Общая характеристика растений презентация к уроку по биологии (7 класс) по теме


Отдел Покрытосеменные растения.

Вопрос 1. Назовите основные признаки цветковых растений.

Основные признаки цветковых растений: имеют цветки и плоды; семязачатки (семяпочки), в отличие от голосеменных растений, заключены в полость завязи (отсюда и название отдела — покрытосеменные); характерно двойное оплодотворение; строение органов достигает наибольшей (по сравнению с другими растениями) сложности, а ткани высокой степени специализации, т. е. они максимально приспособлены к выполнению конкретных функций, как, например, в проводящей системе; трахеиды заменены на сосуды, что об-легчает прохождение воды и увеличивает приспособленность к жизни на суше; более интенсивный обмен веществ по сравнению с представителями других отделов растений; способность образовывать сложные многоярусные сообщества, что обеспечивает более интенсивное использование среды и завоевывание новых территорий.

Вопрос 2. Расскажите о строении цветка.

Цветок — орган полового размножения, представляет собой видоизмененный побег. Развивается на цветоножке, расширяющейся в цветоложе, на котором формируются остальные его части. Из мелких зеленых листочков — чашелистиков образуется чашечка, из ярко окрашенных лепестков — венчик. Они защищают главные части цветка — пестик и тычинки от механических повреждений, а венчик у насекомоопыляемых растений еще и привлекает насекомых. Тычинки состоят из тычиночных нитей и пыльника, где образуется пыльца. В пестике различают широкую завязь, тонкий столбик и рыльце. Из завязи развиваются плоды.

Вопрос 3. Что такое плод?

Плод — это орган размножения цветковых растений, который развивается из цветка.

Вопрос 4. Какую функцию выполняет плод?

Плод служит для защиты и распространения семян.

Вопрос 5. Чем защищена семяпочка покрытосеменных растений?

Семяпочка покрытосеменных защищена от неблагоприятных воздействий завязью.

Вопрос 6. Каково значение цветка?

Цветок является органом семенного размножения. Это видоизмененный побег с ограниченным ростом, приспособленный для полового размножения. В цветке осуществляется опыление, оплодотворение, формируются зародыш и плод.

Вопрос 7. Какие жизненные формы встречаются у покрытосеменных растений?

Все многообразие спорофитных жизненных форм у покрытосеменных растений может быть сведено к двум основным типам — древесному (деревья, кустарники и кустарнички) и травянистому. Травянистая жизненная форма свойственна большинству покрытосеменных. Развитие мужского и женского гаметофитов у покрытосеменных предельно сокращено: они представлены лишь некоторыми частями цветка — семязачатком и пыльцевым зерном.

Вопрос 8. На какие классы делится отдел покрытосеменных?

В отделе покрытосеменных растений выделяют два класса: Однодольные и Двудольные.

Вопрос 9. Какие признаки характерны для двудольных растений?

Для двудольных характерны следующие признаки: зародыш имеет две семядоли; корневая система стержневая; листья с сетчатым жилкованием (исключение: двудольный подорожник имеет дуговидное жилкование); число компонентов цветка кратно пяти, реже четырем; околоцветник двойной.

Вопрос 10. Какими признаками отличаются однодольные растения? Приведите примеры.

Однодольные растения обладают следующими отличительными признаками: в зародыше однодольных растений имеется одна семядоля; корневая система мочковатая; листья с параллельным или дуговым жилкованием (исключение: однодольный вороний глаз имеет сетчатое жилкование); число компонентов цветка кратно трем; околоцветник простой. Важнейшие семейства класса — Злаковые и Лилейные. Лилейные представлены травянистыми растениями, например различными видами лука, чеснока; декоративными растениями — лилиями, тюльпанами, гиацинтами и др. К злакам относятся пшеница, рожь, ячмень, просо, кукуруза, сахарный тростник и др.

Решебник содержит ответы на вопросы учебного издания и выполнен в удобном для чтения формате PDF.

СКАЧАТЬ РЕШЕБНИК

Вы также можете заказать ответ на любой вопрос домашнего задания и получить готовый ответ на свой e-mail!

ЗАКАЗАТЬ ОТВЕТ

  • Голосеменные
  • Оглавление
  • Одноклеточные

Признаки царства растений

Прежде чем перейти непосредственно к классификации растений, стоит вспомнить, что растения имеют ряд признаков, характерных всем представителям царства.

Признаки отделов растений

  • Растения способны к автотрофному питанию. Это значит, что в процессе жизнедеятельности растения синтезируют необходимые органические вещества из углекислого газа и воды под воздействием солнечного света в ходе фотосинтеза.
  • Клеточная оболочка растений построена из плотного полисахарида целлюлозы.
  • Большая часть растений ведет прикрепленный образ жизни.
  • Крахмал — питательное вещество, которое запасается в клетках растений.
  • В отличие от животных, растения растут всю жизнь.
  • Фитогормоны регулируют процессы развития растений.

Согласно учебнику «Биология. 6 класс» под редакцией И. Н. Пономаревой, царство растений делится на подцарства. Выделяют подцарство низших растений и подцарство высших. Представителями подцарства низших растений являются водоросли.

В зависимости от сложности строения и способа размножения выделяют семь отделов растений, характеристики которых разберем ниже.

Отдел «водоросли»

Водоросли – наиболее примитивно устроенные представители царства растений. Тело водорослей называют таллом

. По строению это однотипные клетки, среди которых невозможно выделить отдельные органы растений.

Клетки таллома водорослей:

  • Эукариотические. В структуре клетки есть ядро — носитель генетической информации.
  • Фотосинтезирующие. В ходе фотосинтеза из воды и углекислого газа синтезируют глюкозу.
  • Автотрофные. Из неорганических соединений синтезируют органические.

Благодаря наличию светочувствительного глазка (стигмы

) обладают
фототаксисом
, т. е. двигаются к источнику света для обеспечения процессов фотосинтеза. Размножение может быть бесполым – с помощью деления таллома, и половым – с формированием гамет.

Значение

. Являясь водными растениями, и продуцируя кислород как побочный продукт фотосинтеза, водоросли обеспечивают кислородом и питательными органическими веществами морских жителей, используются в пищу человеком, идут на корм скоту. Подробнее водоросли разобраны на странице 110 учебника «Биология. 6 класс» под редакцией И. Н. Пономаревой.

Отдел «моховидные»

По своей структуре моховидные сложнее водорослей, и у представителей отдела выделяют стебель и листья. Отличительной особенностью является отсутствие корней. Функцию корня по всасыванию питательных веществ из почвы берут на себя ризоиды

.

Значение

. Моховидные способны накапливать большие объемы влаги, тем самым регулируя водный баланс планеты. Благодаря большой площади зеленой массы мхи обеспечивают планету кислородом. При перегнивании мхов образуется торф, который является питательной субстанцией для других растений, а также используется в качестве топлива.

Отдел «плауновидные»

В настоящее время ученые насчитывают около 1000 видов, хотя 350 млн лет назад плауновидные, хвощевидные и папоротниковые были основными представителями богатого растительного мира древней Земли. Отмирая и проведя в толще земли тысячелетия, из остатков растений сформировались залежи каменного угля — ценного полезного ископаемого.

Внешне современные представители похожи на мхи. Однако выделение у плауновидных дифференцированных корней, стебля и листьев позволило ученым отнести представителей отдела к высшим растениям.

Значение

. Как и все растения, плауновидные вносят вклад в обеспечение кислородом. Из некоторых видов человек научился выделять курареподобный яд и использовать в медицине.

Биология. 6 класс. Рабочая тетрадь №1

Рабочая тетрадь разработана к учебнику «Биология. 6 класс» (авт. И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко), входящему в систему «Алгоритм успеха». Содержит проблемные и тестовые задания, позволяющие учителю организовывать дифференцированную практическую работу шестиклассников, формировать основные биологические понятия, эффективно осуществлять контроль знаний, привлекая учащихся к самооценке учебной деятельности.

Купить

Отдел «хвощевидные»

Как и плауны, гигантские представители хвощей населяли Землю 300 млн лет назад. В настоящее время хвощи встречаются в Северном полушарии, хотя возможно исследователи просто не нашли среди богатого растительного мира Южного полушария хвощи, и если вам это удастся, Нобелевская премия в кармане. Уже с первого взгляда юный ботаник точно определит, что перед ним представитель хвощевидных: мутовчато расположенные листья в четко выделенных междоузлиях характерны только этому отделу.

Значение

. Несмотря на то, что хвощ — сорняк, и благодаря мощному корневищу доставляет немало проблем земледельцам, он является индикатором кислоты почвы и необходимости внесения извести для получения качественного урожая. Для диких оленей и кабанов является источником пищи. В фармакологии отвары и экстракты из хвоща полевого используют как мочегонное средство.

Отдел «папоротники»

Гуляя по лесу умеренной зоны, практически каждый видел ярко-зеленые широкие листья папоротников. Представители отдела многочисленны, и насчитывают около 10 тысяч видов. Стебель развит слабо, и зеленая масса листьев значительно преобладает над стеблем. Придаточные корни помогают растению хорошо фиксироваться в почве и получить больше питательных веществ. Папоротники размножаются делением корневища или с помощью спор. Половое и бесполое поколения разделены. Взрослое растение папоротника — бесполое поколение.

Значение

. Благодаря пышной зеленой листве папоротники используются в качестве декоративных украшений садовых участков и для насыщения воздуха кислородом. Некоторые из представителей используются в кулинарии для приготовления экзотических блюд.

Эволюция не стояла на месте, и за 350 млн лет, прошедших с царствования папоротников, на планете сформировался более совершенный способ размножения — семя

. Семя — это маленький
спорофит
с запасом питательных веществ, корешком, почечкой и зародышевыми листьями.

Отдел «голосеменные»

Многочисленные деревья, кустарники и лианы, чье семя лишено специального замкнутого хранилища для семяпочки и развивающегося из нее семени, относятся к отделу голосеменных

. Умеренная зона северного полушария — наиболее подходящее место для обитания голосеменных. Именно там основная масса хвойных растений образует тайгу.

Значение

. Древесина голосеменных используется в строительстве и целлюлозной промышленности в качестве топлива. Плоды некоторых голосеменных человек использует в пищу (хлебное дерево). Одним из удивительных представителей голосеменных является секвойя. Возраст некоторых из этих величественных деревьев перевалил за 1000 лет.

Отдел «покрытосеменные» или «цветковые»

Несмотря на то, что в масштабах эволюции отдел самый молодой, цветущие растения, радующие глаз на клумбах и полях, плодовые деревья и другие виды, чье семя защищено, составляют основную массу разнообразной флоры на планете Земля. В настоящий момент их число достигло 250 тыс. видов и продолжают открываться и искусственно выводиться новые виды.

Значение

. К отделу относятся культурные и дикорастущие растения, которые человек использует в пищу. Древесина используется при строительных работах, в производстве мебели. Экстракты из различных частей растений используются в медицине.

Биология. 6 класс. Рабочая тетрадь №2

Рабочая тетрадь разработана к учебнику «Биология. 6 класс» (авт. И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко), входящему в систему «Алгоритм успеха». Содержит проблемные и тестовые задания, позволяющие учителю организовывать дифференцированную практическую работу шестиклассников, формировать основные биологические понятия, эффективно осуществлять контроль знаний, привлекая учащихся к самооценке учебной деятельности.

Купить

Методические советы

Урок можно начать с беседы о многообразии растительного мира, предложить ученикам назвать растения. Если на лето выдавалось задание по сбору гербария, ученики показывают свои гербарии и рассказывают где были собраны растения (поле, лес, луг, сад и т.д).

В ходе беседы учитель подводит ребят к тому, что в настоящее время известно более 200 тысяч дикорастущих и культурных растений, и без знаний о систематизации изучить их все невозможно. Затем можно предложить ребятам прочитать сообщения №1 и №2 из списка ниже.

С помощью наводящих вопросов учителя о строении корня, стебля, семян и демонстрации наглядного материала ребята определяют отличия различных отделов растений. Ученики зачитывают остальные доклады.

Список тем для самостоятельной подготовки сообщений:

  • Ботаника: от Теофраста до наших дней
  • Карл Линней — отец систематики
  • Каменный уголь — топливо или свидетель истории
  • Мир растений в кулинарии: от водорослей до покрытосеменных
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]