Ход
В «Третьем лишнем» принимает участие только четное количество игроков, лучше всего от 8 и более человек. Перед началом забега друзья выбирают «догонялу» или водящего и того, кто станет убегать. Оставшиеся участники разбиваются на пары и встают друг за другом по периметру площадки, располагаясь лицом к ее центру. Расстояние от одной пары до другой должно составлять 2-3 м.
«Догоняла» занимает стартовую позицию в центре площадки, а убегающий встает за двойным кольцом игроков. По команде водящий начинает преследование. «Третьему лишнему» разрешено перемещаться только за кругом, нельзя отдаляться или пробегать сквозь него. Оба активных участника не должны касаться стоящих. Если «догоняла» осалил «третьего лишнего», они меняются ролями.
Убегающий может прекратить движение и встать перед любой парой. Тогда он кричит: «Лишний!» или «Беги!». Услышав это, игрок, который оказался последним в колонне, принимает эстафету.
Во время развлечения ситуация быстро меняется, поэтому каждый из присутствующих должен быть готов убегать от водящего. Исполнять действующие роли могут только два игрока. После того как все попробуют себя в беге и потренируются, смена функций начинает происходить очень быстро. Темп событий возрастает, и догонялки вызывают больший интерес у непосед.
«Догоняле» запрещено забегать внутрь площадки, но он может осалить «третьего лишнего» прямо на месте, когда тот еще не успел начать движение. Если это произошло, дети меняются ролями, и игра возобновляется.
Веселье продолжается, пока все участвующие не устанут бегать. В одном из вариантов игры пары не стоят на месте, а, взявшись за руки, ходят по кругу.
Разнообразие форм игры
Салочки имеют несколько форм игры:
- «Пятнашки» (с применением различных заданий) – догонялки, развивающие быстроту в беге, координацию в пространстве, ловкость и способность уворачиваться.
- «Переходные игры» – действия переходят из самостоятельного лидерства в групповое взаимодействие.
- «Ловля парами, цепочками» – такая разновидность обучает согласованности в действиях между участниками, развивает командную составляющую.
- «Командные» – когда в действиях присутствует элемент состязания между полноценными командами.
Что еще почитать Самая старая детская игра или учимся прыгать через резиночку
«Обычные салочки»
Среди участников определяется «Водящий», остальные члены команды назначаются «Убегающими» и начинают движение по обозначенной территории. Цель «Воды» – догнать и коснуться кого-то из играющих участников, после чего осаленный игрок автоматически назначается салкой. Ребенок, которого осалили, поднимает руку и говорит «Я – салка!», начиная гоняться за остальными участниками игры.
Такая игра бесконечна, поэтому можно изначально договориться об ограничении времени, по истечении которого подсчитывают, кто сколько раз был водящим. У кого число меньше – тот и победил.
В усложненной версии, осаленный игрок присоединяется к уже действующему водящему, и они вместе ловят остальных. Каждый последующий пойманный увеличивает количество водящих. Игра продолжается до тех пор, пока не будут пойманы все участники игры.
Также, по договоренности допустимы некоторые нюансы игры, такие как:
- ведущий не должен касаться тех, кто осалил его;
- касание руки, головы и ноги не засчитывается;
- использование «домиков» для отдыха.
«Тройные салки»
Правила игры остаются теми же, только водящему необходимо трижды прикоснуться к игроку, громко сказав«Раз, два, три!».
«Игра салка с пересаливанием»
Один из самых известных вариантов, где вновь обретенный водящий имеет право пересалить обратно. Однако есть вероятность, что процесс может замереть на противостоянии двух человек, когда оставшиеся участники бездействуют.
«Круговые салочки»
На ровной поверхности рисуется круг, вокруг которого встают играющие. В обозначенный момент, играющие должны развернуться и постараться поймать убегающего участника. Человек, которого осалили, выбывает из игры. Победителем становится тот, кого не догнали.
«Перекрестные салочки»
Игрок, за которым бежит ведущий, избавляется от преследователя, при условии, что между ними окажется какой-то участник. Тогда водящий должен будет сменить цель, стараясь изловить игрока, пересекшего его путь.
«Цепные салочки»
Водящий осаливает игрока, хватает осаленного за руку, и они вдвоем начинают догонять других участников игры. Следующий пойманный игрок – прилипалка присоединяется к водам.
Образуется длинная цепь, которая ловит игроков, используя маневр окружения. Образованную цепочку запрещается прерывать. Если цепь рассоединяется, то водит один из тех игроков, что расцепились (выбирается по жребию или считалке).
«Перуанские салочки»
Суть салок в том, что когда игроки взялись за руки – их невозможно осалить. Когда водящий подбегает к цели, игрок должен закричать «На помощь!», а кто-то из находящихся недалеко подбежать и взять его за руку.
«Салочки по-обезьяньи»
Самая интересная версия игры, когда салке необходимо подражать действиям убегающего игрока. Когда «Вода» приближается к игроку, тот намеренно начинает выполнять нелепые движения – бежать гуськом, прыгать на одной ноге, бежать по улице и кривляться, а водящий повторяет за целью движения, не прерывая бег.
Если водящий игрок не повторил движений, то смена не засчитывается, а спасенному игроку дается несколько секунд на убегание.
«Салочки – противостояние мирных и вампиров»
Участники состоят из 2 команд. Из которых одни – «Люди», а другие – «Вампиры». Представители человеческой команды имеют отличительный символ пламенно красного цвета (лента, значок, браслет и т.д.). Монстры должны осалить как можно больше «Мирных», игра завершается тогда, когда пойман последний противник. Огромное преимущество игры в том, что здесь нет ни выигравших, ни проигравших – всегда торжествует дружба.
«Вонючка» (Сифа)
Для игры необходим атрибут (мячик, черная лента или любой элемент, который возможно безопасно бросить, а зимой это может быть снежок), который ведущий кидает в игроков, чтобы осалить.
Что еще почитать Игра съедобное-несъедобное: варианты забавы
Если нападающий промахнулся, он сам идет убирать брошенный атрибут. Тот, в кого попали – определяется новым водящим.
«Колдунчики» (Чай – чай – выручай или Заморозка)
Участники делятся на 2 команды, большая часть – «Убегающие», один или несколько человек – «Колдуны». Цель «Колдунов» – как можно больше запятнать участников из противоположной команды. Игрок, которого «заколдовали», должен остановиться и замереть.
Расколдовать его может участник выручалочка, находящийся в свободном беге. «Колдуны» выигрывают, если заколдовали всех, «Убегающие» одерживают победу, если за определенное время не позволили противникам заколдовать всех.
Отличительной версией салок – в них возможно поиграть зимой на лыжах, использовать для игры лед на катке, играть в ловишку летом на роликовых коньках
.«Салки – Домики»
До начала игры определите местонахождение «домиков», куда смогут прятаться участники игры. Это могут быть очерченные круги на асфальте, поставленные обручи, скакалки, возвышенные поверхности, сложенные руки над головой.
Водящий догоняет игроков, которые спасаются в обозначенном месте. Однако долго оставаться в «домике» запрещено, как и длительное время находиться с домиком водящему.
Усложненной версией считается вариант, когда домов – на один меньше, чем участников, а по условиям, быть в одном домике 2-м участникам – запрещено. Это позволяет участникам в гонке проявить свою быстроту и дух соперничества.
«Салки – ноги на весу»
Участники, чтобы не попасться водящим, должны убрать ноги от поверхности земли – взобраться на возвышенное место (бордюр, скамейку, игровую площадку).
«Салки – приседалки»
Облегченная версия «Ноги на весу». Нельзя осалить участника, если он сел на корточки.
«Салка – руки за спиной»
В случае нахождения в помещении или в полностью ограниченном пространстве, отлично подойдет версия игры «Руки за спиной». Водящему завязывают руки сзади (или он оставляет их скрепленными в замок), его цель – коснуться кого-то руками, находящимися за спиной. Этот вариант представляет сложность для ведущего и потребует ловкости и смекалки, чтобы осалить хоть кого-то.
«Салки на столе»
Два участника сидят по разные стороны стола. Один участник кладет руки на стол, ладонями вниз, пока другой оставляет их на коленях. Задача того, у кого руки не видны – быстро накрыть руки противника своими, задача первого – успеть их убрать. В данном случае возможен вариант коллективной настольной игры, при условии доступа ко всем участникам.
«Салки — стойка на одной ноге»
Игроки, вместе с ведущим, двигаются по установленной территории, прыгая на одной ноге. Запрещено менять ногу, пока не изменится водящий. В перерывах между сменой салки все отдыхают, затем все начинается заново. В случае, когда водящий встал на две ноги, ему назначается штраф – поймать двоих игроков.
«Салка с двумя водящими»
Определяются двое водящих. Если один салка осалит убегающего, то только он меняется с последним ролями, а второй водящий ведет, пока сам не коснется другого участника игры.
«Салки – стенки»
Данный вид догоняшки может использоваться в школах на переменах – «домиком» является стена, к которой нужно прикоснуться любой частью тела.
«Салки с мячом»
Главный салка держит в руках мяч, которым старается попасть в бегающих участников игры. Основное условие – мячик нужно кинуть.
«Салки – дай руку»
Данная салка отлично развивает взаимопомощь и умение играть в коллективе, ведь участники могут спастись только взяв за руку другого участника, образуя пару. При наличии цепочки от трех человек и более, салка имеет право осалить любого из них. После того, как участники спаслись от водящего, руки следует убрать и разбегаться в разные стороны.
Что еще почитать Веселая «Мышеловка» для самых маленьких
«Игра пятнашки с подменой водящего»
Участники пятнашки выстраиваются в шеренгу. Затем, через одного игрока, разворачиваются в обратную сторону, в результате чего получается, что дети по очереди смотрят в разные стороны. После выстраивания, игроки присаживаются на корточки. Стоящий первый игрок стартует в первую очередь – выбирает направление и бежит вдоль ряда, однако, может изменить направление, убегая от водящего.
Водящим назначается крайний игрок с другой стороны шеренги, он также может выбрать любое направление, но уже не сможет его изменить. При попытке догнать цель, салка может поменять себя на другого участника, дотронувшись до спины игрока, сидящего на корточках и сказав «Беги!». Тогда происходит замена участника, и тот сам уже выбирает направление бега, стараясь догнать убегающего игрока.
Советы участникам:
- Чтобы сохранить исходный диаметр круга и не сжимать его, время от времени пары должны отступать на шаг назад.
- Если новый «третий лишний» не хочет много бегать, он может сразу встать перед соседней или своей парой. Главное при этом – не быть осаленным!
- Когда догоняла набегался и устал после поимки очередного одиночки, ему разрешено пристроиться к любой паре и отдохнуть.
Динамичная игра развивает скорость реакции, внимательность, силу и ловкость. Благодаря ей укрепляются дружеские связи, а более робкие дети получают прекрасную возможность проявить себя и влиться в коллектив. Для развлечения не нужно покупать дорогостоящий инвентарь. Достаточно рассказать детям правила и найти подходящую площадку для бега!
Перекрестные Салки
В игру вводится дополнительное правило. Если водящий гонится за убегающим, а дорогу пересекает другой игрок, ловец должен изменить направление и устремиться за ним. Благодаря этому динамика процесса возрастает, а участники могут помогать друг другу.
Подвижная игра развивает скорость, ловкость и быстроту реакции. Бег с догонялками проходит очень весело, поэтому нравится как малышам, так и детям школьного возраста.