В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего начального образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373, соответствует базисному учебному плану МБОУ «СОШ», принятому 29 августа 2014 года, по которому на изучение физической культуры во 1 классе отводится 99 часа (3 часа в неделю). Третий час на преподавание учебного предмета «Физическая культура» был введен приказом Минобрнауки от 30 августа 2010 г. № 889. В приказе было указано: «Третий час учебного предмета “Физическая культура” использовать на увеличение двигательной активности и развитие физических качеств обучающихся, внедрение современных систем физического воспитания».
Предмет, цель, задачи физической культуры
Учебный предмет «Физическая культура» входит в образовательную область «Физическая культура».
Предмет обучения физической культуры в 1 классе: укрепление здоровья, совершенствование физических качеств, освоение определенных двигательных действий, развитие мышления, творчества и самостоятельности.
Цель школьного физического воспитания: формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения своего здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха.
Выполнение данной цели связано с решением следующих образовательных задач:
- укрепление здоровья, улучшение осанки, профилактика плоскостопия, содействие гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию, успешному обучению;
- формирование первоначальных умений саморегуляции средствами физической культуры;
- овладение школой движений;
- развитие координационных (точности воспроизведения и дифференцирования пространственных, временных и силовых параметров движений, равновесия, ритма, быстроты и точности реагирования на сигналы, согласования движений, ориентирования в пространстве) и кондиционных (скоростных, скоростно-силовых, выносливости и гибкости) способностей;
- формирование элементарных знаний о личной гигиене, режиме дня, влиянии физических упражнений на состояние здоровья, работоспособность и развитие физических (координационных и кондиционных) способностей;
- выработка представлений об основных видах спорта, снарядах и инвентаре, о соблюдении правил техники безопасности во время занятий;
- формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни;
- приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижными играми, использование их в свободное время на основе формирования интересов к определённым видам двигательной активности и выявления предрасположенности к тем или иным видам спорта;
- воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, честности, отзывчивости, смелости во время выполнения физических упражнений, содействие развитию психических процессов (представления, памяти, мышления и др.) в ходе двигательной деятельности.
Принимая во внимание вышеперечисленные задачи образования учащихся начальной школы в области физической культуры, основными принципами, идеями и подходами при формировании данной программы были следующие:
- демократизация и гуманизация педагогического процесса,
- педагогика сотрудничества,
- деятельностный подход,
- интенсификация и оптимизация,
- расширение межпредметных связей.
Принцип демократизации в педагогическом процессе выражается в обеспечении всем и каждому ученику одинакового доступа к основам физической культуры, максимальном раскрытии способностей детей, построении преподавания на основе использования широких и гибких методов и средств обучения для развития детей с разным уровнем их двигательных и психических способностей, изменении сути педагогических отношений, переходе от подчинения к сотрудничеству.
Принцип гуманизации педагогического процесса заключается в учёте индивидуальных способностей личности каждого ребёнка и педагога. Он строится в соответствии с личным опытом и уровнем достижений школьников, их интересами и склонностями. Учителя обязаны предоставлять детям разно-уровневый по сложности и субъективной трудности усвоения материал программы.
Осуществление принципов демократизации и гуманизации в педагогическом процессе возможно на основе педагогики сотрудничества — идеи совместной развивающей деятельности детей и взрослых, в процессе которой они связаны взаимопониманием и проникновением в духовный мир друг друга, совместным желанием анализа хода и результатов этой деятельности.
Деятельностный подход заключается в ориентировании ученика не только на усвоение готовых знаний и умений, но и на овладение способами физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, на развитие познавательных сил и творческого потенциала ребёнка. Это отход от вербальных методов и форм передачи готовой информации, пассивности, учащихся на занятиях к активному усвоению знаний, умений и навыков, реализуемых в разнообразных видах физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности.
Интенсификация и оптимизация состоит в:
- повышении целенаправленности обучения и усилении мотивации занятий физической культурой и спортом;
- применении активных и творческих методов и форм обучения: проблемные,
- исследовательские,
- сопряжённого развития кондиционных и координационных способностей,
- акцентированного и всестороннего развития координационных способностей,
- методики программно-алгоритмического типа,
- групповые и индивидуальные фор-мы обучения,
- круговая тренировка и др;
Задачу формирования целостного мировоззрения учащихся, всестороннего раскрытия взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов в сфере физической культуры учитель реализует на основе расширения межпредметных связей из области разных предметов: литературы, истории, математики, анатомии, физиологии, психологии и др.
Цель 3-го урока физкультуры — создание условий для реализации физкультурно-оздоровительной активности учащихся вне зависимости от уровня физической подготовки и уровня сформированности специфических умений по отдельным видам спорта. Поэтому содержание 3-го урока физкультуры направлено не только реализацию общепринятых разделов (лёгкая атлетика, гимнастика, лыжная подготовка и т.д.), но и на введение таких вариативных разделов, как хореография, ритмика, фитнес, спортивные и бальные танцы, национальные виды спорта, национальные спортивные игры и командные эстафетные игры.
В данной рабочей программе предусмотрен материал для замещения уроков лыжной подготовки на уроки подвижных игр и гимнастики (30 часов для 2-4 классов) — Приложение 1. Этот материал будет использоваться при изменении климатических условий (повышение температуры и вызванное ее таяние снега в период января — марта месяца).
Методика проведения урока по физической культуре в начальной школе по ФГОС
Проведение уроков физической культуры в начальной школе носит не столько образовательный, сколько оздоровительный характер, а также предоставляет возможность младшеклассникам отдохнуть от нового для них режима занятий – более строгого, чем в дошкольной образовательной организации [3].
Это обуславливает необходимость несколько иного подхода к организации уроков физической культуры в начальной школе. В первую очередь, это организация таких уроков в игровой форме, использование большого числа разнообразных игровых методов и приемов. Немаловажным для младшеклассников при организации уроков физической культуры является и создание условий для постоянной смены видов деятельности [4].
Данные основы организации уроков физической культуры в начальной школе отражены в требованиях федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) [1].
В частности, во ФГОС НОО предусмотрено, что на уроках физической культуры обучающиеся должны овладеть умениями организации своей спортивной деятельности, работе в команде для достижения общей цели (чему способствуют различные командные игры и эстафеты), умению ставить цели и реализовывать их [2].
Немаловажным умением, согласно ФГОС НОО, которое должно быть приобретено младшеклассниками в процессе уроков физической культуры, является умение оценивать допустимый уровень физических нагрузок ( по показателю частоты сердечных сокращений) [1].
Подобные умения целесообразно формировать при изучении младшими школьниками теоретического материала – например, с использованием учебника. При этом теоретическое изучение таких вопросов должно сопровождаться последующим практическим применением изученного материала (например, можно предложить обучающимся измерить частоту сердечных сокращений в процессе урока несколько раз, записать результаты и проанализировать их, например, построить график). Такой подход будет способствовать не только формированию предметных, но и метапредметных образовательных результатов, что достаточно важно при обучении в начальной школе в целом, а также и в контексте ФГОС НОО.
Ключевым элементом методики преподавания физической культуры является предоставление обучающимся в отдельных случаях выбора для организации некоторых частей урока [2]. Например, обучающимся целесообразно предложить выбрать игру, формат урока, место проведения (например, предложив проведение урока на улице – при соответствующих погодных условиях). Такой подход к методике проведения урока физической культуры для обучающихся начальной школы также достаточно актуален в контексте ФГОС НОО, так как позволяет рассматривать обучающихся, как полноправных субъектов образовательного процесса, обучать их возможности и критериям выбора и самостоятельной организации своей учебной и спортивной деятельности.
Важным в контексте ФГОС НОО является и обучение детей постановке цели урока (которую обучающиеся должны формулировать самостоятельно, совместно с педагогом), планированию достижения цели, а также оценки ее достижения (результатов) в конце урока [1].
Важным также является и организация учебной деятельности в ходе урока в виде последовательной серии учебных задач, при этом, каждая задача должна быть раскрыта перед обучающимися, а также оценена после ее реализации.
Целесообразно предложить обучающимся (при учете возрастных особенностей) и выбрать методы и пути решения учебной задачи, что также позволяет дополнительно обучать целеполаганию [3].
Таким образом, методика проведения урока физической культуры по ФГОС НОО предполагает предоставление обучающимся большей свободы в постановке своих учебных целей, планировании и выборе путей их достижения, а также обучение эффективной коммуникации в данном процессе.
Список литературы
- Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования: приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373 (ред. от 18.12.2012) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. — N 12. — 22.03.2010; Российская газета. — 2011. — 16 фев. — N 5408.
- Золотова, М. Ю. Веселая гимнастика для младших школьников / М. Ю. Золотова, Т. Ю. Маскаева // Физическая культура в школе. 2020. N 1. С. 40- 43.
- Матвеев, А. В. Физическая культура: 1 кл. : методические рекомендации по основам преподавания / А. П. Матвеев, М. В. Малыхина. М. : Дрофа, 2013. 208 с.
- Миронов, А. В. Как построить урок в соответствии с ФГОС / А. В. Миронов. – Волгоград : Учитель, 2013. – 174 с.
Содержание программы
Содержание программного материала уроков состоит из двух основных частей: базовой и вариативной (дифференцированной).
Освоение базовых основ физической культуры необходимо для каждого ученика.
Базовый компонент составляет основу Государственного стандарта общеобразовательной подготовки в области физической культуры. Вариативная часть физической культуры связана с учетом индивидуальных способностей учащихся и местных особенностей работы школы.
Программа состоит из взаимосвязанных частей: уроки физической культуры, физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного, внеурочного направления, продленного дня; внеклассная работа и физкультурно-массовые мероприятия.
Базовая часть
- Естественные основы знаний:
- Здоровье и физическое развитие ребенка.
- Основные формы движений.
- Работа органов дыхания.
- Выполнение основных движений к. предметами, с разной скоростью, на ограниченной площади опоры.
- Измерение роста, веса, положение в пространстве.
- Социально-психологические основы:
- Влияние физических упражнений, закаливающих процедур, личной гигиены и режима дня на укрепление здоровья.
- Выполнение жизненно важных навыков и умений (ходьба, бег, прыжки, метание, лазание, перелезание) в игровой обстановке.
- Контроль за выполнением физических упражнений и тестирования физических качеств.
- Приемы закаливания:
- воздушные ванны,
- солнечные ванны,
- водные процедуры.
В программе освоения учебного материала теоретические разделы сочетаются с практическими, основой которых является урок физкультуры, разделяющийся на 3 типа: с образовательно-познавательной, образовательно-предметной и образовательно-тренировочной направленностью.
Спортивно-оздоровительная деятельность
- Гимнастика с элементами акробатики:
- строй, строевые действия в шеренге, колонне;
- выполнение строевых команд;
- упражнения в лазании и перелезании, в равновесии;
- упражнения по заданию учителя.
- Легкая атлетика:
- бег с высоким подниманием бедра;
- бег в медленном темпе;
- изменение темпа бега;
- дыхание в беге;
- техника бега и ходьбы;
- прыжки на одной, двух ногах, в длину и высоту;
- спрыгивание и запрыгивание;
- передача и ловля малого мяча;
- метание в вертикальную цель и на дальность;
- бросок большого мяча (1 кг) на дальность разными способами.
- Подвижные и спортивные игры. Многообразие двигательных действий оказывает комплексное воздействие на совершенствование координационных и кондиционных способностей, в результате чего закладываются основы игровой деятельности, совершенствующие движения (ходьба, бег, прыжки, метание).
- Общеразвивающие упражнения по базовым видам и внутри разделов.
В процессе овладения учебной деятельностью на занятиях физической культуры укрепляется здоровье, совершенствуются физические качества, активно развивается мышление, творчество и самостоятельность.
Результаты освоения предмета «Физическая культура»
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. №373) данная рабочая программа для 1—4 классов направлена на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов по физической культуре.
Личностные результаты
- формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
- формирование уважительного отношения к культуре других народов;
- развитие мотивов учебной деятельности и личностный смысл учения, принятие и освоение социальной роли обучающего;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;
- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты
- формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, социального и психического), о её позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учёбы и социализации;
- овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.);
- формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данными мониторинга здоровья (рост, масса тела и др.), показателями развития основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости).
Планируемые результаты
Планируемые результаты | Комментарий учителя | ||
Предметные | Метапредметные УУД | Личностные УУД | |
9 | 10 | 11 | 12 |
Знать, какие организационно-методические требованияприменяются на уроках физической культуры, как выполнять строевые упражнения, правила подвижных игр «Ловишка» и «Колдунчики» | Коммуникативные: слушать и слышать друг друга, работать в группе. Регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе каксубъекту деятельности, находить и выделять необходимую информацию. Познавательные: рассказывать об организационно-методических требованиях, применяемых на уроках физической культуры, выполнять строевые упражнения, играть в подвижные игры «Ловишка» и «Колдунчики» | Развитие мотивов учебной деятельности и осознание личностного смысла учения, принятие и освоениесоциальной роли обучающегося, развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях | |
Знать, как проходит тестирование бега на 30 м с высокого старта, правила подвижных игр «Салки» и «Салки — дай руку» | Коммуникативные: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, устанавливать рабочие отношения. Регулятивные: самостоятельно формулировать познавательные цели, находить и выделять необходимую информацию.Познавательные: проходить тестирование бега на 30 м с высокого старта, играть в подвижные игры «Салки» и «Салки — дай руку» | Развитие этических чувств, доброжелательности и эмо-ционально-нравственной отзывчивости, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе | |
Знать технику челночного бега, правила подвижных игр «Прерванные пятнашки» и «Колдунчики» | Коммуникативные: эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации, работать в группе. Регулятивные: видеть ошибку и исправлять ее по указанию взрослого, сохранять заданную цель. Познавательные: технично выполнять челночный бег, играть в подвижные игры «Прерванные пятнашки» и «Колдунчики» | Развитие мотивов учебной деятельности и осознание личностного смысла учения, развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе | |
Знать, как проходит тестирование челночного бега 3 х 10 м, правила подвижной игры «Собачки ногами» | Коммуникативные: эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации, добывать недостающую информацию с помощью вопросов. Регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности, адекватно понимать оценку взрослого и сверстника. Познавательные: проходить тестирование челночного бега 3 х 10 м, играть в подвижную игру «Собачки ногами» | Развитие мотивов учебной деятельности и осознаниеличностного смысла учения, принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости |
Требования к уровню подготовки учащихся к концу 1-ого года обучения
В результате освоения программного материала ученик получит знания:
Знания о физической культуре
- Что такое координация движений.
- Что такое дистанция.
- Как возникли физическая культура и спорт.
- Ученики получат первоначальные сведения об Олимпийских играх — когда появились, кто воссоздал символы и традиции.
- Что такое физическая культура.
- Получат представление о том, что такое темп и ритм, для чего они нужны и как влияют на выполнение упражнений.
- Что такое личная гигиена человека.
- Получат первоначальные сведения о внутренних органах человека и его скелете.
- Узнают, что такое гимнастика, где появилась и почему так названа.
- Что такое осанка.
Гимнастика с элементами акробатики
- Ученики научатся строиться в шеренгу и колонну;
- размыкаться на руки в стороны;
- перестраиваться разведением в две колонны;
- выполнять повороты направо, налево, кругом;
- команды «равняйсь», «смирно», «по порядку рассчитайсь», «на первый-второй рас-считайсь», «налево в обход шагом марш», «шагом марш», «бегом марш»;
- выполнять разминку, направленную на развитие координации движений;
- запоминать короткие временные отрезки;
- подтягиваться на низкой перекладине из виса лежа;
- выполнять вис на время;
- проходить станции круговой тренировки;
- выполнять различные перекаты, кувырок вперед, «мост», стойку на лопатках, стойку на голове;
- лазать и перелезать по гимнастической стенке;
- лазать по канату;
- выполнять висы на перекладине;
- прыжки со скакалкой, в скакалку, вращение обруча;
- вис углом, вис согнувшись, вис прогнувшись и переворот на гимнастических кольцах.
Легкая атлетика
- Ученики научатся технике высокого старта;
- пробегать на скорость дистанцию 30 м;
- выполнять челночный бег Зх 10 м;
- беговую разминку;
- метание как на дальность, так и на точность;
- технике прыжка в длину с места;
- выполнять прыжок в высоту с прямого разбега, а также прыжок в высоту спиной вперед;
- бегать различные варианты эстафет;
- выполнять броски набивного мяча от груди и снизу.
Лыжная подготовка
- Ученики научатся переносить лыжи по команде «на плечо», «под рукой»;
- выполнять ступающий и скользящий шаг как с палками, так и без, повороты переступанием как с палками, так и без, подъем на склон «полуелочкой» с лыжными палками, и без них, спуск под уклон в основной стойке с лыжными палками и без них;
- торможение падением;
- проходить дистанцию 1,5 км;
- кататься на лыжах «змейкой».
Подвижные игры
- Ученики научатся играть в подвижные игры: «Ловишка»,
- «Ловишка с мешочком на голове»,
- «Прерванные пятнашки»,
- «Гуси-лебеди»,
- «Горелки»,
- «Колдунчики»,
- «Мышеловка»,
- «Салки»,
- «Салки с домиками»,
- «Два Мороза»,
- «Волк во рву»,
- «Охотник и зайцы»,
- «Кто быстрее схватит»,
- «Совуш-ка»,
- «Осада города»,
- «Вышибалы»,
- «Ночная охота»,
- «Удочка»,
- «Успей убрать»,
- «Волшебные елочки»,
- «Шмель»,
- «Береги предмет»,
- «Попрыгунчики-воробушки»,
- «Белки в лесу»,
- «Белочка-защитница»,
- «Бегуны и прыгуны»,
- «Грибы-шалуны»,
- «Котел»,
- «Охотники и утки»,
- «Антивышибалы»,
- «Забросай противника мячами»,
- «Вышибалы через сетку»,
- «Точно в цель»,
- «Собачки»,
- «Лес, болото, озеро»,
- «Запрещенное движение»,
- «Хвостики»,
- «Хвостики»,
- «Бросай далеко, собирай быстрее»,
- «Игра в птиц»,
- «Игра в птиц с мячом»,
- «День и ночь»;
Учебный предмет «Физическая культура» тесно взаимосвязан со всеми предметами школьного курса. Практически вся тематика Физической культуры базируется на знаниях, получаемых учащимися при изучении других общеобразовательных предметов.
Поэтому на уроках Физической культуры непременно используется межпредметная связь:
- ОБЖ — ЗОЖ, оказание первой медицинской помощи, обморожения, ожоги;
- география — туризм, выживание в природе;
- химия — процессы дыхания;
- физика — природные явления, ускорение, расстояние, масса, мощность, сила;
- история — история Олимпийских игр, история спорта;
- математика — расстояние, скорость;
- биология -режим дня школьника, рацион питания, оказание ПМП, работа мышц, кровообращение, утомление, экологическая безопасность;