Урок русского языка в 9 классе Основные группы сложноподчинённых предложений по их значению Урок русского языка в 9 классе Основные группы сложноподчинённых. — презентация


так то ЕНТ / Поурочные планы по русскому языку / Поурочные планы по русскому языку 9 класс

Урок 11 Тема: СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ПОНЯТИЕ О СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ СЛОЖНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ

24.07.2013 53806 0

Цели:

научить отличать простое предложение от сложной синтаксической конструкции; углубить понятие о сложном предложении; совершенствовать умения определять способы и средства связи в сложных предложениях.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Работа у доски.

Задание. Записать предложения, определить, какое из них простое, а какое сложное, подчеркнуть грамматические основы.

Приветливо шепчутся сосны,

Березы шумят у дороги.

И мы на земле плодоносной

Живем без нужды и тревоги.

Я. Купала

III. Сообщение темы урока. Слово учителя.

Сложное предложение – это такая синтаксическая конструкция, которая имеет в своем составе не менее двух грамматических основ (простых предложений) и представляет собой смысловое и грамматическое единство, оформленное интонационно.

Простые предложения в составе сложного могут быть связаны с помощью союзов (сочинительных и подчинительных), союзных слов (местоимений и местоименных наречий) или бессоюзным способом, то есть только с помощью интонации. В связи с этим сложные предложения делятся на две группы: союзные (сложносочиненные и сложноподчиненные) и бессоюзные.

Сложные предложения, как и все предложения, служат для общения людей, выражают сообщение, вопрос или побуждение к действию и обладают обязательными признаками предложения – наличием грамматической основы и интонации конца. Это сближает сложные предложения с простыми, например:

1. Небо снова все покрылось тучами, посыпался дождь.

(М. Горький.)

2. Покраснела рябина, посинела вода. (С. Есенин.)

3. Он [Пушкин] для русского искусства то же, что Ломоносов для русского просвещения вообще.

4. Сумрак стал гуще, и звезды сияли выше. (И. Бунин.)

5. Выехали в едва зазеленевшие поля, над которыми в солнечном свете, трепеща крыльями, жарко пел жаворонок. (А. Толстой.)

Задание классу. Запишите предложения и ответьте устно на следующие вопросы:

– Какие предложения называются сложными?

– На какие группы делятся сложные предложения?

– На какие группы делятся сложные союзные предложения?

– Какие средства связи характерны для разновидностей сложных предложений?

– Какое средство связи является общим для всех разновидностей?

IV. Самостоятельная работа с учебным пособием.

Задание. Прочитать материал § 7, 8, 9, 10 и ответить на вопросы:

– Что в материале параграфов было для вас совершенно новым?

– Что показалось трудным?

V. Итог урока.

Домашнее задание.

§ 7–10, упр. 46, 47.

Роль указательных слов в СПП презентация к уроку по русскому языку (9 класс) на тему

Слайд 1

Роль указательных слов в сложноподчиненном предложении.

Слайд 2

Повторение Облачко превратилось в белую тучу, которая тяжело подымалась и росла. По каким признакам можно определить что это СПП? Каковы средства связи между главной частью и придаточной?

Слайд 3

О такой дружбе, которая не выдерживает голой правды, не стоит жалеть.

Слайд 4

Синтаксическая роль указательных слов соответствует виду придаточных предложений, подчеркивает их основное значение.

Слайд 5

Гуляли мы до тех пор, пока в окнах дач не стали гаснуть отражения звезд.

Слайд 6

Я устал так, что(союз) не мог идти дальше. Перенесем указательное слово из главного предложения в придаточное. Я устал, так что(союз) не мог идти дальше . Что же произошло с союзом? Изменилось ли значение придаточных?

Слайд 7

Место запятой может повлиять на значение придаточного предложения. Я устал так, (как?) что не мог идти дальше. (придаточное образа действия) Я устал, (Что из этого следует?) так что не мог идти дальше . (придаточное следствия)

Слайд 8

Составной союз Указательное слово + союз Оттого что Оттого, что Потому что Потому, что Для того чтобы Для того, чтобы С тех пор как С тех пор, как

Слайд 9

Вначале, добиться, назубок, заинтересовать, тот, этот, такой, столько, там, тут, туда, тогда, поэтому, так, мячом, соревнованиями, чемпион, никто, не, потому что, для того чтобы

Слайд 10

Указательные местоимения: Тот, таков, этот, все, всё, каждый, всякий, никто, ничто, кто-то, что-то и др. Наречия : Оттуда, тогда, так, везде, всюду и др.

Слайд 11

В сложном предложении указательные местоимения служат для связи придаточного предложения с главным. Они являются членами главного предложения. Синтаксическая роль указательных слов соответствует виду придаточных предложений, подчеркивает их основное значение.

Слайд 12

Дерево валят туда, куда оно нагнулось [ указ.слово ] ,( ). Каково лето, таково и сено. ( ), [ указ. слово ] Астрономия увлекла меня потому, что я считал и считаю до сего времени не только Землю, но отчасти и Вселенную достоянием человеческого потомства. [ указ.слово ] ,( ).

Слайд 13

Я выглянул в окно и зажмурился от чистого и ярко-синего неба в котором еще плавала одна истончившаяся от рассвета прозрачная звездочка. В том что всюду по ущелью здесь растет арча мы убедились с первых минут пребывания в горах. Многие любители цветов вероятно замечали что некоторые цветы нельзя соединять в одной вазе.

Слайд 14

Было видно как орел неподвижно паря и скользя поворачивает голову туда и сюда чтобы разглядеть нас получше. В тот день о котором идет рассказ ребята пришли пораньше в спортзал. Гостю постелили в зале на диване и чтобы ему не было темно зажгли лампу.

Слайд 15

Можно было легко потерять друг друга так как на этой площади собралось много народа. Старик говорил с увлечением как будто изливал перед приезжим свою душу. Чтобы попасть без промаха мячом в корзину вначале нужно отработать движения кисти руки плеча.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: