Воспитываем патриотизм – тематические игры для школьников


Я люблю тебя, Россия!

Патриотизм – это любовь к Родине. Так в самом простом виде можно охарактеризовать это непростое, многогранное понятие Почему же патриотизм – это чувство, которое должно быть нужно не только руководителям страны, но и всем ее гражданам, взрослым и детям?Потому что по-настоящему гармоничной личностью может считаться только тот человек, который чувствует свою сопричастность с событиями прошлого и ответственность за настоящее и будущее своей страны.
Как же объяснить детям, воспитанным на заморских играх и фильмах, для чего она – любовь к Родине? В этом непростом деле особая роль отведена патриотическим играм для детей, которые в интересной и ненавязчивой форме учат важнейшим гражданским и человеческим ценностям.

Использование патриотических игр для детей в воспитательном процессе

Детские народные подвижные игры как средство патриотического воспитания

Библиографическое описание:

Раскатова, К. В. Детские народные подвижные игры как средство патриотического воспитания / К. В. Раскатова, И. Ю. Кулько. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2020 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2020. — С. 56-58. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/189/10220/ (дата обращения: 10.10.2020).


Давайте детям больше и больше содержания общего, человеческого, мирового, но преимущественно старайтесь знакомить их с этим через родные и национальные явления…

В. Белинский

Патриотизм — это чувство любви к Родине, Отчизне, тому месту, где ты родился, вырос и осознал себя как личность. В последнее время происходит переосмысление сущности патриотического воспитания, его места и роли в общественной жизни.

Исследования в области дошкольной педагогики и психологии свидетельствуют о том, что именно в дошкольном возрасте закладываются базисные основы личности, начинается процесс становления и формирования социокультурного опыта, «складывается» человек. Воспитание патриотических чувств на современном этапе развития общества обязывают ДОУ развивать познавательный интерес, любовь к Родине, её историко-культурному наследию.

Работу по патриотическому воспитанию я вношу во все виды деятельности: познавательную, художественно — эстетическую, речевую и игровую. Для того чтобы знания, полученные в процессе проведения непосредственно — образовательной деятельности, были прочными, необходимо их постоянное закрепление в повседневной жизни. И для этого, как ничто другое, подходит игра, так как известно, что именно игра является ведущим видом деятельности дошкольников, и любые, без исключения, виды детских игр подходят для реализации задач патриотического воспитания: сюжетно — ролевые, дидактические, настольно — печатные, пальчиковые, хороводные, подвижные.

Ведь народная игра — это наше детство, забавы старшего поколения — наших бабушек и дедушек, практическое размышление ребенка об окружающей действительности. Ведь именно игра — деятельность, с помощью которой дети впервые вступают в общение со сверстниками. Ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, учится справедливо оценивать поступки товарищей. Нравственные качества, сформированные в игре, влияют на поведение ребенка и его характер.

Игра является способом познания окружающего мира. Через нее дети знакомятся с животными, птицами, их движениями, звуками, местом обитания.

Например, в таких играх как «Кошки мышки», «Сова», «Подуй на хвостик», «Поймай», «Ветерок», «Горячая картошка», отображается быт народа. Так, если отец или дедушка приносил из леса зайчика, лису, то хвост добычи служил забавой для маленького ребенка. Отсюда и появились такие интересные игры.

При объяснении правил игры я рассказывала детям о том, что русские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Я с детьми играла в различные народные игры, но особенно популярными и любимыми для них стали такие игры, как «Краски», «Гори, гори ясно», «Платочек», «Колечко», «Гуси — гуси», «Жмурки», «Кошки мышки», «Рыболов», «Ручеек», «Каравай».

Используя в своей практике дошкольного воспитания народные игры, я закрепляю знания детей о народных традициях. Ведь народные игры для детей ценны в педагогическом отношении, они оказывают большое влияние на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребёнка, создают определённый духовный настрой, интерес к народному творчеству. Они достаточно разнообразны по своему содержанию, тематике и организации.

Особенность подвижных народных игр в том, что они, имея нравственную основу, обучают развивающуюся личность социальной гармонизации. Подвижные народные игры учат личность тому, что цену имеет не любое личное достижение, а такое, которое непротиворечиво вписано в жизнь детского сообщества.

Большое воспитательное значение заложено в правилах игры. Они определяют весь ход игры, регулируют действия и поведение детей, их взаимоотношения, содействуют формированию воли. Подвижная игра требует внимания, выдержки, сообразительности и ловкости.

Знакомство детей с народной подвижной игрой начинается уже с младшего дошкольного возраста.

Важно заострить внимание детей к народной игре, привить желание играть. Для этого я использовала простые игры типа: «Догоните меня», «Зайка серенький», «У медведя во бору», «Салки», «Прятки», «Жмурки», «Али — Баба и разрывные цепи» «Огуречик, огуречик…». Эти игры строятся на основе опыта детей, представлений, знаний об окружающей жизни, явлениях природы, образе жизни и повадках животных и птиц. Главное, чтобы игровые образы были понятны и интересны детям.

В ходе народных подвижных игр я привлекаю внимание ребят к её содержанию, слежу за точностью движений, которые должны соответствовать правилам, за дозировкой физической нагрузки, делаю краткие указания, поддерживаю и регулирую эмоционально — положительное настроение и взаимоотношения играющих, приучаю их ловко и стремительно действовать в создавшейся игровой ситуации. В конце игры обращаю внимание на тех детей, кто проявил смелость, ловкость, выдержку, товарищескую взаимопомощь. Во время игры произносятся рифмовки вместе с детьми, задавая необходимый ритм тех движений, которые включены в игру.

Я предлагаю детям способы выбора водящего, с понятиями: зазывалки, считалки, жеребьевки, угады. Но в свою очередь, не только я предлагаю детям, в какие народные игры мы будем играть, но и дети, проявляя инициативу, рассказывают о тех играх, в которые их научили играть родители. Ребята с радостью объясняют правила игры и весело играют всей группой. Тыщенко Милана научила детей играть в русскую народную игру «Утки и гуси». Правила игры просты: дети выбирают ведущего, а остальные садятся на корточки в круг. Ведущий начинает медленно идти с наружной стороны круга, дотрагивается рукой до каждого игрока и говорит слово «утка» или «гусь».

Если игрока назвали уткой, он продолжает спокойно сидеть, если гусем, он вскакивает и догоняет ведущего, пока тот не успел занять свободное место гуся. Если ведущему это удается, в следующем кону водит «гусь».

Через народные игры, речевки, упражнения, считалки я формирую у дошкольников первые чувства патриотизма: гордости за свою Родину, любовь к родному краю, уважение традиций. Полученные знания позволят подвести ребёнка к пониманию неповторимости культуры своего народа.

Подвижные народные игры можно использовать и на физминутках, и на прогулках, и на вечерах досуга и т. д.

Такие игры вобрали в себя лучшие национальные традиции. В них ярко отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои.

В народных играх много юмора, шуток, задора, что делает их особенно привлекательными для детей. Доступность и выразительность народных игр активизирует мыслительную работу ребенка, способствует расширению представлений об окружающем мире, развитию психических процессов. В народных играх есть все: и фольклорный текст, и музыка, и динамичность действий, и азарт, что очень заинтересовывает детей. В то же время они имеют строго определенные правила, и каждый играющий приучается к совместным и согласованным действиям, к уважению всеми принятых условий игры. В таких играх можно отличиться, если это не нарушает установленного порядка — в этом и заключается педагогическая ценность народных игр.

Вся работа по ознакомлению детей с подвижными играми проходит в тесном контакте с семьей. Было проведено родительское собрание ««Делу время — потехе час», на котором родители рассказали о своих любимых народных играх, в которые они играли в детстве, а сейчас научили своих детей. Родители стали активными участниками в подготовке атрибутов к народным играм, помогли в оформлении фотовыставки «Любимые игры детства», участвовали в конкурсах рисунков «Игры, знакомые нам с детства».

В процессе ознакомления с народными подвижными играми воспитанники достигли следующих результатов:

  1. Умеют самостоятельно играть в подвижные игры.
  2. Используют в активной речи жеребьевки, считалки, загадки.
  3. Осмысленно и активно участвуют в русских народных праздниках.
  4. Самостоятельно выбирают игру, в которую играют все вместе.

Дети очень любят играть. Но, чтобы игра помогла заложить основы нравственного воспитания, мы должны играть вместе — воспитатели, родители, дети. Игра изменяет реальные отношения детей и взрослых, она сближает, сплачивает, тем самым устанавливаются доброжелательные взаимоотношения и взаимопонимание.

Таким образом, все вышесказанное еще раз доказывает, что народная игра — отражение образа жизни, национальных традиций, обычаев. Это часть народной педагогики, которая опираясь на активность ребенка, всеми доступными средствами обеспечивает всестороннее развитие и приобщение его к культуре своего народа. Ведь заложив фундамент нравственности с детства, мы можем надеяться, что воспитали настоящего патриота, любящего свою Родину.

Ведь народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности. Они образуют фундамент для развития его нравственных чувств, создания и дальнейшего проявления их в общественно полезной и творческой деятельности.

В свою очередь мы не собираемся останавливаться на достигнутых результатах, так как всё чаще находим им практическое применение. В дальнейшем я планирую расширять и систематизировать знания детей о народных подвижных играх, закреплять и совершенствовать двигательные умения и навыки. Я планирую продолжать развивать заинтересованное отношение детей к культуре своей страны и создавать эмоционально положительную основу для развития патриотических чувств. Ведь народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу для начального этапа формирования гармонически развитой активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. По работе с родителями для себя запланировала привлекать их к совместным досугам.

Литература:

  1. Венгер, Л. А. Игра как вид деятельности. // Вопросы психологии. 1996. № 3;
  2. Карпова, С. Н. Игра и нравственное развитие дошкольников [Текст] / С. Н. Карпова, Л. Г. Лысак. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986. — 142 с.
  3. Касаткина, Е. И. Игровые технологии в образовании и воспитании / Е. И. Касаткина // Дошкольное воспитание. — 2009. — № 12. — С. 17–19.
  4. Касаткина, Е. И. Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ. //Управление ДОУ. — 2012.- № 5.
  5. Мельникова, Н. В. Нравственная сфера развития личности дошкольника. — Шадринск: Изд-во ШГПИ, 2010. — 109с.

Основные термины
(генерируются автоматически)
: игра, ребенок, народная игра, патриотическое воспитание, правило игры, знание детей, начальный этап формирования, окружающий мир, том.

Истоки патриотизма

Воспитание патриотизма у детей начинается самого юного возраста и продолжается на всех этапах становления личности. Родной дом, двор, близкие люди и добрые соседи, сирень под окнами – это первые впечатления малыша, которые запомнятся на всю жизнь, куда бы потом не забросила судьба.

Патриотическое воспитание дошкольников и школьников складывается из нескольких больших блоков:

  • изучение истории своей страны, ее фольклора и традиций, культуры, достижений, изучение истории малой родины: города, поселка, исследование своей родословной;
  • воспитание уважения к защитникам Родины, к военным подвигам, осознание собственного гражданского и воинского долга;
  • выработка уважения к законам своего государства и понимание важности их обязательного исполнения;
  • формирование ответственного и уважительного отношения к труду и его результатам;
  • воспитание любви и бережного отношения к родной природе и т.д.

Играем и учимся в детском саду

Без игр невозможно представить ни развитие, ни обучение ребенка. Особенно это касается младшего возраста, когда закладываются многие качества личности, в том числе бережное и уважительное отношение к родной стране и родному городу. Родители и педагоги должны всемерно поддерживать искру интереса у детей, которая впоследствии может развиться в искреннюю любовь и уважение к своей стране. Конкурсы поделок из природного материала, заботливо собранного в парке или осеннем лесу, конкурсы рисунков на тему «Мой город», «Моя Россия», подготовка рассказов о родственниках-участниках боевых действий и предметах старины, хранящихся дома, – все это помогает малышам осознать свою причастность к большой стране.

Использование патриотических игр для детей в воспитательном процессе

Патриотические мероприятия включают в себя и активные игры и развлечения, эстафеты и состязания:

  • «Донесение с фронта»

Для этой эстафеты детей нужно разделить на две или более группы, в каждой группе выбрать капитана. Каждой команде дается конверт с донесением, разрезанным на части. Это может быть пазл с картинкой или простым словом, например, «Победа». Капитаны стоят на финише. По команде первые участники бегут к капитану с одной частью депеши, отдают ее и возвращаются к «своим», а следующие участники несут очередную часть письма. Победа присуждается самой быстрой команде.

  • «Курс молодого бойца»

Простой курс для малышей можно устроить в просторной группе или на улице. Юным защитникам Родины предстоит пройти по «болотным кочкам», пролезть через тоннель, обойти вражеские мины, забраться на холм и посмотреть в бинокль. Препятствия несложно сделать из подручных материалов, а победитель выявляется по результатам времени прохождения полосы всеми участниками.

Воспитание патриотизма у школьников

В школе начинается более глубокое изучение родной истории, литературы, культурных и научных достижений России. В начальных классах актуальны фольклорные постановки, старинные народные игры и забавы. Они не только увлекательны, но и помогают детям узнать много нового о своей Родине. В средних и старших классах широко распространены викторины и интеллектуальные конкурсы на тему родной истории и культуры, позволяющие ребятам проявить свои знания, а также постановки отрывков из литературы военной тематики и исторические реконструкции. Как правило, их приурочивают ко Дню защитника Отечества и Дню Победы.

Использование патриотических игр для детей в воспитательном процессе

Многие взрослые помнят легендарную военно-патриотическую игру «Зарница», которая, пусть и в игровой форме, позволяла почувствовать атмосферу военного времени и проникнуться подвигом своей страны. Сейчас игры такого рода возрождаются на уровне классов, школ. Одна из альтернатив «Зарнице» — игра «Присяга», которую можно проводить в помещении, например, в школьном спортивном зале.

Она включает в себя 4 блока:

  • «Политподготовка» — проверка знаний молодых бойцов о родной истории, знаменитых сражениях и военачальниках;
  • «Физподготовка» – комплекс спортивных состязаний между участниками игры;
  • «Боевая готовность» — конкурсы на знание теории и практики ведения боя;
  • «Строевая подготовка» — проверка умения ходить маршем.

По итогам конкурса выявляются лучшие бойцы, достойные службы в вооруженных силах. Победителям вручаются вещмешки с ценными призами.

Итак, верность своему Отечеству – это благородное чувство, которое нужно воспитывать с малых лет. Игры для детей патриотического содержания – ценный элемент всей системы нравственного развития будущих достойных граждан нашего общества.

Патриотические игры, на разработку которых ушло около 36 миллионов рублей

Похоже, в нашей стране поняли, что наши дети играют в западные игры, где зачастую русские выставляются в плохом свете. Минобороны решила создать патриотические игры, которые составили бы конкуренцию западным аналогам и заставили бы мир думать, что Россия не так уж плоха, как её малюют. На эти целы было выделено 36 миллионов рублей. Уже неплохо, можно создать русский Black Ops и Battlefield. Но мы же живём в России, поэтому я не удивлюсь, если реально было потрачено на это всё около 20 тысяч рублей. Потому что в итоге мы получили четыре старых элементарных никому не нужных флеш-игры.

Хотя, из этих четырёх, играми назвать можно только три: «Сапер«, «Тетрис» и «Морской бой«, — да и то, что-то мне подсказывает, что всё это мы уже видели лет так …цать назад. Последнее же приложение называется «Тест на воинское звание» и я даже не знаю надо ли пояснять вообще о нём что-то.

Ресурс newsru приводит даже приблизительные затраты на все эти игры. По оценкам независимых экспертов, создание каждой игры может обойтись ну максимум в 320 тысяч, это если будут задействованы люди, действительно знающие своё дело. При этом на разработку каждой из игр нужно всего около месяца и три человека: программист, флешер и художник. В сумме их зарплата за месяц составляет порядка 250-300 тысяч. Даже если учесть, что каждому из них купили по компьютеру для разработки, 36 миллионов тут никак не получается. Хотя часть из общей суммы, конечно, ещё ушла и на создание портала, но всё равно сумма сильно завышена. Даже страшно представить, сколько денег у кого-то осело в карманах. Наверное, сейчас уже где-то на Рублёвке вырос новый коттедж, ну или домик охраны при коттедже.

Всё те же эксперты отметили, что за 30 миллионов рублей можно сделать реально крутую игру с качественной графикой и с превосходным геймплеем. А тут нам подсовывают старьё с посредственной графикой. Может если и не знать, сколько на это было потрачено денег, то можно и поиграть, но держа в голове мысль, что это стоило 36 миллионов рублей, хочется только плюнуть в монитор.

Минобороны отрицает всякого рода критику. А начальник управления пресс-службы и информации Игорь Конашенков придумал весьма интересную отговорку: «… созданный информационный портал военного ведомства – абсолютно новая информационная площадка, обладающая практически неограниченными возможностями дальнейшего развития и наполнения мультимедийным контентом. Он состоит из десятков тематических разделов, рассказывающих о различных аспектах деятельности Вооруженных сил и ориентированных на различные возрастные категории пользователей Сети». Интересна эта отговорка тем, что пока её дочитаешь до конца, уже забудешь, о чём тут вообще говорится. Или это только у меня так?

Теперь немного истории. Идея создать отечественные игры, где надо было бы играть за русских, а не за буржуев, родилась ещё в 2010 году, после того, как Сергей Собянин выказал своё недовольство существующими методами воспитания патриотизма в гражданах. Её предложил статс-секретарь Минобороны Николай Панков.

Через год Дмитрий Медведев выступил с предложением создать отечественный аналог World of Warcraft. Два месяца спустя, в сентябре 2011 года, Минобрнауки проводит конкурс, по итогам которого победителю присуждалось право разработать движок игры за 90 миллионов рублей. Как ни странно, но желание никто не проявил, а потому и движок никому разрабатывать не дали.

Несколько лет назад Госнаркоконтроль попытался создать две игры с целью пропаганды здорового образа жизни. Назывались они незамысловато: «Антинаркомания» и «Боец спецназа ФСКН России«. На выходе получился откровенны ужас, мягко говоря, но зато многие признали, что это подвижки в правильную сторону.

Впрочем, как известно, на государство надейся, да сам не плошай. Поэтому некоторые разработчики уже давно сами выпускают патриотические игры. Наверняка большинство как минимум слышало об игре «Противостояние«, для которой «Руссобит-М» даже выпустила дополнение «Противостояние. Принуждение к миру«. Эта игра до сих пор пользуется уважением у геймеров. Можно так же вспомнить «Казаков» от украинской GSC Game World и «Операцию «Багратион»» от белорусской Gamstream.

В итоге мы в очередной раз убеждаемся, что государство больше думает о том, как бы им побольше денег куда-то вбухать и растащить по карманам, чем о том, как дело делать. Ну, это лично моё мнение. Вы, может быть, считаете иначе.

***

Все главные новости недели в одном видео:

Бесплатные ключи в и ! Подписывайся на наши группы, читай новости и забирай халяву — Steam ключ на How to Survive

и другие игры! Узнай, как получить игру

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: