Урок по русскому языку. 11-й класс (подготовка к ЕГЭ)


Уроки по русскому языку

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

  1. Главная
  2. Русский язык
  3. Уроки

Смотрите и скачивайте бесплатно уроки, тесты, конспекты, презентации и прочие полезные материалы по русскому языку для учителя и ученика. В данном разделе вы в удобном виде можете получить уроки по русскому языку.

  • Все 27644
  • Уроки 15643
  • Презентации 4320
  • Тесты 1464
  • Планирование 2090
  • Мероприятия 1059
  • Прочее 3068
  • Все классы
  • Дошкольникам
  • 1 класс
  • 2 класс
  • 3 класс
  • 4 класс
  • 5 класс
  • 6 класс
  • 7 класс
  • 8 класс
  • 9 класс
  • 10 класс
  • 11 класс
«Слово о русском языке» Конспект урока в 10 классе Данный файл содержит конспект урока русского языка в 10 классе по теме «Слово о русском языке». Это урок знакомства с учебником русского языка (10-…

05.10.2020 Любовская Ирина Анатольевна 13 0

Урок русского языка «Ударение» Конспект урока русского языка в 1 классе: «Ударение». Ход урока 1. Организационный момент.

18.07.2020 Кизлевич Светлана Алаксандровна 101 0

Урок русского языка » Правила написания разделительных Ь и Ъ. Роли Ь». 2 класс Наблюдение за позицией написания разделительных ь и ъ знаков. Открытие правила правописания разделитель…

08.09.2020 Журавлева Марина Владимировна 32 0

Деепричастия совершенного и несовершенного вида Разработано с учетом разного уровня подготовки учащихся…

18.08.2020 Писарева Наталья Владимировна 40 0

Конспект урока по русскому языку Данный урок по русскому языку является первым при изучении темы «Правописание приставок при- и пре-. Чтобы добиться цели урока, были подобраны задания, соответствующие возрастным особенностям …

26.09.2020 Расшинина Лидия Николаевна 26 0

Сценарий урока русского языка в 5 классе Разработка урока предназначена для открытия новых знаний…

20.08.2020 Бакшеева Галина Владимировна 39 0

«Общеупотребительные слова» IV. Работа по теме урока 1. Слово учителя с элементами беседы В составе лексики русского языка есть слова, которые понят- I ны всем, их употребляют повсеместно и в устной, и …

20.08.2020 Муртазалова Лали Магомедовна 31 0

Синтаксические связи слов в словосочетании Разработка урока, предначначена для использования учителем на уроке русского языка…

22.04.2020 Алия Гаязовна Хасанова 93 1

Написание суффиксов у глаголов в прошедшем времени. Урок изучения нового.Написание суффиксов у глаголов в прошедшем времени….

03.06.2020 Шушакова Марина Николаевна 57 0

Урок русского языка в 5 классе по теме «Определение». познакомить с определением как второстепенным членом и способами его выражения, его ролью в усилении выразительности художественного описания….

10.02.2020 Федоренко Елена Николаевна 86 1

Технологическая карта урока. Тема урока: «Слоги. Перенос слов». Ознакомление обучающихся с правилами переноса слов. Формирование предметных умений: правописные умения: — делить слова на части для переноса . способ разделения слова на сло…

16.06.2020 Ветрук Татьяна Викторовна 103 1

Имя прилагательное как часть речи Знакомство с именем прилагательным, его ролью в речи, умение находить прилагательное в тексте….

26.04.2020 Голубина Наталья Викторовна 85 0

«Слово. Состав слова» Данный урок может быть полезен учителям русского языка…

16.09.2020 Смирнова Ирина Александровна 31 0

Существительные с суффиксами -ек и -ик Предлагаю урок открытия новых знаний. Урок соответствует ФГОС…

30.08.2020 Прищеп Валентина Николаевна 49 0

-О -Е после шипящих и Ц систематизировать и обобщить знания учащихся о правописании гласных после шипящих в разных частях слова….

25.06.2020 Чехонадских Юлия Сергеевна 85 0

Урок русского языка по теме «Правописание глаголов в неопределенной форме и 3-м лице» Урок русского языка по теме «Правописание глаголов в неопределенной форме и 3-м лице», 4 класс…

06.10.2020 Чернышева Елена Владимировна 7 0

Урок — КВН по русскому языку для учащихся 3-класса В конкурсе принимают участие 3 команды класса. Каждая команда имеет своё название. Заранее подбирается состав жюри. В классе плакаты с высказываниями о русском языке с пословицами, загадками, шарад…

11.04.2020 Болатова Гулираъно Болтаевна 90 0

Контрольная работа по русскому языку в формате ВПР Контрольная работа предназначена для выявления уровня подготовки к ВПР…

21.09.2020 Калинина Нина Николаевна 16 0

«Однородные члены предложения» Данная разработка предназначена для уроков русского языка по теме «Однородные члены предложения»…

16.09.2020 Осипова Людмила Александровна 31 0

«Понятие об однородных членах» Цель урока: закрепить изученное об односоставных и неполных предложениях; углубить представления учеников об однородных членах, закрепить навыки…

11.08.2020 Муртазалова Лали Муталимовна 32 0

  • ← Назад
  • Дальше →

Урок русского языка на тему «Подготовка к сочинению-рассуждению» (11 класс)

Урок «Подготовка к сочинению-рассуждению» (11 класс)

Цель урока:

  • подготовить учащихся к написанию сочинения-рассуждения по заданному тексту;
  • совершенствовать навыки анализа текста;
  • воспитывать уважительное отношение к чужому мнению, формировать умение корректно и доказательно обосновывать свою точку зрения.

Оборудование:

исходный текст; критерии оценки сочинения-рассуждения; рекомендации учащимся по подготовке к написанию сочинения-рассуждения; презентации.

Ход урока

I. Постановка цели урока.

II. Подготовка к сочинению-рассуждению.

В начале урока вспомним, по какому плану должно строиться ваше сочинение? Из каких частей оно должно состоять?

План сочинения-рассуждения.

1. Вступление с формулировкой проблемы, поднятой автором в тексте.

2. Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста.

3. Отражение позиции автора.

4. Собственное мнение по проблеме, обоснованной 2-3 аргументами.

5. Заключение.


(схема на доске)

— Прежде чем мы приступим к чтению текста, познакомьтесь с рекомендациями “Как правильно понять исходный текст?”

1. О чём текст? Определите тему.

2. Какие вопросы рассматривает автор? Найдите проблемы.

3. О каком вопросе автор рассуждает больше всего? Сформулируйте основную проблему текста.

4. Что хочет сказать автор своим текстом? Определите идею.

5. Как автору удалось нам помочь определить его цель? Роль языковых средств.

6. Почему были использованы именно эти языковые средства?

7. Как сам автор отвечает на поставленные вопросы (проблемы)?

— Читаем текст. Во время чтения запишите ваши первоначальные наблюдения, первое впечатление.

(1)Люди хотят быть счастливыми — это их естественная потребность. (2)Но где кроется самая сердцевина счастья? (3)(3амечу сразу, я только размышляю, а не изрекаю истины, к которым сам только стремлюсь.) (4)Кроется ли она в удобной квартире, хорошей еде, нарядной одежде? (5)И да, и нет. (6)Нет — по той причине, что, имея все эти достатки, человек может мучиться различными душевными невзгодами. (7)Кроется ли она в здоровье? (8)Конечно, да, но в то же время и нет.

   (9)Горький мудро и лукаво заметил, что жизнь будет всегда достаточно плоха, для того чтобы желание лучшего не угасло в человечестве. (10)А Чехов писал: «Если хочешь быть оптимистом и понять жизнь, то перестань верить тому, что говорят и пишут, а наблюдай сам и вникай». (11)Обратите внимание на начало фразы: «Если хочешь быть оптимистом…» (12)И еще — «вникай сам».

   (13)В госпитале я лежал загипсованный по грудь почти полгода на спине, но когда прошли нестерпимые боли, был веселый. (14)Сестры спрашивали: «Розов, что ты такой веселый?» (15)А я отвечал: «А что? Это нога болит, а я-то здоровый». (16) Дух мой был здоров.

  (17)Счастье кроется именно в гармонии личности, раньше говорили: «Царствие Божие внутри нас». (18)Гармоническое устройство этого «царства» во многом зависит от самой личности, хотя, повторяю, внешние условия существования человека играют важную роль в его формировании. (19)Но не самую важную. (20)При всех призывах бороться с недостатками нашей жизни, которых накопилось с избытком, я все же прежде всего выделю борьбу с самим собой. (21)Нельзя ждать, что кто-то придет со стороны и сделает тебе хорошую жизнь. (22)Надо вступать в битву за «честного малого» в себе, иначе — беда. (В. Розов)

— Итак, начинаем работу над текстом. Заполняем таблицу.

1. Вступление.

— Что мы в первую очередь определяем, начиная работать над любым текстом? (Тему.)

— Что такое тема текста? (Тема

– о чем данный текст)

Определи тему

— О чем же идет речь в тексте? (О счастье.) Еще что определяем? (Идею.)

— Что такое идея текста? (Идея

– то, что хотел сказать автор текста)

— С какой именно целью создал автор свой текст? Что он хотел сказать? Какие чувства хотел передать? (Заставить читателей задуматься над тем, что такое счастье и как его добиться.)

— К чему теперь следует перейти?

Определи стиль

— Каков стиль данного текста? (Публицистический.)

— Почему автором избран именно этот стиль? Каковы его основные признаки?

Основные стилистические особенности — логичность, образность, эмоциональность, оценочность, призывность.

Основные языковые средства — сочетание книжной и разговорной лексики; экспрессивные синтаксические конструкции ( восклицательные предложения, риторические вопросы, парцелляция); изобразительно-выразительные средства языка( метафоры, сравнения, аллегории и др.)

— Каков следующий шаг в нашей работе?

— К какому типу речи относится данный текст?

— Как строится текст-рассуждение? ( Исходный тезис; аргументы, включая примеры и доказательства; вывод.)

— Теперь мы можем приступить к формулировке проблемы. Определите проблему.

— Что такое проблема? (вопрос, требующий исследования)

— Сформулируйте проблему данного текста. (В чём заключается счастье?)

— К какой категории можно отнести эту проблему? (Философской.)

— Давайте вспомним, в какой форме может быть написано вступление. (Презентация)

1. В форме лирического размышления.

2. В форме ряда риторических вопросов, созвучных проблеме данного текста.

3. В форме рассуждения о заглавии, которое может быть дано данному тексту.

4. В форме диалога с воображаемым собеседником о проблеме данного текста. И др.

— Оформим вступление к сочинению. Не забудьте, что оно должно быть небольшим – 3-4 предложения! Воспользуйтесь при необходимости клише.

— Прочитайте, что у вас получилось.

Возможный вариант вступления:

В чем заключается счастье? Это вечная философская тема, которая стоит перед человеком уже многие века. Виктор Розов имеет свой взгляд на данную проблему.

Рассмотрим композицию

— Что мы называем композицией? (построение, расположение и взаимосвязь частей текста)

— Найдите композиционные части текста-рассуждения в исходном тексте.

2. Составьте комментарий

«вслед за автором».

  • эмоционально воздействовать на читателя;
  • заставить читателя задуматься над проблемами;
  • пытаться найти причины изображаемых негативных явлений;
  • убеждать читателя в правоте своей позиции;
  • использовать ряд убедительных аргументов;
  • открыто заявить о своей гражданской позиции по отношению к …;
  • призывать читателя к …

Автор задается вопросом: «Но где кроется самая сердцевина счастья?». Автор использует вопросно-ответную форму. Он ищет различные ответы на вопрос, в чем же может заключаться счастье. Известный драматург обращается к высказываниям знаменитых писателей и фактам из своей жизни. (Устранить повтор).

3. Позиция автора.

Определите позицию автора

— Что такое позиция автора? (тот ответ, который автор дает на поставленный им проблемный вопрос, что думает обо всем этом автор)

— В какой строке звучит основная мысль автора?

— Какой нравственный итог он подводит своим размышлениям?

— Можно ли сказать о том, что позиция автора выражена прямо?

— Какие языковые средства использует автор для выражения своей позиции?

Формулируем позицию автора.

Воспользуйтесь при необходимости клише.

Авторская позиция заключается в том, что счастье существует в гармонии личности, то есть в разумном сочетании материальных удобств и душевного покоя.

4. Отражение собственной позиции

Определите собственную позицию, подберите 2-3 аргумента

— Что такое аргумент? (довод, основание, суждение, приводимые в доказательство высказанной мысли)

— Каково ваше отношение к позиции автора? Согласны или не согласны вы с его точкой зрения? Не забудьте, что ваши высказывания должны быть корректны и доказательны.

Не могу не согласиться с мнением Виктора Розова. Счастье – это взаимосвязь духовных и материальных ценностей. Многие писатели обращались к этой теме.

В рассказе В. П. Астафьева «Сон о белых горах» говорится о человеке, который умел радоваться простым вещам, имея при этом небольшой материальный достаток. Счастлив Аким от соприкосновения с природой, оттого, что живет на родной земле, оттого, что влюбился в девушку. Рассматривал аспекты счастья и известный академик Д. С. Лихачев в своих «Письмах о добром и прекрасном». Публицист считает, что счастье человека заключается в окружении любящих людей, материальных благах и нравственных ценностях. Жизнь приобретает смысл тогда, когда человек духовно богат.

5.
Заключение.
— Вспомните, в какой форме может быть написано заключение?

  • Вывод-впечатление.
  • Ответ на вопрос.
  • Призыв к действию.
  • Концовка с использованием цитаты.

Какая форма заключения наиболее уместна для данного текста? (Призыв к действию.)

  • Напишите заключение.

Действительно, счастье заключается в прямом взаимодействии материальных и духовных благ, которые гармонично объединяются.

III. Подведение итогов. Домашнее задание.

— Итак, мы провели подготовку, и теперь, я думаю, вы легко справитесь с работой. Ваше домашнее задание: написать сочинение-рассуждение по исходному тексту.

3

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: