Урок русского языка «Слово. Предложение. Текст» (4 класс)


Что такое текст?

Текст в русском языке – это несколько предложений, объединенные одной темой. Предложения в тексте связаны по смыслу. Он имеет тему, основную мысль и смысловую законченность. Состоит из нескольких частей: вступление, основная часть и заключение. Каждая часть текста начинается с красной строки. ()

Выделяют типы текста, опираясь на содержание:

— повествование;

— описание;

— рассуждение.

Повествование – показывает действие, происходящее постепенно, с последовательностью. Действия связаны друг с другом. Повествование ведется от первого и от третьего лица. Этот тип имеет завязку, развитие действия и развязку. В тексте преобладает часть речи – глагол. К тексту задаются вопросы «что?», «где?», «когда?», «что случилось?», «где и с кем произошло?».

Сегодня – суббота! Это значит, что не надо идти в школу, можно отдыхать. Мы с мамой и папой пойдем в зоопарк смотреть на разных зверей: слонов, жирафов, бегемотов, львов. Потом пойдем в детское кафе есть мороженое и пить лимонад. По возвращении домой вместе будем смотреть мультфильмы.

В данном тексте видно, что действия происходят последовательно. ()

Описание — описывает, характеризует какое-либо событие, предмет, раскрывает основные признаки. Описание бывает портретным и пейзажным. Описываться может человек, растение, животное, эмоции (радость, печаль), погодные условия. Часто в тексте используются части речи — прилагательное, существительное, наречие. Описание отвечает на вопросы «какая?», «какой?», «какие?».

Осень! Яркая разноцветная пора года. Деревья стоят в прекрасных одеяниях. Желтые, красные, зеленые листья радуют наш глаз. Солнышко светит, но его лучики становятся менее теплыми и ласковыми.

Текст описывает, характеризует осень как разноцветную пору года. ()

Что такое текст-рассуждение? В рассуждении выражается личное мнение автора, объясняются явления. Текст-рассуждение ставит задачу что-то доказать, убедить, объяснить. Для рассуждения характерны слова: во-первых, если, то, поэтому.

Рассуждение делится на виды:

  • рассуждение-доказательство (почему именно так?)
  • рассуждение-объяснение (что это такое?)
  • рассуждение-размышление (как быть?)

Я получил двойку по математике. Что будет, если я расскажу родителям? Будут ругать, не разрешат играть в игрушки, есть конфеты и смотреть телевизор. А если я промолчу и не расскажу о зловещей двойке? Думаю, что они все равно узнают, тайное всегда становится явным. Они обидятся на меня за то, что я им соврал. Лучше сказать правду.

()

Работа с текстом на уроках русского языка в 4 классе

Дубинина Наталья Николаевна

Работа с текстом на уроках русского языка в 4 классе

Работа с текстом на уроках русского языка.

(из опыта работы.Учитель: Дубинина Н. Н.)

(Учебник русского языка для 4 класса, УМК «Начальная школа 21 века»

)

Работа с тексом в начальных классах – это требование времени.

Учебники русского языка по программе «Начальная школа 21 века»

включает блоки:

1. Как устроен наш язык (даются лингвистические знания)

2. Правописание (формируются навыки грамотного письма)

3. Развитие речи (работа над текстом, его структура, типы текстов)

Я считаю, что уроки развития речи играют важную роль в процессе обучения русского языка. Эти уроки нельзя выбросить, нельзя заменить, нельзя отменить, потому что они из года в год поднимают ребёнка на более высокую ступеньку развития. В 4 классах проводятся всероссийские проверочные работы, а в 11 классе при сдаче ЕГЭ, часть с — это работа с текстом. И если мы, учителя начальных классов, сформируем навыки работы с текстом, в средних классах детям будет намного легче.

Работу по развитию речи мы начинаем с первого класса. В первом классепри обучении грамоте вводятся такие понятия как: слово, предложение, текст.

Во втором классе мы знакомим детей с видами текста: описание, повествование, рассуждение. Работаю фронтально, со всем классом. Тексты в учебнике даются готовые.

В третьем классе учимся создавать собственные тексты, начинаем учиться писать изложения, учимся писать сочинения, учимся писать письма. Итогом работы блока «Развитие речи»

является комплексная
работа с тексом, которая обычно мной проводится по полугодиям. В неёвходят: составления плана к тексту, придумать заголовок к тексту, восстановить абзацы, дополнить текст.
В четвёртом классе на блок «Развитие речи»

отводится 29 часов. Продолжается
работа над совершенствованием речевых умений, над правильностью, точностью, выразительностью письменной речи.
Сразу же на первом уроке, дети пишут письмо авторам учебника русского языка. Работавыполняется фронтально: обсуждается с детьми, выбираем самое лучшее.

В учебниках 4- го класса текстов очень много. Они самой различной тематики. К каждому тексту даны интересные вопросы и задания. Где то нужно пересказать историю происходящего, используя исходный текст, где-то нужно озаглавить текст, составить план к тексту, придумать концовку. Есть задания, где дети определяют тип текста.

В 4-ом классе дети с большей доли самостоятельности выполняют задания к тексту, восстанавливают правильную последовательность абзацев, самостоятельно составляют план.

На чём надо заострять внимание при работе с текстом.

1. Почему этот отрывок можно назвать текстом. (Дети должны чётко знать, что называют текстом)

2. Осмысление текста. (О чём текст, какова его тема)

3. Делить текст на абзацы. (Знать, что такое абзац)

4.Немаловажен вопрос: понравился ли вам текст? (Отталкиваясь от этого вопроса, выходим на позицию автора, то есть на главные мысли текста. Чему учит автор? Убеждает? Утверждает?

В учебнике по русскому языку много творческих заданий. Дети сами должны придумать тексты. Такие работы обязательно мною проверяются. На уроках обсуждаем с ребятами. Выбираем лучшие, зачитываем их вслух. Нельзя проходить мимо ошибок, связанных с нарушением правильности речи. Любой, отмеченный недочёт, стараюсь исправить. Сразу предупреждаю речевые и грамматические ошибки. Тексты в учебнике даны очень хорошие, они расширяют языковой кругозор учащихся.

Ежедневная, кропотливая, качественная работа учителя начальных классов над текстами даёт хороший результат.

По окончании 4 класса мои ученики умеют:

1. Отвечать на вопросы к тексту.

2. Делить текст на смысловые части составлять план.

3. Выделять основную мысль текста, озаглавливать текст, определять по заголовкам содержание текста.

4. Исправлять деформированный текст.

5. Находить языковые средства, делающие текст выразительным и находить ошибки, нарушающие логичность, правильность и точность текста.

6. Писать изложения обучающего характера.

Смысловая и грамматическая связь предложений в тексте

Предложения в тексте связаны по смыслу. Смысловая связь предложений в тексте важна, если бы в текст входили абсолютно разные предложения, он был бы непонятен и тяжело бы воспринимался.

Виды смысловой связи предложений в тексте:

  1. Цепная связь
  2. Параллельная связь

Цепная связь – новое предложение дополняет предыдущее. Автор выражает мысли последовательно. Информация из первого предложения развивается во втором, из второго в третьем.

Не обижай, мой юный товарищ, книгу! Она друг и соратник на всю жизнь. В ней ты найдешь ответы на интересующие вопросы.

Параллельная связь – предложения не зависят друг от друга, но объединены общим высказыванием.

Наступило утро. Город просыпается, солнышко поднимается высоко-высоко. Слышны голоса людей и пение птичек.

Первое предложение является общей темой для последующих предложений.

Помимо смысловой связи, существует грамматическая связь в предложениях. Она означает, что формы слов зависят друг от друга. Слова в предложениях текста, должны согласовываться, в этом помогают местоимения, предлоги, союзы.

Я с нетерпеньем жду, когда мы поставим елку. Она будет пышная, красивая и нарядная.

Без смысловой и грамматической связи предложений текст не сможет существовать, его невозможно создать.

Урок русского языка «Текст и его план», 4 класс. Школа России

Конспект урока русского языка, 4 класс. Тема: «Текст и его план».
Автор: Боденова Валерия Сергеевна, студентка 3 курса по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах углубленной подготовки. Описание: Данный материал поможет учителям начальных классов. Он предназначен для детей 4 класса. Учителя могут провести урок русского языка по данной теме. Цели: уточнить представления об особенностях текста как единицы речи; развивать умение составлять план текста. Формируемые УУД: познавательные- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; построение логической цепи рассуждений; доказательство; коммуникативные- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; регулятивные- постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества уровня оценивания материала; личностные- нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей. Оборудование: Поурочные разработки по русскому языку к УМК В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого («Школа России»), 4 класс/ Авторы- Т.Н. Ситникова, И.Ф. Яценко.
Ход урок
1. Организационный момент. — Здравствуйте. — На уроке будь старательным Будь спокойным и внимательным. Всё пиши, не отставая, Слушай, не перебивая. Говорите четко, внятно, Чтобы было все понятно. Если друг стал отвечать, Не спеши перебивать. 2. Актуализация знаний. — Давайте проверим домашнее задание. (Дети рассказывают сообщения о вежливых словах.) — Как вы считаете нужно ли быть вежливым и почему? — Прочитайте. Э. Шим- Берёза.


Мы берёзы хозяйки добрые. Землю украшаем. Куда не пойдёшь,- везде нас встретишь. И в густом лесу берёзки стоят. И в болоте, среди кочек да мхов. Листва шёлковая шелестит-нашёптывает, на ветках птицы гнёзда вьют, от белых стволов свет над землёй разливается. — Можно ли назвать данные предложения текстом? (Да.) — Докажите, что это текст. — О чём говорится в тексте? — Найдите орфограмму в слове берёза и выделите её. — Какие задачи мы поставим на сегодняшний урок?

3. Изучение нового материала.
Работа по учебнику. Упражнение 5 страница 8.
— Прочитайте данные предложения. — Могут ли быть эти предложения текстом и почему? (Это текст, потому что предложения между собой связаны по смыслу.) — Какую связь имеет между собой 2 и 3 предложение? (Местоимение она указывает на то, что речь идёт о берёзе.) — Какой эпитет использовал автор, когда описывал берёзу. (Зелёная красавица.) — О чём говорится в тексте? — Как бы вы озаглавили текст? — Выполните задания к упражнению. (Самопроверка и самооценка.)
Упражнение 6 страница 8.
— Прочитайте стихотворение. — Какие чувства вы испытали, когда читали стихотворение? — Прочитайте стихотворение, выразительно и попытайтесь голосом передать чувства автора. — О чём говорится в стихотворении? (О родине.) — Какова главная мысль стихотворения? (Ответы детей.) — Запишите данное стихотворения соблюдая правила при написании стихов.
4. Физминутка. Наши пальчики трудились, Хорошо писали. Они так старались, А теперь устали. Мы немного отдохнем, С силой кулачки сожмем. Пальцы разжимаем И опять сжимаем. Раз, два, три, четыре, пять — Можно ими помахать. В чистый ручеек руки опускаем, И усталость с пальчиков Мы водой снимаем (Дети имитируют мытье рук; следующие слова произносятся на выдохе.) Спасибо, водица, За новые силы. Теперь мы напишем Все буквы красиво. 5. Закрепление изученного. Упражнение 7 страница 9.
— Прочитайте текст. — Чем отличается тема и основная мысль текста? Заглавие текста указывает нам на что? — Как текст можно поделить на части? — Какие части текста вы знаете? Чем они отличаются друг от друга? — Из чего состоит план текста и что он должен в себя включать? — Попробуйте составить план данного текста. (Дети работают в парах, а потом кто-то из учеников озвучивает свой план, а в конце учитель вместе с учениками анализируют и на доске пишут общий план.) — Постарайтесь пересказать по данному плану текст. — Помог ли вам план и как? Как вы считаете нужно ли составлять план текста?
6. Рефлексия. — Из чего состоит текст? — Чем текст отличается от обычных предложений? — Что на уроке было самым интересным? — Запишите домашнее задание страница 9 прочитайте. — Спасибо за работу.

Рекомендуем посмотреть:

Орфографический диктант в 4 классе Конспект урока русского языка в 4 классе Конспект урока русского языка в 4 классе «Правописание безударных падежных окончаний имён существите Конспект урока русского языка в 4 классе

Похожие статьи:

Конспект урока русского языка 4 класс. Однородные второстепенные члены предложения

Проверочные работы по русскому языку по теме «Местоимение» в 4 классе

Проверочные работы по русскому языку по теме «Однородные члены предложения» в 4 классе

Конспект урока литературного чтения в 4 классе по теме: Сатира и юмор. Николай Носов «Федина задача»

Итоговая тестовая работа по теме «Синтаксис», 4 класс

Что такое заголовок текста

Разберем, что такое заголовок текста. Заголовок текста в русском языке — это одна из главных составляющих текста. Заголовок текста отражает тему, основную мысль. Помогает предположить, о чем идет речь в тексте, понять смысл текста.

Мяч

Я мечтал о футбольном мяче. У мальчишек со двора были мячи, а у меня нет. Они, конечно, давали играть, но с наступлением вечера хозяева забирали мячи домой. Мама пообещала, если я буду хорошо учиться, она исполнит мою мечту. Я хорошо учился, домой приносил пятерки и помогал маме по дому. И вот, наступил день, когда мама принесла домой мяч. Он был красивый, большой и, самое главное, мой. Я обнял маму, поблагодарил и быстро выбежал на улицу похвастаться ребятам. У меня теперь есть свой мяч. ()

Составление текста

Для развития речевой деятельности, для формирования мышления человек должен уметь думать, развивать мысли, использовать воображение и с их помощью составлять тексты.

Есть несколько типов составления текста:

1) составление текста по рисунку;

2) составление текста на заданную тему;

3) составление текста по данному началу и концу;

4) составление текста по опорным словам.

Составление текста по рисунку

Часто в школьных учебниках встречается задание: «Рассмотри рисунок и составь по нему текст». Составить текст по рисунку легче, чем на заданную тему или по опорным словам. Так как мы можем рассмотреть подробные детали в картине и описать их в тексте.

Чтобы составить текст по рисунку, надо следовать пунктам:

  1. Рассмотри внимательно рисунок;
  2. Попробуй определить тему рисунка;
  3. Определи, кто на нем изображен;
  4. Подумай, какое событие передает рисунок, какие краски преобладают, темные или яркие;
  5. Подумай, какое настроение вызывает рисунок;
  6. Подумай, с чего можно начать рассказ;
  7. Составь первое предложение;
  8. Подумай об основной части, о чем можно рассказать;
  9. Напиши основную часть;
  10. Подумай, чем закончится рассказ;
  11. Напиши концовку;
  12. Не забудь дать тексту заголовок.

Заяц

С давних пор считается, что зайцы – трусливые животные, слабые и беззащитные. Есть поговорка «Трусливая душа», так говорят о человеке, который всего боится. Действительно, заяц считается слабым среди лесных зверей. Но они очень шустрые. Редко волк или лисица догоняют зайца, он очень быстро бежит, а маленький размер позволяет укрыться в норке, куда волк и лисица не смогут забраться. Заяц слабый, но очень проворный. ()

Составление текста на заданную тему

Составить текст на тему сложнее, чем составить текст по рисунку, так как нельзя увидеть изображение событий, людей, предметов, красок. В составлении текста значительную роль играет наша фантазия и воображение.

Чтобы составить текст на заданную тему, надо следовать пунктам:

1. Подумай, что несет в себе заданная тема;

  1. О чем или о ком будет рассказ;
  2. Подбери слова, необходимые для написания текста;

2. Подумай с чего можно начать, написать вступление;

  1. Напиши основную часть, раскрой ее;
  2. Подойди к завершению рассказа, напиши концовку;
  3. Не забудь дать тексту заголовок.

Тема «Друзья»

Мы с Вовкой — настоящие друзья. Ходили вместе в садик, а сегодня идем в школу, в первый класс, будем сидеть за одной партой. Так мы думали с Вовкой до тех пор, пока Марья Ивановна не посадила нас с какими-то девчонками. Я сидел на первой парте с Машей, у которой были большие синие глаза, а ее белые банты еще больше. А Вовка сидел с Аней, которая постоянно измазывалась чернилами. Мы расстроились. Но как оказалось, девчонки были веселыми и задорными, что нам понравилось сидеть с ними за одной партой. С тех пор мы начали дружить вчетвером: я, Вовка, Маша и Аня.

Составление текста по данным началу и концу

Составление текста по данному началу и концу является сложным видом, в этом случае важно не только использовать воображение, но и понять автора уже начатого текста, что он хотел донести до читателя, суметь развить его мысль.

Чтобы составить текст по данным началу и концу, надо следовать алгоритму действий:

  1. Прочитай начало предложений, подумай, о чем должен быть рассказ;
  2. Посмотри на предложенный конец текста;
  3. Подумай, как построить основную часть так, чтобы она продолжала начало и подводила к концу, то есть, чтобы основная часть была с ними согласована;
  4. Напиши основную часть;
  5. Не забудь дать тексту заголовок.

«Манная каша»

Начало: Мама заставила меня есть манную кашу. Я ее не любил, но мама сказала, что …

Конец: … Я попросил прощения и был наказан. Все тайное всегда становится явным.

Мама заставила меня, есть манную кашу. Я ее не любил, но мама сказала, что если я съем кашу, то мы пойдем в цирк. В цирк я хотел, а кашу есть не было желания. Я решил, пока мама не видит вылить кашу в окно. Онаникому не помешает. И мама довольна и я пойду в цирк. Как только я это сделал, раздался звонок и в двери появился милиционер, с гражданином, у которого на шляпе была моя каша. Все сразу же открылось. Я попросил прощения и был наказан. Все тайное, всегда становится явным.

Составление текста по опорным словам

  1. Внимательно посмотри на слова;
  2. Подумай, что их объединяет;
  3. Подумай, на какую тему можно составить рассказ;
  4. Придумай вступительную часть, используя опорные слова;
  5. Придумай основную часть, раскрой ее, используя опорные слова;
  6. Придумай концовку, используя опорные слова;
  7. Не забудь дать тексту заголовок.

Опорные слова: Новый Год, елка, игрушки, звезда, подарки.

Пышная красавица

В преддверии Нового Года папа принес домой елку. Мы с сестрой достали игрушки, которые хранились на чердаке и начали наряжать елку. Пышная и нарядная красавица получилась. Вверху сияла красная звезда. Под елкой деду Морозу будет радостно оставлять подарки.

Смысловое чтение и работа с текстом в начальной школе.

— самостоятельное выделение основной мысли (в целом текста или его фрагмента);

— нахождение информации в тексте на поставленные вопросы в прямой или иной форме;

— выделение главной и второстепенной информации;

— выявление разных жизненных позиций героев и их совпадение с собственными убеждениями (знаниями);

— прогнозирование содержания по заглавию, иллюстрации, отрывку;

— самостоятельное формулирование вопросов по тексту;

-сравнивание текстов разных жанров, разных стилей(деловой, научный, художественный, публицистический, разговорный) с похожим содержанием.

Для обучения работе с текстами соблюдаются некоторые условия

:

1. Для развития умения находить информацию используются тексты научно – познавательного характера, соответствующего возрасту учащихся (из детских энциклопедий, природоведческого содержания), жизненные истории, СМИ.

2. Для того чтобы дети учились интерпретировать полученную информацию, тексты подбираются разных стилей, но схожих по содержанию: например, про муравья: «Стрекоза и Муравей» И.А.Крылова и В. Бианки «Как муравьишка домой спешил».

3. Попутно ведется работа над развитием речи учащихся (пересказы, создание собственных высказываний, словарный запас речи, её эмоциональность, правильность, точность и выразительность).

4. При работе с текстами учитывается мотивация учащихся и их способность быть читателем.

5. Разные по объему произведения позволяют учителю учитывать разно уровневую готовность учащихся. Дифференцированный, индивидуальный подход в обучении является одной из основных черт современного начального образования. Необходимость дифференцированного подхода к работе обусловлена тем, что мы начинаем обучение детей разного уровня готовности к школе (читающие, не

читающие, знающие буквы и сомневающиеся) и разными индивидуальными особенностями.

При работе с текстом осуществляется системный подход к изучению языка, а такжепрослеживаются меж предметные связи.

Работа с текстом ведётся на уроках русского языка

(из раздела «Развитие речи»):

Чем старше ребёнок, тем сложнее тексты. Происходит погружение в текст, анализ предложенного текста

(деформированный, незаконченный, с пропущенными частями, предложениями, словами и т. д), словарная работа, самоанализ.

Восстановление текста

по опорным словам, словосочетаниям, запись своими словами, исходя из собственных знаний и с поиском дополнительной информации (словари, энциклопедии, другие тексты с похожим смыслом).

Аннотация к прочитанному

произведению (2–3 предложения), запись описания пейзажа или портрета персонажа, проба пера (сочинение считалок, сказок, рассказов).

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: