Рабочая программа по информатике 8 класс ФГОС
Рабочая программа по информатике для 8 класса основной школы
- Планируемые результаты обучения.
Личностные
:
У обучающегося будут сформированы:
- представления об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
- понимание роли информационных процессов в современном мире;
- владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
У обучающегося могут быть сформированы:
- чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
- готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
- способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
- способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Предметные
:
Обучающиеся научатся:
- понимать, что такое компьютерная сеть; в чем различие между локальными и глобальными сетями; назначение основных технических и программных средств функционирования сетей: каналов связи, модемов, серверов, клиентов, протоколов;
- выделять назначение основных видов услуг глобальных сетей: электронной почты, телеконференций, файловых архивов и др;
- понимать, что такое Интернет; какие возможности предоставляет пользователю «Всемирная паутина» — WWW.
- понимать, что такое модель; в чем разница между натурной и информационной моделями; какие существуют формы представления информационных моделей
- понимать, что такое база данных, СУБД, информационная система;
- создавать реляционные базы данных, ее элементы (записи, поля, ключи); типы и форматы полей; структуру команд поиска и сортировки информации в базах данных;
- применять логические величины, логические операции.
- Понимать, что такое электронная таблица и табличный процессор; основные информационные единицы электронной таблицы: ячейки, строки, столбцы, блоки и способы их идентификации; какие типы данных заносятся в электронную таблицу; как табличный процессор работает с формулами; основные функции (математические, статистические), используемые при записи формул в ЭТ;
- применять графические возможности табличного процессора.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- регулировать свою информационную деятельность в соответствии с этическими и правовыми нормами общества.
- сформировать информационную и алгоритмическую культуру; представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
- развивать навыки и умения безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами, умение соблюдать нормы информационной этики и права.
Метапредметные
:
Регулятивные
Обучающиеся научатся:
- самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- осуществлять контроль по результату и способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;
- умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, ее объективную трудность и собственные возможности ее решения;
Обучающиеся получат возможность научиться:
- понимать сущность алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
- самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
- планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
Познавательные
Обучающиеся научатся:
- осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родовидовых связей;
- устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;
- создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
- находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
- понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
- выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
- применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
Обучающиеся
получат возможность научиться:
- формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности)
- формирование первоначальных представлений об идеях и о методах математики как универсальном языке науки и техники, средстве моделирования явлений и процессов;
Коммуникативные
Обучающиеся
научатся:
- сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать очерёдность действий;
- осуществлять взаимопроверку;
- обсуждать совместное решение (предлагать варианты, сравнивать способы вычисления или решения задачи);
- объединять полученные результаты (при решении комбинаторных задач);
- задавать вопросы с целью получения нужной информации.
Обучающиеся
получат возможность научиться:
- учитывать мнение партнёра, аргументировано критиковать допущенные ошибки, обосновывать своё решение;
- выполнять свою часть обязанностей в ходе групповой работы, учитывая общий план действий и конечную цель;
- задавать вопросы с целью планирования хода решения задачи, формулирования познавательных целей в ходе проектной деятельности.
- Содержание учебного курса
Информатика
8 класс базовый уровень (35 часов)
Передача информации в компьютерных сетях (8 часов)
Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования, технические устройства. Скорость передачи данных.
Информационные услуги компьютерных сетей: электронная почта, телеконференции, файловые архивы и пр. Интернет. WWW – «Всемирная паутина». Поисковая система Интернета. Архивирование и разархивирование файлов.
Информационное моделирование (4 часа)
Понятие модели; модели натурные и информационные. Назначение и свойства моделей.
Виды информационных моделей: вербальные, графические, математические, имитационные. Табличная организация информации. Области применения компьютерного информационного моделирования.
Хранение и обработка информации в базах данных (10 часов)
Табличные базы данных: основные понятия, типы данных, системы управления базами данных и принципы работы с ними.
Ввод и редактирование записей.
Условия поиска информации; логические значения, операции, выражения.
Поиск, удаление и сортировка данных.
Табличные вычисления на компьютере (12 часов).
Двоичная система счисления. Представление чисел в памяти компьютера.
Табличные расчеты и электронные таблицы. Структура электронной таблицы, типы данных: текст, число, формула. Адресация относительная и абсолютная. Встроенные функции. Методы работы с электронными таблицами.
Построение графиков и диаграмм с помощью электронных таблиц.
Математическое моделирование и решение задач с помощью электронных таблиц.
Тематическое планирование по разделам
№ п/п | Тема | Количество часов | Контрольные работы |
1. | Передача информации в компьютерных сетях | 8 | 1 |
2. | Информационное моделирование | 4 | |
3. | Хранение и обработка информации в базах данных | 10 | |
4. | Табличные вычисления на компьютере | 12 | 1 |
Резерв учебного времени | 1 | ||
Итого | 35 | 2 |
Календарно-тематическое планирование, информатика 8 класс, 35 часов в год
№ урока | Тема урока | Количество часов | Дата проведения | Примечания | ||
Планир. | Фактич. | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
Передача информации в компьютерных сетях, 8ч | ||||||
1. | Ведение. Правила ТБ. Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования. | 1 | ||||
2. | Аппаратное и программное обеспечение ГКС. Скорость передачи данных. | 1 | ||||
3. | ПР №1 «Работа в ЛС компьютерного класса в режиме обмена файлами». | 1 | ||||
4. | Электронная почта и другие услуги сетей. | 1 | ||||
5. | ПР №2 «Работа с электронной почтой». Входной контроль. | 1 | ||||
6. | Интернет и всемирная паутина. Способы поиска в интернете. | 1 | ||||
7. | ПР №3 «Работа сWWW. Поиск информации в Интернете» | 1 | ||||
8. | ПР №4 «Создание веб-страниц» | 1 | ||||
Информационное моделирование, 4ч | ||||||
9. | Моделирование. Графические информационные модели. | 1 | ||||
10. | Табличные модели. | 1 | ||||
11. | Информационное моделирование на компьютере | 1 | ||||
12. | ПР №5 «Построение информационной модели» | 1 | ||||
Хранение и обработка информации в базах данных, 10ч | ||||||
13. | Понятие базы данных и информационной системы. | 1 | ||||
14. | Назначение СУБД. ПР № 6 | 1 | ||||
15. | ПР № 7 «Создание и заполнение БД» | 1 | ||||
16. | Основы логики: логические величины и формулы. | 1 | ||||
17. | Условия выбора и простые логические выражения. | 1 | ||||
18. | ПР № 8 «Создание простых запросов» | 1 | ||||
19. | Условия выбора сложные логические выражения. | 1 | ||||
20. | ПР № 9 «Создание сложных запросов» | 1 | ||||
21. | Сортировка, удаление и добавление записей. | 1 | ||||
22. | ПР № 10 «Создание запросов на удаление и изменение». | 1 | ||||
Табличные вычисления на компьютере, 12ч | ||||||
23. | Системы счисления. | 1 | ||||
24. | Двоичная система счисления. | 1 | ||||
25. | Числа в памяти компьютера. | 1 | ||||
26. | Что такое электронная таблица. Правила заполнения таблицы. | 1 | ||||
27. | ПР № 11 «Работа с готовой ЭТ» | 1 | ||||
28. | Работа с диапазонами. Относительная адресация. ПР № 12 | 1 | ||||
29. | ПР № 13 «Использование функций. Сортировка таблиц». | 1 | ||||
30. | Деловая графика. Условная функция. | 1 | ||||
31. | ПР № 14 «Построение графиков и диаграмм». | 1 | ||||
32. | Логические функции и абсолютные адреса. ПР № 15 | 1 | ||||
33. | Итоговая контрольная работа «Хранение, передача и обработка информации на компьютере» | 1 | ||||
34. | ЭТ и математическое моделирование | 1 | ||||
35. | Резерв | 1 |
Приложение 2
Критерии оценки образовательных результатов обучающихся по информатике
1. Оценка письменных контрольных работ обучающихся по информатике.
Ответ оценивается о, если:
- работа выполнена полностью;
- в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;
- в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, которая не является следствием незнания или непонимания учебного материала).
О ставится в следующих случаях:
- работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
- допущены одна ошибка или есть два – три недочѐта в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работ не являлись специальным объектом проверки).
О ставится, если:
- допущено более одной ошибки или более двух – трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но обучающийся обладает обязательными умениями по проверяемой теме.
О ставится, если:
- допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не обладает обязательными умениями по данной теме в полной мере.
Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком математическом развитии обучающегося; за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные обучающемуся дополнительно после выполнения им каких-либо других заданий.
2. Оценка устных ответов обучающихся по информатике.
Ответ оценивается о
, если ученик:
- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
- изложил материал грамотным языком, точно используя математическую терминологию и символику, в определенной логической последовательности;
- правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;
- показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять ее в новой ситуации при выполнении продемонстрировал знание теории ранее изученных сопутствующих тем, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
- отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя;
- возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил после замечания учителя.
Ответ оценивается о,
если удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:
- в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившее математическое содержание ответа;
- допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя;
- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные после замечания учителя.
Ответ оценивается о
ставится в следующих случаях:
- неполно раскрыто содержание материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда последовательно), но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для усвоения программного материала;
- имелись затруднения или допущены ошибки в определении математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
- ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
- при достаточном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.
О
ставится в следующих случаях:
- не раскрыто основное содержание учебного материала;
Приложение 3
Лист корректировки календарно-тематического планирования
№ | Название темы | 1 корректировка | 2 корректировка | ||
По плану | Фактически | По плану | Фактически |
Приложение 4
График контрольных работ
№ п/п | Название | Дата проведения | |
По плану | По факту | ||
1. | Входная контрольная работа | ||
2. | Итоговая контрольная работа по теме « Хранение, передача и обработка информации на компьютере » |