Зачем нужно знать словообразование?
Главная польза в том, что знание значений приставок и суффиксов значительно увеличивает количество слов, которые вы узнаете при чтении и слушании (особенно при чтении). Иначе говоря, увеличивается пассивный словарный запас.
Возьмем, к примеру, глагол to use – использовать. С помощью суффиксов из него образуются:
- Прилагательное useful – полезный.
- Прилагательное useless – бесполезный.
- Существительное usage – использование.
Понимая значение суффиксов -ful, -less, -age, вы без труда поймете все три образованные от to use слова, даже если не знали их значение.
- -ful и -less указывают на наличие или отсутствие качества: от слова care (забота, ) careful – осторожный, careless – беззаботный.
- -age образует существительные от глаголов: leak (протекать) – leakage (утечка), pass (проходить) – passage (проход).
Особенно заметный эффект будет при чтении, потому что в тексте суффиксы и приставки легко заметны, а в устной речи их можно просто не разобрать. Вообще, понимание устной речи отличается от понимания текста тем, что для восприятия на слух мало знать слова и грамматику – нужно иметь развитый, натренированный навык понимания речи на слух. Он вырабатывается отдельно с помощью аудирования, т. е. прослушивания живой речи, просмотра фильмов, сериалов.
Рекомендуемая статья: Как узнать свой словарный запас?
А почему пассивный словарный запас, почему не активный? Префиксы и суффиксы – это хорошие смысловые подсказки, но английская лексика так устроена (как и русская), что не к любому слову можно приделать любой аффикс.
Яркий пример – приставки in- и un-, имеющие значение отрицания: able – способный, unable – неспособный, stable – стабильный, instable – нестабильный. Приставки совершенно совпадают по смыслу, но вот когда какую нужно “приставлять” – это нужно запомнить. При чтении вы легко поймете смысл слов с in\un-, но в речи можете и ошибиться.
Впрочем, это не так уж страшно. Уверен, что вас поймут, если вы скажете inable и unstable, перепутав приставки. Говоря по-русски, мы еще и не такие ошибки совершаем!
Образование слов при помощи и суффикса, и приставки
Нередко единица речи получается при участии префикса. Так называют приставку. Но намного чаще люди используют приставочно-суффиксальный способ. Примеры слов, полученных при участии и суффиксов, и приставок вместе, можно рассмотреть по отношению к тому же корню «смех».
— Добавив приставку на- и суффикс -к- (окончание в счёт не берём), получим новое слово — «насмешка», которое означает уже обидное или ироничное высказывание, шутку, издёвку или действие. Часто так обозначают выражение лица (морды) или взгляд. Пример: «Тем временем кот Васька с насмешкой посмотрел на глупую мышь, метавшуюся из угла в угол». Новое слово появилось благодаря приставке на- и суффиксу -к-. Эта единица языка имеет совершенно другое семантическое значение. Из непроизвольной физической реакции человека на юмор или щекотку при помощи движения мышц лица и воспроизведения определённых звуков получилось обдуманное обидное действие или фраза.
— При добавлении приставки у- и суффикса -к- смех превращается в усмешку, что означает недолгую лёгкую улыбку, иногда с ироническим или даже горьким оттенком. «Мне не понравилась усмешка моего питомца: он слишком много о себе думает».
— Используя единовременно несколько суффиксов, а как-то: -ну-, -ть- и -ся, а также приставку у-, можно получить другую часть речи – глагол «усмехнуться», который обозначает «изобразить на лице усмешку». «Обнаружив на кухне котов, нагло доедающих мой улов, я смог лишь горько усмехнуться».
Как изучать словообразование в английском языке
Приставки и суффиксы (вместе их называют “аффиксы”) – это не тот случай, когда нужно садиться за учебники, зубрить правила, выполнять упражнения одно за другим. Вполне достаточно просто ознакомиться со значением основных приставок и суффиксов, посмотреть примеры.
В этом вам помогут таблицы и интеллект-карты (изображения-конспекты) ниже. В таблицах раскрывается значение приставок и суффиксов (насколько это возможно), примеры слов, а интеллект-карты – это своего рода конспект, шпаргалка, сделанная на основе таблиц.
Просмотрев материалы, вы заметите, что многие аффиксы похожи на русские и даже имеют схожее значение. Ничего удивительного, ведь они пришли в английский, русский и другие языки из латинского и греческого, особенно это касается аффиксов с научным оттенком: deactivate – деактивировать, antivirus – антивирус, counterbalance – противовес, idealism – идеализм. Благодаря этим сохранившимся связям между языками, слоовообразование в английском языке дается без особых проблем.
Как и в случае со словарным запасом и грамматикой, основательно, надежно знания закрепляются только с практикой в чтении, слушании, письме, речи. Подробнее о всех сторонах изучения языка читайте в главе “Формула языка” моей книги “Как выучить английский язык”.
Конспект русского языка в 4 классе на тему «Образование слов при помощи суффикса»
Конструкт урока русского языка в 4 классе.
Тема:
«Повторение и систематизация основных орфограмм корня. Образование слов при помощи суффикса»
Цель:
закрепление умений учащихся образовывать новые слова при помощи суффиксов
Задачи:
Образовательная: закрепить через упражнения разного уровня умения учащихся образовывать новые слова с помощью суффиксов -ок-, -ик-, -чик-, -оньк-, -ёнок-, -еньк, -ищ.
Развивающая: умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, развитие внимания, памяти, мышления, речи; расширять кругозор и словарный запас учащихся.
Воспитательная: воспитывать уважительное отношение к ответам одноклассников
Оборудование:
учебник « Русский язык 4 класс, автор Климанова Л.Ф», плакаты, карточки с заданиями, электронный материал.
Ход урока
1.Организационный момент
Приветствие. Психологический настрой на урок.
2.Минутка чистописания
. Под счет усаживаются правильно. Прописывание слова роза. Характеристика данного слова (работа дежурных учеников)
3.Актуализация знаний.
На доске записана группа слов (город, городок, пригород, гореть, городской). Какое слово в данной группе лишнее? Почему? (гореть, оно не однокоренное данным)
Какие слова называются однокоренными? (родственные, у которых общая часть корень)
Что такое корень? (главная часть слова). Вывешивается знак корня на доску.
Запишите данные слова, выделите корень.
Что мы сейчас повторили? (умение определять однокоренные слова, выделять корень)
Какая часть слова служит для образования новых слов? (приставка) вывешивается на доску обозначение приставки.
Где находится приставка? (перед корнем). Найдите слово с приставкой в данной группе слов (пригород). Какое значение придает данная приставка слову (около, рядом с городом)
Выполним следующее задание на карточках. (1 группе образовать слова при помощи приставок, 2 группе выделить приставку в словах). Проверьте с доской (приехать, заехать, выехать, въехать, отъехать, подъехать, приписать, записать, выписать, вписать, отписать, подписать).
Какую часть слова повторили? (приставку)
3.Самоопределение к деятельности.
А какая еще часть слова служит для образования новых слов? (суффикс) вывешивается графическое обозначение на доску.
Какая цель стоит перед нами? (научиться образовывать слова при помощи суффикса)
Чтобы научится образовывать слова при помощи суффикса, сформулируем алгоритм работы.
Где находится суффикс в слове? (после корня). Если мы определим корень сможем определить суффикс? (да)
Значит, первым этапом будет выделить корень в слове.
А чтобы образовать новое слово при помощи суффикса, что необходимо сделать? (подобрать к корню суффикс) это будет 2 этап. И последнее, если суффикс образует новые слова, он может поменять значение данного слова? (да) т.е можно сказать, что суффиксы имеют разные значения. 3 этап выбрать суффикс с учетом его значения.
4.Работа по теме урока
И так мы определили алгоритм образования новых слов при помощи суффикса. Начнем с первого этапа. Необходимо вспомнить, как определить корень в словах? (подобрать однокоренные слова). Работаем на карточках (1 группа выделять корень в словах, 2 группа выделяет корень, в словах которых уже выделены другие части: приставка, суффикс). Взаимопроверка обмениваются с соседом по парте карточками и красным карандашом осуществляют проверку.
Какое умение мы закрепили? (выделять корень в словах). А для чего мы это делали? Чтобы к правильно выделенному корню подобрать суффикс.
Сейчас предлагаю вам поработать в паре. Для этого 1 группа откроет учебник на стр.100 упр 165 (образовывают слова при помощи суффиксов –еньк, -ёнок, -ик), а 2 группа работает на карточках (образовывают слова при помощи тех же суффиксов. Молод+еньк+ий= молоденький, утка+ёнок= утёнок, белый+еньк= беленький, тигр+ёнок= тигрёнок, дом+ик= домик). После завершения работы дети совершают проверку.
Чем мы сейчас занимались? (образовывали новые слова при помощи суффикса)
5.Физ.минутка. (электронное приложение)
6.Закрепление изученного материала.
Какой же третий этап работы? (подбирать суффикс с учетом его значения)
Предлагаю поиграть в игру. Первая группа будет увеличивать характеристики слова, а вторая их уменьшать. В этом вам помогут суффиксы: -ищ, -еньк, -ик, -ок.образуют от слов (нога, рука, усы, глаз, ветер). Проверка со слайда.
Какой вывод можно сделать по данной работе? (суффиксы могут придавать разное значение словам)
Итог урока.
Вспомнить цель нашего урока. Достигли ли мы её?
Рефлексия.
Продолжите выражение со слайда.
Я научил(ась)ся…
У меня возникли трудности в…
За урок я бы хотел(а) поблагодарить…
Домашнее задание.
1 группа с 100 упр 167, 2 группа стр 100 упр 168
Способы словообразования в английском языке
Есть разные подходы к классификации способов словообразования, в русскоязычной литературе обычно выделяют два главных способа: словосложение и словопроизводство.
Словопроизводство, в свою очередь, бывает четырех видов: конверсия, изменение места ударение, чередование звуков и аффиксация (приставки и суффиксы).
Словосложение
Словосложение – это объединение в одно слово двух слов или основ. Получившиеся слова пишутся слитно или через дефис. В русском языке тоже есть такой способ и, кстати, само слово “словосложение” образовано словосложением.
Путем словосложения образуются глаголы, существительные (чаще всего), прилагательные, наречия, местоимения.
- Глаголы: to blackmail (шантажировать), to broadcast (передавать по радио).
- Существительные: girlfriend (подруга), handbook (справочник), newspaper (газета).
- Прилагательные: dark-blue (темно-синий), kind-hearted (добросердечный).
- Наречия: nowhere (нигде), everywhere (везде).
- Местоимения: somebody (кто-нибудь), everyone (все).
Словопроизводство
Словопроизводство – это образование одного слова от других. Оно может происходить четырьмя способами:
- Конверсия.
- Изменение места ударения.
- Чередование звуков.
- Аффиксация.
Конверсия
Конверсия – это переход слова из одной части речи в другую без изменения написания и звучания. Выходит, что слово формально остается неизменным, но:
- оно превращается в другую часть речи,
- меняется его значение.
Конверсия – способ словообразования, характерный для английского языка, благодаря ему в английском множество слов, которые внешне и по звучанию не отличаются, но имеют значения разных частей речи.
К примеру, могут совпадать существительные и глаголы:
Существительное | Глагол |
answer (ответ) | to answer (отвечать) |
hand (рука) | to hand (вручать) |
place (место) | to place (помещать) |
work (работа) | to work (работать) |
Или прилагательные и глаголы:
Прилагательное | Глагол |
clean (чистый) | to clean (чистить) |
empty (пустой) | to empty (опустошать) |
free (свободный) | to free (освобождать) |
Изменение места ударения
В этом случает существительные совпадают по форме с глаголами, но у них другое ударение. Обычно у глагола ударение падает на второй слог, а у существительного на первый.
Существительное | Глагол |
conflict (конфликт) | to conflict (конфликтовать) |
export (экспорт) | to export (экспортировать) |
record (запись) | to record (записывать) |
suspect (подозреваемый) | to suspect (подозревать) |
Чередование звуков
В этом случае глаголы и существительные, образованные от одного корня, различаются чередованием последнего согласного звука. Обычно в глаголе он звонкий, а в существительном глухой.
Например:
Существительное | Глагол |
advice [əd’vaɪs] – совет | to advise [əd’vaɪz] – советовать |
belief [bɪ’li:f] – вера | to believe [bɪ’li:v] – верить |
Аффиксация
Очень часто слова образуются с помощью присоединение приставок и суффиксов (вместе их называют аффиксами).
- Приставки (префиксы) изменяют значение слов, но само слово при этом не переходит в другую часть речи. Зная наиболее употребительные приставки, вы сможете угадывать значение образованных с их помощью слов, если, разумеется, знаете исходное слово.
- Суффиксы служат для образования одной части речи из другой. Зная какие суффиксы для какой речи характерны, вы будете легко понимать, какая перед вами часть речи, соответственно это облегчит понимание слова.
Приставка – это значимая часть слова, которая стоит пред корнем и служит для образования новых слов. Например:
открыть, призадуматься
В слове открыть приставка от— стоит перед корнем ~ –кры-, ~ в слове призадуматься две приставки ~ при-, ~ за— ~ стоят перед корнем ~ –дум-.
Приставка обычно находится в начале слова, но в словах с несколькими корнями может стоять в середине слова. Например:
Густонаселённый. Приставка на— стоит в середине слова перед корнем –сел-.
Суффикс – это значимая часть слова, которая находится после корня и служит для образования новых слов или форм слов. Например:
кружок, лужица, морской
В слове кружок суффикс ~ ок— стоит после корня~ –круж-,~ в слове лужица суффикс ~ иц- стоит после корня ~–луж-, ~ в слове морской суффикс ск- стоит после корня –мор—
Все суффиксы делятся на словообразующие и формообразующие
Словообразующие суффиксы служат для образования новых слов. Например:
Мастер + иц → мастерица
От слова мастер при помощи суффикса ~ –иц— образуется новое слово мастерица.
Формообразующие суффиксы служат для образования форм слова. Формообразующие суффиксы не входят в основу слова.
Формообразующие суффиксы бывают следующих видов:
- Формоообразующие суффиксы неопределённой формы глагола ~ –ть, -ти. Например:
служить, светиться, идти
Служить, формообразующий суффикс –ть, основа слова служи-.
Светиться, формообразующий суффикс –ть, основа слова свети-.
Идти, формообразующий суффикс –ти, основа слова ид-.
- Формоообразующий суффикс прошедшего времени глаголов ~-л. Например:
пришел, прогулялась
Пришел, формообразующий суффикс –л, основа слова проше-.
Прогулялась, формообразующий суффикс –л, основа слова прогу..сь.
- Формоообразующие суффиксы причастий~ –ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ-, -ем-, -им-, -вш-, -ш-,-нн-, енн-, -т-. Например:
сияющий, ранимая
Сияющий, формообразующий суффикс –ющ, основа слова сия-.
Ранимая, формообразующий суффикс –им, основа слова ран—
- Формоообразующие суффиксы деепричастий ~ –а, -я, -в, -ши, -вши. Например:
слушая, сделавши
Слушая, формообразующий суффикс –я, основа слова слуша-.
Сделавши, формообразующий суффикс –вши, основа слова сдела—
- Формоообразующие суффиксы степеней сравнения прилагательных и наречий~ –ее, -ей, -ше, -е, -ейш-, -айш-. Например:
добрее, величайший
Добрее, формообразующий суффикс —ее, основа слова добр-.
Величайший, формообразующий суффикс –айш, основа слова велич—
Повторим
Приставка – это значимая часть слова, которая стоит пред корнем и служит для образования новых слов. В словах с несколькими корнями приставка может стоять в середине слова.
Суффикс – это значимая часть слова, которая находится после корня и служит для образования новых слов или форм слов. Все суффиксы делятся на:
- словообразующие – которые служат для образования новых слов;
- формообразующие — которые служат для образования форм слова. Формообразующие суффиксы не входят в основу слова.
Основные формообразующие суффиксы:
- суффиксы неопределённой формы глагола –ть, -ти;
- суффикс прошедшего времени глаголов-л;
- суффиксы причастий –ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ-, -ем-, -им-, -вш-, -ш-,-нн-, енн-, -т-;
- суффиксы деепричастий –а, -я, -в, -ши, -вши;
- суффиксы степеней сравнения прилагательных и наречий –ее, -ей, -ше, -е, -ейш-, -айш-.
Приставки в английском языке
Приставки можно разделить на две группы: отрицательные и все остальные. Наиболее употребительные отрицательные приставки: un-, in-, dis-. Нет никаких правил, регулирующих какая из этих приставок используется для придания слову отрицательного значения.
Однако, если говорить о пассивном словарном запасе, о понимании текста или речи, то это не так важно: если у слова есть одна из отрицательных приставок, значит его значение изменено на отрицательное или противоположное. В таблицах ниже приведены примеры слов с этими приставками.
Приставка un-
comfortable – удобный | uncomfortable – неудобный |
equal – равный | unequal – неравный |
expected – ожидаемый | unexpected – неожиданный |
happy – счастливый | unhappy – несчастный |
important – важный | unimportant – неважный |
known – известный | unknown – неизвестный |
limited – ограниченный | unlimited – неограниченный |
pleasant – приятный | unpleasant – неприятный |
Также un- присоединяется к глаголам, чтобы выразить противоположное действие.
to dress – одеваться | to undress – раздеваться |
to lock – запирать | to unlock – отпирать |
to pack – упаковывать | to unpack – распаковывать |
Приставка in-
Нет правил, регулирующих, когда используется un-, а когда in-, хотя по смыслу эти приставки не отличаются. Важная разница в том, что in- НЕ используется в глаголах.
Примеры:
ability – способность | inability – неспособность |
adequate – достаточный | inadequate – недостаточный |
capable – способный | incapable – неспособный |
comparable – сравнимый | incomparable – несравнимый |
complete – полный | incomplete – неполный |
direct – прямой | indirect – непрямой |
experienced – опытный | inexperienced – неопытный |
Рекомендуемая статья: Как узнать свой словарный запас?
Приставка in– видоизменяется в некоторых случаях:
- перед l превращается в il-
- перед r превращается в ir-
- перед m и p превращается в im-
legal – законный | illegal – незаконный |
logical – логичный | illogical – нелогичный |
regular – регулярный | irregular – нерегулярный |
responsible – ответственный | irresponsible – безответственный |
patient – терпеливый | impatient – нетерпеливый |
possible – возможный | impossible – невозможный |
Приставка dis-
Dis- может выражать отрицание или противоположное действие.
Отрицание:
honest – честный | dishonest – бесчестный |
to approve – одобрять | disapprove – не одобрять |
to like – любить (I like – мне нравится) | to dislike – не любить (I dislike – мне не нравится) |
Противоположное действие:
to appear – появляться | to disappear – исчезать |
to arm – вооружать | to disarm – разоружать |
to connect – соединять | to disconnect – разъединять |
Другие отрицательные приставки
Среди прочих отрицательных приставок много международных, латинского и греческого происхождения, встречающихся и в русском языке.
- a\ab– (без-, не-, а-): abnormal – ненормальный, amoral – аморальный.
- anti- (анти-, противо-): antivirus – антивирус, antibiotic – антибиотик.
- counter- (контр-, противо-): counterstrike – контрудар, counter-clockwise – против часовой стрелки.
- de- (лишать, удалять): decode – раскодировать, deformation – расформирование.
- non- (отрицание, отсутствие): non-stop – безостановочный, non-alcoholic – безалкогольный.
Приставки с разными значениями
Приставка re- (снова, заново, вновь) | |
to appear – появиться | to reappear – снова появиться |
to construct – построить | to reconstruct – перестроить |
to read – прочитать | to reread – перечитать |
to sell – продать | to resell – перепродать |
Приставка mis- (неправильно, неверно) | |
to hear – услышать | to mishear – ослышаться, неправильно услышать |
to lead – вести | to mislead – ввести в заблуждение |
to quote – цитировать | to misquote – неправильно цитировать |
to understand – понимать | to misunderstand – неправильно понимать |
Приставки over- (сверх, чрезмерно) и under- (недо-, недостаточно) | |
to estimate – оценивать | to overestimate – переоценивать To underestimate – недооценивать |
to pay – платить | to overpay – переплатить to underpay – недоплатить |
Приставки pre- (перед, ранее) и post- (пост-, после), часто пишутся через дефис | |
revolutionary – революционный | pre-revolutionary – дореволюционный post-revolutionary – послереволюционный |
war – война | pre-war – довоенный post-war – послевоенный |
Приставка co- (сотрудничество, общность действия), часто пишется через дефис | |
author – автор | co-author – соавтор |
existence – существование | co-existence – сосуществование |
operation – операция | co-operation – кооперация, содействие |
Приставка inter- (между, среди, взаимно) | |
national – национальный | international – международный |
action – действие | interaction – взаимодействие |
town – город | intertown – междугородний |
Приставка ex- (экс-, бывший), пишется через дефис | |
husband – муж | ex-husband – бывший муж |
president – президент | ex-president – экс-президент |
Приставка sub- (суб-, под-) | |
marine – морской | submarine – подводный |
section – секция | subsection – подсекция |
Приставка ultra- (ультра-, сверх-), пишется через дефис | |
microscopic – микроскопический | ultramicroscopic – ультрамикроскопический |
violet – фиолетовый | ultra-violet – ультрафиолетовый |
Приставка en- (делать что-то) | |
circle – круг | encircle – окружать (делать круг) |
large – большой | enlarge – увеличивать (делать больше) |
slave – раб | enslave – порабощать (делать рабом) |
Примечания:
- В современном английском языке есть слова с неотделяемыми приставками, в них входят приставки, перечисленные в таблице выше, но, отделив их, мы не получим самостоятельного слова. Например: reduce (сокращать), discuss (обсуждать), prepare (готовить). На самом деле эти приставки – уже и не приставки вовсе. Когда-то давно они приросли к корням слов, ныне уже неупотребительным и видоизмененным, и постепенно сами вошли в состав корня слова. К примеру, в слове prepare (готовить) pre – это уже не приставка, а часть корня слова.
- В разговорной речи в ходу слово “ex” – оно в точности соответствует нашему “бывший, бывшая” и имеет значение “бывший муж\парень, бывшая жена\девушка”: My ex texted me – Мой бывший написал мне СМС.
Суффиксы в английском языке
Суффиксы являются индикаторами частей речи в английском языке, соответственно их можно разделить на три группы: суффиксы существительных, прилагательных и глаголов. О наречиях рассказаывать особо нечего, в большинстве случаев они образуются с помощью только одного суффикса -ly (quick – quickly), о них есть небольшое примечание в конце статьи .
Суффиксы существительных
С помощью суффиксов образуются существительные, обозначающие лица, и отвлеченные существительные, обозначающие широкие или обобщенные понятия.
Существительные, обозначающие лица
Суффиксы -er, -or – присоединяются к глаголам для обозначения действующего лица | |
to buy – покупать | buyer – покупатель |
to direct – руководить | director – руководитель |
to teach – учить | teacher – учитель |
to work – работать | worker – рабочий |
Суффиксы -ism и -ist соответствуют суффиксам -изм и -ист в русском языке, обозначают идеологии, политические или научные направления и их приверженцев | |
idealist | идеалист |
terrorist | террорист |
materialism | материализм |
Суффикс -ee служит для обозначения лица, на которое направлено действие | |
to address – адресовать | addressee – адресат |
to employ – нанимать | employee – работник (нанятый сотрудник) |
to pay – платить | payee – получатель платежа |
Суффикс -ian служит для обозначения национальной принадлежности | |
Russian | русский |
Ukrainian | украинец |
Bulgarian | болгарин |
Norwegian | норвежец |
Отвлеченные существительные
Суффикс -age обычно образует существительные от глаголов | |
to leak – протекать | leakage – утечка |
to marry – жениться, выходить замуж | marriage – брак |
Суффиксы -ance, -ence – с их помощью существительные образуются от прилагательных с суффиксами -ant, -ent | |
important – важный | importance – важность |
different – отличающийся | difference – разница |
resistant – сопротивляющийся | resistance – сопротивление |
Суффикс -dom образует существительные от прилагательных и других существительных | |
free – свободный | freedom – свобода |
king – король | kingdom – королевство |
Суффикс -hood обычно образует существительные от других существительных | |
brother – брат | brotherhood – братство |
child – ребенок | childhood – детство |
neighbour – сосед | neighbourhood – соседство |
Суффиксы -ion, -ation, -sion, -ssion образуют существительные от глаголов, при этом иногда изменяется произношение или написание | |
to collect – собирать | collection – коллекция |
to combine – комбинировать | combination – комбинация |
to transmit – передавать | transmission – передача |
Суффикс -ment образует существительные от глаголов | |
to agree – соглашаться | agreement – соглашение |
to develop – развивать | development – развитие |
Суффикс -ness образует существительные от прилагательных | |
dark – темный | darkness – тьма |
kind – добрый | kindness – доброта |
weak – слабый | weakness – слабость |
Суффикс -ship образует существительные от других существительных | |
friend – друг | friendship – дружба |
leader – лидер | leadership – руководство |
Суффикс -ure образует существительные от глаголов | |
to please – доставлять удовольствие | pleasure – удовольствие |
to press – давить | pressure – давление |
to seize – захватывать | seizure – захват |
Суффиксы прилагательных
Суффиксы -able, -ible выражают возможность подвергнуться действию, в русском языке есть похожее “-абельный”, “-ивый”, “-обный” | |
to change – изменять | changable – изменчивый, изменяемый |
to eat – есть | eatable – съедобный |
to walk – идти | walkable – проходимый |
to convert – обращать, превращать | convertable – обратимый, конвертируемый |
Суффикс -al образует прилагательные от существительных (ср. В русском языке: -альный) | |
centre – центр | central – центральный |
culture – культура | cultural – культурный |
form – форма | formal – формальный |
Суффиксы -ant, -ent образуют прилагательные от глаголов (этим прилагательным соответствуют существительные с -ance, -ence) | |
to differ – отличаться | different – отличающийся (difference – отличие) |
to resist – сопротивляться | resistant – сопротивляющийся (resistance – сопротивление) |
Суффиксы -ful образует прилагательные от существительных и означает наличие качества. (противоположность -less) | |
beauty – красота | beautiful – красивый |
doubt – сомнение | doubtful – сомнительный |
use – польза | useful – полезный |
Суффикс -ish образует прилагательные со значениями: а) национальной принадлежности, б) слабой степени качества (как в русском -оват, -еват) | |
scott – шотландец | scottish – шотландский |
swede – швед | swedish – шведский |
red – красный | reddish – краснованый |
brown – коричневый | brownish – коричневатый |
Суффикс -ive образует прилагательные от глаголов и существительных (как в русском языке -ивный, -ивная) | |
to act – действовать | active – активный |
effect – эффект, действие | effective – действительный |
to talk – разговаривать | talkative – разговорчивый |
Суффикс -less образует прилагательные от существительного и означает отсутствие качества (противоположность -ful) | |
hope – надежда | hopeless – безнадежный |
use – польза | useless – бесполезный |
home – дом | homeless – бездомный |
Суффикс -ous образует прилагательные от существительных | |
courage – смелость | courageous – смелый |
danger – опасность | dangerous – опасный |
glory – слава | glorious – славный |
Суффикс -y образует прилагательные от существительных (в основном, связанных с погодой) | |
cloud – облако | cloudy – облачно |
dirt – грязь | dirty – грязно |
fog – туман | foggy – туманный |
rain – дождь | rainy – дождливый |
sun – солнце | sunny – солнечный |
Суффиксы имен существительных
Суффиксы существительных также подразделяются на группы.
1. Суффиксы, которые могут образовываться не только от имен существительных, но также и от имен прилагательных, и даже глаголов. Например: «конь-конюх«.
2. Суффиксы, образующие существительные от существительных. В этом случае слово также получает особую эмоциональную окраску: грубость, любовь, доброта, дружелюбие. Например: «гном-гномик«.
Образованные от имени существительного все суффиксы в русском языке таблица:
Суффиксы | Условия написания | Примеры |
—оньк— | после твердых согласных | легонько |
—еньк— | после мягких согласных исключения: заинька, паинька, баиньки | Мишенька |
—онк-, —онок— , —енок | после шипящих под ударением | лягушонка, гусенок |
—ик— | если гласная суффикса при склонении сохраняется | мальчик |
—ек— | если гласная суффикса при склонении удаляется | денечек |
—чик— | после согласных: Д, Т, С, Ж, З | доносчик |
—щик— | после согласных, кроме: Д, Т, С, Ж, З | чистильщик |
—ичк— | от сущ. с суффиксом —иц— | водичка |
—ечк— | после мягких согласных и шипящих | Мишечка |
—ышк— | слова среднего рода | горлышко |
—ушк— | слова мужского рода и женского рода | бабушка |
—о-, —е— | после шипящих под ударением пишется о, без ударения е | горшочек, мешочек |
Слова с суффиксом —ушк-, —чик-, —ечк— и другие показывают любовное, нежное отношение к тому или иному объекту, человеку. Поэтому особенно важны.
Слова с суффиксом —ик-обозначают принадлежность, какую-либо территориальную область.
Слова с суффиксом —еньк-же основаны на оценке чего-либо, например, миленько. Также важно отметить, что слова с суффиксом —еньк-образуют именно формы, а не новые слова.