Опытно-экспериментальное занятие во второй младшей группе
Во второй младшей группе занятие в рамках опытно-экспериментальной деятельности строится с учётом возрастных особенностей детей 3–4 лет и по нормам САНПиН длится не более 15 минут. Структура занятия сочетает в себе разнообразные формы для профилактики переутомления у воспитанников и поддержания позитивного настроя: развлекательные, подвижные и дидактические игры, физкультминутки и пальчиковую гимнастику, познавательные и дидактические беседы, разучивание стишков, разгадывание загадок, прослушивание музыкальных фрагментов и исполнение песенок, рассматривание иллюстративных материалов.
Опыт — всему учитель.
Юлий Цезарь
Мотивирующее начало занятия
Дети 3–4 лет концентрируют внимание на явлениях и предметах, которые их заинтересовали и вызывают положительные эмоции. Чтобы возник стимул к экспериментированию, поиску ответов на поставленные вопросы, воспитатель организует начало занятия мотивирующего характера. Младшие дошкольники любят наблюдать опыты, как любят смотреть представления и театрализованные сценки. Зачастую случается, что практическая сторона вызывает у детей настолько яркие положительные эмоции, что в них теряется радость собственно открытия, к чему стремится проведение каждого опыта и эксперимента.
Мотивирующее начало занятия должно не только содержать развлекательный элемент, но и побуждать к решению какой-либо проблемной ситуации, вызывать желание выяснить значение проведённого исследования. В этих целях используется наглядный материал (плакаты, карточки и открытки, иллюстрации книг, энциклопедий, демонстрация слайдов, видеороликов), устраиваются подвижные и дидактические игры, тематическая гимнастика или зарядка, проводятся познавательные беседы, в которых воспитанникам предоставляется возможность привести примеры из личного опыта, привлекаются к участию сказочные персонажи, герои кукольного театра.
Эмоциональный настрой воспитанников в начале занятия во многом влияет на итоговый результат мероприятия
Таблица: примеры мотивирующего начала занятий
Тема занятия | Мотивирующее начало |
«Мутная вода» | Привлечение сказочного персонажа и создание проблемной ситуации. В гости к ребятам приходит Василиса Прекрасная. Она грустит. Ребята спрашивают, в чём причина её печали. Василиса рассказывает, что в Тридевятом царстве есть красивое озеро, вода в нём всегда была такая чистая и прозрачная, что можно было разглядеть дно. На демонстрационном столе находится контейнер из прозрачного пластика или стеклянный аквариум с водой, на дне которого находится песок, камушки и ракушки. Василиса говорит, что вчера в царстве расшалилась Мука, бегала и резвилась на берегу озера, споткнулась и просыпалась в водоём. Героиня предлагает детям высыпать в аквариум муку из стаканчиков. Вода становится белой и непрозрачной. Оттого Василиса и печалится, что теперь озёрная вода стала мутной, выловить муку из озера никак не получается (предлагает детям попробовать сделать это при помощи сачков). Сказочная героиня просит найти ответ, как же воде снова стать прозрачной. Далее следует подвижная игра «На златом крыльце сидели», после которой дети наблюдают, как изменилось состояние воды в аквариуме (она становится прозрачнее, потому что мука оседает на дно). |
«Чистые руки» | Использование куклы и игрушки Мойдодыра, элементы игры, привлечение художественных текстов. С ребятами здоровается кукла Наташа. Воспитатель замечает, что у неё грязные руки, но кукла отрицает это и утверждает, что просто она загорела на солнышке. Появляется Мойдодыр. Воспитатель зачитывает отрывок из произведения К. Чуковского «Ах ты гадкий, ах ты грязный». Воспитатель спрашивает куклу, знает ли она этого персонажа (не знает), спрашивает ребят (называют Мойдодыра). В беседе дети вспоминают, что случилось с неряшливым мальчиком и как он в итоге подружился с умывальником. Воспитатель показывает кукле и детям, что на демонстрационном столе приготовлены прозрачные ёмкости с чистой водой и предлагает ребятам опытным путём доказать Наташе, что руки у неё не загорелые, а грязные. Следует обсуждение, как это сделать (в одной ёмкости сполоснуть чистые руки детей, а в другой — вымыть руки куклы, если руки грязные, то вода станет мутной). |
«Ледяные украшения» | Изучение наглядного материала, постановка проблемной задачи. В начале занятия ребятам предлагается рассмотреть фотографии (или книжные иллюстрации) новогодних ёлок. Воспитатель задаёт вопросы:
Воспитатель подводит детей к окну, показывает искусственную ёлку, установленную на площадке их группы, и сообщает, что заведующая попросила нарядить ёлочку к Новому году и выдала для этого коробку с материалами. Ребята открывают коробку, в ней находят различные фигурные формочки, краски, кисти и ленточки. Воспитатель спрашивает, как же при помощи этих вещей сделать ёлочные украшения (набрать в формочки воды, добавить красок, сделать петельки из ленточек и заморозить — на улице ледяные фигурки не растают). |
В результате экспериментирования по замораживанию цветной воды в формочках ребята получают украшения из льда, которыми смогут украсить ёлку на территории ДОУ
Временной план занятия
Занятие по экспериментированию имеет примерный план:
- организационный момент — 1 минута;
- мотивирующее начало занятия — 3–4 минуты;
- игровая или двигательная активность — 4–5 минут;
- практическая деятельность — 4–6 минут;
- подведение итогов, рефлексия — 1 минута.
После проведения опытов ребятам даются простые трудовые поручения: привести в порядок рабочее место, очистить поверхность демонстрационного стола, помочь воспитателю вымыть инструменты или убрать на место приборы. В конце занятия воспитатель предлагает детям поделиться эмоциями, которые они испытали:
- Понравилось ли вам занятие?
- Что было самое интересное?
- Хотелось ли бы вам повторить эксперимент самостоятельно, рассказать о нём дома родителям?
- Будет ли вам интересно продолжить изучение свойств объекта, с которым мы сегодня экспериментировали?
Активность во время занятия и любознательность воспитанников всегда поощряется
Таблица: картотека опытов и экспериментов
Тематика | Содержание опытов и экспериментов |
«Жидкая форма воды» |
|
«Твёрдая форма воды: лёд и снег» |
|
«Песок» |
|
«Воздух» |
|
«Объекты растительного мира» |
|
«Ткани» | Экспериментирование с различными видами тканей для выявления их свойств: способность впитывать воду, мнётся или нет, прочная или рвётся. |
«Свет и тень» |
|
«Магнит» | Экспериментирование с магнитами и металлическими предметами (для этих опытов обязательно знакомство с техникой безопасности). |
«Опыты-фокусы» | Во второй младшей группы эти опыты демонстрируются педагогом, некоторые из них могут повторить после просмотра воспитанники при соблюдении техники безопасности и под контролем взрослого.
|
Свойства воздуха дети начинают изучать в процессе экспериментирования с мыльными пузырями
Таблица: пример конспекта по экспериментальной деятельности во второй младшей группе (фрагмент)
Автор | Лодоркина В. Н., воспитатель МБДОУ Д/с «Колобок», пгт Аксубаево, Республика Татарстан. |
Название | «Волшебные горошины» |
Цель | Создание социальной ситуации развития в процессе организации познавательно-исследовательской деятельности через общение и игру. |
Задачи |
|
Материалы |
|
Организационный этап | В.: Сегодня мы с вами отправимся в сказку. (Показ сказки — презентация). На лесной опушке в маленькой избушке жили бабушка и Петушок. Бабушка поручила Петушку выполнить задание — перебрать горох от фасоли, а горох помыть. Петушок сразу решил выполнить задание. Но к нему пришёл друг, они стали играть, и наш Петушок забыл про задание. Друг ушёл. (Слышен крик петуха). В.: Ребята, как вы думаете, почему петушок кричит? Какое задание поручила Петушку бабушка? (Перебрать горох от фасоли, а горох помыть). Поможем Петушку? (Ответы детей). |
Основная часть | В.: Подойдите к столу, ребята, послушайте задание внимательно. Нужно из большой чашечки перебрать крупу: горох положить в одну тарелочку, а фасоль — в другую. Начинаем. (Дети отделяют горох и фасоль самостоятельно). В.: Всё выбрали? Что в этой тарелочке, а что в этой? (Ответы детей). На что похож горох? А фасоль похожа на горох? Высыпайте ко мне в тарелочку фасоль! Молодцы, смогли перебрать горох от фасоли. Возьмите чашечки с горохом и пойдём со мной. Что просила бабушка сделать с горохом? (Помыть). Вот сейчас мы с вами помоем горох. Высыпайте горох в свой стаканчик с водой. Дети и воспитатель проводят опыт: опускают один конец трубочки в стакан и тихо дуют в неё, горошинки медленно танцуют. Затем дуют в трубочку сильнее, горошины танцуют быстрее. <�…> Речевое упражнение (дети выполняют движения под музыку). В.: А теперь подойдём к столу. Петушок приготовил для вас сюрприз, только спрятал он его в горохе. Опустите руку в горох и поищите сюрприз. (Дети ищут сюрприз в горохе). |
Заключительная часть | В.: Ребята, какое мы сегодня доброе дело сделали, кому мы сегодня помогли? (Ответы детей). Оказывается, добрые дела нужно делать постоянно. Мы с вами молодцы, давайте похлопаем себе. |
Цит. по: https://portal2011.com/konspekt-zanyatiya-opytno-eksperimentalnaya-deyatelnost-vo/ |
Открытое занятие
Открытые занятия-эксперименты проводятся с целью демонстрации умений и навыков, приобретённых младшими дошкольниками в процессе обучения в детском саду. В игровой форме ребята решают нестандартные задачи, обсуждают проблемные ситуации, наблюдают и делают выводы.
Открытое занятие «Твёрдое – мягкое»
Цель: различать качества предметов.
Задачи:
- Дать представление о свойствах предметов.
- Стимулировать наблюдательность, логику.
- Развивать тактильные ощущения.
- Обогатить лексикон (твёрдый, крепкий, белый, лёгкий).
Материалы и оборудование:
- мелкие камни;
- вата;
- вода;
- ложечка.
Ход занятия:
- Педагог читает письмо от трёх поросят, в котором они спрашивают, из какого материала им стоит построить домики (из ваты или из камней). Предлагается провести эксперимент и выяснить это.
- Проводятся опыты. Взять камешки, потрогать, помять, сжать в ладони, попробовать разломить на части – не получается (вывод: камень твёрдый, крепкий). Постараться сдуть камешек со стола – не выходит (вывод: он тяжёлый). Взять вату, проделать с ней то же самое (вывод: вата мягкая, воздушная, лёгкая). Взять тарелку с водой, опустить поочерёдно камень и вату (вывод: камень не промокает, вата становится мокрой).
- Озвучивается вывод: дом нужно строить из камней.
- Закрепляются знания свойств предметов: опустить руку в шляпу, потрогать предмет, охарактеризовать его наощупь.
Картотека дидактических игр по математике для вторых младших групп
Важно. Итогом исследовательских работ с детьми станет система дидактических материалов, альбомов и таблиц, где будут отражены основные моменты опытов и выводы, сделанные вместе с малышами.
Оформление центра экспериментирования во второй младшей группе ДОУ
Грамотно организованная педагогом предметно-пространственная среда в группе позволяет детям развивать исследовательские навыки и предпринимать попытки самостоятельного экспериментирования. В помещении группы создаётся центр экспериментирования, для функционирования кружка опытно-экспериментальной деятельности выделяется отдельная комната под мини-лабораторию. Оборудование и материалы для практических исследований хранятся в шкафах или ящиках с символьным обозначением. В центре экспериментирования предусматривается место для тематических выставок (к Неделе экологии, Празднику воды, Зимнему фестивалю и др.) и стенд для демонстрации деятельности ребят: здесь размещаются стенгазеты, итоговые проектные работы, фотоколлажи и т. д.
Для воспитанников второй младшей группы рекомендуется создание центра песка и воды — зоны для экспериментирования и игр с этими веществами. Детскими психологами отмечается благотворное влияние занятий с водой и песком на эмоциональное состояние детей: восстанавливается баланс внутренних сил, снимаются симптомы переутомления, негативные эмоции сменяются позитивным настроем.
Желательно, чтобы центр песка и воды находился в непосредственной близости от умывальной комнаты
Материальная база опытно-экспериментального центра:
- природные материалы: песок, камни, образцы древесины, листья, зёрна, ракушки;
- другие материалы: образцы тканей, бумаги;
- игрушки для исследований: шарики, кубики, мелкие предметы из разных материалов;
- приборы: магниты, линзы цветные и увеличительные, зеркало, линейки, весы;
- сосуды: стаканы, миски, баночки, мензурки, колбы;
- медицинские материалы: пинцеты, ватные диски и палочки, марля;
- вещества: соль, сахар, пищевые красители, мука, мыльные пузыри;
- фартуки, косынки, нарукавники.
Неструктурированные материалы находятся в недоступном для детей месте. Сыпучие вещества (сахар, песок, соль), красители, мелкие предметы (камешки, семена, фурнитура и др.) являются потенциально опасными для маленьких детей, так как при неправильном использовании и обращении могут попасть в дыхательные пути. Воспитатель знакомит малышей с ними, демонстрирует допустимые варианты исследования, озвучивает правила техники безопасности при экспериментировании с этими объектами. Практические действия воспитанники осуществляют под контролем педагога.
Фотогалерея: примеры оформления центров экспериментирования
Все материалы и приборы в исследовательском центре доступны воспитанникам под контролем педагога
Ящики с материалами для проведения опытов младшими дошкольниками обозначаются при помощи картинок-символов
Центру экспериментирования можно дать весёлое название
Эксперименты с водой и песком развивают мелкую моторику детей и восстанавливают эмоциональный баланс
В центре экспериментирования должны быть и материалы для проведения простых опытов, и предметы для игр-экспериментов
Наличие забавных картинок и табличек привлекает интерес младших дошкольников к уголку
В уголке опытно-экспериментальной деятельности хранятся коллекции различных материалов для изучения (тканей, минералов, ракушек)
Для воспитанников второй младшей группы уголок оформляется мнемотаблицами с правилами техники безопасности
Для воспитанников младших групп в уголке размещают яркую игрушку-хозяина
Центр опытной деятельности для детей 3–4 лет включает наборы для проведения игр-экспериментов
Если позволяет место, в центре экспериментирования можно размещать поделки воспитанников