В раннем возрасте малыши проявляют огромную активность. Они постоянно передвигаются по комнате: прыгают, ходят и бегают целыми сутками. Ничего не остается незамеченным для ребенка. Если он что-то видит, пытается изучить. Энергии у него очень много. И задача родителей на данном этапе – заставить ребенка сконцентрировать ее в на правильном деле. Рекомендуем вам стимулировать ребенка вести здоровый образ жизни. Для этого необходимо внедрить в его жизнь ряд упражнений. Пусть делает по утрам зарядку. А в течение дня занимается отдельными упражнениями из гимнастики. Наша редакция собрала для вас специальный комплекс упражнений для зарядки. Эту методику разработали специально для маленьких карапузов, которым от двух до трех годиков. Она отличается от стандартных программ тем, что проводится в игровой форме. Это позволяет заинтересовать ребенка в тренировках, и внушить ему, что спорт – это прекрасно. Если вы будете регулярно заниматься с вашим ребенком, он еще с раннего возраста научится зарядке. И будет применять ее в будущей жизни, когда станет взрослым. В результате, малыш станет меньше болеть, и всегда будет бодрым.
Вводная часть
Утренняя зарядка для ребенка такого возраста вмещает в себя от пяти до шести упражнений. Они рассчитаны исключительно на малыша, и каждое из них он сможет выполнить. Упражнения тренируют конкретные группы мышц: 1. Плечи и руки. 2. Мышцы туловища. 3. Ножки. 4. Стопы. Зарядку принято проводить постепенно. Сначала нужно начать с подготовки к упражнениям. Затем, после небольшой разминки, ребенок переходит к выполнению заданий. И после этого постепенно прекращает упражнения – это происходит на заключительном этапе. Перед тем, как начать проводить ребенку зарядку, вы должны максимально продумать ее. Запомните, ваша задача – сделать так, чтобы малышу не было скучно. Для этого утреннюю гимнастику нужно проводить, играючи. Также, рекомендуем вам подбирать только те упражнения, которые будут действительно интересны малышу. Максимальная длительность утренней гимнастики должна варьироваться от пяти до семи минут. Чтобы заинтересовать ребенка в тренировках, первые занятия рекомендуем начать с упражнений, которые ему нравятся. Например, если ребенок часто хлопает в ладоши и топает, включите эти телодвижения в свою программу. Ребенок будет с радостью повторять их. И не заметит, что, при этом, его заставили тренироваться. Всегда поощряйте ребенка во время занятий. Если у него получается правильно выполнять упражнения, и он, при этом, не филонит, то хвалите его. Говорите, что он – молодец. Так ребенок будет понимать, что мамочка ценит его усердие и труд. Каждое движение, которое совершается вами, должно сопровождаться звуками. К примеру, если вы говорите ребенку хлопать в ладоши, то сопровождайте это соответствующими «хлоп-хлоп». Если одним из упражнений является потягивание, то рекомендуем сказать во время него что-то вроде «потягуси, потягуси». Подкреплять действия ребенка можно любыми звуками. Главное, чтобы он слышал вас. И понимал, что с ним взаимодействуют. Также просите ребенка повторять за вами. С помощью этого он сможет развить органы дыхания.
Примеры ЛФК для детей 2 лет
Для того чтобы усовершенствовать ходьбу, можно использовать различные упражнения. Если в этом возрасте малыш еще неуверенно стоит на ногах, то старайтесь стимулировать его на движение вдоль мебели. Когда он будет вставать рядом с диваном, начните его манить яркой игрушкой, приближая ее к нему и отдаляя. Повторить такое упражнение можно до 4 раз, в зависимости от интереса.
Если вы достигли необходимого прогресса, то можно начать выполнять более сложные задания. Первым из них будет ходьба «по узенькому мостику». Для этого понадобятся веревочки или палочки, с помощью которых и выстроится дорожка. Вначале ее ширина будет 30 см, но постепенно ее необходимо сужать. Малыш должен будет ходить по ней, не наступая на веревки или палочки, удерживая равновесие.
Следующим по сложности упражнением является ходьба по наклонной дорожке. Для этого понадобится скамейка или доска. Один ее конец ставится выше другого на 20-30 см. Ребенок, при помощи взрослого преподавателя, должен поочередно подниматься и опускаться по поверхности.
Следующая группа упражнений помогает развить чувство равновесия
Для выполнения первого задания понадобится лошадь-качалка. Особых усилий со стороны обучаемого прилагать не придется. Взрослому преподавателю или члену семьи необходимо аккуратно раскачивать лошадку. Это можно выполнять и на обычных качелях и каруселях.
В обойме опытных специалистов имеется еще одно эффективное упражнение по физкультуре. Оно совсем простое, но эффективное. Под предлогом найти игрушку предлагаете малышу забраться на диван. Далее комплекс можно усложнить, попросив забраться выше.
Список упражнений для утренней гимнастики
Мы подобрали для вас ряд упражнений, которые можно применять во время зарядки.
- Быстрая ходьба
. В возрасте от двух до трех лет малыши еще не умеют полноценно бегать. Поэтому, единственное, что вы можете предложить им сделать – это походить с большой скоростью. С помощью этого упражнения ребенок сможет:
1. Добиться улучшения мозговой активности. 2. Улучшить систему кровообращения. 3. Научиться правильно дышать, и сделает систему дыхания более сильной. 4. Размять мышцы.
- Марш
. В ходе этого упражнения, ребенок должен маршировать. Конечно, такой грациозности, как у военных, у него скорее всего не будет. Но он хотя бы должен попытаться помаршировать таким образом. Это упражнение выполняется в течение тридцати – сорока секунд. Можете даже придумать какой-нибудь стих с четким тактом. Чтобы во время его произнесения, малыш правильно топал. - Ловим бабочек
. В ходе этого занятия, вам нужно отправить малыша ходить по комнате. И сказать, чтобы он ловил воображаемых бабочек в ладоши, громко хлопая. С помощью этого упражнения он сможет развить двигательную систему, и весело при этом поиграть. - Паровозик
. Это упражнение интересно делать, если у вас несколько малышей. Но если у вас только один ребенок, то можете играть и вдвоем. Ваша задача с малышом – построиться змейкой. Взять друг друга за плечи и начать двигаться по комнате. Главное — не отрывать руку от плеча.
Специфика занятий с детьми 2 лет
Программа ЛФК детей в возрасте от 1,5 до 2,5 лет должна состоять из активных упражнений. В нее можно смело вносить даже средние нагрузки. Но это, в большей степени, зависит от индивидуальных особенностей. Некоторые в этом возрасте хорошо разговаривают полными предложениями, а другие знают отдельные слова и слоги. Такой же принцип и в физическом развитии. Кто-то уже уверенно бегает, катается на самокате или беговом велосипеде, а кто-то только учится хорошо передвигаться. Опытные специалисты рекомендуют заниматься с детьми индивидуально, отказавшись от групп.
Необходимо учитывать, что дети в возрасте 2-х лет достаточно быстро утомляются, поэтому с дозировкой физической нагрузки необходимо быть предельно внимательным. Поэтому самыми эффективными будут упражнения, организованные в игровой форме. Если не привлечь внимание и не заинтересовать ребенка, то он станет увиливать от выполнения плановых занятий или упражнений. Физкультура для детей 2 лет должна быть похожа на игры, а не занятия.
В рамках одного занятия должны выполняться 6-10 запланированных упражнений. При этом лучше избежать повторов и создать максимально хорошее настроение у ребят. Один из наиболее действенных способов – быстро объяснить суть упражнения и подтолкнуть к его выполнению, присвоить упражнениям интересные названия, имитирующие различные действия в жизни.
Не стоит забывать о том, что лучшими помощниками в этом деле являются гимнастические снаряды типа мячей, палок и скамеек. Достаточно включить фантазию и организовать для обучаемого «прогулку по лесу» или «прыжки с берега на берег». Если погода будет позволять, то ЛФК можно проводить на свежем воздухе. Лето, весна, осень или зима – не важно, главное – чтобы не было дождя и ветра.
ВАЖНО! Чем больше малыши будут находиться на свежем воздухе, тем быстрее они станут развиваться, запоминать и веселиться. Таким образом, можно «убить» сразу нескольких зайцев. Организовать веселое времяпрепровождение и выполнить игровые упражнения.
Как мы уже говорили, можно использовать беговой велосипед, самокат или даже лыжи зимой. При этом необходимо постоянно подстраховывать ребенка, чтобы не упал. Актуальность использования данного метода высока, будет развивать реакцию, силу и ловкость.
Физкультура для детей от 2 до 3 лет этим и отличается – она позволяет развивать ребенка с разных сторон. С врачебной точки зрения происходит укрепление и развитие основных групп мышц, улучается состояние сердечно-сосудистой и дыхательной системы.
Упражнения для рук
- Упражнение «Птичка»
. Его нужно делать не меньше тридцати-сорока секунд. Задача малыша – сделать вид, что он птичка, и взмахивать, при этом, руками.
- Упражнение «Рыбка»
. Скажите ребенку сложить кисти. Ему нужно начинать двигать ими так, как это делает рыбка, когда плывет. В результате, должны получиться волнообразные движения. Заниматься этим упражнением нужно не менее тридцати – сорока секунд.
- Хлопаем в ладоши
. В ходе этого упражнения, ребенку нужно будет хлопать в ладоши. Но это нужно делать со всех сторон. Несколько хлопков нужно сделать над головой. Несколько – перед собой. И несколько – позади себя. Помимо этого, ребенок должен похлопать, меняя положение тела. К примеру, сидя на полу, стоя на диване, лежа на кровати и так далее.
Тренировка для мышц плечевого пояса
С помощью этих упражнений малыш сможет сделать грудную клетку крепче. А также развить дыхательную систему. Более того, с помощью этого он научится правильно держать спину, и не сутулиться.
- Обнимашки
. На это упражнение отводится пять-шесть выполнений. Малышу нужно сделать следующее. Отвести свои ручки в бок. Вдохнуть воздух. А затем обнять себя за плечи. И выдохнуть. - Пароход
. Скажите ребенку, чтобы опустил руки вниз. И начал совершать ими круговые движения. Так, чтобы руки «проворачивались» вокруг его плеч. - Часики
. На выполнение этого упражнения отводится полминуты. Ребенку нужно попеременно делать наклоны головы. Вправо-влево, и наоборот. Параллельно с этим, рекомендуем вам говорить «тик так, тик так», чтобы ребенок думал, что он действительно выполняет роль часиков. Руки нужно разместить по бокам. А ноги поставить на уровне плеч.
Упражнения для туловищаМельница
. Наверняка на физкультуре вас заставляли делать это упражнение. Ребенку нужно расставить ноги на ширине плеч. Наклониться так, чтобы туловище было параллельно полу. И начать двигать руками влево-вправо. Так, как это делает мельница. На выполнение упражнения отводится от десяти до пятнадцати секунд.
Тук-тук
. Сначала ребенку нужно выпрямиться. И расставить ноги параллельно плечам. Когда вы дадите команду, ребенку необходимо сделать резкий наклон. И начать стучать по коленям. На выполнение этого упражнения нужно отвести 20 секунд. Количество повторений, при этом, должно быть от пяти до шести раз.
Качеля
. В ходе этого упражнения, вы сможете развить вестибулярный аппарат малыша. Ребенку нужно встать на пол, и начать качаться в разные стороны.
Потягивания
. Ребенку нужно начать делать наклоны в разные стороны. Не только вправо-влево. Но и вперед-назад. Когда дите будет перемещаться вперед, то вам нужно будет всего лишь протянуть руку. Рекомендуем ребенку делать не меньше трех повторений.
Какие упражнения входят в игровую зарядку для детей.
Итак, я готова представить на ваш выбор ряд физических упражнений для утренней гимнастики.
Итак, упражнения для всех групп мышц малыша:
1. Бег или ускоренная ходьба. Как правило, двухлетний кроха не совсем умеет бегать, поэтому предложите ему быстро походить. Это упражнение очень полезно для:
- развития коры головного мозга
- совершенствования кровеносной системы
- развития дыхательной системы
- разминки практически всех мышц тела.
2. Марш – это ходьба, похожая на строевой шаг, которая длится в течение 30 -40 секунд.
Можете разучить специальные стихи, к примеру:
Марширую на парад
Я зарядке очень рад
И вот что я вам скажу
С физкультурой я дружу.
3. Ловим бабочек. Вол время этого упражнения крохотуля может двигаться по комнате в любом направлении и хлопать в ладоши, имитируя ловлю бабочек. Если у вас есть обруч, то дайте его ребенку, пусть использует его в качестве сака для ловли мнимых бабочек.
4. Паровозик. Если деток несколько, то это упражнение будет более интересным и увлекательным. Суть состоит в том, что все присутствующие выстраиваются змейкой и, держась за плечи друг друга, имитируют паровоз, который двигается по периметру комнаты.
Упражнения для рук.
1.Упражнение «Птичка» выполняется в течение 30-40 секунд. Кроха имитирует взмах крыльев птицы. Можете позволить ребенку в это время бегать или прыгать.
2. Рыбка. Делаем волнообразные движения сложенными вместе ладошками, имитируя движение хвостика рыбки во время плавания. Для выполнения такого упражнения можно выделить 30-40 секунд.
3. Зайчик. Суть такого упражнения в том, что кроха хлопает в ладоши во всех направлениях: над головой, напротив или сзади себя, а также в разных положениях тела: стоя, лежа, сидя и т.д.
Упражнения для разминки плечевого пояса.
Выполняя такие упражнения, малыш укрепляет грудную клетку и органы дыхания, а так же формирует правильную осанку.
1. Обнималки. Это упражнение выполняют 5-6 раз. Суть упражнения состоит в том, что малыш разводит руки в стороны, делает вдох, обхватывает плечи и делает выдох.
2. Пароходик. Малыш делает круговые махи выпрямленными руками.
3. Упражнение «Часики» выполняется в течение 30 секунд. Карапуз наклоняет голову в одну сторону, а затем в другую. Наклоны сопровождает комментариями: «Тик-так, тик-так, тик-так». Руки держит на поясе, а ноги – на ширине плеч.
Так же, есть упражнения для туловища.
1. Упражнение: «Мельница». Малыш наклоняется, ставит ноги на ширине плеч и машет расслабленными руками, изображая вращающиеся лопасти мельницы. Это упражнение выполняем в течение 10-15 секунд.
2. Тук-тук. Карапуз, изначально, стоит прямо, а его ноги расположены на ширине плеч. По команде ребенок должен наклониться и похлопать себя ладошками по коленкам. Такое упражнение выполняем 5-6 раз.
3. Качеля. Это упражнение прекрасно тренирует вестибулярный аппарат. Малютка, стоя на одном месте, начинает раскачиваться, прогибая туловище вперед и назад.
4. Потягушки. Кроха наклоняется в разные стороны: вправо, влево, назад и вперед с протягиванием руки. Достаточно выполнить по три наклона в каждую сторону.
Упражнения, которые предназначены для разминки ног и стоп.
1.Мышка в норке. Малютка прячется за спинку стульчика, а затем выпрямляется, как – бы выныривая из норки. Можно озвучивать действие комментариями: «Ку-ку! Ку-ку! Ку-ку!»
2. Мячик или кузнечик. Маленький непоседа с удовольствием будет выполнять подскоки на месте или двигаясь вправо или влево, взад или вперед. Можно повторить прыжки 15-20 раз.
3. Поднимаем выше ножки! Карапуз поочередно поднимает каждую ножку, не сгибая их в коленках. Упражнение достаточно тяжелое, поэтому достаточно, чтобы малыш сделал 6 подъемов.
Упражнения для ног и стоп
Мышка в норке
. Для этого упражнения вам понадобится стул. За ним ваш ребенок должен спрятаться. А затем начать выглядывать из-за него. Делая вид, что он мышка, которая вылазит из своей норы. Чтобы малышу было максимально интересно, рекомендуем заниматься озвучиванием действий. К примеру, можете говорить «ку-ку!».
Мячик или кузнечик
. В ходе этого упражнения, малыш должен прыгать, и резко передвигаться вправо, влево. Прыгать нужно не менее пятнадцати, и не более двадцати раз.
Поднимаем ноги выше
! Малышу нужно постепенно поднимать ноги к верху. Они, при этом, должны быть прямыми. Сгибать их не нужно. Заниматься этим упражнением – непросто. Особенно, в таком возрасте. Поэтому ребенку будет достаточно сделать и 5-6 повторов.
физкультура для детей 3-4 лет
У детей, владеющих ( в общих чертах) всеми видами основных движений, возникает потребность в двигательных импровизациях под музыку. Растущее воображение ребенка стимулирует дополнительную двигательную активность, что хорошо проявляется в подвижных играх, которые формируют ответственность за выполнение правил и достижение определенного результата. Разнообразие сюжетов игр связано с представлениями и знаниями детей об окружающей жизни. У воспитанников появляется интерес к импровизации различных действий при выполнении определенной роли. Педагогу необходимо поощрять творчество дошкольников, знакомить их с содержанием разных подвижных игр.
Структура занятий по физической культуре
Доступность содержания занятий по физической культуре определяется программным материалом, подобранным с учетом возрастных особенностей детей.
Условно занятие делится на три основные части: вводную, основную и заключительную. Каждая часть несет определенную функцию.
Вводная часть(3-5 мин) настраивает дошкольников на выполнение двигательных заданий, активизирует их внимание, создает положительный настрой. Она включает в себя упражнения (на носках, высоко поднимая колени, приставным шагом, в стороны), беге(в колонне, со сменой направления, в парах, по кругу). Также дети выполняют разные виды прыжков, бросание и ловлю предметов, упражнения в равновесии, построения и перестроения (в круг, колонну, в пары, друг за другом).
Основная часть(10-12 мин) предусматривает решение задач дифференцированного обучения детей основным видам движений. С целью рационального планирования на весь учебный год необходимо распределить виды движений по степени интенсивности: высокой, средней, низкой.
Одним из условий успешной реализации программного содержания по развитию основных видов движений является индивидуально- дифференцированный подход к детям. Желательно заранее распределить воспитанников на две основные подгруппы с учетом состояния здоровья, уровня двигательной активности и развития движений.
В первую группу войдут дети, имеющие средний показатель двигательной активности и достаточно хороший уровень развития движений. Им предлагается больше основных движений средней и низкой степени активности (80%): игровые упражнения на развитие внимания, точность и ловкость выполнения действий, координацию движений. Упражнения высокой степени активности составляют 20%.
Вторую группу составят дети, имеющие слабое здоровье(часто болеющие, с ограниченными возможностями), низкий уровень развития движений и двигательной активности. Для них предлагается больше игровых упражнений средней и высокой степени интенсивности(80%): упражнения, направленные на быстроту движений, скорость, ловкость, и выносливость. Игровые упражнения низкой интенсивности составляют 20%.