с игрушками. Они должны быть небольших размеров, чтобы ребенок мог создать модель игры. В комплект обязательно должны входить фигурки людей и животных;

Обратите внимание! Во время пескотерапии ребенок выбирает именно те фигурки, которые символизируют его внутреннее состояние на данный момент.

  • создать комфортные условия для игровой деятельности;
  • поддерживать игру детей, помочь им переживать различные ситуации;
  • оценивать поведение детей во время игры и делать выводы.

Для занятий песочной анимацией нужно:

  1. Приобрести стол со стеклянной столешницей, снизу сделать подсветку. По краю стола установить невысокие бортики.
  2. На поверхность насыпать чистый речной песок, в таком количестве, чтобы можно было рисовать рисунки на нем.

На занятиях терапией должна быть спокойная обстановка, располагающая к терапии. Можно включить спокойную музыку. Педагог наблюдает за ходом игры, при необходимости подсказывает ребенку сценарий.

Почему именно психолог?

Метод изображения с помощью песка используют в своей работе ведущие различных мастер-классов, педагоги дополнительного образования, социальные работники. Какие преимущества получают клиенты, прошедшие песочную терапию у психолога?

Психолог обладает профессиональным аналитическим аппаратом для диагностики состояния клиента. Другими словами, он способен помочь выявить корни проблемы, отвечая за результат. Также в работе будут учтены особенности ситуации, в которой оказался человек. Негативные симптомы не уйдут от внимания специалиста. А созданная на занятиях обстановка будет способствовать самораскрытию.

Песочная терапия для детей дошкольного возраста

Для малышей такая терапия – это занятный способ потрогать приятный на ощупь материал. Она помогает деткам развиваться умственно и физически, давая возможность подготовиться к школе.

Для малышей игры в песке помогает:

  • выучить цифры и буквы;
  • различать левую и правую сторону;
  • правильно ориентироваться во временах года;
  • тренировать память, зрение и слух;
  • развивать фантазию.

Такую терапию лучше начинать с 3 лет, но можно и раньше, когда ребёнок перестанет тянуть все в рот.

Особенности проведения песочной терапии для детей

Терапия песком подходит и взрослым людям, но использование пескотерапии имеет свои особенности в играх:

  1. С психологической проблемой ребёнка разбирается родитель ли преподаватель.
  2. С детьми важно устанавливать границы общения.
  3. Более естественная игра, которая несвойственна взрослым.
  4. С детьми занимаются более динамичными и подвижными играми.
  5. Основные стадии игры: хаос, борьба, исход.
  6. Полное отсутствие абстрактных картин.
  7. Предпочтительное преобладание в игре сказочных персонажей, животных, мультгероев.

Показания к терапии

Занятия с песком показаны в любом возрасте, особенно детям с психологической травмой и задержкой развития. Малышу, с трудом выражающему свои чувства и переживания, такие занятия пойдут только на пользу. Помимо этого, терапия помогает дошкольникам развить интеллект и подготовиться к школе.

Противопоказания

Основное противопоказание к пескотерапии – отсутствие доверия ребёнка к своему преподавателю. А также повышенная тревожность, возбудимость и сопротивление к песочным играм.

Иногда противопоказанием выступает аллергия на материалы у ребёнка.

Методики игр

Основные методики игр:

  1. «Догадайся» – закопать фигурку в песок и попросить малыша угадать, кого именно спрятали в песок. Для облегчения задачи, задавайте наводящие вопросы.
  2. «Забава» – придумать интересную историю для персонажей и выложить основные наводящие слова на песке фигурками, после ребёнок отворачивается, а взрослый разбрасывает фигурки по песку. Малыш должен найти потерянные слова.
  3. «Затерянный город» – пусть рентное построит город своей мечты и придумает для его жителей историю.

Что необходимо для песочной терапии дома?

Для занятий дома понадобятся:

  • чистый песок;
  • ящик прямоугольной формы;
  • миниатюрные фигурки.

Песок насыпать в ящик на две трети, также необходимо иметь воду для смачивания песка.

Игры на развитие слухового внимания и памяти

В данном виде терапии множество игр, направленных на развитие памяти, слуха и речи. Рассмотрим основные из них:

  1. «Крестики-нолики» – так малыш тренирует память и развивает интеллект.
  2. «Животные» – поставить в ряд животных и попросить ребёнка назвать их и писать каждую букву на песке.
  3. «География» – надо купить карту мира и разрешить ее на 6 частей, после дать ребёнку сложить ее, как пазл. При этом он может проговаривать названия материков и океанов. После построить на песке город с реками, горами и домами для развития пространственного мышления и памяти.

Пескотерапия как инновационный метод в работе педагога с дошкольниками

«Картина на песке может быть понята как трехмерное изображение какого-либо аспекта душевного состояния. Неосознанная проблема разыгрывается в песочнице, подобно драме, конфликт переносится из внутреннего мира во внешний и делается зримым». Д. Каллф

Все мы, взрослые и дети, брали в руки песок. На вид мелкие крупинки, ничего особенного, но почему-то с ним хочется что-то делать: строить из мокрого песка замки, с помощью формочек делать куличики, да и просто приятно сыпать его сквозь пальцы Однако песок не так прост. Элементарные, казалось бы, игры могут быть очень полезны для психического здоровья и развития детей. Особенно если эти игры – песочная терапия. Что же такое пескотерапия?
Пескотерапия – это один из методов лечения искусством, который строится на теории Юнга о том, что «каждый предмет внешнего мира вызывает какой-либо символ в глубине бессознательного». По результатам диагностики, в последнее время, увеличилось количество детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности, в коррекции которого используются различные методы, одним из которых является песочная терапия. Этот метод объединяет множество упражнений и игр, направленных на общую релаксацию, снятие двигательных стереотипов и судорожных движений, на повышение концентрации внимания и усидчивости. Признаки гиперактивности начинают проявляться в возрасте 2-3 лет. Однако родители и воспитатели, как правило, относят отклонение в поведении ребенка на счет его индивидуальных особенностей и не обращаются к врачу или другому специалисту, надеясь справиться с проблемой самостоятельно, а время идет, и проблема становится все серезнее. Поэтому важно, как можно раньше диагностировать синдром дефицита внимания и гиперактивности. Но предлагаемые методики расчитаны на детей постарше. Поэтому психологи в дошкольных учреждениях стали все чаще пескотерапию. Песочная терапия может помочь педагогу рассмотреть состояние трех- четырехлетних детей, ведущих себя гиперактивно, не как диагноз, требующий медикаментозного лечения, а как возможный психодиамический фактор, подлежащий корректировке. Она дает ребенку время проработать свои эмоциональные проблемы и устраняет блок в процессе обучения. Песочница — прекрасный посредник для установления контакта с ребенком. И если он плохо говорит и не может рассказать взрослому о своих переживаниях, то в таких играх с песком все становится возможно. Проигрывая волнующую ситуацию с помощью маленьких фигурок, создавая картину из песка, ребенок раскрывается, и взрослые получают возможность увидеть внутренний мир ребенка в данный момент и в ходе песочной терапии она обязательно «выльется» на песчаную поверхность. В начале этапа занятия проходили индивидуально, и в основном коментировала я песочные картины детей, но постепенно ребята сами стали рассказывать о своих действиях в песочнице, и им все дольше по времени хотелось играться в ней. Затем, я стала брать подгруппу, и мы стали играть в игры предложенные мною, а потом и в придуманные самими детьми. Чем полезны игры с песком? Развивают восприятие, мышление, памяти, внимания, речи, навыков самоконтроля и саморегуляции, творческого мышления, воображения и фантазии;
Формируют у ребенка представления об окружающем мире; Развивают мелкую моторику, глазомер Успокаивают и расслабляют, снимая напряжение; Воспитывают чувство успешности и уверенности в себе (вот как я могу!) Помогают познавать внешний и свой внутренний мир. Игра с песком – это своеобразная само терапия ребёнка с помощью психолога. Ребёнок является хозяином в ящике с песком и, переживая это чувство, он становится внутренне сильнее, потому что может изменять свои картинки, сюжеты, отношения и настроения. В играх на песке идут войны, борьба добра и зла, но ребёнок всегда знает, что добро победит! И этот опыт очень важен для его будущей жизни. Игры с гиперактивныим детьми все спокойные, требующие большой выдержки и терпения: например, игра «Не тронь» (ребенок закапывает руку так, чтобы не было понятно, где находятся его пальчики. Другой ребенок начинает медленно разгребать этот песок, стараясь не дотронуть до пальцев. Выигрывает тот, кто больше отыскал пальчиков, при этом не дотронулся до него. Фото№1), или «Протяни дальше» (нужно как можно дальше протянуть пуговицу, пока она не покажется вся. Фото№2,№3)
Эффект песочной терапии: позитивное влияние на эмоциональное состояние детей; положительная динамика в развитии: образного мышления; тактильной чувствительности; зрительно-моторной координации; ориентировки в пространстве; сенсо-моторного восприятия. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Белоусова, Е.Д. Синдром дефицита внимания и гиперактивности / Е.Д. Белоусова, М.Ю. Никанорова // Российский вестник перинатологии и педиатрии. Научно – практический рецензируемый журнал. – 2000. – № 3. – С. 39 – 42. Брязгунов, И.П. Дефицит внимания с гиперактивностью у детей / И.П. Брязгунов, Е.В. Касатикова. – М.: Медпрактика-М., 2002. С. 38–39, 48–53. Зинкевич-Евстегнеева, Т.Д., Грабенко, Т.Н. Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии / Т.Д. Зинкевич-Евстегнеева, Т.Н. Грабенко. – СПб. : Речь, 2010. – 340 с.

Рекомендуем посмотреть:

Дидактические игры с песком для детей 3-4-5 лет Экспериментирование в средней группе Игры с песком в подготовительной группе детского сада Использование песочной терапии в работе педагога с дошкольниками с ОВЗ

Похожие статьи:

Сценарий летнего развлечения для старших дошкольников

Проективные игры с песком, упражнения для эмоциональной разрядки и снятия агрессии

Рассмотрим некоторые игры для снятия тревожности и развития личности:

  1. «Оттиски рук» – так ребёнок учится оценивать свои ощущения. Малыш должен описать, что он чувствует и выразить свои эмоции.
  2. «Дождик» – в этой игре малыш хорошо снимает стресс. Ребёнок пересыпает песок с одной руки на тыльную сторону другой руки.
  3. «Узоры» – ребёнок должен нарисовать различные изображения на песке и рассказать, что он чувствует при этом. Это занятие идеально снимает напряжение.
  4. «Прятки» – избавляете от стресса и позволяет выяснить психологические проблемы ребёнка. Детям даются на выбор игрушки, которые он прячет, после выкопать и рассказать о своих эмоциях.

Проективные игры

Выявленная З. Фрейдом особенность приписывать свои чувства и желания внешним объектам очень помогает в работе с детьми. Ребёнку предлагают сделать следующее:

  • описать имеющиеся изображения на песке и наделить их какими-либо качествами;
  • создать из разрозненных деталей, спрятанных в песке, единое целое;
  • придумать рассказ или сказку с персонажами и предметами из имеющихся фигурок на песке;
  • нарисовать несуществующее животное, и другие.

Необходимо помнить, что проективные методики невозможно однозначно интерпретировать, они социально и ситуационно обусловлены, направлены на изучение детской личности в целом. Учитывая, что эти методики недостаточно стандартизированы, они используются для диагностики и лечения психотерапевтами.

Песочная терапия включает большое разнообразие индивидуальных и коллективных игр, занятий. Активно используются доски с подсветкой или песок различного цвета. Это поможет ребенку выразить имеющееся эмоциональное состояние.

Серия игр и упражнений с песком из книги

Т. Зинкевич – Евстигнеевой «Чудеса на песке» способствуют развитию тактильно-кинестетической чувствительности, мелкой моторики, творческой фантазии, помогают в познании своего внешнего и внутреннего мира.

Вот несколько игр:

  • Оттиски рук. С помощью этого упражнения
    малыш учится оценке ощущений. Педагог либо родитель показывает подопечному оттиск своей ладошки
  • на песке, то же повторяет пациент. Рука вдавливается и погружается в поддон.

Сначала свои ощущения описывает ведущий. Он ведет свой рассказ про песок, какой это материал мягкий или шероховатый, как он чувствует своей кожей маленькие частички. Затем следует рассказ малыша о песке.

  • Дождик или водопад. Данная игра – хорошее средство для снятия напряжения в мышцах и агрессии. Педагог либо ведущий говорит, что начался водопад. Маленький человек пересыпает песок на тыльную сторону руки взрослому, а затем он выполняет упражнение малышу.
  • Создание узоров. Нарисовать на песке с помощью пальцев, кулачков, кистей разнообразные узоры, а затем рассказать, что представляется ребенку, когда он смотрит на них. Это могут как цветы, так и животные, ветки и др. Такое упражнение положительно сказывается на психоэмоциональном
    состоянии детей.
  • Прятки. Игра помогает в выяснении психологических проблем подопечного и помощи в избавлении от них. Дошкольнику на выбор предлагается несколько предметов, которые он должен закопать в песок, а затем выкопать и рассказать о всех спрятанных предметах.
  • Проигрывание сюжета. Психолог предлагает пациенту создать собственный мир, использовав на выбор миниатюрные фигурки. Если цель
    песочной терапии — избавление от агрессии, то маленький человек выберет отрицательных персонажей и устроит войну и разрушение тем самым, сняв напряжение и успокоив свой гнев.

Роль песочной терапии для детей с отклонениями

Для здоровых малышей подобные игры просто полезны и носят развлекательный характер. Другое дело обстоит с детьми с отклонениями в развитии. Занятия с песком используются как коррекция поведения, снятия напряжения и развития сенсорики.

Игры в песочнице эффектны малышам с:

  • ЗПР;
  • ОВЗ;
  • ОНР.

Такие дети в песочнице формируют свой характер игры, персонажи общаются между собой, ведут разговор. Так Малыши с отклонениями в развитии формируют собственный характер.

Для малышей с задержкой речи подходит игра «песочная грамота». Она улучшает правильное восприятие слов, формирует верное произношение, развивает чтение и письмо.

Дети с интеллектуальным отстаиванием должны играть с песком около часа.

Такая терапия лечит неврологические проблемы и является активной профилактикой отклонений в развитии. Частая игра в песочнице заряжает ребёнка положительными эмоциями и освобождает от негативных проявлений внешнего мира.

Какие бывают способы взаимодействия с песком?

В песок можно играть по-разному, начиная от самостоятельных игр в одиночку, заканчивая групповыми занятиями с педагогом или психологом. Сразу скажем, что все эти способы имеют свои преимущества, в том числе и самостоятельная игра ребенка в одиночку или со сверстниками, но, если игры детей в песочнице или на пляже мы можем себе представить, то, что происходит за дверью специалиста по песочной терапии или арт-терапии, знают далеко не все.

В психологической и педагогической практике можно выделить два способа работы с песком: арт-терапия и песочная терапия. В них есть много общего, некоторые специалисты используют оба метода, но здесь мы раскроем каждый по отдельности.

Арт-терапия с использованием песка

«Искусство смывает пыль повседневности с души» — эта цитата великого мастера Пабло Пикассо может стать лозунгом всей арт-терапии. Суть метода заключается в выражении своих мыслей и переживаний с помощью искусства, в нашем случае рисунка песком на специальном планшете. В ходе арт-терапии психолог помогает ребенку назвать и прожить тревожащие его чувства и события, предлагая темы работ и обсуждая созданные картины.

Арт-терапия с использованием песка

Арт-терапия считается одним из самых эффективных направлений работы с маленькими детьми, так как им пока ближе невербальные образы. В ходе арт-терапии малышам не нужно использовать сложные слова и фразы, чтобы описать своё состояние, а само творчество является для них понятным и знакомым видом деятельности. Использование песка позволяет создавать картины даже не имея особых навыков (в отличии, например, от рисования красками или аппликаций), а также легко вносить изменения в готовую работу в любой момент времени.

На сегодняшний день групповая и индивидуальная арт-терапия используется как для решения широкого спектра проблем (например, тревожность, травматические переживания, нарушения поведения и задержки развития), так и для организации развивающих занятий для детей (развитие воображение, улучшение коммуникативных навыков, развитие мелкой моторики и расширение кругозора).

Песочная терапия

Песочная терапия уходит своим корнями в аналитическую психологию Карла Густава Юнга, в которой особое внимание уделялось роли символов и бессознательных процессов в нашей жизни. Карл Густав Юнг и его последователи убеждены в том, что использование образного языка позволяет нам глубже понять себя вне зависимости от возраста, а контакт с песком облегчает высвобождение содержания бессознательной части нашей психики.

В песочной терапии кроме песка используются небольшие фигурки предметов, животных и людей, которые позволяют создавать сюжеты и наполнять их личным смыслом. В процессе построения сюжета и рассказа о нём ребенок раскрывает свои переживания терапевту, а тот помогает малышу пережить жизненные трудности и способствует налаживанию контакта в семье. Обычно сам процесс песочной терапии ребенок воспринимает как увлекательную игру с фигурками, поэтому не боится встреч с психологом.

Песочная терапия

Песочная терапия широко используется детскими психотерапевтами при работе с детьми с нарушениями поведения и эмоциональной сферы (застенчивость, плаксивость, агрессивность, тревожность), пережившими негативный опыт или проходящими период адаптации к новым условиям (например, переезд в другой город или развод родителей), а также для развития когнитивной, эмоциональной и коммуникативной сферы детей.

Песок широко используется психологами и педагогами в работе с дошкольниками. Занятия с песком позволяют избавиться от поведенческих и эмоциональных проблем, помогают пережить сложные периоды. Многие программы используются также для развития детей: групповые и индивидуальные занятия для дошкольников способствуют развитию когнитивной, эмоциональной и коммуникативной сфер.

Примеры игр в песочнице и комментарии педагогов можно посмотреть в репортаже ниже:

Этапы песочной терапии

Есть три основные этапы игры с песком:

  1. «Хаос» – нет различий между фигурками, то есть непонятно кто они: животные, герои, растения, сказочные персонажи. Это говорит, что малыш тревожен и беспокоен.
  2. «Борьба» – ребёнок чётко делит игрушки на хороших и плохих, причём злых намного больше. Этот период называется внутренней борьбой у малыша, в таком случае следует добавить хороших героев в его сюжет игры.
  3. «Исход» – та стадия, которая означает полное спокойствие и гармонию ребёнка.

Песочная терапия полноценно развивает ребёнка, устраняет неврологические проблемы. Также это просто приятное и полезное времяпрепровождение с собственным ребёнком.

Виды песочных игр

Существует 2 основных вида песочных игр:

  1. Рисование песком. Такой вид терапии помогает ребенку расслабиться. Он фантазирует, рисуя различные образы: людей, животных или природу. Песок можно разравнивать как ладонями, так и пальцами, рисовать кулачком или запястьем. Можно делать отверстия, разгребать его или просеивать между пальцами. Песочная анимация помогает развивать творческие способности, мышление и воображение. Особенно этот вид пескотерапии подойдет для легковозбудимых и гиперактивных детей.
  2. Игра в песочнице. Ребенок играет в импровизированной песочнице – коробке с песком. Он использует фигурки людей, строений, техники, фруктов, овощей и других предметов. Дошкольник самостоятельно придумывает сюжет и проигрывает его, выражая скрытые эмоции. При организации терапии психологом, он сам подсказывает сюжет, чтобы ребенок пережил конкретное чувство. Для развития речи логопед проводит необходимые занятия в игровой форме.

Песочная терапия включает в себя многообразные сюжетные игры, которые помогают детям развиваться.

Программа занятий по пескотерапии «Песочные фантазии»

Программа занятий по пескотерапии

«Песочные фантазии»

Для детей в возрасте 6-14 лет с различными формами нарушения поведения

Разработчики:

Ченцова Александра Юрьевна

г. Володарск 2020 год

I.Пояснительная записка

Песок — загадочный материал. Он обладает способностью завораживать человека своей податливостью, способностью принимать любые формы, быть сухим и легким, или ускользающим и влажным, или плотным и пластичным.

Игра с песком как способ развития и самотерапии ребенка известен с древних времен. Податливость песка будит желание создать из него миниатюрную картину мира. Человек выступает в песочнице как созидатель — один жизненный сюжет меняет другой, следуя законам бытия: все приходит и все уходит, нет ничего такого, что было бы непоправимо разрушено, просто старое превращается в нечто иное, новое. При многократном переживании этого ощущения человек достигает состояния душевного равновесия.

Игра с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Ребенок, тем более с особыми потребностями в развитии, часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное — он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо!

Большим плюсом песочного рисования являются уникальные свойства песка – сыпучесть, мягкость, приятная шершавость, — которые действуют на человека завораживающе. Рисуя песком, человек входит в легкое медитативное состояние, что дает ему возможность по–настоящему расслабиться, отдохнуть. Данный вид арт–искусства подходит всем возрастным категориям. Особенно с песком любят играть дети.

Песок нередко действует на детей как магнит. Их руки сами, неосознанно, начинают пересыпать и просеивать песок, строить тоннели, горы, выкапывать ямки. А если к этому добавить различные игрушки, тогда у ребенка появляется собственный мир, где он выдумывает и фантазирует, и, в то же время, учится работать и добиваться цели.

Так или иначе, наблюдения и опыт показывают, что игра c песком позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых, это делает прекрасным средством для «заботы о душе» именно так переводится термин «психотерапия».

Мокрый песок позволяет лепить грандиозные фигуры без мелких деталей, но очень выразительные по силуэту. Из песка можно делать не только дворцы, но и машины, корабли, различные фигурки — скульптурки, украшая их камешками, ракушками, цветными бусинками.

Характеристика учреждения

Одним из звеньев государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений и социальной реабилитации детей «группы риска» являются центры социальной реабилитации несовершеннолетних.

ГБУ НО «Центр социальной помощи детям и семье Володарского района» — это учреждение, деятельность которого направлена на организацию социальной реабилитации и оздоровления несовершеннолетних в возрасте от 6 до 18 лет, нуждающихся в социальной помощи.

Отделение дневного пребывания (ОДП) является структурным подразделением учреждения и осуществляет социальное обслуживание детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (ТЖС) и социально опасном положении (СОП).

Отделение создано в целях реализации программ социальной реабилитации, которые способствуют формированию личности, адекватно ориентирующейся в социуме.

Право на обслуживание имеют дети-инвалид, дети из семей, находящихся в ТСЖ: многодетных, малообеспеченных, неполных, а также находящихся в СОП.

Анализ социальной ситуации развития детей, находящихся в центре, показывают, что большинство из них попадает в учреждение из-за семейных проблем. Отрицательно сказываются на социализации детей различны факторы: образ жизни родителей, низкий материальный уровень семьи, сложившиеся конфликтные внутрисемейные взаимоотношения и в связи с этим неблагоприятный психологический климат в семье, широкое распространение «вредных привычек» в подростковой среде.

Решение проблемы нравственного воспитания детей, посещающих центр, достаточно сложное в связи с тем, что они, как правило, не получили нормального семейного воспитания, «свои университеты» прошли на улице, не имеют четких моральных критериев. Многие наши воспитанники так мало хорошего видели в жизни, зато видели много несправедливости, обмана, их кругозор безмерно узок, словарный запас беден, они ожесточены и агрессивны. Освоение детьми норм нравственного поведения, нравственных отношений невозможно, если нет в жизни ситуаций, в которой такой опыт можно накапливать.

Модель организации психолого- педагогической работы в учреждении строится по принципу психолого- педагогического сопровождения. Психологическая реабилитация позволяет воспитаннику успешно адаптироваться в окружающей среде и в обществе в целом. Она помогает ему достичь необходимого морально- психологического равновесия, принимать и выполнить соответствующие социальные роли.

Важнейшим средство профилактики и педагогической коррекции противоправного поведения является воспитание толерантного поведения несовершеннолетних, которое включает изучение конструктивных способов общения.

Сегодня наиболее оправданным является такой подход в организации реабилитационной работы, который направлен на выработку каждым воспитанником своего собственного варианта жизни, достойного его, как человека современного общества.

II.Концептуальная часть

В учреждении создаются условия для восстановления нормальных отношений детей с окружающими, что является важным показателем реабилитационно- педагогической работы.

Программа «Песочные фантазии» нацелена на общее развитие ребёнка, в том числе возможность развития эмоционально- волевой сферы, которые плохо развиты у детей, посещающих ОДП и содержит задания творческих видов деятельности с использованием сухого и мокрого песка.

Актуальность

программы «Песочные фантазии» предоставляет возможность осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку. Проблема развития детской личности в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления. Игра и рисование –особые формы детской деятельности. Интерес к ним у детей существенно зависит от того, насколько условия и организация труда позволяют удовлетворить основные потребности ребенка, а именно:

  • желание практически действовать с предметами, которое уже не удовлетворяется простым манипулированием с ними, как это было в раннем возрасте, а предполагает получение определенного осмысленного результата;
  • желание чувствовать себя способным сделать нечто такое, что можно использовать и что способно вызвать одобрение окружающих.

Для многих людей облечение мысли в слово трудно, особенно для детей.

Но ведь ещё существует язык мимики, жеста, способный тонко выразить ощущения или чувства в рисунке, пластилине рука как бы выстраивает мосты между внутренним и внешним мирами. Тогда внутренний образ становится зримым во внешнем творении. Этот принцип положен в основу системы работы по пескотерапии. Как известно, дети с удовольствием играют в песок, потому что такие игры насыщены разными эмоциями: восторгом, удивлением, волнением, радостью. Это дает возможность использовать игры с песком для развития, обогащения эмоционального опыта ребенка, для профилактики и коррекции его психических состояний. Песок пропускает воду, поэтому, по утверждению парапсихологов, он поглощает и негативную энергию человека, стабилизирует его эмоциональное состояние. Работа по программе «Песочные фантазии» — прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, а также конструкторского мышления детей.

Новизной и отличительной особенностью

программы “Песочные фантазии” является развитие у детей творческого и исследовательского мышления, пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий, приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения к окружающему.

Необходимость

в создании данной программы существует, так как пескотерапия рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей и подростков творческих способностей, фантазии, мелкой моторики рук, внимания, логического мышления и усидчивости.

III.Цели и задачи программы

Цель программы:

1) Дать возможность ребёнку быть самим собой, раскрыть индивидуальность каждого ребёнка, а обеспечить социальную успешность.

2) Развитие связной речи; помощь в изучении букв, освоении навыков чтения и письма; развитие графомоторных навыков.

Задачи программы:

  1. Способствовать развитию коммуникативных навыков ребенка с помощью совместной игровой деятельности.
  2. Развивать тактильную чувствительность как основу раскрепощения сознания детей.
  3. Развивать интерес ребенка к экспериментальной деятельности, его любознательность.
  4. Профилактика оптико-пространственной дисграфии;
  5. Развивать все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление, воображение), мелкой моторики;
  6. Развивать зрительно-пространственную ориентацию;
  7. Совершенствовать предметно-игровую деятельность, способствующей развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка;
  8. Разрешение психологических затруднений ребёнка, стабилизация эмоционального состояния;
  9. Создать чувство защищённости в комфортной для ребёнка среде;
  10. Релаксация, снятие мышечной напряжённости.
  11. Развивать тактильную чувствительность как основу «ручного интеллекта».

IV.Механизм реализации программы

  • Условия реализации

    Помещение для проведения занятий- кабинет психолога с ковровым покрытием

  • Оборудование

    .
    Студийный планшет для рисования
    . Деревянный поднос прямоугольной формы размером 49,5х5х7 см. Эти размеры чрезвычайно важны, поскольку они позволяют ребенку удерживать в поле зрения всю композицию, а не отдельные фрагменты.
    Песок кварцевый
    натуральный. Песок занимает примерно одну треть объема ящика, он должен быть чистым, просеянным, не крупным, но и не слишком мелким и, желательно, достаточно светлым. Важно, чтобы он был приятен на ощупь. В работе используется как сухой, так и мокрый песок. Для этого необходимо иметь емкость с водой.

  • Организационно-методические аспекты
  1. Презентация возможности проведения реабилитационной работы в сенсорной комнате, оснащенной специальным оборудованием(встреча с педагогами и формирование мотивации на совместную работу).
  2. Сбор анамнестических данных, психологическая диагностика с целью уточнения травмирующего события и выявления актуального уровня развития познавательной сферы, особенностей эмоционально-волевой сферы ребенка и зоны его ближайшего развития.
  3. Программа рассчитана на 5-7 занятий с периодичностью встреч два раза в неделю по 1 часу. Желательно участие воспитателя или психолога, который будет обеспечивать поддержку ребенку в период между занятиями, а также устранит психотравмирующие факторы.
  • Количественный состав групп

    Оптимальное количество участников 7 человек, включая взрослых.

  • Качественный состав группы

    Дети и подростки- воспитанники центра. В группу подбираются дети, не имеющие противопоказаний для групповой работы

  • Противопоказания

    Песочную терапию нельзя проводить в следующих случаях: — Эпилепсия или шизофрения — Клиент с очень высоким уровнем тревожности — Аллергия на пыль и мелкие частицы — Легочные заболевания — Кожные заболевания и порезы на руках

  • Принципы организации пескотерапии

Принцип творчества

, создание естественной стимулирующей среды, в которой ребёнок чувствует себя комфортно и защищённо, проявляя творческую активность.

Принцип дифференцированного и индивидуального подхода

, учёта возрастных особенностей ребёнка.

Принцип гуманизации

предполагает строить образовательный процесс и воспитательные отношения, ориентируясь на личность ребёнка.

Принцип рефлексивности

означает готовность и способность ребёнка творчески осмысливать и преодолевать проблемно-конфликтные ситуации; умение обретать новые смыслы и ценности, адаптироваться в непривычных межличностных системах отношений, ставить и решать неординарные практические задачи.

Принцип интегративности

предполагает гармоничное сочетание всех видов и форм организации разнообразной художественной деятельности. Опыт ребёнка складывается из зрительных, слуховых и кинестетических ощущении (модальностей).

  • Ориентировочная структура занятий
    Часть 1. Вводная.
    Цель – настраивание детей на совместную работу, установление эмоционального контакта между детьми. Основные процедуры: ритуал приветствия, игры – разминки.

Часть 2. Основная

. На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. В нее входят упражнения и игры, направленные на развитие эмоционально-личностной и познавательной сфер ребенка.

Основные процедуры: песочная терапия, игры и упражнения на развитие мышления, внимания, памяти, игры на развитие навыков общения, рисование, творческие работы.

Часть 3. Завершающая.

Основные цели: подведение итога занятия, создание у каждого участника чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от работы на занятии, беседа о том, что было на занятии.

  • Методы и приёмы работы

Наглядные

(показ образца, пример, помощь).

Словесные

(объяснение, описание, поощрение, убеждение, использование скороговорок, пословиц и поговорок).

Практические

(самостоятельное и совместное выполнение образов)

  • Способы рисования песком

Педагог предлагает детям воплотить в песке свои идеи теми способами, которые им больше нравятся.

 Песок можно разравнивать как ладонями, так и пальцами.

 Руки могут работать и как «бульдозер», разгребая песок вокруг.

 Пальцами можно проделывать отверстия в песке или рисовать на нём.

 Для изображений можно использовать кулачок или указательный палец.

 Для изображения волны в рисунке можно использовать кисть руки.

 Осваивать новый способ рисования песком путём отсечения лишнего.

V.Ожидаемые результаты

Ожидаемые результаты работы по программе:

– умение владеть различными приемами работы с сухим песком;

– умение создавать композиции и сюжеты на песке;

– устойчивое внимание, память, мышление, пространственное воображение;

— развитие мелкой моторики рук и глазомера;

— художественный вкус, творческие способности и фантазия;

– улучшение коммуникативных способностей и приобретение навыков работы в коллективе;

— участие в различных видах игровой, изобразительной, творческой деятельности; расширение кругозора и словарного запаса.

VI. Тематическое планирование

Название занятия

Цели, задачи

Практическая деятельность

1.

Здравствуй, песок!

Знакомство детей с песком, его свойствами; совершенствование координации движений, мелкой моторики, ориентации в пространстве;

Песочный дождик

(медленно или быстро сыпать песок из своего кулака, на свою ладонь или взрослого, глаза можно закрыть).
Необыкновенные следы
(медведи – надавливать кулачками, зайцы – кончиками пальцев в разных направлениях, ползут змейки, бегут жучки-паучки, крокозябла – дети создают следы сами).
Узоры на песке
(пальцами, ребром ладони, кулаком) Взрослый пальцем, ребром ладони, кисточкой в верхней части песочницы рисует различные геометрические фигуры (в соответствии с возрастными нормами освоения), простые/сложные узоры (прямые и волнистые дорожки, заборчики, лесенки). Ребенок должен нарисовать такой же узор внизу на песке, либо продолжить узор взрослого. Вариант: взрослый рисует на доске, дает устную инструкцию нарисовать на песке определенный узор.

2.

Чуткие руки

Развивать мелкую моторику рук, формировать представление об изменчивости формы песка

Найди отличие.

Ребенок рисует на поверхности песка любую несложную картинку, затем показывает её взрослому, а сам в это время отворачивается. Взрослый дорисовывает некоторые детали и показывает полученное изображение ребенку. Малыш должен заметить, что изменилось в картинке. Взрослый и ребенок могут в процессе игры меняться ролями.
Волшебные превращения.
Не менее интересно соединять несколько видов цветного песка и при этом получать удивительные сочетания, которые в виде необычных образов активно включаются в игру.

3.

Солнечные лучики

Развитие сплоченности детей, мелкой моторики, пробуждение интереса, стимуляция внимания;

Цветные острова (групповая).

Детям предлагается взять песок любого цвета и на поверхности стола создать с его помощью — острова, при этом дополнительно можно использовать миниатюрные фигурки. Затем дети отправляются путешествовать по островам друг друга, рассказывая о них.
Буквы.
Учим буквы? И вам поможет кинетический песок. Из него легко и просто моделировать, поэтому обязательно потренируйтесь. Весьма увлекательно вылепливать букву и тренировать варианты их произношения.

4.

Узоры на песке

Учить детей рисовать свое настроение на песке ,развивать воображение

Змейка.

Цель: снять эмоциональное напряжение. Задача: выразить свое отношение, показав это в игре Инструкция: возьми Змейку за голову или хвост и проведи по песку. Теперь возьми веревочку так, как ручку, плавно пройди по змеиному следу. Ребенок берет Змейку за голову и пишет узоры: кружочки, петельки, палочки.

5.

Радуга

Закрепление представлений об окружающем мире; развитие моторики рук, тонких тактильных ощущений; развитие речи, памяти, мышления.

Точка, точка, запятая.

Цель: знакомство с техническим приемам и способам изображения с

использованием песка. Точка, точка, запятая – вышла рожица кривая. Ручки, ножки, огуречик – получился человечек.

Прочитайте стишок и нарисуйте на песке смешного человечка..

Угадай на ощупь.

Это упражнение направлено на развитие мышления и моторики рук ребёнка. Малыш отворачивается, а взрослый в это время прячет в песок игрушку/камень/шишку/ракушку… Задача ребёнка найти в песке предмет и отгадать на ощупь, что это. Затем участники игры меняются ролями

6.

Мир из песка

«Проигрывание» разнообразных жизненных ситуаций, создание композиций на песке.

Мы создаем мир.

Цель: развитие и расширение представлений ребенка об окружающем его мире живой и неживой природы, о рукотворном мире человека. Педагог показывает способы построения в песочнице живых и неживых сообществ – город, деревня, лес, река, озеро, остров, а затем в игровой форме побуждает ребенка строить самостоятельно и по инструкции разнообразные природные и рукотворные сообщества. (тема построений может соответствовать теме занятий)

7.

Глаза в глаза

Обучение выстраиванию композиции на песке по образцу; развитие внимания, связанного с координацией движений

Мы едем в гости

. Цель: развитие пространственных представлений, ориентировка на «песочном листе»; для малышей инструкция значительно упрощается, идет только закрепление сенсорных эталонов и представлений «верх – низ». Взрослый в игровой форме знакомит ребенка с пространственными представлениями (или закрепляет знания): «верх – низ», «право – лево», «над – под», «из-за — из-под», «центр, угол». Ребенок по словесной инструкции взрослого пальчиками «ходит, прыгает, ползает» по песку, изображая различных персонажей. Песочная фея. Мы идем в гости к зайчику. Где живет заяц? (Заяц живет в лесу, потому что это дикое животное.) В каком углу песочницы растет лес? (Малыши отвечают «в верху песочницы».) Кто живет рядом с зайчиком? (Перечисляются и помещаются в песочницу фигурки или картинки диких животных.) С кем дружит зайчик? Кого боится зайчик? Чем нас заяц угостил? Что мы пожелаем зайчику?

VII.Список литературы

  1. Бетенски Мала. Что ты видишь? Новые методы арт – терапии. – М.: Эксмо-Пресс,2002
  2. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия. – СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998 г, – 50 с.
  3. Грабенко Т.М. , Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по песочной терапии, -СПб , „Речь», 2002.
  4. Зейц М. Пишем и рисуем на песке. Практические рекомендации. – М., 2010.
  5. Эль Г. Человек, играющий в песок. Динамическая песочная терапия. – СПб, «Речь», 2007.

Методы песочной терапии в развитии речи

У детей дошкольного возраста часто возникают речевые расстройства. Пескотерапия эффективный инструмент для развития речи детей. Этот метод отличается новизной и все чаще приобретает популярность.

Логопед на занятиях с детьми использует песочные игры:

  • «Звуки на песке»

Педагог рисует на песке животное или предмет и спрашивает у ребенка его название. Затем просит нарисовать другие предметы, названия которых начинаются на первый звук слова. Благодаря такой игре, логопед помогает ребенку автоматизировать конкретный звук.

  • «Убери лишнее»

Педагог рисует 3 предмета, один из них не подходит к логической цепочке. Например, круг, квадрат и яблоко. Ребенок должен стереть лишнее и дополнить нужным рисунком. Песочная игра способствует речевому развитию.

  • «Преврати букву»

Педагог рисует букву, ребенок должен превратить ее в другую.

  • «Нарисуй букву, слово»

Дошкольник рисует пальцем буквы или слова, которые произносит педагог. В игре можно использовать для написания палочки или веревочки с узелками.

Важно! Логопед подберет песочную терапию индивидуально для каждого ребенка, которая необходима именно ему для постановки звука и его автоматизации.

Кому подойдет песочная терапия?

Использование этого метода может быть полезно каждому ребенку, даже в том случае, когда у него нет личностных нарушений, как метод развития навыков и способностей. Но существую случаи, когда применение песочной анимации у дошкольников особенно рекомендовано:

• При наличии страхов, сильной тревожности;

• При задержке психического развития;

• При диагностированном неврозе, нервных тиках;

• При низкой самооценке;

• При вспышках агрессивного поведения;

• При трудностях в отношениях с окружающими (родителями, педагогами, сверстниками);

• При депрессивных состояниях, апатии, замкнутости, суицидальных мыслях;

• При логопедических нарушениях;

• В случае перенесенного насилия или психологической травмы.

У ребенка дошкольного возраста часто возникают затруднения с формулировкой своих переживаний. Терапия песочной анимацией поможет ему преодолеть этот барьер, в игровой форме справиться с негативными состояниями.

Песочные игры для коррекции дыхания

В логопедии пескотерапия применяется для развития диафрагмального дыхания. Перед началом игр педагог учит детей правильно дышать. Они должны вдыхать воздух через нос, при этом стараться не поднимать плечи, а живот надувать «шариком». Вдох и выдох – медленные и плавные.

Для коррекции дыхания применяются следующие игры:

  1. «Ровная дорога»

Логопед машинкой проводит дорожку по песку. Ребенок должен струей воздуха ее разровнять.

  1. «Картинка под песком»

На стол нужно положить цветную картинку, сверху насыпать песок. Ребенок должен сдуть его с изображения.

  1. «Дорога к животному»

На песок ставят две фигурки животных на расстоянии друг от друга. Дошкольник должен с помощью длительной струи воздуха образовать дорожку от одного зверя к другому.

  1. «Клад»

В песок закапывают небольшой предмет. Нужно сдуть воздух, чтобы «раскопать» клад.

  1. «Кипяток»

Выкапывают ямку, которую наполняют водой. Нужно с силой дуть на воду, чтобы она забурлила.

Песочная анимация

Первую простенькую анимацию ребенок сможет исполнить через три–четыре урока, освоив технические азы рисования. Предложите школьнику изобразить на стекле яблоню. Пошаговый мастер-класс приведен ниже:

  1. Подготовьте песок и экран. Поверхность стола обработайте антистатиком, уберите лишнее.
  2. Наберите в кулак немного песка и рассыпьте по световому столу. Поверхность должна быть покрыта равномерно.

  3. Нарисуйте большим пальцем ствол, давите на всю подушечку.

  4. Поднимаясь к верхушке яблони, заостряйте линию. Рисуйте не все подушкой, а половинкой, потом ноготком.

  5. Мизинцем и указательным пальцем нарисуйте тонкие и толстые ветки. Искривляйте линии, чтобы яблоня была похожа на настоящую.

  6. Изобразите крону. Наберите песок, щедро насыпьте вокруг веток, наверху.

  7. Немного оставьте для нижней части картины. Рассейте его под деревом. Это будет травка.

  8. С помощью отпечатков пальцев изобразите яблоки на веточках. Их количество определите сами. Важно, чтобы кружочки не были размытыми, края должны быть четкими.

  9. Если три–четыре яблока нарисовать под деревом, на земле, получится осенний вариант картинки.

  10. Теперь очистите фон. Обведите вокруг кроны контур, уберите лишний песок с поверхности. У дерева появится форма.

На заметку! Для анимации используйте разноцветный набор для рисования. С помощью зеленого, желтого, белого, серого песка, изменения оттенка подсветки изображения профессионалы добиваются эффекта живой картинки.

Как нарисовать свинку

Как нарисовать мышку

Как нарисовать бегемотика

Терапевтические игры с песком для развития мелкой моторики

Развитие мелкой моторики неразрывно связано с развитием речи, памяти и мышления ребенка. Для этого существует много разных игрушек, настольных игр, творческих наборов и других разнообразных методов. Песочная терапия помогает развивать моторику рук детям разных возрастов.

Для развития моторики педагог проводит следующие игры:

  • «Нарисуй картину»

Ребенок на стеклянном столе с подсветкой рисует картину пальцами, при необходимости помогает себе запястьем или кулачком.

  • «Чувствительные ладошки»

Педагог и ребенок кладут на песок ладошки. Старший участник рассказывает, какие ощущения при этом испытывает. После этого спрашивает у ребенка, что испытывает он. Такую игру проводить можно часто, дети в процессе не только развивают мелкую моторику, но учатся понимать свои ощущения.

Обратите внимание! Пескотерапия помогает одновременно развивать различные навыки: моторику рук, дыхание, речь.

  • «Морской мир»

Ребенок играет с песком в коробке, создает «морской мир». Педагог дает игрушки на морскую тематику, а также камешки, ракушки, бусинки. С их помощью ребенок выкладывает рыбок, кораблики и придумывает истории.

В чем преимущества занятий с песком?

Занятия с песком (как организованные с участием специалистов, так и самостоятельные игры детей без помощи взрослых) оказывают влияние почти на все сферы развития детей, начиная от развития их органов восприятия, заканчивая усовершенствованиями навыков решения проблем. Мы приведем здесь лишь основные причины, по которым вам стоит выделять время на «песочницу».

Игры с песком развивают тактильное восприятие и мелкую моторику

Если внимательно понаблюдать за детьми в песочнице, можно заметить какое количество самых мелких движений они совершают: они лепят куличики, завороженно наблюдают, как песок утекает сквозь пальцы, делают на ладони шарики из песка и разрушают их, трогают влажный и сухой песок, закапывают свои руки и ноги, трогают тёплый и холодный песок. Все эти бесчисленные операции здорово развивают мелкую моторику ребенка, позволяют ему с легкостью различать предметы с различной текстурой, температурой и формой. Все эти навыки в будущем ещё не раз пригодятся малышу: при обучение письму, овладению навыками использования столовых приборов, ножниц и других инструментов.

Игры с песком развивают тактильное восприятие и мелкую моторику

Способствуют развитию ловкости и координации

Закапывание частей тела, попытки наступить на куличики или наоборот обойти их, пересыпание песка в формочки и грузовички, высыпание песка из ботинка и многие другие действия развивают представления ребенка о границах и возможностях своего тела, учат малыша расшифровывать его сигналы (например, дискомфорт в ботинке можно исправить, высыпав застрявший песок).

Чем лучше ребенок чувствует своё тело, его границы, сигналы и положение в пространстве, тем лучше он контролирует свои движения, а значит у малыша не будет проблем с ловкостью и координацией.

Улучшают концентрацию и развивают усидчивость

Рисунок на песке или песочный замок требуют времени для создания. Увлеченный строительством малыш учится идти к цели, не отвлекаясь на посторонние стимулы, а ведь именно произвольная концентрация внимания является залогом успеха в будущей школьной жизни крохи.

К тому же сам по себе песок действует на детей и взрослых успокаивающе, поэтому особенно полезен при работе с гиперактивными детьми, способствуя их успокоению и сосредоточенности.

Развивают творческие способности

Создание замков, картин и причудливых военных баз из песка требует хорошего воображения. Начиная с простых форм, дети быстро усложняют свои постройки, пытаясь создать что-то уникальное. Эти усердия не проходят даром: именно так развивается креативность малыша, он учится не стесняться выражать себя через творчество.

Развивают творческие способности

Учат малыша планировать свою деятельность и решать проблемы

Ни один песочный замок нельзя построить, не имея представления о желаемом результате. Ребенок представляет себе, что он хочет построить, переходит к осуществлению плана, встречается с трудностями (например, слишком высокая башня начинает падать) и вносит изменения в изначальный план. Казалось бы, такое простое занятие, но для дошкольника оно становится настоящей школой жизни, преподавая первые уроки необходимости реалистичных целей и оценки имеющихся ресурсов для осуществления задуманного.

Улучшают пространственное мышление и восприятие

Изучая различные формы, размеры и дистанцию между объектами, дети знакомятся с понятиями глубины и объема. Усилия, направленные на проектирование построек, способствуют развитию пространственного мышления ребенка.

Игры с другими детьми улучшают коммуникативные навыки

Любая мама может подтвердить, что в песочнице кипят нешуточные страсти. Малыши учатся контактировать со сверстниками и старшими в бесконечных конфликтных и игровых ситуациях: можно ли брать чужое и нужно ли отдавать своё, как отреагировать на разрушителя твоих трудов, стоит ли позволять кому-то помогать тебе со строительством, как определить свою территорию и можно ли покушаться на чужую. В песочнице дети начинают усваивать основополагающие правила существования в коллективе: учатся действовать сообща и отстаивать своё, решать проблемы самостоятельно и звать на помощь, обретают первых друзей.

Игры с другими детьми улучшают коммуникативные навыки

Занятия с песком очень важны для гармоничного развития ребенка. Они развивают его восприятие и мышление, улучшают мелкую моторику, тренируют внимание и учат планировать свою деятельность. Песочница становится одной из первых форм социализации малыша, а мама учится балансировать между «Справится сам» и «Нужна помощь».

Этапы организации песочной терапии в детском саду

Организацией пескотерапии занимаются педагоги в детских садах, психологи и логопеды. Они применяют игры с песком для занятий с детьми. В домашних условиях родители могут организовать место, в котором ребенок сможет играть в песочнице с пользой для себя.

К основным этапам организации терапии можно отнести:

  1. Подготовка ребенка к песочной терапии. У него должно быть желание участвовать в игре.
  2. Педагог должен уметь проводить песочную терапию, иметь творческий подход и потенциал.
  3. Дети должны быть здоровыми на момент игры. У них должна отсутствовать аллергическая реакция на песок.
  4. Подготовка игрового места: ящик с песком, стол для анимации и игрушки.
  5. Проведение игры.

Вариантов песочных игр очень много. Грамотный специалист подберет необходимые методы, которые необходимы для развития конкретного ребенка.

Песок может завораживать своими удивительными возможностями. Обратите внимание, сколько разных фантазий можно воплотить в песочном рисунке. Можно с уверенностью сказать, что не только дети, но и взрослые с удовольствием могут проводить время с песком.

Работа с песком в домашних условиях – советы для родителей

Полноценный сеанс песочной терапии может проводиться только квалифицированным специалистом, поскольку лишь психотерапевт может правильно проработать проблему с ребенком, не нанеся вреда. Однако в домашних условиях можно работать с детками, используя песок как арт-терапию. При помощи сосредоточения, увлеченной работы и создания сюжетов ребенок будет выплескивать свои переживания. Также это способствует укреплению ЦНС, улучшению мелкой моторики и удержания внимания.

Родителям рекомендуется закупить фигурки, которые соответствуют предпочтениям ребенка. Если нет коробки, можно использовать любую емкость, удобного размера. Песок можно купить уже готовый, даже цветной. Или взять обычный, предварительно обработав его термически.

Главное, любите своих детей и принимайте их такими, какие они есть; находите мудрость в материнстве. А работа с песком не только нормализирует психическое состояние вашего малыша, но и поспособствует улучшению коммуникации между вами.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: