Рабочая программа по ОДНКНР для 5-6 класса
Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 88»
Принято на педагогическом совете Протокол № от Рассмотрено на методическом объединении учителей Протокол № от | Согласовано Заместитель директора по УВР МОАУ «СОШ № 88 ФИО | Утверждаю Директор МОАУ «СОШ № 88» ____________// Приказ № от |
Рабочая программа по предмету
основы духовно-нравственной культуры народов России
на уровне основного общего образования
2020 – 2022 годы
Рабочая программа по учебному предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
5 — 6 классы
Структура программы
- Планируемые результаты.
- Содержание учебного предмета.
- Тематическое планирование.
- Оценочные материалы
1. Планируемые результаты
На втором этапе школьного обучения в ходе освоения содержания данного учебного предмета обеспечиваются условия для достижения обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
5 класс
Личностные результаты представлены двумя группами. Первая отражает изменения, которые должны произойти в личности субъекта обучения. Это:
— готовность к нравственному саморазвитию; способность оценивать свои поступки, взаимоотношения со сверстниками;
— достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
— личностные качества, позволяющие успешно осуществлять различную деятельность и взаимодействие с ее участниками.
Другая группа целей передает социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир:
— формирование основ российской гражданской идентичности, патриотизма, понимания особой роли многонациональной России в современном мире;
— воспитание чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; формирование ценностей многонационального российского общества;
— воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от их возраста, национальности, вероисповедания;
— понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
— формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Метапредметные результаты определяют круг универсальных учебных действий разного типа (познавательные, коммуникативные, рефлексивные, информационные), которые успешно формируются средствами данного предмета. Среди них:
— владение коммуникативной деятельностью, активное и адекватное использование речевых средств для решения задач общения с учетом особенностей собеседников и ситуации общения (готовность слушать собеседника и вести диалог);
— излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, оценивать события, изложенные в текстах разных видов и жанров);
— овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, в том числе религиозного характера;
— способность работать с информацией, представленной в разном виде и разнообразной форме;
— овладение методами познания, логическими действиями и операциями (сравнение, анализ, обобщение, построение рассуждений);
— освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
— умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
— умение строить совместную деятельность в соответствии с учебной задачей и культурой коллективного труда.
Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:
— осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о российской многонациональной культуре, особенностях традиционных религий России;
— воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или к их отсутствию;
— знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве;
— формирование представлений об основах культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности;
— понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества;
— формирование представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности;
— использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности; способность к работе с информацией, представленной разными средствами;
— расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.
Обучающиеся научатся:
— воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов; — оценивать главную мысль прочитанных текстов и прослушанных объяснений учителя;
— сравнивать главную мысль литературных, фольклорных и религиозных текстов;
— проводить аналогии между героями, сопоставлять их поведение с общечеловеческими духовно-нравственными ценностями;
— участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства;
— создавать по изображениям (художественным полотнам, иконам, иллюстрациям) словесный портрет героя;
— оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания
известных личностей;
— работать с исторической картой: находить объекты в соответствии с учебной задачей.
— использовать информацию, полученную из разных источников, для решения учебных и практических задач; — высказывать предположения о последствиях неправильного (безнравственного) поведения человека;
— оценивать свои поступки, соотнося их с правилами нравственности и этики;
— намечать способы саморазвития;
— работать с историческими источниками и документами.
Обучающиеся получат возможность научиться:
— планировать и организовывать свою учебную и коммуникативную деятельность в соответствии с задачами изучения предмета, видами учебной и домашней работы, во взаимодействии с одноклассниками и взрослыми;
— формулировать и высказывать собственное мнение, аргументировать свою точку зрения, выслушивать и обсуждать различные взгляды и оценки, вести конструктивный диалог;
— работать в коллективе;
— уметь проводить поиск основной и дополнительной информации в учебной и научно-популярной литературе, Интернете, библиотеках и музеях, обрабатывать её в соответствии с темой и познавательными заданиями, представлять результаты своей творческо-поисковой работы;
— решать творческие и проблемные задачи, развивать логическое мышление;
— развивать речь; культуру поведения, ответственное отношение к своим поступкам.
2. Основное содержание учебного предмета.
5 класс
В мире культуры.
Величие российской культуры. Российская культура – плод усилий разных народов. Деятели науки и культуры – представителей разных национальностей (К. Брюллов, И. Репин, К. Станиславский, Ш. Алейхем, Г. Уланова, Д. Шостакович, Р. Гамзатов, Л. Лихачев, С. Эрьзя, Ю. Рытхэу и др.). Ученые, деятели литературы и искусства России в разные исторические времена и эпохи внесли большой вклад в мировую культуру. В культуре России сконцентрированы достижения разных народов. Многонациональная культура способствует укреплению дружбы и добрососедству народов.
Человек – творец и носитель культуры. Вне культуры жизнь человека невозможна. Вклад личности в культуру зависит от ее таланта, способностей, упорства. Законы нравственности – часть культуры общества. Источники, создающие нравственные установки. В процессе своей жизни человек усваивает культуру и сам вносит вклад в нее. Вклад человека в культуру зависит от его таланта, способностей, упорства. Законы нравственности – часть культуры общества.
Нравственные ценности российского народа.
«Береги землю родимую, как мать любимую». Представления о патриотизме в фольклоре разных народов. Герои национального эпоса разных народов (Улып, Сияжар, Боотур, Урал-батыр и др.). Древние предания, священные книги, пословицы и поговорки разных народов России о защите Родины. Примеры героизма и патриотизма, представленные в эпических образах.
Жизнь ратными подвигами полна. Реальные примеры выражения патриотических чувств в истории России (Дмитрий Донской, Кузьма Минин, Иван Сусанин, Надежда Дурова и др.). Деятели разных конфессий – патриоты (Сергий Радонежский, Рабби Шнеур-Залман и др.). Вклад народов нашей страны в победу над фашизмом. Героические страницы истории нашей страны. Подъем патриотических чувств россиян в эпоху освободительных войн. Примеры героизма. Участие церкви и церковнослужителей в организации защиты Отечества.
В труде – красота человека. Тема труда в фольклоре разных народов (сказках, легендах, пословицах). Трудолюбие как нравственное качество человека, основа трудовой деятельности.
«Плод добрых трудов славен…». Буддизм, ислам, христианство о труде и трудолюбии.
Люди труда. Примеры самоотверженного труда людей разной национальности на благо родины (землепроходцы, ученые, путешественники, колхозники и пр.). В любую историческую эпоху у любого народа есть люди, которые славными трудовыми делами и подвигами внесли вклад в развитие культуры общества.
Бережное отношение к природе. Одушевление природы нашими предками. Роль заповедников в сохранении природных объектов. Заповедники на карте России. Не зная законов природы, люди в давние времена одушевляли и обожествляли природные явления. Почему современный человек должен относиться к природе бережно и рационально?
Семья – хранитель духовных ценностей. Роль семьи в жизни человека. Любовь, искренность, симпатия, взаимопомощь и поддержка – главные семейные ценности. О любви и милосердии в разных религиях. Семейные ценности в православии, буддизме, исламе, иудаизме. Взаимоотношения членов семьи. Отражение ценностей семьи в фольклоре разных народов. Семья – первый трудовой коллектив. Семья – первая «школа», где ребенок получает уроки нравственности. Знание истории своей семьи, ее обычаев и традиций – залог интереса к культурным традициям российского народа.
Религия и культура.
Роль религии в развитии культуры. Вклад религии в развитие материальной и духовной культуры общества. Использование религиозных образов и сюжетов в искусстве, литературе. Религиозные праздники, культовые сооружения (оживление имеющихся представлений).
Культурное наследие христианской Руси. Принятие христианства на Руси, влияние Византии. Древняя Русь после принятия христианства. Христианская вера и образование в Древней Руси. Великие князья Древней Руси и их влияние на развитие образования. Православный храм (внешние особенности, внутреннее убранство). Духовная музыка. Богослужебное песнопение. Колокольный звон. Особенности православного календаря. Влияние церкви на образование, культуру народа. Исторические личности, оказавшие влияние на развитие культуры Руси.
Культура ислама. Возникновение ислама. Первые столетия ислама (VII-XII века) – золотое время исламской культуры. Роль ислама в развитии мировой культуры. Искусство, литература и архитектура ислама. Успехи образования и науки. Вклад мусульманской литературы в сокровищницу мировой культуры. Декоративно-прикладное искусство народов, исповедующих ислам. Мечеть – часть исламской культуры. Исламский календарь.
Иудаизм и культура. Возникновение иудаизма. Тора – Пятикнижие Моисея. Синагога – молельный дом иудеев. Особенности внутреннего убранства синагоги. Священная история иудеев в сюжетах мировой живописи. Еврейский календарь.
Культурные традиции буддизма. Возникновение буддизма. Распространение буддизма в России. Народы России, исповедующие буддизм. Культовые сооружения буддистов: ступа, пагода. Буддийские монастыри. Искусство танка. Буддийский календарь.
Как сохранить духовные ценности.
Забота государства о сохранении духовных ценностей. Конституционные гарантии права гражданина исповедовать любую религию. Восстановление памятников духовной культуры, охрана исторических памятников, связанных с разными религиями. Государство заботится о сохранении духовной культуры и ее развитии. Взаимная помощь и поддержка государства, общественных и религиозных организаций. Восстановление на территории России памятников религиозной культуры.
Хранить память предков. Уважение к труду, обычаям, вере предков. Примеры благотворительности из российской истории. Известные меценаты России. Благотворительность как духовно-нравственная ценность.
Твой духовный мир.
Что составляет твой духовный мир. Образованность человека, его интересы, увлечения, симпатии, радости, нравственные качества личности – составляющие духовного мира. Нравственные качества. Культура поведения человека. Этикет в разных жизненных ситуациях. Что составляет твой духовный мир? Культура поведения современного человека. Правила хорошего тона.
6 класс
Религия, традиция, традиционные религии.
Традиционные религии России — неиссякаемый источник духовного богатства для каждого россиянина.
Православие в истории и культуре России.
Православие в Древней Руси. Крещение Руси и дохристианские традиции русского народа. Киев — центр православия в Древней Руси. Значение Киева для православных России. Русское монашество. Митрополит Иларион. Антоний и Феодосии Печерские. Киево-Печерская лавра.
«Поучение» Владимира Мономаха. Владимир Мономах — православный христианин. «Поучение» Мономаха и его христианский нравственный идеал. Православная Церковь и нашествие монголов. Нашествие на Русь монголов, разорение Киева и его православных святынь. Перенос митрополичьего престола из Киева во Владимир, а оттуда в Москву. Митрополит Петр. Русская Церковь и Золотая Орда. Русская Православная Церковь — оплот единства русских земель. Помощь Церкви московским князьям в укреплении государства и собирании русских земель.
Православие в Московской Руси. Митрополит Алексий и его заветы православным. Флорентийская уния. Установление автокефалии Русской Церкви.
Нил Саровский и Иосиф Волоцкий. Иосифляне и нестяжатели. Отношение христианина к богатству.
Православие в Российском царстве. Учреждение в России патриаршества. Митрополит Филипп и царь Иван Грозный. Гражданский и христианский подвиг патриарха Гермогена. Стремление царской власти ограничить влияние Церкви. Царь Алексей Михайлович и патриарх Никон.
Заветы оптинских старцев. Ликвидация патриаршества при Петре I. Ограничение церковного землевладения Екатериной II. Сохранение роли христианства в духовном просвещении народа. Старцы. Амвросий Оптинский и его заветы православным христианам. Заповедь «не судите и не будете судимы».
Православие в Советской России. Революция и гонения на Церковь. Восстановление патриаршества. Святой епископ Лука и его духовный подвиг. Патриотизм и жертвенность во имя Отечества Русской Церкви в ходе Великой Отечественной войны. Патриотизм — обязательное качество православного христианина.
Православие в современной России. Крах коммунистической системы и прекращение гонений на Церковь. Русская Православная Церковь в современной России, ее участие в общественной жизни и проповедь христианской нравственности. Русская Православная Церковь Заграницей и ее воссоединение с РПЦ. Патриарх Кирилл о важности сохранения в современном обществе идеалов добра и справедливости. Александро — Невский кафедральный собор – главный храм Старого Оскола. Православие в истории и культуре России.
Православие в традициях народов России.
Православие в традициях русского народа. Православие в повседневной жизни русского человека. Крещение и крестные родители. Именины. Обряд отпевания усопшего. Пословицы и поговорки религиозного характера.
Календарь и православные праздники. Традиционные занятия населения России и христианские праздники. Преображение Господне (Яблочный Спас).
Православие и традиционные ценности русского народа. Православная вера — основа культурной и гражданской самоидентификации в древности. Афанасий Никитин. Верность другу и дружбе в православии. Милосердие в православии. Ульяна Осорьина.
Дом и семья в православии. Почитание дома у православных. Красный угол и забота о нем хозяев дома. Почитание брака и семьи у православных. Любовь к детям и почитание родителей.
Святые Петр и Феврония. Святые Петр и Феврония — образец супружеской верности и покровители семьи и брака. День памяти святых Петра и Февронии — Всероссийский день семьи, любви и верности. Православие в традициях народов России.
Ислам в истории и культуре народов России.
Древняя история ислама на территории России. Проникновение ислама в Россию. Появление ислама в Среднем Поволжье. Посольство булгарского царя Алмуша и обращение его в ислам. Веротерпимость в Золотой Орде. Утверждение в Орде ислама. Ислам в государствах — наследниках Золотой Орды: Казанском, Астраханском, Сибирском и др. ханствах.
Мусульмане в России. Вхождение мусульманских народов в состав России. Терпимость русского правительства по отношению к исламу. Появление в России мусульманских организаций и медресе. «Союз мусульман». Борьба с исламом в СССР.
Ислам в современной России. Мусульманские народы России. Возрождение ислама в нашей стране после 1991 г. Мусульманское религиозное образование. Мусульманские организации в современной России.
Мусульманские ценности и идеалы. Роль ислама в развитии благотворительности, пропаганде здорового образа жизни, сохранении межэтнического и межконфессионального мира и согласия в российском обществе.
Дом и семья в исламе. Семья — домашняя школа мусульманина. Почитание родителей в исламе. Уважение к матери. Роль отца в мусульманской семье. Отношения братьев и сестер. Родовые отношения в мусульманских семьях. Ислам в истории и культуре народов России.
Иудаизм в истории и культуре еврейского народа
Появление и развитие иудаизма в России. Появление иудейских общин в Древней Руси. Расселение иудеев на западных землях Российской империи. Их отношения с властями. Религиозное образование у иудеев.
Иудаизм в Российской империи. Иудаизм в СССР. Ограничение иудеев в правах и постепенное ослабление этих ограничений. Московская хоральная синагога Революция 1917 г. и отмена ограничений для иудеев. Репрессии против них в СССР. Иудеи Советского Союза и Великая Отечественная война. Трагедия Холокоста.
Иудаизм в современной России. Возрождение иудаизма после 1991 г. Современные иудейские организации России. Роль иудейского духовенства в утверждении веротерпимости и взаимопонимания различных культур в российском обществе.
Иудаизм в культуре и традициях еврейского народа. Роль иудаизма в сохранении культуры и традиций еврейского народа. Почитание семьи в иудаизме. Отношение иудеев к браку и семье. Любовь к детям и почитание родителей. Взаимная поддержка и помощь в иудейской общине. Милосердие — основная черта иудея. Иудаизм в истории и культуре еврейского народа.
Буддизм в культуре и традициях народов России.
Появление и развитие буддизма в России. Тибетский буддизм. Тибетский буддизм (школа гэлуг) — направление махаяны. Лама в тибетском буддизме. Далай-лама — духовный лидер буддистов Тибета.
Распространение буддизма среди народов России. Распространение тибетского буддизма в России. Принятие буддизма калмыками. Хурул — буддийский храм у калмыков. Хошеутовский хурул — памятник воинской славы российского народа. Буддизм в Бурятии. Даган — буддийский храм у бурят. Дацан — буддийский монастырь у бурят. Буддизм в Туве. Хурэ — буддийский храм тувинцев. Агван Доржиев — выдающийся лидер российских буддистов.
Буддизм в СССР. Революция 1917 г. и реформы российских буддистов во главе с Агваном Доржиевым. Гонения на буддизм в СССР. Патриотическая позиция российских буддистов в годы Великой Отечественной войны.
Буддизм в современной России. Современные буддийские организации России. Роль российских буддистов в утверждении в российском обществе добросердечия, милосердия и любви к ближнему.
Буддизм в культуре и традициях народов России. Роль буддизма в сохранении и развитии культурных традиции коренных народов России. Буддизм и семья. Роль лам у буддистских народов России. Белый месяц — важный праздник российских буддистов и связанные с ним обычаи и предания. Обряд сжигания магического конуса — сора. Праздник тысячи лампад в память о Цзонхаве — основателе школы гэлуг. Роль праздника в семейных и народных традициях калмыков, бурят и тувинцев. Цам — праздничная мистерия. Буддизм в истории и культуре народов России.
Традиционные религии России. Роль традиционных религий России в утверждении в нашей стране идеалов добросердечия, справедливости, правды, мира и согласия, любви к ближнему, уважения к семье, патриотизма, верности долгу и дружбе.
3. Тематическое планирование
Тематическое планирование по основам духовно-нравственной культуры народов России в 5 классе
№ урока | Тема раздела | Тема урока | Кол часов | Класс | Дата | |
Календарь | Фактическая | |||||
В мире культуры. | Величие многонациональной российской культуры. | 1 | 5а 5б 5в 5г 5д 5е | |||
Величие многонациональной российской культуры. | 1 | 5а 5б 5в 5г 5д 5е | ||||
Человек – творец и носитель культуры. | 1 | 5а 5б 5в 5г 5д 5е | ||||
Нравственные ценности российского народа. | «Берегите землю родимую, как мать любимую». | 1 | 5а 5б 5в 5г 5д 5е | |||
Древние предания, священные книги, пословицы и поговорки разных народов России о защите Родины. | 1 | 5а 5б 5в 5г 5д 5е | ||||
Жизнь ратными подвигами полна. | 1 | 5а 5б 5в 5г 5д 5е | ||||
Деятели разных конфессий – патриоты. | 1 | 5а 5б 5в 5г 5д 5е | ||||
В труде – красота человека. | 1 | 5а 5б 5в 5г 5д 5е | ||||
«Плод добрых трудов славен». | 1 | 5а 5б 5в 5г 5д 5е | ||||
Люди труда. | 1 | 5а 5б 5в 5г 5д 5е | ||||
Люди труда. | 1 | 5а 5б 5в 5г 5д 5е | ||||
Бережное отношение к природе. | 1 | 5а 5б 5в 5г 5д 5е | ||||
Одушевление природы нашими предками. | 1 | 5а 5б 5в 5г 5д 5е | ||||
Семья – хранитель духовных ценностей. | 1 | 5а 5б 5в 5г 5д 5е | ||||
Семья – хранитель духовных ценностей. | 1 | 5а 5б 5в 5г 5д 5е | ||||
Семейные ценности в православии, буддизме, исламе, иудаизме. | 1 | 5а 5б 5в 5г 5д 5е | ||||
Семейные ценности в православии, буддизме, исламе, иудаизме. | 1 | 5а 5б 5в 5г 5д 5е | ||||
Религия и культура. | Роль религии в развитии культуры. | 1 | 5а 5б 5в 5г 5д 5е | |||
Использование религиозных образов и сюжетов в искусстве, литературе. | 1 | 5а 5б 5в 5г 5д 5е | ||||
Культурное наследие христианской Руси. | 1 | 5а 5б 5в 5г 5д 5е | ||||
Культурное наследие христианской Руси. | 1 | 5а 5б 5в 5г 5д 5е | ||||
Культурное наследие христианской Руси. | 1 | 5а 5б 5в 5г 5д 5е | ||||
Культура ислама. | 1 | 5а 5б 5в 5г 5д 5е | ||||
Искусство, литература и архитектура ислама. | 1 | 5а 5б 5в 5г 5д 5е | ||||
Иудаизм и культура. | 1 | 5а 5б 5в 5г 5д 5е | ||||
Иудаизм и культура. | 1 | 5а 5б 5в 5г 5д 5е | ||||
Культурные традиции буддизма. | 1 | 5а 5б 5в 5г 5д 5е | ||||
Культурные традиции буддизма. | 1 | 5а 5б 5в 5г 5д 5е | ||||
Как сохранить духовные ценности. | Забота государства о сохранении духовных ценностей. | 1 | 5а 5б 5в 5г 5д 5е | |||
Забота государства о сохранении духовных ценностей. | 1 | 5а 5б 5в 5г 5д 5е | ||||
Хранить память предков. | 1 | 5а 5б 5в 5г 5д 5е | ||||
Хранить память предков | 1 | 5а 5б 5в 5г 5д 5е | ||||
Промежуточная аттестация. Защита проектов. | 1 | 5а 5б 5в 5г 5д 5е | ||||
Твой духовный мир. | Что составляет твой духовный мир. | 1 | 5а 5б 5в 5г 5д 5е | |||
Культура поведения человека. | 1 | 5а 5б 5в 5г 5д 5е |
Тематическое планирование по основам духовно-нравственной культуры народов России в 6 классе
№ урока | Тема раздела | Тема урока | Кол часов | Класс | Дата | |
Календарь | Фактическая | |||||
Религия, традиция, традиционные религии. | Традиционные религии России. | 1 | 6а 6б 6в 6г 6д | |||
Православие в истории и культуре России. | Православие в Древней Руси. | 1 | 6а 6б 6в 6г 6д | |||
«Поучение» Владимира Мономаха. | 1 | 6а 6б 6в 6г 6д | ||||
Православие в Московской Руси. | 1 | 6а 6б 6в 6г 6д | ||||
Нил Саровский и Иосиф Волоцкий. | 1 | 6а 6б 6в 6г 6д | ||||
Православие в Российском царстве. | 1 | 6а 6б 6в 6г 6д | ||||
Заветы оптинских старцев. | 1 | 6а 6б 6в 6г 6д | ||||
Православие в Советской России. | 1 | 6а 6б 6в 6г 6д | ||||
Православие в современной России. | 1 | 6а 6б 6в 6г 6д | ||||
Православие в истории и культуре России. | 1 | 6а 6б 6в 6г 6д | ||||
Православие в традициях народов России. | Православие в традициях русского народа. | 1 | 6а 6б 6в 6г 6д | |||
Православие и традиционные ценности русского народа. | 1 | 6а 6б 6в 6г 6д | ||||
Календарь и православные праздники. | 1 | 6а 6б 6в 6г 6д | ||||
Дом и семья в православии. | 1 | 6а 6б 6в 6г 6д | ||||
Святые Петр и Феврония. | 1 | 6а 6б 6в 6г 6д | ||||
Ислам в истории и культуре народов России. | Древняя история ислама на территории России. | 1 | 6а 6б 6в 6г 6д | |||
Мусульмане в России. | 1 | 6а 6б 6в 6г 6д | ||||
Ислам в современной России. | 1 | 6а 6б 6в 6г 6д | ||||
Мусульманские ценности и идеалы. | 1 | 6а 6б 6в 6г 6д | ||||
Дом и семья в исламе. | 1 | 6а 6б 6в 6г 6д | ||||
Ислам в истории и культуре народов России. | 1 | 6а 6б 6в 6г 6д | ||||
Иудаизм в истории и культуре еврейского народа. | Появление и развитие иудаизма в России. | 1 | 6а 6б 6в 6г 6д | |||
Иудаизм в Российской империи. | 1 | 6а 6б 6в 6г 6д | ||||
Иудаизм в СССР. | 1 | 6а 6б 6в 6г 6д | ||||
Иудаизм в современной России. | 1 | 6а 6б 6в 6г 6д | ||||
Иудаизм в культуре и традициях еврейского народа. | 1 | 6а 6б 6в 6г 6д | ||||
Иудаизм в истории и культуре еврейского народа. | 1 | 6а 6б 6в 6г 6д | ||||
Буддизм в культуре и традициях народов России. | Появление и развитие буддизма в России. | 1 | 6а 6б 6в 6г 6д | |||
Тибетский буддизм. | 1 | 6а 6б 6в 6г 6д | ||||
Распространение буддизма среди народов России. | 1 | 6а 6б 6в 6г 6д | ||||
Буддизм в СССР. | 1 | 6а 6б 6в 6г 6д | ||||
Буддизм в современной России. | 1 | 6а 6б 6в 6г 6д | ||||
Буддизм в культуре и традициях народов России. | 1 | 6а 6б 6в 6г 6д | ||||
Традиционные религии России. | Промежуточная аттестация. Защита проектов. | 1 | 6а 6б 6в 6г 6д | |||
Традиционные религии России. | 1 | 6а 6б 6в 6г 6д |
- Оценочные материалы
Критерии оценивания.
Предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в 5-х и 6-х классах оценивается вербально.
Основная цель контроля — проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие и более сложные выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания.
Классификация ошибок и недочетов.
Ошибки:
— неправильное определение понятия, замена существенной характеристики понятий несущественной;
— нарушение последовательности в описании объекта в тех случаях, когда она является существенной;
— неправильное раскрытие причины, закономерности, условия протекания того или иного изученного явления;
— ошибки в сравнении объектов, их классификации на группы по существенным признакам;
— незнание фактического материала, неумение привести самостоятельно примеры, подтверждающие высказанное суждение;
— отсутствие умения выполнить рисунок, схему, неправильное заполнение таблицы; неумение подтвердить свой ответ схемой, рисунком, иллюстративным материалом;
— ошибки при постановке опыта, приводящие к неправильному результату;
— неумение ориентироваться на карте и плане, затруднение в правильном показе изученных объектов.
Недочеты:
— преобладание при описании объекта несущественных признаков;
— неточность при выполнении схем, рисунков, таблиц, не влияющих отрицательно на результат работы; отсутствие обозначений и подписей;
— отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, не приводящие к неправильному результату;
— неточности в определении назначения прибора, его применение осуществляется после наводящих вопросов;
— неточность при нахождении объекта на карте.
Одним из видов творческой работы может быть презентация, составленная в программе PowerPoint
Защита проекта.
Завершающим этапом изучения основ духовно-нравственной культуры народов России в 5 – 6 классе в рамках промежуточной аттестации является составление и защита проекта. Проект может быть групповым или индивидуальным.
Защита может проходить в разных формах:
— в форме праздника с приглашение зрителей;
— в форме конкурса с приглашением жюри;
— в рабочей обстановке (на уроке) и т.д.
Работа над проектом, а затем и его защита покажет то, в какой степени у обучающихся сформированы все группы универсальных учебных действий.
Скачать материал
так то ЕНТ / Самопознание / Поурочные планы по самопознанию 4 класс
Урок 7 Тема: « Порядочность – это…»
26.10.2011 15324 2139
Цель
урока:
познакомить учащихся с понятием «порядочность»; развивать у детей представления о том, что порядочность – основа общения с окружающими; формировать стремление мыслить, чувствовать и действовать в соответствии с нравственными правилами и нормами.
Методы:
беседа, рассказ, объяснение, работа с книгой, упражнение, игра, практическая работа.
Ресурсы:
хрестоматия, тетрадь «Моя помощница», мяч.
Круг радости
– Здравствуйте, дети! Как вы знаете, человек – это не только физическое тело. У человека есть чувства, эмоции, мысли. Свое физическое тело мы стремимся содержать в чистоте, принимаем каждое утро и каждый вечер водные процедуры, закаляемся, тренируемся, ведем здоровый образ жизни.
– А вы знаете, ребята, что внутренний мир человека, то есть наш духовный мир, также нуждается в чистоте, согласии и порядке?
Учитель предлагает детям подумать и закончить фразу
: «Для меня порядок в душе — это когда…», «…порядок – это когда уютно; …когда меня любят родные и близкие; когда на сердце хорошо; … когда в семье лад; … когда в школе меня ценят и любят и т.д.
Побеседуем
Учитель рисует на доске круг и лучи, которые отходят от него.
– Сегодня мы поговорим о таком важном качестве человека, как порядочность.
Как вы понимаете слово «порядочность»?
Ответы детей
.
Учитель записывает слова, с помощью которых раскрывается смысл термина «порядочность», на лучах, а затем дети читают записи на доске. К примеру:
– Порядочность – это когда у человека все в порядке: мысли, чувства и поступки.
– Порядочность связана с такими качествами, как честность, отзывчивость, смелость, ответственность, уважительность, доброта, совесть и другими.
Работа с хрестоматией
Чтение с остановкой.
А. Кунанбаев. «Испытание учителя»
Давным-давно один мудрый старый учитель собрал вокруг себя учеников и сказал им:
– Я чувствую, что стал стар и немощен. Теперь ваш долг обеспечивать меня пищей.
Ученики согласились, что, в самом деле, пришла их очередь послужить своему учителю, но сказали:
– А где, господин, мы найдем еду и деньги? Люди, живущие рядом, вряд ли помогут нам.
Учитель ответил:
– Дети мои, я не прошу вас просить милостыню. Я предлагаю, чтобы вы взяли без спроса. Это не будет грехом, так как нам нужны деньги больше, чем другим. Я слишком слаб, чтобы делать это самому. Так кто же поможет своему старому учителю?
– Мы, мы! – закричали ученики. – Мы молодые и сильные. Скажи, что нам делать!
Учитель объяснил, что сначала они должны найти такое место, где их никто не увидит и тихо дожидаться. Как только мимо пойдет какой-нибудь богач, они должны незаметно украсть его кошелек. Учитель, однако, сказал, что при этом дети не должны никого обижать.
Все ученики уже собирались уходить, кроме одного мальчика, который стоял, понурив голову. Учитель строго спросил его:
– В чем дело, дитя? Ты не хочешь помочь своему старому учителю?
– Как вы думаете, что сказал мальчик?
Ответы детей.
Далее учитель продолжает чтение рассказа
.
– Прости меня, мой господин, – сказал мальчик. – Но я не смогу сделать, как ты просишь. Ты сказал, что мы должны пойти туда, где на нас никто не будет смотреть, и украсть. Но это невозможно, ведь даже если я совершенно один, часть меня самого все равно смотрит. Я скорее пойду просить милостыню, чем позволю своему «Я» смотреть, как я краду!
– Как вы думаете, что ответил учитель?
Ответы детей.
Затем учитель продолжает чтение рассказа
.
Лицо старика засияло радостью:
– Наконец-то хоть один из моих учеников понял мои наставления!
Остальные юноши, услышав эти слова, опустили от стыда головы. Но с этого дня они никогда не совершали недостойных поступков, потому что всегда помнили слова своего товарища: «Мое «Я» всегда наблюдает за мной».
– Объясните, как вы понимаете слова: «Мое «Я» всегда наблюдает за мной».
– Что значит быть честным по отношению к себе?
– Что труднее: быть честным по отношению к себе или быть честным по отношению к другим? Почему?
Размышления детей.
– Порядочность делает человека человеком. Она не позволяет человеку поступать плохо не потому, что кто-то это может увидеть и осудить его, а потому что сам человек осудит себя строже, чем кто-либо, потому что себе соврать нельзя, свои поступки от себя не скроешь.
Разминка. Игра «Волны»
Учитель и дети садятся, образуя круг. Учитель предлагает представить, что они купаются в море, окунаясь в ласковые волны, и изобразить эти волны – нежные и веселые. Тренировка заканчивается «купанием в море»: один из детей становится в центр круга, к нему по одному подбегают «волны» и ласково «поглаживают пловца». Когда все «волны» погладят его, он превращается в «волну», а его место занимает следующий купающийся.
Работа в тетради
– Выполните в тетради задание 1.
Выполните задание 2
. Выберите и допишите то предложение, которое считаете правильным.
Упражнение «Хочу знать»
Учитель и дети встают в круг. Учитель бросает каждому мяч, задавая при этом вопросы: «Я хочу знать, какой он, порядочный человек?!»
Дети ловят мяч и называют какое-либо качество порядочного человека. На вопрос учителя предлагается ответить всем детям.
Домашнее задание
– Выполните в тетради задание 3.
В хрестоматии прочитайте рассказ А. Нееловой «Цена деньгам».
Напишите рассказ о семечке порядочности.
Круг «От сердца к сердцу»
Учитель и ученики обмениваются теплым взглядом, улыбками и пожеланиями друг другу совершать добрые хорошие поступки.
Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.
Самопознание, поурочные планы для 4 класса
ОРК — уроки, тесты, презентации, конспекты
Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей
- Главная
- ОРК
Смотрите и скачивайте бесплатно уроки, тесты, конспекты, презентации и прочие полезные материалы по ОРК для учителя и ученика.
- Все 480
- Уроки 236
- Презентации 120
- Тесты 9
- Планирование 29
- Мероприятия 29
- Прочее 57
- Все классы
- Дошкольникам
- 1 класс
- 2 класс
- 3 класс
- 4 класс
- 5 класс
- 6 класс
- 7 класс
- 8 класс
- 9 класс
- 10 класс
- 11 класс
Конспект урока по Основам православной культуры по теме «Символический язык православной культуры» конспект урока по Основам православной культуры… 22.07.2020 Бобылева Анна Анатольевна 63 0 |
Конспект урока»Молитва-разговор с Богом». Урок для обучающихся по АООП(умственная отсталость)…. 16.07.2020 Бакаева Наталия Владимировна 73 0 |
Основы православной культуры Урок создан по АООП для учащихся с ОВЗ(умственная отсталость)… 16.07.2020 Бакаева Наталия Владимировна 67 0 |
Тест по истории православной культуры тесты по стории православной культуры для обучающихся 7 классов, на повторение пройденного материала… 23.05.2020 Скоморощенкова Елена Викторовна 104 1 |
Календарно-тематическое планирование модуля «Основы православной культуры» комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики» Представлено календарно — тематическое планирование модуля «Основы православной культуры» комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики. Планирование составле… 30.06.2020 Минко Марина Анатольевна 111 3 |
Самоанализ открытого занятия «Введение во храм Пресвятой Богородицы» Самоанализ отражает поставленные на занятии цель и задачи, применяемые технологии и виды деятельности детей на занятии… 05.03.2020 Портянова Наталья Павловна 142 0 |
Статья «Работа по восстановлению храмов и церквей» В 90-е годы были благодатными для осмысления того, кто мы такие, каков наш путь развития, что способствовало созданию высоконравственного общества…. 23.02.2020 Петухова Елена Евгеньевна 138 0 |
Выступление по теме «Восстановление храмов и церквей» С наступлением демократии рассматривались очень разные точки зрения на воспитание подрастающей личности. Но, несомненно, было одно, что большую роль в создании культурног… 16.02.2020 Петухова Елена Евгеньевна 142 0 |
«Святое место Смядынь» Можно использовать на уроках истории и опк…. 14.01.2020 Скоморощенкова Елена Викторовна 164 3 |
План экскурсии в Свято – Троицкий Собор План экскурсии в Свято — Троицкий Собор г. Моршанска Тамбовской области…. 10.10.2019 Буданова Оксана Андреевна 188 2 |
«Милосердие и сострадание» Изучение милосердия и состадания — главных добродетелей православных христиан…. 25.01.2020 Ватулина Таиса Стефановна 238 6 |
Урок по ОДНК НР Содержит сведение о башкирсокм шежаре. Его история и развитие…. 21.01.2020 Зиннатуллина Мария Сергеевна 375 8 |
Малые дела ведут к большому добру. Истоки 9 класс. Тема «Малые дела ведут к большому добру»… 26.11.2019 Кирсанова Надежда Владиславовна 243 4 |
«Добро и зло в человеческом обществе и в мире природы» На занятии раскрывается смысл понятий «добро» и «зло». У детей формируется представление о нравственной ответственности человека за содеянное…. 28.11.2019 Наталья Викторовна Пилюкова 262 1 |
Топ 10 самых больших озер России Истоки 6 класс. Тема урока : «Озера России»… 26.11.2019 Кирсанова Надежда Владиславовна 254 1 |
Русские православные традиции в романе И.С. Шмелва «Лето Господне» Урок сможет способствовать формированию следующих УУД: &n… 29.09.2019 Лукашина Маргарита Геннадьевна 353 2 |
Тема урока:»Христианин в труде». Учитель. — Добрый день, ребята, уважаемые гости! Я вижу у вас сегодня хорошее настроение 25.05.2019 Корчагина Светлана Алексеевна 497 18 |
Опасные химические вещества и объекты Опасные химические вещества и объекты, виды, классификация… 24.12.2018 Жидких Николай Григорьевич 1072 17 |
Презентация по ОДНКНР «Этикет» 5 класс Данная презентация может быть полезной для уроков «Основы религиозной культуры и светской этики» — 4 класс, «Основы духовно-нравственной культуры народов России» — 5 класс…. 05.02.2019 Пазлиева Марина Александровна 6425 406 |
«западное подмосковье. бородинский спас. история одной семьи и монастыря» Цели урока: — познакомить с феноменами христианской православной &… 13.06.2018 Лукашина Маргарита Геннадьевна 555 2 |
- ← Назад
- Дальше →