Конспект примерного занятия по ознакомлению с окружающим миром в младших группах ДОУ
Занятие по теме «Семья»
Цель: формировать представления о семье, воспитывать интерес к именам.
Дополнительный материал: семейная фотография, клей и одноразовые тарелочки по количеству детей в группе.
Игры для развития и обучения детей 5 лет
Мотивационная часть: Загадки про семью, или беседа о том, кто является частью семьи у детей (мама, папа, брат, сестра, бабушки, и другие). Воспитатель наводящими вопросами вовлекает в занятие всех детей. Важно каждому ребенку дать слово или оформить небольшой стенд с фотографиями, с которыми смогут познакомиться ребята из группы.
Содержательная часть: Вместо воспитателя задавать вопросы может сказочный персонаж: мягкая игрушка, или кукла. Ставится проблемная ситуация, или зачитывается рассказ о том, что вся семья персонажа собралась за большим столом на ужин и только одно место осталось не занятым. Задается вопрос, почему отсутствует член семьи, кто может отсутствовать, по каким причинам. Далее переход к семьям детей. Разговор о том, что такое семья и какие традиции, кроме вечернего ужина, есть у семьи.
;Обратите внимание! В этой части занятия можно использовать пальчиковую гимнастику (как мама готовила кашку, как папа работал, как бабушка вязала, как братик катал машинку, и так далее). Пальчиковую гимнастику можно разбавить общими физическими упражнениями и таким образом заменить физминутку.
В процессе занятия проговорить детям о чувствах, которые испытывают другие члены семьи, когда кого-то нет дома. Обязательно заключение. У сказочного персонажа кто-то должен вернуться на пустое место, чтобы наглядно показать весь состав семьи.
Рефлексия: После рассказа можно создать рамочку для фотографии. Дети приклеивают фото на тарелочку и могут дома поставить рамку на видное место и поделиться впечатлениями от проведенного занятия. В конце дети рассказывают о своих чувствах и отвечают на вопросы о том, что они запомнили, что такое семья, какие эмоции они испытывали, когда персонажу не хватало одного из членов семьи, каким радостным стал день, когда вся семья оказалась в сборе.
Конспект занятия по ФЦКМ в первой младшей группе «На лесной полянке»
Цель: учить детей рисовать весенний цветок нетрадиционным способом.
Задачи:
• Продолжать учить рисовать губкой на листе бумаги;
• Обучение умению рисовать цветы способом«примакивания»
• развивать воображение и восприятие окружающего мира, развивать мелкую моторику;
• Закрепить знания цветов( желтый, красный, синий);
• воспитывать бережное отношение к природе, формировать эмоционально-положительное отношение к самому процессу рисования.
Оборудование и материалы: Музыкальные записи (голоса птиц, журчание ручья, жужжание пчелы), мяг.игрушка: пчелка Майя, губка, гуашь желтого цвета, цветочная полянка, картинки одуванчика
Предварительная работа: чтение книг, заучивание стихов, рассматривание картин «Цветы весной»
, беседа о весне, наблюдение за изменениями в природе весной, рассматривание насекомых.
Ход занятия:
Дети сидят вокруг воспитателя, звучит мелодия со звуками весны.
Воспитатель: Ребята, давайте послушаем какая красивая музыка звучит. Что вы услышали?
Ответы детей.
Воспитатель: Как вы думаете, в какое время года, мы можем услышать эти звуки?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, все эти звуки мы можем услышать весной.
Воспитатель :Ребята, что происходит в природе весной?
Дети: Все просыпается. Солнышко с приходом весны стало ярче светить, оно нас очень сильно греет.
Воспитатель: В это время появляются насекомые. А вы знаете, где они живут (в лесу,в городе,в парке)
Я приглашаю вас сегодня на лесную полянку в гости к насекомым.
Согласны? Пошли!
Воспитатель: Мы к лесной полянке вышли , поднимая ноги выше.
Через кустики и кочки, через ветки и пенёчки.
Кто так ловко шагал, не споткнулся, не упал?
Подходят к макету полянке, накрытому зелёной скатертью со цветами.
Воспитатель: Ну, вот мы и пришли! Посмотрите какая красивая полянка! Что вы на ней видите (цветы)
Назовите, какого они цвета (красные, желтые, синие и т. д.)Давайте присядем на цветочной полянке, отдохнем немножко, полюбуемся цветами.
Воспитатель :Ой, дети, слышите? Кто жужжит?)…
Дети: Пчелка.
Воспитатель: Здравствуй, пчелка!
Пчелка Майя: Здравствуйте, ребята. Меня зовут пчёлка Майя! У меня случилась беда. Скоро ко мне в гости прилетят мои друзья-пчёлы, они очень любят цветочный нектар из одуванчиков. А мне их нечем угостить, потому что на нашей полянке одуванчиков ещё очень мало. А мне так хочется собрать много нектара и угостить друзей. Может быть вы сможете, мне помочь?
— Дети, где же нам взять одуванчики?
— Да, ребят, я тоже думаю, что мы можем нарисовать одуванчики.
Но сначала давайте поиграем
ФИЗМИНУТКА
Представьте, себе, что вы – одуванчики и растёте вот на этой полянке (Дети приседают на корточки)
— Одуванчики начинают расти. Растут, растут – выросли!
Подул ветер, одуванчики покачиваются.
Наступил вечер, одуванчики закрываются.
Наступило утро – одуванчики проснулись, головками кивают.
Воспитатель: Отдохнули?! А теперь сядем все за стол и рассмотрим картинку одуванчика. Какой одуванчик?
Дети: Красивый, жёлтый, круглый.
Воспитатель: Для чего нужны цветы?
Дети: Чтобы ими любоваться.
— На что похож цветок одуванчика? (на солнце, на шар).
Воспитатель: Рисовать сегодня мы будем губкой.
— Я вам сейчас покажу, как с помощью губки мы будем рисовать цветы. Одуванчик, какого цвета?
Дети: Жёлтого.
— Мы макаем губку в жёлтую краску, затем «примакиваем»
на зелёную травку. Получаются красивые жёлтые одуванчики.
Стали краски вдруг – цветами, Озарили все вокруг!
В новом желтом сарафане Одуванчиковый луг.
— Молодцы, ребята, вы очень постарались
Какие замечательные получились цветы. Теперь разложим одуванчики вместе на нашей поляне- получилось очень красиво. У нас получится большой одуванчиковый луг.– Ребята, а как вы думаете, можно ли рвать цветы просто так? Топтать их ногами? На зеленой траве желтые одуванчики очень красивы. Хоть их и много, но не стоит их срывать.
Давайте не будем срывать одуванчики и сохраним красоту. Да и пчелки нам спасибо скажут, что сберегли для них цветы.
Ой, Вот и пчёлка наша прилетела! Вот как здорово!
-Пчёлка: Ой, спасибо, вам, ребята! Как много цветов на поляне, я теперь соберу очень много вкусного нектара и угощу своих друзей.
Тема:
«На лесной полянке»
Цель: учить детей рисовать весенний цветок нетрадиционным способом.
В ходе занятия предполагалось решить следующие задачи
Задачи:
• Продолжать учить рисовать губкой на листе бумаги;
• Обучение умению рисовать цветы способом«примакивания»
• развивать воображение и восприятие окружающего мира, развивать мелкую моторику;
• Закрепить знания цветов (желтый, красный, синий);
• воспитывать бережное отношение к природе, формировать эмоционально-положительное отношение к самому процессу рисования
Разрабатывая данный конспект занятия, я прежде всего учитывала возрастные и психические индивидуальные особенности детей первой младшей группы.
Была проведена предварительная работа с детьми: чтение книг, заучивание стихов, рассматривание картин «Цветы весной»
, беседа о весне, наблюдение за изменениями в природе весной, рассматривание насекомых.
В процессе занятия дети были активны – участвовали в игре, отвечали на вопросы.
Сохранялся интерес детей на протяжении всего занятия. Дети были внимательны
Я считаю, что мне удалось полностью реализовать поставленные задачи.
Методические приемы педагога
Во время занятий по ознакомлению с окружающим миром во 2 младшей группе используются следующие приемы:
- Вербальные (рассказ, беседа, диалоги, чтение).
- Демонстрационные (показ иллюстраций, видеороликов, презентаций, изучение натуральных объектов и гербариев, экскурсии).
- Практические (опыты, игра, совершение каких-либо действий с предметами и материалами).
Работа по ознакомлению с окружающим миром
Игра занимает приоритетное место в методах работы педагога. Именно через игру ребенок получает эмоциональный опыт и быстрее запоминает. Сюжетные игры по мотивам сказок, игры в ферму и зоопарк с домашними и дикими животными, изучение времен года с куклами дает возможность ребенку не только изучать новое, но и закреплять полученные знания.
Например, предложив ребенку игру «Кто что ест», можно познакомиться с дикими и домашними животными, изучить лесных зверей, насекомых и птиц, узнать, что такое съедобные и несъедобные растения и грибы, определить, на каких растениях растут плоды для корма разным животным.
Математические квесты для подготовительных групп, КВН и ребусы
Игры могут быть сюжетно- ролевыми, двигательными, творческими, трудовыми и дидактическими играми природоведческого характера. Каждое занятие может превратиться в маленькое путешествие и доставить ребенку удовольствие от изучения нового.
Обратите внимание! Все занятия в детском саду проводятся соответственно требованиям ФГОС.