«Я и моё здоровье». Валеологические игры и упражнения
По определению Всемирной организации здравоохранения, «здоровье» — это состояние полного телесного, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и повреждений».
На здоровье ребенка оказывает влияние целый ряд факторов:
- наследственность ( доля влияния составляет 20%)
- воздействие окружающей среды ( доля влияния — 20%)
- медицинское обслуживание (доля влияния — 10%)
- образ жизни (доля влияния — 50%).
Эти данные заставляют обратить самое серьезное внимание на четвертую группу факторов. Ее составляют отношение ребенка к своему здоровью, его питание, соблюдение режима дня, двигательная активность, закаливание, полноценный сон, овладение гигиеническими навыками. Игры и упражнения , которые предлагаются в данном разделе позволят сформировать у детей правильное отношение к своему здоровью.
На кого я похож Цель: развитие умения посмотреть на себя со стороны, сравнивать человека с другими животными организмами, находить сходства и отличия, способствовать развитию воображения.
Материал: фотографии родителей , других близких родственников детей, призы.
Описание: предложить детям внимательно рассмотреть фотографии, найти похожие черты. Тот, кто найдет наибольшее количество признаков получает приз.
Кто как на свет появился
Цель: закрепление представлений детей о том, как появляются на свет живые существа.
Оборудование: три большие картинки с изображением яйца, икринки, бутылочки с молоком и соской; мелкие картинки с изображением людей, животных, птиц, земноводных, насекомых.
Перед детьми лежат перевёрнутые изображением вниз картинки с животными, насекомыми, земноводными, людьми. Дети выбирают любую картинку, сообщают, каким образом это существо появилось на свет. Затем совмещают маленькую картинку с большой – с изображением яйца, икринки, бутылочки с соской (для млекопитающих).
Садовник
Цель: ознакомление с внешним строением тела человека, формировать умение видеть в других людях хорошее.
Описание: дети встают в круг, в центре ведущий — садовник. Он произносит следующие слова: «Я садовником родился, не на шутку рассердился, все цветы мне надоели, кроме Юленьки! « Далее «садовник» рассказывает о достоинствах Юленьки. Затем ведущим-садовником становится Юленька. Она выбирает кого-либо из ребят и рассказывает, чем он(а) хорош(а), объясняя таким образом свой выбор.
Назови правильно
Цель: закрепление знаний о средствах гигиены, их назначении и правильном применении.
Материал: предметные картинки разнообразной тематики, среди них- с изображением средств гигиены, фишки.
Описание : дети выбирают из многообразия предметов те, которые помогают им ухаживать за собой. Например: « Я умываюсь «(какие предметы помогают тебе в этом), «Я принимаю душ» и т. д.За правильный выбор -фишка.
Подбери одежду по временам года
Цель: формирование умения различать предметы одежды в зависимости от времени года.
Материал: предметы одежды , используемые в разные времена года, 4 куклы.
Описание: дети разбиваются на команды, каждая из которой «одевает» свою куклу по определенному времени года.
Кому что нужно для жизни
Цель: закрепление знаний и представлений об основных потребностях живых организмов в тепле, воздухе , пище, среде обитания.
Материал: карточки с изображением живых существ(человек, собака, дерево, цветок и т. д.; карточки с изображением пищи, среды обитания.
Описание: предложить детям подобрать к каждой карточке пару, отвечая на вопросы — выбери то, что нужно птице для жизни? Что нужно собаке, чтобы она могла жить.
Кто я?
Цель: расширение знания ребёнка о самом себе, своём имени, своей фамилии, возрасте.
Оборудование: зеркало; предметные картинки с изображением животных, птиц.
Расскажи, что ты знаешь о себе (имя, возраст, рост, цвет и длина волос, цвет глаз, дата рождения, девочка или мальчик).
Расскажи, на кого ты похож: на маму или папу.
Есть ли у тебя признаки, которые присутствуют у какого – либо животного, птицы?
Светофор здоровья
Цель: формирование представлений о здоровом образе жизни.
Материал: круги красного, желтого, зеленого цветов, предметные картинки.
Описание: предложить «зажечь» светофор здоровья. Зеленый круг- то, что помогает человеку вести здоровый образ жизни; желтый- то, к чему нужно относиться с осторожностью, красный круг- то, что вредит здоровью.
Назови спортсмена
Цель: воспитание уважительного отношения к спортсменам, развитие умения различать и называть виды спорта.
Материал: картинки с изображением спортсменов.
Цель: воспитание уважительного отношения к спортсменам, развитие умения различать и называть виды спорта.
Описание: дети играют в парах. Один берет картинку с изображением спортсмена и движением показывает заданный вид спорта, другой — отгадывает. Затем игроки меняются местами.
Где спрятались витамины?
Цель: закрепление представления о группах витаминов, их значении и пользе для здоровья.
Материал: корзинки с буквами, указывающими на группы витаминов( А, В, С); муляжи фруктов и овощей.
Описание: предложить разложить муляжи по корзинам с соответствующей группой витаминов.
Что сначала — что потом (режим дня)
Цель: закрепление представления о том, что соблюдение правильного режима дня полезно для здоровья.
Материал: сюжетные картинки с изображением действий, характерных для определенного периода суток.
Описание: предложить игрокам разложить картинки в правильной последовательности, объяснить свой выбор.
Солнце, воздух и вода — наши верные друзья
Цель: формирование представления о средствах и видах закаливания ( водные, воздушные, солнечные), их значении для здоровья.
Материал: сюжетные картинки.
Описание: дети рассматривают картинки, определяют, какую пользу для здоровья приносят солнце, воздух и вода. Выигрывает тот, кто назовет наибольшее количество полезных свойств.
Почему заболели ребята?
Цель: формировать умение выявлять причинно-следственные связи, воспитывать заботливое отношение к своему здоровью, развитие связной речи.
Материал: сюжетные картинки с изображением правильных и неправильных действий (ведущих к заболеванию).
Описание: дети выбирают картинки с изображением неправильных действий , объясняют свой выбор.
Назови правильно (медикаменты)
Цель: ознакомление с названиями медикаментов, которыми пользуются для лечения и которые входят в состав «домашней аптечки».
Материал: картинки с изображением медикаментов, входящих в состав «домашней аптечки», «аптечка».
Описание: детям предлагается собрать «домашнюю аптечку», называя медикаменты , объяснить свой выбор.
Выбери лекарственные растения
Цель: ознакомление с названиями медикаментов, которыми пользуются для лечения и которые входят в состав «домашней аптечки».
Материал: предметные картинки с изображением растений, кукла «Айболит».
Описание: дети из всех предложенных картинок выбирают лекарственные растения, а «Айболит» объясняет какими лечебными свойствами они обладают.
Как нужно ухаживать за собой?
Цель: формирование навыки контроля за выполнением правил личной гигиены.
Оборудование: волчок, фишки, карточки с вопросами.
Ведущий крутит волчок, который определяет карточку с вопросом. За правильный ответ ребёнок получает фишку. Выигрывает тот, у кого окажется больше фишек.
Вопросы
1. Назови предметы, которые тебе понадобятся для умывания (мыло, полотенце).
2. Назови предметы, которые потребуются для того, чтобы принять душ (шампунь, мыло, гель для душа).
3. Как часто нужно мыться? (Каждый день).
4. Как часто нужно чистить зубы? (Утром и вечером).
5. Как часто нужно подстригать ногти? (Не реже 1 раза в 10 дней).
6. Как часто нужно мыть уши? (Каждый день).
7. Как часто нужно менять нижнее бельё? (Каждый день).
Ты покажи — я отгадаю
Цель: воспитание уважительного отношения к спортсменам, развитие умения различать и называть виды спорта.
Описание: одна подгруппа детей с помощью конкретных движений показывает (загадывает), каким видом спорта они занимаются. Другая подгруппа — отгадывает, кто был изображен (лыжник, пловец, хоккеист, гимнаст и т. д.).
Добрые слова
Цель: формировать желание видеть в других людях хорошее, развитие речи, воображения.
Описание: дети встают в круги, передавая мяч по кругу, называют одно из хороших качеств соседа или называют его ласковым именем.
Составляем меню
Цель: формирование представлений о том, что здоровье зависит от правильного питания — еда должна быть не только вкусной, но и полезной.
Материал: игровая посуда, муляжи фруктов , овощей, продуктов питания.
Описание: ведущий говорит игрокам: «Перед вами накрытый стол для обеда (ужина). Положи в первую тарелку то, что ты захочешь съесть вначале, затем заполни вторую тарелку, и вазочку для десерта. Отметить тех игроков, которые заполнили свои тарелки не одними сладостями, а кто — «составил меню», полезное для здоровья.
Чтобы кожа была здоровой
Цель: формирование навыки контроля за выполнением правил личной гигиены.
Оборудование: картинки, помеченные красным ободком с неправильными действиями детей.
Дети рассматривают картинки, находят, что неправильно. За правильный ответ ребёнок получает фишку. Выигрывает тот, у которого окажется больше фишек.
Картинки
Ребёнок облизывает ссадины, порезы.
Мальчик в грязном белье.
Девочка надевает чужую обувь.
Что мы знаем о вещах?
Цель: расширять представления детей о правилах безопасного поведения в быту; развивать внимание, память; воспитывать чувство сотрудничества.
Материал: четыре игровые карты с изображением пореза, ожога, ушиба руки и пожара; картинки с изображением различных бытовых предметов.
Описание: в игре принимают участие 4 ребенка, каждый из них берет себе по игровой карте с изображением « травмы». Воспитатель ( ребенок) — ведущий. Он поочередно поднимает картинку с изображением предмета. Участники должны догадаться, к какой травме может привести неправильное обращение с этим предметом, соотнести со своей картой и взять картинку. При отборе ребенок должен объяснить, чем опасен тот или иной предмет, рассказать правила обращения с ним.
Автор: Моздукова Ольга Владимировна, воспитатель МБДОУ «Детский сад № 3», г. Белово, Кемеровская область, Россия.
Статья размещена в авторской редакции.
Дидактические игры по валеологии
Пожалуй, проблема сохранения здоровья у дошкольников является одной из проблемных при недостаточном обращении к ней взрослых. А воспитание бережного отношения к своему здоровью у детей, можно проводить используя такой способ, который очень нравится детям-это игра. Итак, посмотрите интересные дидактические игры для дошкольников для использования как в условиях детского сада, так и дома.
Дидактические игры дошкольников.
1. Составление модели «Как уберечься от простуды» и «Как вести себя во время болезни»
Цель: Закрепить знания о профилактике заболеваний
Материал: Большие карты — 2 шт. с изображением больного ребенка; набор маленьких карточек с профилактическими мероприятиями и набор карточек с мероприятиями, направленными на быстрое выздоровление.
Ход игры
Перед ребенком лежат 2 большие карты с изображением больного и здорового ребенка. Задача ребенка — составить модель поведения во время болезни; выбрав нужный набор карточек и положить их к карте с больным ребенком. А также составить модель профилактических действий от простуды аналогично выбрав из имеющихся карточек нужные и положить их к здоровому ребенку.
2. Рассказ по мнемотаблице «Если хочешь быть здоров»
Цель: Закрепить знания детей о разных факторах, способствующих сохранению и укреплению здоровья.
Материал: Мнемотаблица «Если хочешь быть здоров»
Ход игры
На столе лежит мнемотаблица «Если хочешь быть здоров». Воспитатель просит рассказать по мнемотаблице о том, что нужно делать, чтобы быть здоровым. Задача ребенка без ошибок правильно рассказать о факторах, способствующих укреплению здоровья, по мнемотаблице.
3. Дидактическая игра «Чтобы быть здоровым, я буду…»
Цель: Закрепить знания детей о ведении здорового образа жизни.
Материал: Сюжетные картинки с изображением различных позитивных ситуаций (ходьба босиком, солнечные ванны, катание на санках, обливание и др.) и набор картинок с негативными ситуациями.
Ход игры
Воспитатель говорит: «Чтобы быть здоровым, ты будешь…» Задача ребенка дополнить первую часть предложения воспитателя и подобрать соответствующую позитивную сюжетную картинку.
4. Состояние модели «Факторы, укрепляющие здоровье»
Цель: Закрепить знания детей о факторах, помогающих укреплению здоровья
Материал: Большой лист с изображением в центре человека. Карандаши цветные.
Ход игры
Перед ребенком лежит большой лист с изображением в центре человека. Задача ребенка нарисовать вокруг человека все, что помогает укреплению здоровья человека (витамины, спорт и т.д.)
5. «Полезно – вредно»
Цель: Закрепить знания детей о пользе и вреде тех или иных продуктов
Материал: Большие карты с изображением веселого человечка; набор карточек с изображением полезных и вредных для здоровья человека продуктов.
Ход игры
На столе лежат 2 большие карты с лицами веселого и грустного человечка. Задача ребенка — выбрать карточки с полезными для здоровья человека продуктами и положить их к карте с веселым человечком, а карточки с вредными для здоровья человека продуктами положить к карте с грустным человечком.
6. Дидактическая игра по валеологии «Мы закаляемся»
Цель: Закреплять знания о предметах, которые помогают нам закаляться.
Материал: Карточки с изображением предметов, необходимых для закаливания (инвентарь).
Ход игры
Дети по очереди берут карточку с изображением предмета, необходимого для закаливания. Задача ребенка рассказать о назначении предмета и пользе для закаливания организма.
7. «Свари борщ»
Цель: Дать детям представление о том, как приготовить суп, закреплять знания об овощах и фруктах.
Материал: Наборы картинок с изображением продуктов, нужных для борща.
Ход игры
Дети по очереди выбирают соответствующие предметные картинки с изображением продуктов для приготовления борща.
8. «Много – мало»
Цель: Учить детей думать, что и в каких количествах можно употреблять, не во вред своему здоровью. Формировать умение классифицировать продукты: кислый-сладкий, горький-солёный, овощи-фрукты.
Материал: Картинки с изображением овощей, фруктов; карточка с вопросами:
Ход игры
1 .Что будет, если съешь много (картинка)?
2.Много яблок съешь-это хорошо…
Много яблок съешь-это плохо..
Задание: разложить овощи-фрукты, «Вершки-корешки».
9. Дидактическая игра по валеологии «Витаминное лето»
Цель: Закреплять знания о витаминах и содержании их в продуктах.
Материал: Большие карточки (3 штуки) и 32 маленькие карточки с изображением овощей и фруктов.
Ход игры
Воспитатель называет на большой карточке витамины, а дети выбирают предметные картинки с изображением продуктов, в которых есть этот витамин и кладут их к соответствующему витамину.
10. Дидактическая игра «Волшебная кастрюля»
Цель: Расширять представление о разнообразии блюд.
Материал: Изображение кастрюли и карточки с изображением готовых блюд и продуктов, из которых их приготовили.
Ход игры
Каждому ребенку выдается карточка с изображением готового блюда. Задача ребенка – подобрать предметные картинку с необходимыми продуктами для приготовления данного блюда. Кто выполнил задание кладет свои картинки к волшебной кастрюле. Все вместе проверяют правильность выполнения.
11.Дидактическая игра «Угадай вид спорта»
Цель: Закреплять знания детей о разных видах спорта.
Материал: Карточки с изображением атрибутов к каждому виду спорта.
Ход игры: Ведущий раздает детям карточки с изображением различных видов спорта. Задача ребенка – подобрать карточки с соответствующими атрибутами к данному виду спорта.
12.Дидактическая игра «Одень спортсмена»
Цель: Учить детей умению подбирать соответствующий инвентарь и экипировку для спортсменов
Материал: Карточка с изображением инвентаря и экипировки разных спортсменов
Ход игры
Детям раздают карточки с изображением спортсменов из различных видов спорта. Задача ребенка – подобрать картинки с соответствующей экипировкой и инвентарем для данного спортсмена.
Методика поведения валеологических занятий в старшей группе
Как и в любом виде образовательной деятельности на уроках валеологии педагог комбинирует приёмы четырёх методов.
Речевые методы
Слово играет существенную роль в раскрытии сути областей валеологических знаний.
Объяснение
Этот приём особенно удачно вписывается в начало основного этапа занятия, когда педагогу необходимо донести до детей суть обобщающих категорий, классов объектов.
К примеру, в своей практике на занятии по теме «Витамины для здоровья организма» понятие «витамин» я разъясняю ребятам так: «Наш организм для того, чтобы быть в форме, требует поддержки витаминов. Эти вещества сами по себе в теле человека не вырабатываются, мы их получаем с пищей. Но если каких-то витаминов всё равно не хватает, и человек плохо себя чувствует, то ему врач прописывает эти полезные вещества в больших количествах в форме таблеток».
Традиционно объяснение подкрепляется наглядностью
Беседа
Сопровождает взаимодействие детей и взрослого в любых методах и приёмах. Имея вопросно-ответную структуру, беседа помогает ребятам анализировать и делать выводы, опираясь на личный опыт, то есть воспитывает очень важное для старших дошколят качество личности: самостоятельность. В старшей группе вопросы валеологического просвещения поднимаются в познавательных и этических беседах. К примеру, познавательную беседу в рамках темы «Что помогает человеку быть здоровым», я выстраивают так:
- предлагаю ребятам вспомнить пословицы и поговорки о здоровье;
- перечислить те меры укрепления здоровья, которые практикуют в семьях малышей;
- подвожу детей к обобщению сказанного и составлению перечня «верных друзей здоровья» (свежий воздух, чистота, спорт).
Картотеку разговоров на темы валеологического содержания можно найти в статье «Валеологические беседы в ДОУ».
Это интересно. На занятиях в старшей группе, как и в средней, практикуются беседы с представителями профессий, имеющими непосредственное отношение к сохранению здоровья человека (врачом, пожарным, полицейским и др.).
Беседы детей со специалистами — это эффективный способ подытожить полученные знания по теме
Рифмованные строчки
Традиционно эти приёмы используются для мотивации детей, чтобы настроить их на рабочий лад и, актуализировав опорные знания, ввести в тему занятия. В старшей группе на валеологических уроках стихотворения можно использовать и для подведения итогов изучения тематического блока. Так, завершая работу над темой «Сердце семьи», посвящённой воспитанию уважения к семейным ценностям, взаимоотношениям в семье, мы с детьми подводим итог занятия рифмовкой:
- Любви всегда в семье есть место! С ней никогда не будет тесно! Любовь людей соединяет, Руками нежно обнимает И молодых, и стариков. Всем на земле даёт свой кров.
Загадки удобно использовать при обращении к опыту малышей перед началом рассмотрения новой темы. К примеру, перед тем как говорить о лекарственных свойствах растений, малыши угадывают названия трав:
- Тонкий стебель у дорожки, На конце его — серёжки, На земле лежат листки — Маленькие лопушки. Нам он — как хороший друг Лечит раны ног и рук. (Подорожник);
- В поле сестрички стоят, Жёлтые глазки на солнце глядят, У каждой сестрички — Белые реснички. (Ромашка).
Подсказками для отгадывания загадок могут быть картинки
Сказки
Это приём может использоваться в двух вариантах: как оформление структуры занятия (например, когда малыши «попадают» в сказочный город «Доброздоровьено», где вместе с «мэром» города выясняют правила жизни жителей) или как способ актуализировать или обобщить знания малышей. Второй способ реализуется посредством сказкотерапии — использования сказочных сюжетов для освещения конкретного аспекта темы. Например, рассматривая вопросы здорового сбалансированного питания для детей, я предлагаю ребятам историю о Васе Заболейкине (в его роли выступает большая кукла). «Жил-был мальчик Вася Заболейкин. Больше всего на свете любил он шоколад, ситро и чипсы. Ел их постоянно, а каши, супы, фрукты и овощи всегда оставлял на тарелке нетронутыми. И вот однажды, когда Петя хвастался друзьям, что завтра в детский сад не пойдёт, потому что у него болит живот, а ребята, не слушая Петю, стали обсуждать игры, в которые им удастся поиграть завтра на празднике «День здоровья». Задумался Петя: если он заболеет, то пропустит такое веселье, и расхотелось ему болеть. А вот покушать, погулять было бы неплохо. Только вот голова кружится, тошнит и слабость одолели мальчика. И сказали ему ребята-друзья: «Если будешь вкусно и правильно питаться, то никакая слабость не страшна». Попросил Петя маму помыть ему овощей и фруктов, съел их и с новыми силами побежал играть с детьми».
Ничто так не привлекает внимание детей, как сказки
Чтение
Педагог зачитывает литературные произведения по теме, формулируя вопросы для обсуждения по сюжету. Например, после чтения сказки «Мойдодыр» К. Чуковского вопросы могут быть такими:
- «Что случилось с мальчиком?»;
- «Кто объяснил герою, почему от него сбежали все вещи?»;
- «Как вы думаете, почему плохо быть грязнулей?».
Это интересно. С детьми старшего дошкольного возраста акцент в обсуждении делается на проблемные вопросы, которые помогают развивать критическое мышление малышей, а также формируют умение анализировать и делать выводы.
В старшей группе чтение самими детьми используется фрагментарно по мере того, как дети осваивают навык чтения. К примеру, малыши могут зачитывать короткие справки о пользе/вреде каких-либо продуктов или правила поведения в лесу, на воде, дома в отсутствии взрослых.
Чтение может использоваться для ознакомления детей с условиями игры
Аудиовизуальный метод
Наглядность сопровождает любой вид деятельности дошкольников. В контексте валеологических занятий этот метод представлен:
- картинками, иллюстрирующими материал урока (к примеру, овощи и фрукты, содержащие важные для здоровья витамины);
- макетами (например, перекрёстка улиц) для практической отработки изученных правил;
- демонстрацией, то есть показом действий педагогом (обычно в этом случае речь идёт о порядке выполнения творческого задания, движений в игре, манипуляций при выполнении самомассажа и пр.);
- показом — презентацией материала с помощью видеоролика, к примеру, тему о правилах использования бытовых приборов дома можно проиллюстрировать серией мультфильма о Фиксиках «Микроволновка», которую ребята смотрят и обсуждают, систематизируя, что можно, а что нельзя делать с микроволновкой;
- наблюдением — активным восприятием действительности в промежуток времени для формулирования темы и последующего обобщения материала.
Видео: пример использования приёма показа — мультфильм «Фиксики. Микроволновка»
Таблица: картотека валеологических наблюдений в старшей группе
Автор — Василишин Н.А., педагог детского сада, школы-гимназии №60, г. Луганска.
Наблюдение (совпадает с темой по валеологии) | Цели | Суть |
Наблюдение за работой светофора | Систематизировать знания сигналов светофора. | Педагог подводит детей к перекрёстку, показывает светофор и обращает внимание малышей на то, что такое большое количество легковых автомобилей, общественного транспорта не мешают друг другу. А всё потому, что они следуют строгим правилам, которые регулируются тремя сигналами светофора. В завершение наблюдения воспитатель спрашивает, для чего нужен светофор, и как он работает. |
Наблюдения за специальным транспортом («скорой помощью», полицейской машиной, пожарной машиной, почтовой машиной и пр.) |
| Педагог подводит малышей к проезжей части и предлагает определить назначение проезжающих мимо машин. Затем загадывает загадки, отгадки которых — названия спецтранспорта:
Завершается наблюдение обсуждением назначения специальных машин и роли водителя в их работе. |
Наблюдение за изменением погодных условий | Учиться подбирать одежду в соответствии с погодой за окном. | Дети наблюдают за погодой за окном, отмечая облачность, наличие или отсутствие осадков (рассматривая их на фоне стен соседних зданий), ветра (фиксируя колебания веток деревьев). На основании наблюдения малыши делают выводы о подходящей для выхода на улицу одежде. |
Валеологические газеты
На занятиях по «теории здоровья» в работу также активно привлекаются валеологические газеты — стенгазеты, рассматривающие узкий аспект темы. Например, на тему «Игры на свежем воздухе для укрепления здоровья». Отличие стенгазеты от рисунка не только в размере — первая обычно создаётся на формате А1, но и способом использования материалов. Так, стенгазета может быть дополнительным источником информации: дети читают и запоминают информацию. Кроме того, рисунки выполняются сразу же по окончании занятия, а стенгазета требует многочасовой подготовки и оформляется с помощью родителей.
Это интересно. Поскольку в стенгазету могут включаться информационные блоки, работа с этим приёмом наглядности возможна в том случае, если дети умеют читать.
Фотогалерея: примеры валеологических газет в старшей группе
В композицию стенгазеты может быть введён сказочный персонаж, путешествующий от одного информационного блока к другому
Обычно стенгазета выпускается не без помощи родителей
Стенгазета может быть из наборов картинок-символов
Практический метод
Любое знание лучше усваивается, если оно имеет прикладной характер. Обычно под практическим методом понимаются такие приёмы освоения материала, как:
- рисунки (например, запрещающие знаки для прогулки в лес);
- аппликации (создание коллажей с образцами полезных продуктов);
- поделки (макеты для работы дети могут делать совместно с родителями).
Эти творческие задания являются частью этапа обобщения материала занятия: дети рисую (лепят, создают) образы, связанные с валеологией (рисунки семьи, продуктов ЗОЖ и пр.).
Самомассаж
Ещё одним важным приёмом практического метода на занятиях по валеологиии является самомассаж.
Дома родители также должны организовывать детям самомассаж
Массаж кистей рук
- Находим кожу между большим и указательным пальцами.
- Пощипываем её.
Это интересно. Такого рода массаж ручек очень важен: он помогает выработать навык, полезный для освоения письма.
Массаж области носа и ушей
- Дети вслед за педагогом находят у себя бугорок у переносицы, область около крыльев.
- Пальцами нажимают на эти точки.
- Прищипывающими движениями снизу вверх массируют края ушной раковины.
Это интересно. Элементы самомассажа являются частью физкультпаузы на занятии.
Валеологические опыты
Ещё один практический приём, активно используемый на занятиях по валеологии — опыты.
На занятиях по валеологии малыши учатся ухаживать за собой
Таблица: картотека опытов на уроках валеологии для детей старшей группы
Автор — Василишин Н.А., педагог детского сада, школы-гимназии №60, г. Луганска.
Характер опыта (тема по валеологии) | Цели | Суть |
Опыт на чувствительность кожи | Учиться сравнивать температурные показатели воды в разных ёмкостях. | Педагог предлагает малышам пальцем определить температуру воды и расставить ёмкости от самой холодной к самой тёплой. |
Опыт на значение обоняния в жизни человека | Учиться определять продукты по запаху. | Дети с завязанными глазами по запаху определяют продукт питания: апельсин, чеснок, лук, банан, яблоко. Примечание: это задание следует с осторожностью предлагать детям-аллергикам. |
Опыт на установление необходимости слюны для установления вкусовых характеристик пищи | Убедиться, что «сухой» язык вкуса не чувствует. | Дети просушивают язык салфеткой, пробуют разные продукты (сыр, яблоко, банан) и убеждаются, что без слюны ощутить вкус нельзя. |
Опыт на определение способности желудка перерабатывать продукты | Показать процесс переработки веществ желудочным соком. | Педагог показывает малышам банку с водой и предлагает представить, что это наш желудок. Дети бросают в банку сахар и соль — продукты смешались и растворились в воде. Добавляют кусочек хлеба — он раскис. Затем взрослый кладёт на тарелочку бумажную салфетку и отливает чуть-чуть воды — жидкость впитывается. Педагог подводит малышей к выводу о том, что так и стенки нашего желудка растворяют и впитывают то, что мы кушаем. |
Игровой метод
Приёмы этой группы представлены:
- обучающими играми;
- подвижными;
- театрализованными играми.
На занятиях по валеологии педагог, как правило, пользуется правилом «2 из 3»: в конспект урока вводится два вида игр из трёх.
Воспитанию уважения к ЗОЖ посвящены подвижные игры, которые проводятся на занятиях и вне их
Таблица: примеры валеологических игр для старшей группы
Название | Цели | Ход игры |
Дидактические игры | ||
«На кого же я похож» |
| Дети приносят из дома семейные фотографии, ищут общие черты с родителями и другими родственниками. |
«Кто как родился» (лото) | Систематизировать знания детей о том, как рождаются живые существа. | Перед ребёнком три картинки, на которых изображены яйцо, икринка, бутылка с соской, и набор маленьких картинок с изображением насекомых, млекопитающих, земноводных и др., перевёрнутых изображением вниз. Малыш берёт маленькую картинку и совмещает её с большой, определяя, каким образом это существо родилось. |
Подвижные игры | ||
«Назови вид спорта» |
| Малыши играют в парах. Один берёт картинку и движениями, мимикой показывает тот вид спорта, который на ней изображён. Второй отгадывает. Затем партнёры меняются. |
«Не перепутай» |
| Дети становятся в круг. Педагог, стоя в центре, называет часть тела, дотрагиваясь при этом до другой. Малыши должны дотронуться до той части, которую педагог назвал. |
Театрализованные игры | ||
«Скорая помощь» |
| Малыш вызывает «скорую» для игрушки, получившей травму. |
«Полиция» | Дети «приезжают» на вызов к игрушке. Игрушка «объясняет», как это произошло. Игру можно усложнить «следственным экспериментом», «допросом» свидетелей. |
Наблюдения подкрепляются рассматриванием плакатов по теме
Консультация для воспитателей младших групп Формирование основ Валеологии у младших дошкольников
Консультация для воспитателей младших групп
Формирование основ Валеологии у младших дошкольников
Забота о здоровье детей — это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».
Сухомлинский В. А.
Здоровье – одна из главных ценностей в жизни. Полноценное физическое развитие и здоровье ребёнка — это основа формирования личности. Здоровье на 50% зависит от образа жизни человека и среды, в которой он обитает. Наши дети много времени проводят в ДОУ и, поэтому, очень важно беречь и сохранять здоровье детей на этом этапе развития.
Существует множество факторов, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья детей:
- соблюдение режима дня;
- рациональное питание и режим питания;
- пребывание на воздухе;
- закаливание;
- двигательная активность;
- соблюдение санитарно — гигиенических норм и правил.
- психологическая безопасность детей в ДОУ.
На этапе дошкольного возраста, когда жизненные установки детей ещё недостаточно прочны и нервная система отличается особой пластичностью, необходимо формировать мотивацию на здоровье и ориентацию их жизненных интересов на здоровый образ жизни.
«Валеология» отражает все стороны единого направления работы с дошкольниками по формированию взглядов на здоровый образ жизни.
Знаете ли Вы, что ВАЛЕОЛОГИЯ — это наука о воспитании привычки к здоровому образу жизни!
Термин «Валеология» происходит от латинских слов «вале», что означает «быть здоровым» и «логос» — «наука». Таким образом, валеология — наука о здоровье. Валеология, как наука возникла не так давно. «Отцом» современной валеологии, называют русского ученого И. И. Брехмана, который в 1982 году научно обосновал необходимость здравоохранения практически здоровых людей.
Применительно к дошкольному образованию, валеология ставит своей целью обучение детей основным гигиеническим правилам и нормам, укрепления здоровья и привитие навыков здорового образа жизни: активный труд, рациональный отдых, закаливание, занятие физкультурой и саморазвитием, рациональное и полноценное питание, личная гигиена, своевременное обращение к врачу.
Каковы же задачи валеологического образования в ДОУ?
В группе должна быть сформирована предметно-пространственная развивающая среда.
Учитывая наглядно — действенный и наглядно — образный характер мышления дошкольников, материал образовательной деятельности должен строиться на методах формирования новых знаний и способов деятельности детей (наглядных, словесных и практических)
.
Для этого используются : ООД, экскурсии, наблюдения, дидактические игры, чтение художественной литературы, сюжетно-ролевые игры, простейшие эксперименты. Данные формы организации включаются в педагогический процесс в первой или во второй половине дня, в разные режимные моменты, индивидуально, с группой или подгруппой детей, длительностью от 5 – 15 минут.
Темы образовательной деятельности выбираются с учетом возрастных особенностей детей, их интересов и должны реализовываться в игровой форме: «Носики-курносики»
,
«Мыльные перчатки»
,
«Мама купает дочку»
Разнообразные подвижные игры и т.д.
При знакомстве с частями тела человека необходимо стараться подвести детей к пониманию того, что люди должны заботиться о своем теле. Каждое занятие практически должно закрепляться в повседневной жизни детей, режимных моментах, например при одевании на улицу говорить: «Давайте завяжем шапочки, чтобы вашим ушкам было тепло».
В сюжетно-ролевой игре, «Больница»
, где происходит знакомство с работой врача, дети выполняют соответствующие игровые действия, внимательно относятся к заболевшему, называют и используют в игре медицинские инструменты. А экскурсия в медицинский кабинет ДОУ с целью наблюдения за работой медицинской сестры, закрепит знания детей.
В организованной образовательной деятельности детям предоставляется возможность участвовать в экспериментальной деятельности. Например:
Проведем эксперимент:
—Закройте глаза и скажите, какой предмет находится у меня в руках?
—Можете? Почему?
—Теперь снова закройте глаза. (Стучу молоточком)
А теперь, какой
предмет находится у меня в руках?
—Почему вы догадались, что это молоточек, ведь вы его не видели.
Вывод: Какой орган чувств помог нам?
Детям очень нравятся пальчиковые игры, используя различные пальчиковые игры в работе, дети легко запоминают названия пальцев.
Особенно хорошо закрепляются полученные знания детьми во время ежедневного проведения утренней гимнастики, динамических пауз, физкультминуток, гимнастики после сна.
Оздоровительные мероприятия помогают в решении множества задач, таких как:
- сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей
- формировать осознанное отношение к своему здоровью
- знакомить детей со строением человеческого организма
- формировать навыки и соблюдать правила личной гигиены
- формировать гармоничную личность.
Многочисленные исследования показывают, что успех в развитии ребенка на 80% зависит от слаженной работы педагога с родителями. Работа с родителями должна организовываться разнообразными методами и приемами в целях более глубокого просвещения в валеологическом образовании.
С целью привлечения родителей может быть проведена фотовыставка «Здоровый ребенок в здоровой семье»
. Родители воспитанников приносят фотографии семейного спортивного отдыха с детьми.
В группе может функционировать «уголок Здоровья»
для родителей. Проводятся беседы и консультации на тему оздоровления детей. Необходимо поддерживать дружеские связи с детьми и их родителями, не мешать проявлять самостоятельность, создавать условия для совместного активного отдыха.
Все эти приемы позволят нам постепенно стабилизировать, приобщить к здоровому образу жизни. У родителей и у нас теперь одна цель — воспитывать здоровых детей.
ПРОЕКТ ПО ВАЛЕОЛОГИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 2МЛАДШЕЙ ГРУППЫ ТЕМА: «ПОЗНАЙ СЕБЯ»
Личная гигиена
Личная гигиена включает в себя уход за телом, за волосами, полостью рта. Личная гигиена ребёнка включает еще и обязательные элементы закаливания. Возможность проведения водных процедур во многом зависит не только от условий быта семьи ребёнка, но и от культуры его родителей. В культурных семьях дети не только умеют чистить зубы, ежедневно принимают водные процедуры утром и вечером, моют руки перед едой и после посещения туалета, но и знают, почему нужно поступать именно так.
Когда дети моют руки перед завтраком или обедом, то они зачастую вытирают руки одним полотенцем, которое может служить инкубатором для микробов. Лучший способ – индивидуальные бумажные салфетки или индивидуальное полотенце.
Большое значение для здоровья ребёнка имеет правильно подобранная зубная паста. Желательно, чтобы у ребёнка был свой тюбик пасты, тогда родителям не составит труда контролировать выполнение гигиенических процедур.
Белье должно быть чистым, не должно быть слишком большим или слишком тесным. Следить за чистотой верхней одежды ребёнок должен научиться еще в дошкольном возрасте. Неопрятность ребёнка – признак низкой культуры семьи и плохой воспитательной работы педагога с семьей. Безусловно, дети пачкаются сами и пачкают одежду, но сиюминутная грязь и засаленная одежда – вещи разные.
– Дети должны чистить сами свою обувь (конкурс на блестящий ботинок, самую чистую кроссовку).
– У детей дома должны быть: личная губка-мочалка, зубная щётка, паста, полотенце.
Игра «Путешествие в Страну чистоты»
Игра «Собери мусор» (для мальчиков).
Участвуют два мальчика. На противоположной стороне зала стоит ведро для мусора. По залу разбросаны бумаги, пакеты. По команде участники собирают мусор и кладут его в корзину. Выигрывает тот, кто больше соберёт мусора.
Игра «Помой посуду» (для девочек).
Участвуют две девочки. Рядом с ними на столе стоят два тазика (для мытья посуды) По сигналу девочка берет в руки 1 чашку и 1 блюдце, имитирует мытье посуды. Выигрывает девочка, которая быстрее и правильнее выполнила задание.
Совместная игра «Шар по кругу»
Дети образуют круг, под музыку передают мяч по кругу. Музыка останавливается, у кого в руках оказался мяч, отвечает на вопрос: «Как я помогаю маме?»
Вторник. Тема дня: «Первая помощь»
Цели дня: знакомство детей с элементами оказания первой медицинской помощи; развитие интереса к творческому решению ситуаций, связанных с формированием безопасного поведения
Викторина «Ситуации»
1. Дети играли на улице в догонялки. Петя убегал от всех. Вдруг, Саша подставил подножку, Петя упал. У него оказался сильный ушиб колена, локтя и многочисленные ссадины.