Брейн — ринг по химии материал (8, 9 класс) на тему


Задачи
  • Развивать умения анализировать, систематизировать, обобщать, делать выводы, сравнивать.
  • Закрепить знания о членистоногих, полученные на предыдущих уроках, прививать навыки коммуникативного общения;
  • Воспитывать интерес к предмету, бережное отношение к природе.

Тип урока: урок учета и контроля ЗУН.

Вид урока: урок игра.

Форма работы: групповая.

Средства обучения: рисунки с изображениями насекомых, карточки-задания, слайды презентации.

Ход урока

Организационный момент.

Сегодня на уроке мы с вами повторим и обобщим, то, что узнали о членистоногих животных. Необычность урока в том, что мы разделимся на команды, и повторение будет проходить в форме игры. Играем в брейн ринг. Команда выбирает область и номер вопроса, на который она отвечает. Если команда не справится с заданием, право ответа предоставляется другой команде, первой поднявшей руку. Начинаем игру. Сначала проведем жеребьевку.

Строение

Функция Классификация Значение Командное
1 1 1 1 1
2 2 2 2 2
3 3 3 3 3
4 4 4 4 4
5 5 5 5 5
6 6 6 6 6
7 7 7 7 Условия игры

Область «Строение»

  1. Назовите части тела, изображенные на рисунке.
  2. Назовите виды конечностей насекомых. Приведите примеры у каких насекомых такие конечности.
  3. В чем отличие во внешнем строении паука-крестовика и скорпиона?
  4. Чем образован наружный скелет членистоногих и какую функцию он выполняет?
  5. Назовите характерные признаки паукообразных, ракообразных, насекомых.
  6. Какое строение кровеносной системы членистоногих?
  7. В чем отличие в строении кровеносной системы пауков, раков, насекомых?
  8. Назовите органы расположенные на груди у мухи.
  9. Назовите вид нервной системы членистоногих, из каких частей она состоит?

Область «Функция»

  1. Какую функцию выполняет кровеносная система членистоногих?
  2. Какое строение имеют глаза рака, и какую функцию они выполняют?
  3. Какую функцию выполняют антенны и антенулы?
  4. Как приспособился охотиться паук-крестовик, и как паук плетет ловчую сеть?
  5. Что такое гемолимфа и какова ее функция?
  6. Какие функции выполняют различные конечности речного рака?
  7. Какую функцию выполняют конечности насекомых, изображенных на рисунке?

Область «Значение членистоногих»

  1. Почему раков называют санитарами водоемов?
  2. Кто является возбудителем чесотки и энцефалита?
  3. Каких общественных насекомых вы знаете, и почему их так называют?
  4. Какую роль играют пчелы в жизни человека?
  5. Какие меры предосторожности вы знаете для защиты от поражения клещом?
  6. Чем полезны пауки?
  7. Какова роль клещей в природе и жизни человека?
  8. Какова роль насекомых в природе и для человека?
  9. Каких ядовитых пауков вы знаете?

Область «Классификация»

  1. Запишите классификацию типа Членистоногие
  2. Назовите отряды насекомых и их представителей.
  3. Запишите классификацию паукообразных
  4. Запишите классификацию ракообразных.
  5. Запишите классификацию вида клоп постельный.
  6. Запишите классификацию вида комар обыкновенный

Командное задание. «Закончить предложение»

Распечатать для каждой команды.

  1. Покров тела членистоногих … .
  2. Тело большинства членистоногих состоит из … …, … … …. .
  3. Органы обоняния большинства членистоногих ….
  4. Органы дыхания членистоногих … .
  5. Кровеносная система членистоногих … .
  6. У пауков имеются ядовитые … .
  7. Органы выделения у членистоногих представлены … , … , … .
  8. У десятиногих раков глаза … .
  9. Усики насекомых — органы … и … .
  10. У насекомых … пар конечностей.

2 командное задание. Конкурс загадок.

  1. Не найдешь на белом свете Силачей таких, как эти, Трудовой такой семьи! Кто же это
  2. Расту червячком, питаюсь листком. Потом засыпаю, себя обмотаю. Не ем, не гляжу, неподвижно лежу. Но с новой весной я вдруг оживаю, Свой дом покидаю, Как птичка порхаю.
  3. Не зверь, не птица, А нос – как спица.
  4. На лугу живет скрипач, Носит фраки ходит вскачь.
  5. На луговой клеверок Опустился вертолет- Золотистые глаза Кто же это?

3 командное задание. Заполнить таблицу.

Черты строения членистоногих ракообразные паукообразные насекомые
Отделы тела
Число ног
Число усиков
Орган зрения
Особенности строения кровеносной системы
Особенности строения нервной системы
Органы дыхания
Органы выделения

4 командное задание. «Внимание! Розыск!»

Каждая команда – это отделение милиции. Я обращаюсь к вам за помощью. Помогите найти опасного преступника. (Необходимо как можно точнее описать его, т.е. составить «фоторобот» насекомого).

В конце урока подводятся итоги, для этого можно воспользоваться оценочными листами.

Игра по биологии для 6-7 классов «Эти замечательные животные»

Внеклассное мероприятие по биологии 6-7 класс

Данное мероприятие можно провести на неделе биологии. Участники заранее разбиваются на команды, которые получают задание на дом: подготовиться к конкурсу «представление команд», «музыкальная пауза».
Для проведения игры необходимо: 1. Видео проектор, 8-10 слайдов с различными животными (хищниками), изображение павиана, насекомых, змеи. 2. Карточки-задания для команд-участниц, конверты, жетоны для зрителей, оценочный лист для жюри.
Ход игры:
Ведущий: Сегодня у нас необычное мероприятие, на котором вам потребуются знания, полученные на уроках биологии. Но помните, что самое полное, самое точное знание природы лежит за пределами школьных учебников, и в основе его — наблюдения за жизнью живых существ в повседновной жизни. Для этого необходимы такие качества, как наблюдательность, умения подмечать характерные черты животного, устанавливать взаимосвязь явлений, размышлять, ставить себя на место живого существа и видеть мир его глазами. Этими умениями в совершенстве владели наши предки. Ведь они были тесно связаны с животным миром — надо было знать, на каких животных и как охотиться, а каким и сам человек мог послужить неплохим обедом. Позже все знания помогли приучить некоторых животных. К сожалению,сегодня большинство людей, живя в городе, утратили вместе с необходимостью повседневного изучения природы и понимание законов ее существования. Но умение наблюдать и мыслить поможет нам вновь осознать законы существования живых существ. Сейчас это необходимо как никогда. На сегодняшней игре мы с вами узнаем много нового о животном мире. Ну а поскольку далеко не каждого представителя животного мира мы можем пригласить на наше мероприятие, вести наблюдения нам помогут видеозаписи. Итак, разрешите считать наше мероприятие, посвященное животным считать открытым. Давайте окунемся в мир удивительных, замечательных, многообразных животных.
Конкурс 1. Представление команд.(домашнее задание)
Ведущий: Человек, наблюдая за животными, сам мечтал приобрести некоторые их качества: остроту зрения орла, скорость полета сокола или бега гепарда, силу медведя, ловкость леопарда. Наши предки не только охотились на животных. Они обожествляли их. Например, в Конго некоторые племена считают своими предками слонов, на Мадагаскаре — крокодилов, а в современной Японии светлячков считают душами воинов, отдавших свою жизнь за родину. Поэтому первое задание — найти свой тотем. Вы должны выбрать название своей команде и объяснить,почему остановились именно на нем. Команды выходят и поочередно представляют себя. Их выступления оценивают жюри. Максимальное количество 5 баллов.
Конкурс 2. Самые внимательные.
Ведущий: Самое главное качество на сегодняшней игре — наблюдательность. Сейчас нам с вами предстоит выяснить, кто самый внимательный и наблюдательный. В течение нескольких секунд на экране будут демонстрироваться различные животные. Ваша задача — успеть узнать, запомнить, а затем назвать как больше из них, а также подметить общую, характерную для всех черту. На экране демонстрируется 8-10 слайдов с изображением различных животных, каждый слайд продолжительностью 3-5 секунд.На подготовку ответа дается 1 мин. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл
(Слайды: дельфин, пингвин, кайот, лягушка, цапля, крокодилл, белый медведь, жук-плавунец. Характерная черта — хищничество)

Конкурс 3. Решение задач.
Ведущий: В этом конкурсе вам понадобится умение устанавливать связи. Каждая команда получает одно задание. Команды тянут жребий, после чего вскрывают конверты и приступают к работе. Время на подготовку — 3 минуты. Зрители в этот момент принимают участие в викторине. После викторины ведущий поочередно зачитывает задание каждой команды и выслушивает ее ответ. Затем дает правильный ответ и демонстрируется соответствующий видеофрагмент. Если команда затрудняется ответить на вопрос, можно использовать приводимые подсказки, снижая при этом баллы. Максимальная оценка — 5 баллов. Содержание карточек: ХВОСТАТЫЙ СТОРОЖ
(На экране изображение павианов.) К настоящему времени сохранились около 100 видов древних голосеменных растений — саговников. Энцефалартос — один из наиболее интересных видов, но ему грозит опасность. Семена этого растения — лакомая пища для слонов и обезьян бабуинов (обезьяны съедают и проростки). Ученые предложили неожиданный выход — размножить в этой местности львов. Объясните предложение.
(Львы будут регулировать численность обезьян)ВИДИТ ОКО,ДА ЗУБ НЕЙМЕТ
(На экране представители класса насекомых) Комнатная муха имеет два больших сложных глаза и три простых, но, несмотря на обилие глаз, муха отчетливо видит лишь на растоянии 40-70 см. А стрекоза видит дальше — на 1,5-2 метра. Найдите причину различий в «дальнозоркости» и объясните ее.
Подсказка:
Различия в дальнозоркости связаны с образом жизни.
(стрекоза — хищник, она ловит насекомых на лету, ориентируясь при помощи органов зрения. Мухам же это не обязательно, поскольку они питаются «неподвижной» пищей.)ДЕРЖИ РОТ ШИРЕ
Летними ночами летает множество комаров, мошкары. Это отличный корм для рыб в рыболовецком колхозе. Но как они окажутся в воде.
Подсказка:
Мошкара сама летит в воду.
(рыб подкармливают с помощью прожектора: луч света направляют в воду, мошкара, летя на свет, падает в воду. Рыбам остается только раскрывать рот.)КАК СОГРЕТЬ ДЕТЕЙ
(на экране змеи) Самка тигрового питона собирает 40-50 яиц в кучу и обвивается вокруг кладки, делая 3-4 кольца. Получается живой «кувшин», наполненный змеиными яйцами. Известно, что питоны — холоднокровные животные, т.е. температура их тела не поднимается выше температуры окружающей среды. Питон может себя согреть, только заставив работать мышцы. Зная это, натуралисты прошлого столетия полагали, что мать просто охраняет свое потомство. Но измерив температуру тела между кольцами «сидящей» на яйцах самки, поняли, что она не только охраняет их, но и греет. Температура змеи, когда она переваривает пищу, может быть на 6-7 градусов выше температуры воздуха. Однако, для нормального развития яиц нужна температура 35С. Как быть?
(В огромном теле питона, больше чем наполовину состоящем из мышц, вырабатывается много тепла. Посетители зоопарка могут наблюдать, как змея, «сидя на яйцах», регулярно вздрагивает всем телом.)Викторина со зрителями: Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл (жетон). 1. Что кормит волка? (ноги) 2. Какое животное может дышать тремя способами: легкими, кожей, ртом?(лягушка) 3.Что такое выползок? (верхний слой змеиной кожи, который отслаивается при линьке) 4. Название какой птицы в древнерусском счете соответствовало 10 млн.? (ворон) 5. Какой зверь является самым крупным хищником на суше? (белый медведь) 6. Может ли белый медведь съесть пингвина? (нет, в природе они не встречаются) 7. Чем нельзя кормить соловья? (баснями) 8. Каких животных используют для лечения высокого кровяного давления, глазных болезней, закупорки вен? (пиявки) 9. В какой среде обитания живут самые быстрые животные? Назовите их. (Наземно-воздушная: стриж, сокол, гепард) 10. Птица эта не маленькая, а увидеть ее нелегко: сядет на землю или ветку — и исчезнет. Уж такая у нее окраска — рябенькая. Кто это? (рябчик) 11. Почему сидящая бабочка складывает крылья? (способ маскировки — при этом она располагается по отношению к солнцу так, чтобы не отбрасывать тени.) 12. Жуки эти летают и весной, и летом. С каким весенним и летним месяцами связаны их названия? (майский и июньский хрущи) 13. Эта птица — настоящий акробат, только она может бегать по стволу дерева вверх и вниз. Кто это? (поползень) 14. А у этой птицы все не как у других — и клюв крест накрест, и птенцов может выводить даже зимой? (клест. Потому что может и зимой прокормить птенцов семенами сосны, ели) 15. Кого из насекомых можно назвать «тяжеловесом» (муравья) 16. Есть такое выражение — «муравьиные коровы». Кто это и почему так называют? (тли. Муравьи кормятся сладкими выделениями тлей и «пасут» этих насекомых, охраняя их от врагов.) 17. Ваш возраст всегда можно узнать по свидетельству о рождении или паспорту. А что служит «паспортом» рыбе? (чешуя. Подсчитав число колец на ней, можно определить возраст рыбы.) 18. Существует выражение: «Рожденный ползать летать не может». А так ли это? Подтвердите свою точку зрения. (нет. Существуют летучая древесная змея (Южная Америка), ящерица летучий дракон (Юго-Восточная Азия)) 19. Кто «видит» ушами?(Летучая мышь)
Конкурс 4. Узнай портрет.
Ведущий: На съемках видеофильма о природе забыли подписать, какие животные сняты на видеокассетах, однако приложили их описание. Ваша задача узнать животное по описанию, а затем мы сравним ваши ответы с видео портретами. Играют все команды одновременно. Описание животного зачитывается частями, после каждой части заслушиваются ответы команд. При этом если животное будет узнано после первого прочтения, команде присуждается-6 баллов, после второго-4 балла, после третьего-2 балла. После ответов команд демонстрируется видеослайд и называется правильный ответ. ОПИСАНИЕ 1
1. Эти подвижные птицы радуют своим щебетанием жителей Великобритании, Франции, Германии… Нередки они и в Японии и Китае.Жизнь их тесно связана с деревьями, поэтому у них цепкие лапки с короткими коготками. Тонкий, шиловидный клюв — прекрасное орудие для вылавливания насекомых и их личинок в коре. 2. Птицы эти — дуплогнездники. В каждом выводке от 6 до 15 ненасытных желторотых малышей. За летний сезон такая семья съедает более 130 гусениц. 3. В конце лета эти птицы собираются в стайки. Осенью перебираются к человеческому жилью. Зимой кормушки для них — большое подспорье. (большая синица)
Описание 2
1. Это зверь. Ноги у него длинные, почти как у жирафа. Пища растительная. У него очень подвижная верхняя губа, но это не слон. Волосы на брюхе растут вперед. 2. Благодаря перепонке на задних конечностях он легко ходит по топкому болоту. Может переплывать реку. Зверь этот лесной. 3. Аппетит у него завидный — за год переваривает до 7 тонн пищи. Может есть хвою, хвощи, лютики. А мухамороми лечится от глистов. Кроме человека, для него опасны волки, медведи, расомаха. (лось)
Описание 3
1. Животное это небольшое — от 50 см до 1 м в длину. Живет в лесах и лесостепях. Основная пища молодых животных — насекомые.Взрослые питаются грызунами. Людей боятся и избегают. Эти животные регулируют численность грызунов. 2. Очень хорошо чувствуют приближение холодов. Зимуют в пустующих норках.3. Могут быть серого, бурого, зеленого цветов, но обязательно имеют волнистую или зигзагообразную линию, проходящую вдоль спины. Это единственная ядовитая змея, распространенная в России. (гадюка обыкновенная)

Конкурс 5. Ловкий охотник.

К участию допускаются и команды и зрители.
Ведущий: Каждому охотнику необходимы знания повадок, сила, ловкость, бесстрашие. Для ловли животных человек использовал различные приспособления. Мы же тоже не обойдемся без снасти. Расскажите, кого и как можно поймать при помощи садовой лейки. На обсуждение вопроса — 1 мин., затем принимаются ответы. Максимальная оценка — 10 баллов. (Этим животным является дождевой червь. Если хорошо полить землю в саду, черви вылезут на поверхность, так как они дышат атмосферным воздухом.)
Если правильного ответа не будет, предлагают самому смелому достать не глядя из коробки это животное. За смелость команде присуждается 2 очка.
Музыкальная пауза Пока идет подсчет очков, команды показывают свой номер, который они подготовили дома.
Итоги игры

Председатель жюри подводит итоги, объявляет команду, набравшую наибольшее количество баллов, идет награждение участников игры.

Рекомендуем посмотреть:

Внеклассное мероприятие по биологии ко Дню птиц, 5-7 класс Брейн-ринг по биологии для старшеклассников Дидактическая игра по биологии своими руками. Биологическое лото Интеллектуальная игра по биологии для 7-8 класса. Сценарий

Похожие статьи:

Внеклассное мероприятие по биологии 6-7 класс

Игра путешествие по биологии для 8 класса

Внеклассное мероприятие по биологии в колледже на тему «Угадай растение»

Игра по биологии, 6 класс

Конкурс эрудитов по биологии, 6-7 класс

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]