Педагогический совет по теме: «Семья и школа: взаимодействие, взаимопонимание»

Название: » — презентации. Авторы: Максимов А.А., Саблина В.П. Год: 2012 Слайдов: 17 и 14 Область применения: родительское собрание, пед. совет. Формат: презентации в формате ppt., (rar архив). Размер: 3,14 Мб Качество: хорошее

Могут ли школа и семья стать полноценными партнерами в деле воспитания и образования детей?

Семья это определенный морально-психологический климат, это «школа» отношений с людьми.

Именно в семье ребенок получает азы знаний об окружающем мире, а в дальнейшем и саму культуру.

В семье ребенок включается во все жизненно важные виды деятельности — интеллектуальную, познавательную, трудовую, общественную, игровую, творческую и другие. Семья – это и трудовой коллектив, и моральная опора, и высшие человеческие привязанности (любовь, дружба), и пространство для отдыха, и школа доброты, и многообразная система отношений с родителями, братьями, сестрами, родными и знакомыми.

Принципы семейного воспитания:

  • дети должны расти и воспитываться в атмосфере любви и счастья;
  • родители должны понять и принять своего ребёнка таким, каков он есть, и способствовать развитию в нём лучшего;
  • воспитательные воздействия должны строиться с учётом возрастных и индивидуальных особенностей;
  • единство уважения к личности и высокой требовательности к ней должно быть положено в систему семейного воспитания;
  • личность самих родителей – идеальная модель для подражания детей;
  • воспитание должно строиться с опорой на положительное в растущем человеке;
  • все виды деятельности, организуемые в семье с целью развить ребёнка, должны быть построены на игре;
  • оптимизм и мажор – основа стиля и тона общения с детьми в семье.

Как известно, родители – главные воспитатели ребенка. Если, разумеется, это настоящие, заботливые, родители. К сожалению, многие из них не вполне соответствуют этим требованиям. Вот почему необходимо тесное сотрудничество школы и родителей.

Направления и формы работы с родителями

1. Изучение семьи учащихся

— психолого-педагогическая диагностика: — наблюдение, беседа, тестирование, анкетирование, — материалы детского творчества — интерактивные игры 2.
Психолого-педагогическое просвещение родителей
— родительские собрания, конференции, тренинги, индивидуальные и тематические консультации, беседы 3.
Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс
4.
Участие родителей в управление учебно-воспитательным процессом

Правила работы с родителями

  • к родителям каждого ребёнка нужно проявлять искреннее уважение;
  • с родителями ученика должно быть не во вред ему, а во благо;
  • изучение семей учащихся должно быть тактичным и объективным;
  • изучение семей учащихся должно предполагать дальнейшее просвещение родителей и коррекционную работу.

Основные задачи педагога

1.Активное вовлечение родителей во все сферы деятельности класса и школы на основе нормативных документов Управляющего совета. 2. Организация родительского всеобуча на паритетных началах: педагоги – родители, родители – родители. 3. Просветительная деятельность, направленная на формирование ЗОЖ. 4. Совершенствование форм взаимодействия школа – семья. 5. Педагогическое сопровождение семьи (изучение, консультирование, оказание помощи в вопросах воспитания, просвещения и др.).

Школа может помочь родителям при решении ими многих вопросов в воспитания детей, но она никогда не сможет конкурировать с семьей.

Именно семья является самым мощным средством в формировании личности ребенка.

Жизнь и наука доказали, что все беды у детей, а потом и у взрослых, объясняются ошибками семейного воспитания, главная из которых — отсутствие любви и неумение хвалить своих детей, поддерживать их.

Самое главное для ребенка — чтобы его любили таким, какой он есть.

Для успешного взаимодействия семьи и школы нужно помнить и следовать следующим правилам:

Любите! Уважайте! Помогайте! Объясняйте! Учите! Доверяйте! Спрашивайте! Благодарите!

Скриншот презентации «Взаимодействие школы и семьи»:

Подписи к слайдам:

Презентацию подготовила учитель начальных классов МОУ СОШ №3 г. Сыктывкара Комиссарова Ирина Александровна

Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги. А. С. Макаренко

Взаимодействие школы и семьи

Взаимодействие школы и семьи обусловлено следующими обстоятельствами: Единым объектом (субъектом) воспитания; Общими целями и задачами воспитания детей; Возможностью всестороннего изучения детей и координация влияний на их развитие; Необходимостью согласованности действий педагогов и родителей; Возможностью объединений усилий школы и семьи в решении проблем ребенка; Возможностью взаимного обогащения семей, классного и школьного коллективов, каждого участника взаимодействия.

Цель: обеспечить формирование сотруднических отношений между всеми участниками педагогического процесса, создающими благоприятные условия для обучения, воспитания и социального становления личности. Обеспечение качественного образования; формирование нравственности и культуры поведения у учащихся; формирование потребности в здоровом образе жизни. Сотрудничество педагогов и семьи направлено на решение следующих общих задач воспитания детей:

Частные задачи: С детьми: Воспитание уважительного, заботливого, отношения к родителям; Формирование ответственности за свои поступки перед семьёй; Воспитание чувства гордости за семью, стремление поддерживать и развивать лучшие семейные традиции.

Задачи в работе с родителями: формирование у родителей правильных представлений о своей роли в воспитании ребёнка, о необходимости участия в составлении планирования и участие в учебно-воспитательном процессе школы и класса; формирование субъективной позиции родителей в работе школы и класса, при проведении различных форм работы с семьёй и детьми; формирование психолого-педагогической культуры родителей; развитие отношений уважения и доверия между родителями и детьми.

Задачи в работе с педагогами: формирование понимания значимости сотрудничества с семьёй, роли педагогов в формировании гуманных уважительных отношений между родителями и детьми; формирование у педагогов потребности и умения решать проблемы каждого ребёнка на основе совместного заинтересованного диалога с родителями; освоение педагогами способов изучения семьи, диалоговых и сотруднических форм взаимодействия с родителями, форм организации совместной деятельности родителей и детей.

Коллективные Классификация форм работы с родителями Индивидуальные

Коллективные формы Родительские конференции День открытых дверей Классные родительские собрания Общешкольные родительские собрания Педагогический лекторий Педагогический всеобуч

Индивидуальные формы Дни консультаций для родителей в школе Беседа с родителями в школе Посещение семей учащихся на дому

Группы форм работы с родителями Государственно-общественная

Попечитель- ские советы Городские и районные советы родителей Советы отцов и матерей Советы школ Государственно-общественные формы

Государственно-общественная Группы форм работы с родителями Просветительская

Просветительские формы Использование СМИ для освещения проблем воспитания и обучения детей Организация родительского всеобуча Выпуск информационных листов, стендов и уголков для родителей

Группы форм работы с родителями Государственно-общественная Просветительская Интерактивная

Интерактивные формы Вечера вопросов и ответов Анкетирование Диагностика Дискуссии Консультации специалистов

Группы форм работы с родителями Интерактивная Просветительская Государственно-общественная Традиционная

Традиционные формы Тематические классные часы Родительские собрания Вечера отдыха Семейные, спортивные и интеллектуальные состязания Творческие конкурсы

Виды родительских собраний: установочные (знакомство с изменениями в учебном процессе); аналитические (знакомство с аналитическими материалами об успеваемости, медосмотре, правонарушениях); консультативные (обсуждение тех или иных мероприятий, требующих поддержки, одобрения родителей); чрезвычайные (по поводу какой-либо чрезвычайной ситуации); совместные (с учениками и родителями); информационно- просветительские (посвященные рассмотрению проблем, связанных с воспитанием и обучением).

Собрание в письменной форме

Формы родительских собраний: Собрание – беседа. Собрание – дискуссия. Круглый стол. Собрание – конференция. Собрание – семинар. Собрание – тренинг. Собрание – организационно-деятельностная игра. Педагогическая мастерская. Собрание – конкурс. Собрание – презентация. Устный журнал. Вечер вопросов и ответов. Родительский ринг. Интеллектуальный марафон. Ток-шоу. Гостиная. Собрание с домашним заданием. Собрание на дому. Собрание в письменной форме. Комбинированная форма собрания.

Технология подготовки и проведения родительских собраний Положение о классном родительском собрании: общее положение о классном родительском собрании; правила проведения собраний; принципы проведения собраний. Методические рекомендации по проведению родительских собраний: время и продолжительность собраний; анкетирование; оформление классной комнаты; форма приглашения; способы расположения родителей к разговору; формы проведения собрания; правила составления выступления классного руководителя; структура родительского собрания.

Советы психолога: как учителю организовать беседу с родителями; подготовка собрания; правила поведения классного руководителя на собрании; некоторые секреты успешности родительского собрания; необходимость родительских собраний; учителю на заметку; примерная тематика родительских собраний.

Совместное планирование родителей и педагогов Технология совместного планирования предполагает соблюдение нескольких условий: между родителями, педагогами, администрацией и ЦДО должны сложиться доверительные, уважительные отношения; необходимо выработать цели воспитания, роль и место всех и каждого в учебно-воспитательном процессе; провести диагностику интересов, пристрастий, семейных ценностей, возможностей и пожеланий родителей; предложения родителей и педагогов должны носить ресурсно-определённый характер, то есть точно определять кто, что, как и когда будет делать и что для этого нужно.

Процедура совместного планирования: Постановка целей и задач, знакомство с различными формами и содержанием совместной деятельности; обдумывание и осмысление предложений родителями вне собрания; обсуждение на родительском комитете; принятие решений на классном собрании; назначение ответственных и их помощников; использование возможностей второй половины дня в школе и возможности социума; вовлечение детей в процедуру совместного планирования; рефлексия проведённого мероприятия.

Результаты анкетирования: учитель – ученик – родитель. Вопросы да Родители имели возможность участвовать в планировании и проведений мероприятий. 100% Классный руководитель проявляет доброжелательное отношение к нашему ребёнку 100% Мы испытываем чувства взаимопонимания в контактах с классным руководителем 97% В классе, где учится наш ребёнок, хороший классный руководитель 100% Классный руководитель создаёт условия для проявления и развития способностей нашего ребёнка 99% Классный руководитель учитывает индивидуальные особенности нашего ребёнка 100% Классный руководитель проводит мероприятия, которые полезны и интересны нашему ребёнку 100% Классный руководитель проводит работу по посещению кружков и секций с нашими детьми 100% Классный руководитель проводит работу по формированию достойного поведения нашего ребёнка 98% Учитель справедливо оценивает достижения в учёбе нашего ребёнка. 98%

Оконченность и совершенство в педагогическом труде «…недостижимы, а развитие и совершенствование бесконечны…» Л. Н. Толстой

Спасибо за внимание!

Слайд 2

«Семья и школа – это берег и море. На берегу ребенок делает свои первые шаги, а потом перед ним открывается необозримое море знаний, и курс в этом море прокладывает школа… Но это не значит, что он должен совсем оторваться от берега… »Л. Кассиль.

Слайд 3

Актуальность

Идея сотрудничества – одна из самых популярных в современной педагогике. Семья и школа – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего. Вопрос о сотрудничестве семьи и школы сейчас особенно актуален, т. к. система семейного воспитания претерпевает значительные изменения и сегодня приходится отмечать, что разрушение семьи в традиционном понимании усугубляет проблемы семейного воспитания по ряду причин. Следовательно, в сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалифициро- ванная помощь со стороны педагогов школы. Какую бы сторону развития мы не взяли, всегда окажется, что решающая роль его эффективности на том или ином этапе играет семья.

Слайд 4

Противоречия

Каждый педагог в своей деятельности рано или поздно “натыкается” на такой самостоятельный и независимый от школы фактор развития ребёнка, как его семья. Более того, его влияние на ребёнка настолько сильно, что способно свести на нет любые педагогические усилия. С одной стороны, школа, как социальный институт, побаивается вмешательства в частную жизнь своих учеников, зачастую имея о ней самое поверхностное и искажённое представление. С другой – педагог понимает, что без согласования с семьёй школьные педагогические воздействия теряют всякую силу.

Слайд 5

Обоснование проблемы

Вернуть в школу утраченные ценности без семьи,без самого народа невозможно. Ю.П. Азаров

Слайд 6

Основная идея проекта

Превратить интерес школы к учебно-воспитательному процессу в интерес семейный, сплотить не только детскую группу в коллектив единомышленников, но и их родителей сделать союзниками.

Слайд 7

Цель проекта

Создать систему сотрудничества семьи и школы с целью благоприятных условий для формирования личности школьника.

Слайд 8

Гипотеза

Посейте поступок – пожнете привычку, посейте привычку – пожнете характер, посейте характер – пожнете судьбу. У. Теккерей

Слайд 9

Задачи проекта

Вооружить родителей педагогическими знаниями и умениями для воспитания личности ребенка. Оказать помощь в разумном выстраивании отношений с ребенком. Формировать единый взгляд школы и семьи на цели, содержание и методы воспитания младших школьников. Создать в коллективе детей и родителей атмосферу добра, взаимопонимания, доверия. Вовлечь родителей и учащихся в разнообразные формы внеурочной деятельности в воспитании младших школьников.

Слайд 10

Объект исследования: процесс сотрудничества семьи и школы в воспитании и образовании детей. Предмет исследования: совокупность методов, форм и средств, необходимых для успешного сотрудничества.

Слайд 11

Методы исследования

теоретический:анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме; эксперементальные: наблюдение; анкетирование, тестирование; формирующий эксперимент; методы качественного и количественного анализа эксперементальных данных: обработка, интерпретация результатов.

Слайд 12

Ожидаемые результаты

Изучив особенности семьи, постановка конкретных задач в работе с каждой семьей (с учетом возраста, образования, культурного уровня и взглядов на воспитание), выбор адекватных форм и методов работы с семьями. Повышение педагогической компетентности родителей. Создание содружества в структуре «семья – класс –школа». Установление активного взаимодействия между педагогом, детьми и родителями, эффективное общение и взаимопонимание. Организация эффективного взаимодействия учителей и родителей учащихся в воспитании личности ребенка.

Слайд 13

Этапы реализации проекта

Информационно-подготовительный этап Знакомство с семьями учащихся, с их проблемами в воспитании ребенка (отбор эффективных методов и приемов диагностики семей; планирование работы с семьей). Организационный этап Выборы родительского комитета. Формирование базы данных по результатам анкет, опросов родителей. Создание условий для внедрения планов работы с родителями. Формирование установки на сотрудничество школы и семьи.

Слайд 14

Практический этап Работа по формированию у родителей специальных знаний по детской психологии, педагогике (система консультаций; родительские собрания). Совместная деятельность по схеме: педагог-ребенок-родитель (праздники и развлечения; экскурсии и походы; участие в конкурсах и выставках; субботники). Обобщающий этап Анкетирование родителей, детей. Анализ эффективности работы с последующей ее корректировкой.

Слайд 15

Методы изучения семей

Наблюдение. Подключенное наблюдение (подключение родителей, актива класса) Индивидуальные беседы. Тестирование. Анкетирование. Диагностика. Деловые игры. Анализ детских рассказов и рисунков.

Слайд 16

Направления взаимодействия семьи и школы

Цель:установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать. 1. Изучение условий семейного воспитания. 2. Информирование родителей о содержании учебно-воспитательного процесса. 3. Психолого-педагогическое просвещение родителей. 4. Взаимодействие с родительским комитетом. 5. Организация коллективной деятельности. 6. Индивидуальная работа с воспитанниками и их родителями. 7. Информирование родителей о ходе и результатах воспитания и обучения детей.

Слайд 17

Педагогические технологии педагогика сотрудничества игровые технологии личностно-ориентированный подход ИКТ проблемный подход

Слайд 18

Педагогическое просвещение родителей

Главный метод воспитания детей – личный пример родителей. Наглядная педагогическая пропаганда Информационный стенд Тематические выставки Памятки для родителей Создание библиотеки семейного чтения Родительские собрания Встреча-знакомство в родительском клубе «Здравствуйте!»

Слайд 19

Круглый стол, посвященный трудностям адаптационного периода «Встреча взрослого и ребенка» Собрание-диалог «О времени, детях и себе…» Собрание рецептов «Как помочь ребенку полюбить чтение» Лаборатория нерешенных проблем «Детишек воспитывать – не курочек пересчитывать» 3. Школа для родителей Тематические консультации Индивидуальные консультации Лектории Открытые показы уроков и воспитательных мероприятий

Слайд 20

Совместная деятельность детей, родителей, педагогов

Задача: формирование установки к сотрудничеству, создание условий для этого сотрудничества Организация и проведение экскурсий Выпуск стенгазет Смотры-конкурсы (поделок; рисунков) Работа по изготовлению костюмов к праздникам

Слайд 21

5. Детские праздники, театрализованные представления, конкурсы, викторины, выставки Утренник «Мы теперь не просто дети, мы теперь ученики» Театрализованное представление «В гостях у осени» Новогоднее представление «Здравствуй Новый год!» Познавательная викторина «Приключения в Стране дорожных знаков» День здоровья «Мама, папа, я – спортивная семья» Праздник «Прощание с Азбукой» Праздник всей семьи «Погода в нашем доме»

Слайд 22

Обобщающий этап

Цель: оценка эффективности форм, методов и содержания работы с семьями по формированию личности ребенка Задачи: Проведение диагностического исследования состояния адаптации детей и взаимоотношений родителей и детей; Анализ и обобщение полученных результатов на заседании учителей начальных классов и родительских собраниях. Определение дальнейших перспектив по формированию личности ребенка.

Слайд 23

Психолого-педагогический анализ особенностей адаптации первоклассников к школе

Слайд 28

Выводы

В начальных классах связь школы с семьей (родителями) осуществляет учитель. Совместная работа учителя-воспитателя и родителей начинается на первом году обучения детей в школе. Для ребенка, впервые переступившего порог школы, содружество учителя и родителей – одно из важнейших условий его целостного развития, потому что личность школьника не может формироваться только в школе и только в семье. Он воспитывается одновременно и в школе, и в семье. Творческое общение с семьями – то главное, что помогает учителю успешно влиять на развитие личности каждого ребенка, формирует ценностное отношение к семье.

Слайд 29

Демокрит утверждал: «Хорошими людьми становятся больше от упражнений, чем от природы». Таким упражнением, способствующим развитию и становлению личности ребёнка, становится использование активных форм взаимодействия семьи и школы. Доказано временем, я в этом глубоко убеждена, что воспитание будет иметь успех, если просвещение семьи опережает просвещение ребёнка. Поэтому необходимо создать в классе такую систему воспитательной работы, которая позволила бы развиваться каждой семье, каждому родителю и каждому ребёнку.

Слайд 30

Информационные источники

Арнаутова Е.П. Педагог и семья. М.: Издательский дом «Карапуз», 2002. Венгер А. Л., Цукерман Г. А. Психологическое обследование младщих школьников. М.: Владос-Пресс, 2001. Максимочкина В. Н. Родительские собрания. Волгоград: 2008 г. Смолко Е. Воспитывать вместе. // Семья и школа. – 1985, № 9. Соловьева Т. А., Рогалева Е. И. Первоклассник: адаптация к новой социальной среде. М.:ВАКО, 2008 Степанов Е.Н. Калейдоскоп родительских собраний. М.: Т.Ц. Сфера,2004 г. Сухомлинский В. А. Мудрость родительской любви. – Москва, 1990. Сухомлинский В.А. Родительская педагогика. Избр. соч. в 3 т. М., 1981 г.т.3 Интернет-ресурсы: https:// festival.1september.ru

Посмотреть все слайды

Педсовет на тему работа с родителями материал

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №8 комбинированного вида»

города Пикалёво

Тема педсовета: «Инновационные формы и методы работы с родителями в ДОУ»

План проведения:

  1. Вступительное слово (актуальность проблемы).
  2. Итоги тематического контроля по теме: «Организация работы с родителями в ДОУ» (Кулешова Т.А.)
  3. Презентация на тему: «Инновационные формы и методы работы с родителями в ДОУ». (Борисова Т.А.)
  4. Итоги анкетирования родителей по теме: «Взаимодействие детского сада и семьи» (Львова Г.Р.)
  5. Деловая игра. (Копусова И.И., АлексееваТ.)
  6. Педагогический тренинг «Оценка уровня коммуникабельности педагога с родителями». (Ерошенкова О.Ф.)
  7. Памятка для воспитателей: «Правила взаимодействия с семьей» (Гусарова М.В.)
  8. Психологическая зарядка. (Николаева Т.А.)
  9. Формулировка и принятие решений педсовета.

Ход педсовета

  1. Вступительное слово

Уважаемые коллеги! Наш педсовет посвящен решению одной из задач дошкольного учреждения, обеспечению благоприятных условий для повышения педагогической культуры родителей, посредством использования разнообразных форм взаимодействия. Мир постоянно информационно усложняется. Сегодня уже недостаточно однажды получить образование и работать по специальности. Чтобы сохранять уровень компетентности, необходимо все время чему-либо учиться, заниматься самообразованием на протяжении всей жизни. Непрерывное образование становится потребностью. Современная семья все чаще нуждается в разнообразных знаниях: медицинских, педагогических, психологических, юридических: Деятельность педагогического коллектива детского сада не может оставаться в стороне от изменяющейся ситуации в социуме. Работа с семьей должна учитывать современные подходы к этой проблеме.

В настоящее время общение педагога с родителями строится на принципах доверия, диалога, партнерства, учета интересов родителей и их опыта в воспитании детей. Педагоги прошлого — К. Д. Ушинский, Е. Н. Водовозова, Л. Н. Толстой и другие — говорили о необходимости приобретения родителями педагогически знаний, о важности и целенаправленности семейного воспитания, о необходимости сочетания знания и опыта. В этом современным родителям призваны оказать помощь педагоги дошкольных учреждений, несмотря на то, что информацию по вопросам воспитания ребенка можно получить сейчас разными путями. Это и периодические издания, и Интернет, и многочисленная популярная литература для родителей. Но только воспитатель ежедневно общается с детьми и родителями, видит проблемы, трудности, а также положительный опыт каждой семьи. Он оказывает помощь родителям в различных формах. Однако педагоги не всегда готовы к этой деятельности в силу ряда причин. И наша сегодняшняя работа, я надеюсь, окажет вам практическую помощь в установлении контакта с родителями воспитанников, выявит трудности и имеющийся положительный опыт.

  1. По итогам тематического контроля в ДОУ по теме: «Оценка организации работы с родителями в ДОУ» выступит Татьяна Алефтиновна.
  1. Презентация на тему: «Инновационные формы и методы работы с родителями в ДОУ».

Просим Борисову Татьяну Александровну представить презентацию по данной теме педсовета.

  1. Анкетирование.

Все мы знаем, что основными направлениями взаимодействия с семьей являются:

  • Изучение потребности родителей в образовательных услугах.
  • Просвещение родителей с целью повышения их правовой и педагогической культуры.

Исходя из этих направлений, и осуществляется работа по взаимодействию с семьями дошкольников.

Для определения перспектив развития учреждения, содержания работы и форм организации проводилось анкетирование родителей по теме: «Взаимодействие детского сада и семьи». Львова Гульнара Рафаиловна расскажет нам об итогах анкетирования.

В ходе анализа анкетирования родителей выявлено:

  1. Деловая игра с педагогами ДОУ «Инновационные формы работы с родителями»

Цель игры: формировать умение дифференцированно подходить к организации работы с родителями; оптимальные пути решения конфликтов; поиск новых способов поведения в контактах с родителями, приобретение опыта совместной работы педагогического коллектива.

Для проведения игры педагоги делятся на 2 команды (жеребьёвка)

1 часть. Разминка.

Вопросы раздаются обеим командам, ответы принимаются по очереди.

1 Кому принадлежит ведущая роль в воспитании ребенка-дошкольника?

2 Назовите законодательные документы, в которых обозначена приоритетная роль семьи в воспитании ребенка?

3 В чем заключается компетентность педагога в общении с родителями?

4 В каких областях знаний должен быть компетентен педагог для полноценного общения с родителями?

5 Назовите условия, при которых может снизиться компетентность педагога?

1 Назовите условия для преодоления утрачивания компетентности?

2 Перечислите формы работы с родителями.

3 Анкетирование. Что это такое? Назовите положительные и отрицательные стороны.

4 По вашему мнению, что хотели бы получить родители от детского сада?

5 «Если увидишь лицо без улыбки, улыбнись сам». Прокомментируйте эту фразу.

2 часть.

Решение педагогических ситуаций.

Каждой команде необходимо проиграть данную ситуацию и найти выход из создавшейся ситуации.

1. Вечер. За Владом и Машей пришли родители. Дети стали убирать за собой игрушки. Мама Влада стоит, смотрит и радуется, а мама Маши кричит: «Быстро одевайся, мне некогда!», «Мама, но ведь надо убрать за собой», -говорит Маша. «Дома будешь убирать, а сейчас я спешу!» Как взаимодействовать с родителями в данной ситуации. Ваши действия.

2 Воспитатель предложил родителям принять участие в конкурсе, поместив информацию об этом в групповом стенде. В конкурсе принял участие 1 человек. Воспитатель недоволен. Чем можно объяснить происшедшее? Что предпринять в дальнейшем?

1 Мария Петровна, бабушка Димы из младшей группы, привела ребенка, у которого наблюдается явное недомогание (насморк, кашель, вялость). Действия воспитателя?

2 «У нас есть в наличии краска, надо покрасить забор»- предложила заведующая педагогам. Как вы будете просить родителей о помощи? А если они станут отказываться, какими будут ваши действия?

3 часть

Упражнение. «Талант педагога!» Дано начало стихотворения, придумайте окончание. (На выполнение задания 5 мин).

«Работу я свою люблю

И в ней я счастье нахожу!

Но…»

Рефлексия

Педагогу в работе с семьей и в педагогическом просвещении родителей, важно выстроить систему, в которой обе стороны взаимодействия (детский сад и семья) становятся равноправными, равноценными и автономными партнерами в обеспечении всестороннего развития ребенка. И это достаточно сложно, так как воспитатель выступает в двух ролях: как «официальное лицо» и как доверительный собеседник, с которым можно поделиться, не опасаясь осуждения. Но Вы — Педагоги! Грамотные, тактичные, эрудированные, талантливые, коммуникабельные. Вспомним японскую мудрость: «Плохой хозяин растит сорняк, хороший выращивает рис, умный культивирует почву, дальновидный воспитывает работника». Давайте же воспитывать достойное поколение. Удачи вам!

  1. Педагогический тренинг «Оценка уровня коммуникабельности педагога с родителями».

Цель: развитие безоценочного восприятия партнера по общению.

Методика проведения.

Вниманию педагогов предлагаются несколько простых вопросов. Отвечать нужно быстро, однозначно «да», «нет», «иногда».

  1. Вам предстоит ординарная беседа с одним из родителей. Выбивает ли Вас ее ожидание из колеи?
  2. Вызывает ли у Вас смятение и неудовольствие поручение выступить с докладом, информацией перед родителями?
  3. Не откладываете ли Вы неприятную беседу о сложном ребенке с его родителями до последнего момента?
  4. Считаете ли Вы, что не следует лично беседовать с родителями об особенностях воспитания в семье, а лучше провести анкетирование, письменный опрос?
  5. Вам предлагают подготовить общее родительское собрание для родителей дошкольного учреждения. Приложите ли Вы максимум усилий, чтобы избежать этого поручения?
  6. Любите ли Вы делиться своими переживаниями от общения с родителями с коллегами, руководством?
  7. Убеждены ли Вы, что общаться с родителями гораздо сложнее, чем с детьми?
  8. Раздражаетесь ли Вы, если один из родителей Ваших воспитанников постоянно задает Вам вопросы?
  9. Верите ли Вы, что существует проблема «воспитателей и родителей» и что они разговаривают на «разных языках»?
  10. Постесняетесь ли Вы напомнить родителям об обещании, которое они забыли выполнить?
  11. Вызывает ли у Вас досаду просьба кого-либо из родителей помочь разобраться в том или ином сложном воспитательном вопросе?
  12. Услышав высказывание явно ошибочной точки зрения по вопросу воспитания, предпочтете ли Вы промолчать и не вступать в спор?
  13. Боитесь ли Вы участвовать в разборе конфликтных ситуаций между педагогами и родителями?
  14. У Вас есть собственные, сугубо индивидуальные критерии оценки семейного воспитания и других мнений на этот счет Вы не приемлете?
  15. Считаете ли Вы, что воспитывать необходимо и родителей, а не только детей?
  16. Проще ли Вам подготовить информацию для родителей в письменном виде, чем провести устную консультацию?

Оценка ответов: «да» — 2 очка, «иногда» — 1 очко, «нет» — О очков. Полученные очки суммируются и определяется, к какой категории относится испытуемый. 30-32 очка. Вам явно сложно вступать в общение с родителями. Скорее всего, Вы вообще не коммуникабельны. Это Ваша беда, так как страдаете от этого больше Вы сами. Но и окружающим Вас людям нелегко. На Вас трудно положиться в деле, которое требует коллективных усилий. Контакты с родителями Вы стараетесь свести к минимуму. В основном они формальны. Причины трудностей в общении Вы стремитесь переложить на родителей. Вы убеждены, что большинство родителей — это всегда недовольные, придирчивые люди, ищущие в Вашей работе только недостатки, не желающие прислушиваться к Вашему мнению. Ваше неумение построить общение с родителями приводит к тому, что и они стремятся избегать общения с Вами. Постарайтесь стать общительнее, контролируйте себя.

25-29 очков. Вы замкнуты, неразговорчивы. Новая работа и необходимость новых контактов надолго выводят Вас из равновесия. Общение с родителями воспитанников является для Вас сложным и не слишком приятным делом. Вы знаете эту особенность своего характера и бываете недовольны собой. Однако в неудачных контактах с родителями стремитесь в большей степени обвинить их, а не собственную коммуникабельность. В Ваших силах изменить особенности своего характера. Вспомните, ведь участие в общем интересном деле позволяет Вам легко находить общий язык с родителями!

19-24 очка. Вы в известной степени общительны и в незнакомой обстановке чувствуете себя вполне уверенно. Вам удается достаточно легко наладить контакты с большинством родителей своей группы, но с «трудными» родителями Вы не стремитесь активно общаться. В незнакомой ситуации Вы выбираете тактику «присматривания». Сложности общения с родителями не пугают Вас, однако порой Вы бываете излишне критичны по отношению к ним. Эти недостатки исправимы.

14-18 очков. У Вас нормальная коммуникабельность. Вы убеждены, что с любым родителем всегда можно найти «общий язык». Вы охотно выслушиваете родителей, достаточно терпеливы в общении с ними, умеете отстоять свою точку зрения, не навязывая ее при этом другому. И индивидуальное и коллективное общение с родителями не вызывает у Вас неприятных переживаний. Родители так же стремятся поддерживать контакты с Вами, ищут Вашего совета, поддержки. В то же время Вы не любите многословия, излишней эмоциональности, стремитесь избегать ненужных конфликтов.

9-13 очков. Вы бываете весьма общительны. Постоянно стремитесь вступить в беседу с родителями, но часто эти беседы носят бессодержательный характер. Вы любите бывать в центре внимания, никому не отказываете в просьбах, хотя не всегда можете их выполнить. Стремитесь высказать родителям собственное мнение о том, как они воспитывают детей, в любой ситуации дать совет, что способно вызывать у них раздражение. Вы вспыльчивы, но отходчивы. Вам недостает терпения и отваги при столкновении с серьезными проблемами. При желании, однако, Вы умеете выстраивать содержательное общение.

4-8 очков. Вы чрезмерно общительны. Стремитесь стать «другом» каждому родителю, быть в курсе всех их проблем. Любите принимать участие во всех спорах и дискуссиях. Всегда охотно беретесь за любое дело, хотя не всегда можете успешно довести его до конца. Имеете собственное мнение по любому вопросу и всегда стремитесь ею высказать. Возможно, по этой причине родители и коллеги относятся к Вам с опаской и сомнениями. Вам следует задуматься над этими фактами.

З очка и менее. Ваша общительность носит болезненный характер. Вы многословны, вмешиваетесь в дела, которые не имеют к Вам никакого отношения. Беретесь судить о проблемах, в которых совершенно не компетентны. Вольно или невольно Вы часто бываете причиной разного рода конфликтов, в том числе и среди родителей. Общаясь с родителями, бываете грубоваты, фамильярны. Вас отличают необъективность, обидчивость. Любую проблему Вы стремитесь вынести на всеобщее обсуждение. Серьезное общение с родителями не для Вас. Окружающим сложно с Вами. Постарайтесь задуматься, почему, несмотря на все Ваши усилия наладить общение с родителями, из этого ничего не выходит? Воспитывайте в себе терпеливость и сдержанность, уважительно относитесь к людям.

Итак, связи между семьёй и детским садом строятся на доверии. А взаимное доверие возникает в результате эффективного обмена информацией. Если воспитатели хотят стимулировать успешное вовлечение родителей в свою работу, им необходимо установить персонифицированный, непрерывный, гибкий и позитивный обмен информацией с родителями. Для этого педагоги должны находить способы документировать и сообщать информацию о ежедневных успехах воспитанников так, чтобы менялись представления родителей о их собственной роли и их взгляды на опыт, который приобретают дети в ДОУ. Вниманию педагогов предлагается «Алгоритм взаимодействия с семьей» (С. В. Глебова «Детский сад — семья: аспекты взаимодействия»).

  1. Педагогам предлагается как памятка.

Памятки для воспитателей по взаимодействию с родителями.

1. Общение с родителями

2. Работа с родителями

3. Организация беседы с родителями

Общение с родителями

Диалог педагога с родителями — это личностно равноправное общение,

это совместное приобретение опыта.

Диалогическое общение — наиболее оптимальный стиль общения с

родителями. Условия такого общения:

а) безоценочное позитивное принятие другого человека;

б) активное эмпатическое (сопереживающее) слушание другого, выражение

своего понимания другого человека в речи или действии;

в) искреннее выражение своих подлинных чувств в общении;

г) ориентация в содержании общения на потребности семьи, запросы

родителей.

Педагог должен не бояться своих чувств и уметь выразить без

унижения и оскорбления другого, говоря о себе, о своих переживаниях, т. е. в

форме «я — высказывания».

Каждая сторона общения воспитателя с семьей ответственна за

собственный выбор поступков, способов поведения, за культуру

самовыражения своих мыслей, чувств, за собственные ожидания от

противоположной стороны.

Педагог должен занять в общении с родителями адекватную позицию в

противовес позиции «обиженного (рассерженного) ребенка»;

Необходимо стать более открытыми и откровенными в принятии

чужого мнения (толерантными), свободными от рамок «норм и запретов», не

бояться быть не услышанными родителями («Зачем им это, это наши

проблемы», «Они не поймут» и т. п.), больше верить в силу слова, в силу

контакта, все более оказываясь обаятельными в общении.

Работа с родителями

1. Помните, что вы только помощник родителей, а не лицо, их заменяющее.

2. Родители несут всю полноту ответственности за развитие, обучение и

сохранение здоровья своего ребенка. Ваша задача — помочь им в этом, но не

взваливать весь груз ответственности на себя.

3. Вы не обязаны любить всех детей вашей группы. Любовь — это прерогатива

родителей. Вы обязаны понять детей, принять их такими, какие они есть, и

помочь им в преодолении проблем психофизического развития.

4. Каждый ценит только то, что ему удалось сделать самому. Следовательно,

чем больше вы будете предоставлять родителям возможностей для

самореализации, тем выше они будут оценивать эффективность работы

детского сада в целом и вашу в частности.

5. Для проведения родительского собрания выберите наиболее благоприятный день и час и постарайтесь, чтобы на это время ни у вас, ни у

родителей ваших воспитанников не было запланировано никаких важных

дел, интересных телепередач и т. п.

6. Определите одну наиболее важную проблему, касающуюся воспитанников

вашей группы, и на ее обсуждении постройте разговор с родителями.

7. Особое внимание обратите на размещение родителей в группе. Например,

можно расставить столы и стулья по кругу, чтобы все участники

родительского собрания хорошо видели и слышали друг друга.

8. Подготовьте визитки с именами родителей, особенно в том случае, если

они еще недостаточно хорошо знают друг друга.

9. Вместе с родителями придумайте правила для участников собрания.

Например: снимать верхнюю одежду обязательно; не допускается молчания

при обсуждении проблемы; отвергая предложение (мнение), необходимо

вносить встречное; называть друг друга по имени и отчеству или только по

имени и т. д.

10. Берегите время людей, приглашенных на собрание. С этой целью

установите регламент и строго следите за его соблюдением.

11. В ходе собрания используйте игры и групповые формы организации

взаимодействия родителей.

12. Сделать общение на собрании непринужденным и откровенным может

помочь чашка чая.

13. При обсуждении проблемных вопросов опирайтесь на жизненный и

педагогический опыт наиболее авторитетных родителей, на мнение членов

родительского комитета и совета дошкольного учреждения.

14. Стремитесь к тому, чтобы на собрании были приняты конкретные

решения.

15. Используйте все преимущества конкурсов и соревнований при

формулировке домашних заданий. Это позволит создать атмосферу

заинтересованности и сопричастности родителей к образованию ребенка.

16. Беседуя с родителями о достоинствах или недостатках их ребенка, о

результатах выполнения им тех или иных заданий, прибегайте к примерам,

описанным в литературе. Не сравнивайте конкретного ребенка с другими

детьми вашей группы. Помните о том, что мера здоровья и развития у

каждого ребенка строго индивидуальна: что хорошо и нормально для одного,

не всегда целесообразно и полезно для другого. Ведь педагог, как и врач,

должен руководствоваться девизом «Не навреди!»

Организация беседы с родителями

1. Ответственность за успех или провал встречи лежит на педагоге.

2. Организовать встречу надо так, чтобы в ней не было перерывов.

3. Взаимопонимание быстрее наладится, если воспитатель не будет сидеть за

столом. Ибо, сидя за столом, он ставит себя в позицию начальства, а не

партнера.

4. Важно спокойное дружеское вступительное слово воспитателя.

5. Нужно попросить родителя высказаться и внимательно его выслушать.

6. Нужно выяснить, что родитель думает по поводу своего ребенка и как он

его воспринимает. Воспитатель не сможет понять поведение ребенка прежде,

чем он поймет отношение к нему родителя.

7. Если родитель предлагает свой план действий, нужно его принять и

сделать все возможное для его реализации. Это лучше, чем навязывать

родителю мнение воспитателя

8. Не стоит спорить с родителями. Спор может вызвать обиду и отчужденность.

9. Пусть любое решение станет результатом взаимного размышления и со

стороны родителей явится руководством к действию.

10. Постарайтесь прочувствовать «больные струнки» родителей и не

задевайте их.

11. Воспринимайте все, что говорят родители, не выражая своего изумления

или неодобрения.

  1. Психологическая зарядка

Взаимодействие родителей и детского сада редко возникают сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливой труд, требующий терпеливого неуклонного следования к цели. Ведь у нас одна цель — воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек — таков и мир, который он создает вокруг себя. От благоприятного психологического климата зависит и благоприятное разрешения конфликта, от чего, в свою очередь, зависит качество обучения и воспитания детей и взаимодействия с родителями.

Психологическая зарядка

Упражнение направлено на овладение приёмами релаксации и концентрации, способствующими повышению энергетического потенциала педагога и успешному взаимодействию в работе с родителями.

  1. Стоя, свести лопатки, улыбнуться и подмигивая левым, потом правым глазом повторить: «Очень я собой горжусь, я на многое гожусь».
  2. Положив на лоб левую ладонь, затем правую повторять: «Я решаю любые задачи, со мною всегда любовь и удача».
  3. Потирая ладонь о ладонь повторить: «Я приманиваю удачу, с каждым днем становлюсь богаче».
  4. Встав на цыпочки, руки над головой сомкнуть в кольцо, повторить: «Я согрета солнечным лучиком, я достойна самого лучшего».
  5. Руки в стороны, кулаки сжать, делая вращения руками: «На пути у меня нет преграды, все получиться так, как надо».
  6. Руки на поясе, делая наклоны вправо — влево, повторить: «Покой и улыбку всегда берегу, и мне все помогут, и я помогу».
  7. Руки на поясе наклоны вперед-назад, повторять: «Ситуация любая мне подвластна, мир прекрасен — и я прекрасна».
  8. Подпрыгивая на правой, затем на левой ноге, повторить: «Я бодра и энергична, и дела идут отлично».
  9. Сложив руки в замок, делая глубокий вдох: «Вселенная мне улыбается, и все у меня получается».

9. «Аукцион идей». Формулировка и принятие решения педсовета.

Проект решения педсовета.

  1. Использовать в работе с родителями инновационные формы и методы для просвещения родителей с целью повышения их правовой и педагогической культуры.
  2. Способствовать активному участию родителей в жизни ДОУ.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: