«Брейн-ринг» по ОБЖ «Науки в военном деле»
Цель: Развивать у учащихся интерес к военному делу, к знаниям в разных отраслях науки. Воспитать чувство любви к Родине, гордости за её героическое прошлое.
Участники: учащиеся 10–х классов. Состав команды 5 человек.
Правила игры:
– победитель определяется по наибольшей сумме набранных баллов;
– время на обсуждение 1 минута;
– о готовности к сигнализируют нажатием кнопки настольных ламп, установленных за каждым столом, где сидит команда;
– отвечающего назначает капитан команды;
– начало и конец обсуждения вопроса определяется ударом гонга;
– если в течение минуты команды не имеют варианта ответа, вопрос с игры снимается;
– в случае неполного ответа команды, баллы не присуждаются;
– в случае неправильного ответа одной из команд, до истечения одной минуты, представляется возможность ответа другим командам;
– фальстартом является нажатие кнопки до начала минуты обсуждения, в том случае команда лишается права ответа на вопрос;
– в случае подсказки из зала, вопрос снимается с обсуждения;
– суперблиц – три вопроса, обсуждение 20 секунд на каждый вопрос;
– при неправильном ответе на один из трёх вопросов, суперблиц считается проигранным;
– та команда, которая правильно ответила на первый вопрос суперблица, продолжает отвечать на последующие два вопроса и при успешных ответах получает три балла. Остальные команды из раунда суперблица выбывают.
Ведущий игры: преподаватель ОБЖ или старшеклассники. Жюри: преподаватели–предметники.
Звучат фанфары. Ведущий объявляет правила игры и членов жюри. Открывается первая страница брейн–ринга.
1. Русская древняя история.
1–й раунд – звучит удар гонга (так же в последующих раундах).
Вопрос: О каком событии в русской военной истории говорит дата 8 сентября 1380 года?
Ответ: Победа Дмитрия Донского на Куликовом поле над 150–тысячным полчищем Мамая.
2–й раунд. Показывается видеофрагмент «Ледового побоища».
Вопрос: Какая битва показана и когда она происходила?
Ответ: Разгром Ливонского ордена 5 апреля 1242 г. дружинами А. Невского.
3–й раунд.
Вопрос: Чем памятна дата 1480 г.
Ответ: Свержение татаро–монгольского ига.
4–й раунд. Блиц–раунд: Кому принадлежат эти слова?
Вопрос: «Кто с мечом к нам придёт – от меча и погибнет.»
Ответ: А. Невскому.
Вопрос: «Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом». Ответ: А. В. Суворову.
Вопрос: «Побеждать не числом, а уменьем» Ответ: А. В. Суворову.
5–й раунд:
Вопрос: Назовите двух выдающихся флотоводцев – героев Севастопольской обороны 1854–1855 гг., которым поставлены памятники в городе русской морской славы Севастополе? Ответ: Адмиралам П. С. Нахимову (1802–1855 гг.) и В. А. Корнилову (1806–1854 гг.).
2. История Великой Отечественной Войны.
6–й блиц–раунд:
Вопрос: Кого в годы войны немцы называли «чёрной смертью»? Ответ: Морских пехотинцев.
Вопрос: Как назывался германский план взятия Москвы? Ответ: Тайфун.
Вопрос: Захват каких территорий предусматривала фашистская операция «Эдельвейс»? Ответ: Захват Кавказа.
7–й раунд:
Вопрос: Какая операция ВОВ началась ночью при свете 200 прожекторов? Укажите дату этого события? Ответ: Штурм Берлина ночью 16 апреля 1945 г.
8–й раунд: Показывается видеофрагмент без звука «Подписание акта о капитуляции Германии».
Вопрос: Какое событие ВОВ показано в видеофрагменте? Когда это было?
Ответ: Подписание акта о безоговорочной капитуляции Германии 8 мая 1945 г. Г. К. Жуковым.
9–й раунд:
Вопрос: Назовите героев Советского Союза, водрузивших знамя Победы над Рейхстагом? Когда это было? Ответ: Сержант Михаил Егоров и младший сержант Мелитон Кантария 30 апреля 1945 г.
Музыкальная пауза
3. Литературная страница
10–й раунд:
Вопрос: Назовите произведения А. С. Пушкина, в котором дано описание исторического сражения, произошедшего 27 июня 1709 г.? Ответ: Поэма «Полтава», в которой А. С. Пушкин описал разгром шведских захватчиков русскими воинами во главе с Петром Т.
11–й раунд:
Вопрос: Назовите произведение и автора:
«Переправа, переправа Берег левый, берег правый Снег шершавый, кромка льда… Кому память, кому – слава, Кому тёмная вода, – Ни приметы, ни следа»
Ответ: Поэма «В. Тёркин» А. Твардовского.
12–й раунд:
Вопрос: Назовите произведение и автора:
«И только небо засветилось, Всё шумно вдруг зашевелилось, Сверкнул за строем срой. Полковник наш рождён был хватом: Слуга царю, отец солдатам… Да, жаль его: сражён булатом, Он спит в земле сырой».
Ответ: «Бородино» М. Ю. Лермонтова.
13–й раунд:
Вопрос: Какая битва запечатлена в повести Константина Симонова «Дни и ночи»? Ответ: Битва за Москву.
4. Географическая страничка.
14–й раунд:
Вопрос: Где высадился англо–американский десант, открывший второй фронт в Европе в июне 1944 г. Ответ: В Нормандии.
15–й раунд:
Вопрос: Известно, что Советская Армия в ходе II Мировой войны освободила полностью или частично 10 стран Европы и 2 Азии. Назовите освобождённые Азиатские страны (в прежних границах). Ответ: Корея и Северный Китай.
16–й раунд: Команды получают топографические карты У–34–37–В (Снов).
Вопрос: Выдержит ли мост через реку Ангару в квадрате 6511 современный танк? Ответ обоснуйте. Ответ: Нет, не выдержит, так как этот мост деревянный, рассчитан на вес 10 тонн, а современный танк весит более 50 тонн.
17–й раунд:
Вопрос: Какая зависимость физической географии положена в основу принципа работы авиавысотомера? Ответ: С поднятием вверх на каждые 10 метров давление атмосферы понижается на 1 мм ртутного столба.
18–й раунд: В бывшем СССР было 13 городов–героев.
Вопрос: Назовите 7 городов героев России. Ответ: Ленинград, Волгоград, Москва, Новороссийск, Тула, Смоленск, Мурманск.
Музыкальная пауза. Просьба к участникам быть внимательными. Песня «38 узлов» А. Розенбаума.
5. Математическая страница.
19–й раунд:
Вопрос: Что означает услышанные вами в песне величины: миля, узел и кабельтов? Какая между ними зависимость? Ответ: 1 миля 1852 метра (расстояние); 1 узел – 1852 км/час (мера скорости); скорость 38 узлов примерно равна 70 км/час; кабельтов равен 185,2 метра, т.е. десятая часть мили. Все эти величины используются на флоте.
20–й раунд:
Вопрос: Как называется основное оружие солдат и матросов периода революции и гражданской войны? Каков его калибр? Вопрос: Винтовка–трёхлинейка образца 1891 г. конструкции капитана С. И. Мосина. Её калибр – 7,62 мм, т.е. три линии. Старинная русская мера длины 1 линия = 2,54 мм.
21–й раунд
Вопрос: Как называется прославленная полевая пушка этого периода? Каков её калибр? Ответ: Пушка называлась «трёхдюймовка» из–за своего калибра. 1 дюйм = 25,4 мм. 3 дюйма = 76 мм.
6. Физическая страничка.
22–й раунд:
Вопрос: Может ли свист пули служить сигналом о её приближении? Ответ: Нет, так как в большинстве случаев, т.е. при стрельбе до 1000 м, скорость пули больше скорости звука.
23–й блиц–раунд: В период ВОВ для борьбы с танками использовали ПТРС и ПТРД. Почему у них такой длинный ствол? Ответ: Для увеличения начальной скорости снаряда, дальности, стрельбы и пробивной способности снаряда.
Вопрос: О чём говорит наличие газовой камеры у ПТРС? Ответ: Об автоматической перезарядке.
Вопрос: Для чего нужен дульный тормоз? Ответ: Для уменьшения отдачи.
24–й раунд
Вопрос: При каком угле возвышения ствола орудий достигается наибольшая дальность стрельбы? Ответ: При угле 45 .
25–й раунд:
Вопрос: Температура пороховых газов в канале ствола при выстреле достигает 3000. Температура плавления стали 1500. Почему же ствол не расплавляется? Ответ: Взрыв пороха длится всего несколько тысячных долей секунды, поэтому ствол не успевает расплавиться.
7. Химическая страничка.
26–й раунд:
Вопрос: С какой целью в зажигательных авиабомбах используют натрий? Ответ: С целью затруднить тушение пожара водой, так как натрий энергично реагирует с ней, выделяется водород, который при этом загорается.
27–й раунд: Внимание, чёрный ящик.
Вопрос: Шла 1–я мировая война. Одна из сторон впервые применила новое оружие. Изобретение, которое находится в этом ящике, спасло жизни многих людей. Назовите, что находится в этом ящике, кем и когда оно было изобретено? Ответ: Н. Д. Зелинский в 1915 г. изобрёл противогаз.
28–й блиц–раунд:
Вопрос: Что такое угарный газ? Ответ: Окись углерода (СО).
Вопрос: Каково общеизвестное название цианистого водорода? Ответ: Синильная кислота (НСN)
Вопрос: При поражении каким ОВ нельзя делать пострадавшему искусственное дыхание? Ответ: При поражении фосгеном (СОСL).
8. Лингвистическая страница.
29–й раунд: Во Второй мировой войне все воюющие стороны пользовались в основном радиосвязью и, естественно, перехватывались переговоры противников. Приходилось переговоры шифровать. Но и к шифрам подбирались ключи. Не поддавались расшифровке только переговоры американской армии, хотя велись, как правило, открытым текстом, без всяких шифров.
Вопрос: Как это американцам удавалось? Ответ: Просто текст был не на английском, а на одном из индейских языков. В армию США в связисты были мобилизованы практически полностью мужчины одного из малоизученных индейских племён.
30–й раунд: В старину на Руси пользовались так называемой тарабарской грамотой.
Вопрос: Расшифруйте при помощи тарабарской грамоты слово ЯЮСХФШВХЫМ. Ответ: В тарабарской грамоте шифром являлся алфавит, буквы которого записывались в две строчки, одна за другой, и взаимозаменялись.
Шифр:
АБВГДЕЖЗИ Й КЛМНОП РСТУФХЦЧШЩЪЫЬЭЮЯ
Заменяя буквы верхнего ряда на нижние и наоборот, расшифруем слово: ПОБЕДИТЕЛЬ.
Музыкальная пауза.
Подведение итогов брейн–ринга.