Система уроков по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» (7 класс)


Урок обобщения по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» 7 класс

Урок обобщения по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба». Тарас Бульба – народный герой.

Цель урока: развивать у учащихся умение анализировать литературное произведение и литературный образ, воспитывать у детей чувство патриотизма, коллективизма, дружбы.

Эпиграф урока: «Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая пересилила бы русскую силу»! Н.В.Гоголь.

Ход урока.

Свой урок, ребята, я хочу начать с притчи про одиночество. «Пришел однажды к мудрецу юноша и спросил его, как спастись от одиночества.

— Я избавлю тебя от одиночества, но сначала ты должен пройти трехдневное испытание. Юноша согласился. В первый день мудрец плотно завязал глаза юноше, чтобы тот ничего не видел. Это было невыносимо тяжело, особенно когда юношу просили что – нибудь принести. На следующий день мудрец плотно закрыл уши юноше, чтобы тот ничего не слышал. Юноше показалось, что весь мир вокруг словно оглох. На третий день мудрец закрыл юношу в маленькой комнате без окон и света на целый день. Наконец, все испытания закончились, и юноша восклик- нул: — Как я рад, что все выдержал! Теперь вы мне поможете? — Разве ты по – прежнему чувствуешь себя одиноким? — Откровенно говоря, нет. Мир так прекрасен. Я даже не догадывался, что вокруг такое множество звуков и красок. – Пока человек может смотреть на солнце, луну, звезды и наслаждаться дарами земли и моря, он не одинок.

Давайте и мы найдем средство от одиночества и начнем работу. Дорогие ребята, мы закончили с вами работу над повестью Н.В.Гоголя «Тарас Бульба». Нам остается рассмотреть образ главного героя произведения, его именем писатель назвал свою повесть. Кто такой Тарас Бульба, как он жил, как умер этот герой.

2.Работа над образом героя повести.

— Каким мы увидели Тараса Бульбу в начале повести? Как он выглядел? Как ведет себя при встрече с сыновьями? Как относится к жене? О чем говорит его внешность? Опишите ее. – Почему Тарас Бульба так быстро меняет свое решение и отправляется в Запорожскую Сечь на следующий день?

3. Заполнение таблицы. Какие черты характера проявляет Тарас Бульба в названных эпизодах?

8.Момент пленения. Сцена гибели Тараса

Бульбы.

— Тарас радовался успехам своих сыновей, но все равно был недоволен жизнью Запорожской Сечи. Почему? О чем он мечтал? *Более точную характеристику нашему герою даст его речь о товариществе. *Чтение речи о товариществе. – В какой фразе заключена основная мысль Тараса Бульбы? ( Нет уз святее товарищества). – А как вы понимаете товарищество? (Мнения учащихся). Учитель: Товарищество – надежный фундамент дружбы. Это благородное чувство. Чувство товарищества зародилось в глубокой древности, когда людям, чтобы выжить, преодолеть голод, холод, болезни, была необходима взаимопомощь. Понятие «товарищество» не всегда имело нынешнее значение. Например, в 17 веке слово «товарищ» означало «боевой соратник». Во все времена особенно ценилось боевое товарищество. В годы Великой Отечественной войны оно во многом предопределило победу нашего народа над немецко – фашистскими захватчиками. Именно о боевом товариществе говорит Тарас Бульба. Товарищество и дружба – удивительные отношения, возникающие между людьми. – Что вы думаете о товариществе, дружбе, друге? ( Чтение сочинений учащихся).

«Дружба – это такие отношения между людьми, которые может создать каждый желающий. Люди, у которых есть лучшие друзья, считают себя самыми счастливыми людьми на земле. Секретами, радостями мы можем поделиться с друзьями. Когда мы сталкиваемся с трудностями, только верные друзья придут на помощь, чтобы помочь и поддержать нас. Никто не может чувствовать себя одиноким, если он окружен верными друзьями. Одиночество царит в жизни тех людей, у которых нет друзей. Правду говорят, что друзья познаются в беде. Есть настоящие и ложные друзья. Настоящие всегда на вашей стороне, даже если с вами случилась беда. Ложные друзья вряд ли помогут вам в трудную минуту. Надо избегать таких людей. У каждого человека должен быть хотя бы один, но самый близкий друг». (Кочнева Юля).

— А что такое товарищество для Тараса? — Как речь Тараса Бульбы характеризует его? Учитель: Единение Тараса с казаками проявляется в борьбе за родину. – В каких эпизодах проявился талант Тараса как полководца? ( Последний бой под Дубно). – Как вел себя во время боя Тарас – полковник? Какими фразами подбадривает своих товарищей – казаков? Учитель: Давайте рассмотрим образ Тараса — отца? Казнь сыновей. *Просмотр фрагмента из фильма «Тарас Бульба». Казнь Андрия. – Что чувствует к Андрию Тарас? *Фрагмент казни Остапа. Присутствие Тараса на казни. – Повлияла ли смерть Остапа на дальнейшую судьбу Тараса? — Как удалось Гетману Потоцкому схватить Тараса? * Фрагмент « Гибель Тараса». – Можно ли назвать смерть Тараса героической? Почему? Учитель: Гоголь провел своего героя через страшные испытания и показал, что человека можно ожесточить, сделать одиноким и несчастным, не знающим отдыха от страданий, но его нельзя сломить, согнуть, если он служит общему делу, если он борется за свободу, защищает Родину.

— Почему Тараса мы называем народным героем? * Задание: составить кластер. Какими словами – эпитетами можно охарактеризовать Тараса Бульбу?

* Тестовые задания.

1. Укажите годы жизни Н.В.Гоголя. а) 1799 – 1837 б) 1809 – 1852 в) 1831 – 1895 г) 1821 – 1881.

2.К какому жанру относится произведение «Тарас Бульба». а) повесть б) роман в) рассказ г) поэма.

3.Кому принадлежат слова: «Терпи, казак, атаманом будешь!», «Есть еще порох в пороховни- цах!»? а) Андрию б) Тарасу Бульбе в) Остапу г) куренному атаману.

4.Где происходит действие в произведении? а) в Польше б) в России в) на Украине г) в Белоруссии.

5.Кто произнес речь о товариществе? А) Остап б) Тарас Бульба в) Андрий г) Степан Гуска.

6.Как называется прием, используемый в произведении? « Степь, чем далее становилась прекраснее.. Сквозь тонкие , высокие стебли травы сквозили голубые, синие и лиловые волошки; желтый дрок выскакивал вверх своею пирамидальною верхушкою; белая кашка зонтикообразными шапками пестрела на поверхности; занесенный бог знает откуда колос пшеницы наливался в гуще». А) пейзаж б) портрет в) интерьер г) деталь.

7. Почему Тарас Бульба попал в плен? Что он не захотел оставить на вражеской земле? А) коня б) саблю в) люльку – курительную трубку. г) кафтан.

8.Укажите причину предательства Андрия. А) нежелание воевать б) ссора с отцом в) желание славы г) любовь к красивой панночке.

9.В чем заключался смысл жизни Тараса? А) в счастливой семейной жизни б) в воспитании сыновей в) в служении Родине и защите ее от врагов г) помнить традиции и обычаи Запорожской Сечи.

10.Какая проблема поднята в повести Н.В.Гоголя? а) проблема предательства б) проблема любви в) проблема товарищества и дружбы г) проблема личности и власти.

* Заключительное слово учителя. Рефлексия.

В своем произведении писатель показывает народно – освободительное движение, которое заключалось в «общенародном характере и значении, в массовости восстаний. Проводивших в смятение польских магнатов и шляхту, в самоотверженной борьбе украинских казаков и крестьян против иноземных угнетателей». Народный героический подвиг мы находим в трагической судьбе Тараса Бульбы. Чтобы вечно процветала русская земля, чтобы свято соблюдался «основной закон товарищества» — вот в чем заключается подвиг Тараса Бульбы. Герои не погибают, они приобретают бессмертие, потому что они убеждены, что « ни одно великое дело не пропадет».

*Домашнее задание: подготовиться к сочинению.

*Подведение итогов. Выставление оценок.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: