Материал по русскому языку на тему Лингвистические сказки на уроках русского языка (5-6 класс)


«Сказка о Морячке и рыбке» (лингвистическая сказка)

  • 14 ноября 2013

Конкурс «Волшебное перышко – 2013»

Номинация «Проза» – 6-11 лет

Об авторе

Здравствуйте. Меня зовут Артём Лукашов, десяти лет от роду. Я ученик пятого класса. Учусь в самой замечательной СОШ №41. Живу в самом легендарном городе-герое Севастополе, в Крыму, Республика Украина.

Очень люблю наш Великий Могучий Русский Язык. Интересов масса: пишу сказки и фантастику, учусь играть на саксофоне, занимаюсь тхэквондо.

Сегодня-презентация моей лингвистической сказки. В нашем классе мало кто любит «русский язык». А я его просто обожаю. Это мой любимый предмет. Нас, современных учеников, мало чем можно удивить, а тем более заинтересовать. Особенно это касается правил, орфограмм, определений, которые в учебнике кажутся очень скучными и однообразными.

Я подумал и решил сочинить лингвистическую сказку, чтобы сделать правила более интересными, вызвать положительные эмоции в классе. Моя сказка создана по законам русского языка, по плану:

1. Присказка: Сказка – ложь, да в ней намёк!

2. Зачин: У кого ушки на макушке – всё усвоит, а кто уснёт – ни с чем уйдёт.

3. Сказочное действие: Сказка о Морячке, рыбке и Великом Русском языке.

4. Концовка: Без труда – не вынешь и рыбку из моря!

Думаю, она обязательно понравится и вам, и моим одноклассникам. Выношу на ваш суд своё творение. Но прошу, не судите строго – я только учусь. Спасибо.

Сказка о Морячке и рыбке

Лингвистическая сказка

«Сказка – ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок!»

Ставьте ушки на макушки – слушайте внимательно. Расскажу я сказку вам – просто замечательную. Так как город у нас – морской, то и сказка будет – про Морячка. Итак – слушайте. Сказка о Морячке и рыбке.

Жил да был Морячок со своею семьёю у самого Чёрного моря. Жили дружно, не тужили. Всё бы ничего, если бы однажды Морячок не закинул невод в пучину морскую и не пришёл бы невод с рыбкой золотою. Взмолился Морячок наш! Голосом молвит дрожащим: «Наконец-то, я нашёл тебя, рыбка! Помоги мне, дорогая, стать грамотным. Дело очень серьезное! Я очень хочу стать настоящим военным моряком, а Царь не берет меня на службу, пока я не выучу наш Великий Могучий Русский язык».

И поведал морячок рыбке свою историю о том, как он принёс Царю прошение, а тот, по мере того как читал его, становился всё серьезнее, а после – и вовсе разгневался!

«Ты чего написал, Морячок? Тельняшка – через букву «и», шинель – через букву «е», а ботинки – вообще, ужас! Ты что, Морячок? Ты слушай меня, дружок. Так вот, понимаешь, это Великий язык. В нём переставить местоимение, сказуемое и подлежащее – и появится интонация! Наша Маша горько плачет! Или, плачет наша Маша, горько! Ты, понимаешь, это же – поэзия! Это ж, былины! А есть предложения вообще в одно слово. Моросило. Вечереет. Смеркается. Ты чувствуешь, Морячок?

Когда, я читаю, что ты написал, я весь чешусь в самых скромных и нескромных местах от стыда за тебя. Тут же язык можно сломать, пока до конца абзаца доберёшься! Кто тебя учил? В школе? Не может быть! Наверное, ты «ковырялся в носу» на уроках и не слушал учителя? Ну да ладно! Дело поправимое.

Повтори правила написания и проверки безударных гласных в словах и виды предложений по эмоциональной окраске, которые передают чувства говорящего (радость, просьба, восторг, удивление). А ещё попробуй записать десять предложений, которые состоят из одного слова, будь то подлежащее, наречие или сказуемое. Хорошо? Вот и договорились! Посмотришь, когда ты это всё повторишь, тебе станет очень легко и учиться, и общаться. Выучишь – приходи! Возьму тебя служить Родине – Матушке!»

На том и порешили.


Внимательно выслушала рыбка нашего Морячка. А потом промолвила: «Помогу я тебе, друг сердешный. Слушай и запоминай. Придёшь домой, откроешь учебник по русскому языку для пятого класса, тридцать три раза прочитаешь всё, что тебе Царь велел, а затем положишь книгу под подушку на ночь и спи себе спокойно. Проснёшься – всё знать будешь!»

Поблагодарил Морячок рыбку и пошёл восвояси, набираться ума-разума. Всё сделал, как она сказала. И, о чудо! Всё получилось! Радости не было предела!

«Здорово! Классно! Ура!» – кричал Морячок. Царь простил нашего умника, взял на службу, дал жалование. И стал Морячок настоящим морским офицером. И служил своему народу долго-долго верой и правдой.

А рыбку он до сих пор вспоминает: «Хитрюга. Умница. Помогла. Спасибо!»

Отсюда итог: без труда – не вынешь и рыбку из моря!

На фото автор и его иллюстрация к сказке о Морячке и рыбке.

Автор: Артём Лукашов, 10 лет, ученик пятого класса СОШ №41, город Севастополь, республика Украина. Работу одобрила и прислала мама Ильчук Лариса Александровна.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]