Сюжетно-ролевая игра «Туристическое агенство» в подготовительной группе


Бунина ДиляМузамировна, Корбашова Ольга Валеоьевна, воспитатели МАДОУ Д/с № 11 городского округа город Уфа Республики Башкортостан. Сообщение из опыта работы, в старшей группе, по организации сюжетно-ролевой игры «Туристическое агентство». Цель: расширять диапазон детской сюжетно-ролевой игры для формирования разнообразных интересов и способностей у детей старшего дошкольного возраста; познакомить с современной действительностью через новую сюжетно-ролевую игру.

Сообщение из опыта работы по организации сюжетно-ролевая игры «Туристическое агентство»

Дошкольное детство — самый важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. Именно с дошкольного возраста необходимо внедрять современные технологии образовательного процесса, которые открывают хорошие возможности для успешного развития дошкольников.

В последние 10 лет в Российской Федерации все большее внимание уделяется вопросам повышения финансовой грамотности как важнейшего фактора экономического развития страны.

Учитывая проникновение экономики во все сферы жизнедеятельности людей, очень актуально дать детям элементарное экономическое образование, для финансового благополучия дошкольников, когда они станут взрослыми. Ведь с самого раннего детства дети, вместе с родителями, заходят в банки, в магазины, видят акции, по которым один товар можно приобрести за меньшую стоимость, знают, что такое пластиковые карты, участвуют в купле – продаже товара, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями.

Как мы, взрослые, можем помочь дошкольникам получить полезные сведения о науке экономике, развить их экономическое мышление, речь, воображение? Конечно в процессе игры, ведь в дошкольном возрасте она является ведущей деятельностью и имеет огромное значение для воспитания и развития личности. Особое место в деятельности дошкольников занимают сюжетно — ролевые игры, в них дети воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых.

Используя сюжетно — ролевые игры, для обучения детей азам экономики, мы в доступной форме позволяем им сформировать первичные представления, закреплять, обобщать и систематизировать их.

Учитывая всё вышеизложенное, мы решили также организовать для детей сюжетно-ролевую игру с экономическим содержанием. Если в младших группах дети с удовольствием играли в магазин, парикмахерскую, больницу, то с ростом детей появилась необходимость выбора более сложной по содержанию игры. Сюжетно-ролевую игру «Туристическое агентство» мы выбрали не случайно. В наше время появилась возможность совершать путешествия в разные направления, включая территорию своего города, а также поездки в зарубежные страны.

Летом дети вместе с родителями проводили отпуск, приносили фотографии, рассказывали, где побывали и что запомнилось. Ребята с большим интересом рассматривали фото, сувениры, беседовали на эту тему. Так родилась идея о создании данной игры.

Нам очень хотелось отразить в игре региональный компонент, поэтому решено было назвать туристическое агентство — «АЛГА», что в переводе с башкирского значит «вперед».

Так как одной из главных задач игры было способствовать формированию элементарных экономических знаний, понятия о товарно-денежных отношениях, о том, что каждая профессия требует ответственного, серьёзного подхода к делу, нами в первую очередь были изготовлены: банкомат, терминал безналичной оплаты, бланки договоров, подготовлены банковские чеки, муляжи паспортов, денег, путевки, вывески. Немалую помощь также оказали родители воспитанников, которые предоставили фотографии детей с отдыха – за границей, на курортах Краснодарского края и просто на прогулках по памятным местам Уфы. Благодаря данным фотографиям нам удалось изготовить альбомы в виде рекламных проспектов для игры («Экскурсия по Уфе», «Морское путешествие») с элементами индивидуализации образовательного процесса (на каждой из рекламных страниц помещаются фотографии воспитанников группы на отдыхе). Ребята с удовольствием рассматривают данные альбомы и рассказывают о том, где побывали.

Также родители предоставили для игры различные атрибуты: телефоны, фотоаппараты, бейджики, ноутбук, детские печати, сувениры, магниты, билеты на самолет и поезд, рекламные проспекты и многое другое.

Начать работу туристического агентства было решено с ближайшего окружения детей — с экскурсии по Уфе. Если зарубежные страны были знакомы не всем детям, то родной город — это то, что близко и понятно. Для этого силами родителей и воспитателей детского сада были изготовлены макеты достопримечательностей Уфы — Телецентр, памятник национальному герою башкирского народа Салавату Юлаеву, парк культуры и отдыха имени С.Т. Аксакова, Подвесной мост, фонтан «Семь Девушек», мечеть «Ляля-Тюльпан» и другие. Ребята в роли экскурсоводов с удовольствием рассказывали «туристам» о знакомых достопримечательностях.

Нами была проведена большая предварительная работа при подготовке к игре:

  • познавательные беседы с детьми на тему «Экскурсия по родному городу», «Достопримечательности Уфы», «Зачем люди путешествуют», «Поговорим о профессиях», «Обмен и деньги», «Экономика семьи», «Мы с мамой идём в магазин», «Откуда берутся деньги».
  • Знакомство с профессиями туристического бизнеса, рассматривание иллюстраций, фотографии достопримечательностей родного города.
  • Дидактические игры: «Знатоки Уфы», «Путешествие по родному краю», «Лото «Уфа»».

Данная работа включала в себя интеграцию всех образовательных областей:

— познавательное развитие (беседы по теме СРИ, рассматривание картинок);

— социально-коммуникативное (воспитание бережного отношения к игровым атрибутам, формирования умения уступать товарищам, играть дружно);

— речевое развитие (умение вести диалог, составление коротких рассказов по картинкам, формирование умения отвечать на вопросы воспитателя, обогащение словаря по теме СРИ);

— художественно-эстетическое (изготовление атрибутов, заучивание стихов, прослушивание песен, рисование по теме СРИ).

В заключении хочется отметить, что проведенная работа способствовала:

— закреплению знания детей о профессиях туристического бизнеса, формированию умения выполнять роли менеджера по туризму, туроператора, кассира, туриста, гида;

— формированию умения вести ролевой диалог в соответствии с игровым замыслом;

— формированию элементарных экономических знаний, понятия о товарно-денежных отношениях, о том, что каждая профессия требует ответственного, серьёзного подхода к делу;

— воспитанию уважительного и доброжелательного отношения к людям различных профессий, умения учитывать желание товарищей, бережно относится к атрибутам.

Конспект сюжетно-ролевой игры «Туристическое агентство» (сюжет: экскурсия по родному городу), в старшей группе.

Цель: расширять диапазон детской сюжетно-ролевой игры для формирования разнообразных интересов и способностей у детей старшего дошкольного возраста; познакомить с современной действительностью через новую сюжетно-ролевую игру.

Задачи:

— формировать умение определять тему игры, распределять роли, подготавливать необходимые условия, подбирать атрибуты, договариваться о последовательности совместных действий;

— закреплять знания детей о профессиях туристического бизнеса. Формировать умение выполнять роли менеджера по туризму, туроператора, кассира, туриста, гида;

-совершенствовать умение вести ролевой диалог в соответствии с игровым замыслом;

— побуждать детей более широко и творчески использовать в игре знания о родном городе;

— способствовать формированию элементарных экономических знаний, понятия о товарно-денежных отношениях, о том, что каждая профессия требует ответственного, серьёзного подхода к делу;

— воспитание уважительного и доброжелательного отношения к людям различных профессий, умения учитывать желание товарищей, бережно относится к атрибутам.

Предварительная работа:

  • познавательные беседы с детьми на тему «Экскурсия по родному городу», «Достопримечательности Уфы», «Зачем люди путешествуют», «Поговорим о профессиях», «Обмен и деньги», «Экономика семьи», «Мы с мамой идём в магазин», «Откуда берутся деньги».
  • Знакомство с профессиями туристического бизнеса, рассматривание иллюстраций, фотографии достопримечательностей родного города.
  • Дидактические игры: «Знатоки Уфы», «Путешествие по родному краю», «Лото «Уфа»».
  • Изготовление и поиск атрибутов: билеты, паспорта, деньги, бейджики и отличительные знаки для сотрудников турагенства, планшет, банкомат, терминал оплаты в автобусе, сувениры, фотоаппараты, макеты достопримечательностей Уфы.

Оборудование и материалы:

Столы, стулья, макет автобуса, макеты достопримечательностей, ноутбук, телефон, терминал, банкомат, кассовый аппарат, фотоаппараты, паспорта, печати, путёвки, рекламные брошюры, деньги, банковские карты, билеты, банковские чеки, вывеска название тур.агенства, сумки, рюкзаки, чемодан, руль, сувениры( магнитики, открытки), национальные блюда (чак-чак, мёд, кумыс, вак-беляши), отличительные знаки для сотрудников тур.агенства (галстучки, бейджики).

Организационный момент:

Воспитатель показывает детям чемодан и предлагает рассказать для каких целей люди используют данный предмет.

Дети: в чемодан люди собирают вещи, когда едут в путешествие.

Воспитатель: Ребята, может быть, мы тоже поедем в путешествие?

Дети: да, поедем!

Воспитатель: Что нужно сделать, чтобы поехать в путешествие?

Дети: чтобы поехать в путешествие нужно собрать вещи и купить путевку.

Воспитатель: где мы можем купить путевку?

Дети: в туристическом агентстве!

Воспитатель: А давайте откроем своё туристическое агентство! (Давайте!) Что для этого нужно?

(Дети с воспитателем выстраивают план действий: распределить роли (директор, менеджер по туризму, туроператор, кассир, туристы), сообщить об открытии (название, вывеска, реклама), обслуживание клиентов).

Я предлагаю назвать наше турагенство «Алга» что значит — вперёд, а также распределить роли.

А теперь прошу сотрудников агентства пройти на свои рабочие места и подготовить их к работе, а туристов-путешественников подготовиться к посещению агентства. (Каждый ребенок, согласно роли, подбирает себе атрибуты).

Ход игры:

Директор агентства (воспитатель) обращается к сотрудникам: — Уважаемые сотрудники, коллеги. Сегодня мы открываем наше агентство «Алга». Будет много клиентов. Убедительно прошу всех сотрудников быть вежливыми с клиентами, оказывать им необходимую помощь и давать консультации.

Менеджер: Здравствуйте! Турагенство «Алга» приветствует вас!

Клиенты: Здравствуйте!

Менеджер: Чем мы можем вам быть полезны?

Клиенты: Мы, с друзьями хотели бы куда-нибудь съездить и с интересом провести время.

Менеджер: вы уже выбрали маршрут, или желаете познакомиться с нашими предложениями?

Клиенты: Мы еще не решили, а что вы можете предложить?

Менеджер: Сегодня мы можем вам предложить очень интересную экскурсию по нашему родному городу Уфа. Наши экскурсоводы познакомят вас с достопримечательностями города. Вы побываете в саду культуры и отдыха имени С.Т. Аксакова, посетите фонтан «Семь Девушек», мечеть «Ляля-Тульпан», пройдётесь по подвесному мосту в парке имени Салавата Юлаева, увидите памятник национальному герою башкирского народа Салавата Юлаева, а так же увидите ажурную телебашню, высота которой составляет 192 метра.

Клиенты: Отлично, нас устраивает ваше предложение!

Менеджер: Тогда давайте ваши паспорта и оформим договора. (Оформляют)

Вот ваши путёвки, пройдите, пожалуйста, на кассу и оплатите. Приятного отдыха!

Кассир: Здравствуйте! Предъявите договора, всё верно, с вас 2500 руб за 5 человек. К сожалению, у нас оплата только наличными, если у вас только карта, то вы можете пройти к банкомату и снять деньги.

Клиенты: Хорошо, спасибо! (Проходят к банкомату, снимают деньги и оплачивают в кассе путёвки).

Кассир: Проходите, пожалуйста, к автобусу, вас там уже ждут экскурсоводы. Всего доброго!

Клиенты садятся в автобус, где кондуктор проверяет наличие билетов.

Едут на экскурсию.

Автобус следует по указанному маршруту, останавливаясь у достопримечательностей, экскурсоводы рассказывают туристам о памятниках, туристы фотографируются. В конце экскурсии экскурсоводы предлагают пройти в сувенирную лавку, чтобы приобрести сувениры на память.

Клиенты благодарят экскурсоводов за интересную и познавательную экскурсию.

ПРИЛОЖЕНИЕ



Конспект сюжетно-ролевой игры «Путешествие в Сочи»

МБДОУ детский сад присмотра и оздоровления №44, г. Ангарск Иркутская область

Воспитатель

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Новоселова Н.В. Конспект сюжетно-ролевой игры «Путешествие в Сочи» // Совушка. 2020. №2. URL: https://kssovushka.ru/e-sovushka.2016.n2-a/VP16030012.html (дата обращения: 10.10.2020 ).

Цель: Создание условий для активной творческой игровой деятельности.

Задачи:

Воспитательные: Воспитывать доброжелательность между детьми, умение учитывать желания товарищей. Образовательные:

  • Развивать самостоятельность в создании игровой среды, в соблюдении правил и норм поведения в игре
  • побуждать детей более широко и творчески использовать в играх знания, полученные от ознакомления с окружающей действительностью.
  • способствовать сознательному отношению к соблюдению правил ролевого взаимодействия, направляя внимание на качество исполняемых ролей, их социальную значимость.

Развивающие: Развивать инициативу, организаторские и творческие способности детей. Интеграция: «Здоровье», «Коммуникация», «Социализация», «Познание», «Музыка». Оборудование: Карта мира, вывеска «Касса», и «Авиабилеты», денежки, вывеска на автобус «Ангарск-аэропорт», руль для шофёра, пилотки и шарфики для стюардесс, пилотки лётчикам, номера для мест в самолёте, штурвал самолёта, панель управления, рация, компас, столики, посуда для кафе, продукты, картинки с изображением Олимпийских объектов, бейджики для экскурсоводов, телевизор, сувенирный ларёк с атрибутикой к Олимпиаде, в самолёте стаканчики с водой, ремни безопасности на самолёте, вывеска г.Сочи. Музыкальное сопровождение; Запись взлёта и посадки самолёта. видеоролик по Олимпиаде, спокойная музыка. Методы организации: — организовать место для игры, соответствующее возрасту и числу играющих на нём детей. — продумать подбор игрушек, материалов, пособий и следить за их обновлением соответственно запросам развивающего игрового процесса и общего развития детей. — руководя наблюдениями детей, содействовать отображению в игре положительных сторон социальной, трудовой жизни. Методические приёмы: 1. Косвенные-без непосредственного вмешательства в игру (внесение игрушек, создание игровой обстановки до начала игры)

  • Обогащение социального опыта детей через наблюдения, просмотра телепередач. Беседы.
  • Привлечение детей к изготовлению атрибутов и оформлению игрового поля.
  • Пополнение и обогащение игровой среды в соответствии с полученными на занятиях знаниями.

2. Прямые: Непосредственное включение педагога в игру, принятия на себя роли второстепенной.

  • Участие в сговоре детей.
  • Помощь р решении игровых задач, поддержание познавательного интереса в игре.
  • Наблюдение за игрой детей.
  • Направление замысла и действий детей (совет, подсказка, вопрос)
  • Коллективное обсуждение ролевого поведения детей после игры.

Предварительная работа: — Беседы об олимпийском движении. Символике, видах спорта. Беседы о профессиях лётчика, стюардессы, работников Чёрного моря. Там я предложила бы вам осмотреть достопримечательности Олимпийских объектов. На чём можно преодолеть это большое расстояние? Дети: на самолёте. Воспитатель: Тогда нам нужно спешить в кассу за билетами. (Воспитатель и дети покупают авиабилеты в кассе) Воспитатель: А теперь мы отправляемся в аэропорт, нам надо спешить, а то опоздаем на наш рейс. Делают из лавочек автобус, выбирается водитель, едут в аэропорт. Автобус «Ангарск-аэропорт» Пока едут в автобусе проводится речевая игра Мы в автобусе сидим И в окошечко глядим (хлопают ладонями по коленям) Весело глядим (повороты головы вправо и влево) А мотор рычит, рычит Ры-ры-ры-ры На кого то он ворчит Ры-ры-ры Мчит вперёд машина Ш-ш-ш Воспитатель и дети идут к самолёту. Стюардесса ребёнок: Объявляется посадка на рейс самолёта Ангарск-Сочи, прошу всех пройти на посадку в самолёт (проверяют билеты и называют места). Займите все свои места и приготовьтесь к взлёту самолёта. Пристегните ремни безопасности. (Пилоты заводят двигатели-звучит музыка). 3. Стюардесса ребёнок: Не волнуйтесь, взлёт прошёл хорошо и сейчас мы набираем высоту, через некоторое время вам будут предоставлены прохладительные напитки, кофе, водителя, экскурсовода. -просмотр телепередач об олимпиадах, спорте. Спортсменах. Символике, талисманах. План:

  • Вступительная часть-создание игровой ситуации и подготовка к игре.
  • Путешествие.
  • Итог игры.

Литература:

  • Колунова Л.А. , Копитина М.Г. Организация игровой деятельности в условиях дошкольного образовательного учреждения. М.: Издательство Рост. обл. ИПК и ПРО, 1997.
  • Миронова Р.М. Игра в развитии активной деятельности детей. Минск, 1989.
  • Сюжетно-ролевые игры дошкольников / Н.А.Бойченко, П.И. Григоренко, Е.И. Коваленко, Е.И. Щербакова. Киев, 1982.
  • ЭльконинД.Б. Психология игры. М.: Центр, 1999.
  • Краснощёкова Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. М.: Школа развития, 2007.

Ход игры:

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам отправиться в путешествие. Куда бы вы хотели? Дети: Ответы. Воспитатель: А я предлагаю отправиться в Сочи, где проходили олимпийские игры. Но это очень далеко. (Рассматривают карту). Сочи-южный город России на восточном берегу. (раздают водичку в стаканчиках на разносах). Предлагаю вам посмотреть небольшой, но интересный видеоролик о наших спортсменах и видах спорта. (Включается телевизор с видеороликом о спорте). I.Стюардесса: Приготовьтесь, мы идём на посадку. Прошу по самолёту не ходить, занять свои места и пристегнуть ремни…(Гул самолёта прекращается). II.Стюардесса: Посадка прошла удачно, прошу на выход. Прошу не опаздывать на обратный рейс. (Возле самолёта гостей встречают два экскурсовода). Экскурсовод: Внимание, туристическую группу из города Ангарск прошу пройти к экскурсоводу Данилу. Дети: Проходят, здороваются. Экскурсовод: Вы наверное проголодались и устали, у нас тут недалеко есть кафе, можно зайти и перекусить. (Он ведёт детей в кафе, дети самостоятельно распределяют роли официантов, делают заказы, слушают спокойную музыку в кафе, отдыхают). Экскурсовод: Вы уже отдохнули?, тогда мы можем начать нашу экскурсию по Олимпийскому Сочи, к Олимпийским объектам. (Дети проходят в группу, где развешаны картинки с изображением Олимпийских объектов). Экскурсовод: Вы знаете, что в Сочи прошли зимние Олимпийские игры с 07.02-23.14. Символом является 5 колец скреплённые между собой. Синие-Европа, чёрное-Африка, красная-Америка, жёлтое-Азия, зелёное-Австралия. В России Олимпийские игры прошли во второй раз, до этого в Москве были летние 22 игры и впервые зимние игры. В основу образа приняли принципы лоскутного одеяла-это орнаменты национальных промыслов России.

  • Посмотрите-а это эмблема Сочи-звезда из белых и голубых линий на фоне синего неба и горных вершин. Синий цвет-море, небо, белый-снег, красный-цвет победы.
  • А это талисман Олимпиады, белый мишка, зайка, леопард.
  • Это конькобежный центр-8000 зрителей.
  • Малая ледовая арена-проходили хоккейные соревнования.

А это ледовый дворец-для фигурного катания и шорт-трека.

  • Арена для кёрлинга-спортивная игра на ледяной дорожке, команды по очереди пускают по льду тяжёлые гранитные камни в сторону мишени.
  • Олимпийский стадион-на 40.000 зрителей.
  • Большая ледовая арена для игр в хоккей на 12.000 зрителей

Экскурсовод: Наша экскурсия подошла к концу. Надеемся, что вам понравился Олимпийский городок и вы все приедете к нам снова. Пройдите в киоск, где вы можете купить памятные сувениры Сочинской олимпиады. (Дети подходят к киоску и покупают сувениры). Воспитатель: Пора нам возвращаться домой, давайте пройдём к самолёту. Который ждёт нас в аэропорту. Благодарим экскурсоводов за интересный рассказ. Дети рассаживаются на свои места в самолёте, пилоты заводят мотор, стюардесса просит пристегнуть ремни, дети возвращаются домой.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: