Текст книги «Лепка с детьми 5-6 лет. Конспекты занятий»


О пользе изобразительной деятельности

Важными являются положения, обозначенные в исследовании А.Ю.Прищепка, который считает, что во время формирования графических навыков письма шестилетние первоклассники испытывают значительные трудности в плане анализа частей целого, сравнении их с подобными элементами, в определении пространственного расположения предмета относительно его основной части, в малой подвижности мелких мышц кисти руки.

Выводы исследования Н.Ф. Яришевой по развитию пространственных представлений у старших дошкольников в процессе обучения рисованию показали, что рисование является деятельностью, во

время которой ребенок этого возраста учится ориентироваться не только в пространстве, а и на плоскости листа бумаги.

Во время обучения рисованию возникает сочетание образа, слова и действия, что формирует группы пространственного воображения на предметной плоскости, развитие которых не обеспечивается другими видами деятельности. Во время рисования дети дошкольного возраста накапливают чувственный опыт в сравнении формы, протяженности, направлений.

Накопление такого опыта необходимое для подготовки малышей к школьному обучению.

Итак, изобразительное искусство, и в частности лепка в дошкольном возрасте, является эффективным средством для подготовки руки ребенка дошкольного возраста к письму, изучение формы предмета, его величины, строения, цвета, назначения.

Технология лепки

Пластилин

Под технологией лепки глиной мы понимаем владение детьми инструментом, способами лепки. Это понятие охватывает также и развитие глаза, руки, их согласованную работу.

Технология формируется приемами обследования предметов (игрушек) и техническими навыками лепки.

Обследование образа дает возможность детям самостоятельно находить приемы лепки. Технология лепки, которой предшествует обследование и изучение конструктивного строения образов, что слепятся, формируется как система двигательных умений, построенных на усвоении ряда навыков обследования натуры.

Исследования многих ученых (Н.С.Ващуленко, Есть.В.Гурьянов, А.Ю.Прйщепа, Г.М.Еременко, Г.М.Рыженко и другие) подтверждают: у шестилетних детей в школе часто возникают трудности из-за несовершенства зрительного и двигательного анализаторов.

Главной причиной недостатков письма у них есть скованность руки, неумение согласовывать действия, приходящихся на разные ее части в процессе изображения буквы. Лепка в дошкольном возрасте поможет исправить данные дефекты.

Точность движений рук, связана с деятельностью мелких мышц, еще не весьма совершенная, поэтому рука ребенка мало приспособлена к письму, рисованию.

Лепка в дошкольном возрасте — задачи и содержание

  1. Развитие эмоционального восприятия предметов
  2. Познания свойств и изобразительных возможностей материалов для лепки
  3. Стимулирования интереса
  4. Стимулирование проявлений игровой и моральной мотивации лепки
  5. Развитие перцептивных действий, тактильных ощущений, глазомера, мелкой мускулатуры пальцев рук, эстетических чувств, образной памяти, воображения для конкретного возраста
  6. Воспитание любознательности, сосредоточенности, самостоятельности, выдержки, аккуратности

Лепка в дошкольном возрасте — средняя группа

Девочка лепит
В средней группе малыши получают знания о форме, строении предметов с опорой на геометрическую основу, о некоторых пропорциях частей изображаемого и передаче их в лепке.

Особое внимание обращается на то, как дети определенного возраста пользуются приемами лепки: сплющиванием, вдавливаниям, загибанием краев, сглаживание, оттягивание небольших деталей, расплющиванием и тому подобное.

Малыши пользуются конструктивным способом лепки и изображают животных (рыбу, зайчика, ежика) из целого куска глины.

Поскольку у детей среднего дошкольного возраста развивается способность понимать взаимосвязь между предметами, появляется возможность вводить элементарную сюжетную лепку.

Вначале она имеет характер общей лепки педагога с детьми этого возраста, когда взрослый вылепливает самый большой и сложный предмет темы, а дети – меньшие и более простые («Курица с цыплятами»).

Далее дети могут объединять в общие тематические композиции индивидуально вылепленные предметы («Птичий двор»). В конце года детей индивидуально можно заинтересовать лепкой парных сюжетных композиций по сказкам «Колобок», «Заяц и Еж».

Занятия по лепке в рамках образовательных проектов

Как правило, занятия по лепке получают широкое распространение в саду, поэтому они имеют запланированную программу и методику.

Цели обучения лепке в младших группах

Цели:

  • Показать ребенку его возможности.
  • Расширить познания малыша.
  • Дать мотивацию на обучение.

Лепка расширяет кругозор

Методика

Методика включает в себя:

  • Строение образов в своей памяти методом переноса его на произведение.
  • Развитие мелкой моторики игровыми методами, что улучшает подвижность руки, развивает речевые навыки.
  • Объемно-пространственное стимулирование методом показа фигур и их сечений в разрезе.
  • Развитие усидчивости методом поощрений и похвалы.

Тема «Красивые цветы» на уроках рисования в средних группах

Временной план занятий

До 5 минут тратит воспитатель на то, чтобы настроить малыша на нужный лад, донести задачу занятия. Педагог объясняет образ, который должны вылепить ребята. Для этой цели можно использовать сказки, мультфильмы, книжки, задачки или загадки в доступной малышам форме. Например, если дети должны вылепить воробья, то используются источники, содержащие образные описания птицы.

В течение следующих пары минут воспитатель должен объяснить, как можно вылепить птичку. Ребенку должны быть понятны все действия, которые он должен предпринять.

Порядка 10-15 минут дается детям на саму работу, которая завершается двух-трехминутным логическим завершением.

Внимание! Следует выделить наиболее качественные работы и выделить ребят. Не следует ругать тех, у кого не совсем получилось выполнить задачу.

Темы для занятий лепкой в первой младшей группе

Лепка в первой младшей группе включает в себя общеобразовательные темы, понятные каждому малышу. Например, овощи, солнышко. До декабря-января используются наипростейшие элементы, которые можно вылепить без труда. Это:

  • горошки;
  • пирожки;
  • лепешки;
  • яйца;
  • пряники;
  • косточки;
  • ягоды;
  • известные овощи.

Процесс развивает энтузиазм

Пока идет зима, до февраля актуальным будет поэкспериментировать на тему елочных игрушек и снеговика. Наступившая весна дает возможность лепить:

  • травку;
  • веточки;
  • бутончики;
  • цветочки и ягоды.

Лепка во второй младшей группе

Задача лепки немного усложняется, дети должны лепить предметы посложнее. Можно предложить вылепить транспорт, новую игрушку, деревья и предметы обихода. Героями могут стать домашние и дикие животные. В марте-апреле можно предложить вылепить композицию на тему «весна».

К сведению! Следует дать возможность свободной лепки, когда каждый ребенок решает самостоятельно, что именно он хочет лепить. Например, мальчишки с энтузиазмом вылепят космос, а девочки украшения или предметы одежды.

Сюжетная лепка в дошкольном возрасте

Сюжетная лепка открывает для ребенка большие возможности действовать самостоятельно, реализовать личный зрительный и художественный опыт, принимать собственные решения, рассказывать о своих замыслах и художественном опыте, принимать собственные решения, рассказывать о замысле и их реализацию.

Вместе с тем сюжетная лепка способствует совершенствованию качества изображения отдельных предметов и овладению специфическими средствами художественной выразительности в передаче сюжета (взаимодействие персонажей композиции, их размещение на подставке)

Во время лепки передается форма в двух и трех измерениях.

Сюжетная лепка в дошкольном возрасте проводится с детьми старших групп, хотя подготовительная работа начинается еще в предыдущих группах. Лепим те предметы, которые существуют в мире, а также отдельные определенные сюжеты.

Сюжетная лепка

Этот вид лепки более сложный и используется в подготовительной и старшей группах детского сада. Сюжетная лепка — это вылепливание целой композиции, предполагающее основу с расположенными на ней фигурками. В сюжетной лепке часто принимают участие все дети группы — каждый отвечает за свой участок работы. Иногда такая групповая работа длится несколько дней и даже недель. Результатом становится прекрасная работа, достойная участия в городской выставке. Для того, чтобы заниматься сюжетной лепкой, ребенок должен уметь думать: создавать композицию, знать пропорции фигурок (не может же лиса быть меньше колобка, например) и уметь правильно их расставить.

С чего начать обучение лепке

Изучение предмета при помощи руки и взгляда с анализом его частей, сравнением пропорций дает возможность ребенку расчленить сложную форму предмета на простые геометрические, выделить основную часть, соблюдая соотношение частей изображаемого.

Вместе с этим обогащается и развивается словарь ребенка, коммуникативные навыки, связную речь, ведь малыш называет форму предмета, описывает образ, уточняя его особенности, оценивает произведение народного мастера.

Изготовление детьми глиняных изделий в детском саду и в семье формирует образное мышление, развивает память, внимание, воображение и другие психические процессы, непосредственно влияющие на результативность овладения навыками письма в школе, способствует координации руки и глаза, укреплению мышц кисти руки, совершенствует пространственную ориентацию на плоскости листа.

Использование технологии лепка в дошкольном возрасте способствует общему развитию ребенка и подготовке его к школе.

Лепка в дошкольном возрасте через исследовательскую деятельность

Правильному воспроизведению изображаемого в глине должно предшествовать исследовательская деятельность ребенка. Она заключается в том, что воспитатель организует не простое созерцание, а систематическое тактильно-зрительное восприятие, наблюдение и познание основных особенностей изобразительной натуры.

Исследования О.В.Запорожца, Е.И.Игнатьева подтверждают, что любая деятельность имеет подготовительную и исполнительную части. К подготовительной части входит обучение детей тактильно-зрительному восприятию натуры во время ее обследования перед процессом лепки.

Малышей учат способам обследования натуры (игрушки, скульптуры и т. п), знакомят с простейшими геометрическими объемными фигурами (шар, цилиндр, конус, треугольник, круг, квадрат) во время дидактических игр и упражнений: «Найди предмет, похожий на эту фигуру», «Найди предмет, похожий на шар, куб, конус…», «Узнай на ощупь», «На что похож этот предмет?»

Чему учится ребенок?

Учить ребенка лепить из пластилина следует поэтапно, руководствуясь возрастом малыша. Ведь для ребенка из младшей группы большим прогрессом будет научиться катать из пластилина шарики и палочки. В этом возрасте малыша больше занимает сама консистенция и пластичность материала, интересно перетекание форм, которого можно добиться легким нажатием маленьких пальчиков или ладошек.

Малыш будет с удивлением наблюдать, как пальчики погружаются в мягкий материал, как пластилин рвется, его позабавит процесс создания элементарных фигур – шара, цилиндра! Большего добиваться от детей такого возраста не нужно. Позже можно будет показать процесс «превращения» скатанной палочки в… колесо, бублик – кто что «увидит». Самое главное – посеять интерес к работе с пластилином, запустить творческий процесс.

Детки из средней группы более любопытны, их уже интересует и форма, и объем! Они уже полностью вовлекаются в процесс творения, им интересно сложить из отдельных привычных частей нечто новое! Воспитатель сначала учит собирать по частям фигуру, а затем учит придавать фигуре осмысленность, действие. Для этого нужно лишь согнуть человечку руку, ногу – вот он и бежит, сидит, прыгает…

Старшие дошкольники уже умеют мыслить объемно и образно. Поэтому для их возраста как раз впору будут сюжетные занятия лепкой! Шаг за шагом ребенок будет собирать из кусочков пластилина какую-то свою композицию, как в конструкторе «Лего». Это занятие чрезвычайно увлекательное и развивающее. Включено все: мелкая моторика, воображение, память, творческий процесс, фантазия!

А самое приятное то, что заниматься лепкой не обязательно только в садике! Можно порадовать маму, папу, братика – всех родных своими пластилиновыми историями, можно даже сказку для младшего братика или сестрички показать – свою! Собственную! Ее он уж точно не забудет никогда!

Вот так, занятие за занятием, умение за умением, малыш может вырасти в настоящего скульптора… а пока – помогите малышу почувствовать свою силу, раскрыть свой талант, получить поддержку близких и уверенность в себе и – успех обеспечен!

Что нужно для лепки

Чтобы хорошо вылепить предмет, нужно представить его образ. Это можно детально сделать с помощью руки, через прикосновение которой ребенок изучает пространственные признаки предмета (объем, форму, фактуру и т. п).

И.М.Сеченов называл руку «щупальцем» и подчеркивал важность ощупывающих движений рук и глаз в чувственном познании.

Форму предметов руки определяют иначе, чем глаза, полнее.

Ими ребенок ощупывает предмет со всех сторон, и в этом определении большую роль играет изменение формы поверхности ладони, которая дает возможность чувствовать углы, выпуклости, углубления и тому подобное. Глаза учатся объемному видению при помощи руки (И.М.Сеченов).

Итак, прежде чем лепить натуру, дети должны выучить ее конструктивное устройство и разложить на отдельные части, определив форму, объем каждой с помощью осязательного и зрительного восприятия.

Что любят лепить дети

Пластилиновая лиса
Кроме предметов окружающей среды, дети с удовольствием лепят фрукты, посуду, обобщенные народные игрушки, анималистическую скульптуру и прочее.

Натура, которая обследуется и используется на занятии по лепке, должно быть выразительной и отражать индивидуальные особенности внешнего вида животного (форму туловища, головы, лап, фактуру) с характерными чертами (хитрая, добродушная, зла). Игрушки должны иметь эстетичный вид и разное пространственное положение осанки (стоять, лежать, бежать, сидеть, подкрадываться, спать).

Знакомясь со скульптурой малых форм, дети узнают, какими средствами скульптор передал характерны индивидуальные внешние черты, повадки, позы животного.

Способы лепки

В детском саду для создания изделий из глины или пластилина используют три способа лепки: конструктивный, скульптурный, комбинированный.

Конструктивный способ

Конструктивный способ лепки — предмет изготавливается из отдельных частей. Дети изготавливают каждую часть изделия из отдельных кусочков глины, а затем скрепляют их между собой. Изделие начинают изготавливать из наибольшей части (животных — с туловища), а затем переходят к выполнению меньших (шея, голова, ноги, хвост и тому подобное).

Когда отдельные части для изделия заготовлены, их объединяют в одно целое, сравнивая по величине и форме, уточняют их пространственное расположение, плотно соединяют и прилепляют друг к другу, обобщают форму.

Скульптурный способ

Скульптурный способ лепки заключается в том, что изделие изготавливают из одного целого комка глины, применяя такие приемы, как вытяжение с целью удлинения формы (шея), оттягивание, прищипывание, разрезания стекою, сглаживания пальцами.

Такой способ лепки наиболее сложный и требует от детей любого возраста четкого представления о форме, пропорции, конструктивное строение изображаемого.

Комбинированный способ

Комбинированный способ лепки (из целого куска и отдельных частей) сочетает в себе приемы скульптурного способа, которым выполняют основные части предмета, с присоединением отдельно вылепленных частей.

Например, туловище и лапы животного лепят из целого куска глины, а другие части — отдельно и затем присоединяют к основной.

Кроме того, применяют приемы прищипывания, оттягивания. Прием рельефной лепки используют для создания шерсти животных, перьев птиц, чешуи рыб, крыльев птиц. Например, накладывают небольшие кусочки глины на основную форму, а пальцами и стекою оказывают им нужной формы.

Декоративная лепка в детском саду и связь её с народным творчеством

Ирина Ивановская

Декоративная лепка в детском саду и связь её с народным творчеством

Декоративная лепка в дошкольном учреждении – это создание детьми посуды, декоративных пластин, различных фигурок на тему народных игрушек. Кроме того, детям доступно выполнять небольшие украшения (бусы, броши для кукол, сувениры мамам, бабушкам, сёстрам. Навыки, полученные детьми в процессе занятий декоративной лепкой, используются ими при создании других видов лепных работ, отчего изделия становятся более выразительными по замыслу и по оформлению.

Выразительность детской лепки зависит не только от того, насколько ребёнку удалось передать форму и пропорции игрушки, но и от того, как он сумел украсить свою работу или вылепить соответствующие элементы оформления фигурки.

Занятия декоративной лепкой связаны с рисованием. Рельефный узор прежде всего наносится на бумагу в виде предварительного эскиза, затем эскиз переносится на пластину. Так выполняются декоративные пластины. Вылепленные фигурки раскрашиваются. Здесь опять используются знания, полученные на занятиях рисованием.

Для успешного овладения навыками декоративной лепки воспитатель использует предметы декоративно-прикладного искусства и в частности художественные изделия народных умельцев. И чем раньше начнут знакомить детей с народным творчеством, тем свободнее они смогут применять элементы декоративного оформления в своих работах.

Детей увлекает простота формы, содержание игрушек, яркость оформления, ощущение гладкой, приятной для руки поверхности, а иногда и динамичность, которая имеет место в богородской игрушке.

Для детей младших групп следует иметь точёные деревянные игрушки, игрушки-забавы богородских мастеров, изделия каргопольских народных умельцев. Если в группе раннего возраста (2-3 года)

дети только играют с этими игрушками, то уже в младшей группе
(3-4 года)
эти игрушки рассматривают перед занятием
лепкой. Дети младшей группы хорошо воспринимают дымковскую игрушку, которую можно предложить для рассматривания в конце первого — начале второго полугодия. Причем детей не затрудняет условность формы и окраска этих игрушек.Они свободно определяют предметы и выделяют элементы росписи: полосы, круги, точки и кольца. Восприятие предметов народного творчества дает возможность поставить перед детьми изобразительные задачи и проследить влияние народного искусства на характер детской лепки. Однако подбор предметов для лепки должен идти с учетом возрастных особенностей дошкольников.
Начиная со второго полугодия детям можно предложить украсить дискообразное изделие объемными формами — шариками и валиками. Выполняя это задание, дети лепят торт, пирожное для кукол,располагая элементы в определенном ритме: шарики — по краю и в середине, а валики — в виде сетки или лучами, расходящимися от центра к краям. Сначала дети создают основу, а затем постепенно украшают ее. Активность каждого ребенка проявляется в том, что малыш сам выбирает форму, размер элементов и чередует их. Следующий этап —более сложное задание: детям предлагают вылепить чашку и нанести на нее узор стекой по краю чашки в один и несколько рядов.

После ознакомления с деревянными игрушками дети лепят птиц, грибы, кукол в длинном наряде. Каждый предмет они украшают, а умение работать стекой переносят на изображение таких деталей, как рот, нос, глаза у кукол. Все это делает детские работы более выразительными. Таким образом, намечается определенная последовательность ознакомления детей второй младшей группы с народной игрушкой и введение в лепку декоративных элементов. Для игр и рассматривания в этой группе можно использовать семеновские матрешки, загорские деревянные точеные игрушки и деревянные игрушки богородских мастеров, каргопольские игрушки (конь, гусь, утка, собака)

и дымковские
(петушок, курочка-наседка, куклы крупные и мелкие)
. Для ознакомления перед занятием
лепкой можно предложить деревянные точеные предметы, состоящие из округлых и конусообразных форм.
Для детей средней группы следует иметь семёновские, филимоновские и каргопольские игрушки, расписных птиц из Торжка, богородские точёные деревянные игрушки. Для успешного обучения декоративной лепке в средней группе продолжается работа по знакомству детей с народным творчеством. С этой целью используются семеновские матрешки, деревянные точеные богородские игрушки, дымковские петушки и козлы, каргопольские игрушки, расписные птицы из Торжка, филимоновская игрушка.

Однако для воспроизведения в лепке детям лучше предлагать семеновские матрешки, деревянные точеные игрушки, каргопольские игрушки (собака, гусь)

и игрушки из Торжка. Остальные игрушки желательно использовать для игр и рассматривания.

Знакомство детей 4—5 лет с предметами народного творчества проходит в виде игр и коротких бесед. Детям важно понять, что народные игрушки из любого материала почти всегда ярко расписаны и именно поэтому они веселые и радостные. Ребенок начинает понимать, что в одном случае узор ложится на объемную форму, в другом — на предмет, ярко окрашенный одним цветом, и это тоже очень красиво. Лепить с детьми этого возраста можно козла, петушка, как по представлению, так и с натуры, используя дымковскую игрушку. Для этого в начале занятия игрушку рассматривают, обращая внимание на ее пластические и другие выразительные особенности. Далее воспитатель показывает некоторые способы лепки. Основные части игрушки вылеплены заранее, и воспитатель лишь показывает, как их нужно соединить, плотно примазав друг к другу.

Все мелкие детали: рожки и бородка у козлика, гребешок и крылья у петушка — дети должны вылепить сами, можно еще раз рассмотреть игрушку, стоящую на подставке. Возможность подойти к предмету во время занятия и рассмотреть его снимает у детей напряжение во время работы. Кроме того, у ребенка появляется желание сделать игрушку такой же красивой, как это сделала мастерица.

Вылепленные работы бережно сохраняются, дети неоднократно их рассматривают и, после того как они высохнут, обжигают их в муфельной печи.

Вечером в присутствии детей воспитатель расписывает игрушки. Из детских работ устраивается выставка, которая несколько дней украшает группу, а в дальнейшем этими фигурками дети могут играть.

Для детей старшей и подготовительной к школе групп доступна любая народная игрушка, глиняная или деревянная.

Для работы с детьми можно использовать художественно выполненную посуду, декоративные пластины, дымковские, каргопольские, филимоновские и калининские глиняные игрушки.

Кроме глиняных, можно проводить занятия с деревянными игрушками. Однако детей надо познакомить хотя бы с двумя игрушками каждого вида.

Все предметы народного прикладного искусства основаны на определенных традициях и особенностях, которые желательно знать воспитателю. Так, планируя знакомство детей с декоративной посудой, а затем и лепку по этим образцам, нужно отобрать те предметы, которые помогут развить воображение у детей. Это могут быть расписные керамические тарелки, украинские миски, посуда производства «Гжель»

и. т. д.

Народные игрушки своей богатой тематикой влияют на замысел ребёнка во время лепки, обогащают представление об окружающем мире. Кроме того, расширяются возможности детей в сюжетной лепке.

Под влияние предметов народного творчества дети глубже и с большим интересом воспринимают иллюстрации к русским народным сказкам таких художников, как И. Билибин и Ю Васнецов, творчество которых основано на национальных традициях.

Занятия с использованием предметов народного творчества помогают развивать умственную деятельность детей. Однако это возможно лишь в том случае, если осуществляется планомерное, систематическое ознакомление детей с предметами народного творчества, в результате чего дети создают свои декоративные работы: игрушки, посуду. Пластины, украшенные орнаментом по типу изразцов.

Занимаясь декоративной лепкой, дети начинают разбираться в сочетании декоративных элементов в узоре и расположении их на поверхности предметов.

В изделиях народных мастеров мы видим различные орнаменты. И все они для каждого промысла специфичны. Так, в орнаменте дымковской игрушки больше элементов геометрических, в орнаменте Гжели – растительный.

Ребёнок приобретает Декоративное искусство всегда несёт на себе отпечаток условности в передаче формы, цвета. В выполнении элементов узора. В свою очередь, это не может не сказаться на умственной деятельности детей. В результате систематической работы ребёнок приобретает навыки не только условного решения формы, но и её орнаментального оформления, например лепит солонку в виде цветка, украшает крылья сказочной птицы, изображает барашка с завитками в виде рельефа. Причём каждый ребёнок подходит к этому по разному. Один делает завиток из маленьких завитков глины или пластилина, а другой ритмично располагает на форме маленькие диски и т. д.

Мыслительная деятельность ребёнка проявляется и в том, как он изображает пропорции игрушки. При этом ребёнок делает вполне логичные выводы, которые в дальнейшем ведут к необходимым практическим действиям. Так, определив, что одна рука длиннее другой, укорачивает её, удаляя лишнюю глину, и наоборот, если рука короткая, добавляет глину, наращивая форму. Иногда ребёнку не нравится выполненная им фигурка, он ломает её, делает заново, вместо того чтобы исправлять ошибку. Такие дети нуждаются в помощи воспитателя, он должен научить ребёнка думать над способами изображения.

Большую сложность для дошкольника представляет и обработка поверхности предмета, а именно украшение формы декоративными элементами.Оформление работ способом налепа требует от детей целого ряда операций: отбора декоративных форм, поиска способа изображения декоративных форм и расположения их в определённом ритме на поверхности предмета.

Народная игрушка открывает большие возможности ти для обучения детей композиции. Умение создать композицию из 2-3 фигур весьма сложно и доступно только для детей старшего дошкольного возраста. Ребёнка нужно научить понимать связь между предметами и располагать их на подставке. Создавая композицию из несколько фигурок, он мысленно рассуждает о её содержании, о тех средствах, которые должны помочь выразительно расположить предметы по отношению друг к другу.

Не менее сложным является умение рационально планировать свою работу. Для этого ребёнку необходимо представить весь объём работы в целом, твердо знать, что именно он хочет изобразить, выделить отдельные этапы создания игрушки – распределить глину для лепки основных форм в зависимости от количества частей, обдумать способ лепки.

Планирование работы может осуществляться только в том случае, если детей обучали этому с младшей группы. Сначала они выполняли этапы работы под руководством воспитателя, а в старшей группе дети уже могут работать самостоятельно, начиная создание образа с основной части лепки, т. е. от общего к частному. Кроме того, старший дошкольник самостоятельно организует своё рабочее место,раскладывает необходимые предметы: стеку, кусок глины или пластилина, доску для раскатывания кома глины или пластилина размашистыми движениями, тряпочки.

Почти все народные игрушки однообразны по способу их изображения. Это нужно учитывать в работе с детьми. Так, козлы, кони, бараны,олени и медведи изображаются одним способом: туловище и ноги выполняются из одного куска. Однотипно изображаются и птицы. Поэтому приёмы лепки показывают только тогда, когда дети в первые лепят предмет. Допустим способ изображения был показан во время лепки козла, то при изображении коня и других животных его показывать не следует. Однако следует поговорить с детьми о том, каким способом они будут пользоваться во время работы.

Использование народных игрушек в процессе лепки может привести к однотипности работ не только по способу изображения, но и по форме. Поэтому игрушки следует подбирать таким образом, чтобы каждый персонаж был представлен в разных вариантах. Это даст возможность показать детям многообразие форм, пропорций, росписей и способов изображения игрушек.

На занятиях по лепке дети получают определённую физическую нагрузку, которая имеет место и во время подготовки материалов к занятию и в процессе работы с глиной или пластилином. Перед лепкой глину (пластилин)

нужно подготовить: размять, создать определённую форму, потрудиться над обработкой поверхности. Кроме того, нужно привести в порядок рабочее место.

Желание детей создать красивый предмет и украсить его во многом зависит от интереса воспитателя к работе детей. Педагог должен внимательно рассмотреть работу ребёнка, показать её другим детям, а затем предложить ребёнку рассказать, как ему удалось так красиво сделать игрушку. Следовательно, все действия воспитателя должны быть направлены на то, чтобы научить ребёнка способам изображения предметов и подвести его к желанию сделать свою работу как можно интересней, красивее, дать понять ему, что от него ждут именно такой работы. Воспитателю нужно знать народные промыслы, историю их возникновения, но прежде всего он должен понимать и любить народное декоративно-прикладное искусство, знать, к какому народному промыслу относится та или иная игрушка, уметь рассказать о мастерах, создающих эти игрушки, рассказать так, чтобы заинтересовать детей, чтобы им захотелось самим попробовать сделать игрушку.

Игрушки всех народных промыслов различаются по стилю и манере исполнения, и со временем ребёнок начинает отличать игрушку одного промысла от другого, выделять характерные особенности, причём делает он это самостоятельно. И уже в старшем дошкольном возрасте, от5 до 7 лет, у детей под влиянием обучения появляется желание самим сделать игрушки по образцу тех. Которые им показывали воспитатели ранее. Таким образом, народные игрушки стимулируют детей к самостоятельным действиям. Знания, полученные в процессе занятий и игр с предметами народного творчества, расширяют возможности самостоятельной деятельности в области декоративной лепки.

Поэтому в свободное время дети с удовольствием изготавливают для своих игр разнообразные угощения для кукол. Все угощения требуют красивого оформления и ребёнок может в спокойной обстановке, не торопясь, сделать задуманное. Так же дети лепят посуду для сервировки стола для кукол, декоративные пластины для украшения стены в комнате. Это развивает инициативу, у них появляется желание внести в игру или в быт предмет собственного изготовления, доставить окружающим людям радость. Хорошо, если у детей появится желание сделать красивые предметы для своего дома. Родители вполне могут предоставить детям возможность заниматься декоративной лепкой в домашних условиях.

Технические приемы лепки

Основные технические приемы лепки связанные с работой руки, в частности пальцев и ладони. В зависимости от формы предмета, действия рук во время лепки бывают разными. Поэтому очень важно научить детей основных технических приемов работы с глиной, пластилином.

Во время лепки используются такие технические приемы, как:

  • раскатывание валикоподобной формы для изготовления удлиненных, круглых, цилиндрических предметов, скреплять валикоподобные формы в виде кольца;
  • скатывание шарообразной формы для изготовления шарообразных предметов;
  • расплющивание шарообразной формы;
  • слепливание расплющенной формы; загибки краев расплющенной формы;
  • вдавливания шарообразной формы;
  • вдавливания валикоподобной формы;
  • обострение и закругления валикоподобной формы;
  • оттягивания глины с основного куска; прилепливания одного куска к другому; оттягивание деталей;
  • примазывания частей друг к другу, защипывания краев формы или отделки ее защипыванием (батон, пирожок).

Раскатывание осуществляют продольными движениями рук в противоположном направлении: правая — вперед, левая — назад и наоборот.

Скатывание — это одновременные круговые движения рук: правая — вправо по часовой стрелке, левая — влево, против часовой стрелки.

Пальцы обеих рук полусогнуты в форме чашечки.

Во время сдавливания и расплющивания руки движутся навстречу друг другу с одновременным нажимом на материал.

Для сдавливания глины надо нажать на нее меньше, для расплющивание — сильнее.

Чтобы получить более точную форму, можно прибегнуть к сплющиванию или расплющиванию глины или пластилина о поверхность доски.

Прием прищипывания близок к оттягиванию.

Тремя пальцами правой руки сдавливают. Тремя пальцами правой руки сдавливают глину, чтобы получить клюв птички или мордочку лисички.

Во время оттягивания кусок глины держат в левой руке, а правой оттягивают частичку.

Вытяжение выполняется движениями обеих рук (одновременно) в противоположные стороны с целью получения удлиненной формы.

Чтобы примазать один кусок глины к другому, сначала надо прижать их и выровнять место соединения пальцем. Сглаживания всей поверхности изделия делают пальцами, ладонью, смачивая пальцы мокрой резинкой.

Соединяют части таким образом: на одном куске глины делают ямку, на втором — прищипывают,чтобы получился, например, клювик птички, который вставляют в ямку, затем куски глины соединяют и пальцем выравнивают место соединения.

Теоретические основы лепки

К сожалению без теоретических основ лепки никуда. Крайне желательно вначале узнать, как лучше работать с полимерной глиной, чтобы в конечном итоге было меньше разочарований.

Основные приемы лепки

Ключевых приемов лепки немного их всего 5 (от простого к сложному):

  1. Отщипывание
    небольшого кусочка большим и указательным пальцем;
  2. Разминание
    глины пальцами рук (кстати, очень важный момент, потому как глина перед работой необходимо тщательно размять);
  3. Скатывание
    глины круговыми движениями для создания формы шара;
  4. Сглаживание
    полимерной глины для придания изделию округлых форм;
  5. Соединение
    разных деталей в единую скульптуру.

Это базовые элементы, без которых не обходится ни одна лепка. Естественно приобретая опыт и навык эти элементы усложняются, но базовые элементы остаются неизменными.

Основные элементы лепки из полимерной глины

Когда вы начинаете заниматься новым хобби, всегда есть несколько новых терминов и для их понимания потребуется изучить новый язык. У полимерной глины есть несколько технических терминов, но их легко понять, так как большинство из них связано с повседневной бытовой практикой.

Кондиционирование

Термин кондиционирование относится состоянию полимерной глины, применимой в работе. Может случиться так, что ваша глина немного жестче и с ней трудно работать. Или наоборот она слишком мягкая и растекается по пальцам. В первом случае нам поможет тепло рук или теплое место, а во втором пергаментная бумага и немного свежего воздуха.

Об всех случаях кондиционирования полимерной глины есть подробные обзоры на сайте:

  • Что делать с мягкой полимерной глиной
  • Как размять полимерную глину

Смешивание

Не вдаваясь в детали, смешивать полимерную глину можно. Можно смешивать как разные цвета, так и глину разных производителей. Об этом также есть несколько публикаций на нашем сайте:

  • Плавный переход цвета полимерной глины
  • О выборе и смешивании полимерной глины

Запекание и последующая обработка

Полимерная глина должна запекаться в духовом шкафу при температуре от 215°F (102°C) до 325°F (163°C) в зависимости от инструкции на упаковке.

Хотя полимерная глина считается нетоксичной, она выделяет пары, поэтому об этом нужно знать во время запекания (выпекайте поместив изделие в пакет для запекания или специальный контейнер).

Время выпекания зависит от толщины изделия. Чем толще кусок, тем дольше требуется время. Хорошим ориентиром является время 20 минут на ¼-дюймовую толщину или 6 мм.

Для выпекания используйте противень, стеклянную или керамическую плитку. Кусочек бумаги для выпечки поможет избежать блестящих пятен.

Запеченная глина эластична, когда вы достаете ее из духовки, но затвердевает при остывании. Обращайтесь осторожно, глина будет горячей!

Восстановление полимерной глины

Иногда так бывает, что полимерная глина выглядит так, как будто она не подлежит восстановлению. Но это только на первый взгляд. Глина, если она не запекалась, может быть восстановлена до вполне пригодного состояния лепки. Есть простые решения и не нужно выбрасывать глину.

  1. Начните с того, что положите измельченную глину и немного мягкой глины в пластиковый пакет на несколько дней. Пластификатор из новой глины проникает в старую глину, и затем вы можете смешать их вместе или пропустить через паста-машину.
  2. Если у вас есть старый кухонный комбайн, вы можете нарезать глину на маленькие кусочки и поместить их в процессор для нескольких коротких очередей на высокой скорости. Действие лезвий и выделяемое тепло смягчают глину.
  3. Если рассыпчатая глина очень упряма, вы можете добавить смягчитель глины или немного жидкой глины. Не беспокойтесь об использовании старой глины. Если он был очищен от пыли и грязи, он вернется к жизни и удивит вас своей способностью к возрождению.

Лепка посуды

Дети с удовольствием лепят посуду (миски, блюдца, тарелочки, горшки, чашки) и используют такие изделия в играх.

Можно изготовить некоторые лепные изделия следующими способами: ленточным, выбором основной массы стекою-лопаткой из куска глины; лепкой кольцами.

Например, чтобы слепить чашку ленточным способом, нужно предварительно выяснить с детьми форму, пропорции изделия, определив последовательность работы.

Дно лепят приемом сплющування. Правильность формы глиняного круга уточняют и выравнивают стекою и пальцами.

Затем изготавливают стенки чашки, которые лепят приемом разбрызгивания с валика, длина которого равна длине окружности дна.

Подготовленный валик кладут на доску и раскатывают рукой до нужной ширины, которая и составит высоту чашки.

Полученную форму присоединяют к краям дна, замазывают с внутренней и внешней сторон. Завершается лепка чашки изготовлением ручки и сглаживанием пальцем поверхности.

Лепят посуду и выбиранием глины стекою. Стекою-лопаткой делают в заготовке углубление и выбирают основную массу глины. Затем заглаживают внутреннюю сторону изделия стекою-петлей.

Завершают лепки прикреплением ручки, отделкой внешних стенок и отделке посуды. Выбирать глину следует осторожно, чтобы не поломать, тонкие стенки посуды.

Декоративная пластика

Вызывает живой интерес у детей и мелкая декоративная пластика народных умельцев. Ознакомление старших дошкольников с декоративной пластикой дает им возможность лепить декоративные сосуды (вазы, подставки, сувенирные тарелочки, декоративные кувшины, куманцы), настенные украшения в виде декоративных пластинок, кашпо для цветов.

Прежде чем предлагать детям для изготовления декоративные пластинки с рельефным изображением, надо организовать выставку настенных пластинок с различным содержанием изображения, провести с малышами беседу о рельефные узоры на глиняных пластинах как вид скульптуры.

Рельеф — один из неполных видов скульптуры, в котором все изображение приобретает объемной формы и частично выступает над предметной плоскостью (пластинкой).

Разновидности рельефа — барельеф и горельеф.

Технология лепки из глины

Для изготовления глиняной пластинки нужна дощечка, которую обтягивают бумагой, чтобы не пристала глина. Кусок глины кладут на доску и ладонью прижимают так, чтобы получился пласт толщиной 1-1,5 см, а затем один-два раза хлопают по нему ладонью. Приплюснуть глину нужно еще и для того, чтобы из нее вышел воздух.

После этого стекою ровняют края пластинки, сглаживают поверхность влажной тряпкой и наносят на глину изображения.

Согласно рисунка заготавливают кусочки глины, придают им нужную форму, а затем готовые формы накладывают на рисунок. Края рельефа примазывают к пластинке пальцами или стекою.

Если, например, на пластинке изображен цветок с четырьмя лепестками, то заготовкой серединки будут лепестки, которые прижимаем к рисунку и примазываются пальцами .

Когда декоративная пластинка высохнет, ее снимают с дощечки и в часы самостоятельной художественной деятельности раскрашивают.

Полезно дать детям возможность украшать узором объемные и плоскостные изделия, вылепленные собственными руками. Для этого воспитателю необходимо подобрать простые элементы узора, которые размещаются в композиции с многократным повторением.

Усвоив варианты элементов с величиной, цветом и композицией, дети легко ими пользуются и самостоятельно создают орнамент, чередуя элементы по форме, цвету и содержанию. Лепка в дошкольном возрасте с декорированием открывает безграничные возможности детского декоративного творчества.

Основы лепки из полимерной глины

Несмотря на то, что лепка из полимерной глины вещь занимательная, прежде чем начинать лепить необходимо ответить себе на вопрос, а зачем мне это нужно? Когда есть понимание зачем, появляется и длительная мотивация, и вероятность того, что новое увлечение не забудется спустя пары неудачных попыток сотворить шедевр. Именно поэтому, первым пунктом в основах лепки стоит искать мотив.

Мотивы лепки

По хорошему мотивацией начинающего мастера может служить всего 4 момента.

Во-первых, ради развлечения

Иногда становится просто скучно и, вдруг, появляется желание что-то слепить. К сожалению эта причина встречается довольно часто. Однако, стоит предупредить, что лепка — это тот вид творчества, в который придется серьезно вложить свое время и труд, а при основательном подходе еще и денег.

Во-вторых, с целью заработать

Также довольно распространенная причина для старта. многие хотят лепить в свое удовольствие, да еще и получать за это деньги. Но опять предостережение! Для того чтобы начать зарабатывать на лепке необходим всепоглощающий труд, а прибыль, порой куда меньше, чем в альтернативных направления бизнеса. И вероятно, потребуется не один месяц или даже год, прежде чем лепка из полимерной глины начнет окупаться или приносить прибыль.

Третий мотив — желание сэкономить

В данном случае основная идея кроется во фразе: “Хочешь сделать что-то хорошо, сделай это сам!”. Тоже так себе мотивчик, потому как за каждой оригинальным творение из полимерной глины скрывается годы опыта и огромное количество денег на материал (потраченный на то чтобы научиться).

В-четвертых, необходимость нового хобби

Желание заняться чем-то непознанными и интересным, конечно, похвально, но… Если это желание обусловлено необходимостью или скукой (значит, смотри пункт №1). А вот если это желание связано с тем, что тема действительно интересна и начинающий мастер трезво осознает все тяготы и лишения, связанные с новых хобби, то продолжай читать. В ином случае — бессмысленное занятие.

Как только с мотивами разобрались, пора переходить к более конкретным вещам и формировать в своей голове осознание, что я могу из этой самой глины слепить?

Что лепить из полимерной глины?

Работы, которые мастер может реализовать из полимерной глиной, огромное множество и ограничены они только собственным воображением. Однако приведем несколько основных направлений:

  1. из полимерки можно делать украшения
  2. полимерка пригодна для создания скульптур
  3. полимерная глина вполне может стать материалом для декора
  4. многие из полимерки делаю цветы

Посмотри короткое видео о том, что можно сделать из полимерной глины

Полимерная глина может быть использована для покрытия всего, что не горит во время обжига, например, дерева, рам, ручек и зеркал. Для создания чего-то яркого, можно выбрать полимерную глину интересного оттенка, или окрасить порошками, чернилами, и краской. После выпечки полимерную глину можно шлифовать, лакировать, полировать или окрашивать.

Однако здесь лишь основы лепки, и не мы будем вдаваться в детали. Более подробно о том, что можно слепить из полимерной глины написано в отдельной статье, прочитайте, будет интересно.

Декоративная лепка в познавательном развитии

Декоративная лепка и отделка способствует эстетическому, познавательному развитию детей, привлекает их к активному восприятию произведений народных умельцев.

Декоративная лепка в дошкольном возрасте имеет выполняться из глины, потому что этот пластичный материал можно раскрашивать ангобом и выжигать в печи. Если ангоба нет, то после обжига изделие можно раскрашивать гуашью.

Ангоб — цветная глина, которая используется в технологии художественной керамики. Ангобы изготавливаются из глины и воды.

Глина ангобовых цветов может быть белой, красной, желтой, синей, зеленой, коричневой и черной.

Белый ангоб изготавливается из белой глины, доведенной до консистенции сметаны. Для получения более светлых тонов примешивается мел. Синий, зеленый, коричневый, черный цвета ангоба получают добавлением к белому специальных красителей.

Красный цвет изготавливают из природной глины — красной, а желтый — из природной желтой глины.

На подвяленное глиняную поверхность изделия ангоб наносят кистью путем примакивания. Делают это несколько раз до тех пор, пока ангоб покроет всю шершавую поверхность изделия.

Перед нанесением ангоба изделие нужно подвялить. Повышенная влажность приводит к раскисанию изделий.

Нанесение ангоба на сухие и полусухие поверхности стенок может повлечь за собой отскакивание его во время сушки и обжига.

Излишне разбавленный водой ангоб ложится слишком тонким слоем и не дает желаемого цвета, а очень густой неравномерно покрывает поверхность.

Гуашью раскрашивают высушенные изделия, ангобом — подвяленные. Сначала раскрашивают верхнюю часть изделия, а затем — нижнюю. Когда просохнет первый слой краски, наносят следующий.

Декоративная лепка в детском саду и связь ее с народным творчеством

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Семья и дети >> Детское творчество >> Н. Б. Халезова. «Народная пластика и декоративная лепка в детском саду» Пособие для воспитателя.— М.: Просвещение, 1984 г. OCR Detskiysad.Ru
Декоративная лепка в дошкольном учреждении — это создание детьми посуды, декоративных пластин, различных фигурок на тему народных игрушек. Кроме того, детям доступно выполнять небольшие украшения (бусы, броши для кукол), сувениры мамам, бабушкам, сестрам ко дню рождения, к празднику 8 Марта. Навыки, полученные детьми в процессе занятий декоративной лепкой, используются ими при создании других видов лепных работ, отчего изделия становятся более выразительными и по замыслу, и по оформлению. Выразительность детской лепки зависит не только от того, насколько ребенку удалось передать форму и пропорции игрушки, но и от того, как он сумел украсить свою работу или вылепить соответствующие элементы оформления фигурки. Занятия декоративной лепкой связаны с рисованием. Рельефный узор прежде всего наносится на бумагу в виде предварительного эскиза, затем эскиз переносится на пластину. Так выполняются декоративные пластины. Вылепленные фигурки раскрашиваются. Здесь опять используются знания, полученные на занятиях рисованием. Для успешного овладения навыками декоративной лепки воспитатель использует предметы декоративно-прикладного искусства и в частности художественные изделия народных умельцев. И чем раньше будут знакомить детей с народным творчеством, тем свободнее они смогут применять элементы декоративного оформления в своих работах. Детей увлекает простота формы, содержание игрушек, яркость оформления, ощущение гладкой, приятной для руки поверхности, а иногда и динамичность, которая имеет место в богородской игрушке (мишки-кузнецы, поочередно ударяющие молотом о наковальню, клюющие куры, веселый дятел и другие игрушки). Все предметы декоративно-прикладного искусства хранятся в шкафах педагогического кабинета. Они распределяются по промыслам и время от времени пополняются новыми предметами. В зависимости от воспитательных и образовательных задач педагог отбирает игрушки для своей группы и использует их для бесед, занятий по лепке и украшения групп. Для детей младших групп нужно иметь точеные деревянные игрушки, игрушки-забавы богородских мастеров, изделия каргопольских народных умельцев. Если в первой младшей группе дети играют игрушками, то уже во второй младшей группе эти игрушки можно рассматривать перед занятиями лепкой. Для средней группы нужно иметь семеновские, филимоновские и каргопольские игрушки, расписных птиц из Торжка, богородские точеные деревянные игрушки. Для детей старшей и подготовительной к школе групп доступна любая народная игрушка, глиняная и деревянная. Народные игрушки своей богатой тематикой влияют на замысел ребенка во время лепки, обогащают представление об окружающем мире. Кроме того, расширяются возможности детей в сюжетной лепке. Под влиянием предметов наводного творчества ребята глубже и с большим интересом воспринимают иллюстрации к русским народным сказкам таких художников, как И. Билибин и Ю. Васнецов, творчество которых основано на национальных традициях. Занятия с использованием предметов народного творчества помогают развивать умственную деятельность маленького ребенка. Однако это возможно лишь в том случае, если осуществляется планомерное, систематическое ознакомление детей с предметами народного творчества, в результате чего дети создают свои декоративные работы: игрушки, посуду, пластины, украшенные орнаментом по типу изразцов. В младшей группе детей знакомят с предметами народного творчества, но непосредственной связи с занятиями по лепке еще мало. Дети украшают свои изделия углубленным рельефом, (палочкой наносят узор), затем задача усложняется и детям предлагают высокий рельеф (небольшие налепы на фигурку). Как правило, подобной техникой дети украшают угощение для кукол: печенье, пирожное, торт. Уже эта первоначальная деятельность подводит малышей к пониманию того, что выполненную работу можно украсить, она станет интереснее и красивее. С возрастом знакомство детей с народным искусством расширяется, в связи с чем и задачи по украшению предметов становятся более сложными. Дети начинают лепить и украшать орнаментом посуду, кукол, животных по типу народных игрушек. Постепенно они учатся отбирать и сочетать декоративные элементы, составлять из них узор, помещать его сначала на плоский, а затем на объемный предмет. Все это в свою очередь развивает в детях потребность к созданию красивых изделий, развивает их художественный вкус. Воспитывать в детях потребность к созданию красивых вещей — дело важное. Если их приучать к этому с раннего возраста, то впоследствии, став взрослыми, они всегда будут стремиться к красоте. В настоящее время большое внимание уделяется эстетике в строительстве, технике и других областях производства. Поэтому будущие специалисты должны обладать художественным вкусом и чувством ритма. Решению этой важной задачи способствуют занятия в детском саду по созданию разных декоративных изделий на основе народного прикладного искусства. Занимаясь декоративной лепкой, дети начинают разбираться в сочетании декоративных элементов в узоре и расположении их на поверхности предметов. В изделиях народных мастеров мы видим различные орнаменты. И все они для каждого промысла специфичны. Так, в орнаменте дымковских игрушек больше элементов геометрических, в орнаменте майолики Гжели — растительных. В узбекском орнаменте на изразцах и посуде мы видим сочетание геометрических и растительных элементов. Если знакомить детей с различными национальными орнаментами уже в дошкольном возрасте, то дети рано начинают чувствовать характер, колорит изделия. Ребенок 3—4 лет быстро усваивает ритмичное нанесение цветных пятен на бумагу. Ему несложно стекой ритмично украсить вылепленные из глины фигурки: наметить расположение перьев на крыльях петушка. В результате игрушка приобретает более эффектный и привлекательный вид. Изделия народных мастеров оказывают положительное влияние на композиционное построение сюжетов, создаваемых детьми. Обычно при выполнении сюжетных работ ребенок находится под влиянием иллюстраций сказок, рассказов. Таким образом, детские скульптуры как бы не подчиняются правилам композиционного решения скульптуры. Однако если детские сюжетные работы сравнивать с тем, что делают народные мастера, то можно отметить общие черты. Прежде всего народный мастер в своих работах отражает окружающую жизнь, но делает это, логично соразмеряя объемы. И если композиционные закономерности монументальной или станковой скульптуры ребенку не всегда понятны, то мелкая народная пластика доступна дошкольнику. Она дает пример элементарного ритмичного расположения предметов. Работы дошкольников, выполненные под влиянием сюжетных народных глиняных игрушек, приобретают стройность и ритм. Декоративная лепка имеет и другие, присущие только ей особенности. Орнамент, украшающий предмет, может быть рельефным или контррельефным, т. е. углубленным, нарисованным палочкой или стекой на поверхности изделия, а иногда просто нанесенным кистью, гуашью или ангобом без создания рельефа. Эти способы можно показать и детям. Роспись ангобом — интересное для ребят занятие. Благодаря росписи изделие из глины оживает, становится выразительным. Роспись самодельным ангобом хороша и тем, что получаются вещи, крашенные в два цвета (один цвет — фон, другой — узор), благодаря чему изделие выглядит сдержанно и строго, нет лишней пестроты. Декоративное искусство всегда несет на себе отпечаток условности в передаче формы, цвета, в выполнении элементов узора. В свою очередь это не может не сказаться на умственной деятельности детей. В результате систематической работы ребенок приобретает навыки не только условного решения формы, но и ее орнаментального оформления, например лепит солонку в виде цветка, украшает крылья сказочной птицы, изображает барашка с завитками в виде рельефа или контррельефа. Причем каждый подходит к этому по-разному. Один делает завиток из маленьких валиков глины, а другой ритмично располагает на форме маленькие диски. Мыслительная деятельность ребенка проявляется и в том, как он изображает пропорции игрушек. При этом ребенок делает вполне логичные выводы, которые в дальнейшем ведут к необходимым практическим действиям. Так, определив, что одна рука изображаемой фигуры длиннее другой, укорачивает ее, удаляя лишнюю глину, и наоборот, если рука короткая, добавляет глину, наращивая форму. Иногда ребенку не нравится выполненная им фигурка, он ломает ее, делает заново, вместо того чтобы исправить ошибку. Такие дети нуждаются в помощи воспитателя, он должен научить ребенка думать над способом изображения. Большую сложность для дошкольника представляет и обработка поверхности предмета, а именно украшение формы декоративными элементами. Оформление работы способом налепа требует от детей целого ряда операций: отбора декоративных форм, поиска способа изображения декоративных форм и расположения их в определенном ритме на поверхности предмета. Создание изделия из глины всегда связано с выражением его пластических особенностей. Понимание пластики в скульптуре детьми дошкольного возраста осуществляется очень медленно. Однако уже в старших группах дети начинают понимать красоту и плавность лепной формы. Как уже отмечалось, народная игрушка открывает большие возможности и для обучения детей композиции. Умение создать композицию из 2—3 фигур весьма сложно и доступно только детям старших групп. Ребенка нужно научить понимать связь между предметами и располагать их на подставке. Создавая композицию из нескольких фигурок, он мысленно рассуждает о ее содержании, о тех средствах, которые должны помочь выразительно расположить предметы по отношению друг к другу. Не менее сложным является умение рационально планировать свою работу. Для этого ребенку необходимо представить весь объем работы в целом, твердо знать, что именно он хочет изобразить, выделить отдельные этапы создания игрушки — распределить глину для лепки основных форм в зависимости от количества частей, обдумать способ лепки. Планирование работы может осуществляться лишь в том случае, если детей этому обучали начиная с младшей группы. Сначала они выполняли этапы работы под руководством воспитателя, а в старшей группе дети уже могут работать самостоятельно, начиная создание образа с основной части лепки, т. е. от общего к частному. Кроме того, старший дошкольник сам организует свое рабочее место, раскладывает необходимые предметы: стеку, кусок глины, доску для раскатывания кома глины размашистыми движениями, тряпочку. Народная игрушка разнообразна по стилю исполнения. Мы останавливались на этом при характеристике изделий различных народных промыслов. Умение лепить игрушки в разных стилях возможно лишь при полном понимании ребенком различия в изображении формы и декоративных украшений. Для этого нужно чаще знакомить детей с игрушками разных промыслов, с их особенностями, как скульптурными, так и орнаментальными. Обогащение детских представлений происходит разными путями, в частности через творческие и дидактические игры. Кроме того, возможно рассматривание иллюстраций в книгах и специально подобранных слайдов. Желательно также водить детей на выставки декоративно-прикладного искусства. Целенаправленное знакомство с изделиями народных мастеров должно начаться значительно раньше, чем это делается в практике. А чем раньше дети будут воспринимать народную игрушку, тем осознаннее они станут использовать ее элементы в своей изобразительной деятельности. Под влиянием народной игрушки деятельность ребенка в области лепки приобретает активный творческий характер. Творческие способности ребенка во время декоративной лепки могут проявиться в разных направлениях: в предварительном создании эскизов на бумаге для лепки с них декоративных пластин, блюд и подносов; в продумывании элементов узора; в расположении их на объемах; в создании предметов декоративного характера для украшения помещения; в умении найти способ изображения и оформления предмета; в перенесении навыков декоративной лепки на изображение предметов недекоративного характера и сюжетную лепку. В декоративной лепке большое значение имеет работа над формой. Чем чаще ребенок наблюдает предметы декоративно-прикладного искусства, тем быстрее у него накапливается опыт в решении зрительных образов. Дети рассматривают кружки, вазы, чашки, ковши и народные игрушки; анализируют их форму, пропорции, детали. Лепка этих предметов или воспроизведение их по памяти учит ребенка самостоятельно создавать интересную по очертаниям и украшениям посуду и другие изделия. Показывая детям игрушку, воспитатель может направить внимание ребят на раскрытие образа с точки зрения его выразительности. Например, предлагая лепить куклу с коромыслом — «Водоноску», педагог рассказывает, что изображает фигурка, спрашивает детей, видели ли они, как носят воду на коромыслах, затем обращает их внимание на пластичность формы, анализирует детали одежды, положение рук, ведер, которые забавно раскачиваются на коромыслах. Почти все народные игрушки однообразны по способу изображения. Это нужно учитывать в работе с детьми. Так, козлы, кони бараны, олени и медведи изображаются одним способом: туловище и ноги выполняются из одного куска. Однотипно изображаются и птицы. Поэтому приемы лепки показывают лишь тогда, когда дети впервые лепят предмет. Допустим, если способ изображения был показан во время лепки козла, то при изображении коня и других животных его показывать не следует. Однако следует поговорить с детьми о том, каким способом они будут пользоваться во время работы. Использование народных игрушек в процессе лепки может привести к однотипности работ не только по способу изображения, но и по форме. Поэтому игрушки следует подбирать таким образом, чтобы каждый персонаж был представлен в разных вариантах. Это даст возможность показать детям многообразие форм, пропорций, росписей и способов изображения игрушек, Нужно также помнить, что народная игрушка используется лишь в процессе знакомства детей с окружающей жизнью. Развитие детского творчества в лепке во многом зависит от умения детей работать с глиной, красками и соответствующими инструментами. Декоративная лепка способствует приобретению этих умений, так как предметы требуют тщательности в обработке изделия, что достигается при помощи стеки, пальцев, мокрой тряпочки, а в некоторых случаях узор наносится и специальными печатками с сечениями в виде круга, треугольника, квадрата. Следовательно, работа над лепным орнаментом положительно влияет на развитие мелких мышц кисти ребенка, учит работать кончиками пальцев, делает их более чувствительными. На занятиях по лепке дети получают определенную физическую нагрузку, которая имеет место и во время подготовки материалов к занятию и в процессе работы с глиной. Перед лепкой глину нужно подготовить: размять, иногда очистить от примесей — камней и палок, создать из нее определенную форму, потрудиться над обработкой поверхности. Кроме того, нужно привести в порядок место после лепки: очистить от глины доску, станок, протереть стол мокрой тряпкой. Во время рисования, аппликации, конструирования моменты трудовой деятельности тоже имеют место, однако на занятиях лепкой они приобретают иной характер по своему объему, что связано в первую очередь со спецификой материалов (глина, красители), которые влияют как на процесс работы, так и на результат деятельности ребенка. Особый интерес для детей представляет обжиг изделий в муфельной печи, который осуществляется воспитателем в присутствии детей. Они видят, как после обжига изделия превращаются в керамику. Детей удивляет изменение цвета изделия после обжига, а также то, что предметы делаются звонкими, прочными и с ними можно играть, использовать при оформлении комнаты. Таким образом, результаты труда, затраченного ребенком во время лепки, могут быть применены и ребенком и взрослым. Желания детей создать красивый предмет и украсить его во многом зависят от интереса воспитателя к работе детей. Педагог должен внимательно рассмотреть работу ребенка, показать ее другим детям, а затем предложить ребенку рассказать, как ему удалось так красиво сделать игрушку. Следовательно, все действия воспитателя должны быть направлены на то, чтобы научить малыша способам изображения предметов и подвести его к желанию сделать свою работу как можно интереснее, красивее, дать понять ему, что от него ждут именно такой работы. Воспитателю нужно знать народные промыслы, историю их возникновения, но прежде всего он должен понимать и любить народное декоративно-прикладное искусство, знать, к какому народному промыслу относится та или иная игрушка, уметь рассказать о мастерах, которые делают игрушки, и рассказать это увлекательно, чтобы заинтересовать маленького ребенка.
продолжение …

Обучение лепке младших дошкольников

Малышей второй младшей группы знакомят со свойствами глины и закрепляют навыки, приобретенные в первой младшей группе.

Обучают таким приемам лепки, как скатывание комка глины прямыми движениями рук, раскатывание куска глины кругообразными движениями рук, деления комка глины на две части, отрывание от большого маленького куска, соединение частей изделия способом придавливания, уточняют понятие «круглый».

Лепка в дошкольном возрасте носит простой конструктивный характер — дети лепят предметы, образы из отдельных кусков глины, соединяя их между собой.

Игрушки животных и птиц подбираются по их характерными особенностями, их основные части (туловище, голова) имеют форму шара разного размера. Итак, дети «составляют» изделие из разных по величине шаров и овалов.

Лепка: развитие пластики и творческих способностей

Лепка необычайно полезна для дошколят. Именно поэтому ФГОС включает ее в программу обучения детей. На занятиях активизируются процессы развития мелкой моторики, развивается:

  • фантазия;
  • образное и пространственное мышление;
  • зрение;
  • визуальное восприятие и терпение.

Работа с пластилином приносит пользу

Малыш, который привык лепить, отличается усидчивостью и имеет прекрасную память. Играя, он понимает, что если тренировать руки, то ими можно сделать много интересного и получить высокий уровень мастерства.

Преимущества лепки перед пластилинографией и мозаикой

Преимущества:

  • Позволяет малышу выбирать материалы, которыми ему будет удобней работать.
  • Быстрее развивает пространственное мышление, понимает отличия в форме и размере.
  • Может обучаться от простых задач к сложным.
  • Процесс нравится всем малышам практически без исключений.

Виды лепки для младших дошкольников

Занятие может строиться на освоении предметной, сюжетной или декоративной лепки.

Начинают дети с предметной лепки. Включает она в себя создание определенных предметов. Предмет может быть как одушевленным, так и неодушевленным. Это может быть домашнее животное, птичка или самолет. Легче всего будет начать с максимально легких образов. Так дети могут начать лепить фрукты или овощи, и когда достигнут определенного уровня мастерства, смогут изготавливать игрушки или предметы повышенной сложности.

Сюжетный вариант лепки предлагается чаду, которое уже хорошо владеет руками и с легкостью лепит предметы. Сюжет может иметь от одной и более фигурок и несет в себе какой-либо замысел. Например, зимний сюжет может сочетать в себе снеговика, снежинку и зайчика. Продумывая свой замысел, малыш фантазирует, учится мыслить образно, развивает пространственное мышление.

Процесс развивает творчески

Декоративная лепка имеет более профессиональную направленность. Малыш учится обращать внимание на детали, продумывать их более подробно. Это может быть посуда, елочные игрушки или другие детские атрибуты. Помимо стандартной, присущей лепке пользы, воспитанник учится анализировать детали и развивает стратегическое мышление.

Также идет распределение по задумке миниатюры. Чадо может лепить по предварительной задумке, может копировать образ или лепить его «вживую», может фантазировать в процессе.

Дети могут лепить по отдельности, а могут заниматься этим в группах, разбиваться на пары или сидеть все за общим столом. Окончательный вариант зависит от обстановки и желаемого результата.

К сведению! Часто воспитатели используют обобщенный вариант, который позволяет чередовать лепку с другими занятиями, что оказывает положительное влияние на детей.

Используемые материалы на занятиях лепкой в младших группах

Принято считать, что дети лепят фигурки из пластилина, но это не совсем так. Лепка в младшей группе включает в себя большой спектр используемых материалов. Это положительно влияет на моторику малыша, знакомит их с различными текстурами и вносит разнообразие в ход занятия.

Уроки рисования во второй младшей группе на тему «Светит солнышко»

Виды материалов:

  • Пластилин. Пластилиновые фигурки отлично лепятся, так как пластилин изобретен специально для подобных целей. Для лепки из пластилина не требуется больших усилий, ребенок спокойно работает без помех. Пластилиновая масса не имеет свойства сильно липнуть. После работы ребенку достаточно вымыть и вытереть руки. В современных магазинах канцелярии есть огромный ассортимент на любой цвет, вкус и кошелек.
  • Тесто. Тесто имеет мягкую форму и нежную текстуру. Ребенку будет интересно вылепливать из него миниатюры. Тесто должно быть соленым. Может готовиться самостоятельно, поэтому можно быть уверенным в отсутствии химии в заготовке.
  • Глиняная масса дает детям ощущение настоящей профессии и приносит большее удовольствие. Дается ребенку как минимум через год после освоения основных навыков лепки. Приятная на ощупь, она не содержит химических добавок. Детям нравится ее натуральность.
  • Массы для лепки. В специализированных магазинах есть большое количество масс для лепки. Просты в использовании, удобны, но выбирать следует внимательно. В составе может содержаться большое количество химических веществ. Выбор должен оставаться за надежным, проверенным производителем.

Материалы разнообразны

Технические разновидности лепки из пластилина

  • Конструкторная. Этот прием используется в самом начале освоения лепки. Ребенок может скатывать разные частички по отдельности и использовать в качестве конструкторных элементов. Например, основа самолета делается из одного кусочка пластилина, крылья – из другого. Вылепив нужные составляющие, ребенок соединяет их в композицию.
  • Скульптурная. Требует вылепливания изделия из одного куска материала. Чтобы вылепить неваляшку, ребенок должен вылепливать постепенно туловище и ручки, не прибегая к дополнительным кусочкам. Ребенок может выкатывать или выминать массу на свое усмотрение, пока не добьется нужного результата.
  • Комбинированный. Представляет собой симбиоз предыдущих методов. Ребенок лепит основу скульптурным методом, а мелкие детали может долепить, как конструктор.
  • Пластилинография. Еще одна разновидность лепки, лишенная объемности. Ребенок берет за основу лист картона либо другой материал, лепит на нем. В итоге получается картина. Для красочности оформления могут присутствовать иные элементы декора.
  • Лепка с формами. В этом стиле лепки в качестве основы берется какая-либо форма, которая затем оформляется вылепленными элементами.
  • Модульная. Ее основой являются похожие элементы, которые ребенок вылепливает перед нанесением на поверхность.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: