Конспект учебного занятия по музыке в 7 классе » В музыкальном театре. Балет»


Конспект урока по музыке в 7 классе на тему «Балет Кармен-сюита»

Здравствуйте!

Сегодня мы познакомимся с балетом «Кармен», создателем которого является Родион Константинович Щедрин

. Родился он 16 декабря 1932 года. Российский композитор, пианист, народный артист СССР, Лауреат Государственной премии СССР и Государственной премии РФ. Слайд 1

«Кармен-сюита» — одноактный балет на музыку Жоржа Бизе в оркестровке Родиона Щедрина (1967г.) Оркестровка

— изложение музыки для исполнения её каким-либо составом оркестра или инструментальным ансамблем. Балет основан на опере «Кармен» по мотивам новеллы Проспера Мериме. Хореограф и создатель либретто Альберто Алонсо. Премьера состоялась 20 апреля 1967 года в Большом театре в Москве, где роль Кармен исполняла Майя Плисецкая. Слайд 2

Задумав создать образ Кармен на балетной сцене, Родион Щедрин не мыслил его вне музыки Бизе. Современная интерпретация музыки оперы в балете стала данью поклонения перед творением французского композитора. Музыка Бизе зазвучала по-новому, а образ Кармен ещё ярче засверкал благодаря исполнительницы главной роли, жене Родиона Щедрина – Майе Плисецкой. Слайд 3

В центре балета — трагическая судьба цыганки Кармен и полюбившего её солдата Хозе, которого Кармен покидает ради молодого Тореро. Взаимоотношения героев и гибель Кармен от руки Хозе предопределены Роком. Слайд 4

Страница 54 Сценическое действие балета разворачивается на арене. Это место действия, связанное с развлечениями, становится местом человеческой трагедии. И не случайно значительную роль в балете играет персонаж в облике быка. Что он делает и что собой символизирует?

(Вторгается в ансамбли главных героев, символизирует рок, судьбу, смерть)

Слушание Вступления

Повторяет ли Щедрин во вступлении темы увертюры к опере? Какие приемы оркестровки усиливают национальный характер музыки?

Страница 56 Сцена выхода Кармен и Хабанера являются центральной характеристикой героини. У Щедрина своеобразное вступление к Хабанере – строится на повторении короткого мотива (в опере это речитатив), который, постепенно расширяясь, захватывает большое звуковое пространство. Звучание усиливается до ослепительного фортиссимо (очень громко), а затем быстро затихает. Хабанера в исполнении Кармен – это дерзкий танец-вызов. Испанский колорит образа подчеркивается ударными инструментами, имитирующими звучание кастаньет.

СлушаниеВыход Кармен и Хабанера

Какие знакомые темы вы услышали? Какими средствами музыкальной выразительности рисует Щедрин образ Кармен? Что отличает звучание музыки балета от оперных номеров?

Страница 58

Хосе представлен композитором как любящий, страдающий человек и как часть враждебного мира «масок». Его тема звучит как предвидение финала, развязки драмы, в которой Хосе, направляемый слепой силой рока, в порыве ревности убьет Кармен. Адажио начинается со вторжения темы рока, которая звучит в мрачной оркестровке, подчеркнутая трепещущим звучанием колоколов. Эта тема повторяется несколько раз, и каждый раз, прерываемая ударными инструментами, внезапно обрывается.

Слушание Адажио

Какие знакомые темы вы услышали? Какими средствами музыкальной выразительности рисует Щедрин образ Кармен? В чем проявляется необычность звучания оркестра в балете при воплощении образа Хосе?

В Тореро раскрывается образ Эскамильо – бесстрашного, гордого, мужественного человека. Он показан теми же музыкальными темами, что и в опере – куплеты и марш. Яркое, празднично-приподнятое настроение и знакомые мелодии сменяет устрашающий одинокий аккордовый маршевый аккомпанемент. Недосказанность текста, угрожающий мотив, накладывающийся на знакомую музыку открывает новые грани образа Эскамильо.

Слушание Тореро

Как Щедрин рисует образ Тореро? Какие творческие находки композитора в воплощении этого образа произвели на вас впечатление?

Пение«Куплеты Тореадора»

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: