Подборка интересных словесных игр для старшей группы детского сада


Загадки

Очень многие игры, которые развивают словесное или звуковое мышление, − устные. Можно загадывать некий предмет, но отвечать на вопрос только «да» или «нет». Скажем, я загадала то, что стоит у меня на столе. И ребенок начинает спрашивать:− Оно большое?Я говорю:− Нет.− Оно больше стакана?− Нет.− Оно квадратное?− Почти.− Оно железное?− Нет.− Оно деревянное?− Нет.− Оно резиновое?− Да.− Оно черное?− Нет.− Оно белое?− Да.− Это ластик?− Да, это ластик. Ты отгадал, молодец. А теперь ты мне загадай, а я буду спрашивать.Можно загадывать какие-то простейшие вещи и вдруг окажется, что их не так-то просто отгадать даже взрослому, хотя загаданный предмет совершенно простой, бытовой.Можно сделать словесные загадки. Но не классические, народные, которые все знают и которые в сборниках печатают: сидит девица в темнице, а коса на улице. Современные дети не видели, как растет морковка, поэтому они не могут догадаться, что это за коса на улице, почему девица сидит в темнице и почему это имеет отношение к морковке. То есть они готовы выучить и этот текст, и эту отгадку. Но не могут соотнести, они не видели этого, это непростая метафора.Под загадками я имею в виду совершенно другое. Вы можете описать предмет, назвав несколько его признаков, дав определение. Например, зверь, который мяукает.− Я загадала полосатого зверя, который ест траву.Ребенок говорит:− Тигр?− Не тигр. Тигр не есть траву. И еще у этого зверя есть копыта и грива.− А-а-а, лошадка!− Полосатого!Или я могу сказать:− Да, только название зверя начинается на букву «з».− Полосатая лошадка на «з»… А-а-а, зебра!Или я могу сказать:− Кислый, желтый и овальный.Ребенок:− О-о, я знаю, это фрукт.− Да, фрукт. А какой? Его еще кладут в чай.− Ага, желтый, лимон!Или:− Красный, круглый, его кладут в салат.Я могла иметь в виду помидор, а ребенок говорит: «Редиска». Отлично, тоже годится. Придумывать такие загадки полезно. Ничуть не менее полезно, чем отгадывать.

Игры для младших школьников

К моменту поступления в школу мальчики и девочки свободно общаются с другими людьми на разные темы. У подготовленного к обучению ребёнка развитый фонематический слух, он умеет различать звуки в словах, может соотнести звук со знаком и изобразить этот звук. Необходимо учить школьника строить тексты, составлять описания по картинкам, работать над выразительностью устной речи, над обогащением словаря, над грамотным письмом.

На этом этапе огромную роль играет чтение. Если ранее ребёнку привили интерес к книгам, то он начинает самостоятельно читать простые тексты, черпая оттуда познавательную и поучительную информацию, развивая память и интеллект. Конечно, если родители не читают, маловероятно, что этим заинтересуется их сын или дочь.

«Что если бы»

Эта игра подходит как для занятий с одним ребёнком, так и с группой детей.

Для игры следует заранее подготовить карточки с написанными на них вопросами, имеющими форму: «Что было бы, если бы?». Окончания вопроса должны быть такого типа:

  • если бы исчезли все взрослые;
  • если бы никогда не наступала ночь;
  • если бы в нашей квартире поселился слон;
  • если бы не было насекомых.

Карточки следует разложить изнанкой вверх. Попросите ребёнка достать одну карточку и порассуждать на тему вопроса.

Поощряйте ребёнка мыслить нестандартно

«Составь слова»

На большом листе бумаги (на доске) нужно написать длинное слово (автомобиль, электростанция, скалолаз). Участникам игры нужно составить из букв этого слова новые слова. Победитель тот, кто придумал больше всего новых слов.

«Сочиняем сказку»

Для игры требуется несколько участников.

Первый игрок придумывает начало сказки (одно предложение). Следующий дополняет своим. Так все участники по цепочке придумывают интересную историю.

«Глупые предложения»

Для игры требуется как минимум два участника. Один придумывает слово, а второй сочиняет предложение, в котором каждое слово начинается из букв того слова, которое назвал первый участник. Например, слово «стол» расшифровывает как «собака топталась около лодки».

Предлагайте ребятам сочинять самим сказки и весёлые истории

Скороговорки и стихи

Проговорить их и взрослому не так-то просто. Поэтому если вы играете с ребенком в скороговорки, начните с себя. Попробуйте сами произнести быстро-быстро и покажите ребенку, как вы практикуетесь, как вы тренируетесь, как вы ее выучиваете.Можно играть с какими-нибудь стихами: вы начинаете, а ребенок в конце вспоминает подходящее слово.− Где обедал воробей? В зоопарке у…− …зверей.Пока ребенок вспоминает нужное слово, можно предлагать смешные варианты.− Погостил у носорога, отрубей поел… дорогу.− Нет, − говорит ребенок, − не дорогу.− А что же? С порога.− Не-ет, не с порога.− А что?− Немного!

Правила словесной игры

У словесных игр широкий спектр применения.

Их можно применить и как развивающие (для обычных детей), и как коррекционные (если у вашего чада есть проблемы).

Каждый раз используйте 1-2 упражнения. Если вы поменяете инструкцию, то это будет уже другая игра на том же материале (пример: «Узнай домашних животных»).

В конце словесной игры полезно будет выбрать какой-нибудь предмет и нарисовать его. Рисование поможет соотнести слово и образ, что важно для развития взаимодействия между полушариями головного мозга.

И еще добрый совет. У педагогов есть хорошее правило: составлять картотеки. Просто родителям это тоже не помешает.

Собирайте словесные игры. Наклейте каждое упражнение на картон, и поставьте в коробку. У вас получится удобная для применения картотека (не надо каждый раз искать в интернете). Мы постарались расположить материал в удобном для картотеки виде.

Научите своего малыша играть в подвижные и словесные игры. Он сможет стать заводилой и лидером среди сверстников. Дети потянутся к нему и будут уважать вашего ребенка.

Лишнее слово

Еще можно играть − называть какие-то группы слов и угадывать, кто лишний. Что существенно, в этой игре может быть несколько правильных ответов. В нее можно играть на ходу, предложите ребенку придумывать такие загадки. Но важно, чтобы он объяснил свое решение. Например, я могу сказать: «автобус, трактор, троллейбус, трамвай». Какое из данных слов лишнее? Кто-то может сказать, что автобус, потому что он на «А», а все остальные начинаются на букву «Т». Кто-то скажет, что трамвай, потому что только он ходит по рельсам, а все остальные нет. Кто-то скажет, что трактор, потому что это не общественный транспорт, а все остальные возят людей. Понимаете, да? Любое объяснение годится.Важно, что ребенку тоже полезно придумывать такие задачи. Ведь только взрослые всегда являются носителями истины в последней инстанции: сначала вы загадываете, потом ребенок. И это не только игра, но и процесс общения. Если вам нравится придумывать, то это отлично.

Снежный ком

Есть такая замечательная игра «Снежный ком». Она и словесная, и развивающая память. Один говорит:− Кошка.Второй:− Кошка, собака.Третий:− Кошка, собака, заяц.Четвертый: − Кошка, собака, заяц, тигр.Можно произносить любые слова. Есть также другая версия этой игры. Скажем, первый говорит:− Я иду в поход и беру с собой ложку.Второй:− Я иду в поход и беру с собой ложку и миску.И так далее. Каждый добавляет свое. Но уже в конце, а не в начале. То есть изначально он должен вспомнить все слова, что сказали до него, потом уже добавить свое.Когда мы играем с группой детей, то я предлагаю не только называть слова, но еще, если кто-то забыл, можно подсказывать, но только жестами.Можно называть в каждом слове первую букву, и это тоже для некоторых детей не так-то просто. Но когда вы уже справились, то некоторые загадки − все на одну букву. Например, мы загадываем все слова на букву «М». Я говорю:− Это такая большая, с колесами, на ней можно ехать.− Машина.− Хорошо, тогда я другое загадаю на букву «М». Это такое вкусное, холодное и бывает в вафельном стаканчике.− О-о, это мороженое!− А еще это такое сладкое и его делают пчелы.− Мед.− А теперь давай ты попробуй что-нибудь на «М» придумать.И это гораздо сложнее: придумать слово, которое начинается на эту букву, да потом еще его описать − это серьезная работа для ребенка.

Игры со словами для детей пяти — шести лет

Дошкольники этого возраста обычно понятно высказывают свои мысли, строят логичные высказывания. К школе они должны иметь богатый словарный запас, уметь чётко произносить все звуки, пересказывать небольшие истории. Овладеть этими навыками им помогут речевые игры.

В этом возрасте следует много читать ребёнку, задавать вопросы и внимательно слушать его, загадывать загадки, решать кроссворды, ребусы, шарады.

«Испорченный телефон»

Для игры необходимо участие группы детей.

Мальчики и девочки садятся в ряд. Взрослый шепчет простое, понятное ребятом слово первому игроку на ухо, чтобы другие не слышали. Тот передаёт слово другому, тоже шёпотом. Последний игрок называет слово, которое услышал, вслух.

Так как часто слово доходит до последнего игрока в искажённом варианте, игра получается обычно весёлой и интригующей.

«Светофор»

Игра может проводиться как с одним ребёнком, так и с несколькими.

Для игры понадобятся вырезанные на каждого участника из бумаги по одному кружку зелёного и красного цвета. А также пригодятся тематические карточки с изображёнными на них знакомыми детям предметами.

Взрослый показывает карточки и говорит, что на них нарисовано, иногда намеренно произнося слова ошибочно (вместо «банан» произносит «баван», вместо «витамин» — «витанин»). Если слово названо правильно, дети подымают вверх зелёный кружок, если нет — красный.

Вместо использования кружков разного цвета можно договориться с детьми об условных знаках, обозначающих «правильные» и «неправильные» слова

«Поймай мяч»

Игра может проводиться как индивидуально с ребёнком, так и с группой детей. Для неё понадобится мяч (воздушный шар).

Взрослый называет существительное и бросает мяч ребёнку. Тот должен поймать мяч и назвать прилагательное, образованное от этого слова: зима — зимний, дождь — дождливый, дерево — деревянный и т. п.

Командные игры со словами учат детей быстрой реакции, умению сотрудничать

Контакт

Эта игра годится, если ребенок уже знает, что такое первая буква, и понимает определение: «это такой зверь, который мяукает». Если он не называет само слово, а произносит описание, то после этого уже можно играть. Я думаю, многие знают правила, но я на всякий случай расскажу еще раз.Контакт − игра для нескольких человек, надо хотя бы 3-4 участника. Ведущий загадывает какое-нибудь слово и сообщает всем остальным игрокам первую букву, например «К». Остальные игроки начинают придумывать свои слова, которые начинаются на «К», например, один говорит:− А это не такой зверь, который мяукает?Ведущий говорит:− Нет, это не кошка (если он действительно загадал не кошку).Другой говорит:− А это не такой, друг Чебурашки?Ведущий:− Гена. Нет, подожди, «К». Это не крокодил.И так все игроки пытаются придумать такое определение, чтобы они поняли, а ведущий не понял. И если вдруг им это удается, например, один из игроков говорит:− Она сладкая и ее едят вареной.Ведущий говорит:− Каша.− Нет, она растет в поле, она высокая и у нее внутри волоски.Ведущий говорит:− Ой, не знаю.Тогда остальные игроки начинают считать: до 3, до 5 или до 10, это уж как договоритесь. И говорят «Контакт!», а потом хором произносят отгаданное слово. Если у того, кто давал определение, и у того, кто сказал «кукуруза», сошлось, тогда водящий должен сказать им следующую букву.− Ну хорошо, тогда говорю вам вторую букву. Вторая буква «О».И дальше все игроки, которые отгадывали, придумывают уже на «Ко». А потом, скажем, они придумали еще какое-нибудь определение, которое водящий не отгадал, тогда у них появляется уже три буквы. И так потихонечку они отгадывают слово. И кто в итоге отгадал, тот становится следующим водящим.Это игра не такая простая, как может показаться, − в нее и взрослым бывает нелегко играть. Но если вы не торопитесь, не стараетесь непременно обыграть ребенка, то процесс игры доставим всем удовольствие.Если не пытаться меряться − кто выиграл и кто проиграл, то она вполне работает. Например, позволяет выяснить, как пишутся слова. С детьми бывает очень смешно играть, они придумывают нетривиальную орфографию и не всегда понимают, какая буква следующая в загаданном слове.

Словесные игры для детей 6-7 лет

Поступление в школу требует от первоклашки сосредоточенности на учебной деятельности. Конечно, учителя в первые год-два ещё стараются включать в образовательный процесс игровые моменты, но всё же учёба — не игрушки, а занятие серьёзное, требующее усилий воли, собранности и усидчивости.

Но все же основная деятельность ребёнка первых лет жизни — игра. Через игру малыши знакомятся с окружающим миром:

  • учат буквы и цифры;
  • тренируют память и внимание;
  • развивают логическое и нестандартное мышление;
  • изучают цвета и формы, времена года и дни недели;
  • стимулируют творческий и эмоциональный интеллект;
  • осваивают принципы здорового общения с другими людьми.

По достижении малышом возраста 6-7 лет, когда начинается активная подготовка к школе, родители зачастую отодвигают игры на второй план, призывая любимое чадо привыкать к предстоящим реалиям в роли ученика. Да, вы можете частично заменять развивающие игры занятиями, по структуре больше напоминающими традиционный школьный урок, но всё же играть нужно и в этот период и, скажем больше, в любой другой — вплоть до глубоко пожилого возраста. Тем более что можно успешно совмещать учение с развлечением. В помощь всем мамам и папам, с тревогой ожидающим вступления в ряды родителей первоклашек, — словесные игры для детей старшего дошкольного возраста.

Преимущества словесных игр

К словесным относят все игры, в которых основным элементом является слово. Это и различного рода ассоциации, и цепочки, и чехарда, и даже всевозможные виды кроссвордов: сканворды, чайнворды, филворды, диворды и пр. Некоторые из них подразумевают организацию досуга для большой весёлой компании, другие позволяют интересно провести время наедине с собой. Но все словесные игры объединяются общей характеристикой — для них не требуется никаких (ну, или почти никаких) дополнительных атрибутов. Максимум — ручка и листок бумаги, мячик, карточки с картинками, словами или буквами.

Играть в словесные игры с детьми можно где угодно:

  • дома;
  • на прогулке;
  • в дороге;
  • в очереди.

Общеизвестно, что в любом возрасте словесные игры активно стимулируют развитие познавательных психических процессов:

  • внимания;
  • памяти;
  • мышления;
  • воображения;
  • речи.

Полагаем, мы убедили вас, что игра учёбе не помеха. Значит, пора переходить от слов к делу. Точнее, к игре. Игре в слова.

Словесные игры с мячом

«Я знаю…»

В игру может играть произвольное количество участников. Можно играть одному, тогда мячик не перекидывается от игрока к игроку, а отбивается от земли. Отличное занятие для тренировки ловкости и координации движений, развития памяти и внимательности (ведь слова в игре нельзя повторять).

Сев в кружок, игроки по часовой стрелке кидают друг другу мяч, проговаривая считалочку:

  • я
  • знаю
  • десять (если 10 предметов одной категории назвать пока сложно, число можно уменьшить до 5 или даже 3)
  • цветков (категории могут быть самыми разными — женские и мужские имена, месяцы, дни недели, цвета, геометрические фигуры, птицы, овощи и пр.)

Далее следует перечисление предметов и их счёт:

  • ромашка — раз;
  • лютик — два;
  • сирень — три…

Если игрок замешкался и не смог быстро назвать цветок, он передаёт мячик дальше по кругу, а в конце кона (когда общими усилиями всех участников будут названы все предметы данной категории) ему предстоит выполнить какое-нибудь задание (рассказать стишок, спеть песенку, ответить на вопрос, попрыгать на одной ножке и т.п.)

«Съедобное — несъедобное»

Во времена, когда все дворы были заполнены разновозрастными компаниями детворы, жильцы близлежащих домов сквозь открытые окна дни напролёт слышали, с каким азартом ребятня играет в эту невероятно популярную тогда игру. Если ваше детство прошло без неё, мы расскажем на удивление простые правила.

Из игроков (их может быть сколько угодно, но не менее двух) выбирается во́да (ведущий). Он становится напротив остальных ребят и поочерёдно каждому из них кидает мяч, называя любое слово:

  • огурец;
  • скамейка;
  • дом;
  • пиджак;
  • булка…

Если названный во́дой предмет можно употреблять в еду, игрок ловит мяч руками, а потом возвращает его ведущему. Если слово «несъедобное», мячик надо отбить. Игрок, неверно отреагировавший на слово, меняется с ведущим местами.

Вместо классификации по «съедобности» можно использовать любой другой признак. Например, ловить мяч, если названное слово обозначает транспорт (цветок, объекты живой природы…), в противном случае — отбивать.

«Ласковый мячик»

Игра развивает ловкость и быстроту реакции. Полезна на этапе изучения уменьшительно-ласкательных суффиксов. Отлично подходит для игры родителя с ребёнком. Можно играть с несколькими детьми сразу, кидая мяч по очереди каждому из них.

Правила несложные: бросая мяч малышу, вы называете основное слово. Ребёнок должен поймать мячик, а потом бросить его вам, назвав это слово в уменьшительной форме.

Примеры:

  • стул — стульчик;
  • глаз — глазик;
  • солнце — солнышко;
  • кукла — куколка.
«Кто готовит?»

Игра на закрепление знаний о многообразии профессий.

Взрослый называет действие и бросает ребёнку мяч, а малыш, возвращая мяч, должен назвать соответствующую этому действию профессию:

Примеры:

  • готовит — повар (кулинар, кондитер);
  • рисует — художник;
  • пишет — писатель (журналист, поэт);
  • строит — строитель;
  • лечит — доктор.

Можно поменяться ролями: профессию называет ведущий, а игроки ловят мяч и называют подходящее действие.

«Земля, вода, воздух»

Ведущий называет стихию (земля, вода или воздух) и кидает мячик в руки игроку. Игрок должен поймать мячик и в доли секунды назвать существо, в этой стихии обитающее.

Можно использовать названия категорий (птицы, рыбы…) и конкретные наименования (окунь, щука, ласточка). Главное условие: слова повторяться не должны. Если назвать слово не получается или случился повтор, проигравший должен выполнить задание ведущего.

Пример:

  • вода — карась;
  • земля — кабан;
  • воздух — воробей.

Общее для словесных игр с мячом

Все описанные игры подходят для организации занятия с ребёнком 6-7 лет на улице и дома. Можно использовать маленький мягкий мячик или отказаться от мяча вовсе, просто проговаривая слова игры по очереди. В этих развивающих играх мяч служит нескольким целям:

  • требует успешно распределять внимание между несколькими действиями (ловить мяч и обдумывать правильный ответ);
  • регламентирует время на обдумывание ответа (мяч не должен задерживаться в руках игрока дольше, чем на 3 секунды — по договорённости это время можно продлить или уменьшить);
  • добавляет игре динамичности и азарта.

Словесные игры на развитие логического мышления

«Кто лишний»

В младшем дошкольном возрасте задания на развитие мыслительных процессов обобщения проводились с использованием картинок. Ребёнку предлагалось из серии рисунков выделить несколько групп, объединяя изображённые предметы по разным признакам (по размеру, по цвету, по количеству, по назначению и пр.), или, напротив, убрать лишнюю картинку. Для ребёнка 6-7 лет эту игру можно провести в словесной форме. Таким образом, помимо прочего, задействуется образное мышление, воображение и фонематический слух.

Называйте серии слов, в которых все, кроме одного, объединены общими признаками. При этом задание можно усложнить, продемонстрировав, что одни и те же предметы обладают рядом признаков, а подбирать им товарищей по группе можно по каждому из качеств.

Пример:

  • Кровать, шкаф, стол, стул, простыня.

В этой группе лишнее слово «простыня», потому что, в отличие от остальных, оно не обозначает мебель.

  • Подушка, одеяло, простыня, кровать, шкаф.

В этой группе, как и в предыдущей, есть слова «кровать», «простыня» и «шкаф». Лишнее слово на этот раз — «шкаф», так как оно не обозначает предмет, который можно использовать для сна и отдыха.

«Данетки»

Данетки — это особый вид загадок, которые отлично развивают логическое мышление, учат думать нестандартно и креативно. Перед игроком ставится задача, требующая решения. Чтобы это решение найти, игрок (допускается участие нескольких отгадывающих, тогда вопросы ведущему они должны задавать по очереди) задаёт ведущему наводящие вопросы, на которые может быть только три варианта ответа:

  • да
  • нет
  • не имеет значения

Цель — найти верное решение за минимальное количество вопросов. Можно добавить соревновательный элемент, объявив победителем того игрока, который первым догадается, как решить данетку. Примеры готовых данеток есть на нашем сайте. Натренировавшись на готовых загадках, вы сможете придумывать подобные задачки самостоятельно.

Загадки

Загадки — известный издревле вариант словесной игры, отлично развивающей логику. Но мы предлагаем не использовать готовые авторские или народные загадки, а сочинять их, что называется, на ходу. Причём игроки должны поочерёдно меняться ролями отгадывающего и загадывающего: сначала вы загадываете, а ребёнок отгадывает, потом наоборот.

Это игровое задание развивает умение выделять признаки предмета, узнавать предметы по описанию, составлять словесное описание, по которому можно узнать предмет.

Пример:

Этот овощ зелёный, даже когда спелый. Варить или жарить его не надо. Его можно солить, мариновать и квасить.

Как вы наверняка догадались, это огурец. Если ребёнок отгадать загадку никак не может, добавляйте новые условия. Скажите, что любите добавлять этот овощ в салат, что он есть на грядках у бабушки на даче… В общем, развивайте мышление не только детское, но и своё. Пригодится

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: