Конспект логопедического занятия в старшей речевой группе на лексическую тему « Осень»


Конспект ООД в подготовительной логопедической группе на тему «Осень в лесу»

МАДОУ «Детский сад №20 «Родничок» комбинированного вида», Московская область, п. Шаховская

Учитель-логопед

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Кромская А.И. Конспект ООД в подготовительной логопедической группе на тему «Осень в лесу» // Совушка. 2020. №2. URL: https://kssovushka.ru/e-sovushka.2016.n2-a/VP16030065.html (дата обращения: 10.10.2020 ).

ПРИЛОЖЕНИЕ: Презентация к конспекту ООД в подготовительной логопедической группе на тему «Осень в лесу»

Интеграция образовательных областей: коррекционная работа + познание + социализация + здоровье

коррекционная работа

  • обогащать словарь детей многозначными словами;
  • упражнять в образовании относительных прилагательных;
  • учить согласованию прилагательного и существительного в косвенных падежах;
  • совершенствовать навыки подбора и употребления антонимов-наречий и прилагательных;
  • упражнять в умении проводить звуковой и звуко-буквенный анализ и синтез слов;
  • развивать слуховое восприятие и внимание.

познание

  • расширять представления об изменениях природы осенью (деревья).

социализация

  • развивать умение действовать в команде;
  • формировать умение вежливо общаться с окружающими;
  • закреплять умение согласовывать свои действия с инструкцией ведущего.

здоровье

  • снятие статического напряжения;
  • профилактика утомления глаз.

Развивающая среда: компьютер, проектор, экран, презентация, указка, аудиозапись звуков леса, подносы с палочками и шишками, мяч, бумажные листья, картинки с изображениями листьев, кассы с буквами. Предварительная работа: экскурсия с детьми в парк, чтение стихов об осени, деревьях, отгадывание загадок, рисование деревьев, рассматривание картин об осени, занятия по изучению звука и буквы С, актуализация знаний по теме «Осень». Аудитория: дети 6-7 лет.

Литература(источники):

  1. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Коррекция нарушений речи, 2009;
  2. Османова Г.А. Игровой логопедический массаж и самомассаж в коррекции речевых нарушений, 2013;
  3. https://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2014/02/03/kartoteka-zritelnoy-gimnastiki-v-stikhakh

Образовательная деятельность. 1 .Организационный момент. Дети входят в группу. — Дети, к нам сегодня пришли гости. Давайте поздороваемся с ними (Здравствуйте!). А теперь хором повторим:

Собрались ребята в круг, ты — мой друг и я — твой друг. Вместе за руки возьмёмся и друг другу улыбнемся.

— ДОБРОЕ УТРО!!!

2. Объявление темы занятия. — Ребята, какое время года наступило? (осень). После какого времени года пришла осень? (после лета). Какое время года придет после осени? (зима). Назовите признаки осени (Стало холодно. Опадают листья с деревьев…). -Я хочу вас пригласить сегодня на прогулку в осенний лес. Вы хотите туда попасть? (да) Это сделать очень легко. Надо сказать волшебные слова — и мы окажемся в лесу: Хлопни-топни-повернись — и в лесочке очутись! (выполняют действия).

Включить проектор!!! (слайд 1)

3. Согласование прилагательного и существительного в косвенных падежах. А) — Вот мы и в лесу (дети вместе с логопедом подходят к столам). Пойдемте. Сядьте удобно, спинки выпрямите, ноги поставьте ровно, руки положите на стол (дети садятся за столы). — Посмотрите, ребята, какая осень пришла в лес – ранняя, золотая или поздняя? (ответы детей). Почему вы так думаете? (ответы детей). — Сейчас я буду говорить предложения, а вы заканчивайте их словами «золотая осень». В лес пришла (что?) …золотая осень. Еще недавно в лесу не было (чего?)… Мы радуемся (чему?)… Мы очень любим (что?)… Мы любуемся (чем?)… Мы говорили сейчас (о чем?)… Б)- Скажите, ребята, какие деревья растут в нашем лесу? (елки, березы…) Если в лесу растут и лиственные, и хвойные деревья, то как называется такой лес? (смешанный).

4. Образование относительных прилагательных. А) — Давайте заглянем на первую полянку (слайд 2). Сколько на земле листьев и плодов! Как называется такое явление, когда падают листья? (листопад). Почему это происходит? (дерево избавляется от листьев, в которых скопились вредные вещества; чтобы на листьях зимой не оседал снег и ветки не ломались под их тяжестью). — Если вы сейчас правильно назовете, с каких деревьев эти веточки, то увидите сами деревья. С какого дерева эта ветка, вы догадались? (эта ветка с березы, значит, она березовая…дубовая… рябиновая… ивовая) — Подумайте, про какое из этих деревьев говорят «столетний»? (дуб) Почему так говорят? (ответы детей)…. белоствольная? (береза)…. мелколистная? (рябина)…. влаголюбивая? (ива). Б) – А вот и следующая полянка (слайд 3). И здесь на земле много веточек. — Назовите правильно веточки — и увидите деревья. С какого дерева эта ветка? (эта ветка с осины, значит, она осиновая…сосновая… кленовая… липовая) — Я сейчас буду называть деревья, а вы послушайте внимательно и скажите, какое дерево я пропустила? (логопед называет 3 дерева с картинки вразнобой, дети называют пропущенное дерево).

5. Развитие слухового восприятия и внимания (слайд 4). — Если прислушаться, то в лесу можно услышать множество звуков. Послушайте (прослушивание музыкального фрагмента). -Какие звуки вы слышали? (Я слышал пение птиц. Я слышал шум ветра…)

6. Уточнение артикуляции и характеристики звука С. – Мы слышали, как свистел ветер в лесу. А мы сейчас споем свою песенку ветра. Сядьте прямо, распрямите спину, вдыхаем носом, делаем паузу, выдыхаем ртом, плечи не поднимаем (ССССССС). -Какой звук вы сейчас назвали? (с) (слайд 5) На экране — артикуляция звука «С». — Мы уже познакомились с этим осенним звуком на занятиях, а теперь вспомним, какой он? (Он согласный, глухой, может быть твердым и мягким)

7. Игра «Выложи букву». — Вспомним правило: «Звуки мы произносим и слышим, а буквы мы видим и пишем». На ваши столы ветер бросил веточки с деревьев. Выложите из них букву С (дети выполняют задание). Положите веточки на подносы.

8. Подбор слов со звуком «С» в начале и конце слова (слайд 6). На экране слайд «Солнце за тучками». — Ребята, посмотрите, над нашим лесом нависли тучки и почти закрыли солнце. Давайте разгоним тучки! Для этого нужно правильно выполнить задание. — Тучки не простые – на каждой картинка. Назовем их. Названия каких картинок начинаются со звука С (санки, совы, сумка); заканчиваются звуком С (ананас, автобус). — А почему вы не назвали картинку «банан»? (потому что в этом слове нет звука С). Вы отлично справились с этим заданием, и солнышко вновь засияло на небе! (слайд 7)

Выключение проектора!!!

— А сейчас пусть наши глазки отдохнут. Следите за моей рукой.

Зрительная гимнастика «Осень». Осень по опушке краски разводила, По листве тихонько кистью проводила. Пожелтел орешник и зарделись клены, В пурпуре осинки, только дуб зеленый. Утешает осень: не жалейте лета, Посмотрите – осень в золото одета!

Круговые движения глазами: налево – вверх – направо – вниз – вправо – вверх – влево — вниз Посмотреть влево – вправо. Посмотреть вверх – вниз. Зажмурить глаза, потом поморгать.

9. Д/игра «Скажи наоборот» (с мячом). — Я предлагаю вам выйти на полянку и поиграть (дети выходят на ковер). — Будем говорить слова «наоборот». Тополь растет быстро, а липа – медленно. Ель любит, когда сухо, а ива – когда сыро. У сосны ветви направлены вверх, а у ивы – вниз. У дуба корни залегают глубоко, а у березы – мелко. У дуба ствол толстый, а у рябины – тонкий. У сосны ствол темный, а у березы – светлый. У дуба желуди легкие, а у ели шишки – тяжелые. У ели иголки короткие, а у сосны – длинные. У осины листья широкие, а у ивы – узкие. — Ребята, вы замечательно справились с этим заданием.

Физкуль. Мы листики осенние, на ветках мы сидели (дети сидят) Дунул ветер – полетели. Мы летели, мы летели (бегут по кругу) И на землю тихо сели. (присели) Ветер снова набежал и листочки все поднял. (встали) Закружились, полетели и на землю снова сели. (покружились, спокойно садятся на ковер).

Дети проходят за столы.

10. Работа над многозначными словами. — Ребята, слово «листик» имеет разные значения. Лист растет на дереве, а еще какой он может быть? (лист в книге). -Шишки бывают тоже разные. Расскажите, какие (шишки еловые, сосновые, шишки на голове).

— Давайте поиграем с еловыми шишками. Самомассаж еловыми шишками «Шишки» Мишка по лесу ходил, (Пальчики шагают по столу) Много шишек находил, (Кулак-ребро -ладонь) Много шишек находил, (Кулак-ребро -ладонь) В детский сад нам приносил. (Кулак-ребро -ладонь) Раз, два, три, четыре, пять! (Загибают пальчики на обеих руках) Будем с шишкой мы играть! (Берут шишки) Будем с шишкой мы играть, (Прокатывание шишки между ладонями) Между ручками катать! В ручку правую возьмём (Сильно сжимаем шишку в правой руке) И сильней её сожмём! Руку быстро разжимаем, (Прокатываем шишку между пальчиков) Между пальчиков катаем. В ручку левую возьмём (Сильно сжимаем шишку в левой руке) И сильней её сожмём! Руку быстро разжимаем, (Прокатываем шишку между пальчиков) Между пальчиков катаем. Мы закончили катать, (Убираем шишку на край стола) Будем дальше продолжать!

11. Работа с кассами букв. — Не все лесные обитатели еще спят. Отгадайте, кто прилетел на полянку: Те, с кем рядом я жужжала, Помнят – у меня есть жало И на брюшке полоса, Потому, что я … (оса) (слайд 8)

Включить проектор!!!

— Придвиньте к себе кассы букв. Выложим слово «оса». Какая первая буква в слове «оса»? Вторая? Какая последняя буква в этом слове? Прочитаем получившееся слово (оса). Сколько всего в нем букв? (3). Сколько здесь гласных? (2) Назовите их. Сколько здесь согласных? (1). Назовите их. — Уберите первую букву О. Что получилось? (СА). Добавьте одну букву так, чтобы получилось слово «САМ». Прочитаем его. Уберите буквы в кассы.

12. Итог занятия. -Ребята, настала пора возвращаться домой (слайд 9). Давайте вспомним, где мы гуляли. Я буду показывать веточки разных деревьев, а вы будете образовывать нужное слово и вставлять в стихотворение (логопед показывает картинки с разными листьями):

В лесочке (березовом) мы отдыхали, В лесочке (дубовом) в канаву упали, В лесочке (еловом) на шишку уселись, В лесочке (рябиновом) ягод наелись. В лесочке (осиновом) было красиво. В общем, весь день провели мы счастливо!

— А теперь выходите сюда (дети идут на ковер). Скажите, что вам понравилось на нашей прогулке (ответы детей). Посмотрите, какой красивый букет из листьев подарила нам осень! Она начала раскрашивать листья в разные цвета, да не успела закончить работу. Давайте ей поможем. Другую сторону листочков вы раскрасите дома разноцветными красками (в руках логопеда букет из бумажных листьев; каждый ребенок получает листок). — А теперь скажем волшебные слова: До свиданья, милый лес, не забудем мы чудес Ты скорее повернись — снова в группе очутись!

Выключение проектора!!!

— Ну, вот мы снова в нашем саду.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: