Планирование по речевому развитию для старших дошкольников
Ольга Русина
Планирование по речевому развитию для старших дошкольников
Цель: Сформировать связную речь у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
Образовательные:
• выявление и развитие речевых способностей детей
• научить владеть основными элементами правильной точной речи;
• формировать начальные умения анализировать и оценивать общение и речь.
Развивающие:
• развитие речи детей через систему специальных продуктивных упражнений;
• развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи — диалогической и монологической форм;
• развитие свободного общения с взрослыми и детьми;
• развитие произносительно-импровизационных умений дошкольника;
• развитие понятия уместности использования несловесных (невербальных)
средств общения — жестов, мимики, телодвижений, интонации;
• развитие основных свойств устной речи дошкольника: окраска голоса, громкость, темп и др. ;
• развитие умения взаимодействовать с партнером общения; анализировать свое речевое поведение;
• развитие коммуникативных качеств ребенка.
Воспитательные:
• воспитание в детях потребности соблюдения речевого этикета, добра и позитивного мировосприятия;
Сентябрь
3 неделя
«Здравствуй Осень»
Закрепить основные признаки проявления осени в природе.
4 неделя
«В гостях у Осени»
Включить воображение память для создания образов по теме: уметь выразительно с помощью пантомимики и речи показывать образы.
Октябрь
1 неделя
«Дары Осени»
Развивать логическое мышление, речь, формировать умение внимательно слушать загадку.: не перебивать товарищей.
2 неделя
«Путешествие в лес»
Развивать воображение; выразительность речи; Формировать интерес к природе.
Развивать произвольное внимание; речь; наглядно-образное мышления; воспитывать уважение и интерес к труду садовника
3 неделя
«Деревья и кустарники«нашего города Беседа: Какие кустарники и деревья мы знаем»
Познакомить детей с большим многообразием растительного покрова в нашем родном крае.
4 неделя
«День разноцветных листочков»
Закрепить знания детей о осеннем разнообразии цветов. Развивать эмпатию (сочувствие; сострадание)
воображение; воспитывать бережное отношение к живой природе. у листочков
Ноябрь
1 неделя
«Загадки на грядке»
Продолжать учить детей точно и полно отвечать на вопросы, строить предложения из 4-6 слов. Развивать навыки составления рассказа на основе личного опыта. Закреплять обобщающие понятия (овощи, урожай, упражнять в умении образовывать прилагательные от существительных.
2 неделя
Пересказ рассказа К. В. Лукашевича «Зима»
Закреплять связный, последовательный пересказ, выразительно передавать содержание, воспроизводить диалоги. Упражнять в подборе антонимов, заучить чистоговорки со звуком [з, з’].
3 неделя
Пересказ рассказа Е. Пермяка «Как Миша хотел маму перехитрить»
Побуждать к связному последовательному пересказу, правильно передавать идею и содержание, выразительно воспроизводить диалоги.
4 неделя
«Бабушка — загадушка»
.
Закреплять умение детей отгадывать загадки; воспитывать коммуникативные качества;
Учить сочетать речь с движением; развивать воображение.
— Упражняться в интонирование диалогов.
— Развивать умение пользоваться выразительными средствами голоса.
— Учить этюдам с воображаемыми предметами и действиями.
Декабрь
1 неделя
«Любимые сказки»
Продолжать закреплять умение детей рассказывать сказку с помощью воспитателя; воспитывать коммуникативные навыки общения;
— Отрабатывать речевое дыхание, тренировать выдох.
— Учить сочетать речь с пластическими движениями; побуждать участию в театральной игре.
— Учить детей интонационно выразительно проговаривать слова.
— Учить детей угадывать
2 неделя
Творческое рассказывание «Сочиняем стихи о зиме»
Развивать интерес к поэтическому жанру, развивать слуховое внимание, обогащать словарный запас, упражнять в придумывании небольших стихов по теме зима.
3 неделя
«Новогодние загадки и пословицы»
Продолжать формировать представление о жанровых особенностях загадок, пословиц, учить отличать их от других произведений малых фольклорных форм. Учить осмысливать загадки и пословицы. Расширять словарь по теме Новый Год. Совершенствовать умение регулировать силу голоса
и темп и речи
4 неделя
Беседа «Новый год и Рождество»
Продолжать знакомить детей с историей празднования Нового Года и Рождества. Расширять словарь по теме. Учить отвечать на вопрос полным предложением. Упражнять в образовании однокоренных слов. Активизировать употребление в речи синонимов и антонимов.
Январь
2 неделя
Придумывание сказки на тему «Зимнее волшебство»
Формировать умение придумывать сказку на предложенную тему
Упражнять в подборе синонимов, антонимов, определений. Сравнение имен прилагательных женского, мужского, среднего рода. Упражнять в словообразовании
3 неделя
Рассказывание по картинке «Зимние забавы»
Способствовать умению придумывать начало и конец к сюжету, изображенному на картинке. Активизировать употребление в речи слов по теме зима. Учить различать на слух и дифференцировать в произношении звук
4 неделя
«Придумай рассказ»
Формировать умение понимать переносное значение слов и выражений, которые в зависимости от словосочетаний меняют своё значение, и переносить их в связное высказывание
Февраль
1 неделя
«Отвечай быстро»
Побуждать вступать в игровое и речевое взаимодействие со сверстниками, закреплять умение классифицировать предметы (по цвету, форме, качеству)
; приучать их быстро думать и отвечать.
2 неделя
«Наши защитники»
Учить детей словесно фантазировать по музыкальной композиции.
— Развивать чувство ритма, динамику музыкального образа и понимать настроение в мелодии.
— Отрабатывать четкую дикцию через скороговорки.
— Учить детей взаимодействовать друг с другом в произношении диалогов.
— Развивать внимание, память, наблюдательность, образное мышление детей.
— Практиковаться в обыгрывании придуманных ситуаций
3 неделя
Творческое рассказывание «Почемучки»
Закреплять умение составлять вопросительные предложения,самостоятельно пользоваться словами-вопросами: «почему?»
,
«отчего?»
,
«когда?»
,
«что?»
,
«где?»
. Знакомить со способами словообразования
Март
1 неделя
«Весна пришла»
.
Продолжать знакомить детей с малыми фольклорными формами.
— Учить детей проговаривать заданную фразу с определенной интонацией в сочетании с жестами; воспитывать коммуникативные навыки общения.
— Учить сочетать напевную речь с пластическими движениями.
— Развивать воображение детей. — — Побуждать эмоционально отзываться на игру, входить в предлагаемый обстоятельства.
2неделя
«К нам в гости пришел буратино»
речевое внимание, артикуляционный аппарат.
Побуждать вступать в диалог со взрослым и сверстниками, подводить к составлению краткого описания игрушки, произвольно оперировать словами в игре по «живой»
модели предложения, называть детали предметов; активизировать употребление глаголов; закрепить формы вежливого обращения;
развивать
3неделя
«Кто быстрее?»
Побуждать вступать в игровое и речевое взаимодействие со сверстниками;уточнять и расширять знания детей о видах спорта: зимних и летних; развивать быстроту реакции на сигнал, находчивость; расширять словарь детей
4 неделя
«Кто больше заметит небылиц»
Побуждать вступать в диалог со взрослым и сверстниками, учить замечать небылицы, нелогичные ситуации, объяснять их; развивать умение отличать реальное от выдуманного; развивать словесно-логическое мышление.
Апрель
«Скажи по-другому»
Побуждать вступать в игровое и речевое взаимодействие со сверстниками, учить детей подбирать синоним – слово, близкое по значению; развивать словесно-логическое мышление.
2неделя
. «Поиграем с пальчиками»
Знакомство с пальчиковым театром. Освоение навыков владения этим видом театральной деятельности.
— Развивать мелкую моторику рук в сочетании с речью.
— Формирование чувства музыкального темпа.
— Развитие чувства ритма и координации движений.
— Развитие сильного ротового выдоха.
3неделя
«Добрые слова»
Побуждать к активному восприятию стихотворения. Понять смысловое содержание.
— Учить исполнять музыкальную композицию, передавая образ доброты и дружбы.
— Воспитывать коммуникативные навыки общения.
4 неделя
«Веселые сочинялки»
.
Упражнять детей в подборе рифм к словам.
Закрепить понятие “рифма”.
Поощрять совместное стихосложение.
— Совершенствовать интонационную окраску речи; развивают умение пользоваться выразительными средствами речи.
— Побуждать детей сочинять несложные истории героями, которых являются дети.
— Развивать воображение детей; побуждать к фантазированию.
Май
1 неделя
«В гостях у С. Я. Маршака»
Дать интонационно- образное представление о стихотворении;
— Побуждать к образному воплощению в роли.
— Развивать силу голоса.
— Учить выразительно двигаться, участвовать в драматизации произведений.
2 неделя
«Веселые загадки о домашних животных»
Дать представление о жанровых особенностях загадок. Учить отличать их от других произведений малых фольклорных форм. Расширять словарь по теме «Домашнее животное»
.