Картотека игр по формированию грамматического строя речи у детей дошкольного возраста


Игры и упражнения на формирование грамматического строя речи у дошкольников

Картотека игр и упражнений на формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста

2 Младшая группа
Содержание: 1. Чудесный мешочек 2. Досказалка 3. Какая бывает собака? 4. Угадай, чей голос 5. «Один – много» 1. ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК Цель: Ориентироваться на род имени существительного при опре¬делении предмета по его признакам. Оборудование: Заяц, морковь, огурец, яблоко, помидор, мешочек. Ход игры: Скажем детям примерно следующее: «К нам в детский сад пришел заяц. Зайка-побегайка, что у тебя в мешке? Можно посмотреть? Что это? (Морковка.) Какая морковка? (Длинная, красная.) Кладем морковь на стол. А это что? (Огурец.) Какой огурец? (Аналогичным образом достаем помидор, яблоко и др.) Теперь заяц с вами хочет поиграть. Он спрятал все овощи, и фрукты в мешочек. Зайка опустит лапу в мешочек, возьмет овощ или фрукт и расскажет вам про него, а вы должны догадаться, что у зайки в лапе. Слушайте внимательно. Она длинная, красная. Что это? (Морковь.) Он зеленый, длинный. Что это? (Огурец.) Оно круглое, красное. Что это? (Яблоко.) Он круглый, красный. Что это? (Помидор.)» Если дети неправильно ответят на последние два вопроса, повторим, выделяя голосом местоимение: «Послушайте еще раз. Оно круглое, красное. Он круглый, красный. Теперь найдите и положите в мешочек овощи. Что осталось? (Яблоко.) Яблоки — это фрукты. Спасибо, заяц, что пришел к нам. До свидания». 2. Досказалка Игра помогает научить ребенка договаривать слово, развивает наглядно-образное мышление. Как играем: произносите вместе с ребенком: Ко-ко-ко — на плите сбежало моло… (ко). Ща-ща-ща — зеленая ро… (ща). Чу-чу-ну — педаль кру… (чу). Меняйтесь ролями. Ребенок говорит слоги, вы досказываете слово. Например, ребенок говорит: «Ло-», — вы досказываете: «-шадь». Закрепляем: продолжаем играть: лу-жа, сту-лья, ок-но, маши-на. Если ребенок справляется, предложите ему на один слог досказать несколько окончаний: но-жницы, -ги, -ски. Кто больше подберет слогов, тот и победил. 3. Какая бывает собака? Цель:
Развитие правильной, грамотной речи, логического мышления. Можно попросить ребенка представить себе собаку и рассказать о ней как можно больше: какая у нее шерсть, что она любит есть, какой формы у нее хвост и ушки, какой у нее характер и т.д. Дети называют предложения по очереди. Другие темы: “Какая бывает весна?”, “Какая бывает корова?” и т.п.
4. Угадай, чей голос Цель
: Развивать у детей слуховое внимание, учить их отчетливо произносить многосложные слова громко и шепотом, различать слова, похожие по звучанию, правильно ставить ударение
Ход игры:
Воспитатель, имитируя голоса животных, т. е. произнося различные звукосочетания, предлагает детям угадать, кто так кричит. Когда дети отгадают и правильно назовут животное, он предлагает им определить, большое это животное или маленькое. Например, воспитатель громко произносит ква-ква-ква и спрашивает: «Кто это?» Дети: «Лягушка». Затем взрослый произносит это же звукосочетание тихо. «А это кто ж?» — спрашивает он. Дети: «Это лягушонок».— «Как вы узнали, что это лягушонок?» Дети: «Лягушонок квакает тихо, а лягушка — громко». Воспитатель добивается, чтобы все дети внимательно слушали, правильно отвечали на вопросы.
5. «Один – много» ЦЕЛЬ: Упражнять детей в образовании множественного числа существительных в именительном и родительном падежах. Научить умению слушать сверстника и отзываться вовремя, когда речь идет об одинаковых предметах (средняя, старшая группы). ИГРОВОЙ МАТЕРИАЛ: парные картинки с изображениями игрушек, на одной из которых нарисован один предмет, а на другой — несколько таких же предметов: мячи, неваляшки, пирамидки, лошадки, грузовики, зайчата. Ход игры: вначале воспитатель выкладывает предметные картинки с изображением одного предмета. Ребенок составляет простое предложение: «Одна утка»… и.т.д.. Затем воспитатель выкладывает картинки, где изображено многопредметов. Ребенок составляет предложение: «Много уток» и т.д..
Средняя группа
Содержание: 1. Игра «Эрудит». 2.Игровое упражнение «Подскажи действия». 3Игра «Кто больше действий назовёт». 4.Упражнение «Назови первый звук слова» 5.«Составь рассказ» 1. Игра «Эрудит». Цель:
закрепить части тела животных, и образование форм родительного падежа с предлогом У. Наглядный материал: предметные картинки.
Ход игры
: детям раздавались картинки с животными, и задаются вопросы. Речевой материал: — У кого большой хобот? — У кого пушистый хвост? — У кого нос пяточком? — У кого длинные уши? — У кого есть копыта?
2. Игровое упражнение «Подскажи действия». Игровые игры и упражнения на формирование навыков образование приставочных глаголов Цель:
научить детей образовывать и правильно употреблять глагол ЕХАТЬ с разными приставками. Наглядный материал: игрушечная машинка.
Ход игры
: экспериментатор показывал действия с машинкой и начинал предложения, а дети должны были продолжить предложения и назвать действие. Речевой материал: — Машина от дома (что сделала?) …(ОТъехала); — Машина по дороге…(ПОехала); — Машина к мосту…(ПОДъехала); — Машина на мост…(Въехала); — Машина с моста…(Съехала); — Машина дерево…(ОБъехала). Экспериментатор повторял произнесенные правильно детьми глаголы, выделяя голосом приставки.
3. Игра «Кто больше действий назовёт». Цель
: активно использовать в речи глаголы, образовывая различные глагольные формы. Оборудование: картинки: предметы одежды, самолёт, ручка, солнце, собака, пчела, снежинка.
Ход игры:
Приходит Неумейка и приносит картинки. Задача детей подобрать слова, которые обозначают действия, относящиеся к предметам или явлениям, изображённым на картинках. Например, что можно сказать о самолёте? (он летит, гудит, поднимается); что можно делать с одеждой? (стирать, гладить, зашивать); что можно сказать о солнце? (греет, светит, восходит); что можно делать с куклой? (играть, одевать, обувать) и т.д.
4. Упражнение «Назови первый звук слова» Воспитатель. У меня разные картинки, давайте их назовем (указывает на картинки, дети по очереди называют их). Я вам расскажу тайну: у слова есть первый звук, с которого оно начинается. Послушайте, как я назову предмет и выделю в слове первый звук: «Барабан» — «б»; «Кукла» — «к»; «Гитара» — «гь». Дети по очереди вызываются к доске, называют предмет с выделением первого звука, а потом звук изолированно. 5. «Составь рассказ» Цель:
Учить составлять небольшие рассказы о людях разных профессий;
Ход игры:
Дети учатся составлять рассказы о профессиях. Педагог дает образец: «Это доктор. Он лечит людей. Каждому больному он прописывает разные лекарства. Доктор смотрит горло, слушает, меряет температуру, делает уколы. Следуя образцу, дети составляют по картинкам короткие рассказы о профессии продавца, парикмахера, летчика и т.д.

Старшая группа
Содержание: 1. Игра «Скажи иначе» 2. Игра «Посели в домик» 3. Игра «Наоборот» 4.«Репортер» 5. «Распутай слова» 1. Игра «Скажи иначе» Цель:
учить детей подбирать синонимы. Унылая пора — скучная, грустная, тоскливая, хмурая, печальная. Небо серое — темное, холодное, пасмурное. Деревья нагие — голые, обнаженные (без листвы). Высохли цветы — завяли, зачахли. Корм- пища, еда, продовольствие. Долгий — продолжительный, длинный, длительный. И т.д.
2. Игра «Посели в домик» Цель
– развитие умения определить слоговую структуру слова. Педагог вводит «гостей» при помощи загадки или ещё как-то и предлагает поселить каждого гостя в домик. При этом он обращает внимание детей, что в одном домике – окно из одной створки, а у второго – из двух. Чтобы определить, какому гостю, какой домик, нужно определить, сколько слогов в названии гостя. Если один слог, то гостя селим в домик с одной створкой. Если два слога, то гостя селим в домик с двумя створками. Для усложнения игры можно потом пригласить гостей на новоселье и распределить их по такому же принципу.
3. Игра «Наоборот» Игры на обогащение словарного запаса Цель:
– упражнение в подборе антонимов (слов – неприятелей).
Ход:
Нам с тобой пришёл черёд Сыграть в игру «Наоборот». Скажу я слово «высоко», а ты ответишь … («низко»). Скажу я слово «далеко», а ты ответишь … («близко»). Скажу я слово «потолок», а ты ответишь («пол»). Скажу я слово «потерял», а скажешь ты («нашёл»)! Скажу тебе я слово «трус», ответишь ты … («храбрец»). Теперь «начало» я скажу – ну, отвечай, … («конец»).
4. «Репортер» Ребёнку дают в руки игрушечный микрофон, и он отвечает на вопросы журналиста. В руках педагога тоже микрофон. План вопросов: Что это? (Головной убор …). Из каких частей состоит? Какого цвета? В какое время года носят? Кто одевает? (мужчины, женщины, дети). 5. «Распутай слова» Цель
: учить составлять предложения, используя данные слова.
Ход игры:
Слова в предложении перепутались. Попробуйте расставить их на свои места. Что получится? Предложения для игры: 1. Дымок, идёт, трубы, из. 2. Любит, медвежонок, мёд. 3. Стоят, вазе, цветы, в.

Подготовительная группа
Содержание: 1. «Зверюшки» 2.«Посчитай — ка» 3. Игры на образование сложных слов. 4. «Мой—моя—мое—мои» 5. «Подумай и назови». 1. «Зверюшки» Игры на образование новых слов с помощью суффикса. Цель игры
: образовать новые слова с помощью суффиксов. Ход игры: Зайчик – зайчонок – зайка – заюшка – заюшкина – зайчий. Волк – волчонок – волчица – волчишка – волчий.
«Дом – домик – домишко – домище» Цель
: упражнять в образовании существительных с помощью суффиксов -ик, -ишк, -ище; в употреблении образованных существительных в Р.п.; развивать умение слышать грамматически правильную речь.
Материал:
карточка, разделённая на 4 части, в каждой из которых изображения дома, домишки, домика и домищи; маленькие карточки разных цветов (жёлтого, голубого, красного) с изображением животных, мебели, посуды и др. предметов, имеющихся в доме; цветные квадратики (по 3 шт. каждого цвета)
Ход
: к картинке с изображением дома выкладываются 3 карточки разного цвета с животными или посудой, мебелью, одеждой и т.д. Ребёнку предлагается назвать объекты и определить, смогут ли они находиться в домике, домишке и домище, соединяя названия объектов с определённым суффиксом. Сначала дети самостоятельно выполняют действие, выкладывая результаты своего решения цветными квадратиками, соответствующими по цвету карточкам с предметами и животными, рядом с изображением разных домов, затем объясняют свои действия и называют полученные слова. Например: «В домике могут жить заяц и кот, потому что можно образовать слова «зайчик» и «котик». А лиса там жить не сможет, т.к. слова «лисик» не существует».
2. «Посчитай — ка» Игры на согласование существительных с числительными в роде, числе и падеже. Цель
: учить образовывать множественное число имени существительного. Например: Счет до 5 со словом лиса. Одна лиса, две лисы, три лисы, четыре лисы, пять лис. Можно посчитать зайцев, медведей, ежей и т.д
3. Игры на образование сложных слов. Цель
: учить детей образовывать сложные слова из двух простых слов. Ход игры: У курицы короткий хвост – она короткохвостая. У гусыни белая голова – она белоголовая. У зайца длинные уши – он длинноухий. У цапли длинные ноги – она длинноногая.
4.«Мой—моя—мое—мои» Цель:
упражнение в согласовании местоимения с существительным. 1. Взрослый называет детям слова и просит ответить на вопрос «чей?» («чья?», «чье?», «чьи?»), правильно согласуй местоимение с существительным. Примерный речевой материал: мяч, кубик, мишка, пароход, конь, шар, самолет, пень, лук, помидор, карандаш, зайка; машина, кукла, книга, коляска, стрела, пчела, слива, лента, рубашка, коробка, плита; ведро, перо, колесо, кольцо, пальто, платье, яблоко, облако, зеркало, дерево, озеро, солнышко; валенки, туфли, рукавицы, сапоги, глаза, ножницы, носки, брови, книги, друзья. 2. Взрослый бросает ребенку мяч и произносит слово либо «мой», либо «моя», либо «мое», либо «мои». Ребенок, возвращая мяч, называет нужное слово.
5.«Подумай и назови». Цель:
упражнение детей в образовании прилагательных от существительных Предлагаем детям дать словами правильные определения. Образец ответа: Если на рубашке грязь, то рубашка грязная. При затруднении задается вопрос «какая?» («какой?»). Примерный речевой материал: Если на улице очень холодно, то день … Если на улице шум, то улица … Если человеку сопутствует удача, то человек … Если у человека талант, то человек … Если весь день идет дождь, то день … Если корова приносит людям пользу, то корова … Если у человека есть здоровье, то человек …

Рекомендуем посмотреть:

Речевые игры для детей Развитие речи у детей. Советы для родителей Игры на развитие речи дошкольников через импровизацию Игра — упражнение в правильном употреблении глагола хотеть для детей 5-6 лет

Похожие статьи:

Игры на развитие речевого дыхания в средней, старшей группе

Развитие речи у детей 3-4 лет с ЗРР на материале сказок Сутеева

Игры на развитие внимания и речи у детей 4-6 лет

Игры с буквами для детей 4-6 лет

Задания в картинках на развитие речи для детей 3-5 лет

Занимательная грамматика для дошкольников

Развитие речи у дошкольников — понятие объёмное. С периода новорождённости и до начала школьной жизни малыш должен преодолеть сложный путь от своего первого слова до уверенного, грамотного использования сложных конструкций родного языка.

В раннем детстве и в младшем дошкольном возрасте основное внимание родителей и педагогов направлено на обогащение словарного запаса, работу над фонематическим слухом и артикуляционным аппаратом малыша. Но постепенно всё более важное место в системе занятий с дошкольником занимают игры и упражнения, развивающие лексико-грамматический строй речи.

Что такое грамматика

Грамматика — это отрасль языкознания, которая занимается изучением грамматического строя языка. Чтобы речь ребёнка была грамотной, малыш должен правильно собирать слова в словосочетания, предложения, тексты. Для этого необходимо развивать навыки работы с различными понятиями:

  • число;
  • род;
  • падеж;
  • части речи;
  • члены предложения.

Так как основным объектом изучения грамматики является слово, она тесно связана с лексикологией — наукой, изучающей слова, их значения, их взаимоотношения друг с другом и историю их формирования.

Занимаясь с ребёнком дошкольного возраста грамматикой, необходимо следить, чтобы малыш верно произносил грамматические формы, т. е. уделять внимание орфоэпии родного языка, а вот правописанию, или орфографии, настойчиво учить пока вовсе не обязательно. Достаточно показать ребёнку, как пишутся отдельные буквы, и научить его правильно писать несложные слова, например, его имя и фамилию, домашний адрес, имена родителей и других родственников.

Как формируется лексико-грамматический строй речи ребёнка

Строго говоря, знакомство с грамматическими формами начинается, едва ребёнок услышит родную речь. Естественно, в младенчестве и раннем детстве обучение проходит в пассивной, непроизвольной форме. Чем больше, чем чаще кроха слышит грамотные монологи или диалоги взрослых, чем больше ему читают хорошие детские книги по возрасту, тем активнее он впитывает принципы словообразования и усваивает правила компоновки слов в более сложные конструкции.

Целенаправленно внедрять педагогические элементы, посвящённые изучению грамматики, можно уже в 3–4 года. Грамматические навыки формируются постепенно, постепенно повышается качество речи. Так как грамматическая система русского языка весьма сложна, на овладение ею понадобятся годы. Эффективным помощником родителей и педагогов выступают игры и игровые упражнения, которые в увлекательной для малыша форме тренируют его способность работать с грамматическими единицами родного языка.

Грамматические игры для дошкольников

«Хвастунишка»

Игра помогает ребёнку отработать навык изменения слова по числам. Правила просты. Ведущий произносит фразу:

  • У меня есть {название предмета в единственном числе}.

На что ребёнок должен ответить:

  • А у меня есть {название предмета во множественном числе}.

Например:

  • У меня есть кукла. — А у меня есть куклы.
  • У меня есть орех. — А у меня есть орехи.
  • У меня есть пуговка. — А у меня есть пуговки.

Ребятам младшего дошкольного возраста можно упростить задачу, предварительно подготовив для игры парные карточки, с изображением одного/нескольких предметов. Показывая карточки ребёнку, просите его называть, что на них изображено:

  • Тут мяч, а тут мячики.
  • Тут девочка, а тут девочки.
  • Тут стул, а тут стулья.

Вы можете называть предмет в единственном или множественном числе, а ребёнок пусть показывает соответствующую картинку.

На базе этой игры можно тренировать ребёнка не просто менять слова по числам, но и по падежам. Для этого предложите следующее игровое упражнение.

«Один — много»

Для малышей подготовьте парные картинки. Можно предлагать произвольные слова или использовать игру для отработки определённой лексической темы:

  • посуда;
  • мебель;
  • фрукты и овощи;
  • животные и звери;
  • профессии;
  • мамы и их детёныши

и пр.

Вы произносите название объекта, указывая на то, что он в единственном числе, а малышу надо образовать словосочетание со словом «много».

Например:

  • Один стол — много столов.
  • Один стул — много стульев.
  • Один банан — много бананов.
  • Одна груша — много груш.
«Мама с папой лучше всех»

Род — важное грамматическое понятие. Правда, даже к старшему дошкольному возрасту малыши могут уверенно им пользоваться, но испытывать сложности с определением рода отдельных слов.

Предложите ребёнку игру, в которой ему надо будет говорить комплименты любимым родителям. А чтобы ни мама, ни папа не были обделены вниманием любимого карапуза, проследите, чтобы каждому досталось равное количество комплиментов:

  • Моя мама самая красивая, а мой папа самый красивый.
  • Моя мама самая умная, а мой папа самый умный.
  • Мая мама самая добрая, а мой папа самый добрый.

А теперь обсудите с малышом, что мама — девочка, женщина. И все её качества, которые мы называли, имеют женский род. Слова «красивая», «умная», «добрая» использованы в женском роде. А какие слова у нас мужского рода?

«Волшебный трафарет»

Отличная развивающая игра для изучения цветов и отработки навыков образования словосочетаний «прилагательное + существительное». Вам понадобится несколько прямоугольников из картона разного цвета, а также прямоугольники такого же размера из белого картона с прорезанным силуэтом различных легко узнаваемых по контуру предметов. Предметы на силуэте должны быть как в единственном, так и во множественном числе.

Взрослый накладывает силуэт на цветной прямоугольник, а ребёнок должен ответить, что получается:

  • розовый чайник;
  • оранжевые мячики;
  • зелёные листья {листики|листочки};
  • красное платье;
  • голубая коляска.
«Командир»

Предложите ребёнку немного покомандовать его любимой игрушкой — куклой или плюшевой зверушкой. Суть игры проста. Вы называете ребёнку то или иное действие (глагол), а малыш должен скомандовать игрушке, что ей делать. Если приказной тон вам не по душе, можно добавить к глаголу слово «пожалуйста». Главное — чтобы ребёнок потренировался образовывать от глагола повелительное наклонение.

  • Пора спать — Машенька, спи!
  • Пора есть — Машенька, ешь!
  • Пора танцевать — Машенька, танцуй!

А если мы будем командовать всеми твоими куколками сразу?

  • Куклы, спите!
  • Куклы, ешьте!
  • Куклы, танцуйте!

Чтобы игра стала интереснее, а её развивающий потенциал шире, не озвучивайте действие, а показывайте его на картинках.

«Что это делает»

Увлекательная игра на развитие навыка образования глагола от существительного. Для малышей лучше всего использовать наглядный дидактический материал: предметы, игрушки или картинки. Для ребят старшего дошкольного возраста достаточно просто называть слова, от которых им надо образовать действие.

  • Что делает дудочка? Дудит!
  • Что делает гром? Гремит!
  • Что делает звонок? Звонит!
  • Что делает бегун? Бежит!
  • Что делает пловец? Плывёт!

Вы можете усложнить задание, предложив ребёнку добавить к предмету и действию их признаки:

  • Красивая дудочка красиво дудит.
  • Громкий гром громко гремит.
  • Звонкий звонок звонко звонит.
  • Быстрый бегун быстро бежит.
  • Ловкий пловец ловко плывёт.

Советы «Эврики»

  1. Друзья, планируя развивающие занятия с ребёнком, тем реже используйте слово «занятие», чем младше малыш. По сути, все предложенные задания — игровые упражнения, или просто игры. Вот и играйте на радость карапузу. Ведь играть любят все мальчики и девочки!
  2. Следите за грамотностью детской речи, ненавязчиво, но регулярно исправляйте ошибки в произношении слов и формировании грамматических конструкций.
  3. Тщательно контролируйте, какие мультфильмы смотрит ваш ребёнок. Иногда персонажам специально прописывают дефекты в развитии речи, но такое решение сценаристов может сыграть с вашим карапузом злую шутку.
  4. С не меньшей критичностью выбирайте детские литературные произведения. Читайте ребёнку произведения разных жанров, знакомьте его со стилистическим многообразием родной речи.
  5. Если ребёнок не хочет играть в предложенную вами игру, замените её чем-то другим. Помните: в дошкольном возрасте усваивается только тот материал, который вызвал искренний интерес ребёнка.

Пусть родительство ваше будет счастливым! До новых встреч!

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: