Инновационные технологии обучения математике в начальных классах
Инновационные технологии обучения математике в начальных классах
Интенсивные изменения, происходящие в настоящее время в нашем обществе, требующие творчески развитой, креативно мыслящей, компетентной, активной личности, ориентируют педагогов на новый уровень преподавания и воспитания учащихся.
Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока. Возникновение интереса к математике зависит в большей степени от методики ее преподавания, от того, насколько умело будет построена учебная работа. В связи с этим ведутся поиски новых эффективных технологий и методов обучения, которые активизировали бы мысль школьников, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний. Педагогу надо задуматься о том, чтобы каждый ученик работал активно, увлеченно, а это использовать как отправную точку для возникновения и развития любознательности, познавательного интереса. В начальном школьном возрасте формируются постоянные интересы и склонности к тому или иному предмету, именно в этот период нужно стремиться раскрыть притягательные стороны математики.
Современный учитель всё чаще задаёт себе вопрос: «Как применять в учебно — воспитательном процессе инновационные технологии?»
Цель учителя — применяя новые педагогические технологии, научить школьников учиться. А как показывает практика, новые образовательные технологии могут быть освоены только в действии.
«Инноватика – это не просто новшества или некоторая новизна, а достижение принципиально новых качеств с введением системообразующих элементов, обеспечивающих новизну системе» (П.С. Лернер)
К инновационным технологиям необходимо отнести технологию развивающего обучения, проектную технологию, научно-исследовательскую деятельность, личностно-ориентированный подход, ИКТ – технологии, мониторинг.
Технологии развивающего обучения: проблемное изложение учебного материала; частично поисковая деятельность; самостоятельная проектная исследовательская деятельность.
Актуальность выбранной темы
состоит в необходимости широкого применения продуктивных инновационных технологий на уроках математики, которые позволяют быстрее, экономичнее и качественнее достигнуть цели математического образования.
Продуктивна та технология, с помощью которой можно получить более высокий результат быстрее и с меньшими затратами по сравнению с ранее применявшейся технологии. Задача учителя состоит в организации эффективной учебной деятельности учащихся, в обучении их самостоятельно добывать дополнительные знания для успешного освоения предметом.
Введение новых технологий вносит радикальные изменения в систему образования: ранее ее центром являлся преподаватель, а теперь – учащийся. Это дает возможность каждому ученику обучаться в подходящем для него темпе и на том уровне, который соответствует его способностям.
В своей практике я использую следующие современные образовательные технологии или их элементы:
-Информационно-коммуникационные технологии
-Технологии уровневой дифференциации и индивидуализации
-Интерактивные технологии (проектный метод, включающий
проблемное обучение и исследовательскую деятельность)
-Игровые технологии
-Личностно-ориентированные технологии обучения
-Тестовые технологии
-Здоровье сберегающие технологии
Информационно-коммуникационные технологии
На сегодняшний день информационно – коммуникационные технологии занимают всё большее и большее место в образовательном процессе. Главным преимуществом этих технологий является наглядность, так как большая доля информации усваивается с помощью зрительной памяти, и воздействие на неё очень важно в обучении. Информационные технологии помогают сделать процесс обучения творческим и ориентированным на учащегося.
Использование ИКТ на уроках математики мне позволяет: сделать процесс обучения более интересным, ярким, увлекательным за счёт богатства мультимедийных возможностей; эффективно решать проблему наглядности обучения; расширить возможности визуализации учебного материала, делая его более понятным и доступным для учащихся.
Замечено, что учащиеся проявляют большой интерес к теме, когда при объяснении нового материала применяются презентации. Даже пассивные учащиеся с огромным желанием включаются в работу. Использую ИКТ на разных этапах урока: устный счёт, при объяснении нового материала; при закреплении, повторении, на этапе контроля.
Уроки с применением компьютерных технологий не только оживляют учебный процесс, но и повышают мотивацию обучения.
Трудно представить себе современный урок без использования информационных компьютерных технологий.
Информационные компьютерные технологии могут быть использованы на любом этапе урока:
1. Для обозначения темы урока.
2. В начале урока с помощью вопросов по изучаемой теме, создавая проблемную ситуацию.
3. Как сопровождение объяснения преподавателя (презентации, формулы, схемы, рисунки, видеофрагменты и т.д.)
4. Для контроля знаний
Основная образовательная ценность информационных технологий в том, что они позволяют создать более яркую интерактивную среду обучения с неограниченными возможностями, оказывающимися в распоряжении и преподавателя, и учащегося.
Преимущества информационных компьютерных технологий по сравнению с традиционными многообразны. Кроме возможности более иллюстративного, наглядного представления материала, эффективной проверки знаний и всего прочего, к ним можно отнести и многообразие организационных форм в работе обучающихся, методических приемов в работе преподавателя.
Если у ученика возникли затруднения с тем или иным вопросом, то он в любой момент может вернуться к теории и еще раз изучить материал.
Необходимо всё же заметить, что яркая картинка на экране — всего лишь способ подачи материала. Это одностороннее движение. Самое же важное на уроке — это живое взаимодействие учителя и ученика, постоянный обмен информацией между ними. Поэтому неотъемлемый атрибут любого учебного класса — школьная доска. Доска — это не просто кусок поверхности, на которой может писать и взрослый, и ребенок, а поле информационного обмена между учителем и учеником. Конечно, нельзя сказать наверняка, что результаты учащихся повысятся благодаря работе с интерактивной доской, но мои наблюдения показали, что ученики стали больше интересоваться тем, что происходит на уроке. Они активно обсуждают новые темы, стремятся принять участие в работе, быстрее запоминают материал. Таким образом, использование интерактивной доски помогает обеспечить устойчивую мотивацию у учащихся к получению знаний, повысить их познавательную активность. Эти наблюдения относятся и к новым компьютерным технологиям в целом.
Таким образом, использование информационных технологий помогает учителю повышать мотивацию обучения детей к предмету и приводит к целому ряду положительных следствий:
психологически облегчает процесс усвоения материала учащимися;
возбуждает живой интерес к предмету познания;
расширяет общий кругозор детей;
возрастает уровень использования наглядности на уроке;
идет более полное усвоение теоретического материала;
идет овладение учащимися умения добывать информацию из разнообразных источников, обрабатывать ее с помощью компьютерных технологий;
формируется умение кратко и четко формулировать свою точку зрения.
повышается производительность труда учителя и учащихся на уроке.
Бесспорно, что в современной школе компьютер не решает всех проблем, он остается всего лишь многофункциональным техническим средством обучения. Не менее важны и современные педагогические технологии и инновации в процессе обучения, которые позволяют не просто «вложить» в каждого обучаемого некий запас знаний, но, в первую очередь, создать условия для проявления познавательной активности учащихся. Информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными (или спроектированными) технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.
Презентации в виде слайдов эффективны на различных этапах урока. Зрительное восприятие изучаемых объектов позволяет быстрее и глубже воспринимать излагаемый материал. Есть возможность эмоционально и образно подать материал.
При использовании информационно-коммуникационных технологий очень важно учитывать требование санпина, где указано продолжительность использования компьютера на уроке.
Технология уровневой дифференциации и индивидуализации
Дифференциация способствует более прочному и глубокому усвоению знаний, развитию индивидуальных способностей, развитию самостоятельного творческого мышления. Разно уровневые задания облегчают организацию занятия в классе, создают условия для продвижения учащихся в учебе в соответствии с их возможностями. Работая дифференцированно с учащимися, вижу, что их внимание не падает на уроке, так как каждому есть посильное задание, «сильные» ученики не скучают, так как всегда им дается задача, над которой, надо думать. Ребята постоянно заняты посильным трудом. У меня как у учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному, реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании. Сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации.
При использовании технологии уровневой дифференциации и индивидуализации необходим особый педагогический такт преподавателя, чтобы ни в коем случае не унизить учащегося перед его ровесниками давая ему облегчённое задание, а дать ему возможность вместе со всеми переживать радость от правильно выполненного задания, тем самым
«окрылить» его для дальнейшей работы над более сложным заданием
Игровые технологии
«Предмет математики настолько серьёзен, что полезно не упускать случаев делать его более занимательным»
Блез Паскаль
Я считаю, что использование на уроках игровых технологий обеспечивает достижение единства эмоционального и рационального в обучении. Так включение в урок игровых моментов делает процесс обучения более интересным, создает у учащихся хорошее настроение, облегчает преодолевать трудности в обучении. Я использую их на разных этапах урока. Так в начале урока включаю игровой момент «Отгадай тему урока», при закреплении изученного материала – «Найди ошибку», кодированные упражнения. Так же я разрабатываю викторины, часы занимательной математики. Всё это направлено на расширение кругозора учащихся, развитие их познавательной деятельности, формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности, развитие общеучебных умений и навыков.
Личностно-ориентированные технологии обучения
«Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях»
К. Д. Ушинский
Фактически все развитые страны осознали необходимость личностно – ориентированного обучения, где учащийся становится центральной фигурой.
Учитывая его задатки, способности, возможности, используя передовые педагогические и информационные технологии. Подобное обучение способствует не только овладению определённой суммой знаний, умений, но и, что значительно важнее, — личностному развитию.
Изучение личности учащегося, определение его состояния в начальный период обучения и после осуществления педагогического воздействия является одним из центральных вопросов продуктивной технологии. Ещё в 1867 году К. Д. Ушинский в книге « Человек как предмет воспитания» писал: « Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях ,то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях». Поэтому особое значение приобретает включение объекта воздействия – учащегося – с структуру технологического процесса. При проектировании педагогической технологии желательно учитывать особенности каждого обучаемого – его индивидуальные предпосылки, оказывающие «сопротивление» или, наоборот, благоприятствующие влиянию обучающих воздействий.
Личностно-ориентированная технология обучения помогает в создании творческой атмосферы на уроке, а также создает необходимые условия для развития индивидуальных способностей учащихся.
Тестовые технологии
Задания на тестовой основе получили широкое распространение в практике преподавания. Я их использую на различных этапах урока, при проведении занятий разных типов, в ходе индивидуальной, групповой и фронтальной работы, в сочетании с другими средствами и приемами обучения. Сегодня существуют разнообразные варианты тестов. На мой взгляд, тесты, созданные самим учителем, позволяют наиболее эффективно выявлять качество знаний, индивидуализировать задания, учитывая особенности каждого ученика. Тестовые задания составляю с учетом задач урока, специфики изучаемого материала, познавательных возможностей, уровня готовности учащихся. Поэтому мною для каждой группы составлены тесты, направленные на формирование умений и навыков учащихся, на закрепление знаний. Тестовая технология помогает при контроле знаний учащихся. Тест обеспечивает субъективный фактор при проверке результатов, а также развивает у ребят логическое мышление и внимательность. Тестовые задания различаются по уровню сложности и по форме вариантов ответов.
- Каждый урок начинается с психологического настроя класса. После доброжелательного приветствия, одобрительных реплик, предлагаю детям «Лист настроения».
1.Мозговая атака. Провожу в парах или группах.
- Задание на разгадывание ребусов.
2. «Корзина» идей, понятий, имен.
На доске рисую корзинку, где условно собирается все, что дети знают по данной проблеме.
Технология проведения: 1) Задаю вопрос о том, что известно детям о поставленной проблеме; 2) Каждый ученик самостоятельно вспоминает и записывает в тетрадь то, что он знает в этой связи (1-2 мин); 3) Обмен информацией в парах (группах); каждая пара называет одно сведение или факт, не повторяя сказанного ранее. Например, тема урока: Задачи ..Вызов происходит наработка различных версий: как можно решить задачу.
Этот приём применяю в начале урока на этапе работы с книгой, в «корзину» ученики «складывают» свои мысли о том, что будет сегодня на уроке изучаться. Этот прием позволяет мне формировать умения, обучающихся выдвигать гипотезы исследования и определять, доказаны они или опровергнуты, что очень важно для формирования навыков научно – исследовательской деятельности учащихся при работе с литературой.
Здоровьесберегающие технологии
Понятие «здоровье сберегающая» относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей, насколько при реализации данной технологии решается задача сохранения здоровья основных субъектов образовательного процесса – учащихся и педагогов.
Использование данных технологий позволяют равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных и контрольных работ, нормативно применять ТСО, что дает положительные результаты в обучении. При подготовке и проведении урока учитываю: дозировку учебной нагрузки; построение урока с учетом динамичности учащихся, их работоспособности; соблюдение гигиенических требований (свежий воздух, хорошая освещенность, чистота); благоприятный эмоциональный настрой; профилактика стрессов (работа в парах, группах, стимулирование учащихся); оздоровительные моменты и смена видов деятельности на уроке, помогающие преодолеть усталость, уныние, неудовлетворительность; соблюдаю организацию учебного труда (подготовка доски, четкие записи на доске, применение ИКТ).
Конфуций
Активность аналитического осмысления учебного материала младшими школьниками быстро снижается, если ученики на протяжении нескольких уроков вынуждены анализировать одну и ту же единицу учебного материала, выполнять однотипные мыслительные операции. Известно, что детям быстро надоедает выполнять одно и то же, их работа становится малоэффективной, замедляется процесс развития. Для того чтобы материал способствовал развитию у ребёнка умения самостоятельно постигать явления окружающей его жизни, продуктивно мыслить, в своей практике я применяю проблемное обучение. Суть его в том, что я ставлю перед учениками проблему (учебную задачу) и вместе с ними рассматриваю её. В результате совместных усилий намечаются способы её решения, устанавливается план действий, самостоятельно реализуемый учениками при минимальной помощи учителя. При этом актуализируется весь запас имеющихся у них знаний и умений, и из него выбираются те, которые имеют отношение к предмету изучения. Математика в школе, по моему мнению, начинается вовсе не со счета, не с изучения понятий, что кажется очевидным, а с… загадки, проблемы. Проблемное обучение обеспечивает более прочное усвоение знаний; развивает аналитическое мышление, способствует сделать учебную деятельность для учащихся более привлекательной. Мы занимаемся учебными исследовательскими проектами младших школьников. Главная идея метода проектов – направленность учебно-познавательной деятельности обучающихся на результат, который получается при решении практической и теоретической проблемы. Проектная деятельность обучающихся – это совместная учебно-познавательная, творческая и игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные способы деятельности, направленные на достижение общего результата.
Использование в обучении элементов исследовательской деятельности позволяет нам не столько обучать детей, сколько учить учиться, направлять их познавательную деятельность. С большим интересом ученики участвуют в самых разных видах исследовательской работы. Метод проектов позволяет организовать подлинно исследовательскую, творческую, самостоятельную деятельность в течение учебного времени, отводимого на изучение предмета. Он предполагает отход от авторитарных методов обучения и предусматривает продуманное и концептуально обоснованное сочетание с многообразием ванной на постоянных трудностях; оно ориентирует на комплексное использование знаний.
Групповая работа на уроках весьма привлекает младших школьников. Однако, как показывает практика, первый опыт её организации может быть неудачным (излишний шум, медленный темп работы, их неумение действовать совместно и др.), что отталкивает от дальнейшего использования этой формы обучения. Между тем групповая работа – это полноценная самостоятельная форма организации обучения. Использование на уроках групповой работы убедило меня в том, что эта технология несёт в себе черты инновационного обучения: самостоятельное добывание знаний в результате поисковой деятельности, следовательно:
– возрастает глубина понимания учебного материала, познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся; – меняется характер взаимоотношений между детьми; – укрепляется дружба в классе, меняется отношение к школе; – сплочённость класса резко возрастает, дети лучше понимают друг друга и самих себя; – растёт самокритичность, точнее оценивают свои возможности, лучше себя контролируют; – учащиеся приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе: откровенность, такт, умение строить своё поведение с учётом позиции других людей.
В конце групповой работы, выработанные каждой группой решения, обсуждаются всем классом. Таким образом, оценивается не только результат решения задачи, но и работа группы. Начальная школа является составной частью всей системы непрерывного образования. Одна из главных задач – заложить потенциал обогащенного развития личности ребенка.
Использование современных обучающих технологий может преобразовать преподавание традиционных учебных предметов, рационализировав детский труд, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на неизменно более высокий уровень интерес детей к учебе. Учить ребенка радостно, без принуждения – возможно, если в своей работе педагог использует инновационные технологии.
“Чем выше и дальше каждый из нас идет, тем яснее видит, что предела достижений совершенства не существует. Дело не в том, какой высоты ты достигнешь сегодня, а в том, чтобы двигаться вперёд вместе с вечным движением жизни” (Е.И.Рерих).
Апробировав образовательные технологии, учитель сам не захочет работать по – старому, а его уроки превратятся в творческое общение с учениками и учеников между собой.
Инновационный опыт работы учителя математики Водяковой В. В. методическая разработка по теме
Представление инновационного педагогического опыта
Водяковой Валентины Викторовны,
учителя математики ГБОУ «Рузаевский детский дом-школа №1».
Целью своей педагогической деятельности считаю эффективное построение учебного процесса обучения, поэтому стараюсь организовать его так, чтобы он обеспечивал благоприятные условия для достижения всеми школьниками базового уровня подготовки.
В своей педагогической деятельности решаю следующие задачи:
— развивать и укреплять интерес к предмету;
— использовать новые педагогические технологии;
— раскрывать способности, интеллектуальный, творческий, нравственный потенциал каждого ученика;
— готовить учащихся к осознанному выбору профессии, развивать навыки самостоятельной работы.
Проработав в школе более 30 лет, я убеждена, что педагогическая проблема
«Формирование личности ученика на основе дифференцированного и индивидуального подхода к обучению»
является самой актуальной.
—-Актуальность и перспективность опыта.
Долгие годы работая с детьми в детском доме-школе убеждаешься в том, что индивидуальный подход в обучении является той основой, на которой строится весь учебный процесс.
Трудности работы с учениками в нашей школе заключаются в том, что дети проявляют повышенное внимание к себе, имеют обостренную реакцию на мнение окружающих, высокое чувство собственного достоинства. Они амбициозны, но не всегда настойчивы и последовательны в достижении поставленных целей. Остро реагируют на собственные неудачи и успехи. Поэтому вся моя деятельность ориентирована на развитие личности ребенка в существующих условиях.
Что же такое дифференцированное обучение и индивидуальный подход в обучении?
Дифференцированное обучение — это форма организации учебной деятельности для различных групп учащихся.
Индивидуальный подход – важный психолого-педагогический принцип, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребёнка.
Разные учащиеся по-разному овладевают знаниями, умениями и навыками. Эти различия обусловлены тем, что каждый ученик в силу специфических для него условий развития, как внешних, так и внутренних, обладает индивидуальными особенностями.
Я стараюсь так организовать учебно-воспитательный процесс, чтобы каждый ученик был оптимально занят учебно-воспитательной деятельностью на уроках с учетом его математических способностей и интеллектуального развития, чтобы не допускать пробелов в знаниях и умениях школьников.
Такой организации обучения математике требует современное состояние нашего общества, когда в условиях рыночной экономики от каждого человека требуется высокий уровень профессионализма и такие деловые качества как предприимчивость, способность ориентироваться в той или иной ситуации, быстро и безошибочно принимать решение.
На данный момент я работаю в 5,6,8 классах.
Работаю по программе, составленной на основе федерального компонента государственных образовательных стандартов среднего (полного) общего образования (базовый и профильный уровни). Обучение веду по учебникам Н.Я.Виленкина (5и6кл), Ш.А.Алимова (алгебра 7-9кл), Л.С.Атанасяна (геометрия 7-9кл). На уроках и во внеурочной деятельности использую дополнительную литературу.
Концептуальность
Дифференцированный подход необходим не только для поднятия успеваемости слабых учеников, но и для развития сильных учеников. Дифференциация обучения предполагает использование ее на различных этапах изучения математического материала: подготовки учащихся к изучению нового, применения к решению задач, этапа контроля за усвоением материала.
Дифференцировано может быть содержание изучаемого материала; дифференцировать можно методы обучения, с целью оказания различной степени индивидуальной или групповой помощи ученикам при организации самостоятельной работы по изучению нового, при решении задач, дифференцировать можно средства и формы обучения.
Оптимальность и эффективность.
В своей деятельности учитываю образовательные потребности детей, их индивидуальные способности. Каждый ребенок – уникален, один схватывает материал на лету и усваивает его надолго, другому нужна постоянная помощь учителя, третьему нужна подсказка, чтобы двигаться самому дальше, четвертый с большими трудностями воспринимает учебный материал.
Как при таких условиях научить всех?
Выявляя познавательный и интеллектуальный уровень каждого ученика и класса в целом, я планирую свою деятельность в соответствии с этим, ставя конкретные цели и задачи для каждого уровня развития ребенка.
Дифференциацию провожу по степени самостоятельности учащихся при выполнении учебных действий.
Для себя я разбила эту работу на несколько этапов.
1.Изучение индивидуальных особенностей учащихся – и физических, и психологических, и личностных.
2.Выделение отдельных групп учащихся, отличающихся:
— различным уровнем усвоения материала на данный момент;
-уровнем работоспособности и темпом работы;
-особенностями восприятия, памяти, мышления;
-уравновешенностью процессов возбуждения и торможения.
3. Подбор дифференцированных заданий, которые помогают учащимся самостоятельно справиться с заданием.
4. Постоянный контроль за результатами работы учащихся.
Учащихся класса условно делятся на три группы.
Эти группы не постоянны, их состав может меняться.
1 группа — ученики, которые требуют постоянной дополнительной помощи. Им нужны дополнительные объяснения, образцы выполнения заданий. Таких учеников большинство в классе.
2 группа – ученики, способные справиться самостоятельно, но иногда им нужна помощь учителя.
3группа – ученики, способные справляться с материалом за короткий срок с высоким качеством и оказывать помощь другим. Таких учеников мало, но они есть в каждом классе.
Ведущая педагогическая идея.
Основная задача, которую я ставлю перед каждым учеником, – не просто пройти программу, а научиться понимать то, о чем говоришь сам, и что говорят другие, научиться мыслить, научиться овладевать фундаментальными знаниями.
Поэтому приходится постоянно искать новые средства и способы проявления интереса к тем математическим и логическим заданиям, которые я предлагаю на уроках и в процессе внеклассной работы.
Вызванный у ребят интерес к отдельным заданиям, к математике служит стимулом для их участия в олимпиадах, турнирах по математике, в математических викторинах, в выпуске математических газет.
Ежегодно учащиеся нашего детского дома-школы принимают участие в городских математических олимпиадах, в международном математическом конкурсе-игре «Кенгуру».
В 2010 году ученик 5 класса Гуренков Саша, набрав 68 баллов, занял 18 место в районе, 259 – в регионе.
В 2011 году Светкина Александра, ученица 11 класса, набрав 69 баллов, заняла 4 место в районе, 180 – в регионе.
Результативность опыта.
В результате индивидуального подхода в обучении математики удается:
— раскрыть способности учащихся;
— повысить заинтересованность ребят и увлеченность предметом;
— научить учащихся быть более уверенными в себе;
— научить учащихся стараться использовать полученные знания в различных ситуациях.
Индивидуальный подход в обучении помогает учащимся подготовиться к ЕГЭ.
Все десять выпускников 2010\2011 года перешли порог в 24 балла. Средний балл составил 39,9.
Учащиеся (Волчихина Наталья, Светкина Александра) поступили в ВУЗы, где математика является профилирующим предметом.
Выпускники 2011\2012 года показали хорошие результаты по ЕГЭ. Средний балл составил 56.
Меня волнует развитие детей, успех в обучении каждого учащегося, и поэтому я в своей педагогической деятельности осуществляю индивидуальный и дифференцированный подход в обучении учащихся математике.
Инновационная деятельность учителя математики в современных условиях
Инновационная деятельность учителя математики в современных условиях.
1. Что же такое «Инновационная деятельность»?
Практически все педагоги видят в данном понятии две основные составляющие: это что-то новое по сравнению с предыдущим, и это новое направлено на повышение качества образования. В целом суть определения обозначена достаточно верно. В современном понимании инновация — это «проявление новых форм или элементов чего-либо, а также вновь образовавшаяся форма, элемент». Синонимом инновации является понятие «новшество».
В педагогике понятие «инновационная деятельность» рассматривается несколько глубже и имеет широкий смысловой диапазон. Это целенаправленная педагогическая деятельность, основанная на осмыслении собственного педагогического опыта при помощи сравнения и изучения учебно-воспитательного процесса с целью достижения более высоких результатов, получения нового знания, внедрения новой педагогической практики, это творческий процесс по планированию и реализации педагогических новшеств, направленных на повышение качества образования. Это социально-педагогический феномен, отражающий творческий потенциал педагога.
Как педагогическая категория этот термин относительно молод, и в этом одна из причин того, что существуют разные подходы к определению данного понятия. Современный словарь по педагогике так трактует этот термин: «Педагогическая инновация — нововведение в педагогическую деятельность,изменение в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности».
М.В. Кларин, например, в понятие «инновация» вкладывает следующий смысл: «Инновация относится не только к созданию и распространению новшеств, но и к преобразованиям, изменениям в образе деятельности, стиле мышления, который с этими новшествами связан».
Авторы работ по педагогической инноватике М.С. Бургин, В.И. Загвязинский, С.Д. Поляков, В.М. Полонский, М.М. Поташник, Н.Р. Юсуфбекова и другие понятие «новое в педагогике» соотносят с такими характеристиками, как полезное, прогрессивное, положительное, современное, передовое.
Не смотря на различные трактовки понятия, главным показателем инновации является прогрессивное начало в развитии ОУ по сравнению со сложившимися традициями и массовой практикой.
В современном обществе первая волна осознания потребностей в новом качестве образования вылилась в идею создания учебных заведений нового типа: гимназий, лицеев, колледжей, образовательных центров, учебно-воспитательных комплексов и т. д.
Вторая волна преобразований привела к потребности в расширенном, качественно новом научном обеспечении образовательных и воспитательных процессов в учреждениях образования, не способных к самостоятельным, осознанным и целенаправленным преобразованиям. В связи с этим на первый план выходит задача создания новых по содержанию и идеологии диагностико-развивающих центров, региональных центров управления развитием образования, которые смогли бы взять на себя целый ряд важнейших функций образовательной системы, остающихся на сегодняшний день нереализованными. В этом видится сегодня эффективный путь сближения науки и педагогической практики.
Научное обеспечение экспериментальной работы в обучении и воспитании при всем ее многообразии предполагает определенную унификацию и доступность для широкого практического использования. На это направлены происходящие в настоящее время на федеральном и региональном уровнях процессы стандартизации всех ступеней образования. Это третья волна преобразований современной системы образования.
Россия входит в международный рынок образовательных услуг и приводит в соответствие с общепринятыми во всем мире требованиями учебные планы и образовательные программы школ, средних специальных учреждений и вузов.
2. Основные признаки инновационной деятельности педагога.
Инновационная деятельность и ее процесс во многом зависят от инновационного потенциала педагога. Поэтому есть необходимость рассмотреть эту категорию.
Инновационный потенциал личности связывают со следующими основными параметрами:
— творческая способность генерировать и продуцировать новые представления и идеи, а главное — проектировать и моделировать их в практических формах;
— открытость личности новому, отличному от своих представлений, что базируется на толерантности личности, гибкости и панорамности мышления;
— культурно-эстетическая развитость и образованность;
— готовность совершенствовать свою деятельность, наличие внутренних, обеспечивающих эту готовность средств и методов;
— развитое инновационное сознание (ценность инновационной деятельности в сравнении с традиционной, инновационные потребности, мотивация инновационного поведения).
Под готовностью педагога к инновационной деятельности принято понимать сформированность необходимых для этой деятельности личностных (большая работоспособность, умение выдерживать действие сильных раздражителей, высокий эмоциональный статус, готовность к творчеству) испециальных качеств (знание новых технологий, овладение новыми методами обучения, умение разрабатывать проекты, умение анализировать и выявлять причины недостатков).
Инновационная деятельность преподавателей имеет свою специфику. Она предполагает наличие определенной степени свободы действий у соответствующих субъектов. В силу специфики новаторской, поисковой работы она осуществляется очень часто на ощупь, за пределами существующего опыта и лишь частично может регулироваться и контролироваться действующими институтами. Поэтому общество вынуждено доверять исследователю, новатору, полагая, что в процессе свободного поиска истины, новых решений и способов реализации стоящих перед обществом задач он не предпримет действий, способных в дальнейшем нанести ущерб интересам общества. Следовательно, свобода творчества должна сопрягаться с высочайшей личной ответственностью субъекта инновационного поиска.
Необходимым условием успешной реализации инновационной деятельности педагога являются умения принимать инновационное решение, идти на определенный риск, успешно разрешать конфликтные ситуации, возникающие при реализации новшества, снимать инновационные барьеры.
3. Какие обстоятельства в современной системе образования определяют необходимость инновационной деятельности педагога?
Необходимость инновационной направленности педагогической деятельности в современных условиях развития общества, культуры и образования определяется рядом обстоятельств:
— происходящими социально-экономическими преобразованиями, которые обусловили необходимость коренного обновления системы образования, методики и технологии организации учебно-воспитательного процесса в учебных заведениях различного типа. Инновационная направленность деятельности педагогов выступает средством обновления образовательной политики;
— усилением гуманитаризации содержания образования, непрерывным изменением объема, состава учебных дисциплин; введением новых учебных предметов, требующих постоянного поиска новых организационных форм, технологий обучения. В данной ситуации существенно возрастает роль и авторитет педагогического знания в учительской среде, актуализируются задачи роста профессионального мастерства педагогов;
— изменением характера отношений педагогов к самому факту освоения и применения педагогических новшеств. В условиях жесткой регламентации содержания учебно-воспитательного процесса педагог был ограничен не только в самостоятельном выборе новых программ, учебников, но и в использовании новых приемов и способов педагогической деятельности. Сейчас инновационная деятельность в образовании приобретает избирательный, исследовательский характер. Именно поэтому важным направлением в деятельности руководителей педагогических коллективов, методических служб учебных заведений становится анализ и оценка вводимых преподавателями педагогических инноваций, создание необходимых условий для их успешной разработки и применения;
o — вхождением образовательных учреждений в рыночные отношения, которые формируют реальную ситуацию их конкурентоспособности
o Инновационный потенциал педагога представляет собой комплекс разнообразных компонентов.
o Технологический компонент — владение педагогов технологиями комплексной деятельности по созданию, освоению, использованию и распространению инноваций.
o Креативный компонент — наличие у педагогов творческого подхода к своей профессиональной деятельности;
o Мотивационный компонент позволяет понять, какие основные мотивы движут педагогами в инновационной деятельности.
o Когнитивный компонент подразумевает наличие или отсутствие у субъектов реализации инноваций знаний о новшествах, которые будут вводиться в организации, когнитивных трудностей.
o Регулятивный компонент определяется как отношение субъекта инноваций к инициаторам нововведений, к способам создания и распространения инноваций.
o Эмоциональный компонент, эмоции могут способствовать восприятию инноваций или препятствовать им. Сложность организации инновационной деятельности усугубляется тем, что структура эмоциональных состояний индивида и их динамика глубоко. индивидуальны и поэтому очень разнообразны.
Инновационные подходы в преподавании математики
Григорьева Наталья Вячеславовна МБОУ «Верхнемедведицкая средняя общеобразовательная школа» Курского района
Для маленькой сельской школы с одной параллелью и небольшим количеством обучающихся в классах, где невозможно провести внешнюю дифференциацию, но необходимо учесть интересы и возможности каждого ребенка, успешно применяются элементы технологии уровневой дифференциации, параллельное изучение тем, блочная подача материала.
Суть уровневого обучения математике, состоит в том, что на всех этапах урока для всех обучающихся предъявляются задания как минимум трех уровней сложности: минимально-обязательный, обязательный и повышенный.
У ученика есть право выбора уровня сложности, формы сдачи выполненного задания, при этом вырабатываются навыки самооценки, соотношения вложенного труда и отметки, понимания того, что для достижения цели нужно вложить определенный труд.
Уровневое обучение снимает у школьников комплекс: «Я не такой как все, я не могу чего-то решить». Применение уровневого обучения формирует самоуважение, самостоятельность: «Я сам выбрал, я сам сделал». Так же вырабатываются умения принимать решение и отвечать за его последствия. Предъявление разноуровневых заданий дает возможность выбирать каждому ученику посильные задания. Тем самым время урока используется наиболее эффективно.
Для организации самостоятельной работы обучающихся целесообразно составлять столько вариантов заданий, сколько учеников в классе.
Разноуровневые задания, составленные с учетом возможностей учащихся, создают в классе благоприятный психологический климат. У ребят возникает чувство удовлетворения, после каждого верно выполненного задания. Успех, испытанный в результате преодоления трудностей, дает мощный импульс повышению познавательной активности.
У обучающихся, в том числе и у слабых, появляется уверенность в своих силах, они уже не чувствуют страха перед новыми задачами, рискуют пробовать свои силы в незнакомой ситуации, берутся за решение задач более высокого уровня сложности.
Все это способствует формированию общеучебных умений обучающихся, созданию положительной мотивации к учению.
Применение уровневого обучения позволяет справиться с организацией деятельности учащихся на уроке, эффективно и рационально использовать время урока. Появилась возможность уделить внимание каждому ребенку, формируя общеучебные умения и навыки в соответствии с их реальными учебными возможностями.
Применение элементов уровневой технологии осуществляется на всех этапах урока: при изучении нового материала, при закреплении изученного, при формировании практических умений и навыков, на этапе обобщения и систематизации знаний, а также при их проверке, оценке и коррекции.
Остановимся подробнее на этапе применения изучения нового материала.
Во время этого этапа необходимо добиться усвоения обучающимися обязательного для всех объема изучаемого материала. Так же на этом этапе необходимо формировать нравственное отношение к себе, труду, Родине.
Содержание этапа усвоения новых знаний:
- организация внимания учащихся;
- организация учителем процесса восприятия, осмысления первичного обобщения и систематизации полученных знаний;
- обучение детей собственной деятельности.
Необходимо стремиться к тому, чтобы учителя «было мало» на уроке, осуществлять учебный процесс на основе ситуаций, когда основным работником становится ученик.
Одним из видов деятельности учащихся при изучении нового материала является работа с источниками информации (таблицы, модели, справочная литература, учебники).
При работе с текстом учебника по новому материалу могут быть предложены следующие задания:
I уровень. Найти новые термины, новые формулы, сделать чертеж, ответить на вопросы.
II уровень. Найти в тексте значение терминов, провести формальные доказательства, вывод формулы или доказательство теоремы, на чертеже сделать дополнительные построения, составить вопросы по тексту.
III уровень. Составить логические цепочки в доказательстве, составить план доказательства, обосновать каждый этап вывода формулы или доказательства. Если возможно, предложить другой путь доказательства.
Например, при изучении темы «Площадь. Формула площади прямоугольника» учащимся можно предложить следующие задания для работы с учебником.
I уровень. Ответить на вопросы:
- Назовите единицы измерения площадей.
- Как найти площадь прямоугольника?
- Запишите формулу площади прямоугольника.
- Как найти площадь всей фигуры, если известны площади ее частей?
- Дайте определение квадрата.
- Запишите формулу площади квадрата.
II уровень. Составьте вопросы к тексту параграфа 18.
III уровень. Запишите формулу для нахождения длины прямоугольника, если известны его площадь и ширина. Запишите формулу для нахождения ширины прямоугольника, если известны его площадь и длина.
При изучении в 7 классе темы «Квадрат суммы. Квадрат разности» можно предложить следующие вопросы и задания:
В 5 классе при изучении темы «Уравнение» можно предложить следующие уровневые задания:
Необходимо обратить внимание учащихся на то, что уравнения III уровня включают в себя уравнения II и I уровней.
При изучении в 8 классе по алгебре темы «Квадратный корень из степени, произведения и дроби» можно предложить следующие задания и дать образцы записи их решений:
Одной из форм повышения качества обученности и формирования компетентностных навыков является параллельное изучение тем. Его преимуществами являются сравнительный анализ двух математических объектов. На мой взгляд, параллельно удобно изучать следующие темы: «Арифметическая и геометрическая прогрессии», «Производная и первообразная», «Показательная и логарифмическая функции», «Многогранники и тела вращения».
Например, при изучении темы «Прогрессии» в 9 классе обучающимся предлагается разделить страницу тетради по вертикали на две равные части, одну из них озаглавить «Арифметическая прогрессия», а другую — «Геометрическая прогрессия». Полученная таблица заполняется в течение урока. В нее записывают определения арифметической и геометрической прогрессий, их примеры, соответствующие формулы.
Параллельное изучение всех вышеперечисленных тем способствует созданию у обучающихся четких и прочных семантических кодов.
Одним из способов повышения качества обучения является блочное изложение материала.
Изучение темы «Четырехугольники» в 8 классе можно организовать различными способами. Наиболее рациональное использование учебного времени достигается при рассмотрении материала единым блоком.
В течение двух уроков можно изучить весь теоретический материал по данной теме. Причем изложение нового материала удобно проводить в форме лекции-беседы, при этом учитель предлагает ученикам заранее составленные вопросы. Обучающиеся, в свою очередь, задают возникшие у них вопросы. При этом ими рассматриваются не только формулировки теорем, но и основополагающие доказательства. На последующих уроках отрабатываются логически цепочки доказательств теорем и решение задач различных уровней сложности.
Внимание обучающихся акцентируется на том, что и ромб, и прямоугольник, и квадрат являются параллелограммами, поэтому они имеют общие свойства, но самое главное, что у этих фигур есть существенные различия.
При обобщении и систематизации знаний по теме «Четырехугольники» удобно воспользоваться следующей схемой, позволяющей сформировать четкое представление об общих и отличительных свойствах всех четырехугольников.
Инновационные технологии при подготовке и проведении уроков математики
Инновационные технологии при подготовке
и проведении уроков математики
Развитие общества требует от учителя инновационного поведения, то есть активного и систематического творчества в педагогической деятельности.
Развитие педагогической инноватики связано с массовым общественно-педагогическим движением, с возникновением противоречия между имеющейся потребностью в быстром развитии школы и неумением педагогов её реализовать. Возрос массовый характер применения нового. В связи с этим обострилась потребность в новом знании, в осмыслении новых понятий «новшество», «новое», «инновация», «инновационный процесс» др.
Слово «инновация»
— имеет латинское происхождение. В переводе оно означает обновление, изменение, ввод чего-то нового, введение новизны.
Понятие «нововведение»
(инновация) определяется и как новшество, и как процесс введения этого новшества в практику.
Поиски ответов не только на вопросы «чему учить?», «зачем учить?», «как учить?», но и на вопрос «как учить результативно?» привели учёных и практиков к попытке «технологизировать» учебный процесс и в связи с этим в педагогике появилось направление — педагогические технологии.
Педагогическая технология
есть продуманная во всех деталях модель современной учебной и педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителей. Педагогическая технология предполагает реализацию идеи полной управляемости учебным процессом.
Анализируя результативные исследования в области образовательных технологий, В. Гузеев, доктор педагогических наук, выделяет четыре основные идеи,
вокруг которых они концентрируются: 1) укрупнение дидактических единиц, 2) планирование результатов обучения и дифференциация образования, 3) психологизация образовательного процесса, 4) компьютеризация».
Традиционные педагогические технологии
Все технологии обучения «рассчитаны» на умение учащихся учиться самостоятельно; но, как и традиционная дидактика не ставила задачи научить учащихся и использовала элементы деятельностного подхода для решения лишь частных задач обучения, так и технологии обучения сохраняет этот недостаток.
Существующие в настоящее время общедидактические технологии (около 50 по подсчетам Г. Селевко) отличаются друг от друга принципами, особенностями средств и способов организации учебного материала и учебного процесса, а также акцентом на определенные компоненты методической системы обучения.
Основные, известные сегодня, педагогические технологии обучения математике
на методическом уровне решают проблему конструирования процесса обучения, направленного на достижение запланированных результатов. Отметим некоторые из них.
Технология «Укрупнение дидактических единиц — УДЕ» представляет собой интеграцию таких подходов к обучению, как:
а) совместное и одновременное изучение взаимосвязанных действий, операций (в частности, взаимно обратных функций, теорем).
б) обеспечение единства процессов составления и решения задач;
в) рассмотрение во взаимопереходах определённых и неопределённых заданий;
г) обращение структуры упражнения;
д) выявление сложной природы математического знания, достижение системности знаний;
е) дополнительность в системе упражнений.
Ключевой элемент технологии — упражнение-триада, элементы которого рассматривается на одном занятии: а) исходная задача, б) её обобщение; при этом в работе над математической задачей выделяются четыре последовательных и взаимосвязанных этапа: составление упражнения, выполнение упражнения, проверка ответа (контроль), переход к родственному, но более сложному упражнению.
Технология, направленная на формирование общих подходов к организации усвоения вычислительных правил, определений и теорем через алгоритмизацию учебных действий
учащихся, реализует
теорию поэтапного формирования умственных действий.
При этом материальной основой алгоритмизации действий для организации ориентировочной основы действий служат системы средств обучения математике, а обучение осуществляется циклами, которые видоизменяются от класса к классу. Так, четырехурочный цикл составляют:
1) урок объяснения, обеспечивающий ориентировочную основу действий с новым-материалом,
2) урок решения задач,
3) урок общения с использованием различных вариантов ориентировки,
4) самостоятельная работа.
Технология обучения в математике на основе решения задач
основано на следующих концептуальных положениях:
- личностный подход, педагогика успеха, педагогика сотрудничества;
- обучать математике = обучать решению задач;
3) обучать решению задач = обучать умениям типизации + умение решать типовые задачи;
- индивидуализация обучения «трудных» и «одаренных»;
- органическая связь индивидуальной коллективной деятельности;
- управление общением старших и младших школьников;
- сочетание урочной и неурочной работы.
В системе учебных занятий особое значение имеют нетрадиционно построенные урок-лекция, уроки решения «ключевых задач» (вычисление минимального числа основных задач по теме, решение каждой задачи различными методами, решение системы задач, проверка решения задач соучениками, самостоятельное составление задач, участие в конкурсах и олимпиадах), уроки-консультации (вопросы учащихся по заранее заготовленным карточкам, работа с карточками: анализ, обобщение, дополнение карточек), зачетные уроки (выполнение индивидуального задания, устный отчет старшекласснику, коррекция при работе в паре до полного понимания, выставление трех оценок — за ответ по теории, за решение задач с карточки, за ведение тетради; мотивация оценок).
Технология на основе системы, эффективных уроков
решает задачи: создание и поддержание высокого уровня познавательного интереса и самостоятельной умственной активности учащихся; экономное и целесообразное расходование времени урока; разнообразие методов и средств обучения; формирование и тренинг способов умственной деятельности учащихся; формирование и развитие самоуправляющих механизмов личности, способствующих обучению; высокий положительный уровень межличностных отношений учителя и учащихся; объём и прочность полученных знаний, умений и навыков.
Классификация уроков:
1) уроки, где ученики учатся припоминать материал (научиться держать его в памяти),
2) урок поиска рациональных решений,
3) урок проверки результатов путем сопоставления с данными,
4) урок одной задачи (удовольствие от того, что они думают),
5) урок самостоятельной работы, требующей творческого подхода,
6) урок самостоятельной работы по материалу, который объяснили,
7) урок возвращения к ранее изученному под другим углом зрения,
урок-«бенефис»,
9) лабораторные работы по геометрическому материалу,
10) урок — устная контрольная работа,
11) урок -зачет (тематический и итоговый).
В парковой технологии
обучения математике изучение каждой темы состоит из четырех этапов: 1) вводная лекция,2) запуск в разновозрастных парах и группах сменного состава (для чего учебный материал разбивается на соответствующие модули), 3) взаимообмен учебным материалом в одновозрастных вариационных парах и малых группах, 4) контрольное занятие.
В технологии мастерских построения знаний
по математике знания не даются, а выстраиваются самим учеником (в паре или группе) с опорой на свой личный опыт; учитель лишь предоставляет ему необходимый материал в виде заданий для размышлений. Мастерские конструируются по определенному алгоритму: индивидуальная работа (использование личного жизненного опыта), работа в парах (обмен информацией, основанной на личном опыте), работа в группах (выполнение заданий), разговор в классе (группы представляют свои работы, коррекция (группы вносят исправления, дополнения в свой вариант выполнения задания), слово учителя (выделение важных моментов, находок, ошибок групп), обсуждение мастерской (осознание сделанного, формулирование нерешенных проблем). Для мастерских выбираются трудные, и в то же время основные для понимания курса темы.
Тенденция интегрированного подхода к обучению вызвала к жизни технологию интеграции математики
как базового школьного предмета с информатикой, физикой, историей, литературой, английским языком и т.д. Цели интегрированных курсов — формирование целостного и гармоничного понимания и восприятия мира. Для достижения этой цели создаётся комплексная программа интегрированного курса, для которого очень важен как отбор содержания, так и принципы её конструирования. Затем — проектирование интегрированных уроков, учебных заданий и способов оценки результатов учебной деятельности учащихся.
Традиционной формой преподавания математики как и других предметов, был и есть урок, который в настоящее время становится более совершенным и разнообразным. Урок – есть основное звено процесса обучения. Традиционными были уроки изучения нового материала, закрепление изученного либо проверки знаний.
В ходе обучения школьники овладевают новыми знаниями и умениями. Когда учащиеся впервые знакомятся с фактом, явлением, событием, они познают его лишь начерно, в первом приближении, в более или менее общих чертах и усваивают далеко не прочно. В результате школьник не столько знает материал, сколько так или иначе представляет его. Словом, это — первичное усвоение учебного материала, неглубокое и непрочное.
Значит, обязательно потребуется дополнительная работа над материалом. Это вторая дидактическая задача обучения, обычно называемая закреплением знаний. К сожалению, название это неудачно: нельзя закреплять то, чего еще, собственно говоря, нет. Надо бы говорить не о закреплении, а о развитии знаний. Но термин «развитие» употребляется в другом смысле (развитие ума), а главное, исторически сложившиеся термины трудно менять.
В педагогике термин «закрепление» сохранился с тех времен, когда казалось, что знания усваиваются сразу в окончательном виде и остается только их закрепить, чтобы не растерять. На самом же деле речь идет о постепенном осмысливании знаний, о переводе их из кратковременной памяти в долговременную, о выработке умений оперировать полученными знаниями.
Наконец, процесс обучения включает в себя и третью дидактическую задачу — контроль и оценку результатов учебной работы учащихся.
Перед учителем возникает проблема — как построить процесс обучения, чтобы наилучшим образом решить все три дидактические задачи: первичную отработку нового материала, закрепление и проверку успеваемости. Самый главный вопрос здесь — как распределить то, другое и третье во времени. В зависимости от его решения возникают те или иные типы уроков.
Сложившиеся еще в советской школе типы уроков можно в основном свести к двум группам: группа специализированных уроков и группа комбинированных. Специализированный урок решает главным образом одну из трех дидактических задач. Соответственно это будет урок либо изучения нового материала, либо закрепления знаний, либо их проверки.
Теперь следует более подробно следует остановиться на различных методах обучения, применяемых в преподавании математики.
В процессе многолетней практики работы школы были выработаны методы обучения, которые представляют собой способы передачи школьникам информации познавательного характера, которые тесно связаны с деятельностью самого учителя. К числу таких методов, присущих традиционному обучению математике, но не утративших свое значение в современном обучении можно отнести беседу, рассказ или лекцию учителя, а также самостоятельную работу учащихся с учебником, самостоятельные ли практические работы тренировочного характера.
Инновационные педагогические технологии.
Инновации заключаются в том, что постепенно происходит переоценка значимых целей обучения. Если раньше на первый план ставились образовательные цели, а цели развития ставились как сопутствующие им, то в настоящее время приоритет отдается целям развития. В связи с этим в современной программе по математике, как известно, выделено 3 уровня сложности заданий:
- Соответствует обязательным программным требованиям. Этим требованиям должны соответствовать знания каждого ученика и обязательный уровень знаний, умений и навыков должен быть достигнут каждым учеником в отведенное время.
- Есть задания среднего уровня сложности.
- Задания, которые предназначены для учеников, проявляющих повышенный интерес к математике, а также для использования в классах, школах, гимназиях с углубленным изучением математики.
Если раньше учитель был ориентирован в основном на среднего ученика в своей работе и реализации дифференцированного подхода на уроках математики была, образно говоря, делом совести учителя, то современные инновационные подходы к обучению математике требуют обязательного дифференцированного подхода, обязательного личностно-ориентированного подхода, в соответствии с которым каждый ученик, образно говоря, выбирает свою траекторию обучения. Требования к каждому ученику и конкретная работа с ним определятся уровнем способностей, возможностей и интересов каждого ученика.
Программой по математике средних образовательных школ предусмотрено развитие в первую очередь интеллектуальной сферы учащихся, развитие мышления школьников, основой которого являются мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации умением проводить умозаключения.
Дифференцированное обучение математике связывается, в первую очередь, с совершенствованием постановки целей обучения математике.
С точки зрения технологического подхода цели обучения математике должны состоять в том, чтобы научить учащихся выполнять некоторые действия (наблюдаемые или представленные в виде эталонов), образующие в совокупности его готовности к обучению, а цели учения — научиться выполнять эти действия, причём с точки зрения развития ученика ему необходимо не простое формальное перенятие образа каждого действия, а глубокое его понимание. Следовательно,
система целей
учебной деятельности в данной образовательной области может быть представлена в виде некоторой
системы действий ученика,
адекватной системе компонентов готовности к учебной деятельности, которые он должен научиться выполнять в результате обучения и для его успешности, и это будет означать перенос акцента с математического образования на
образование с помощью математики.
В настоящее время у учителя математики появляется возможность применять современные средства обучения. Все чаще на уроках применяются интерактивные доски, мультимедийные проекторы, персональные компьютеры.
Все инновации, которые вводятся в системе обучения в средней школе, основаны на положительных результатах, дающих и в настоящее время высокие показатели.
Наряду с традиционными методами на уроках математики используются инновационный методы. Одним из них является технология программированного обучения (блочное обучение)
.
Применение некоторых приемов в преподавании математики с использованием технологии программированного обучения позволило повысить познавательный интерес учащихся к предмету, научить навыкам самостоятельного приобретения знаний, качественно подготовить учащихся к государственным экзаменам.
В результате реализации данной технологии у учащихся возникает интерес к переработке наглядной информации, желание и возможность проанализировать ее, поставив вопрос о неизвестных связях, и получить искомый результат.
Образование, обеспечивающее развитие и саморазвитие личности ученика, исходя из выявления его индивидуальных особенностей, было приоритетным как при традиционных методах преподавания математики, так и в настоящее время. Таким методом является личностно-ориентированная технология
. Оно базируется на признании за каждым учеником права выбора собственного пути развития через создание альтернативных форм обучения.
Кпедагогическим технологиям, отражающим личностно-ориентированный подход относятся:
— ОБУЧЕНИЕ В СОТРУДНИЧЕСТВЕ
— МЕТОД ПРОЕКТОВ
— РАЗНОУРОВНЕВОЕ ОБУЧЕНИЕ
— ПОРТФЕЛЬ УЧЕНИКА
— ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИИ
РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ
— «Развивающее обучение — тип обучения, в котором развитие человека является не побочным продуктом, а прямой и главной целью. Основные особенности развивающего обучения: учащийся превращается в субъекта познавательной деятельности; развивается на формировании механизмов мышления, а не эксплуатации памяти;
— познавательная деятельность учащегося осваивается в единстве эмпирического и теоретического познания; процесс обучения строится на приоритете дедуктивного способа познания; основа процесса обучения — учебная деятельность учащихся в ходе выполнения учебных заданий «.
ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ В СОТРУДНИЧЕСТВЕ
— группы учащихся формируются учителем. При этом в каждой группе должен быть сильный ученик, средний и слабый (если группа состоит из трех учащихся).
— группе дается одно задание, но при его выполнении предусматривается распределение ролей между участниками группы
— оценивается работа всей группы (т.е. оценка ставится одна на всю группу);
— учитель сам выбирает ученика группы, который должен отчитаться за задание.
МЕТОД ПРОЕКТОВ
— совокупность приемов, действий учащихся в их’ определенной последовательности для достижения поставленной задачи: — решения определенной проблемы, значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К МЕТОДУ ПРОЕКТОВ
— Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы.
— Практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов.
— Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся на уроке или во внеурочное время.
— Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов и распределением ролей).
— Использование исследовательских методов: определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы (использование в ходе совместного исследования метода «мозговой атаки», «круглого стола», творческих отчетов, защиты проекта, пр.).
Технология проектов предусматривает обязательное наличие проблемы требующей исследования. Это определенным образом организованная поисковая, исследовательская деятельность учащихся индивидуальная или групповая, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, умения ориентироваться в информационном пространстве, анализировать полученную информацию, самостоятельно выдвигать гипотезы, умения принимать решения, развитие критического мышления, умения исследовательской, творческой деятельности.
Этот подход органично сочетается с групповым подходом к обучению. Обучение в сотрудничестве является как бы частью метода проектов.
Метод проектов в сотрудничестве позволяет обеспечить усвоение учебного материала каждым учеником группы на доступном ему уровне, и таким образом при совместной дальнейшей работе все учащиеся могут принимать активное участие в проектной деятельности, получая самостоятельный участок работы.
Умение пользоваться методом проектов, обучением в сотрудничестве показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития учащихся. Учитель должен продумать весь ход работы над проектом. Но ни саму проблему, ни гипотезы, ни методы исследования творческой, поисковой деятельности он не должен давать учащимся в готовом виде. Учащиеся сами должны прийти к выводу о правомерности выдвинутых гипотез, проблем или их ошибочности, но при этом они должны подтвердить свою точку зрения аргументами, доказательствами, фактами.
Реализация метода проектов, методики сотрудничества весьма перспективны при изучении математики, работа в указанных формах вызывает у учащихся неподдельный интерес и является более результативной, нежели на традиционных уроках.
В процессе подготовки и проведения подобных уроков у учителя появляется возможность формирования у учащихся:
— новых учебных умений по самостоятельному добыванию и осмыслению знаний широкого круга,
— новых личностных качеств.
Метод проектов может использоваться в учебном процессе для решения различных небольших проблемных задач, и тогда можно организовать мини-проекты достаточно часто, приучая учащихся к творческому применению полученных знаний самостоятельно.
Примеры краткосрочных проектов:
— Правильная пирамида.
— Расстояние от точки до плоскости.
— Угол между прямой и плоскостью.
— Координаты точки и координаты вектора.
Также этот метод применяется для решения крупных задач, сложных для понимания вопросов. Тогда используются достаточно крупные проекты (макропроекты), занимающие несколько уроков и достаточно серьезную самостоятельную поисковую, исследовательскую деятельность во внеурочное время.
Примеры среднесрочных проектов:
— Решение уравнений 2, 3, 4 степеней по формуле.
— Непрерывность функции.
— Односторонние пределы.
Организация и проведение макропроектов требует обоснованного и разумного подхода. Такие проекты и, соответственно, уроки не могут проводиться слишком часто, превращаясь в нечто повседневное, — они должны являть собой праздник знаний, определенные вехи в изучении такой интересной и замечательной науки, какой является математика.
Примеры долгосрочных проектов:
— Лента Мёбиуса и её свойства;
— Золотое сечение и его применение в архитектуре родного города;
— Теорема Пифагора вне школьной программы.
РАЗНОУРОВНЕВОЕ ОБУЧЕНИЕ
Под разноуровневым обучением мы понимаем такую организацию учебно-воспитательного процесса, при которой каждый ученик имеет возможность овладевать учебным материалом по отдельным учебным предметам школьной программы на разном уровне («‘А», «В», «С»), но не ниже базового, в зависимости от его способностей и индивидуальных особенностей. При этом за критерий оценки деятельности ученика принимаются его усилия по овладению этим материалом, творческому его применению.
«ПОРТФЕЛЬ УЧЕНИКА»
— Портфель ученика — это инструмент самооценки собственного познавательного, творческого труда ученика, рефлексии его собственной деятельности. Это комплект документов, самостоятельных работ ученика.
ПРИНЦИПЫ ТЕХНОЛОГИИ «ПОРТФЕЛЬ УЧЕНИКА»
— Самооценка результатов (промежуточных, итоговых) — Систематичность и регулярность самомониторинга
— Структуризация материалов портфеля, логичность и лаконичность
всех письменных пояснений.
— Аккуратность и эстетичность оформления портфеля.
— Целостность, тематическая завершенность представленных в портфеле материалов.
— Наглядность и обоснованность презентации портфеля ученика.
Использование компьютерно-информационных технологий
на уроках математики.
Применение компьютерно-информационных технологий в обучении математике объясняется необходимостью решения проблемы поиска путей и средств активизации познавательного интереса учащихся, развития их творческих способностей. Особенностью учебного процесса с применением компьютерных средств является то, что центром деятельности становится ученик, который исходя из своих индивидуальных способностей, выстраивает процесс познания. Между учителем и учеником складываются «субъект-субъектное» отношение.
В системе такого обучения различают два типа деятельности – обучающий и учебный.
Для первого характерно взаимодействие учащихся с компьютером. Компьютер определяет то задание, которое предъявляется обучаемым, оценивает правильность и оказывает необходимую помощь. Второй тип характеризуется тем, что компьютер помогает педагогу в управлении учебным процессом, выдает результаты выполнения учащимися контрольных заданий, компьютер может сравнивать показатели различных учащихся по решению одних и тех же заданий, может давать рекомендации по применению конкретных обучающих воздействий к обучаемым. В преподавании математики компьютер может быть использован на всех этапах урока, при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле.
Компьютер на уроке является средством, позволяющим лучше познать самих себя, индивидуальные особенности своего учения, способствует развитию самостоятельности. Использование компьютерных технологий в обучении математике позволяет дифференцировать учебную деятельность на уроках, активизирует познавательный интерес учащихся, развивает их творческие способности, стимулирует умственную деятельность, побуждает к исследовательской деятельности.