Урок по экологическому воспитанию (в начальной школе ФГОС).


ЭкоИнструкция: как провести экоурок в школе

Как заинтересовать современных детей экологичным образом жизни? Как просто и увлекательно провести полезный и познавательный экоурок? Об этом рассказали на вебинаре эксперты движения ЭКА – координатор общероссийского проекта Экокласс.рф Эльвира Зинатуллина и координатор проекта «Эковики» Юлия Бурдо.

Об уроках

Сейчас на портале Экокласс.рф собраны экоуроки для детей всех возрастов, от дошкольников до старшеклассников. Доступ к ним могут получить как учителя, так и родители или просто волонтеры, желающие провести такие занятия. Для того чтобы воспользоваться материалами, нужно пройти несложную регистрацию на сайте или войти через соцсети.

Темы уроков – самые разные: «Будущее Байкала», «Моря России. Сохранение морских экосистем», урок о циклической экономике, уменьшение экологического следа и грамотное обращение с отходами, как обустройство дома и бытовые привычки влияют на благополучие планеты и всех ее обитателей, сбережение воды и энергии, новые технологии для экологии, «зеленые» профессии будущего и многие другие.

Всего – 20 всероссийских и международных уроков на различную тематику. По статистике, в каждом из них принимают участие около 40 тысяч учителей. Участниками занятий уже стали около 2 млн учеников.

«Сейчас уже больше 60 тысяч учителей зарегистрированы на портале Экокласс.рф, они пользуются нашими материалами, проводят по ним занятия. Среди них не только учителя из России, но и из стран СНГ. Буквально недавно к нам присоединилась русскоговорящая школа при Посольстве Таиланда, даже там наши уроки пользуются спросом», – рассказала координатор общероссийского проекта Экокласс.рф Эльвира Зинатуллина.

Уроки универсальны, их может распечатать и провести любой. Материалы создаются профессиональными педагогами и методистами, биологами, экологами-практиками, дизайнерами и IT-специалистами.

Можно зайти в каждый урок, посмотреть, о чем он, почитать о нем, посмотреть, сколько людей присоединилось к нему, сколько учителей его проводит, сколько родителей его посмотрели. На каждом уроке есть интерактивная карта, на которой видно, сколько школ провели занятия по той или иной теме. Там же есть методические карточки и видеоролики длительностью 5-10 минут.

За это время можно понять, как провести урок, в ролике подробно расписан каждый этап его проведения, на что стоит обратить внимание, какие материалы в каком количестве распечатать. Это методический гид в виде пошаговой инструкции. Занятия можно отфильтровать по возрастным категориям или по темам.

«Попадая в личный кабинет, можно посмотреть и затем скачать все материалы. В каждый комплект входит методический гид, который описывает этапы проведения, здесь же есть подстрочный текст к анимированной презентации. В каждом уроке имеется красочная презентация, которую можно скачать. Вся текстовая информация также есть в гиде. Плюс можно самим добавлять региональные компоненты и рассказывать про текущую ситуацию в вашем городе, например. Все материалы можно адаптировать под себя. В наборе содержатся карточки для проведения игровых заданий. Во всех уроках они выглядят по-разному. Комплекты не повторяются: где-то представлена настольная игра, где-то – «бродилка», где-то – бизнес-игра, подвижная игра и т.д. Для каждого занятия разрабатывается свой набор материалов», – рассказала Эльвира Зинатуллина.

Все уроки строятся в интерактивном формате: учитель общается с детьми, ведет с ними диалог, а не просто читает лекцию и нагружает ребят фактами. Он спрашивает, что они уже знают по теме, как бы поступили в той или иной ситуации.

В играх ребята пытаются сотрудничать друг с другом, самостоятельно вырабатывать решение экологических проблем. Учитель не дает знания в готовом виде, ученики сами их добывают, тем самым полученная информация становится более ценной и запоминающейся.

По словам Эльвиры Зинатуллиной, экоуроки можно проводить для детей с пяти лет. Воспитатели их немного упрощают, адаптируют и проводят в дошкольных группах.

С чего начать

Самое простое и понятное, с чего стоит начинать общаться с детьми по теме экологии, это – водосбережение, считают авторы проекта «Экокласс.рф». Ведь вода – это основа жизни на Земле, она есть у каждого в доме, с этой темы и стоит начинать занятия.

Несколько простых шагов для желающих провести экоурок:

  • зарегистрироваться на портале Экокласс.рф и выбрать роль учителя, родителя или волонтера;
  • выбрать урок на интересующую тему и получить полный комплект материалов;
  • определить, где и для кого вы будете проводить занятие;
  • сделать анонс в личном кабинете на сайте «Эковики»;
  • изучить материалы и провести урок;
  • поделиться опытом проведения занятия в личном кабинете на сайте «Эковики» и социальных сетях с хештегами #экоурок #экокласс.

«Вы выбираете на сайте Экокласс.рф понравившийся урок, затем вам надо понять, для какой аудитории вы будете проводить мероприятие: для какого возраста и на какой площадке. Это может быть и школа, и городской клуб, и семейный клуб. Вы можете провести репетицию экоурока у себя дома, для своей семьи, это станет для вас обкаткой материала и затем вы сможете уже более уверенно провести его для большой аудитории», – рассказала координатор проекта «Эковики» Юлия Бурдо.

Свои мероприятия предлагается анонсировать и на сайте «Эковики». Из двух ролей – волонтера и организатора – вы выбираете роль организатора, заполняете небольшую форму и заходите в раздел «Мои экоуроки». Здесь есть кнопка «Создать новое занятие». В этом разделе можно указать локацию, где будет проходить мероприятие, создать краткое описание к нему и указать дату. Затем нажать кнопку «сохранить» и в личном кабинете появится карточка мероприятия. После занятия можно поделиться своими успехами и достижениями с другими пользователями портала.

По словам Юлии, для проведения экоурока вам понадобятся помощники – волонтеры: «Как только вы создали на сайте свой урок, он отобразится на общероссийской карте проекта и станет виден всем, волонтер может зарегистрироваться и присоединиться к вам. Или организатор может попросить своих знакомых присоединиться в качестве волонтеров, зарегистрироваться на сайте и помочь в проведении занятия».

Элементы сценария и методические материалы можно использовать и в других мероприятиях. Например, в рамках проекта «Экодвор» для проведения эколого-просветительских мероприятий во дворе, на городских площадках, в скверах и парках, для проведения лекций и мастер-классов.

«В формат такого праздника очень органично впишется экоурок с использованием наших материалов», – уверена Юлия.

Как прийти в школу и провести экоурок

Даже если вы не учитель, а просто родитель или волонтер, вы можете прийти в школу с конкретными предложениями и рассказать, как стать более экологичными. Часто люди просто не знают, как это сделать.

«Например, мало кто знает, что собирая вторсырье отдельно от общих отходов, можно сократить коммунальные платежи. Школе становится интересно, когда она понимает свою выгоду. Или вы хорошо разбираетесь в какой-то теме, например, знаете, как создавать лесные пришкольные питомники, с этой инициативой также можно прийти в школу. Для них это тоже может быть интересно как долгосрочный проект, когда администрация и сами ребята берут шефство над питомником и развивают его как свой школьный мини-проект.

Также можно предложить ученикам отказаться от использования одноразовых вещей. В этом году, например, пошла волна отказа от одноразовых стаканчиков. В каждой школе есть кулеры и эта тема будет актуальна. Например, вы можете предложить завести всем детям именные кружки или установить питьевые фонтанчики без использования стаканчиков», – поделилась координатор общероссийского проекта Экокласс.рф Эльвира Зинатуллина.

Как же все-таки прийти в школу и провести свой экоурок? Проведение такого занятия можно согласовать с одним учителем, например, с классным руководителем, а о внедрении системных практик лучше общаться напрямую с директором школы. Диалог желательно выстраивать таким образом, чтобы наиболее ярко показать преимущества внедрения какой-либо практики.

Если же вы не готовы сразу напрямую общаться с директором, то лучше заручиться поддержкой таких же неравнодушных родителей, провести опрос в родительском чате, поговорить с классным руководителем ребенка, узнать, что он думает о вашей инициативе.

«Если у вас будет поддержка учителя, а не только родителей, – это вдвойне хорошо и более эффективно в разговоре с директором, – считает Эльвира Зинатуллина. – Нужно показать, что для школы это не что-то обременительное, а полезная практика, показать конкретные преимущества внедрения той или иной инициативы. И еще хорошо ссылаться на какие-то примеры. Например, если вы знаете, что у вас в районе или в какой-то школе уже внедрена экологическая практика, лучше об этом рассказать, о том, как хорошо она работает, либо найти информацию о подобных примерах на сайтах и в соцсетях, об успешном опыте школ».

О дипломах и грамотах

Каждый организатор урока (учитель или родитель) и волонтер может получить диплом, подтверждающий, что он провел экоурок, а для детей предусмотрены грамоты участников.

После предоставления простого отчета на сайте в виде лучших фотографий и обратной связи вы получите диплом участника и благодарственное письмо в адрес школы. Дети, помимо грамоты, получают в подарок складную карманную книжку-памятку, которую сами собирают на занятии.

В ней – полезные советы и информация по теме, рекомендации по просмотру интересных фильмов, список книг и т.д. Это не просто бумажка, а инструмент для дальнейшего использования и применения на практике.

Фото: https://vk.com/ecoschools
Подписывайтесь на наш канал в Telegram! t.me/recyclemagru

Уроки по экологии

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

  1. Главная
  2. Экология
  3. Уроки

Смотрите и скачивайте бесплатно уроки, тесты, конспекты, презентации и прочие полезные материалы по экологии для учителя и ученика. В данном разделе вы в удобном виде можете получить уроки по экологии.

  • Все 359
  • Уроки 61
  • Презентации 65
  • Тесты 11
  • Планирование 19
  • Мероприятия 67
  • Прочее 136
  • Все классы
  • Дошкольникам
  • 1 класс
  • 2 класс
  • 3 класс
  • 4 класс
  • 5 класс
  • 6 класс
  • 7 класс
  • 8 класс
  • 9 класс
  • 10 класс
  • 11 класс
«Унылая пора очей очерование» дать детям представление о подготовки диких животных о причинах изменений их жизни осенью…

21.09.2020 Шапкина Светлана Юрьевна 57 0

«Клуб юных экологов» Познакомить с экологическими проблемами планеты Земля,взаимо связь природы и человека,формировать интерес к охране природы. …

21.09.2020 Шапкина Светлана Юрьевна 72 0

Утойчивость и развитие Тема: «Утойчивость и развитие». Цель: Значение Устойчивого развития для человечества. Изучить глобальные проблемы экологии и способы их решение….

29.04.2020 Виноградова Елена Вениаминовна 137 0

«Дети герои -Победы» Фармирование патриотических чувств старших дошкольников…

15.03.2020 Шапкина Светлана Юрьевна 307 0

«Мы защитники природы» Повышение экологической культуры детей,воспитание культуры природолюбия…

17.06.2020 Шапкина Светлана Юрьевна 144 0

Занятие «Комнатные растения» Знакомство с внешним видом и уходом за комнатными растениями: фиалкой и хлорофитумом. …

17.05.2020 Иванова Елена Николаевна 119 1

Устный журнал «Жители заповедных территорий: Арктика» Какие животные живут в Арктике? Нетрудно представить себе какой приспособленностью должны обладать существующие там организмы, вынужденные проводить тяжёлую зиму среди снегов и обжигающих холодом л…

18.02.2020 Макарова Нина Юрьевна 118 1

» Природа моего края» Систематизировать знание детей о лесе, как природным сообществе.Закрепить знание о временнах года….

02.02.2020 Шапкина Светлана Юрьевна 129 1

Устный журнал «Жители заповедных территорий: Антарктика» Антарктида — это континент, с суровыми климатическими условиями. Температура на большей части материка никогда не поднимается выше точки замерзания, а весь континен…

18.02.2020 Макарова Нина Юрьевна 148 0

Характеристика основных источников загрязнения, вещества. Обычно, говоря о загрязнении, имеют в виду именно антропогенное загрязнение и оценивают его, сравнивая мощности естественных и антропогенных источников загрязнения. Из-за больших количеств поступаю…

18.01.2020 Токмакова Ольга Александровна 145 1

Қысқы ағаштар. Шырша -Балалар мына суретте не бейнеленген? -Ия, балалар, ағаштар. Ағаштың түрлері өте көп. Олар мысалы емен, қайың, үйеңкі. терек, шыршы, жеміс ағаштары.

22.12.2019 Оспанова Бота Серикбаевна 189 1

Конспект занятия с использованием активных форм «Краски весны» для учащихся младшего школьного возраста Сегодня наше занятие посвящено замечательному времени года — весне. Какие изменения в природе вы заметили с приходом весны? А каки…

18.02.2020 Макарова Нина Юрьевна 166 0

Экологическая квест- игра «Цветик семицветик» Экологическая квест- игра «Цветик- семицветик» для детей средней группы. Современная форма занятия….

18.02.2020 Кассирова Олеся Александровна 218 1

«Берегите этот мир» Урок в виде игры. Класс делится на 2 или 3 команды. Категории вопросов на экране. Вопросы от уровня сложности соответствуют баллам. Побеждает команда, набравшая наиболшее количество баллов…

18.01.2020 Атяскина Вера Сергеевна 247 2

Экология и культура Данный урок о связи экологии и культуры-будущее России…

10.01.2020 Рычкова Ольга Евгеньевна 218 3

Промышленная экология и другие науки. Природные ресурсы, их классификация. В последнее время развивается экология человека, включающая в себя и целый ряд социальных проблем. Природные ресурсы, используемые человеком, многообразны, многообразно их назначение, происхождение…

26.09.2019 Токмакова Ольга Александровна 181 1

Открытое занятие «Вода в моем доме и природе» Разработка создана для начинающих педагогов дополнительного образования по Экологии. Для учащихся 5-х классов. …

30.01.2020 Туралиева Юлия Викторовна 463 3

«Лесные звери » Расширять и закреплять представления об особенности внешнего вида диких животных…

10.12.2019 Шапкина Светлана Юрьевна 868 1

Глобальные экологические проблемы и их устойчивое развитие. Непрерывный технический прогресс, продолжающееся порабощение природы человеком, индустриализация, до неузнаваемости изменившая поверхность Земли, стали причинами глобального экологического кризиса….

05.12.2019 Токмакова Ольга Александровна 376 3

Экологические группы растений по отношению к воде Урок изучения нового материала проводится в 6 классе по курсу «Экология растений», во II четверти. Данный курс «Экология растений» разработан на основе региональной программ…

07.01.2020 Дикун Вера Вячеславовна 294 2

  • ← Назад
  • Дальше →
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]