Городецкая роспись с применением шаблона. Мастер-класс с пошаговыми фото «Кони»


Немного истории

История указывает, что развитие этюдов по древесине привело к его применению на самых неожиданных предметах, которые включали в себя:

  • мебель;
  • сундуки;
  • сани;
  • утварь, используемая в помещении.

Чаще всего был символический характер, а фоновыми тонами были: зелёный, синий и иногда чёрный. Особенно популярными были и есть рисунки со специфической тематикой, где показаны люди и звери.

После I мировой войны искусство пришло в упадок, вынуждая специалистов искать другие источники дохода. Возрождение популярности направления связано с именем И.И. Овешкова, который открыл мастерскую для общественности.

В ней была организована подготовка соответствующих кадров, что и дало прирост умеющих обрабатывать исходник. Приобщение нового поколения к воссозданию обликов вырабатывает ощущение принадлежности к культуре своей страны и развивает художественное мышление на несхожих уровнях.

Обучение детей в детсаду и младшей школе

Для детского сада (старшая группа) роспись доски – это один из путей научить ребёнка изобразительному искусству и понимать его на определённом уровне. Начинать практику предпочтительнее на бумаге, так как она может быть использована в качестве эскиза, который можно перенести на более твёрдый материал.

Вам надо всего-навсего подготовить кисточки и несколько разворотов из тетради (для заготовок), чтобы приступить. Учтите аспекты:

  • бумагу надобно брать формата, близкого к A4 (в альбомах или ватман подобающих масштабов), а для детей от пяти лет оптимальным вариантом будет применение ещё и менее плотных листов для набросков, из которых вся задумка будет перенесена окончательно;
  • потребуется три щётки, чтобы получить лучший результат: колонковая, беличья и флейц. Последний – это плоская кисть, используемая для мелких штрихов, которые невозможно содеять более солидными разновидностями;
  • мастера применяют в своей деятельности масляные краски, а на занятиях ИЗО дошкольников (пятый класс шаблоны также может использовать при натаскивании) лучше обучать с гуашью. В стандартный набор входит двенадцать окрасов, из которых надо взять всего восемь: белый, вишнёвый, ярко-голубой, алый, жёлтый, тёмно-зелёный и красный. Крайние 3 надо смешивать, а оставшиеся можно и по отдельности.

В младшем возрасте декоративное рисование легче демонстрировать учителям поэтапно (для начинающих взрослых схожий метод работы тоже подходит) в такой последовательности:

  • набросать схему в натуральном размере. Отмечаются мизерные детали, которые перенесутся на финальную версию.
  • Выделение центра мозаики и черт, которые будут применяться в каждой секции;
  • прорисовка каждого фрагмента досконально при помощи указанных инструментов;
  • покрытие доски лаком – эту фазу поручить тем, кто старше.

Воспитателям и преподавателям необходимо контролировать процесс на стадии переноса замышлённого на плоскость, чтобы исключить вытекание краски не туда, куда нужно, и устранить ничтожные ошибки быстрее.

Два основных отрезка процедуры иллюстрирования, подмалёвок и оживки, выполняются разными мазилами (в случае с флористикой между ними происходит ещё и начерчивание теней). Сперва надлежит малевать фон равномерным слоем, после чего приступать к добавлению мелочей.

Готовому изделию стоит просушиться перед лакированием прозрачным средством, защищающим от выцветания, выгорания и сырости.

Технические особенности живописи

Для росписи на прялочных донцах всегда были характерны нехитрые сюжеты и простейшая композиция. Со временем усложнялись отдельные элементы, возникали новые темы и персонажи, совершенствовалась техника письма, но всякая модификация осуществлялась очень бережно, не нарушая сложившуюся историческую традицию.

Тонкости древнего японского искусства ошибана

Композиция и сюжет

Композиционно роспись имела двух-трёхчастную структуру. Располагавшиеся сверху вниз части — ярусы — несли каждый свою смысловую нагрузку и, дополняя друг друга, могли рассматриваться как совершенно самостоятельные произведения:

Композиционная роспись

  1. Верхний ярус, как правило, занимала бытовая или жанровая сценка, где изображались чаепития, застолья, гулянья, деревенские посиделки, нарядные кавалеры и дамы в кринолинах. А так как исторически прялка всегда являлась частью приданого, то и свадебные мотивы — сватовство, смотрины, проезд жениха с невестой — тоже нашли здесь своё отражение.
  2. Средний — представлял из себя поясок с различными цветочными узорами. Выполняя вроде бы вспомогательную роль — отделить верхний ярус от нижнего, — он смотрелся как вполне законченное произведение живописи. Впоследствии разработанные в рамках поясков цветочные композиции стали очень популярны при росписи шкатулок и прочей мелкой сувенирной продукции.
  3. Содержанием нижнего становилось изображение птиц и животных в обрамлении пышных цветочных элементов (гирлянд, орнаментов, рамок). Каждый персонаж имел символическое значение и наполнял работу мастера дополнительным смыслом. Так, петух, фазан, павлин, курочка, городецкая птица олицетворяли домашний уют и семейное счастье. Конь, лошадка символизировали достаток и богатство. А то, чем особенно славилась городецкая роспись — цветы — здоровье и успешность в делах.

Со временем рисунки с прялочных донец перекочевали на крышки сундуков, шкатулки, солонки, разделочные доски, стали украшением детской мебели и сувенирной продукции. Современность внесла свои изменения, и легко узнаваемые элементы сегодня можно увидеть в аэрографии автомобилей, в украшении мобильных телефонов и других подобных устройств.

Поэтапность письма

Несмешиваемость цветов в изделиях обусловила и особую технику исполнения: поэтапное рисование городецкой росписи. Краски накладываются друг на друга, но каждый следующий слой наносится только после того, как высохнет предыдущий. Мастерами выделяется 3 основных этапа росписи:

Подмалёвок — закрашивание флейцами

  • Подмалёвок — закрашивание флейцами (широкими плоскими кистями) всех фигур композиции в 4−5 цветов; приём простейший, доступный даже пятилетнему ребёнку, а основная задача его — создание ровного однотонного фона без пробелов, потёков и наплывов краски.
  • Тенёвка — прорисовка тонкой кисточкой контуров персонажа, животного или цветка, для чего используются тёмные (чаще всего чёрная) насыщенные краски.
  • Оживка — финальный этап росписи, во время которого белилами (в очень редких случаях — жёлтой охрой) наносятся штрихи, блики, капли и другие мелкие детали, чем достигаются объёмность, яркость и ощущение богатой пышности изделия.

Ясность изделий из Городца, простота поэтапного исполнения сделали их доступными для практического освоения детьми старших групп детского сада и учащимися начальной школы.

Главные сюжеты, начерчиваемые большей частью

Как правило, попадаются на произведениях:

  • цветы (розан, ромашки, купавки). Визуализируется в виде симметричного букета, гирлянды, полосы, венка или ромба;
  • птицы (лебеди, павлины, петухи, голуби или кукушки в зависимости от цели автора);
  • «дерево жизни» – олицетворение природы. На таких штуках присутствуют сразу предостаточно компонентов (соединения из растений, пернатых). Рисовальщик наносит также коня слева и справа, изредка – львы, барсы и другая экзотика.


Профессионалы занимаются и более продвинутыми типами вроде сюжетной росписи, где могут быть миниатюры, отображающие события в реальном существовании или литературных творениях.

Изображается как интерьер жилого дома, так и улицы населённых пунктов с предельно возможным количеством тонкостей. Нередко на подобных изображениях можно увидеть элементы на манер домашних животных, находящихся у ног хозяина. Другая особенность – это наличие растительности на зимнем пейзаже вне строения.

Аналогичные поделки воплощаются обычно в прямоугольной конфигурации, а края украшает орнамент. Встречаются и круглые вариации, устанавливаемые на полку как декоративные тарелки, узоры на которых расположены на краю.

Шкатулка способна содержать на своей грани немного очертаний с различными ситуациями, центральная из которых размещается на крышке или передней стенке (с той стороны, где конструкция открывается).


  • Украшения к новому году: идеи декора и варианты оформления дома и квартиры к новогодним торжествам (135 фото)

  • Украшение окон — простые идеи и пошаговое описание оформления окон своими руками (110 фото и видео)
  • Торт из памперсов — пошаговое описание создания торта из памперсов. 115 фото и видео создания подарка

Описание быта крестьян максимально содержательно отзеркаливало реальность временного промежутка, в который была произведена работа мастера. Необычные отображения, вписанные в сцену из повседневного бытия, усиливают эффект от увиденного.

Важнейшие действующие устраиваются в центре холста – крупнее остальных. Кадры с чаепитиями, застольями, свадьбами и другими мероприятиями – обязательно со столом, где расставлена посуда или бывают другие второстепенные объекты, раскрывающие суть происходящего.

Не менее популярными и востребованными являются элементы по мотивам народных сказок – фабула и герои узнаются с первого взгляда, а насыщенность зависит лишь от фантазии создателя.

Расписываем панно «Городецкие птицы» в смешанной технике

Предыстория этого мастер-класса началась недели три назад, когда ко мне обратилась знакомая заказчица с просьбой сделать для нее кухонное украшение «с какими-нибудь славянскими прибамбасами для подарка родне в деревню…». Уже тогда я поняла для себя, что запечатлею сей процесс в мастер-классе, ведь не каждый день приходится рисовать в таком интересном стиле. На сегодняшний момент девочка моя, к сожалению, с окончательной конфигурацией будущего украшения так и не определилась, то ли это будет кухонный подвес, то ли ключница… а самая интересная и красочная часть у меня уже готова. Её и покажу.

Для работы я выбрала следующие материалы:

— акриловые краски «Акрил Хобби» и глянцевый лак от ТАИР (охра светлая, фиолетовый, зеленый светлый, белый, красный, слоновая кость, золото, черный и коричневый);

— акриловые контуры ТАИР, они хорошо держат форму и не текут (фиолетовый, красный темный, золотисто-зеленый, бежевый, слоновая кость, красный перламутровый, черный);

— синтетические кисти №№ 10, 12 – для нанесения краски и лака, а также лайнеры синтетика №№ 00, 0, 1 – для тонких линий:

— вспомогательные материалы: карандаш, ластик, линейка, шкурки №№ 600, 800, 1000, ватные диски, иголочка для растяжки краски, баночки для разведения красок;

— ну, и, собственно, само панно – у меня это деревянная квадратная заготовка размером 20х20х1,5 см.

Роспись для будущего панно я задумала в городецком стиле, она в большинстве своем выполняется либо на чистом не окрашенном дереве, либо на фоне, близком к натуральному. Работать буду в своей любимой смешанной технике – т.н. симбиозе кистевой, контурной и точечной росписи.

Заготовка мне попалась превосходная, абсолютно не нуждающаяся в предварительной обработке, поэтому я ошкурила её 600-ой шкуркой и без грунта сразу же покрыла краской.

Из слоновой кости, черного и коричневого цветов навожу оттенок, близкий к оттенку чистого дерева.

Краска – как жиденькая сметанка, кистью «втираю» её вдоль волокон в два слоя с промежуточной просушкой и ошкуриванием. После двух слоев краски должна просвечивать структура дерева.

Сушу, покрываю одним слоем лака, ошкуриваю.

Карандашом переношу эскиз будущего орнамента, предварительно определив середину заготовки. Не жирно, потому что кисть все равно пойдет в процессе работы по-своему, а карандашные линии придется стирать. За основу взяла один из самых распространенных обережных мотивов городецкой росписи – две птицы, смотрящие друг на друга – как символ верности, крепости семейных уз и защиты домашнего очага – в обрамлении бутонов роз и ягод черники – символов любви, достатка и плодородия.

Жиденькой белой краской делаю подмалевок. Сушу, слегка убираю неровности 1000-ой шкуркой.

Из белой краски с капелькой красной и фиолетовой получаю холодный розовый и прорисовываю бутоны.

Светло-голубым выделяю центральный верхний цветок и крупные круглые ягоды по краям.

Из смеси зеленого, коричневого, белого и охры добиваюсь нужного оттенка для росписи листьев. Цвет получается между травяным и болотным, ближе к природному.

Светло-фиолетовым выделяю ягодки черники и сердцевинку большого цветка.

Просушила, чтоб не смазать случайно рукой, и приступаю к птичкам. Черным + коричневым в равных пропорциях рисую тело птичек и отдельные перья хвостика, а смесью красного, коричневого и черного – крылышки и оставшиеся перья.

Этим же темно-красным цветом оттеняю края бутонов роз. «Золотом Скифов» тонким лайнером прохожу по краешкам всех зеленых листиков.

Чистым фиолетовым цветом подчеркиваю тень на крупных ягодах, центральном цветке и черничке. Основная кистевая роспись закончена. Роспись защищаю тонким слоем лака, сушу и слегка ошкуриваю, убирая неровности краски.

Теперь можно браться за контуры. Пурпурным контуром делаю обводку бутонов роз, а золотисто-зеленым прохожу по всем листикам с той стороны, где нет золотой тени.

Красным металликом заполняю мелкие листики в бутонах, растягивая краску иголочкой.

Фиолетовым контуром прорисовываю ягодки и центральный большой цветок, черным – тело птичек и их лапки. И теперь самый любимый момент – оживка.

Бежевым и светлым серебром (цвет у него почти белый) с помощью иголочки делаю капельки в листиках: ставлю большую точку и иголочкой растягиваю её в нужном направлении.

Отдельными точками и завитками украшаю всё панно. У птичек бежевым контуром оттеняю крылышки, а светлым серебром – перья хвостика.

Тонким лайнером рисую прожилки на черничках: сначала фиолетовые, а поверх – белые.

На крупных круглых ягодах также прорисовываю прожилки.

Попутно, понимая, что оттенки в цветах сливаются, затемняю внутренние мелкие листики в бутонах роз темно-красной краской. Вот так лучше.

Панно почти готово. Кое-где добавляю несколько светлых капель и точек, там, где их, на мой взгляд, не хватало. Сушу роспись в течение суток. Затем покрываю лаком в несколько слоев с тщательной промежуточной просушкой. Ошкурить его пока не возможно, т.к. роспись объемная, а лак еще недостаточно окреп. Отправляю в сушильную камеру на недельку. После этого роспись можно очень аккуратно обработать стальной ватой №000, или жесткой стороной губки, после этого поверхность станет полуматовой, а если постараться очень сильно – то и матовой. Но я не добиваюсь этого эффекта, мне нужна глянцевая поверхность. А посему, после сушки я полирую поверхность специальным воском для обработки окрашенной древесины и получаю мягкий глянцевый блеск и защиту от влаги. Всё! Центральная часть для кухонного панно (или ключницы,или подвеса…) готова. Иду любоваться!

Хотелось бы сделать ремарку. В начале этого мастер-класса я указала срок изготовления 3 дня. Это касается самого процесса росписи именно у меня. Я не брала в этот расчет время на промежуточные просушки изделия и сушку в камере. Дело в том, что процесс как самой росписи, так и отдельных этапов обработки у каждого мастера может занимать разное количество времени. Плюс к этому – дом, семья, основная работа… да мало ли еще что. Одним словом, у меня на роспись от «А» до «Я» (работу и семью никто не отменял) ушла неделя + еще неделя в сушилке. Это на тот случай, если кому-то вдруг крайне важно будет знать, сколько по времени займет такая работа.

Если вам потребуется дополнительная информация, или что-то из мастер-класса покажется непонятным – пишите, спрашивайте. Ваши вопросы не останутся без внимания, я с удовольствием на них отвечу.

Данный мастер-класс (так совпало) участвует в конкурсе «Славянские мотивы». Если он вам по душе – жмите кнопочку «Нравится!» – буду благодарна вашим комментариям, отзывам и голосам! Спасибо за внимание!

С чего брать старт

Если вы сами решили упражняться или ваш сын, или дочь желает научиться этому, необязательно посещать какие-либо курсы. Достаточно начать с малого – найти уроки онлайн в удобной для вас форме – это может быть текст с иллюстрациями, где передаётся, как рабочее полотно обретает собственные очертания.

Другие видоизменения – видео, раскраски, трафареты, позволяющие наглядно понять всё, и в итоге понять по ходу.

При проделывании трудов нецелесообразно спешить, пытаясь как можно стремительнее нанести оттенки на поверхность – так только можно получить разводы. Воспользуйтесь карандашом для того, чтобы навести контуры, но не надавливайте.

  • Лоскутное шитье — техника и мастер-класс пошива стильного и красивого шитья своими руками (80 фото)
  • Кукла Тильда — мастер-класс пошива игрушек своими руками. 125 фото лучших моделей игрушек
  • Как сделать из бумаги машину: пошаговое описание как просто и быстро построить качественную машинку (75 фото + видео)

Другая особенность операции – сосредоточение тёмных пятен поверх светлых. Вам остаётся выбрать направление, в котором собираетесь творить, посему и вы освоите городецкую роспись. Живопись для совершенствования своего мастерства можно вначале подбирать в сети, после чего воспроизводить и свои текстуры или лейтмотивы.

Изначально до совершенства далеко, но с постоянным повторением и оттачиванием навыка результат станет качественней, давая право промышлять профессионально и постоянной основе.

Возникновение художественного промысла

У всякого явления есть своё начало. Отправной точкой, без которой городецкая роспись попросту не явилась бы на свет, стала самая обыкновенная домашняя прялка — необходимая тогда хозяйке вещь в каждой крестьянской семье.

Обыкновенная домашняя прялка

Место и время

Всё началось с конца XVIII века в Поволжье, в сёлах и деревнях, расположенных по берегам небольшой речки Узолы, которая протекала возле древнего Городца. В селениях этих — в Косково и Курцево, в Савино и Хлебаихе — издавна было налажено кустарное производство домашних прялок. Все части её — и донце, и копылок, и гребёнка — были деревянными, благо леса кругом хватало, и первоначально украшались незамысловатой резьбой.

Роспись на дощечке

Особое внимание уделялось донцу — дощечке, на которой во время работы пряха сидела и которую после работы вешали на стену, на видное место. На видном месте ничем не украшенную «досточку» хозяину в избе и держать-то было непристойно. Потому и исполнялась на них всякая чудная резьба, а на рубеже XVIII и XIX веков старые мастера и вовсе освоили сложнейшую технику инкрустации, для которой использовали вставки из тёмного, морёного дуба.

Процесс, однако, оказывался весьма трудоёмким, и на производство одного изделия уходило очень много времени. Спрос на прялки постоянно возрастал, и, чтобы увеличить их количество, дубовые вставки стали заменять — сначала частично, а затем и полностью — на яркие, нарядные росписи, выполненные темперными красками и для долговечности покрытые лаком. Это сильно сократило время производства и увеличило сбыт продукции на нижегородской ярмарке, куда возили свой товар на продажу узольские мастера.

Зентанглы -техника медитативного рисования

А особенности рисования, технические приёмы, шаблоны и главные элементы, разрабатывавшиеся десятилетиями, получили своё окончательное оформление в семидесятых годах XIX века. Тогда в деревню Курцево был приглашён из Городца для подновления местной церкви известный иконописец Огуречников. Именно он, заинтересовавшись местным промыслом, «довёл до ума» технику живописи узольцев, привнеся в неё иконописные приёмы: способы наложения слоёв краски, игра с оттеняющими дугами и оживление рисунка белилами.

Происхождение названия

Назывался в ту пору промысел иначе. Мастера-крестьяне никаких самоназваний не выдумывали, а в ранних изданиях писалось либо о «нижегородской росписи» по местоположению ярмарки, на которой сбывались изделия, либо о «курцевских красильщиках» по месту их наиболее массового и развитого изготовления.

В конце XIX века с появлением крупных ткацких фабрик и дешёвого ситца нужда в домашнем производстве полотна отпала. Прялки были больше никому не нужны, и, как следствие, промысел стал угасать. К первой мировой войне он практически исчез, продолжая существовать лишь в виде случайных единичных работ любителей-энтузиастов.

Современное название появилось только в 30-х годах XX-го века, когда под патронатом государства промысел получил шанс на второе рождение. Восстанавливать мастерские и артели на первых порах стали в Городце. Для сюжетов своих жанровых сценок художники традиционно брали зарисовки из быта городецких купцов и мещан. Да и центр сбыта продукции переместился теперь в этот город.

Всё это вкупе дало повод В. М. Василенко, одному из крупнейших исследователей народной культуры, использовать в своих работах термин «городецкая роспись», которому и суждено было с тех пор закрепиться как названию этого художественного промысла России.

Городетская роспиь – 65 фото примеров

  • Игрушки из бумаги — схемы, идеи и варианты изготовления своими руками различных игрушек (110 фото)
  • Дымковская игрушка — современные коллекции их создание и особенности изготовления дымковской игрушки (115 фото и видео)

  • Вязание спицами ажурных узоров — схемы и пошаговый мастер-класс как связать быстро и просто ажурный узор (95 фото + видео)

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: