Урок по теме «Глобальная компьютерная сеть Интернет. Поиск информации»


Практическая работа «Поиск информации в сети Интернет» материал

Практическая работа «Поиск информации в сети Интернет»

Цель работы: изучить основные правила поиска в сети Интернет, синтаксис поиска в сети; научится на практике использовать полученные знания.



Ход выполнения работы

  1. Войти в свой аккаунт Google (если аккуанта нет, то создаем)

Шаг 1. Заходим на страницу Мой аккуант Google.

.

Шаг 2. Зарегистрироваться в Google.

  1. На Google диске создать Новый документ, дать ему название “Поиск информации”
  1. В настройках доступа Разрешить Всем доступ к Вашему документу

Практическая работа находится по адресу

Краткие теоретические сведения

Точность поиска – выражает отношение совокупности релевантных откликов, к количеству всех выданных документов.

Правила поиска информации в сети Интернет?

  1. Учитывать особенности естественного языка.
  2. Не допускать орфографических ошибок.
  3. Избегать поиска по одному слову, использовать необходимый и достаточный набор слов.
  4. Не писать большими буквами.
  5. Исключать из поиска не нужные слова.

Понятие языка запросов.

Синтаксис языка Значение Пример
! Запрет перебора всех словоформ ! педагогическая система (из поиска будут исключены слова педагогические системы)
+ Обязательное присутствие слов в найденных документах Педсовет по+пятница (должны быть выбраны страницы, где встречаются слово не только педсовет) но обязательное условие наличие слова «пятница»
& Обязательное вхождение слов в одно предложение Педагогическая & система
«» Поиск устойчивых словосочетаний «педагогическая система» (учитывается строгая последовательность слов, слово «система педагогическая» будет исключеная)

Задание №1.

Определить провайдера, с помощью которого Ваш компьютер подключен к Интернету и найти в каком году он появился на рынке.

Задание №2.

Указание адреса страницы.

а) Запустить обозреватель.

б) Ввести в адресную строку

https://top140.com/fantasy/library/tolkien.htm

в) По полученным материалам выяснить, где и когда родился Дж.Р.Р.Толкиен (автор книги «Властелин кольца»).

г) Скопировать полученные данные и вставить в файл текстового документа.

Задание №3.

а) Назовите автора строк «Кто владеет информацией — тот владеет миром»

Ответ ввести в формате: фамилия. При вводе ответа не вводите лишних пробелов перед словом и после него. Фамилию вводить на русском языке!

б) Скопировать и вставить в документ ссылку с адресом сайта, где взят ответ

Задание №4

Используя любой поисковый сервер, найдите ответы на следующие вопросы:

1. Существует три типа речных окатанных камней: гравийные (диаметр от 1 до 10 мм), галичниковые (диаметр — от 10 до 100 мм). Как называется третий тип камней?

2. Говорят, что мало — кто из современников Эйнштейна понимали его теорию. Макс Планк, утешая Эйнштейна, говорил: «Новые теории никогда не принимаются. Они или опровергаются, или их противники…». Закончите мысль.

3. Считалось, что носить большие и красивые манжеты на рубашках у средневековых студентов значило прослыть трусом. Почему?

Оформите информацию в текстовом редакторе Word, сделав ссылки на сайты, содержащие ответы на вопросы.

4. Найдите в Интернет два закона РФ, регулирующие деятельность в области информационных технологий.

Задание №5

С помощью поисковой системы Google вы можете найти в сети имеющееся у вас изображение и определить по его описанию то, где оно сделано, кто его автор, кто на нем изображен и т.д

.

а) Для того, чтобы воспользоваться поиском по изображениям, зайдите на сайт поисковой системыgoogle.com и перейдите в раздел Картинки, который находится в правой верхней части страницы.

б) В открывшемся окне щелкните по значку фотоаппарата в правой части поисковой строки. Далее укажите ссылку на изображение, которое вы ищите или загрузите файл изображения со своего компьютера.

в) Нажмите на кнопку Поиск по картинке и поисковая система предложит вам варианты найденных изображений. перейдите по одной из предложенных ссылок для того, чтобы ознакомиться с результатами поиска.

г) Для того, чтобы сохранить картинку с веб-страницы на своем компьютере для дальнейшего поиска информации о ней, щелкните на картинке правой кнопкой мыши и выберите пункт меню «Сохранить картинку как…»

д) Картинку из текста скопировать в Папку своей группы.

е) Найдите с помощью поиска Google ответ на вопрос:

Как называется город, на привокзальной площади которого разместился памятник и автор?

Автор и источник заимствования неизвестен.

ИТОГИ РАБОТЫ!!!

  1. Выполнение всех заданий отображается в MS Word.
  2. Сохраняем результат на свой Google-диск.
  3. Отправляем ссылку своего Google-диска преподавателю на адрес

Практическая работа № 1.1.2. Поиск информации в сети Интернет

Практическая работа № 1.1.2. Поиск информации в сети Интернет.

Подготовительная работа:

— Создайте на компьютере в удобном для вас месте папку в качестве имени укажите свою фамилию.

— Создайте в вашей папке текстовый документ Microsoft Office Word в качестве имени файла укажите номер практической работы «1.1.2.

doc».

Задание 1. Найдите сайт издательства «Вентана-Граф»:

− Запустите браузер

− В адресной строке введите адрес поисковой системы Яндекс (www. yandex. ru),

нажмите клавишу .

−Для нахождения требуемой информации в строке поиска введите запрос «Издательство Вентана-Граф».

− Нажмите вкладку «Найти».

− Просмотрите результаты поиска. Откройте ссылку, соответствующую запросу, ознакомьтесь с информацией.

− Скопируйте из адресной строки URL адрес найденного сайта в созданный файл «1.1.2.

doc».

Задание 2. Определите адрес сайта Правительства Архангельской области., Портала государственных услуг (по аналогии с заданием 1).

Скопируйте из адресной строки URL адреса найденных сайтов в созданный файл «1.1.2.

doc».

Задание 3. На сайте издательского дома «1 сентября» (www.1september. ru) откройте страничку заинтересовавшего Вас журнала, найдите интересующую Вас статью и сохраните ее в виде Web-страницы в созданную ранее папку.

Задание 4. Найдите и сохраните изображение карты Архангельской области, для этого:

− Перейдите на сайт поисковой системы Яндекс

− В строке поиска введите запрос «Карта Архангельской области»

− Перейдите в раздел Картинки

− Увеличьте размер карты (щелчок)

− Сохраните рисунок под именем «Карта АО» в созданную ранее папку.

Задание 5. Найдите определение термина «педагогика», данное в 2 различных словарях. Сохраните оба определения в созданный файл «1.1.2.

doc».

Задание 6. Найдите сайт АО ИОО. Исследуя сайт, найдите информацию о кафедрах.

Найденную информацию скопируйте в созданный файл «1.1.2.

doc».

Задание 7. Используя любую программу он-лайн перевода, переведите фразу «Я люблю свою работу» на английский, итальянский и французский языки. Результат сохраните в созданный файл «1.1.2.

doc».

Задание 8. Подготовьте подборку 5 URL-адресов сайтов, на которых представлены материалы по Вашей профессиональной деятельности. Результат сохраните в созданный файл «1.1.2.

doc».

Задание 9. Сравнить результаты поиска с использованием различных поисковых систем по количеству найденных страниц по заданным условиям запроса (ключевой фразе).

Ключевая фраза Результаты поиска
Yandex Google Rambler
канарейки щеглы
канарейки & щеглы
канарейки | щеглы
щеглы ~~ канарейки
щеглы — канарейки
“Мороз и солнце”
Мороз и солнце

Результат сохраните в созданный файл «1.1.2.

doc».

Покажите результат преподавателю.

Урок «Поиск информации в сети Интернет»

Тема урока: Поиск информации в сети Интернет
Учебник:
Л. Л. Босова, А. Я. Босова «Информатика 9» Тип урока: урок открытия и обретения новых знаний, умений и навыков

Цель урока:

познакомить учащихся с основными понятиями «поисковая система», «каталог ссылок», «поисковая машина» и показать практическое применение языка запросов, научить находить информацию в сети Интернет.

Задачи урока:

  • Образовательные: – познакомить учащихся с основными понятиями, научить создавать запросы для поиска в сети Интернет.
  • Развивающие: продолжить развитие внимания и мышления; формирования общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией, самоконтроля и интереса к предмету.
  • Воспитательные: продолжить воспитывать информационную культуру, навыки учебного труда и ответственного отношения к предмету.

Оборудование, ресурсное обеспечение урока

Используемые на уроке средства ИКТ:

  • персональный компьютер учителя, мультимедийный проектор, экран;
  • персональные компьютеры учащихся с доступом в сеть Интернет

Электронные образовательные ресурсы

  • презентация Презентация к уроку PPTX / 2.59 Мб

Дополнительные ресурсы:

раздаточный материал с практической работой «Поиск в сети Интернет» Практическая работа DOCX / 16.89 Кб и рефлексией урокаРефлексия DOCX / 15.5 Кб

1. Организационный этап

Учитель приветствует учащихся, проводит проверку готовности к уроку, способствует формированию положительного эмоционального фона. Учащиеся приветствуют учителя, занимают свои рабочие места
2. Актуализация опорных знаний
Учитель проверяет усвоение по изученному на предыдущих уроках материалу.

Для этого он использует кроссворд с основными понятиями компьютерных сетей (слайд 2

). Следующие задания по установке соответствий между логотипами популярных браузеров и их названиями
(слайд 3)
, и названиями протоколов и их назначением соответственно
(слайд 4)
.

3. Этап получения новых знаний

Объяснение нового материала (слайд 5 — 20)

Поисковая система

– это аппаратно-программный комплекс, который предназначен для осуществления функции поиска в интернете, и реагирующий на пользовательский запрос, который обычно задают в виде какой-либо текстовой фразы (или точнее поискового запроса), выдачей ссылочного списка на информационные источники, осуществляющейся по релевантности.

Учащиеся называют поисковые системы, которые они знают.

Основные характеристики поисковых систем

  • Полнота.
    Полнота является одной из главнейших характеристик поиска, она представляет собой отношение цифры найденных по запросу информационных документов к их общему числу в интернете, относящихся к данному запросу. Чем полнее сам поиск, тем больше вероятность, что пользователь найдет именно тот документ, который ему необходим, конечно, если он вообще существует.
  • Точность.
    Точность определяет степень соответствия запросу пользователя найденных страниц в Сети. Чем поиск точнее, тем скорее пользователь найдет необходимую ему информацию, тем меньше разнообразного «мусора» будет встречаться среди результатов, тем меньше найденных документов будут не соответствовать смыслу запроса.
  • Актуальность.
    Актуальность характеризует время, проходящее с момента опубликования информации в интернете до занесения ее в индексную базу поисковика. К примеру, на следующий день после возникновения информации о выходе нового iPad, множество пользователей обратилась к поиску с соответствующими видами запросов. В большинстве случаев информация об этой новости уже доступна в поиске, хотя времени с момента ее появления прошло очень мало. Это происходит благодаря наличию у крупных поисковых систем «быстрой базы», которая обновляется несколько раз за день.
  • Скорость поиска.
    Такая функция как скорость поиска теснейшим образом связана с так называемой «устойчивостью к нагрузкам». Ежесекундно к поиску обращается огромное количество людей, подобная загруженность требует значительного сокращения времени для обработки одного запроса. Тут интересы, как поисковой системы, так и пользователя целиком совпадают: посетитель хочет получить результаты как можно быстрее, а поисковая система должна отработать его запрос тоже максимально быстро, чтобы не притормозить обработку последующих запросов.
  • Наглядность.
    Наглядное представление результатов является важнейшим элементом удобства поиска. По множеству запросов поисковая система находит тысячи, а в некоторых случаях и миллионы разных документов. Вследствие нечеткости составления ключевых фраз для поиска или его не точности, даже самые первые результаты запроса не всегда имеют только нужные сведения. Это значит, что человеку часто приходится осуществлять собственный поиск среди предоставленных результатов. Разнообразные компоненты страниц выдачи ПС помогают ориентироваться в поисковых результатах.

Каталог ссылок

– это разбитый по темам список ссылок на сайты с их кратким описанием.

Группы ссылок в зависимости от широты тематики

  • общие
  • специализированные (тематические)

Группы каталогов ссылок:

  • закрытые каталоги
    — добавление сайтов в данный каталог может проводить только одно ответственное лицо.
  • белые каталоги
    — НЕ требуют обратную ссылку и СТАВЯТ прямую ссылку.
  • серые каталоги
    — ТРЕБУЮТ обратную ссылку и СТАВЯТ прямую ссылку.
  • черные каталоги
    — ТРЕБУЮТ обратную ссылку и НЕ ставят прямую ссылку.
  • каталоги сайтов с прямыми ссылками
    — при регистрации сайта в данном каталоге веб-мастер получает ответную прямую (без перенаправления) ссылку на свой сайт.
  • каталоги сайтов с ссылками
    — регистрация сайта в данном каталоге не даёт ссылки на регистрируемый сайт. Ссылки в таких каталогах даны через перенаправление (редирект).

Поисковая машина

– это автоматическая система, которая хранит информацию об известных ей веб-страницах и выдает по запросу адреса тех из них, где встречаются введённые ключевые слова.

Ключевые слова

– это набор слов и выражений, которые отражают требуемую информацию.

Самая основная задача каждой поисковой системы – доставить людям именно тот вид информации, который им нужен.

Именно поэтому специалисты-разработчики поисковиков делают принципы и алгоритмы их работы, которые бы давали пользователям находить интересующие их сведения. Это означает, что система, должна «думать» так же, как мыслит человек при поиске необходимой информации в интернете.

Для того чтобы получить правильные ответы на подобные вопросы, разработчики поиска постоянно улучшают принципы ранжирования и его алгоритмы, добавляют им новые возможности и функции и любыми средствами пытаются сделать быстрее работу системы.

Первой компьютерной программой для поиска в Интернете была программа Арчи (англ. archie — архив без буквы «в»). Она была создана в 1990 году Аланом Эмтэджем (Alan Emtage), Биллом Хиланом (Bill Heelan) и Дж. Питером Дойчем (J. Peter Deutsch), студентами, изучающими информатику в университете Макгилла в Монреале. Программа скачивала списки всех файлов со всех доступных анонимных FTP-серверов и строила базу данных, в которой можно было выполнять поиск по именам файлов. Однако, программа Арчи не индексировала содержимое этих файлов, так как объём данных был настолько мал, что всё можно было легко найти вручную.

Первым поисковым роботом, написанным на языке Perl, был «World Wide Web Wanderer» — бот Мэтью Грэя (Matthew Gray) из Массачусетского технологического института в июне 1993 года. Этот робот создавал поисковый индекс «Wandex». Цель робота Wanderer состояла в том, чтобы измерить размер всемирной паутины и найти все веб-страницы, содержащие слова из запроса.

Поисковая система «WebCrawler», запущенная в 1994 году — первая полнотекстовая система индексирующая ресурсы при помощи робота («craweler-based»).

Система позволяла пользователям искать по любым словам, расположенным на любой веб-странице — с тех пор это стало стандартом для большинства поисковых систем.

Поисковая система «WebCrawler» — первый поисковик, получивший широкое распространение.

В 1996 году реализован поиск с учётом русской морфологии на поисковой машине Altavista и запущены оригинальные российские поисковые машины Рамблер и Апорт. 23 сентября 1997 года была открыта поисковая машина Яндекс. 22 мая 2014 года компанией Ростелеком была открыта национальная поисковая машина Спутник. 22 апреля 2020 года был открыт новый сервис Спутник. Дети специально для детей с повышенной безопасностью.

Типы поисковых систем:

  • Системы, использующие поисковые роботы. Состоят из трёх частей: краулер («бот», «робот» или «паук»), индекс и программное обеспечение поисковой системы. Краулер нужен для обхода сети и создания списков веб-страниц. Индекс — большой архив копий веб-страниц. Цель программного обеспечения — оценивать результаты поиска. Благодаря тому, что поисковый робот в этом механизме постоянно исследует сеть, информация в большей степени актуальна. Большинство современных поисковых систем являются системами данного типа.
  • Системы, управляемые человеком (каталоги ресурсов).Эти поисковые системы получают списки веб-страниц. Каталог содержит адрес, заголовок и краткое описание сайта. Каталог ресурсов ищет результаты только из описаний страницы, представленных ему веб-мастерами. Достоинство каталогов в том, что все ресурсы проверяются вручную, следовательно, и качество контента будет лучше по сравнению с результатами, полученными системой первого типа автоматически. Но есть и недостаток — обновление данных каталогов выполняется вручную и может существенно отставать от реального положения дел.
  • Гибридные системы. Такие поисковые системы, как Yahoo, Google, MSN, сочетают в себе функции систем, использующие поисковых роботов, и систем, управляемых человеком.
  • Мета-системы. Метапоисковые системы объединяют и ранжируют результаты сразу нескольких поисковиков. Эти поисковые системы были полезны, когда у каждой поисковой системы был уникальный индекс, и поисковые системы были менее «умными». Поскольку сейчас поиск намного улучшился, потребность в них уменьшилась.

Многие поисковые системы, такие как Google и Bing, используют алгоритмы выборочного угадывания того, какую информацию пользователь хотел бы увидеть, основываясь на его прошлых действиях в системе. В результате, веб-сайты показывают только ту информацию, которая согласуется с прошлыми интересами пользователя. Этот эффект получил название «пузырь фильтров». Всё это ведёт к тому, что пользователи получают намного меньше противоречащей своей точке зрения информации и становятся интеллектуально изолированными в своём собственном «информационном пузыре».

Учитель проводит опрос с целью выяснить самый популярный поисковик в классе и знакомит учащихся с рейтингом поисковых систем в России.

Язык запросов

! – запрет перебора всех словоформ.

+ — обязательное присутствие слов в найденных документах.

— — исключение слова из результатов поиска.

& — обязательное вхождение слов в одно предложение.

~ — требование присутствия первого слова в предложении без присутствия второго.

| — поиск любого из данных слов.

«» — поиск устойчивых словосочетаний.

$title – поиск информации по названиям заголовков.

$anchor – поиск информации по названию ссылок.

4. Динамическая пауза

(слайд 21-23)

Проводится динамическая пауза с учащихся, которая состоит из трех групп упражнений гимнастики для глаз, снятия напряжения и утомления по методике Э. С. Аветисова.

5. Этап закрепления изученного материала с последующей самопроверкой.

(слайд 24-25)

Учитель проводит с учащимся практическую работу по поиску в сети Интернет.

Практическая работа.

Задание 1.

Особенности поиска по группе слов.

Заполните таблицу, используя поисковую систему Яндекс.

Структура запроса Количество найденных страниц Электронный адрес первой найденной ссылки
Скоростной! трамвай!
Скоростной + трамвай
Скоростной — трамвай
«Скоростной трамвай»
Сталинградская битва
Сталинградская & битва
$title (река Волга)
$anchor (река Волга)

Задание 2.

Найдите информацию об интересных фактах Волгограда в Интернете

1. Чем уникальна улица Ковентри в Волгограде?

2. Где расположен самый высокий памятник в мире, установленный реальному человеку? Укажите его размеры и фото.

3. Какой размер имеет самый длинный дом в Европе? Укажите его адреса и фото

4. Когда Волгоград переименовывается в «город-герой Сталинград» (точные даты)

5. Чему равна протяженность самой длинной улицы России, которая не имеет официального статуса улицы? Какое название она носит?

После выполнения работы, проводится проверка результатов работы, и ученики ставят себе оценку за урок.

Учитель контролирует ход выполнения работы учащихся, помогает учащимся, у которых не получается самостоятельно выполнить задание.

Учащиеся под руководством учителя проверяют результаты выполнения практической работы, анализируют полученные ответы, определяются с оценкой результатов работы.

Примерные ответы на практическую работу (слайд 26-31)

Оценивание практической работы

5 – верно даны ответы на задание 1, задание 2 выполнено полностью с пояснениями и фотографиями.

4 – в задании 1 допущены неточности в 1-2 ответах, на один или два из вопроса задания 2 дан неполный ответ.

3 — в задании 1 допущены неточности в 3-4 ответах, на три вопроса задания 2 даны не полные ответы или отсутствуют ответы на 2 вопроса

6. Подведение итогов урока, рефлексия урока, постановка домашнего задания

Учитель задает домашнее задание, при необходимости комментирует его.

Домашнее задание

Выучить лекционный материал

Учебник Л. Л. Босова, А. Я. Босова «Информатика 9»

Рабочая тетрадь Л. Л. Босова, А. Я. Босова «Информатика 9»

Учитель с учениками подводит итог урока, выставляет оценки и благодарит за урок, предлагает учащимся заполнить лист рефлексии урока.

Ответьте выборочно на 2-3 из предложенных вопросов:

  • сегодня я узнал
  • у меня получилось
  • у меня возникли трудности
  • я выполнял задания
  • я научился
  • теперь я могу

Используемые ресурсы:

Л. Л. Босова, А. Я. Босова «Информатика 9»

И.Г. Семакин, Л.А. Залогова, С.В. Русаков, Л.В. Шестакова «Информатика и ИКТ 9»

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: