Что такое национальная система учительского роста
История Национальной системы учительского роста (или НСУР) тянется с декабря 2020 года, когда президент России Владимир Путин поручил разработать систему, призванную обеспечить проверку компетенций современного учителя и создать механизм, способствующий карьерному росту педагогов.
Официально говорится, что НСУР должна обеспечить объективную оценку знаний и навыков учителей, упростить процедуру аттестации и дать обновленную систему классификации педагогических должностей с учетом требований времени.
Разработка системы связана с окончанием переходного периода по внедрению профессиональных стандартов педагогов. Соответственно, и обязательная аттестация педагогов связана с переходом на применение профессиональных стандартов.
Одно из нововведений – появление должностей старшего и ведущего учителя.
И один из главных элементов НСУР – единые федеральные оценочные материалы
(ЕФОМ). Это основные правила проведения аттестации педагогов: теперь вместо разных правил в разных регионах аттестация будет проходить по единым правилам во всей стране.
Предполагается, что ЕФОМ позволит оценивать учителей по единым для всей России требованиям, и дать оценку их компетенциям – предметным, методическим, психолого-педагогическим и коммуникативным (соответственно, для каждого блока компетенций предусмотрены определенные оценочные материалы).
Основной целью НСУР определили повышение качества работы учителей и уровня их ответственности за результаты своего труда. Все это разбивается на несколько отдельных задач
:
- профессиональный рост учителя должен происходить в течение всей трудовой деятельности;
- внедряется эффективный контракт. Если кратко, то это привязка уровня оплаты труда педагога (стимулирующей части) к конкретным показателям его деятельности, большая часть из которых выражается количественно;
- главный критерий роста – профессиональный стандарт;
- аттестация учителей должна перейти от контроля к развитию, и т.д.
Другими словами, НСУР должна сделать из учителей профессионалов, которые организуют свою деятельность с учетом достижений науки и педагогического опыта
. При всем этом НСУР не должна стать навязанным «сверху» механизмом (но по факту получается, что ее мероприятия вводят фактически в обязательном порядке).
Фактически все сводится к двум основным мероприятиям: доработка и внедрение профстандартов для педагогических работников, и внедрение новой системы аттестации педагогов. И больше всего вопросов у учителей вызывает
именно второй пункт.
Как аттестация проходит по старым правилам
По еще действующим правилам порядок аттестации педагогических работников оговаривается приказом Министерства образования и науки N 276 от 7 апреля 2014 года .
Аттестация педагогических работников бывает двух видов:
- аттестация в целях подтверждения соответствия занимаемой должности. Ее проходят все учителя раз в 5 лет (за некоторыми исключениями);
- аттестация в целях установления квалификационной категории: первой или высшей. Эта аттестация полностью добровольная.
По первому виду аттестации (на соответствие занимаемой должности) в школе создается специальная аттестационная комиссия. В нее входят педагоги школы, могут быть представители руководящего органа и профсоюзной организации.
Пока единые правила по всей России не введены, процесс аттестации оговаривается соответствующим Положением в каждой школе
(пример ). Включает такая аттестация письменное испытание в виде экзамена. В нем встречаются вопросы касательно нормативных актов в сфере образования, теоретических основ преподаваемого предмета, методики преподавания, педагогики и психологии, информационных технологий.
Не проходить такую аттестацию
могут те педагоги, которые:
- уже имеют квалификационную категорию;
- работают на своей должности менее 2 лет;
- беременные женщины и женщины в отпуске по беременности и родам, в отпуске по уходу за ребенком;
- более 4 месяцев отсутствуют на рабочем месте из-за болезни.
Второй вид аттестации сложнее. Если школа находится в ведении Минпросвещения, то аттестацию организует Министерство, а если в ведении региона или муниципального образования – то органами государственной власти региона (региональным Министерством или департаментом образования).
Такая аттестация добровольна для учителей
и проводится по их заявлению в аттестационную комиссию. Всего на проведение аттестации и принятие решения комиссией отводится не более 60 дней.
Правила, по которым непосредственно проводится аттестация, можно найти на сайтах местных законодательных собраний или в системах вроде «Консультант.Плюс», «Гарант», «Кодекс» и других.
В ходе аттестации педагог может получить первую или высшую квалификационную категорию. Сначала можно получить только первую категорию, а не менее чем через 2 года – высшую (при условии прохождения аттестации).
Отличия в требованиях такие:
- для первой категории требуется, чтобы учащиеся демонстрировали стабильные положительные результаты по итогам мониторингов, у них развиваются способности к научной, творческой и спортивной деятельности, а сам педагог внес личный вклад в повышение качества образования и т.д.;
- высшую категорию присваивают, если у обучающихся есть положительная динамика успеваемости, они участвуют в олимпиадах и конкурсах, педагог активно участвует в работе педагогических объединений, конкурсах, внес личный вклад в совершенствование методов обучения, и т.д.
По факту процедура аттестации может отличаться от региона к региону. Как правило, педагогам приходится собирать портфолио
(награды, благодарности и другие поощрения), собирать характеристики, и т.д.
Но все это нужно делать, так как после получения более высокой квалификационной категории учитель может претендовать на более высокую зарплату, возможность получить классное руководство, право заведования кабинетом и другие преференции.
Первая или высшая категория присваиваются сроком на 5 лет, продлить их нельзя (только пройти аттестацию заново).
Какие сведения включать в портфолио
Первая квалификационная категория устанавливается в соответствии с достигнутыми результатами:
- по итогам мониторинга освоения учениками учебных программ;
- по итогам выявления у учеников развития способностей к интеллектуальной, творческой, физкультурно-спортивной деятельности;
- по личному вкладу в повышение качества образования, оптимизации методов обучения и воспитания, транслированию опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, активному участию в работе методических объединений педагогических работников организации.
Результаты деятельности по указанным направлениям собираются в индивидуальной папке, в которой собрана информация по личным профдостижениям, результатам обучения, воспитания и развития учащихся, вкладу педагога в развитие системы образования за определенный период времени и участию в общественной жизни учреждения.
Как будет проходить по новым правилам
В 2020 году ожидаются серьезные перемены в сфере общего образования. Помимо доплат учителям за классное руководство, уже с этого года может поменяться процедура аттестации учителей. Фактически система уже действовала – ее апробировали в нескольких регионах России. С 2020 года она может стать уже обязательной для всех.
Новая система аттестации призвана избавить от недостатков уже существующей модели: освободить учителей от избыточной отчетности и формализма. Теперь, как сказано выше, квалификацию учителей будут оценивать на основании ЕФОМ.
Самое главное – вводится система оценки из трех блоков:
- письменная работа по предмету. Это будет не только проверка знаний учителя в преподаваемом им предмете, также ему предложат найти ошибку в решении школьника, помочь ее исправить, адекватно оценить работу, составить план урока, и т.д. В рамках апробации на этот блок отводилось 2 часа;
- анализ образца профессиональной деятельности учителя. Это, как предполагалось, видеозапись урока, которую затем просмотрят независимые эксперты и дадут свою оценку навыкам учителя. К видео будет прилагаться план урока и образцы проверочных работ учеников. С этим блоком возникало больше всего вопросов – учителя беспокоились о правах детей, переживали за технические вопросы, просто не знали, как это все организовать.
По некоторой информации, от видеозаписи урока в конечной версии ЕФОМ могут отказаться – в том числе и по перечисленным причинам. - решение педагогического кейса. Это решение сложной ситуации из реальной жизни, которое потребует от учителя применить все свои навыки. Возможно, сдавать эту часть нужно будет с помощью компьютера.
На все 3 блока, как предполагается, учителям будет отведено определенное время (с установленным графиком, в какие дни что можно сдавать).
Но это еще не все. ЕФОМ (то есть, 3 перечисленных блока) – это только максимум 60 баллов из возможных 100
. Будут оцениваться и другие факторы:
- успешность выпускников – 20 баллов;
- индивидуальные достижения – 15 баллов;
- условия профессиональной деятельности – 5 баллов.
Однако, снова по неофициальным данным, от оценки успешности выпускников в итоге решили отказаться. Возможно, причина в том, что их очень сложно более-менее формально оценить.
Скорее всего, первый экзамен по ЕФОМ учитель будет сдавать сразу по приходу на свое первое рабочее место – это так называемый «вход в профессию».
На самом деле схема намного более сложная:
Как видно, после первых 3 лет работы
учитель тоже будет сдавать ЕФОМ. Через 5 лет – снова экзамен, плюс другие пункты. Вместо мнения выпускников будут учитывать мнение учащихся (что логично в силу стажа учителя). Спустя 5 лет он сможет снова сдать ЕФОМ и получить первую квалификационную категорию, а затем – и высшую категорию.
Соответственно, новые правила аттестации фактически объединят два вида аттестации, и сведут их в единую систему. Однако, стоит понимать, что это все проект, и в действительности процедура аттестации может быть несколько иной.
Кроме того, пока точно не ясно, как именно будет влиять прохождение новой аттестации на уровень оплаты труда учителей
. Вероятно, систему оставят прежней (с доплатами за категории), но цель НСУР – переход к эффективным контрактам (которые предполагают четкую зависимость оплаты труда от результатов).
Что касается сроков, то они в «дорожной карте» Минобрнауки такие:
- в январе-июне 2020 года: проведение итоговой апробации новой модели аттестации учителей;
- в июне-ноябре 2020 года: проведение комплексного исследования уровня квалификации учителей;
- в июне-ноябре 2020 года: создание базы данных с перечнем компетенций учителей.
То есть, проведение аттестации по новым правилам может начаться уже с июня этого года. Но все же «дорожная карта» – это только ориентировочный план, и от него могут отступить.
Структура портфолио учителя начальных классов
Структура портфолио.
Информационная справка
- ФИО
- Дата рождения
- Сведения об образовании
- Занимаемая должность
- Категория
- Педагогический стаж
- Стаж работы в данном учреждении
- Сведения о повышении квалификации
- Наличие наград и грамот все уровней (муниципальный, областной, российский)
В приложении копии грамот, дипломов, благодарственных писем
Введение. Пояснительная записка
- цель порфолио
- задачи
- краткая характеристика разделов
I. Качество предметной подготовки и здоровья детей.
I.1.Позитивная динамика учебных достижений
- Таблица динамики показателей качества обученности за период … последние 3 года
- график, отражающий динамику
I.2.Достижения детей по данным внешних аттестаций различного типа
- Таблица динамики показателей качества обученности учащихся за период … последние 3 года
- график, отражающий динамику
- свои таблицы мониторингов, например по технике чтения, используя различные параметры с представлением таблиц, графиков, аналитической справкой.
I.3. Достижения детей в олимпиадах, конкурсах, исследовательской работе
- в таблице по графам:
Год
Ф.И. ученика
Мероприятие
Уровень участия
Результат
I.4. Использование здоровьесберегающих технологий, позволяющих решить проблемы сохранения и укрепления здоровья учащихся при организации учебно- воспитательного процесса
- аналитическая справка по итогам диагностических исследований: какие мероприятия проводятся по укреплению здоровья детей, по предупреждению травматизма и т.д. Можно представить в виде диаграмм, графиков
II. Уровень профессиональной подготовки педагога
II.1. Ориентация в специальной и научно- популярной литературе
.
Осуществление индивидуального подхода к творческой личности и её развитию
- Система работы с одаренными детьми
- Разноуровневый подход к освоению учащимися образовательной программы
II.2. Наличие ИКТ-компетентности педагога
Использование интерактивных возможностей информационного пространства
- Использование информационных технологий
- создание собственных презентаций к уроку
- создание презентаций детьми и форма выступления
- использование интерактивных возможностей информационного пространства (можно привести примеры, например этапы урока, примеры интегрированных уроков и т.д.
II.3. Организация собственной педагогической деятельности с учётом индивидуальных особенностей учащихся
- программа, перечень видов работ, аналитическая справка о работе с детьми «группы риска», часто болеющими детьми, слабоуспевающими
- использование технологий индивидуального и группового обучения
II.4. Повышение квалификации
Наличие и степень реализации индивидуальной образовательной программы повышения квалификации (курсы повышения квалификации с названием программы, № удостоверения). В приложении копии удостоверений.
III. Внеурочная деятельность педагога
III.1.Организация педагогом внеурочной деятельности в рамках преподаваемого предмета
- внеурочная деятельность по направлениям: «Логика», «Занимательный русский язык», «Я познаю мир», «Олимпиадное движение»
III.2.Организация деятельности обучающихся в социально- значимых проектах
- участие в неделе «Парад наук» — защита исследовательских работ
III.3.Организация воспитательной работы в запланированных тематических неделях в конце четверти
IV.Научно- методическая деятельность педагога
IV.1. Презентация педагогом своих профессиональных достижений.
IV.2. Работа в методическом объединении школы (тема самообразования, план работы над темой, продукт, наработки)
IV.3. Демонстрация своих достижений через систему открытых уроков
для учителей школы, города, области
IV.4. Выступления на научно- практических и научно- теоретических семинарах, конференциях, марафонах; организация и проведение собственных семинаров с программой семинара.
IV.5. Наличие публикаций в специализированных педагогических изданиях, размещение авторских материалов в сети Интернет
IV.6.Работа над собственным педагогическим (методическим) исследованием
Заключение (можно в виде эссе)
Что выяснилось в ходе апробации системы
Новая модель аттестации проходила апробацию в российских школах последние 2 года. Самое главное, что стоит знать об этом – в ноябре 2018 года министр просвещения Ольга Васильева сообщила, что от видеосъемки уроков в ведомстве решили отказаться
, так как на это нужно получать согласия родителей. Также отказались учитывать мнение выпускников.
Учителя, которые участвовали в апробации новой системы, рассказали о своих впечатлениях:
- на первые 2 блока ЕФОМ отводилось по 10-12 дней, на последний блок – 4 часа;
- вопросы из первого блока могут касаться не только предмета. Например, у учителя спрашивают: если кабинет оборудован в соответствии с ФГОС общего образования, какие элементы предметной среды и как он будет использовать, проводя обобщающий урок в двух разных классах, и т.д.;
- видеозапись урока допускалась как полная (45 минут), так и фрагменты в 15 или 30 минут. Разрешено снимать урок даже на смартфон;
- диагностическая работа проверяла знания предмета, психологии и физиологии детей. В частности, учителю предложили разработать внеклассное занятие или проверить работу ученика в соответствии с критериями ГИА.
Апробацию проводили в 104 школах 19 регионов России
, всего в ней поучаствовали 619 учителей. Все их предложения обещали учесть в финальном варианте системы аттестации.
Большая часть учителей по всей России относятся к новшествам отрицательно. Конечно, главный раздражитель – обязательную видеозапись урока – обещали отменить, но претензий к новой системе
все равно еще много.
В частности, приводятся такие аргументы:
- процедура отвлечет педагогов от их главной работы – учить детей;
- само наличие множества аттестационных процедур может говорить о недоверии к учителю и к его профессионализму;
- новая процедура аттестации направлена не на результат (знания учеников), а на контроль процесса (доскональное знание ФГОС);
- для оценки работ учителей в рамках ЕФОМ планируется привлекать экспертов, но это затруднительно: учителей слишком много, а тот факт, что экспертами могут быть другие учителя, вызывает вопросы об объективности процесса.
По месту публикации выделяют
1. Электронное портфолио создается в сети. Зачастую это личный сайт учителя, где он публикует все свои разработки, сценарии, описания методики и приемов, используемых на уроках, а также отчеты, планы и т.д.
Личный сайт учителя можно создать самостоятельно. А можно завести свой кабинет на сайте школы. Смотрите видеоуроки Как создать персональный сайт учителя в uCoz.
Важно! Портфолио, созданное на вашем компьютере, но не выложенное в сеть — не является электронным. Его никто не видит кроме вас. Так что, такой вариант — это просто удобная замена бумажному аналогу.
2. Бумажное портфолио. Безусловно, электронные документы должны иметь эквивалент в бумажном виде. Вовсе нет нужды распечатывать каждый лист. Достаточно, если это будет концентрированная выжимка наиболее значимых составляющих портфолио.