Кем готовится пособие
Лэпбук на тему «Театр» обычно составляется педагогом: воспитатель сам подбирает материалы, способ оформления пособия. Однако, учитывая возраст ребят, посильное участие в подготовке интерактивной книжки могут принимать и дети. Например, подбирая иллюстрации для оформления, приклеивая картинки. К тому же для участия в творческом процессе стоит привлекать и родителей. Например, для поиска загадок, ребусов, составления кроссвордов по теме.
В подготовительной группе детям вместе с родителями можно дать проектное задание «Театральные профессии», суть которого заключается в поиске материалов о специальностях, так или иначе связанных с театром, а также ребята могут рисовать, делать аппликации на тему.
Дети могут создавать аппликации, рисунки на театральную тему для оформления лэпбука или для комплектации отдельного блока «Наше творчество»
Что нужно знать о составлении лэпбука
Оформление лэпбука — процесс исключительно творческий, который полностью отдаётся на откуп фантазии составителей. Обычно основой для пособия выступают картонные или пластиковые папки, скреплённые в одну книжку-раскладушку, которая может использовать в качестве ширмы для пальчикового театра. Крайние створки картонной раскладушки можно вырезать в виде собранного занавеса.
Что касается организации информации, то это могут быть книжки-«гармошки», бумажные кармашки или конверты из тонких пластиковых папок разного формата.
Материалы пособия условно можно разделить на несколько блоков:
- информационный;
- наглядный;
- игровой;
- продуктивный, то есть подразумевающий, что дети рисуют, лепят или ставят мини-спектакли пальчикового театра, используя шаблоны, бумажных куколок.
Эти блоки презентуются не отдельно, а в сочетании друг с другом. Например, текстовая информация о правилах поведения в театре иллюстрируется картинками.
Содержание лэпбука определяется целями и задачами изучения темы в конкретной группе.
Таблица: особенности содержательной части лэпбука для среднего и старшего дошкольного возраста
Блок | Суть | Нюансы освещения в разных группах |
Информационный | Включает основную информацию о театре, спектаклях и людях, чьи профессии связаны с театральным искусством. | В средней группе ребята знакомятся с видами театра (кукольный, драматический, театр оперы и балета), устройством театра (зрительный зал, сцена, гримёрные и т. д.), правилами поведения в театре. Практикуют навыки выражения и словесного определения чувств и эмоций для иллюстрации той или иной ситуации. Например, игра-лото «Театр настроений» (дети берут картинку-эмотикон, определяют, для каких ситуаций это настроение подойдёт и почему). |
В старшей группе ребята расширяют представления о видах театра (например, о разновидностях кукольного театра: театр кукол бибабо, куклы-марионетки, куклы на фартуке и др.), обобщают правила поведения в театре, знакомятся с профессиями, без которых в театре нельзя обойтись (гримёр, декоратор, художник, костюмер). | ||
Знакомятся с историей развития театра, обобщают изученное ранее. | ||
Художественная литература | Подразумевает включение в пособие текстов для постановки бумажным пальчиковым театром, а также сюжетов, связанных со знакомством с театральным искусством. | Для постановок в средней группе включаются сказки «Репка», «Колобок». В качестве текстов для обсуждения можно использовать «В детской» Г.X. Андерсена. Вопросы к тексту:
|
Для постановок в старшем дошкольном возрасте добавляются «Теремок», «Волк и семеро козлят», «Три поросёнка». Для знакомства с устройством театра — отрывки из сказки А. Толстого «Золотой ключик», а также рассказ В. Катаева «Театр». | ||
Стихотворения | Способствуют актуализации имеющихся знаний по теме, а также познакомить с новым материалом, закрепить изученное. | В средней группе стихотворения могут быть основой информационного блока, например, произведение А. Барто «В театре», в котором описано первое знакомство с театром. Для старших дошкольников в качестве стихотворного материала можно использовать цикл В. Берестова «В кукольном театре», где ребята узнают о назначении каждого участника театрализованного действа. |
Загадки | В средней группе загадки подбираются с ответами по рифме. Что касается тематики, то она касается театра в общем. В старшем дошкольном возрасте загадки могут включаться циклами: о театральных профессиях, о видах театра. | |
Наглядность | Используется для придания привлекательности лэпбуку, а также для иллюстрации материалов по теме. В пособие могут включаться CD с мультфильмами/или видеороликам по теме, которые ребята смотрят, а затем обсуждают. | Работа с наглядными материалами включает составление описаний картинок (4–6 предложений в средней группе, 6–8 в старшей и 8–10 в подготовительной). Кроме того, в лэпбук включаются картинки для разыгрывания сюжетов пальчиковыми куклами и на фланелеграфе. |
Игры | В игровой блок пособия включаются наглядные материалы и краткие описания условий дидактических, театрализованных и подвижных игр по теме. | |
Шаблоны для раскрашивания | Используются для обобщения изученного, закрепления и повторения материала. Причём обычно в качестве материалов для самостоятельной работы. | В средней группе шаблоны представляют собой изображения отдельных элементов, связанных с театром (например, сцена с занавесом, зрительный зал, здание театра), а в старшем дошкольном возрасте раскраски носят сюжетный характер (к примеру, сцены из постановок сказок в кукольном театре). |
Ребусы, кроссворды | Разгадывание ребусов и кроссвордов требует знания букв и элементарных навыков письма, поэтому эти материалы включаются в пособия для старших дошколят. Для старшего дошкольного возраста в блок с ребусами можно подключить тематические картинки «Найди отличия». |
Видео: мультфильм «Театр» из цикла «Смешарики»
Видео: мультфильм «Вся жизнь — театр» из цикла «Маша и Медведь»
Видео: рассказ о Большом театре в мультфильме «Домики»
Для какого возраста подойдёт лэпбук о родном городе
Лэпбук о родном городе будет актуален уже в средней группе. Именно в этом возрасте педагог начинает расширять патриотические понятия дошкольников, переходя от темы семьи (любовь и уважение к членам своей семьи — начальный этап патриотического воспитания) к теме познания малой родины. По мере взросления детей пособие будет усложняться в плане содержания, наполняться новой информацией.
В средней группе педагог начинает формировать у ребят интерес к своей малой родине, поэтому лэпбук на эту тему уже будет актуальным
Банк материалов для лэпбука, посвящённого театру
Содержание лэпбука педагог ориентирует на требования ФГОС, рабочую программу в контексте рассматриваемой темы, а также на уровень развития ребят в группе и круг их интересов. Так, если дети подготовительной группы увлечены ребусами, то этот блок можно расширить.
Информационный блок
Для знакомства с театром, его устройством, театральными профессиями можно привлечь материалы, собранные педагогом Сорокиной М.А. «Что такое театр». Примеры материалов по истории театра, его видам, а также информационный блок для знакомства со структурой здания театра и художественным оформлением, особенностями хронометража спектакля можно найти здесь.
Стихотворения
В подборку можно включить:
- С. Маршак «В театре для детей»;
- Театра мир откроет нам свои кулисы, И мы увидим чудеса и сказки. Там Буратино, кот Базилио, Алиса Легко меняются герои, маски. Волшебный мир игры и приключений, Любой малыш здесь хочет побывать. Вдруг превратится в Золушку иль в принца, И всем свои таланты показать. Театр, словно чародей, волшебник, Своею палочкой волшебной проведя, И вот ребёнок, скромный и застенчивый, Сегодня вдруг играет короля. Пусть детство будет словно сказка, Пусть чудеса творятся каждый миг, И мир вокруг пусть добрым станет ласковым, Добро над злом опять пусть победит! (Т. Григорьева);
- У нас сегодня с мамой Культурная программа. Давай мне, мама, руку, Пойдём в театр кукол! Что я большой — я знаю, Но кукол обожаю. Смотрю и не могу понять, Как куклой можно управлять? Взял рукавичку и надел И вот уж Петушок запел, А поменял ты рукавичку И превратился он в Лисичку! Но знаю я наверняка — Актёра трудится рука, И кукла оживает, Поёт, переживает Волшебно это превращенье! И мама смотрит с восхищеньем. А мы в театр ещё пойдём, И папу мы с собой возьмём! (Н. Соколова).
Загадки
Для средней группы подборки может быть такой:
- Кто любитель представлений, Просмотрел их тьму, немало, Кто театра почитатель — Тот зовётся… (Театралом);
- Артисты там работают А зрители им хлопают Спектакль в цирке — на арене, В театре кукол где? — На… (Сцене);
- Стоит на сцене заграждение, Красивое на удивление! Умельцем сделана — не фирмой, А как зовётся? — Просто… (ширмой).
Для старшего дошкольного возраста загадки можно сгруппировать по циклам.
О театральных профессиях:
- Он по сцене ходит, скачет, То смеётся он, то плачет! Хоть кого изобразит, — Мастерством всех поразит! И сложился с давних пор Вид профессии — … (Актёр);
- Всеми он руководит, Мыслит, бегает, кричит! Он актёров вдохновляет, Всем спектаклем управляет, Как оркестром дирижёр, Но зовётся — … (Режиссёр);
- В оформлении лица — Парики, раскраска, И шиньоны, и накладки, И наклейки, маски — Это всё для грима нужно, Нужно всё, без спору.
- Нужно мастеру по гриму — Художнику-… (Гримёру).
Об устройстве спектакля:
- Спектакль на славу удался И публика довольна вся! Художнику особые овации За красочные … (Декорации);
- Если хочешь стать другим, — Призови на помощь … (Грим);
- Всё, что видите на сцене: Что лежит, висит, стоит, Все предметы представления — Это, знайте, … (Реквизит);
- Стоит на сцене заграждение, Красивое на удивление! Умельцем сделана — не фирмой, А как зовётся? — Просто… (Ширмой).
Игры
Основой игрового блока в лэпбуке «Театр» будут театрализованные игры.
Таблица: примеры игр для лэпбука на театральную тематику
Название | Вид игры | Условия игры | На какой возраст ориентирована |
«Хитрый маленький зверёк» | Театрализованная |
| Средний, старший |
«Изобрази жестом» | Театрализованная |
| Средний, старший |
«Xвастливый заяц» | Театрализованная |
| Средний, старший |
Лото «Вид театра» | Дидактическая |
| Старший |
«Играем в театр» | Дидактическая |
| Средний, старший |
«Дружная семья» | Подвижная с элементами театрализации |
| Старший (подготовительная группа) |
Лиса Алиса и Кот Базилио |
| Средний, старший |
Фотогалерея: материалы для игры «Играем в театр»
Режиссёра дети угадывают по выразительным движениям
Без хорошего освещения спектакль не состоится
У костюмера работа связана с выбором нарядов для персонажей
Актёры должны полностью перевоплотиться в роль
Кукловоды и куклами управляют, и сами играют
В руках кукольников марионетки оживают
Осветитель отвечает на исправность всех осветительных приборов
Сцена является местом работы актёров
Костюмер может найти любой наряд, который есть в костюмерной
Режиссёрский стул может быть на сцене и около неё
Фотогалерея: тематические шаблоны для раскрашивания
В средней группе ребята раскрашивают отдельные элементы, непосредственно связанные с театральным искусством
Раскраска с балериной может быть иллюстрацией изучения темы, касающейся видов театра
В старшем дошкольном возрасте акцент делается на раскрашивание сюжетных композиций с большим количеством деталей
В процессе раскрашивания ребята придумывают имена персонажам
Для раскрашивания белого одеяния Пьеро можно использовать белую гуашь
Для придания яркости образу Петрушки можно для раскрашивания использовать восковые мелки
Дополнительным заданием для раскраски может быть составление рассказа о судьбе марионетки
Фотогалерея: образцы ребусов, кроссвордов, головоломок на театральную тему
Находить отличия дети могут на скорость
Ответ: опера
Ответ: занавес
Кроссворды могут быть проектным заданием по теме для детей и родителей
Как использовать пособие
Лэпбук удобен для работы не только в детском саду, но и дома. Причём способы работы с ним в обоих случаях могут быть очень разнообразны:
- для ознакомления с темами «Театр», «Театральные профессии», «Правила поведения в театре»;
- для отработки полученных знаний в заучивании рифмовок, отгадывании загадок, раскрашивании тематических картинок;
- в качестве способа организовать индивидуальную работу с детьми.
На занятиях в детском саду лэпбук можно привлекать частично, например, использовать игру «Играем в театр» при обобщении изученного по соответствующей теме. А можно полностью по нему выстраивать НОД, используя загадки для актуализации знаний по теме на вводном этапе, обращаясь к играм и заданиям на описание картинок на основном и подытоживая, обобщая материал ребусами, кроссвордами, раскрасками на заключительном.
К тому же театральный лэпбук помогает организовать групповую творческую работу по теме.
Групповая работа строится, прежде всего, на развитии умения сотрудничать в процессе театрализованной деятельности
Лэпбук «Город в котором я живу. Санкт-Петербург»
Автор: Васильева Светлана Викторовна
воспитатель ГБДОУ детский сад №24 Приморского района г.Санкт-Петербурга
Лэпбук «Город в котором я живу. Санкт-Петербург»
«Сопровождение культурологического развития ребенка в процессе приобщения к истории и культуре города «Встреча с городом»»
Методическая разработка по сопровождению культурологического развития ребенка в процессе приобщения к истории и культуре города. «Изготовление интерактивной папки ЛЭПБУК по теме «Город, в котором я живу — Санкт-Петербург»
Автор разработчик: Васильева Светлана Викторовна, воспитатель ГБДОУ детский сад №24 Приморского района г. Санкт-Петербурга.
Для того чтобы соответствовать современным требованиям, педагогам дошкольной образовательной организации необходимо постоянно учиться, заниматься самообразованием, повышать свой уровень профессиональной компетентности. Также важно научиться реагировать на происходящие изменения в сфере образования, уметь работать в команде единомышленников, грамотно и качественно организовывать воспитательную, образовательную работу с детьми, эффективно выстраивать партнерское взаимодействие с их родителями для решения образовательных задач, самостоятельно осуществлять отбор содержания образования и адаптировать его с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей конкретной группы, ориентируясь на требования ФГОС дошкольного образования. В связи с этим перед педагогами стоит задача поиска новых нестандартных форм взаимодействия с воспитанниками. На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса к созидательной деятельности.
Одним из перспективных методов, способствующих культурологическому развитию ребенка в процессе приобщения к истории и культуре города, является создание лэпбука по теме «Город, в котором я живу — Санкт-Петербург»
Цель: Расширение знаний и представлений детей о родном городе, повышение познавательного интереса к городу Санкт-Петербургу, его истории и достопримечательностям.
Педагогический замысел:
- Воспитание бережного, доброжелательного, заботливого отношения к своему городу, к памятникам истории. Формирование навыков сотрудничества, инициативы, взаимопонимания. Способствование формированию этики поведения петербуржца.
- Ознакомление детей с понятием «мой родной город — Санкт-Петербург». Расширение представления детей о родном городе. Ознакомление с историей возникновения, именем основателя, гербом. Закрепить представление о нашем городе как культурном центре, его основных достопримечательностях.
- Расширение словаря за счёт имён существительных (город, крепость, ангел, собор, пассажирский транспорт, шпиль, экскурсовод, экскурсия, петербуржец). Развитие умения рассказывать связно, полно и выразительно, использовать образные слова и выражения. Совершенствование монологической и диалогической речи.
- Способствование формированию эстетических чувств. Развитие фантазии и творческого воображения.
Лэпбук – это универсальное пособие, которое может быть итогом проектной и самостоятельной деятельности детей, тематической недели, предусмотренной основной образовательной программой дошкольной образовательной организации. Может быть использован при реализации любой из образовательных областей, обеспечивая их интеграцию. Лэпбук – сравнительно новое средство обучения, это книжка-раскладушка с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями, в которую помещены материалы на одну тему.
Этапы создания лэпбука.
I этап: Выбор темы «Город, в котором я живу — Санкт-Петербург»
На подготовительном этапе выбирается и формулируется тема проекта. Определяется объект, предмет проекта, гипотеза. Изучается литература по проблеме исследования.
II этап: План к теме «Город, в котором я живу — Санкт-Петербург»
- Символы и достопримечательности
- Узнай по силуэту
- Раскраски
- Загадки
- Мнемотаблицы стихов
- Пазлы
- Мой район
- Транспорт
- Времена года
III этап: Макет
- Кармашки
- Конвертики
- Вращающиеся Книжки,
- круги
- книжки-гармошки
- Блокнотик с разрезной страницами разной длины
- Лист, сложенный в два, четыре раза
- Полоса, сложенная в несколько раз
Что нужно, чтобы сделать лэпбук:
- Папки формата А3 или картон-основа из которого можно сделать своими руками. Я использовала для прочности основы пластиковые листы, имеющие гигиенические сертификаты, острые уголки срезаны и закруглены.
- Белая, цветная бумага, картинки, распечатанные шаблоны.
- Ножницы, крепежи.
- Клей-карандаш.
- Степлер, скотч.
- Цветные карандаши, фломастеры, разноцветные ручки
Лэпбук по теме «Город, в котором я живу — Санкт-Петербург» как один из множества методов по сопровождению культурологического развития ребенка в процессе приобщения к истории и культуре города.
- Помогает по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал.
- Это отличный способ для повторения пройденного. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая книжку.
- Ребенок учится самостоятельно собирать и организовывать информацию.
- Создание лэпбука является одним из видов совместной деятельности взрослого и детей. Может быть еще и формой представления итогов проекта или тематической недели.
- Лэпбук может быть содержательным элементом развивающей предметно-пространственной среды группы.
- Лэпбук можно использовать как особый вид детско-родительского проекта.
Лэпбук «Город в котором я живу. Санкт-Петербург»