Рабочая программа факультативного курса по химии в 10 классе «Основы органической химии»

Самоучитель по химии › Органическая химия

Известно, что все сложные вещества условно можно разделить на органические и неорганические.

В состав неорганических веществ может входить любой элемент периодической системы. Основными классами неорганических веществ являются оксиды, кислоты, основания и соли. Свойства этих веществ были рассмотрены в первых двух разделах.

В состав органических веществ обязательно входит атом углерода, который в подавляющем числе органических соединений образует цепи. Эти цепи имеют разную длину и разное строение, поэтому органических соединений теоретически может быть бесчисленное множество.

Основу любого органического соединения составляет углеводородная цепь, которая может соединяться с функциональными группами.

Свойства органического соединения описывают по схеме:

  • определение;
  • гомологический ряд;
  • изомерия;
  • номенклатура (названия);
  • строение молекулы (углеводородной цепи и функциональных групп);
  • свойства, связанные со строением функциональной группы;
  • углеводородного радикала;
  • особые свойства;
  • получение и применение.
  • Прочитав очередной урок, попробуйте описать изучаемые соединения на любом примере, используя эту схему. И всё получится!

    Предмет органической химии. Теория строения органических веществ

    Органические вещества известны людям с давних пор. Ещё в древности люди использовали сахар, животные и растительные жиры, красящие и душистые вещества. Все эти вещества выделялись из живых организмов. Поэтому такие соединения стали называться органическими, а раздел химии, который изучал вещества, образующиеся в результате жизнедеятельности живых организмов, получил название «органическая химия». Это определение было дано шведским учёным Берцелиусом* в 1827 году.

    * Берцелиус Йенс Якоб (20.08.1779–7.08.1848) — шведский химик. Проверил и доказал ряд основных законов химии, определил атомные массы 45 химических элементов, ввёл современное обозначение химических элементов (1814) и первые химические формулы, разработал понятия «изомерия», «катализ» и «аллотропия».

    Уже первые исследователи органических веществ отмечали особенности этих соединений. Во-первых, все они при сжигании образуют углекислый газ и воду, значит, все они содержат атомы углерода и водорода. Во-вторых, эти соединения имели более сложное строение, чем минеральные (неорганические) вещества. В-третьих, возникали серьёзные затруднения, связанные со способами получения и очистки этих соединений. Полагали даже, что органические соединения невозможно получить без участия «жизненной силы», которая присуща только живым организмам, то есть органические соединения нельзя, казалось, получить искусственно.

    И, наконец, были обнаружены соединения одинакового молекулярного состава, но различные по свойствам. Такое явление не было характерно для неорганических веществ. Если для неорганического вещества известен состав, то известны и его свойства.

    Вопрос. Какими свойствами обладают H2SO4; Ca(OH)2?

    А химики-органики обнаружили, что вещество состава С2Н6О у одних исследователей является достаточно инертным газом, а у других — жидкостью, активно вступающей в разнообразные реакции. Как это объяснить?

    К середине 19-го века было создано немало теорий, авторы которых пытались объяснить эти и другие особенности органических соединений. Одной из таких теорий стала теория химического строения Бутлерова*.

    * Бутлеров Александр Михайлович (15.09.1928–17.08.1886) — русский химик. Создал теорию химического строения органических веществ, лежащей в основе современной химии. Предсказал изомерию многих органических соединений, заложил основы учения о таутомерии.

    Некоторые её положения были изложены А. М. Бутлеровым в 1861 году на конференции в г. Шпейере, другие были сформулированы позже в научных работах А. М. Бутлерова. В целом, основные положения этой теории в современном изложении можно сформулировать так.

    1. Атомы в молекулах располагаются в строгом порядке, согласно их валентности.

    2. Атом углерода в органических молекулах всегда имеет валентность равную четырём.

    3. Порядок соединений атомов в молекуле и характер химических связей между атомами называется химическим строением.

    4. Свойства органических соединений зависят не только от того, какие атомы и в каких количествах входят в состав молекулы, но и от химического строения:

    • вещества разного строения имеют разные свойства;
    • вещества похожего строения имеют похожие свойства.

    5. Изучая свойства органических соединений, можно сделать вывод о строении данного вещества и описать это строение одной-единственной химической формулой.

    6. Атомы в молекуле влияют друг на друга, и это влияние сказывается на свойствах вещества.

    При изучении органической химии нужно чаще вспоминать эти положения и, прежде чем описывать свойства какого-либо вещества, следует указать его строение при помощи химической формулы, в которой будет показан порядок соединения атомов в молекуле — графическая формула.

    Конспект Предмет органической химии

    Органическая химия Понятие органической химии и причины её выделения в самостоятельную дисциплину

    Органическая химия – химия углеводородов и их производных, т. е. продуктов, образующихся при замене водорода в молекулах этих веществ другими атомами или группами атомов.

    Признаки органических веществ:

    1. Содержат углерод в валентности 4
    2. Горят или разлагаются с образованием углеродсодержащих продуктов
    3. Связь в молекуле, как правило, ковалентные

    Причины выделения в самостоятельную дисциплину органическую химию:

    1. Многообразие органических соединений
    2. Многочисленность органических соединений
    3. Специфическое строение и свойства органических соединений
    4. Большое практическое значение соединений углерода: нефть и способы её переработки

    Причины многообразия органических соединений:

    1. Соединение атомов углерода в цепи различной длины
    2. Разный характер углеродных цепей: прямые, разветвленные циклические
    3. Способность атома углерода образовывать простые и кратные связи друг с другом и другими атомами
    4. Множество элементов, входящих в состав органических соединений
    5. Изомерия

    Изомеры – вещества одинакового качественного и количественного состава (т.е. имеющие одинаковую суммарную формулу), но разного строения, следовательно, различными физическими и химическими свойствами.

    Фенантрен (справа) и антрацен (слева) – структурные изомеры.

    Краткий очерк развития органической химии

    Первый период развития органической химии, называемый эмпирическим (с середины XVII до конца XVIII века), охватывает большой промежуток времени от первоначального знакомства человека с органическими веществами до возникновения органической химии как науки. В этот период познание органических веществ, способов их выделения и переработки происходило опытным путем. По определению знаменитого шведского химика И. Берцелиуса, органическая химия этого периода была «химией растительных и животных веществ». К концу эмпирического периода были известны многие органические соединения. Из растений были выделены лимонная, щавелевая, яблочная, галловая, молочная кислоты, из мочи человека – мочевина, из мочи лошади – гиппуровая кислота. Обилие органических веществ послужило стимулом для углубленного изучения их состава и свойств. Следующий период, аналитический (конец XVIII – середина XIX века), связан с появлением методов установления состава органических веществ. Важнейшую роль в этом сыграл открытый М. В. Ломоносовым и А. Лавуазье закон сохранения массы (1748), положенный в основу количественных методов химического анализа. Именно в этот период было установлено, что все органические соединения содержат углерод. Кроме углерода, в составе органических соединений были обнаружены такие элементы, как водород, азот, сера, кислород, фосфор, которые в настоящее время называют элементами-органогенами. Стало ясно, что органические соединения отличаются от неорганических прежде всего по составу. К органическим со­единениям существовал тогда особое отношение: их продолжали счи­тать продуктами жизнедеятельности растительных или животных организмов, которые можно получить только с участием нематериальной «жизненной силы». Эти идеалистические воззрения были опровергнуты практикой. В 1828 г. немецкий химик Ф. Велер синтезировал органическое соединение мочевину из неорганического цианата аммония. С момента исторического опыта Ф. Велера начинается бурное развитие органического синтеза. И. Н. Зинин восстановлением нитробензола получил анилин, положив тем самым начало анилинокрасочной промышленности (1842). А. Кольбе синтезировал уксусную кислоту (1845). М, Бертло – вещества типа жиров (1854). А. М. Бутлеров – первое сахаристое вещество (1861). В наши дни органический синтез составляет основу многих отраслей промышленности. Важное значение в истории органической химии имеет структурный период (вторая половина XIX – начало XX века), ознаменовавшийся рождением научной теории строения органических соединений, основоположником которой был великий русский химик А. М. Бутлеров. Основные положения теории строения имели большое значение не только для своего времени, но служат научной платформой и для современной органической химии. В начале XX века органическая химия вступила в современный период развития. В настоящее время в органической химии для объяснения ряда сложных явлений используются квантово-механические представления; химический эксперимент все больше сочетается с использованием физических методов; возросла роль различных расчетных методов. Органическая химия превратилась в такую обширную область знаний, что от нее отделяются новые дисциплины – биоорганическая химия, химия элементоорганических соединений и др.

    Теория химического строения органических соединений А. М. Бутлерова

    Решающая роль в создании теории строения органических соединений принадлежит великому русскому ученому Александру Михайловичу Бутлерову. 19 сентября 1861 года на 36-м съезде немецких естествоиспытателей А.М.Бутлеров обнародовал ее в докладе «О химическом строении вещества».

    Основные положения теории химического строения А.М.Бутлерова:

    1. Все атомы в молекуле органического соединения связаны друг с другом в определенной последовательности в соответствии с их валентностью. Изменение последовательности расположения атомов приводит к образованию нового вещества с новыми свойствами. Например, составу вещества С2Н6О отвечают два разных соединения: диметиловый эфир (СН3-О-СН3) и этиловый спирт (С2Н5ОН) – смотрите Изомерия.
    2. Свойства веществ зависят от их химического строения. Химическое строение – это определенный порядок в чередовании атомов в молекуле, во взаимодействии и взаимном влиянии атомов друг на друга – как соседних, так и через другие атомы. В результате каждое вещество имеет свои особые физические и химические свойства. Например, диметиловый эфир – это газ без запаха, нерастворимый в воде, t°пл. = -138°C, t°кип. = 23,6°C; этиловый спирт – жидкость с запахом, растворимая в воде, t°пл. = -114,5°C, t°кип. = 78,3°C. Данное положение теории строения органических веществ объяснило явление изомерии, широко распространенное в органической химии. Приведенная пара соединений – диметиловый эфир и этиловый спирт – один из примеров, иллюстрирующих явление изомерии.
    3. Изучение свойств веществ позволяет определить их химическое строение, а химическое строение веществ определяет их физические и химические свойства.
    4. Атомы углерода способны соединятся между собой, образовывая углеродные цепи различного вида. Они могут быть как открытыми, так и замкнутыми (циклическими), как прямыми, так и разветвленными. В зависимости от числа связей, затрачиваемых атомами углерода на соединение друг с другом, цепи могут быть насыщенными (с одинарными связями) или ненасыщенными (с двойными и тройными связями).
    5. Каждое органическое соединение имеет одну определенную формулу строения или структурную формулу, которую строят, основываясь на положении о четырехвалентном углероде и способности его атомов образовывать цепи и циклы. Строение молекулы как реального объекта можно изучить экспериментально химическими и физическими методами.

    А.М.Бутлеров не ограничился теоретическими объяснениями своей теории строения органических соединений. Он провел ряд экспериментов, подтвердив предсказания теории получением изобутана, трет. бутилового спирта и т.д. Это дало возможность А.М.Бутлерову заявить в 1864 году, что имеющиеся факты позволяют ручаться за возможность синтетического получения любого органического вещества.

    Особенности строения органических соединений

    Органическая химия изучает строение молекул и свойства соединений углерода, кроме самых простых (угольная и синильная кислоты и их соли).

    В состав неорганических соединений могут входить любые из 114 известных в настоящее время химических элементов. Сейчас известно более 0,5 млн неорганических веществ.

    В состав органических молекул обычно входят атомы 6 химических элементов: C, H, O, N, P, S. И тем не менее в настоящее время известно более 20 миллионов органических соединений.

    Почему органических веществ так много?

    Поскольку в состав любого органического соединения входит атом углерода, попробуем найти ответ на этот вопрос, рассмотрев особенности строения атома углерода.

    Углерод — химический элемент 2-го периода, IV группы Периодической системы химических элементов Менделеева, следовательно, строение его атома можно изобразить так:

    Таким образом, на внешнем уровне атома углерода находится четыре электрона. Являясь неметаллом, атом углерода может и отдавать четыре электрона, и принимать до завершения внешнего уровня также четыре электрона. Поэтому:

    • атом углерода в органических соединениях всегда четырёхвалентен;
    • атомы углерода способны соединяться друг с другом, образуя цепи различной длины и строения;
    • атомы углерода соединяются друг с другом и с другими атомами при помощи ковалентной связи, которую в формуле обозначают чёрточкой; так как валентность атома углерода равна четырём, — общее число чёрточек (химических связей) у одного атома углерода тоже равно четырём.

    В состав углеродных цепочек может входить разное число атомов углерода: от одного до нескольких тысяч. Кроме того, цепочки могут иметь разное строение:

    Между атомами углерода могут возникать химические связи разного типа:

    Поэтому всего лишь четыре (!) атома углерода могут образовать более 10 соединений разного строения, даже если в состав таких соединений будут входить только атомы углерода и водорода. Эти соединения будут иметь, например, следующие «углеродные скелеты»:

    и другие.

    Задание 17.1. Попробуйте составить сами 2–3 цепочки атомов углерода иного строения из четырёх атомов углерода.

    Выводы

    Способность атомов углерода образовывать УГЛЕРОДНЫЕ ЦЕПИ разного состава и строения — главная причина многообразия органических соединений.

    Предмет органической химии. Химия. 10 класс. Конспект урока

    УМК «Химия. 10 класс» О. С. Габриеляна.

    Цель урока: Познакомить учащихся с понятием органическая химия, историей развития органической химии, с видами органических веществ, их многообразием и причинами такого разнообразия. Выявить отличительные особенности органических веществ от неорганических.

    Задачи:

    • обучающие: знать понятия органические вещества, их состав, особенности строения, причины многообразия.
    • развивающие: учить самостоятельно находить информацию, сравнивать, делать выводы, развивать познавательный интерес к предмету.
    • воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе, умение слушать.

    Тип урока: Изучение нового материала с использованием ЦОР.

    Формы работы учащихся: индивидуальная, коллективная.

    Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийное оборудование, интернет.

    Таблица 1. Структура и ход урока

    Этап урока Название используемых ЭОР

    (с указанием порядкового номера из Таблицы 2)

    Деятельность учителя

    (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

    Деятельность ученика Время

    (в мин.)

    1 2 3 5 6 7
    1. 1.1 Организацион-ный момент Создание положительного настроя учащихся на урок Приветствие 2
    1.2 Определение темы и цели урока Формулировка темы и цели урока Запись в тетрадях темы урока 3
    2 Актуализация знаний Постановка вопроса, какие органические вещества известны учащимся Ответы на вопрос учителя 2
    3. Изучение новой темы: №1

    Вещества органические

    Демонстрация ЭОР сцена №1 Просмотр слайда 1
    3.1 Современная органическая химия Рассказ учителя о современных органических веществах Учащиеся слушают рассказ учителя 2
    3.2 Деление органических веществ по происхождению Объяснение действий учащимся Самостоятельная работа с текстом учебника. стр.7-9 учебника. Составление схемы: «деление органических веществ» с указанием их происхождения и примеров веществ. 5
    3.3 Просмотр иллюстраций по теме: №3

    Природные органические вещества

    №4

    Природные органические вещества: глюкоза

    Демонстрация иллюстраций Просмотр слайдов 0,5
    №5

    Природные органические вещества: жиры

    0,5
    №6

    Природные органические вещества: крахмал

    0,5
    №7

    Органические вещества, созданные человеком

    0,5
    3.4 Состав органических веществ. Объяснение Понятия «Углеводороды»

    «Производные углеводородов»

    «Органическая химия»

    Запись определений в тетрадях. 6
    3.5 Постановка проблемы и ее решение Почему углерод стал основой всего живого? Ответы учащихся 3
    3.6 Причины многообразия органических веществ №8

    Причины многообразия углеродных соединений.

    Демонстрация Модуля 1, сцены 4 Просмотр слайда 2
    3.7Отличительные особенности органических веществ Разъяснение самостоятельной работы с печатным источником. Работа с текстом учебника. Стр. 12.

    Составление таблицы: «Сравнение свойств органических и неорганических веществ»

    5
    3.8 Значение органических веществ №9

    Вещества органические и неорганические.

    Демонстрация Модуля 1 сцены 5 Просмотр сцены 5. 1
    4 Закрепление

    4.1 фронтальный опрос

    Фронтальный опрос по теме урока

    – какие вещества называются органическими

    – какие группы органических веществ существуют

    – Почему углерод назван элементом жизни

    – Что такое углеводороды

    – Особенности строения органических веществ

    – В чем заключаются причины многообразия органических веществ

    Ответы учащихся на вопросы 3
    4.2. Работа с интерактивными слайдами № 10

    Причина огромного числа и многообразия органических веществ

    Демонстрация тестовых заданий Коллективная работа учащихся в обсуждении выбора ответов 5
    5. Подведение итогов урока и определение домашнего задания Сообщение домашнего задания:

    Прочитать 1

    Ответить на вопросы №1, 2,3 на странице 12 и решить задачу №5 на странице13.

    Запись домашнего задания 3

    Таблица 2. Перечень используемых на данном уроке ЭОР

    Название ресурса Тип, вид ресурса Форма предъявления информации

    (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

    Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР
    1 Название органическая химия информационный Модуль, сцена 1 Текст с иллюстрациями https://fcior.edu.ru/card/12612/veshestva-organicheskie-i-neorganicheskie-prichiny-mnogoobraziya-uglerodnyh-soedineniy-klassifikaciy.html
    2 История развития органической химии информационный Модуль, сцена 2 Текст с иллюстрациями https://fcior.edu.ru/card/12612/veshestva-organicheskie-i-neorganicheskie-prichiny-mnogoobraziya-uglerodnyh-soedineniy-klassifikaciy.html
    3 Природные органические вещества Информационный иллюстрация https://school-collection.edu.ru/catalog/res/00000918-1000-4ddd-6457-40004767c453/view/
    4 Природные органические вещества. Глюкоза информационный иллюстрация https://school-collection.edu.ru/catalog/res/2416af91-aae9-11db-abbd-0800200c9a66/view/
    5 Природные вещества. Жиры Информационный иллюстрация https://school-collection.edu.ru/catalog/res/2416af93-aae9-11db-abbd-0800200c9a66/view/
    6 Природные вещества. Крахмал Информационный иллюстрация https://school-collection.edu.ru/catalog/res/2416af90-aae9-11db-abbd-0800200c9a66/view/
    7 Органические вещества, созданные человеком Информационный иллюстрация https://school-collection.edu.ru/catalog/res/2416af95-aae9-11db-abbd-0800200c9a66/view/

    Классификация органических соединений

    Поскольку органических соединений очень много, их классифицируют по разным признакам:

    • по строению углеродной цепи — линейные, разветвлённые, циклические соединения;
    • по типу химической связи — предельные, непредельные и ароматические соединения;
    • по составу — углеводороды, кислородсодержащие соединения, азотсодержащие соединения и другие.

    В данном пособии будут рассмотрены свойства соединений различных классов, поэтому определения и примеры будут даны позднее.

    Формулы органических соединений

    Формулы органических соединений можно изображать по-разному. Состав молекулы отражает молекулярная (эмпирическая) формула:

    Но эта формула не показывает расположения атомов в молекуле, т. е. строения молекулы вещества. А в органической химии это понятие — химическое строение молекулы вещества — самое главное! Последовательность соединения атомов в молекуле показывает графическая (структурная) формула. Например, для вещества строения С4Н10 можно написать две такие формулы:

    Можно показать все химические связи:

    Такие развёрнутые графические формулы наглядно показывают, что атом углерода в органических молекулах четырёхвалентен. При составлении графических формул нужно сначала изобразить углеродную цепь, например:

    Затем чёрточками обозначить валентность каждого атома углерода:

    У каждого атома углерода должно быть четыре чёрточки!

    Затем заполнить «свободные» валентности атомами водорода (или другими одновалентными атомами или группами).

    Теперь можно переписать эту формулу в сокращённом виде:

    Если вы хотите сразу написать такую формулу для бутана — ничего сложного нет, нужно только считать до четырёх. Изобразив углеродный «скелет», нужно задать себе вопрос: сколько валентностей (чёрточек) имеет данный конкретный атом углерода?

    Две. Значит, нужно добавить 2 атома водорода:

    Следует помнить, что графические формулы можно записывать по-разному. Например, графическую формулу бутана можно записать так:

    или так:

    и так далее.

    Поскольку последовательность расположения атомов не нарушилась, то это формулы одного и того же соединения(!) Проверить себя можно, составив названия этих соединений (см урок 17.7). Если названия веществ совпадают, то это — формулы одного и того же вещества.

    Изомерия

    К середине 19-го века, когда было получено и изучено достаточно много органических соединений, химики-органики обнаружили непонятное явление: соединения, имеющие одинаковый состав, имели разные свойства! Например, газ, который с трудом вступает в реакции и не реагирует с Nа, имеет состав C2H6O. Но существует жидкость, имеющая тот же состав и очень активная в химическом отношении. В частности, эта жидкость состава C2H6O активно реагировала с Na, выделяя водород. Совершенно разные по физическим и химическим свойствам вещества имеют одинаковую молекулярную формулу! Почему? Ответ на этот вопрос можно получить при помощи теории строения органических соединений Бутлерова, одно из положений которой утверждает: «Свойства органических соединений зависят от химического строения их молекул».

    Так как химические свойства рассматриваемых соединений различны, значит, их молекулы имеют разное строение. Попробуем составить графические формулы этих соединений. Для вещества состава C2H6O можно предложить только два вида цепочек:

    Заполнив эти «скелеты» атомами водорода, получаем:

    Вопрос. Какое из этих соединений способно реагировать с Nа, выделяя водород?

    Очевидно, к такому взаимодействию способно только вещество (I), содержащее связь «О–Н», которой нет в молекуле (II). И газ Н2 выделяется потому, что разрушается связь «О–Н». Если бы для образования водорода нужно было бы разрушить связь «С–Н», то поскольку такие связи есть в обоих веществах, газ Н2 выделялся бы в обоих случаях. Таким образом, формула (I) отражает строение молекулы жидкости, а формула (II) — газа.

    Существование соединений, которые имеют одинаковый состав, но разное химическое строение, называется изомерией.

    ИЗОМЕРЫ — это соединения, которые имеют одинаковый состав, но разное химическое строение, а значит, и разные свойства.

    Поэтому молекулы органических соединений следует изображать при помощи графических (структурных) формул, так как в этом случае будет видно строение изучаемого вещества, а значит, будет видно, как и за счёт чего происходит химическая реакция.

    Упражнение 17.1. Среди следующих соединений найдите изомеры:

    Решение. Поскольку изомеры имеют одинаковый состав, определим состав (молекулярные формулы) всех этих соединений, то есть пересчитаем число атомов углерода и водорода:

    Ответ. Соединения а) и б) изомерны друг другу, так как имеют одинаковый состав C4H10, но различное химическое строение.

    Соединения в) и г) изомерны друг другу, так как имеют одинаковый состав C5H12, но различное химическое строение.

    Задание 17.2. Среди следующих соединений найдите изомеры:

    Краткая история органической химии

    История химии берет начало в самой глубокой древности, одновременно с началом развития человека. С древних времен человек, на зная законов о превращениях веществ, научился применять их себе во благо. Огонь, который научились добывать наши предки, позволял не только приготовить пищу, но и получить (хоть и случайно) такие металлы, как медь, свинец, олово. А позднее еще и глиняную посуду, путем обжига, стекло, краски и многое другое.

    Таким образом, человек получал знания о веществах, их свойствах, но вместе с тем росло и число вопросов, на которые он не мог найти ответа. Большой вклад в развитие химии внесли ученые Древней Греции. Именно здесь возникли первые попытки объяснения самих процессов.

    Так, Анаксимандр и Гераклит выдвинули принцип “противоположности”.

    Эмпедокл выделил 4 элемента — это вода, воздух, огонь и земля. А Аристотель выдвинул предположение о возможных взаимодействиях этих четырех элементов.

    Левкипп и Демокрит считали, что все вещества состоят из мельчайших частиц — атомов и объясняли происходящие явления с точки зрения атомистической теории.

    Платон говорил, что не существует веществ в чистом виде, а только их модификации.

    Следующей ступенью развития стала алхимия, основой изучения которой стали металлы, а именно стремление получить золото из всего, что только попадалось в руки. Кроме этого алхимиков волновала тема создания эликсира молодости.

    Хотя такие органические вещества как сахара, крахмал, спирт, смолы, масла, Индиго и т. д. были известны с древнейших времен, однако до начала XVIII века прогресс в их химии был весьма незначителен. Поэтому началом развития именно органической химии можно считать 16 — 17 века.

    В 1675 Лемери издал свой знаменитый «Cours de Chimie», в котором соединения природного происхождения он делил на три класса: минеральные, растительные и животные. Эта классификация вскоре была принята. В 1784 году, Лавуазье впервые показал, что во всех соединениях, получаемых из растительных и животных источников всегда содержится по меньшей мере углерод и водород, и часто, азот и фосфор. Аналитические работы Лавуазье стимулировали дальнейшие исследования в этом направлении, вследствие чего классификация Лемери неизбежно должна была повергнуться изменениям.

    Лемери классифицировал соединения по происхождению, однако теперь было доказано (несомненно, благодаря улучшенным аналитическим методам), что в ряде случаях одно и то же соединение может быть получено из материалов как растительного так и животного происхождения. Таким образом, нет никакой разницы между этими двумя классами соединений.

    Это привело к реклассификации веществ на две группы:

    • все те вещества, которые могли бы быть получены из овощей или животных, т. е. которые были произведены в живом организме были классифицированы как органические;
    • все те вещества, которые не были получены посредством живого организма классифицируются как неорганические.

    На данном этапе исследования органических соединений оказалось, что существуют определенные различия между неорганическими и органическими соединениями, например, сложность композиции и горючесть последнего.

    Берцелиус (1815) считал, что органические соединения были произведены из их элементов по законам, отличающихся от таковых для неорганических соединений. Тогда это навело его на мысль, что органические вещества производятся под воздействием жизненной силы, и что они не могут быть получены искусственно.

    Однако, в 1828 году Велер преобразовал цианат аммония (неорганическое соединение) в мочевину, вещество, которое до сих пор получали только из источников животного происхождения. Этот синтез несколько ослабили различие между органическими и неорганическими соединениями. И это различие полностью укоренилось синтезом уксусной кислоты из ее элементов ученым Кольбе в 1845 году, и синтезом метана ученым Бертло в 1856 году. В 1861 г. А.М. Бутлеров получил вещество класса сахаров, воздействуя на параформальдегид известковой водой.

    Теперь возникает вопрос о строении органических соединений. Этот вопрос в полной мере раскрывается в научной теории, созданной в 1861 году А.М. Бутлеровым: «Исходя из мысли, что каждый химический атом, входящий в состав тела, принимает участие в образовании этого последнего и действует здесь определённым количеством принадлежащей ему химической силы, я называю химическим строением распределение действия данной сил, вследствие которого химические атомы, посредственно влияя друг на друга, соединяются в химическую частицу»
    Категории Краткая история органической химии, ОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ

    Гомологи

    Из того же положения теории строения органических соединений Бутлерова следует, что вещества, имеющие похожее (сходное) строение молекул, должны иметь и похожие (сходные) свойства. Органические соединения, которые имеют похожее строение, а, значит, и похожие свойства, образуют гомологические ряды.

    Например, углеводороды, в составе молекул которых есть только одна двойная связь, образуют гомологический ряд алкенов:

    и так далее.

    Углеводороды, в молекулах которых имеются только простые связи, образуют гомологический ряд алканов:

    и так далее.

    Члены любого гомологического ряда называются ГОМОЛОГАМИ.

    Гомологи — это органические соединения, которые похожи по химическому строению и, значит, по свойствам. Гомологи отличаются друг от друга по составу на группу СН2 или (СН2)n.

    Убедимся в этом на примере гомологического ряда алкенов:

    Задание 17.3. Сравните состав членов гомологического ряда алканов (гомологов алканов) и убедитесь, что по составу они отличаются на группу СН2 или (СН2)n.

    Выводы

    Гомологи похожи по строению, а значит, и по свойствам; гомологи отличаются по составу на группу СН2. Группа СН2 называется гомологической разностью.

    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: