Гимнастика пробуждения после дневного сна для младшей ясельной группы


Определение понятия «гимнастика после сна»

Гимнастика после дневного сна — это набор упражнений, организующий неспешный переход от спокойствия сна к продолжению активности, который проводится под рифмовки и медленную негромкую музыку. Для детей второй младшей группы, то есть 3–4 лет, комплекс должен носить характер игры с сюжетом, где действует знакомый персонаж, являющийся образцом для повторения за ним всех действий.

Физические нагрузки распределяются таким образом, чтобы в комплексе были упражнения:

  • для выполнения лёжа в постели (потягивания, махи ногами и руками);
  • активного блока (бег, приседания, а также элементы гимнастики для пальчиков и пр.);
  • на развитие и оздоровление органов дыхания.

Общее время выполнения упражнений — 5–7 минут.

Стоит отметить, что подборка зависит также и от общей стратегии образовательной программы дошкольного учреждения. Так, если в детском саду практикуются группы закаливания, то дети выполняют большую часть упражнений на открытом воздухе в любое время года.

От того, как малыш проснётся, зависит его настроение и физическое состояние в остаток дня

Цели гимнастики после сна

Как и все программные элементы работы с детьми в детском саду, основная задача проведения занятий — сохранение и укрепление здоровья. В этом контексте целями упражнений после сна являются:

  • привести мышцы в тонус;
  • улучшить настроение;
  • предотвратить искривление позвоночника, развитие плоскостопия;
  • привить малышам привычку разминаться после сна.

Важно учесть, что в упражнениях после сна не должно быть резких телодвижений, иначе растяжения мышц, повышенной возбудимости и головокружения не избежать. Во второй младшей группе акцент делается на ходьбу на носках босиком, а также приподнимания.

Цель гимнастики после сна в 1 младшей группе детского сада

Цель гимнастики заключается в том, чтобы бодрить детей.

Дети просыпаются в детском саду

Для этого используется комплекс из тихой медленной музыки, стихотворных строк и движений. Методики включают в себя:

  • потягивание;
  • чередование медленных взмахов руками и ногами;
  • разминка пальцев рук;
  • упражнение дыхательных органов.

Это все направленно на то, чтобы взбодрить тело после сна. Медленные движения в такой зарядке исключают растяжение мышц, гиперактивность и возможную головную боль.

Обратите внимание! В эту программу по ФГОСу входят все необходимые физические нагрузки, закаливание и водные процедуры.

Данные упражнения направлены на укрепление иммунитета, здоровья, повышение тонуса мышц. Веселые методики помогают сохранять малышам позитивный эмоциональный настрой на протяжении всего дня. Зарядка выступает профилактикой нарушений опорно-двигательного аппарата. Программа нацелена на выработку у детей полезной привычки делать разминку после сна.

Важно! Длительность разминки в среднем составляет 10-15 минут. Упражнения после обеденного сна учитывают характер занятий до засыпания детей. Они менее интенсивны, чем утренние занятия. Чтобы заинтересовать детей, выполнение данной программы необходимо проводить в игровой форме.

Летнее время особо любимо детьми, поэтому игры и зарядку рекомендуется проводить на свежем воздухе во дворе детского сада. После бурных игр утром летом детям быстро хочется спать. В это время воспитателям необходимо пристальней следить за своими подопечными.

Разминка в постели

Физические упражнения после пробуждения делятся на четыре этапа:

  1. Упражнения делаются в кровати. Дети потягиваются, разминают руки и ноги. Гимнастика выполняется неспешно в течение 3-4 минут.
  2. Второй этап занимает от 5 до 8 минут — разминочная ходьба и игра с использованием различного спортивного инвентаря. В этом этапе присутствуют индивидуальные занятия для коррегирования нарушений опорно-двигательной системы.
  3. Третий этап включает в себя выполнение дыхательных упражнений. Время на проведение увеличивается до 5 минут, если дети уже выполняют данное упражнение не первый месяц.
  4. Индивидуальные занятия по закаливанию детей.

Когда отдавать ребенка в секцию по плаванию — со скольки записываться

Обратите внимание! Такие занятия рассчитаны на 7-дневный комплекс упражнений.

Правила проведения

  1. При выборе комплекса упражнений следует учитывать те занятия, которые были до сна. Так, если перед обедом была сюжетно-ролевая игра, то гимнастика может включать более интенсивные физические нагрузки.
  2. Температура в спальне не должна быть ниже 16–18 градусов.
  3. Для малышей, которые просыпаются раньше, стоит подготовить несколько упражнений для самомассажа, например, с массажными мячиками.
  4. Форма одежды — трусы и майка. Обычно для выполнения упражнений обувь не требуется. Исключение составляют лишь танцевальные элементы, предполагающие чешки или носки.
  5. Принуждать детей к выполнению гимнастики нельзя. Все малыши разные, а значит, и особенности пробуждения у каждого свои. Так что нужно просто выяснить причины отказа, но без настаивания.

    Если ребёнок не хочет делать упражнение в коллективе, нужно не наказывать или неволить, а узнать причину

  6. Если группа находится на карантине, то нагрузки следует уменьшить в соответствии с рекомендациями врача. Обычно в пик заболеваемости ОРВИ отменяется ходьба босиком.
  7. Летом блок упражнений, предполагающий бег, приседания и пр., рекомендуется проводить на улице.

Чтобы дети сохранили положительный эмоциональный настрой, нужно придерживаться рамок хронометража.

  1. Упражнения в постели — 1,5–2 минуты.
  2. Нагрузки активного блока и дыхательная гимнастика — 2–3 минуты.
  3. Процедуры закаливания, если они есть — 3 минуты.

Картотека гимнастики пробуждения

Как уже отмечалось, достичь целей, которые определены бодрящей гимнастикой, можно чередованием комбинацией разных видов гимнастики (обычно через полмесяца). Для второй младшей группы рационально использовать сочетание двух-трёх видов, так как в этом случае проще составить единый сюжет для всего набора — то есть удовлетворить главное требование проведения подобной оздоровительной работы: физическую нагрузку облечь в форму игры. Составление комбинаций упражнений идёт в соответствии с планированием работы с детьми конкретной группы.

Упражнения в кровати и музыкально-ритмический блок

Самый распространённый вид сочетаний: гимнастика, стихи и музыка. Приведём пример нескольких комплексов такой гимнастики.

  1. Упражнение «Потягушки». Лёжа на спине, вытягиваем руки вдоль тела.
  2. Вдыхаем и одновременно тянемся ручками вверх, а пятками вперёд.
  3. Возвращаемся в начальную позу и выдыхаем.
  • Упражнение «Лови комара»
      Лёжа на спине, раскидываем руки в стороны.
  • Делаем хлопок перед грудной клеткой.
  • Возвращаемся в исходную позу.
  • Упражнение «Велосипед».
      Лёжа на спине, сгибаем ножки в коленях.
  • Имитируем езду на велосипеде.
  • Выполняем 10–12 секунд.
  • Упражнение «Музыканты».
      Мы играем на гармошке, Громко хлопаем в ладошки. (Дети хлопают).
  • Наши ножки: топ, топ. (Малыши топают).
  • Наши ручки: хлоп, хлоп! (Снова хлопают).
  • Вниз ладошки опускаем, (Руки расслабляем и опускаем вдоль туловища).
  • Отдыхаем, отдыхаем.
  • Упражнение «Весёлые ножки».
      Выше ножки! Топ, топ! (Дети топают).
  • Веселее! Гоп, гоп! (Подпрыгивают).
  • Колокольчик, дон, дон! (Делают движение рукой, как будто в ней колокольчик).
  • Громче, громче, звон, звон!
  • Гоп, лошадка, гоп, гоп! (Подпрыгивают).
  • Тпру, лошадка: Стоп, стоп! (Останавливаются и опускают руки вдоль туловища).
  • Инструкция к упражнениям общеразвивающего характера и самомассажу:

    1. Ложимся на спину.
    2. Поворачиваем голову вправо, влево.
    3. Поглаживаем руки, животик, ноги, пятки.
    4. Сгибаем ноги, обхватываем коленки руками и постепенно выпрямляем ножки.

    Это интересно. Комбинации разных видов имеют одну особенность: первыми в этих наборах будут упражнения в постели.

    Стихотворение для упражнения в кровати с элементами гимнастики для органов дыхания.

    • Птичка села на окошко, Во дворе мяукает кошка — Разбудить решили нас. Все! Окончен тихий час!
    • Просыпайтесь, дети, я хочу предложить вам поиграть в прятки. (Дети ложатся поверх одеял. Звучит спокойная музыка. Дети выполняют движения согласно тексту).
    • Наши сонные ладошки Просыпались понемножку, В прятки весело играли — Пальцы в кулачок сжимали.
    • Пальчики на наших ножках Знают в парке все дорожки. Проверяют — где там пятки, И играют с нами в прятки.
    • Мы почти уже проснулись, Наши ручки потянулись, Помахали над простынкой, Дружно спрятались за спинку.
    • Сцепим ручки мы в «замочек» У себя над головой. Правый, левый локоток Мы сведём перед собой. Не хотят коленки спать, Им давно пора вставать.
    • Мы коленки выставляли, Быстро ножки выпрямляли. Наши ротики — молчок, Тренируем язычок: Его спрячем и покажем. «Добрый день!» — мы звонко скажем.
    • Будем глубоко дышать, С шумом воздух выдувать. Наши носики проснулись, Мы друг другу улыбнулись! (встают на коврики рядом с кроваткой).

    Инструкция к упражнению «Вырастем большими»:

    1. Становимся на коврики, руки опускаем вдоль тела.
    2. Ноги ставим на уровень плеч.

      Ходьба по массажным коврикам очень полезна для профилактики плоскостопия

    3. На вдохе поднимаем ручки вверх, прогибаемся и поднимаемся на носки.
    4. Опускаем руки, становимся на ступню полностью и выдыхаем со звуком «у-х-х-х».
    5. Повторяем 4–5 раз.

    Картотека гимнастики в 1 младшей группе

    Картотека просыпательной гимнастики различается по месяцам и проводится круглый год. Расписание ориентировано на разнообразные упражнения в зависимости от месяца года.

    Обратите внимание! Ребенок впервые попадает в большое окружение других детей. Это значит, что неминуемы различные заболевания. Степень нагрузки и сложности заданий обсуждается вместе с врачом. Для детей с отклонениями и патологическими нарушениями назначается индивидуальная программа.

    Сентябрь

    Проводится два вида занятий. «Мы проснулись» включает в себя потягивания, хлопанье ладошками и кручением велосипеда. «Колобок» — разминка в постели с применением самомассажа и ходьбы на месте. «В гостях у солнышка» направлена на снятие эмоционального напряжения и установление позитивного настроя.

    Октябрь

    В это время актуальна методика «Просыпающиеся котята» под звуки колыбельной песни «Серенькая кошечка». Дети выполняют движения по тексту песенки. Прослушивая музыку, они имитируют кошачьи движения: моют лапки, встряхивают руками, умываются и гладят себя по животу.

    Ноябрь

    Упражнение «Веселый зоопарк» направлена на корригирующую и дыхательную гимнастику.Представляет собой имитацию детьми разных животных. Во время «Пряток» малыши делают дыхательные упражнения, одновременно имитируя животных по тексту песни. После окончания музыки дети встают и идут выполнять закаливающие процедуры.

    Закаливающее упражнение

    Декабрь

    Упражнение «Лисичка» с элементами дыхательных упражнений. Гимнастика «Часики» подразумевает скрещивание и опускание в разные стороны рук и ног. Во время медленного бега дети размахивают в разные стороны руками, периодически переходя на медленный шаг. При каждом маленьком шаге хлопают себя руками по бокам.

    Январь

    В этом месяце проводится методика «Любимые игрушки», которая делится на пять маленьких упражнений. «Кукла» — лежа на спине под такт музыки нужно поворачивать головой и руками, показывая остальным детям свою игрушку.

    Обратите внимание! «Заводная машина» — дети поочередно вращают руками и ногами, темп постепенно ускоряется, а потом замедляется.

    Когда доходит до игры в «колобок», дети садятся и прижимают ноги к груди. Руки находятся сзади и упираются на кровать, вторым движением они обнимают свои ноги. Упражнение делается медленно и повторяется 5-6 раз. Во время «Забавной обезьянки» малыши переворачиваются с живота на спину и обратно. «Надуем воздушный шарик» — воспитанники набирают носом с шумом воздух и через пару секунд выдыхают ртом.

    Есть и другой вид просыпательной гимнастики — «Жучки-паучки». Во время проведения зарядки воспитатель говорит подопечным, какая часть тела проснулась, и они должны показать: потереть глаза, потрясти руками и т. д.

    Формы организации физического воспитания

    Обратите внимание! Упражнение проводится в положении лежа на спине.

    Февраль

    Разминка «Мишка» начинается в постели с поворотов головы, сгибания и разгибания рук, легкого поглаживания своего тела. После дети встают, приседают и прыгают. Во время упражнения «Насос» происходит сгибание и разгибание рук в локтях, ноги сгибаются к груди.

    Март

    «Петушок» — это дыхательное упражнение, в котором надо повторять слова и делать зарядку по тексту. Во время разминки «Потягивание» руки вытягиваются и хлопают. После вытягиваются ноги. На протяжении 15 секунд проводится гимнастика «велосипед».

    Выполнение дыхательной гимнастики с игрушками

    Апрель

    В этом месяце актуальна разминка «Колобок». Лежа на спине, дети поворачивают туловище влево-вправо, после чего поочередно поднимают ноги вверх. Когда эта разминка заканчивается, малыши тянутся туловищем вверх, как кошки. Другое упражнение называется «Мотаем нитки» — воспитанники делают круговые движения руками, как бы наматывая нитки. После они наклоняются вниз и хлопают по коленям руками. Через 5-7 повторов дети ложатся на спину и делают «велосипед».

    Май

    Гимнастика «Яблоко» проводят после начальной разминки. Дети повторяют движения по тексту песни. И последнее занятия в мае — «Бегемотики». Во время этого упражнения дети, лежа на кровати, поочередно выпрямляют руки, переворачиваются со спины на живот и обратно. После, лежа на спине, активно двигают руками и ногами, затем встают и повторяют разминку стоя.

    Конспект проведения гимнастики во второй младшей группе, автор Ершова Ирина

    Обычно воспитатели используют комплексы, которые имеют сюжетную основу:

    1. Воспитатель: «Дети, за вами было интересно наблюдать, пока вы спали. Кто-то сопел, как маленький котёнок, кто-то во сне потягивался, как лисёнок, кто-то уткнулся в подушку, как маленький медвежонок. Давайте сейчас своими упражнениями изобразим некоторых животных».
    2. Комплекс гимнастики. «Звери проснулись». И. п. — лёжа на спине, руки вдоль туловища. Зевнуть и хорошо потянуться. Повторить несколько раз; темп медленный.
    3. Воспитатель. Отгадайте загадку: В лесу зимой холодной Ходит злой, голодный. Он зубами щёлк! Это серый… (волк)
    4. «Приветствие волчат». И. п. — лёжа на спине, руки вдоль туловища. Руки поднести к груди, затем вытянуть вперёд. Вернуться в и. п. Повторить пять раз; темп умеренный.
    5. «Филин». И. п. — лёжа на спине, одна рука лежит на животе, другая — на груди. Втягивая живот — вдох, выпячивая живот — выдох. Выдыхая, громко произносить «ф-ф-ф-ф». Повторить четыре раза; темп медленный.
    6. «Ловкие обезьянки». И. п. — лёжа на спине, руки вдоль туловища. По команде воспитателя «животик» повернуться на живот. По команде «спинка» повернуться на спину. Повторить пять раз: сначала умеренно, затем быстро.
    7. «Рычание медвежат». Сделать вдох носом. На выдохе тянуть «м-м-м-м-м», одновременно постукивая пальчиками обеих рук по крыльям носа.
  • Воспитатель: Какой замечательный у нас получился зоопарк. Вы не только красиво и правильно показали предложенных животных, но и все уже проснулись (дети выполняют закаливающие процедуры).
  • Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: