В чем польза Лего для детей статья (старшая группа) по теме


Математические и естественно-научные знания

Занятия конструированием с использованием конструкторов Лего развивают пространственное мышление и осведомлённость в пропорциях и формах. Пока ребёнок строит, его мозг думает о том, какие кусочки подойдут лучше, как их соединить вместе, и о том, большим или маленьким должно быть его строение. Основные детали конструкторов Лего также учат детей дробям и делению. Разделяя целое на половины и четверти, ребёнок учится делению, даже не осознавая этого. Также исподволь прививаются знания в области физики и развиваются инженерные навыки. Когда ребёнок строит высокое здание или мост, он думает о трёх измерениях: о балансе, весе и основании этих строений.

Использование разных видов конструкторов «Лего» в работе с детьми

Яна Левчук

Использование разных видов конструкторов «Лего» в работе с детьми

Использование разных видов конструкторов «Лего» в работе с детьми.

Левчук Яна Николаевна Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение № 4 город Армавир.

Конструирование – это интереснейшее и увлекательное занятие, оно теснейшим образом связано с чувственным и интеллектуальным развитием ребенка. В работе с дошкольниками с учетом их возрастных особенностей можно использовать различные виды конструкторов, мы представим вам свой опыт работы с разными видами конструктора «Лего»

.

Использование конструктора «Лего»

в
работе с детьми дошкольного возраста способствует совершенствованию остроты зрения, точности цветовосприятия, тактильных качеств, восприятия формы и габаритов объектов, пространства.
Работой по данной теме мы занимаемся с 2011 года. Она привлекла нас тем, что дети могут с помощью взрослого, а затем и самостоятельно, в игровой и очень занимательной для них форме получить те знания и умения, которые определены в программе для каждого возраста.

Применение ЛЕГО способствует:

1) развитию у детей сенсорных представлений, поскольку используются детали разной формы, окрашенные в основные цвета;

2)развитию и совершенствованию высших психических функций: памяти, внимания, мышления, делается упор на развитие таких мыслительных процессов, как анализ, синтез, классификация, обобщение;

3) тренировке пальцев кистей рук, что очень важно для развития мелкой моторики руки и в дальнейшем поможет подготовить руку ребенка к письму;

4)сплочению детского коллектива, формированию чувства симпатии друг к другу, т. к. дети учатся совместно решать задачи, распределять роли, объяснять друг другу важность данного конструктивного решения.

Очень тесно конструктивная деятельность связана с развитием речи, так как вначале мы подводим ребенка к проговариванию того, что он хочет сделать, какие детали выберет, почему, необходимое их количество, размеры и т. д. Это совместное проговаривание в дальнейшем помогает ребенку самому определять конечный результат работы, уметь подбирать все необходимые детали и суметь объяснить, почему он сконструировал именно так, а не иначе.

Мы начали использовать ЛЕГО-конструктор не только в совместной и самостоятельной деятельности, но и как часть занятия в рамках реализации направления «художественная деятельность»

с
детьми средней группы. Предпосылками стало то, что дети из большого количества игр, чаще всего обращались именно к конструктором, и зачастую мы использовали это для того, чтобы проверить знание детьми основных цветов, форм, дети играя рассказывали, на что похож предмет и чем он отличается от других, какой он ширины, длины, высоты.
Затем мы продолжили эту работу в старшей группе, когда дети 5-6 лет уже пытаются решать конструктивные задачи «на глаз»

, у них развивается
образное мышление, они учатся представлять предметы в различных пространственных положениях, мысленно менять их взаимное расположение.
На родительских собраниях знакомили родителей с данным направлением работы, рассказывали о видах конструктора «Лего»

, с тем какие образовательные задачи планируем решать при
использовании его на занятиях и в совместной деятельности. С помощью родителей мы оформили картотеку, стенды с образцами построек, альбомы с иллюстрациями построек.
Освоение лего-конструктора велось последовательно от простого к сложному. Занятия по развитию конструктивного мышления проводятся по 25-30 минут в старшей группе; по 30-35 минут в подготовительной группе.

Систематические занятия с детьми на протяжении 3-х лет, со средней до подготовительной группы,а также активное использование конструкторов в самостоятельной деятельности показали, что у детей наблюдался высокий уровень развития в конструктивной деятельности.

Сначала мы просто знакомились с деталями конструктора, способам крепления двух кирпичиков, затем соединяли много кирпичиков, учились работать в коллективе. В последующем уже вносили образец постройки, учились анализировать образец и соотносить с ним свои действия «Ворота»

,
«Заборы»
. В дальнейшем
использовали образец на карточке «Постройка домика по карточке»
. Дети делали анализ образца, изображенного на карточке, подбор необходимых деталей и воспроизводили постройку. Усложнение через 2-3 темы — сборка машинки по карточке.

Для работы с детьми мы используем разные виды кострукторов «Лего»

, так как каждый из них соответствует определенному возрасту.

В младшей и средней группах применимы следующие виды конструктора:

• наборы ростового строительного материала из крупных деталей «Soft»

;

конструкторы серии «Duplo»;

• комплекты для конструирования транспортных средств и сооружений домов;

• тематические наборы – специальная техника (пожарные, полицейские машины, машины для уборки улиц, автоподъемники и др.);

• Даша-следопыт;

• Зоопарк.

Малыши с удовольствием строят простейшие конструкции: дорожки, заборы, мосты, ворота, ограды, машины, домики.

Дети упражняются в распознании цвета, счете до 5,закрепляют понятия: «высокий — низкий»

,
«широкий – узкий»
В средней группе основой при организации работы с лего конструктором является сказка. Это предварительное ознакомление с произведением, а затем конструирование его персонажей, создание моделей знакомых сказок, а также сочинение своих историй. В этом возрасте дети знакомятся с конструкторами:

ЛЕГО ДАСТА – конструирование по – замыслу;

• Одиночные комплекты для конструирования транспортных средств;

• Транспорт на дистанционном управлении.

Постройки носят условный характер, проблемы на начальном этапе связаны с недоразвитостью мелкой моторики и их слабой ориентировкой в пространстве. Впоследствии, дети могут свободно экспериментировать со строительным материалом.

В старшей и подготовительной группах добавляется конструирование части объекта по инструкциям педагога с последующим достраиванием по собственному замыслу и моделирование объектов по иллюстрациям и рисункам. Главные темы — «Транспорт»

,
«Архитектура»
. Отличительная черта моделей транспорта, сооружаемых
детьми этого возраста – размер и сложность. После предварительного занятия – конструирование по замыслу –проводится занятие по условию. Например, конструирование двухэтажного дома с крыльцом и балконом.
При выполнении построек – по словесному описанию и наглядному действию дети учатся справляться со сложными поэтапными постройками.

Проблемные ситуации стараемся создавать такие, чтобы ребенок захотел сам построить что-то для решения поставленной задачи.

Формы организации занятий самые разные: конструирование по заданным условиям, по изображению, по замыслу. Затем уже следует конструирование по изображениям.

Для подготовительной группы характерна работа с мелким конструктором и усложнение моделей. Основные формы организации занятий – работа по картинкам с изображением объекта и по замыслу. Темы занятий «Конструирование по замыслу на тему летнего отдыха. «Моделирование бабочки по картинке»

,
«Конструирование космических кораблей»
.

Таким образом, использованием конструктора у детей в средней группе развивается самостоятельность; в старшей группе — открываются широкие возможности для конструктивной деятельности, чему способствует прочное усвоение разнообразных технических основ и способов конструирования. В подготовительной группе занятия носят более сложный характер экспериментирования. Причем эти занятия не просто интересны ребятам, но и стимулируют их к дальнейшей работе. Конструктор — ЛЕГО позволяет в процессе игры пережить всю гамму настроений и положительных эмоции.

Конструктор дает возможность экспериментировать и создавать собственный безграничный мир, чувствовать себя, с одной стороны, неотъемлемой частью коллектива, а с другой — беспрекословным лидером в созданной ситуации.

Но главное – игра дает детям обретение уверенности в себе.

Если судить по выпуску подготовительной группы, то дети научились анализировать, развита речь, творческое воображение, коммуникативные способности, улучшилась память, более устойчиво стало внимание, дети научились логически мыслить.

Список литературы:

1. Левина, А. Развиваем восприятие (3-4 года)

/ А. Левина. —Издательство ОЛМА-ПРЕСС Экслибрис,2004

2. Куцикова, Л. В. Конструированиеи художественный труд в детском саду: Программа и конспекты занятий. /Л. В. Куцакова. -М.: ТЦ Сфера, 2009.-240с.

3. Комарова, Л. Г. Строим из ЛЕГО (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора ЛЕГО) / Л. Г. Комарова. – М.: «ЛИНКА-ПРЕСС»

, 2001.- 88с.: ил.

4. Давидчук, А. Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества / А. Н. Давидчук. – Изд. 2-е, доп. М., «Просвещение»

, 1976.

5. Брофман В. –Архитектурная школа папы Карло: книга для детей и взрослых. – М.: «ЛИНКА-ПРЕСС»

, 2001.-144с. илл.

Общее и физическое развитие ребёнка

Самая очевидная польза для физического развития ребёнка, когда он конструирует с помощью Лего, это развитие мелкой моторики. Мелкая моторика отвечает за движение мелких мышц. Когда ребёнок манипулирует деталями конструктора Лего, он развивает координацию мелких мышц в пальцах и руках. Развитие способности следовать инструкциям также преимущество конструирования с Лего. Многие наборы Лего идут с пошаговыми инструкциями, которым ребёнок должен следовать, чтобы выполнить поставленную задачу.

Роль LEGO-конструирования в развитии ребенка

Наталья Пасюк

Роль LEGO-конструирования в развитии ребенка

Играя, в LEGO ребенок развивается, в процессе конструирования совершенствуется воображение, развивается фантазия, стимулируется детское техническое творчество.

Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Технические достижения всё быстрее проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают интерес детей к современной технике. Благодаря LEGO на современном этапе появилась возможность уже в дошкольном возрасте знакомить детей с основами строения технических объектов.

Известно, что дети лучше всего учатся в игре. В процессе игры создаются условия, позволяющие ребенку самостоятельно строить систему взаимоотношений со сверстниками и с взрослыми. В детском саду такой способ обучения традиционно является одним из основных.

LEGO является, пожалуй, самым узнаваемым брендом среди производителей детских игрушек по всему миру. Он появился на свет в далеком в 1932-м году благодаря его создателю – столяру из небольшого городка в Дании – Оле Кирку Кристиансену (он сам придумал название для бренда, составив его из первых букв словосочетания «LEg GОdt» — «играть хорошо» на датском языке. Сегодня нет ни одного ребёнка и практически ни одного взрослого человека, который был бы не знаком с этими замечательными игровыми наборами!

LEGO — конструирование позволяет внедрять информационные технологии в образовательный процесс дошкольного учреждения, помогают дошкольникам овладевать элементами компьютерной грамотности, умениями и навыками работы с современными техническими средствами. Развитие способностей к конструированию активизирует мыслительные процессы ребёнка, способствует изобретательности и самостоятельности, инициативности, стремление к поиску нового и оригинального.

Роль LEGO-конструирования в развитии ребенка

На LEGO-конструировании дети:

• Развивают мелкую моторику рук;

• Учатся правильно и быстро ориентироваться в пространстве;

• Получают математические знания о счете, форме, пропорции, симметрии;

• Расширяют свои представления об окружающем мире;

• Развивают внимание, способность сосредоточиться, память, мышление;

• Учатся воображать, фантазировать, творчески мыслить;

• Овладевают умением мысленно разделить предмет на составные части и собрать из частей целое;

• Учатся общаться друг с другом, устраивать совместные игры, уважать свой и чужой труд.

Какая польза конструкторов LEGO для детей?

1. Учёные пришли к выводу, что LEGO способствует развитию двигательных навыков и мелкой моторики. Чтобы соединить небольшие детальки друг с другом, пальчикам придётся хорошо поработать, что принесёт малышу большую пользу. Любое конструирование предполагает разнообразные манипуляции руками. Годовалый малыш учится строить пирамиду из кубиков, тренируя координацию и ловкость маленьких пальчиков. Шестилетний ребёнок возводит достаточно сложные конструкции из разных по форме и размеру деталей. Всё это требует активной работы рук. Развитие же мелкой моторики напрямую связано с развитием мышления и речи.

2. С помощью конструктора совершенствуется речь ребёнка. Возьмём обыкновенный набор деталей, из которого можно построить, например, дом. Благодаря участию взрослого человека ребёнок узнает новые слова (формы, названия строительных материалов, деталей) и их характеристики. Он учится правильно применять понятия в речи, составлять предложения или рассказ.

3. LEGO прекрасно развивает структурно-логическое мышление, необходимое для построения объёмных конструкций и понимания приложенной к конструктору схемы. Собирание из частей целого требует сложной мыслительной деятельности. Чтобы получилось логически правильно законченное произведение, нужно хорошенько подумать. Цвета, в которые окрашены детали, специально подобраны с учётом того, как дети воспринимают мир.

4. Собирая конструктор, ребёнок учится быть внимательным и терпеливым, спокойно переживать неудачи и быть настойчивым на пути к цели, пусть она и будет такой, казалось бы, скромной, как небольшой домик из ярких деталей. Таким образом он развивает самодисциплину и самоорганизацию, это позволяет в процессе игры приобрести качества, которые пригодятся в будущем. Только при внимательном изучении инструкции можно правильно собрать модель. Порой даже незначительное отклонение от задачи может испортить весь замысел. Нередко ребёнку приходится переделывать, исправлять, корректировать уже собранное сооружение.

5. Кроме того, эта игра приносит неоценимую пользу творческому мышлению крохи. Оно необходимо, чтобы постоянно думать над следующим шагом, просчитывать все возможные комбинации и выбирать наиболее удачные, анализировать, какой шаг будет наилучшим. Большим достоинством конструктора LEGO является возможность собирать его по своему вкусу, не ограничиваясь формами, предложенными создателями. Детали разных наборов сочетаются между собой, что даёт неограниченный простор для фантазии.

6. Конструктор развивает воображение. Из деталей конструктора LEGO можно собрать своё неповторимое творение: домик для медведя, гараж для машинки, необыкновенный мост. Придумывать что-то новое из однотипных кубиков, кирпичиков, брёвнышек это так интересно.

От года до 3 лет. Для этой возрастной категории детей придумали серию LEGO под названием Duplo. Детали конструктора более крупные, чтобы малышам было проще с ними управляться и чтобы свести к минимуму возможность проглатывания. Конечно, в любом случае родителям необходимо быть рядом с ребёнком в момент игры.

От 3 до 7 лет. Это обычные наборы конструктора LEGO с более мелкими деталями, из которых можно собрать всё что угодно.

От 7 лет и старше. Наборы этой категории включают большее количество деталей и отличаются высокой сложностью собираемых объектов. У некоторых моделей техники даже присутствует дистанционное управление, любимое многими детьми.

Мыслительные навыки

Когда ребёнок конструирует с Лего, он использует свои навыки решения проблем. Он должен решить, какие детали использовать в своей работе, иногда с помощью метода проб и ошибок. Развитие навыков планирования и организации – другие преимущества, ради которых стоит посетить магазин Лего и выбрать подходящий набор конструктора для ребёнка. Конструирование с Лего требует от ребёнка составления плана, прежде чем он начнет строительство, даже если оно простое. Он должен организовать свои мысли в соответствии с имеющимися деталями Лего, чтобы воплотить свою идею в жизнь.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: