Петр I Петр I придавал большое значение искусству, считал его развитие крайне необходимым для молодой России: « Без живописца и градировального мастера, — презентация

Мудрец избегает всякой крайности.

Лао Цзы

Образование при Петре 1 в России очень важная тема, поскольку сегодня часто приходиться слышать, что Петр Первый поднял образование, заставил народ учиться, основал новые школы, создал Академию наук. Проблема здесь том, что образование, как и большинство петровских реформ, имело парадоксальный характер — на первый взгляд все отлично функционирует, но если разбираться глубже — видны серьезные проблемы.

Изменение системы образования петровской эпохи и главные научные успехи при Петре 1 включает в себя следующие главные направления:

  • Массовое создание школ различной направленности
  • Введение гражданской азбуки в 1708 году
  • Издание первой печатной газеты «Ведомости» с 1703 года
  • Открытие в Петербурге Общественной библиотеки в 1714 году
  • В 1714 году начала работу Кунсткамера, а также военно-морской и артиллерийский музей
  • Создание академии наук в 1724 году

Реформа образования была для Петра 1 не менее важной чем военная, государственная или экономическая реформа из-за того, что страна нуждалась в квалифицированных кадрах. Из-за недостаточного уровня развития образования в стране для работы на важных государственных должностях приглашались иностранцы. России требовались опытные и квалифицированные строители, военные, артиллеристы, моряки, инженеры и представители других специальностей. Введением реформы образования Петр 1 пытался создать собственную кузницу кадров. В этом и кроется главная причина усиления внимания Петра к развитию научных знаний в России.

Как представляется образование в петровскую эпоху

Реформы Петра 1 в области образования привели к тому, что в россии появилась целая сеть школ и учебных заведений. В 1701 году начала функционировать Навигационная школа, в которой учили математике (цифрам, как тогда говорили) и навигации. Обучение велось в 3 класса: 1,2 классы — учили математику, а 3 класс — навигацию. Позднее в 1715 году старший класс был переведен на обучение в Петербург в Морскую академию. На базе Навигационной школы в дальнейшем создавались другие школы: артиллерийская, инженерная, адмиралтейская.

Навигационная школа располагалась в Сухаревской башне. Там была создана и школа и обсерватория. Школой руководили крупные ученые из России и из других стран. В 1703 году в Навигационной школе училось 300 человек, в 1711 — уже 500 человек.

Проблемы образования при Петре 1

Внешне складывается впечатление, что все делалось правильно. Но есть 2 очень важных нюанса, о которых почему-то забывают сказать современные учителя истории:

  1. Обучение в школах было службой в прямом смысле этого слова. Например, учащиеся жили в казарме. Более показательный пример — в классе сидел солдат с палкой, который мог по своему усмотрению бить детей. Так «вбивались» науки.
  2. Деятельность школ не была подкреплена финансами. Например, известный факт — в 1711 году учащиеся Навигационной школы бежали практически в полном составе. Бежали, чтобы не умереть с голоду. Часть детей потом вернули к учебе, а часть уже никогда не нашли. Другой пример — в 1724 году Петр 1 устроил ревизию Морской академии. Выяснилось, что 85 человек 5 месяцев не посещают занятия, «не имея одежды».

Обучение в школах велось для детей 10-15 лет. Всего для обучения было 3 класса, но очень часто каждом классе сидели по несколько лет, поэтому реально обучение затягивалось в среднем на 6-8 лет. Это важно понимать и с точки зрения того, что реформа образования Петра Первого была направлена на детей. Я уже отмечал выше, что учеба была службой, следовательно к обучаемым применялись и наказания: побег со учебы – казнь, просьба об освобождении от учебы — ссылка.

Образование при Петре 1 имело несколько важных дат, и многие говорят о событиях 20-28 февраля 1714 как о чем-то крайне важном в плане развития образования в России 18 века. В это время был издан указ, который окончательно заставил всех дворян учиться геометрии и цифири (математике). До тех пор пока дворянин не оканчивал школу ему было запрещено жениться (страшная вещь для дворянства с учетом важности продолжения рода). Для этих целей Петр 1 велел назначить в каждую губернию по 2 учителя. 2 учителя на губернию это равносильно, что сегодня назначить 10 учителей на Москву — абсурд. Но главное не это, а другое. Учить было не кого…

К 1723 году было создано 42 цифирные школы. Только в Ярославле набралось 26 учеников и проходило обучение. В остальных 41 школах учеников не было, и учителя слонялись без дела.

Презентация «Перемены в культуре при Петре»

#8 класс #История #Учебно-методические материалы #Презентация #Учитель-предметник #Школьное образование

Самодержавною рукой Он смело сеял просвещение, Не презирал страны родной: Он знал её предназначенье. (А.С. Пушкин

Тема урока: «Перемены в культуре России в годы Петровских реформ» История России , 8 класс

Домашнее задание: Параграф 10 Вопросы и задания на стр.68 Рабочая тетрадь №3, Рубрика «Думаем, сравниваем, размышляем». (стр. 69). Задание № 2

План: Наука. Образование. Художественная культура. Изменения в повседневной жизни.

Из речи Петра I при спуске корабля в Ревеле (Таллине) в 1714 году Из речи Петра I при спуске корабля в Ревеле (Таллине) в 1714 году «Кому из нас, братцы мои, во сне снилось лет тридцать тому назад, что мы с вами здесь у Остзейского (Балтийского) моря будем плотничать, и в одеждах немцев, в завоёванной у них нашими же трудами стране… Историки полагают колыбель всех знаний в Греции, откуда (по превратности времён) они были изгнаны, перешли в Италию и потом распространились было по всем европейским землям, но по невежеству наших предков были приостановлены и не проникли далее Польши… теперь очередь приходит до нас…» Из высказываний Петра I перед своими сподвижниками «Хорошо перенять у французов науки и художества, и я хотел бы видеть это у себя; а впрочем, Париж воняет». «Придёт время, и мы повернёмся к Европе… спиной». • Судя по этим высказываниям, считал ли Пётр европейскую культуру безусловным образцом для подражания? Какую цель в культурном развитии России ставил Пётр I? Актуализаця

Проблемный вопрос ! (стр.64) Почему перемены, происходившие в России в начале XVIII в., часто называют «культурной революцией»?

Наука.

При Петре I впервые сложились предпосылки для зарождения собственно российской науки и ее развития. Необходимость научных знаний объяснялась: При Петре I впервые сложились предпосылки для зарождения собственно российской науки и ее развития. Необходимость научных знаний объяснялась: Практическими потребностями государства. С освоением огромных сибирских и дальневосточных просторов страны. Поиском и использованием полезных ископаемых. Строительством новых городов. Ростом мануфактурного производства и торговли Наука

Для развития русской культуры XVIII в. характерно стремление к светскости, гуманистическому восприятию действительности. Реформы Петра I Расширение связей с Европой Идеи западноевропейского Просвещения Наука

При Петре I впервые сложились предпосылки для зарождения собственно российской науки и её развития. Необходимость развития научных знаний объяснялась практическими потребностями государства. При Петре I были заложены основы отечественной медицины: В 1706 г. в Москве был основан Аптекарский огород, ставший основой будущего Ботанического сада. В 1707 г. был открыт первый в России госпиталь и при нём госпитальная школа. С 1718 г. в Петербурге начали изготавливать первые отечественные хирургические инструменты. Московский госпиталь в нач. XVIII в. Наука

Сподвижник Петра Яков Брюс в 1701 г. организовал Навигацкую школу в Сухаревой башне в Москве, где изучалась астрономия. Здесь же в 1702 г. по его указанию была оборудована обсерватория. В 1707 г. Брюс составил первую в России карту звёздного неба. С 1725 г. в Петербурге начались регулярные метеорологические наблюдения. Сухарева башня в Москве Наука

1703 г. — «Арифметика» Леонтия Филипповича Магницкого — энциклопедия математических знаний того времени, которую М. В. Ломоносов назвал позже «вратами своей учености». 1703 г. — «Арифметика» Леонтия Филипповича Магницкого — энциклопедия математических знаний того времени, которую М. В. Ломоносов назвал позже «вратами своей учености». Наука

Андрей Константинович Нартов в 1712–1725 гг. первым в мире изобрел и построил ряд токарных станков Андрей Константинович Нартов в 1712–1725 гг. первым в мире изобрел и построил ряд токарных станков Наука

В 1724 г. по проекту другого гениального русского механика Никонова была создана и испытана на Галерном дворе первая русская подводная лодка. Научные и технические знания применялись при сооружении каналов и плотин, механизмов на мануфактурах, корабельных верфях. В 1724 г. по проекту другого гениального русского механика Никонова была создана и испытана на Галерном дворе первая русская подводная лодка. Научные и технические знания применялись при сооружении каналов и плотин, механизмов на мануфактурах, корабельных верфях. Наука

Почему особенно активно при Петре 1 развивались естественные науки? Почему особенно активно при Петре 1 развивались естественные науки? При Петре 1 особенно активно развивались естественные науки, потому что они приносили конкретную пользу государству и обществу, научные и теххнические знания применялись при сооружении каналов и плотин, механизмов на мануфактурах, корабельных верфей и при строительстве зданий и крепостей. Задание

В 1720 г. была издана карта Каспийского моря. В 1720 г. была издана карта Каспийского моря. В 1700 г. по указу Петра была организована государственная горноразведочная служба, занимавшаяся поиском полезных ископаемых. Наука

В 1700 г. по указу Петра была организована государственная горно-разведочная служба, занимавшаяся поиском полезных ископаемых: В 1703 г. крестьянин Шилов открыл на Урал месторождение медных руд. В 1714 г. «молотовый мастер» Рябов — первые в России минеральные лечебные воды близ Петрозаводска. В начале 1720-х гг. «рудознатец» Г. Капустин открыл месторождения каменного угля на юге России. Тогда же бурый уголь был обнаружен в Подмосковье. Наука

В чем заключался практический смысл развития горно-разведочной службы для экономики России? В чем заключался практический смысл развития горно-разведочной службы для экономики России? Практический смысл организации горно-разведочной службы для экономики России заключался в том, открытия полезных ископаемых (медных руд, каменного и бурого угля, минеральных вод) способствовали развитию промышленности (цветной и черной металлургии, курортного дела). Это способствовало успехам в военном деле, изготовлению оружия, строительстве и т.д. Задание

Какие научные достижения, сделанные в России в этот период, упоминаются со словом «впервые»? Какие научные достижения, сделанные в России в этот период, упоминаются со словом «впервые»? 1707 г. – Я.Брюс составил первую в России карту звездного неба 1712 – 1725 гг. – А.Нартов первым в мире изобрел и построил ряд токарных станков 1714 г. – открыта первая в России научная библиотека 1719 г. – открыт первый русский музей (Кунсткамера) 1724 г. – по проекту Е.Никонова создана и испытана первая русская подводная лодка Задание

Наука

Укажите науки, основы которых были заложены в России при Петре Первом. Укажите науки, основы которых были заложены в России при Петре Первом. Задание 1 — раб. тетрадь, стр.33

2. Образование.

Почему в Петровскую эпоху знаний, получаемых в церковных школах, стало не хватать? Почему в Петровскую эпоху знаний, получаемых в церковных школах, стало не хватать? Задание

Царь-реформатор прекрасно понимал, что школы, основанные лишь на изучении Закона Божьего, не могут дать практического результата. В России стала формироваться светская система образования. При Петре I была создана сеть цифирных школ. В них допускались дети всех слоёв населения, кроме крестьян. Они давали начальное образование. Образование

Царь Петр – прагматик и практик – рано понял, какое огромное значение для развития государства имеет развитая система образования. Ее совершенствование в I четверти XVIII века проходило в двух направлениях: организация школ и развитие наук в России и отправка юношей из дворянских семей за границу для получения образования. Царь Петр – прагматик и практик – рано понял, какое огромное значение для развития государства имеет развитая система образования. Ее совершенствование в I четверти XVIII века проходило в двух направлениях: организация школ и развитие наук в России и отправка юношей из дворянских семей за границу для получения образования. Основной задачей образования было удовлетворение государственной потребности в управленческих кадрах, а также дальнейшее развитие армии и флота. худ. Лебедев. Царь Петр экзаменует дворян, вернувшихся из-за границы Образование

Школы вначале были бессословными: в них могли учиться дети из разных слоев населения. Школы вначале были бессословными: в них могли учиться дети из разных слоев населения. Вскоре во многие специальные учебные заведения (где готовили офицеров-специалистов) стали принимать только детей дворян. Дети крепостных крестьян в государственных школах обучаться не могли. Далеко не все дети дворян желали учиться, царь приказал считать учебу одним из видов государственной службы. Никто не мог избежать учебу, он запретил священникам давать разрешение на заключение брака дворянам, не имеющим свидетельства об образовании. Образование

Какие сословные ограничения действовали в начале 18 в. при поступлении в учебные заведения? Какие сословные ограничения действовали в начале 18 в. при поступлении в учебные заведения? Дети крепостных крестьян в государственных школах обучаться не имели права. Задание

Общее светское образование давали гимназии. В них изучали иностранные языки, «7 свободных искусств». Ими были «Школа для сирот и бедных детей Ф. Прокоповича», «Московская гимназия Э. Глюка». К обучению в профессиональных школах допускались в основном дети дворян – Школа математических и навигацких наук, Морская академия, Артиллерийская, Инженерная, Медицинская школы в Москве и Петербурге. Образование

Адмиралтейские школы, горнозаводские школы при Олонецких и Уральских заводах, школы для подготовки канцелярских служащих готовили преимущественно квалифицированных работников. Уральское горное училище. 1723 г. Образование

Отличительными чертами образования при Петре I стали светский характер и ориентация на практические знания. Обязательным стало обучение грамоте для дворянских детей. Указом 1714г. неучам было запрещено жениться. В 1714 году были созданы 42 губернские цифирные школы — начальные учебные заведения для мальчиков практически из всех сословий (кроме крестьян) Образование

В 1714 г. Пётр подписал указ об обязательном обучении дворянских детей «цифири» и геометрии. Стали создаваться «цифирные школы», где помимо дворян обучались дети приказных, служилых и посадских людей. По окончании такой школы дворянин получал аттестат об образовании, без которого священник не имел права его обвенчать. Образование

Создание системы образования потребовало выпуска множества книг (учебников, справочников, наглядных пособий). Только за первую четверть XVIII в. в России было издано больше печатных книг, чем за все 150 лет, прошедшие с начала русского книгопечатания. В стране действовало несколько десятков типографий. В 1703 году появилась первая печатная русская газета – «Ведомости». В основном она освещала успехи русской армии, промышленности, просвещения и науки. Сообщала о важных заграничных событиях. Предоставляла торговую информацию. Газета выходила нерегулярно. Образование

Она содержала немало интересной информации о внутренней жизни России и событиях за рубежом. Текст был напечатан кириллицей с мелкими неровными буквами и не имел иллюстраций. Образование

Позже «Ведомости» стали печататься новым, гражданским шрифтом, который с некоторыми изменениями используется и по сей день. Числа, писавшиеся ранее буквами, стали обозначаться арабскими числами. Образование

Большое значение для повышения уровня грамотности населения имело введение в 1710 г. гражданской азбуки. Большое значение для повышения уровня грамотности населения имело введение в 1710 г. гражданской азбуки. Образование

Большое значение для повышения уровня грамотности населения имела реформа алфавита. В 1710 г. был введён лично утверждённый царём лёгкий для чтения и написания гражданский шрифт. В ходе реформы форма букв и их написание упростилось и округлилось. Старое буквенное написание цифр заменено арабскими цифрами. Образование

Книга Нового времени Пётр прекрасно понимал, что без книг невозможно распространение знаний и поэтому всячески способствовал их печатанию. За первую четверть 18 века книг в России вышло больше, чем за 150предшествующих лет. Особенно много появилось книг прикладного характера – учебников, справочников. Немало выходило и переводной литературы. Оформление книг: 1. Нумерация страниц . 2. Титульный лист. 3. Оглавление. 4. Многочисленные иллюстрации, чертежи, схемы. 5. Изменился формат книги. Книги Нового времени были невелики по размеру, чтобы их, как говорил Пётр, «можно было носить в кармане» Образование

Первая публичная библиотека В 1714 году в Петербурге была основана первая в России публичная библиотека. В её состав вошло книжное собрание русских царей из Московского Кремля, издания, подаренные Петру иностранцами, конфискованные у опальных дворян. В петровское время появилось немало личных библиотек. Образование

При Петре I была реформирована Славяно-греко-латинская академия. Теперь больший упор в обучении был сделан на светские науки и языки. Венцом петровских преобразований в области науки и просвещения явился указ 1724 г. об учреждении Академии наук и художеств (открылась она уже после смерти царя в 1725 г.). Образование

Основание Академии наук. В 1724 г. Пётр подписал указ об основании Академии наук, которая открылась уже после смерти создателя. Российская Академия имела ряд особенностей. Она объединила в себе не только научно – исследовательские подразделения, но и учебно — педагогические гимназию и университет. Поскольку своих кадров в России тогда ещё не имела, приглашали иностранных учёных. Образование

Созданный при Академии университет по сути, явился первым высшим светским учебным заведением страны. Он имел три факультета – юридический, медицинский и философский. К поступлению в университет готовила гимназия. В неё набирали не только дворян, но и детей солдат, корабельных мастеров и даже крепостных. Образование

В России развивается музейное дело. В 1714 г., в Петербурге, Петром І была основана Кунсткамера (кабинет редкостей), где были собраны уникальные предметы старины, природные и анатомические редкости. Так же были основаны Военно-морской и Артиллерийский музеи. Они тоже располагались в Петербурге. В 1714 г. в столице была открыта старейшая в нашей стране научная библиотека. Образование

Первый российский музей. Пётр во время заграничных путешествий накупил в Европе массу всяких редкостей и диковин. Всё это в 1714 г. положило начало первому российскому музею – Кунсткамере. Коллекция пополнялась также отечественными редкостями. Образование

Используя учебник, напишите, какой вклад внесли в историю российской науки, техники, образования перечисленные ниже деятели? Используя учебник, напишите, какой вклад внесли в историю российской науки, техники, образования перечисленные ниже деятели? Задание 2 — раб. тетрадь, стр.33

Сравни количество и перечень изданных при Петре книг с тем, что издавалось в XVII веке. Чем петровская Академия наук отличалась от европейских? Сравни количество и перечень изданных при Петре книг с тем, что издавалось в XVII веке. Чем петровская Академия наук отличалась от европейских? • Сделай вывод о культурном выборе России. Задание

С чем были связаны преобразования Петра I в области науки и образования? Какие изменения произошли в этой сфере? Образование

При Петре I изменился смысл древнерусского слова «просвещение». Теперь под ним понимали не столько распространение христианской веры, сколько усвоение достижений европейской культуры. При Петре I изменился смысл древнерусского слова «просвещение». Теперь под ним понимали не столько распространение христианской веры, сколько усвоение достижений европейской культуры. Образование

Соотнесите годы и исторические события Соотнесите годы и исторические события Задание 4 — раб. тетрадь, стр.34

3. Художественная культура.

Что означает понятие «светская культура»? Приведите примеры «несветской» культуры. Что означает понятие «светская культура»? Приведите примеры «несветской» культуры. Светская культура – та, которая не связана с религией прямым и очевидным образом (что, однако, не означает отсутствия неявной, косвенно связи). Примеры «несветской» (религиозной) культуры – церковная музыка, храмовое строительство, иконопись. Задание

При Петре I новый облик получила российская художественная культура. Она становится светской, в ней появляются новые жанры и направления. В истории она получила название «петровское барокко». Новый стиль гармонично сочетал русские народные традиции и лучшие образцы западноевропейского искусства. Кикины палаты (дом одного из сподвижников Петра I — А. Кикина) Художественная культура

При Петре развернулось масштабное строительство Петербурга. Для этих целей были приглашены европейские специалисты. По проектам Д. Трезини были построены Петропавловский собор, здание Двенадцати коллегий, Летний дворец Петра I. Летний дворец Петра I Художественная культура

Как и в любом русском городе, в Петербурге был выстроен главный храм. Он назывался Петропавловский собор (арх. Д. Трезини). Собор построен в европейском стиле, но внутри он убран как православный храм. Начиная с Петра I в усыпальнице были похоронены все императоры и императрицы до Николая II. Художественная культура

Строительство новой столицы, создание дворцово-парковых комплексов и жилых интерьеров по европейскому образцу создают острую потребность в различных скульптурных формах. Вследствие этого в России начинают появляться скульпторы европейского уровня. Наиболее выдающимися из них были К. Растрелли и И. П. Зарудный. Зарудный И.П. Иконостас Петропавловского собора Художественная культура

Самое значительное произведение К. Растрелли – конный памятник Петру I (отлит в 1745-1746 гг. уже после смерти скульптора). Петр изображен триумфатором, торжественно восседающим на коне в облачении римского императора. Художественная культура

Петр очень любил свой новый город и много делалось для его украшения. В городе создавались регулярные сады (т. е. созданные по плану). Главным садом был Летний сад. А. Бенуа «Петр І на прогулке в Летнем саду» Художественная культура

Город строился по Генеральный план плану, который создал Жан Батист Леблон. Вдоль Невы или перпендикулярно к ней тянулись широкие прямые улицы. Здания ставились плотно друг к другу «в красную линию». Художественная культура

В изобразительном искусстве первой четверти XVIII в. впервые появилась гравюра, пришедшая в Россию из Европы. Свою популярность она завоевала прежде всего из-за дешевизны, широко использовались в учебной литературе, газетах, календарях. Известным гравёром был А. Ф. Зубов. «Панорама Санкт-Петербурга» (фрагмент), 1716 Художественная культура

Одним из основоположников русской светской живописи стал портретист И.Н. Никитин (ок. 1690—1742). Его работам присущи правдивое изображение своих героев, интерес к внутреннему миру человека, показ не только его индивидуальных внешних черт, но и характера. Ему была чужда лесть, привычная для того времени. Портрет напольного гетмана, 1720-е. Художественная культура

Портрет царевны Натальи Алексеевны, 1716 г. Портрет Анны Петровны, 1720-е Художественная культура

При Петре I художественная культура заняла новое место в духовной жизни. При Петре I художественная культура заняла новое место в духовной жизни. Она стала светской, более разнообразной в жанровом отношении, получила активную поддержку со стороны государства. Художественная культура

Музыка Представлена несложными бытовыми формами: — танцевальными, — военными, — застольными мелодиями. Художественная культура

Музыка Популярны были канты Канты- многоголосное пение ансамбля или хора певцов без музыкального сопровождения, обычно звучавшее в дни государственных и военных праздников. Художественная культура

Архитектура Архитектура петровского времени представлена прежде всего ансамблями зданий Санкт-Петербурга, для строительства которых были приглашены лучшие зарубежные специалисты — Ж. Леблон, Д. Трезини, Ф. Б. Растрелли. Художественная культура

Петропавловская крепость и Петропавловский собор Творчество Доменико Трезини Художественная культура

Художественная культура

Но участвовали в этой работе и русские архитекторы — И. К. Коробов и М. Г. Земцов. Важнейшими памятниками архитектуры того времени стали Петропавловский собор и Петропавловская крепость, здание Двенадцати коллегий, Меншиковский дворец в Петербурге, Меншикова башня в Москве, первые сооружения Петергофского ансамбля. Но участвовали в этой работе и русские архитекторы — И. К. Коробов и М. Г. Земцов. Важнейшими памятниками архитектуры того времени стали Петропавловский собор и Петропавловская крепость, здание Двенадцати коллегий, Меншиковский дворец в Петербурге, Меншикова башня в Москве, первые сооружения Петергофского ансамбля. Художественная культура

Художественная культура

Александро – Невская лавра Здание двенадцати коллегий Художественная культура

Здание Двенадцати коллегий, архитектор — Д. Трезини Здание Двенадцати коллегий, архитектор — Д. Трезини Художественная культура

В то время как Санкт – Петербург строится в европейской архитектурной традиции, провинциальные города отличаются единением старого и нового. В них продолжают развиваться традиции русского В то время как Санкт – Петербург строится в европейской архитектурной традиции, провинциальные города отличаются единением старого и нового. В них продолжают развиваться традиции русского деревянного зодчества. Наивысшим его достижением стала Преображенская церковь в Кижах. Художественная культура

Русская живопись I четверти XVIII века приобретает ярко выраженный светский характер, формируясь под влиянием западноевропейского искусства. Основным жанром живописи становится портрет. Русская живопись I четверти XVIII века приобретает ярко выраженный светский характер, формируясь под влиянием западноевропейского искусства. Основным жанром живописи становится портрет. И. Никитин. Портрет Петра I. 1721г. И. Никитин. Портрет графа Г.И. Головкина Художественная культура

Другой отличительной чертой изобразительного искусства эпохи Петра стал портрет. Одним из основоположников русской светской живописи стал Иван Никитич Никитин (1690–1742 гг.), получивший по указу Петра возможность обучения в Италии. Его портретам («Напольный ге) присущи реализм, интерес к внутреннему миру человека, показ не только его индивидуальных внешних черт, но и характера. Другой отличительной чертой изобразительного искусства эпохи Петра стал портрет. Одним из основоположников русской светской живописи стал Иван Никитич Никитин (1690–1742 гг.), получивший по указу Петра возможность обучения в Италии. Его портретам («Напольный ге) присущи реализм, интерес к внутреннему миру человека, показ не только его индивидуальных внешних черт, но и характера. Художественная культура

Изобразительное искусство первой четверти XVIII в. представлено таким новым явлением, как гравюра (она пришла на Русь из Европы). Свою популярность она завоевала прежде всего из-за дешевизны. Изобразительное искусство первой четверти XVIII в. представлено таким новым явлением, как гравюра (она пришла на Русь из Европы). Свою популярность она завоевала прежде всего из-за дешевизны. Художественная культура

Вскоре гравюры уже широко использовали в учебной литературе, газетах, календарях. Известным мастером в этом направлении был А. Ф. Зубов. Вскоре гравюры уже широко использовали в учебной литературе, газетах, календарях. Известным мастером в этом направлении был А. Ф. Зубов. Художественная культура

Скульптура в I четверти XVIII века становится одним из «новых» видов искусства в России. Статуи со временем становятся обязательным атрибутом ландшафтно – паркового искусства. Крупнейшим мастером этого времени был архитектор и скульптор Б. Растрелли. Скульптура в I четверти XVIII века становится одним из «новых» видов искусства в России. Статуи со временем становятся обязательным атрибутом ландшафтно – паркового искусства. Крупнейшим мастером этого времени был архитектор и скульптор Б. Растрелли. Б. Растрелли Бюст Петра I. 1723-1730гг. Художественная культура

Что нового появилось в изобразительном искусстве России в I четверти XVIII века? Какие тенденции русской архитектуры нашли свое продолжение в эту эпоху? Художественная культура

4. Изменения в повседневной жизни.

Реформы Петра I затронули и быт русских людей. Однако, главным образом, изменения коснулись образа жизни дворянства, что послужило одной из причин углубления раскола между образом жизни высших слоев общества и народной культурой Реформы Петра I затронули и быт русских людей. Однако, главным образом, изменения коснулись образа жизни дворянства, что послужило одной из причин углубления раскола между образом жизни высших слоев общества и народной культурой Основные изменения в быту русских людей в I четверти XVIII века Введение нового летосчисления ( с 1 января 1700г.), Введение указа о брадобритии, Введение новой одежды по европейским образцам, Введение ассамблей – собраний — балов для высших слоев общества с участием в них женщин, Введение правил поведения для дворянской молодежи – «Юности честное зерцало» (1718г.) Изменения в повседневной жизни

«Бояре съезжались на поклон к монарху. Вопреки обычаям, в то утро вход во дворец был открыт каждому. Петр обнял каждого, а затем… выхватил огромные ножницы и стал резать бороды. От солидности и суровости бояр не осталось и следа — вокруг были «срамно оголенные, новые, незнакомые лица с красными щеками, отвислыми подбородками». Бороды срезались наспех, вместе с кожей и мясом». Изменения в повседневной жизни

По приказу царя для дворян было в обязательном порядке введено ношение европейской одежды — камзолов, чулок, башмаков, галстуков, шляп. Женщины, согласно новой моде, должны были одеться в платья с глубоким декольте и плотно облегающим лифом, затянутой талией. Изменения в повседневной жизни

«Многие гости прибыли на пир в традиционной русской одежде: в сорочках с вышитым воротником, шелковых зипунах яркого цвета, поверх которых были надеты кафтаны с длинными рукавами, стянутыми у запястья нарукавниками. Поверх кафтана было длинное платье из бархата, сверху донизу застегнутое на множество пуговиц. Шуба и меховая шапка с высокой тульей и бархатным верхом завершали наряд знати. В тот день царь вновь шокировал многих знатных людей, собственноручно взяв ножницы и начав укорачивать рукава». Изменения в повседневной жизни

«Боярам и окольничим и Думным и Ближним … носить платье Немецкое верхнее Саксонския и Французския, а исподнее камзолы и штаны и сапоги и башмаки и шапки Немецкия…, а женскому полу всех чинов, носить платье и шапки и кунтуши, а исподнее бостроги и юпки Немецкие же…» Указ Петра На городских воротах был вывешен образец одежды, и всех, кто нарушал указ, ставили на колени и овечьими ножницами срезали полы одежды по уровень земли. Изменения в повседневной жизни

«Русаки носят тесную и длинную – до пят -одежду и имеют вид будто мешками обшитых. Всякие вещи за неимением карманов, они закладывают за голенища сапог. Длинные и узкие рукава так стискивают руки, что человек с трудом мог себя умыть и одеть. Платье до пят мешает ногам ходить, а всадник в таком одеянии казался пнем, привязанным к коню. Из-за бород казались русаки лешаками. Покрой одежды – великий признак ума в народе». «Русаки носят тесную и длинную – до пят -одежду и имеют вид будто мешками обшитых. Всякие вещи за неимением карманов, они закладывают за голенища сапог. Длинные и узкие рукава так стискивают руки, что человек с трудом мог себя умыть и одеть. Платье до пят мешает ногам ходить, а всадник в таком одеянии казался пнем, привязанным к коню. Из-за бород казались русаки лешаками. Покрой одежды – великий признак ума в народе». Из сочинений Юрия Крижанича Изменения в повседневной жизни

«На Москве и во всех городах, царедворцам и дворовым и городовым и приказным …всем сказать; чтоб впредь с сего его великого государя указа, бороды и усы брили. А буде кто бород и усов брить не похотят, с тех имать, по 60 рублей с человека…» Указ Петра «Не трогайте наши бороды — возьмите наши головы». Изменения в повседневной жизни

Под страхом опалы бояре и дворяне должны были сбривать бороды (за ослушание – денежный штраф или ссылка. Крестьяне за право носить бороду должны были платить «бородовой налог», который взимался всякий раз, когда крестьянин въезжал в город. Изменения в повседневной жизни

Право носить бороду надо было покупать. Богатым купцам борода стоила колоссальной по тем временам суммы в 100 рублей в год; дворяне и чиновники должны были платить по 60 рублей в год, а остальные горожане — по 30 рублей. Крестьяне каждый раз при въезде в город и выезде из него платили по копейке. Была выбита специальная металлическая бляха, заменявшая квитанцию об уплате налога с бороды. «Без рубля бороды не отрастишь». Изменения в повседневной жизни

Проанализируйте пословицы и поговорки. Почему так болезненно был воспринят указ Петра I? «Борода – образ и подобие Божие». «Бритье бороды – грех, а священник отказывает в благословении безбородому». «Борода- признак солидности и добропорядочности». «Борода моя- честь моя, похвала». «Без бороды и в рай не пустят». «Бог судит виноватого, кто обидит бородатого». «Брить бороду — портить образ Христов».

«Из указа Петра 1 от 1 января 1705 г.» «Из указа Петра 1 от 1 января 1705 г.» Выясните, велика ли для того времени была сумма штрафа. В 1704 году Петр I провёл коренную денежную реформу: копейка стала выпускаться из меди и увеличилась в размере. Задание –изучаем документ

«Из указа Петра 1 от 1 января 1705 г.» «Из указа Петра 1 от 1 января 1705 г.» 2. Узнайте, что происходило с теми людьми, кто отказывался следовать указу, но не имел возможности заплатил штраф. Если выяснялось, что у кого-то нет знака, то есть он носит бороду и усы «безданно и беспошлинно» или же знак получил обманным путем, то таких лиц били кнутом, а иногда даже ссылали на каторжные работы, не взирая на сословную принадлежность. Задание –изучаем документ

«Из указа Петра 1 от 1 января 1705 г.» «Из указа Петра 1 от 1 января 1705 г.» 3. Какие категории населения были освобождены от наказания по этому указу? Исключение сделали только для лиц духовного звания. Задание –изучаем документ

Из Европы царь привез и внедрил в России новые формы общения и развлечений: праздники с иллюминацией, фейерверки, маскарады. Из Европы царь привез и внедрил в России новые формы общения и развлечений: праздники с иллюминацией, фейерверки, маскарады. Изменения в повседневной жизни

Пётр

Создание академии наук

Академии наук — это место, где собирается группа ученых и ведет научную деятельность. Такие академии создавались в Англии, Франции, Германии и других государствах. То есть, сама идея была вполне в духе Петра — скопировать европейское. Но как всегда его реформы перекручивались так, что работали они с большой натяжкой. 28 января 1724 года Петром издается Указ о создании Ведомства Академии. Сама же академия начала работать в декабре 1725 года, а ее первым руководителем стал врач Лаврентий Лаврентьевич Блюментрост. Но важнее то, что над Академией создавалось Ведомство. Другими словами – чиновники контролировали ее деятельность. В других же странах академии получали самостоятельность. В этом было отличие.

Для Академии были введены правила, что чиновниками академии могли быть только люди, получившие ученую степень. Проблема была в том, что в Российской Империи эту степень было получить невозможно. Не было системы и организации, способной подготовить нужного специалиста. Тот же Ломоносов ехал учиться в Германию, так как в России получить ученую степень было нельзя. Поэтому ученых стали выписывать с западной Европы. Приезжали люди самые разные, в том числе и одаренные. Но эти люди приезжали получать деньги просто за то, что они здесь находятся. Практической деятельности от них никто не требовал. Теоретически предполагалось, что приезжие будут готовить новые кадры на месте, но этого не делалось.

Изменения культуры в эпоху Петра I. презентация к уроку по истории (7 класс) по теме

Слайд 1

Изменения в культуре и быте в эпоху Петра I

Слайд 2

Дворянский быт Реформы Петра коснулись всех областей жизни, но самыми впечатляющими, пожалуй, были преобразования в быту и культуре. Внешний вид современников Петра разительно изменился. Сам надев европейское платье, он требовал этого и от других.

Слайд 3

Мужская одежда До Петра I При Петре I Преобразования в моде. Петр отринул старомосковские традиции в одежде и быту. Случалось, он собственноручно обрезал боярам полы кафтанов.

Слайд 4

Женская одежда До Петра I При Петре I

Слайд 5

Мужские и женские прически

Слайд 6

Новые обычаи Курить табак Пить кофе Есть картофель Введены ассамблеи Ассамблеи-дворянский увеселительный бал,вечер .

Слайд 7

Новые обычаи В книге «Юности честное зерцало» говорилось о том, как должны себя вести молодые дворяне Над едой не чавкай, как свинья, и головы не чеши Не проглотив куска, не говори, ибо так делают крестьяне . Наипаче всего должны дети отца и матерь в великой чести содержать Новые обычаи

Слайд 8

Науки Важнейшим этапом в проведении реформ стало посещение Петром в составе Великого посольства ряда европейских стран. По возвращении Петр направляет много молодых дворян в Европу для изучения различных специальностей, главным образом для овладения морскими науками. Царь заботился и о развитии образования в России

Слайд 9

Просвещение и науки 1701г . — Навигацкая и Артиллерийская школы 1712г . — Инженерная школа 1707г.- Медицинское училище Для детей провинциальных дворян и чиновников были созданы цифирные школы(училища низшей ступени). Дети мастеровых учились в горных школах, солдатские — в гарнизонных . По указу 20 января 1714г. запрещалось жениться тем дворянам, которые не окончат хотя бы цифирной школы. Главная цель реформирования образования-подготовка специалистов.

Слайд 10

Образование при Петре I Дети крестьян Дети дворян

Слайд 11

Первая печатная газета и новый алфавит

Слайд 12

Живопись Начало XVIII века- время утверждения светской живописи, приходящей на смену иконописи. В отличие от парсун XVII в. портреты нач.XVIIIв . окончательно освободились от канона . Умение передавать внутренний мир героев , духовную индивидуальность позволило русскому портрету первой половины XVIII в. занять место в ряду выдающихся достижений мирового искусства. Придворный художник И.Н.Никитин Портрет Г.И.Головкина

Слайд 13

В результате реформ Петра I культурная жизнь страны кардинально изменилась. Коренным образом изменилось отношение к Европе- в России перешли к масштабным заимствованиям опыта европейских государств . Однако нельзя забывать о том, что все эти преобразования исходили исключительно сверху, а потому были достаточно болезненны как для высших, так и для низших слоев общества. Насильственный характер некоторых из этих преобразований внушал отвращение к ним и вел к резкому неприятию остальных, пусть даже самых прогрессивных, начинаний. Петр стремился сделать Россию европейской страной во всех смыслах этого слова и придавал большое значение даже самым мелким деталям процесса.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: