Развитие детей во многом происходит через игру. Малыши 2-3 лет, которые только вступают в ряды дошкольников, начинают много времени проводить в коллективе сверстников, получает новые знания. Особенно ценными в ДОУ являются сделанные дидактические игры своими руками. Это тепло и забота мастера, который вкладывает душу в каждого ребенка, а также возможность дать малышам сенсорное развитие, первые навыки в математике и логике. Приведем вашему вниманию мастер-класс по созданию яркой дидактической игры с математическим уклоном для младшей группы ДОУ, в которую с удовольствием поиграют и более взрослые дошкольники. Процесс сопровожден картинками, поэтому вам будет легче творить.
Дидактические игры своими руками — математика бывает интересной
Чтобы сделать дидактическую игру своими руками, необходимо для начала подготовить и, что очень важно, рассчитать материал. Назовем ее «Собирай урожай» — ребята смогут три вида фруктов разложить на три разных дерева, а потом собрать их в тарелки, оставив листья. Когда малыши подрастут, они смогут играть в эту дидактическую игру уже с другим интересом: считать, каких фруктов они собрали больше или меньше, раскладывать поровну всем детям.
Для дошкольников в детском саду важно не просто играть, но и усваивать новые знания. В дидактической игре «Соберем урожай» дошкольники приходят к мысли, какие именно фрукты растут на деревьях, что это именно фрукты. Они могут рассказывать, какие на вкус плоды в каждом отдельном случае, делиться своим мнением о них, а это уже развитие речи. Приступим!
Как использовать игру «Дидактическая коробочка»
Игру можно использовать для знакомства детей с цветом, с временами года, геометрическими фигурами, развития мелкой моторики (упражнения с использованием прищепок), развития речи ребенка.
Варианты заданий с игрой:
— подбери пару (прикрепить красные прищепки к красному сектору, желтые – к желтому и так далее в соответствии с цветом секторов),
— назови, какого цвета животные – игра с крышкой коробки (речевая грамматическая игра для освоения согласования прилагательных и существительных: зайчик серЫЙ, мышка серАЯ, кошки серЫЕ). Размещаем фигурку животного на боковой магнитной панели крышки в соответствующем по цвету секторе и называем животное и его цвет,
— времена года (разложить картинки с признаками времен года по секторам и объяснить свой выбор – почему ребенок считает, что на картинке изображена весна, а не лето или осень),
— развитие мелкой моторики: а) прикрепление прищепок разных цветов в соответствии с цветом секторов, или б)прищепок с фигурками на бортик коробки. ( Например, в игре «найди свой домик». Если бантик у игрушки синего цвета, то его домик – синий. И фигурку животного нужно прикрепить на синий сектор. Если красного – то красный и т.п.),
— классификация. Задание – разложить геометрические фигуры разной формы, размера, толщины по цвету по секторам в коробку (ребенку нужно выделить ведущий признак – цвет, не обращая внимания на разную толщину фигурок и их размер и форму)
— собери месяца года (называем месяца каждого времени года, если ребенок правильно назвал месяц, то он прикрепляет прищепку на соответствующий сектор).
— найди соседей (назвать соседей месяца – например, соседи января – это декабрь и февраль).
Коробку можно также использовать как домик –теремок для режиссерских игр с детьми.
Желаем Вам интересных игр!
Материалы для творчества
Пригодиться может все, что у вас есть. В общей сложности требуется сделать три дерева, несколько фруктов трех видов (у нас это будут сливы, груши и яблоки), три тарелки для них, а также по желанию листья. Чтобы сенсорика у ребят развивалась как можно лучше, стоит сделать детали из разных материалов. Это может быть:
- Фетр. Одними из лучших считаются дидактические игры своими руками из этого материала, поскольку он износостоек, имеет много красивых цветов и легко поддается творчеству.
- Резина (или прорезиненная цветная бумага).
- Картон (тонкий и толстый).
- Самоклеющаяся бумага.
- Коробка или шкатулка, в которую можно положить детали дидактической игры.
- Конечно, для процесса творения своими руками потребуются ножницы, игла, цветные нитки (лучше мулине), линейка. Мы еще использовали гуашь зеленого цвета для закрашивания задней стороны деревьев.
Дидактические игры своими руками — мастер-класс
Первым делом требуется сделать деревья. Но для того, чтобы они поместились в будущую коробку, стоит измерить ее ширину и длину — величины должны или соответствовать, или быть больше макета дерева. В нашем случае это примерно формат А4 (мы использовали коробку от сухого завтрака). Рисуем будущее дерево на бумаге и вырезаем его.
Рисовать можно сразу на картоне, если вы не боитесь прогадать с размером. Вырезаем деревья из толстого картона и обклеиваем самоклеющейся бумагой. Можно приклеить детали из фетра, если зеленого цвета достаточно в запасах.
Следующий шаг в создании дидактического материала своими руками для наших любимых малышей — фрукты. Для них мы тоже готовим выкройки из обычной белой бумаги.
Для каждого фрукта сделана одна выкройка — ее мы прикладываем к тонкому картону и обрисовываем. Картонных заготовок для дидактической игры нужно сделать столько, сколько будет фруктов. У нас это 7 слив, 6 яблок и 5 груш. Внимание! Вырезать макеты из тонкого картона нужно с отступом внутрь на 3-4 мм, чтобы потом было удобнее их вкладывать между двумя слоями фетра.
По выкройкам из простой бумаги нужно сделать заготовки из фетра для фруктов. Для этого подбираются оптимальные цвета и вырезается вдвое больше плодов, чем у нас уже есть картонных заготовок.
Важно правильно подобрать цвет нитей для деталей. Если у вас нет мулине подходящих цветов, то можно все фрукты обшить одним цветом — например, белым.
Теперь сшиваем половинки, вложив центр по одной картонной заготовке. Фрукты для дидактической игры готовы!
Чтобы ребята ДОУ смогли собирать с деревьев урожай, нужно сделать тарелки или корзинки. Аналогично вырезаем выкройки для 3 тарелок.
Сшивать детали тарелок лучше черным или другим контрастным цветом, чтобы имитировать углубление в них.
Чтобы сделать разными детали дидактической игры, можно смастерить для деревьев листики. Их можно сделать своими руками из того же фетра, а можно вырезать из картона или прорезиненной бумаги, как в нашей игре. Украсить игру можно и яркими цветками, сделав импровизированную лужайку вокруг деревьев. Большой плюс — дополнительные аксессуары вроде птичек, зайчиков или других зверюшек, которые будут собирать с детками созревший урожай. Наша дидактическая игра своими руками готова!
Осталось преобразить коробку для дидактической игры. Для этого обклеим имеющуюся коробку самоклеющейся бумагой, лучше белой. Распечатаем на принтере название игры и приклеем широким скотчем к уже обклеенной коробке.
Каждый миг, проведенный ребенком за самодельной дидактической игрой, содержащей элементы математики и логики, приближает его к большему пониманию окружающего мира. Он развивает мелкую моторику рук, узнает что-то новое, учится общаться со сверстниками и педагогом. Дидактическая игра — важный элемент занятий воспитателя в младшей, старшей и средней группах. Создавайте для малышей здоровую правильную атмосферу, даже в играх.
Воскобович. Коврограф «Ларчик»
Коврограф «Ларчик» — уникальное пособие Вячеслава Воскобовича, известного производителя развивающих игрушек. Коврограф представляет собой полотно из ковролина, которое крепится к стене.
На нем легко расположить остальные элементы Ларчика: зажимы, кружки, веревочки и кармашки и т.д. Ларчик Воскобовича является улучшенным подобием школьной доски. Все элементы легко и надежно крепятся к Коврографу, позволяя сделать занятие с детьми разнообразнее, нагляднее и динамичнее. Технология Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» предполагает активное включение ребенка в процесс обучения с помощью погружения в сказку. Коврогаф Ларчик помогает подавать материал интересно и предоставляет свободу творчества детей и взрослых. Пособие подходит как для индивидуальных занятий, так и для групповых.
В комплект Ларчика входят:
Коврограф
Основа пособия — игровое поле из ковролина. Его размер 1 м на 1 м. Ковролин прострочен белыми нитками так, что получившаяся сетка напоминает тетрадный лист в клеточку. С помощью пересечения двух красных линий на Коврографе выделен центр поля. Таким образом, пособие походит на систему координат. Ведь методика Восокбовича рассчитана на формирование логического мышления и наглядное объяснение сложных для детей вещей. Коврогаф помогает познакомить малышей с пространственными и количественными отношениями, учит строить геометрические контуры. А персонажи сказок «Фиолетового леса» оживляют занятия и погружают в игру.
«Разноцветные веревочки»
В Ларчик входит пять веревочек из контактной ленты. Длина каждой 1 м. Перед началом занятия они разрезаются на две части так, что бы из первой получились веревочки длиной в одну и девять клеток, из второй — в две и восемь клеток и т.д.
Веревочки очень удобны и многофункциональны. Те, что имеют разную длину можно сравнивать. Объясните ребенку, чем они различаются, на сколько клеточек одна короче другой или скольно надо добавить, чтобы получить такую же длину. Такое метод поможет научиться считать и понимать состав числа. Ребенок сможет самостоятельно складывать и вычитать простые числа. Для удобства и наглядности рекомендуется одновременной использовать несколько элементов Ларчика Воскобовича. Для лучшего запоминания будет не лишним разместить на Коврографе цифры или кружочки, показывающие количество. Также веревочками можно измерять размеры предметов, рисовать геометрические фигуры, обводить картинки и соединять их друг с другом.
«Разноцветные липучки»
В наборе 25 разноцветных кружочков разного диаметра, сделаны они из контактной ленты. Также есть пять кружков с держателями и пять зажимов. Эти элементы являются вспомогательными, и использовать их можно так, как вам будет удобнее. Они помогают в проведении занятий: зажимы фиксируют карточки с картинками, кружочки используются для выполнения заданий.
«Цветные карточки»
Всего их десять: 7 в соответствии с цветами радуги, плюс черная, белая и серая. Карточки сделаны из ковролина и снабжены специальными липучками для крепления к Коврографу. «Цветные карточки», как правило, используются для запоминания цветов и их порядка (прямого и обратного). Также с их помощью можно решать задачи, связанные с поиском цвета.
«Буквы, цифры»
Пособие представляет собой 90 карточек из прозрачного пластика: 15 с буквами красного цвета (гласные), 30 с буквами синего цвета (твердые согласные, твердый знак), 30 с буквами зеленого цвета (мягкие согласные, мягкий знак), 15 желтого цвета с цифрами и арифметическими знаками. Такая цветовая гамма, использующаяся для обозначения мягкости или твердости звуков, разделения на гласные и согласные является традиционной для развивающих игра Воскобовича. Поэтому Вы можете легко применять вместе с Ларчиком и другие пособия этого автора.
Перед тем, как приступить к уроку, Вам будет необходимо разрезать карточки по пунктирным линями. С помощью этих карточек с буквами и цифрами дети быстро запоминают алфавит, составляют первые слова и решают свои первые математические задачи.
«Забавные буквы»
10 картонных карточек с гласными буквами, представленными в виде Шутов. Их имена начинаются на 10 гласных русского алфавита: Арликин, Орликин, Ырликин и т.д. Яркие персонажи помогают лучше запоминать буквы и развить фантазию ребенка. Карточки можно использовать для выполнения заданий на поиск букв и звуковой анализ слов.
«Забавные цифры»
10 карточек, аналогичных «Забавным буквам». Только здесь в главной роли выступают не Шуты, а «зверята-цифрята»: Ёжик-единичка, Зайка-двойка и т.д. Пособие помогает освоить количественный и порядковый счет, а также счет через один и т.д. Карточки можно использовать для решения задач и как демонстративный материал, для лучшего запоминания цифр.
«Кармашки»
Пять кармашков из ковролина предназначены для закрепления на Коврографе. В кармашки можно помещать необходимые для занятия карточки. Это удобно, когда у картинки нет липучки, но она должно находиться перед глазами.
Методическое пособие «Коврограф Ларчик» Харько Т.Г., Воскобович В.В.
В пособии представлены игровые мини-ситуации с упражнениями и задачами. Коврограф Ларчик Воскобовича — центральное пособие методики, поэтому использование персонажей сказок «Фиолетового леса» обязательно. Главные герои «Ковровой Полянки» (такое название дается Коврографу в сказках) просят детей о помощи. Лопушок и Гусеница Фифа рассказывают малышам истории и дают задания.
Пособие рассчитано на несколько возрастных групп: младший дошкольный возраст (3-4 года), средний дошкольный возраст (4-5 лет), старший дошкольный возраст (5-6 лет), старший дошкольный возраст (6-7 лет). Для каждой группы разработаны задания для развития сенсорных способностей, внимания, мышления, памяти и воображения.
Коврограф помогает познакомить малышей с окружающим миром, дает соответствующие возрасту задания по математике, а для детей постарше — задания для обучения грамоте и развития речи. Купить Коврогаф можно и отдельно, самостоятельно подбирая к нему необходимые именно Вам элементы. Это пособие Воскобовича довольно гибкое, оно дает возможность проявить фантазию или выбрать подходящий Вам способ обучения.
Заказать: Воскобович. Коврограф «Ларчик» https://robinzoniya.ru/catalog/tovar/voskobovich_kovrograf_larchik/