Значение утренней гимнастики
Влияние неблагоприятных факторов внешней среды на организм человека общеизвестно. Говоря о необходимости бороться с ними, специалисты в качестве одной из мер по улучшению общего состояния называют адекватный двигательный режим. Физическая активность имеет большое значение в повышении устойчивости организма, особенно сегодня, когда большинство людей ведут малоподвижный образ жизни. Он способен привести к нарушениям обмена веществ, ослаблению сосудистой стенки, снижению активности иммунной системы. Как сочетание этих факторов, так и каждый из них по отдельности, способны привести к серьёзным хроническим заболеваниям.
Особенно важная роль принадлежит процессу перехода организма из состояния покоя в активный статус. Важно не просто проснуться, но и подготовить тело к физической активности в течение всего дня. Действенным средством для этого является утренняя гигиеническая гимнастика. Она состоит из комплекса специальных упражнений, выполнение которых в определённом порядке способствует постепенной активации кровообращения и метаболических процессов в организме. Лёгкая физическая нагрузка при переходе к активному бодрствованию за счёт выделения определённых нейромедиаторов способствует и появление позитивного настроя, создаёт заряд бодрости.
Зарядка в классе
Можно проводить зарядку и во время учебного процесса. Вот несложные упражнения, которые не помешают работе в классе.
- Вращение головой по часовой стрелке и наоборот. До 5 вращений в одно и другую сторону.
- Голова наклоняется вперед, потом назад по 5 упражнения. Затем наклоны головой влево и вправо в том же количестве.
- Пальцы рук прикасаются к плечам и производится вращение по кругу, сначала в одну сторону а потом в другую. Так же такие упражнения выполняются до 10 раз.
- Стоя около парты, положить руки на пояс, делать наклоны вправо и влево. 10-15 наклонов.
- Прыжки на месте 10-15 раз.
Такой комплекс упражнений можно делать где угодно, например, дома, делая уроки.
Можно вовлечь в эти занятия и родителей, взрослым также необходима физическая активность.
Такие упражнения подходят не только младшим школьникам, но и старшеклассникам.
Важные нюансы
Утренняя гигиеническая зарядка является одной из наиболее популярных областей применения физической культуры. Состоит она из серии физических упражнений, которые отличаются следующими особенностями:
- Небольшая сложность. Движения и их сочетания, входящие в комплекс для утренней гимнастики, отличаются своей простотой, поскольку имеют целью не увеличить массу и выносливость мышц, а лишь обеспечить переход организма из спящего состояния в активное. Утреннее занятие не должно вызывать усталости.
- При выполнении утренней зарядки упражнения должны следовать друг за другом в определённом порядке, начиная с наиболее простых. Чтобы не держать упражнения и их последовательность в памяти, можно пользоваться картинками, в большом количестве представленными в интернете или периодических изданиях, посвящённых здоровому образу жизни.
- Важным нюансом является необходимость выполнять утренние комплексы на свежем воздухе. Для этого необходимо предварительно проветрить помещение. Воздух должен быть насыщен кислородом — это обязательное условие для полноценного перехода от сна бодрствованию.
- Одежда при выполнении упражнений должна быть максимально лёгкой, не стесняющей движения и не сдавливающей области прохождения сосудов и нервов.
- Крайне важным параметром на протяжении всего комплекса утренних упражнений является самочувствие. Необходимо следить за дыханием и субъективными ощущениями. В результате выполнения утренней зарядки не должно возникать болезненности в мышцах, выраженной одышки, резкой усталости и чрезмерно частого и сильного сердцебиения. Поэтому длительность и интенсивность выполнения упражнений необходимо регулировать самостоятельно, следя, чтобы они не вызывали неприятных ощущений.
Физические и адаптационные возможности организма зависят от множества факторов — состояния сердечно-сосудистой сферы, тонуса скелетной мускулатуры, степени активности нервной системы. А поэтому продолжительность, интенсивность и другие нюансы выполнения внутренних физических упражнений строго индивидуальны. Более того, существует целый ряд состояний, когда выполнение утренней гимнастики возможно только после консультации специалиста.
Утренние упражнения
Выбор упражнений для утренней гимнастики должен осуществляться в соответствии с общим состоянием, самочувствием, а также спецификой состояния здоровья каждого конкретного человека. Наиболее распространёнными являются:
- Наклоны.
- Приседания.
- Повороты туловища в стороны. Начинать рекомендуется с минимальной амплитуды с постепенным её увеличением.
- Выпады.
- Шаги в сторону. Помимо мышечной работы и улучшения кровообращения, такое упражнение благотворно сказывается на координации.
- Растягивание. Назначение таких упражнений — повышение эластичности мышц. Выполнять следует только после разминки, когда мышцы уже разогреты.
- Лёгкий бег.
- Лёгкие прыжки.
- Дыхательная гимнастика. Она должна завершать комплекс упражнений. Здесь можно сочетать грудное и брюшное дыхание, задержки дыхания.
Начинать занятия рекомендуется с плавных движений в более мелких суставах — лучезапястных и голеностопных, постепенно наращивая нагрузку. После этого приходит очередь крупных мышечных групп — мускулатуры туловища.
Не следует забывать и об индивидуальном подходе, в частности, людям с заболеваниями шейного отдела позвоночника не следует напрягать соответствующие группы мышц и совершать активные движения в этом отделе. Это ограничение касается и людей, имеющих проблемы с поясничным отделом. В случае если известно, что у человека имеются заболевания суставов, движения в них должны быть максимально плавными, осторожными.
Бег и прыжки должны выполняться только в том случае, если они хорошо переносятся. Например, людям с превышением нормальной массы тела интенсивные прыжки не рекомендуются по причине чрезмерно высокой нагрузки на суставы ног. В некоторой степени это ограничение касается и пациентов с выраженным остеопорозом, поскольку в этом случае существует риск негативного воздействия на тела позвонков и суставные головки костей.
В свою очередь, люди с заболеваниями дыхательной системы не должны увлекаться интенсивным бегом, поскольку такая зарядка принесёт только усталость, а не бодрость на целый день. После выполнения утренней зарядки можно принять душ или обтереться влажным полотенцем.
Примерные комплексы гимнастики до занятий.
Примерные комплексы гимнастики до занятий
1. Для учащихся I—II классов
Комплекс 1.
По команде принять положение правильной осанки и сохранять его в течение 5—6 секунд.
Упр. 1.
Ходьба на месте, сохраняя правильную осанку (на 32—48 счетов).
Упр. 2.
Исходное положение (и. п.) — основная стойка (о. с). 1—руки в стороны, 2— руки вверх, 3 — руки вперед, 4 — и. п. (6—8 повт.).
Упр. 3.
И. п.— стойка ноги врозь. 1 — поворот туловища вправо, руки в стороны, 2 — и. п., 3—4 — то же влево (6—8 повт.).
Упр. 4.
«Петрушка». И. п.— упор присев. 1 — встать, руки в стороны ладонями вперед, пальцы разведены, 2 — и. п. (6— 8 повт.). При четвертом повторении — руки вверх-наружу, при 5—6-м — руки вперед.
Упр. 5.
Ходьба на месте, сохраняя правильную осанку (на 32—48 счетов). Во время ходьбы соблюдать ритмичное дыхание (I—2 — вдох, 3—4 — выдох).
Упр. 6.
И. п.— о. с. 1 — руки через стороны вверх, 2 — руки в стороны, 3 — руки вперед, 4 — и. п. (4—6 повт.).
Комплекс 2.
По команде принять положение правильной осанки и сохранять его в течение 5—6 секунд.
Упр. 1.
Ходьба на месте, сохраняя правильную осанку (на 32—48 счетов).
Упр. 2.
И. п.— руки перед грудью. 1—2 — рывки согнутыми руками назад, 3—4 — рывки прямыми руками назад с поворотом туловища вправо, 5—8 — то же с поворотом влево (4—6 повт.).
Упр. 3.
И. п.— руки на пояс. 1 — наклон вправо, 2 — и. п., 3—4 — то же влево (6—8 повт.).
Упр. 4.
И. п.— стойка ноги врозь, руки на пояс. 1 — наклон вперед, руками коснуться пола, 2 — и. п. (6—8 повт.).
Упр. 5.
Ходьба на месте, сохраняя правильную осанку (на 32—48 счетов). Во время ходьбы на месте соблюдать ритмичное дыхание.
Упр. 6.
И. п.— о. с. 1 — правая рука вперед, 2 — то же левой, 3 — правая рука вверх, 4 — то же левой, 5 —правая рука в сторону, 6 — то же левой, 7 — правая рука вниз, 8 — то же левой (4—6 повт.).
Комплекс 3.
По команде принять положение правильной осанки и сохранять его в течение 5—6 секунд.
Упр. 1.
Ходьба на месте, сохраняя правильную осанку (на 32—48 счетов).
Упр. 2,
«Гиревики». И. п.— о. с. 1 — с усилием правую руку к плечу, пальцы сжать в кулак, 2— то же левой, 3 — с усилием правую руку вверх, 4 — то же левой, 5 — правую руку к плечу, 6 — то же левой, 7— правую руку вниз, 8 — то же левой (4— 6 повт.).
Упр. 3.
И. п.— стойка ноги врозь, руки на пояс. 1—наклон влево, 2 — и. п., 3 — наклон вперед, 4 —и. п., 5 — наклон вправо, 6 — и. п., 7 — наклон назад, 8 — и. и. (4—6 повт.).
Упр. 4.
И. п.— о. с. 1—выпад правой вперед, руки в стороны, 2 — и. п., 3—4 — то же левой (6—8 повт.).
Упр. 5.
Ходьба на месте, сохраняя правильную осанку, (на 32—48 счетов). Во время ходьбы на месте сохранять ритмичное дыхание.
Упр. 6.
Игра «Запрещенное движение» (2—3 повт.).
Комплекс 4.
По команде принять положение правильной осанки и сохранять его в течение 5—6 секунд.
Упр. 1.
Ходьба на месте, сохраняя правильную осанку (на 32—48 счетов).
Упр. 2.
«Косари». И. п.— стойка ноги врозь, руки как бы держат косу. Поворот туловища, имитирующий движение косаря.
1 — взмах косой, 2— «скашивание травы» (6—8 повт.).
Упр. 3.
И. п.—о. с. 1 — выпад правой вперед, руки на пояс,
2 — и. п., 3—4 — то же левой (6—8 повт.).
Упр. 4.
И. п.— о. с. 1—руки в стороны, 2—3 — два пружинящих наклона вперед, руками коснуться пола, 4 — и. п. (6— 8 повт.).
Упр. 5.
Ходьба на месте, сохраняя правильную осанку (на 32 — 48 счетов). Во время ходьбы соблюдать ритмичное дыхание.
Упр. 6.
И. п.— о. с. 1—шаг левой вперед, руки вверх, 2 — шаг правой вперед, руки на пояс, 3 — шаг левой назад, руки в стороны, 4 — шаг правой назад, руки вниз (4—6 повт.).
Комплекс 5.
По команде принять положение правильной осанки и сохранять его в течение 5—6 секунд.
Упр. 1.
Ходьба на месте, сохраняя правильную осанку (на 32—48 счетов).
Упр. 2.
«Ванька-встанька». И. п.— стойка ноги врозь, руки на пояс. 1 — наклон вправо, 2 — наклон влево (6—8 повт.).
Упр. 3.
«Штангисты». И. п.— стойка ноги врозь. 1—согнуть руки вперед, локти вниз, пальцы сжать в кулаки, 2 — руки вверх,
3 — руки к плечам, локти вниз, 4 — и. п. (6—8 повт.).
Упр. 4.
«Пружина». И. п.— о. с. 1—3 — приседания, 4— прыжок вверх, руки вверх (4—6 повт.).
Упр. 5.
Ходьба на месте, сохраняя правильную осанку (на 32— 48 счетов). Во время ходьбы на месте соблюдать ритмичное дыхание.
Упр. 6.
Игра «Запрещенное движение» (2—3 повт.).
Комплекс 6.
По команде принять положение правильной осанки и сохранять его в течение 5—6 секунд.
Упр. 1.
Ходьба на месте с сохранением правильной осанки (на 32—48 счетов).
Упр. 2.
И. п.— о. с. 1 — правую назад на носок, руки вверх, 2 — и. п., 3—4 — то же левой (6—8 повт.).
Упр. 3.
«Дровосек». И. п.— стойка ноги врозь, руки в «замок». 1—наклон вперед («колка дров»), 2 — и. п. (6—8 повт.).
Упр. 4.
И. п.— о. с. 1 — присед, руки вперед, 2 — и. п., 3 — присед, руки в стороны, 4 — и. п., 5 — присед, руки вверх, б— и. п., 7 — присед, руки вперед, 8 — и. и. (4—6 повт.).
Упр. 5.
Ходьба на месте, сохраняя правильную осанку (на 32—48 счетов). Во время ходьбы соблюдать ритмичное дыхание.
Упр. 6.
Игра «Запрещенное движение» (2—3 повт.).
Комплекс 7.
По команде принять положение правильной осанки и сохранять его в течение 5—6 секунд.
Упр. 1.
Ходьба на месте, сохраняя правильную осанку (на 32—48 счетов).
Упр. 2.
И. п.— о. с. 1—2 — шаг правой вправо, подняться на носки, прогнуться, 3—4 — и. п., 5—8 — то же в другую сторону (4—6 повт.).
Упр. 3.
И. п.— руки на пояс. 1 — наклон вправо, левую руку вверх, 2 — и. п., 3—4 — то же влево со сменой положения рук (6—8 повт.).
Упр. 4.
И. п.— упор присев. 1 — встать, подняться на носки, руки через стороны вверх, 2 — и. п. (8—10 повт.).
Упр. 5.
Ходьба на месте, сохраняя правильную осанку (на 32—48 счетов). Во время ходьбы на месте соблюдать ритмичное дыхание.
Упр. 6.
Игра «Запрещенное движение» (2—3 повт.).
2. Для учащихся III
—
IV классов
Комплекс 1.
По команде принять положение правильной осанки и сохранять его в течение 5—6 секунд.
Упр. 1.
Ходьба на месте, сохраняя правильную осанку и высоко поднимая согнутую ногу (на 32—48 счетов).
Упр. 2.
И. п.— о. с. 1—руки к плечам, локти в стороны, лопатки свести, 2 — и. п. (8—10 повт.).
Упр. 3.
И. п.— стойка ноги врозь. 1 — наклон вправо, согнуть левую руку и коснуться подмышечной впадины, 2 — и. п., 3—4— то же влево (6—8 повт.).
Упр. 4.
И. п.— упор присев. 1 — встать, руки в стороны ладонями вверх, правую вперед на пятку, 2— и. п., 3—4 — то же левой (6—8 повт.).
Упр. 5.
Ходьба на месте, высоко поднимая согнутую ногу и сохраняя правильную осанку (на 32—48 счетов). Во время ходьбы соблюдать ритмичное дыхание.
Упр. 6.
Игра «Запрещенное движение» (2—3 повт.).
Комплекс 2.
По команде принять положение правильной осанки и сохранять его в течение 5—6 секунд.
Упр. 1.
Ходьба на месте, высоко поднимая согнутую ногу и сохраняя правильную осанку (на 32—48 счетов).
Упр. 2.
И. п.— руки на пояс. I—2 — выпад вправо, руки через стороны вверх, хлопок над головой, 3—4 — и. п., 5—8 — то же влево (4—6 повт.).
Упр. 3.
И. п.— стойка ноги врозь руки на пояс. 1 — наклон вперед, руки в стороны, 2 — и. п., 3 — правая рука вверх, наклон влево, 4 — и. п., 5 — левая рука вверх, наклон вправо, 6 — и. п.,
7 — наклон вперед, руки в стороны, 8 — и. п. (4—6 повт.).
Упр. 4.
И. п.— руки за голову. 1 — поднять правую, согнутую в колене и прижать ее руками к груди, 2 — и. п., 3—4 — то же левой (6—8 повт.).
Упр. 5.
Ходьба на месте, сохраняя правильную осанку (на 32— 48 счетов): 8 шагов — на всей стопе, 8 шагов — на носках и т. д. Во время ходьбы на месте соблюдать ритмичное дыхание.
Упр. 6.
И. п.— руки за голову. 1 — правую руку в сторону, 2 — левую руку в сторону, 3 — правую руку вперед, 4 — левую руку вперед, 5 — правую руку вверх, 6 — левую руку вверх, 7 — правую руку за голову, 8 — и. п. (2—4 повт.).
Комплекс 3.
По команде принять положение правильной осанки и сохранять ее в течение 5—6 секунд.
Упр. 1.
Ходьба на месте, высоко поднимая согнутую ногу и сохраняя правильную осанку (на 32—48 счетов).
Упр. 2.
И. п.— руки в стороны. 1—руки за голову, 2 — руки вверх, 3 — руки за голову, 4 — и. п. (6—8 повт.).
Упр. 3.
И. п.— стойка ноги врозь, руки на пояс. Круговые движения туловища: 1—4 — в правую сторону, 5—8 — в левую (6—8 повт.).
Упр. 4.
И. п.— упор присев. 1 — встать, руки вверх, правую назад на носок, прогнуться, 2 — и. п., 3—4 — то же левой (4— 6 повт.).
Упр. 5.
Ходьба на месте, сохраняя правильную осанку (на 32—48 счетов): 8 шагов — ходьба обычная, 8 шагов — на носках и т. д. Во время ходьбы на месте соблюдать ритмичное дыхание.
Упр. 6.
Игра «Запрещенное движение» (2—3 повт.).
Комплекс 4.
По команде принять положение правильной осанки и сохранять его в течение 5—6 секунд.
Упр. 1.
Ходьба на месте, высоко поднимая согнутую ногу и сохраняя правильную осанку (на 32—48 счетов).
Упр. 2.
И. п.— о. с. 1—2— руки через стороны вверх, подняться на носки, 3—4 — и. п. (6—8 повт.).
Упр. 3.
И. п.— стойка ноги врозь, руки за голову. 1—поворот туловища вправо, 2 — и. п., 3—4 — то же влево (6—8 повг.).
Упр. 4.
И. п.— о. с. 1 — выпад правой, руки на пояс, 2—3— пружинящие покачивания, 4 — и. п., 5—8 — то же левой (4— 6 повт.).
Упр. 5.
Ходьба на месте, сохраняя правильную осанку (на 32—48 счетов). Во время ходьбы на месте соблюдать ритмичное дыхание.
Упр. 6.
Игра «Запрещенное движение» (2—3 повт.).
Комплекс 5.
По команде принять положение правильной осанки и сохранять ее в течение 5—6 секунд.
Упр. 1.
Ходьба на месте, высоко поднимая согнутую ногу и сохраняя правильную осанку (на 32—48 счетов).
Упр. 2.
И. п.— руки на пояс. 1 — поворот туловища вправо, 2 — то же влево (8—10 повт.).
Упр. 3.
И. п.— о. с. 1—шаг правой в сторону, 2—3 — наклон вперед, руками коснуться пола, 4 — и. п., 5—8 — то же шагом левой (6—8 повт.).
Упр. 4.
И. п.— руки на пояс. 1 — присед, руки в стороны, 2— и. п. (10—12 повт.). При повторениях менять положение рук: вперед, вверх, в стороны.
Упр. 5.
Ходьба на месте, сохраняя правильную осанку (на 32 — 48 счетов): 8 шагов — ходьба обычная, 8 шагов — на носках и т. д. Во время ходьбы на месте соблюдать ритмичное дыхание.
Упр. 6.
И. п.— о. с. 1—правую руку к плечу, 2 — левую руку к плечу, 3 — правую руку вверх, 4 — левую руку вверх, 5—8 — хлопки над головой, 9 — левую руку к плечу, 10 — правую руку к плечу, 11—левую руку вниз, 12 — правую руку вниз (2—
3 повт.).
Комплекс 6.
По команде принять положение правильной осанки и сохранять его в течение 5—6 секунд.
Упр. 1.
Ходьба на месте, высоко поднимая согнутую ногу и сохраняя правильную осанку (на 32—48 счетов).
Упр. 2.
И. п.— стойка ноги врозь, руки на пояс. 1 — наклон вправо, руки вверх, 2 — и. п., 3—4 — то же влево (6—8 повт.).
Упр. 3.
И. п.— руки на пояс. 1—выпад правой в сторону, руки вперед, 2 — и. п., 3—4 — то же левой (4—6 повт.).
Упр. 4.
И. п.— о. с. 1—упор присев, 2 — наклон вперед, не отрывая рук от пола, 3 — упор присев, 4—и. п. (6—8 повт.).
Упр. 5.
Ходьба на месте, сохраняя правильную осанку (на 32—48 счетов): 8 шагов — ходьба обычная, 8 шагов —на носках и т. д. Во время ходьбы на месте соблюдать ритмичное дыхание.
Упр. 6.
И. п.— руки к плечам. 1—руки в стороны, 2— руки вверх, 3 — руки вперед, 4 — и. п. (6—8 повт.).
Комплекс 7.
По команде принять положение правильной осанки и сохранять его в течение 5—7 секунд.
Упр. 1.
Ходьба на месте, высоко поднимая согнутую ногу и сохраняя правильную осанку (на 32—48 счетов).
Упр. 2.
И. п.— о. с. 1 — правую назад на носок, руки вверх, 2 — и. п., 3—4 — то же левой (6—8 повт.).
Упр. 3.
И. п.— стойка ноги врозь, руки на пояс. 1 — поворот туловища вправо, руки в стороны ладонями кверху, 2 — и. п., 3—4 — то же с поворотом влево (6—8 повт.).
Упр. 4.
И. п.— широкая стойка ноги врозь, руки к плечам. 1 — полуприсед на правой, левая прямая, руки в стороны, 2 — и. п., 3—4 — то же на левой (6—8 повт.).
Упр. 5.
Ходьба на месте, сохраняя правильную осанку (на 32—48 счетов). Во время ходьбы соблюдать ритмичное дыхание.
Упр. 6.
Игра «Запрещенное движение» (2—3 повт.).
Положительное влияние на организм
Это важная часть реферата на тему «утренняя гимнастика»; она должна создавать мотивацию для приобщения к занятиям. Правильная, систематически выполняемая утренняя зарядка тренирует дисциплину, вырабатывая правильный полезный, благотворно влияющий на весь организм навык.
А кроме того, мобилизует внимание, что крайне важно особенно для людей, занимающихся умственной деятельностью. Регулярные занятия как бы приучают организм просыпаться, особенно если это происходит каждый день в одно и то же время. Так, постепенно организм сам вырабатывает оптимальный режим пробуждения.
Вследствие правильной постепенной активизации кровообращения и мышечной активности постепенно происходит улучшение самочувствия. После определённого периода систематических занятий люди отмечают уменьшение, а потом и полное исчезновение чувства недосыпания и разбитости по утрам; а после выполнения комплекса упражнений — прилив бодрости и выносливость течение дня. Кроме того, повышается аппетит, улучшается сон, становится более устойчивым к внешним воздействиям иммунитет.
Даже неинтенсивная физическая нагрузка повышает тонус нервной системы и активизирует работу основных органов и систем организма — сердечно-сосудистой, дыхательной, эндокринной. Следствием является не только исчезновение вялости и сонливости, но и повышение работоспособности как физической, так и умственной. Клетки органов и систем насыщаются кислородом, что приводит к активизации обмена веществ.
Заслуживает внимания и внешняя сторона вопроса: выполнение нескольких простых упражнений после пробуждения способствуют устранению отёчности, которая является следствием застоя — верного спутника неподвижного положения тела.
Краткая аннотация проекта[править]
Утренняя зарядка повышает тонус всего тела, заставляет сердце начать работать, пробуждает нервную систему, улучшает обмен веществ.
Поскольку проектная деятельность одна из составляющих исследовательской деятельности, то результатом работы станет проект: «Утренняя зарядка». Тему проекта выбрали не случайно. Ведь ни для кого не секрет, что здоровье — самый важный жизненный фактор. Беречь здоровье и следить за ним, необходимо учиться с самого раннего возраста.Необходимо помнить, что проектирование — это не творчество в полной мере, а творчество по плану, в определённых контролируемых рамках.