Конспект урока по информатике в 7 классе «Информация и её свойства»
УРОК НА ТЕМУ
«Информация и ее свойства».
в 7 классе.
(Учебник 7 класса. Авторы Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. –М: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013 г.)
Дата проведения « __» __________ 20__ г. Учитель Леонтьева А.М.
Цель урока:
усвоение учащимися понятий информация, виды и свойства информации.
Задачи урока:
образовательные:
• сформировать у учащихся понятие информации;
• познакомить с различными видами информации по ее назначению, характеру, способами восприятия и ее свойствами;
развивающие:
• развивать мышление (умение сравнивать, анализировать, обобщать);
воспитательная:
• воспитывать уважительное отношение к мнению окружающих.
Тип урока:
комбинированный.
Метод обучения:
объяснительно-иллюстративный.
Оборудование:
доска, компьютер, проектор, компьютерная презентация
Формы работы на уроке:
фронтальная (беседа), решение задач.
План урока:
- Организационный момент.
- Актуализация знаний.
- Изучение нового материала.
- Закрепление нового материала.
- Подведение итогов урока.
- Домашнее задание.
Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель приветствует учащихся и отмечает в журнале отсутствующих.
2. Актуализация знаний
Попробуем ответить на следующие вопросы:
Что такое информация?
Какая бывает информация?
- Изучение нового материала.
(слайд 1)
На этом уроке мы узнаем что такое информация и рассмотрим ее свойства.
Запишем в тетрадях тему урока – «Информация и ее свойства»
(слайд 2)
Информация – очень широкое понятие, имеющее множество трактовок.
Информацию нам несут другие люди, всевозможные предметы и явления. Правильно информацию можно получить из различных источников — телевизора, книг, компьютера, по радио, увидеть на улице и т.д. Каждый материальный объект, с которым происходят изменения, становится источником информации либо об окружающей среде, либо о происходящих в этом объекте процессах. Эту информацию мы получаем в виде сигналов – звуковых, световых, тепловых, электрических и т. д. Сам человек также является источником информации.
Запишем определение:
Информация для человека
— это содержание сигналов (сообщения), воспринимаемых человеком непосредственно или с помощью специальных устройств, расширяющее его знания об окружающем мире и протекающих в нём процессах.
(слайд 3)
Сигналы могут быть непрерывными или дискретными.
Непрерывный сигнал
принимает бесконечно множество значений из некоторого диапазона. Между значениями, которые он принимает, нет разрывов
Примерами непрерывных сигналов могут служить музыка, речь человека, изображения
Дискретный сигнал
принимает конечное число значений. Все значения дискретного сигнала можно пронумеровать целыми числами.
Примерами дискретных сигналов могут служить показания механических или электронных часов, тексты в книгах, показания цифровых измерительных приборов, сигнал светофора.
Пример как непрерывный сигнал (человеческая речь) преобразуется в дискретный при передаче с помощью современных средств связи.
Синяя линия (непрерывная) это живая речь, кружочки это отдельные значения амплитуды звука взятые через определенный (равномерный) промежуток времени. Таким образом можно объяснить почему голос который мы слышим в трубке телефона (дискретный) отличается от живого голоса (непрерывный).
(слайд 4)
Информацию в мозг человек получает через свои органы чувств. По способу восприятия человеком информация можно разделить на следующие виды:
визуальная
(мы воспринимаем буквы, цифры, рисунки, различаем цвет, форму, размеры и расположение предметов);
аудиальная
(воспринимается звуковая информация — речь, музыка, звуковые сигналы, шум);
вкусовая
(можно получить информацию о том, каков предмет — горький, кислый, сладкий, соленый);
обонятельная
(люди воспринимают запахи);
тактильная
(человек получает информацию о температуре предмета — тёплый или холодный, о качестве его поверхности — гладкий или шероховатый и т.д.).
(слайд 5)
Любое вещество можно охарактеризовать его свойствами, например твердое, легкое, белого цвета и т.д. Информация также обладает свойствами.
Свойства информации:
Полезность
– важность или бесполезность данной информации для конкретного человека или конкретной задачи которая поможет в ее решении.
Например вам важна информация когда
Актуальность
– своевременность получения. Информация актуальна, если она важна, существенна для настоящего времени.
Достоверность
(правдивость) – отражение истинного положения. Неверная информация является недостоверной и может быть: в случае преднамеренного искажения (дезинформация); в результате воздействия помех «помехи в линиях связи в результате плохой погоды»); При приуменьшении или преувеличении значения реального события (слухи, реклама).
Объективность
– зависимость от чьего либо суждения или нет. Информация которая зависит от чьего либо суждения называется субъективной.
Полнота
– достаточность для понимания ситуации и принятия решения. Принятие решений на основе неполной информации может привести к ошибкам.
Понятность
(распознаваемость) – информация становится доступной лишь при условии возможности распознавания знаков и сигналов, с помощью которых она передается. Вы не сможете воспользоваться информацией если она выражена на незнакомом вам языке.
Нематериальность
– информация нематериальна, однако может проявляться только через материальные процессы, сигналы.
(слайд 6)
4. Закрепление нового материала
Ответьте пожалуйста на вопросы:
Вопросы из учебника (стр. 11-12)
- Что такое информация для человека? Перечислите источники, из которых вы получаете информацию.
- Приведите примеры непрерывных и дискретных сигналов.
- Перечислите основные виды информации по способу её восприятия человеком.
(визуальную, аудиальную, вкусовую, обонятельную, тактильную)
- Какими свойствами обладает информация? (объективность, достоверность, полнота, актуальность, полезность, понятность, нематериальность)
- Выберите правильный ответ. (выделен курсивом)
- Если вы собираетесь провести выходной день на природе, то своевременной информацией для вас будет:
- сведения о погоде в такой же день прошлого года;
- прогноз погоды на выходной день
- Волга впадает в Каспийское море — это:
- достоверная информация;
- недостоверная информация.
- О правилах дорожного движения каждый водитель автомобиля:
- должен обладать полной информацией;
- может иметь неполную информацию.
(слайд 7)
- Об устройстве двигателя каждый водитель автомобиля:
- должен обладать полной информацией;
- может иметь неполную информацию.
- Информация о том, как с помощью подручных средств добыть огонь, будет для вас наиболее полезной:
- если вы попадёте на необитаемый остров;
- в нашей повседневной жизни.
- Слухи, вымыслы, непроверенные гипотезы — это:
- достоверная информация;
- недостоверная информация.
5. Подведение итогов урока.
Учитель выставляет оценки учащимся, комментируя их.
6. Домашнее задание.
(слайд
§ 1.1 (стр. 7-11) Задания 8, 9 (стр. 12)
(Учебник для 7 класса. Авторы Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. –М: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013 г.)
Конспект урока по информатике для 7 класса с презентацией. Форматирование текста
Конспект урока по информатике, 7 класс
Автор: Самарин Александр Александрович, учитель информатики МБОУ Савинской СОШ, п. Савино, Ивановской области. Тема: «Форматирование текста». Описание материала: конспект урока по информатике будет полезен учителям информатики, реализующих общеобразовательные программы в 7 классах, работающих по учебнику Босовой Л.Л. «Информатика». В ходе урока обучающиеся получают знания о форматирование текстовых документов на компьютере, также навыки работы в программе Microsoft Word. Цель: создание условий для овладения детьми знаниями форматирования текстовых документов на компьютере и навыками работы в программе Microsoft Word. Задачи: — закрепить знания по теме «создание текстовых документов на компьютере»; — сформировать знания о форматировании текстовых документов на компьютере; — сформировать навыки работы в программе Microsoft Word. Планируемые результаты: Предметные:
— сформировать представления о вводе и редактировании текстов как этапах создания текстовых документов; — сформировать представления о прямом и стилевом форматированиях, различных текстовых форматах.
Метапредметные:
— сформировать умения и навыки использования средств информационных и коммуникационных технологий для создания текстовых документов; — сформировать навыки рационального использования имеющихся инструментов.
Личностные:
— сформировать понимание социальной, общекультурной роли в жизни современного человека навыков квалифицированного клавиатурного письма.
Ход урока:
I. Организационный момент и актуализация знаний Учитель: «Здравствуйте, ребята. Давайте вспомним с вами, что мы проходили на прошлом уроке». Дети: «Мы познакомились с программами по созданию текстовых документов на компьютере». Учитель: «Какие это программы?» Дети: «Блокнот, Writer, Word». Учитель: «С помощь чего осуществляется ввод текста на компьютере?» Дети: «Ввод текста на компьютере осуществляется с помощью клавиатуры». Учитель: «Что ещё нового вы узнали на прошлом уроке?» Дети: «Как можно редактировать текст, проверку правописания в текстовом процессоре, что такое фрагмент и каким образом его можно редактировать». Учитель: «Ребята, давайте посмотрим на экран». На экран проецируется Задание 1 — Найти соответствие клавиш и команд.
Дети выполняют задание.
На экран проецируется Задание 2
— Что делают следующие комбинации клавиш? Дети выполняют задание.
Учитель: «Ребята, каким образом можно ещё просматривать текст на экране? Дети: «С помощью полос, расположенных справа и внизу окна документа». Учитель: «Ребята, при редактировании можно работать не только с отдельными символами, но и с целыми фрагментами текста. Что такое фрагмент?» Дети: «Фрагмент – это произвольное количество следующих один за другим символов текста: один или несколько символов, слово, строка, предложение, абзац или даже весь документ». Учитель: «Каким образом можно выделить фрагмент?» Дети: «Чтобы выделить фрагмент, необходимо установить указатель мыши в начало нужного фрагмента и, держа левую кнопку мыши нажатой, протянуть указатель до его конца». Учитель: «Что можно сделать с выделенным фрагментом?» Дети: «Удалить, вырезать, копировать, вставить». Учитель: «На слайде перечислены предложения, где правильно расставлены пробелы между словами и знаками препинания?» На экран проецируется задание 3 — Где правильно расставлены пробелы между словами и знаками препинания?
Дети выполняют задание.
II. Изучение нового материала Учитель: «Ребята, а как вы думаете, что ещё можно делать с текстом?» Дети: «Менять размеры шрифта, цвет, шрифта и т.д.» Учитель: «Да, правильно. Каким, словом можно назвать перечисленные действия?» Дети: «Форматирование». Учитель: «Правильно. Это тема нашего сегодняшнего занятия. Что же такое форматирование? Форматирование – это процесс оформления текста. Цель форматирования – сделать восприятие готового документа простым и приятным для чтения». На экран проецируются определение форматирования и его цель.Учитель: «Оформляя документы, пользователь применяет к отдельным его элементам команды форматирования. Существует два способа форматирования текстов: прямое и стилевое форматирования. На экран проецируются способы форматирования текста. Прямое форматирование применяют к произвольным символьным фрагментам (отдельным символам, словам, строкам, предложениям) и абзацам. Что же такое символ? Символ – минимальная графическая единица текста. Основные свойства символа: шрифт, размер шрифта, начертание и цвет. На экран проецируются определение прямого форматирования, символа и его основные свойства. Шрифт – это выполненные в едином стиле изображения символов, используемых для письма. Доступны тысячи различных шрифтов. Все их можно разделить на четыре основные группы: 1) Шрифты с засечками, 2) Рубленые шрифты, 3) Каллиграфические (рукописные) шрифты, 4) Декоративные шрифты.» На экран проецируются определение шрифтов, его виды с примерами.Учитель: «Размер (кегль) шрифта – высота шрифта, измеряемая от нижнего края самой низкой буквы до верхнего края самой высокой буквы. Кегль измеряется в пунктах. Один пункт равен 1/72 дюйма (приблизительно 0,35 мм).» На экран проецируются определение размера и картинка, на которой показано, где можно на панели инструментов изменить размер шрифта.Учитель: «Начертание символов: нормальное, полужирное, курсивное, подчёркнутое, перечёркнутое, контурное, верхний индекс, нижний индекс. На экран проецируются начертания символов с примерами и картинка, на которой показано, где можно на панели инструментов изменить начертание символов. Цвет символа – цвет видимой части символа (рисунка).» На экран проецируется картинка, на которой изображено, где на панели инструментов можно изменить цвет символа.Учитель: «Далее рассмотрим форматирование абзацев. Абзац – это часть документа между двумя соседними непечатаемыми управляющими символами конца абзаца. Процесс ввода абзаца заканчивается нажатием клавиши Enter. Основные свойства абзаца: выравнивание, отступ первой строки, междустрочный интервал, отступы слева и справа, интервалы перед и после. Выравнивание абзаца – расположение абзаца относительно боковых границ страницы (по левому краю, по центру, по правому краю, по ширине). Отступ слева (справа) – расстояние от края страницы до левой (и, соответственно, правой) границы абзаца. Отступ первой строки – отступ перед абзацем, красная строка. Интервал перед и после задают расстояние между соседними абзацами соответственно сверху, снизу, в пунктах. Междустрочный интервал определяет расстояние между соседними строками внутри абзаца. На экран проецируются определение абзаца, его основные свойства, а также картинка, где эти свойства можно изменить. Небольшие документы можно оформить прямым форматированием. При работе с большими текстами, как правило, используют стилевое форматирование. Смысл заключается в том, что структурным элементам, несущим одну и ту же функциональную нагрузку, назначается определённый стиль форматирования – набор параметров форматирования (шрифт, его начертание, размер и так далее).» На экран проецируется смысл стилевого форматирования.Учитель: «При оформлении текстового документа, предназначенного для печати, особое внимание следует уделить его расположению на листе бумаги. Пользователь может выбрать ориентацию листа бумаги (книжную, альбомную), размер бумаги, задать определённые параметры страницы (поля, колонтитулы, положение переплёта).» На экран проецируется панель «Параметры станицы».Учитель: «После форматирования текста необходимо его сохранить в определённом формате. Наиболее распространены следующие форматы файлов, в которых сохраняются текстовые документы: — TXT – сохраняет текст без форматирования, в тексте вставляются только управляющие символы конца абзаца. — DOC – собственный формат документов Microsoft Word, — ODT – собственный формат документов OpenOffice.org Writer, — RTF – универсальный формат, сохраняющий всё форматирование, — HTML – формат, используемый для хранения web-страниц, — PDF – формат, предназначенный для представления в электронном виде печатных документов.» На экран проецируются форматы файлов, в которых сохраняются текстовые документы.III. Физкультминутка Учитель: «А сейчас немножко отдохнем. Ребята, сядьте поудобнее на стул, расслабьтесь, расправьте плечи, прогните спину, потянитесь, повертите головой, «поболтайте ножками». А теперь, не поворачивая головы, посмотрите направо, налево, вверх, вниз. А сейчас следить за движения моей руки». Учителя водит рукой в разные стороны. IV. Практическая работа Учитель: «Ребята, а теперь полученные знания мы закрепим практической работой на компьютере». Детям выдаются листочки с заданием:Ребята наберите текст в программе Microsoft Word: Требования к оформлению реферата Реферат должен быть выполнен на одной стороне листов белой бумаги формата А4. Размеры полей страницы: правое – 30 мм (для замечаний преподавателя); верхнее, нижнее, левое – 20 мм. Отступ первой строки – 12 мм, одинаковый по всему тексту. Междустрочный интервал – полуторный. Выравнивание абзацев – по ширине. Шрифт основного текста – TimesNewRoman. Кегль – 14. Цвет шрифта – чёрный. Задания: 1) Выделите заголовок текста и замените его полужирным; 2) Отредактируйте текст, как сказано в требованиях к оформлению реферата; 3) Ниже, через 1 пустую строку, укажите свою фамилию и имя. Дети выполняют задание на компьютере. V. Итог урока и рефлексия Учитель: «Ребята, что сегодня вы узнали нового? Что было для вас тяжело? С какими затруднениями вы столкнулись при выполнении практической работы?» Дети отвечают. Учитель: «Спасибо, за работу на уроке. До свидания».
Презентация на тему: Форматирование текста
Рекомендуем посмотреть:
Интегрированный межпредметный урок информатика + английский язык, 7-8 класс. Конспект Информационная безопасность в сети Интернет Конспект урока информатики в 7 классе с презентацией. Создание анимированных изображений в MS Power Конспект интегрированного урока по информатике и ИКТс презентацией «Создание простейшей базы данных»
Похожие статьи:
Конспект урока информатики по теме «Оперативная и долговременная Память компьютера» 7 класс