Мастер- класс » Развитие социально- эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста»


Социально-эмоциональное развитие дошкольников статья по теме

Социально-эмоциональное развитие дошкольников.

Содержание образовательной области «Социализация» направлено на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений.

Этой цели не достичь без социально-эмоционального развития дошкольников.

Социально-эмоциональное развитие:

-умение справляться со своими эмоциями, чувствами;

-эффективное общение;

-отношения с самим собой, с близкими людьми, с друзьями, с семьёй, с обществом.

Социально-эмоциональное развитие некоторые авторы ещё называют развитием

сердца.

Зачем необходимо развиваться социально-эмоционально? Чем раньше ребёнок научится

понимать состояние окружающих, чем легче будет он осваиваться в любом коллективе, находить общий язык со сверстниками и взрослыми.

Проблема развития эмоций, их роли в возникновении мотивов как регуляторов деятельности и поведения ребёнка является одной наиболее важных и сложных

проблем педагогики.

Задача гармоничного развития детей дошкольного возраста предполагает не только определённый уровень развития широкого круга знаний и умений, способов овладения

содержанием, но и обязательно становление самооценки и образа «Я», а также достаточно высокий уровень развития его эмоциональной сферы, социальной ориентации и нравственной позиции.

С поступлением ребёнка в детский сад начинается новый этап его эмоционального развития. Мощным побудителем проявления эмоций становится детский коллектив, а также организованные воспитателем различные виды совместной со сверстниками деятельности (игры, образовательная деятельность, прогулки), где ребёнок приобретает эмоциональный опыт в общении с другими людьми и вырабатывает определённое отношение к самому себе.

Знания и представления о нормах поведения, дополненные эмоциональным отношением к этим нормам, превращаются в убеждения и становятся внутренними побудителями

детской деятельности и поведения.

Основная цель социально-эмоционального развития:

ввести ребёнка в сложный мир человеческих эмоций, помочь прожить определённое эмоциональное состояние, объяснить, что оно обозначает, и дать ему словесное наименование. Накапливая определённые моменты проживания и фиксации на каком-либо чувстве, ребёнок сможет создать свой собственный эмоциональный фонд, с помощью которого он сможет ориентироваться в собственных чувствах и чувствах людей, которые его окружают. Человек судит об эмоциональном состоянии другого по особым выразительным движениям, мимике, изменению голоса. Поза, жест, особенности движений во многом дополняют мимику и играют важную роль в передаче эмоционального состояния.

Социально-эмоциональное развитие-процесс передачи и дальнейшего развития социокультурного опыта, накопленного человечеством. Этот опыт представлен в структуре личности неповторимым сочетанием находящихся в тесной взаимосвязи четырёх компонентов: культурных навыков, специфических знаний, ролевого поведения (поведение в конкретной ситуации, социальная компетентность) и социальных качеств (сотрудничество и забота об окружающих, соперничество и инициативность, самостоятельность и независимость, социальная адаптированность)

Все эти компоненты социального развития находятся в тесной взаимосвязи. Изменения в одном из них неизбежно влекут за собой изменения и остальных трёх. Эмоциональное неблагополучие, связанное с затруднением в общении с другими детьми, может приводить к двум типам поведения: негативным ярким эмоциональным реакциям (тревожность проявляется агрессивностью) и устойчивым негативным отношением к общению (сдержанная реакция, обособленность, избегание общения)

Поясняющая схема

Трудности общения—враждебность—конфликтность

Тревожность чувство недоверие к себе

Неполноценности

Социально-личностное развитие (социально-эмоциональное)

В этой сфере происходит развитие положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей.

Важнейшей основой полноценного социально-личностного развития ребенка является его положительное самоощущение: уверенность в своих возможностях, в том, что он хороший, его любят. Взрослые заботятся об эмоциональном благополучии ребенка (поддерживают, подбадривают, помогают поверить в свои силы и возможности), уважают и ценят независимо от его достижений, достоинств и недостатков, устанавливают с детьми доверительные отношения; способствуют развитию у ребенка чувства собственного достоинства, осознанию своих прав и свобод (иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время). Взрослые уважительно относятся к интересам, вкусам и предпочтениям детей (в игре, еде, одежде и др.).

Взрослые способствуют развитию положительного отношения ребенка к окружающим людям, воспитывают уважение и терпимость независимо от социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия (внешнего облика, физических недостатков). Взрослые помогают понять, что все люди разные, необходимо уважать чувство собственного достоинства других людей, учитывать их мнение, желания, взгляды в общении, игре, совместной деятельности. Поощряют проявления доброжелательного внимания, сочувствие, сопереживание. Важно, чтобы у ребенка возникло желание и умение оказать помощь, поддержку другому человеку.

Взрослые создают возможности для приобщения детей к ценностям сотрудничества с другими людьми, помогают осознать необходимость людей друг в друге. Для этого следует поощрять совместные игры детей, организовывать их совместную деятельность, направленную на создание общего продукта. В процессе постановки спектакля, сооружения общей постройки, изготовления вместе со сверстниками и взрослыми художественного панно и др. ребенок приобретает способность ставить общие цели, планировать совместную работу, соподчинять и контролировать свои желания, согласовывать мнения и действия. Взрослые способствуют развитию у детей чувства ответственности за другого человека, общее дело, данное слово.

Взрослые уделяют особое внимание развитию коммуникативной компетентности ребенка. Помогают детям распознавать эмоциональные переживания и состояния окружающих — радость, горе, страх, плохое и хорошее настроение и др.; выражать свои эмоциональные ощущения и переживания. Для этого взрослые вместе с детьми обсуждают различные ситуации из жизни, рассказов, сказок, стихотворений, рассматривают картины, привлекая внимание детей к чувствам, состояниям, поступкам других людей; организуют театрализованные спектакли и игры-драматизации, в ходе которых ребенок учится различать и передавать настроения изображаемых персонажей, сопереживает им, получает образцы нравственного поведения.

Взрослые способствуют развитию у детей социальных навыков: помогают осваивать различные способы разрешения конфликтных ситуаций, договариваться, соблюдать очередность, устанавливать новые контакты. Важным аспектом социального развития ребенка в дошкольном возрасте является освоение элементарных правил этикета (приветствовать, благодарить, вести себя за столом и пр.). Следует знакомить детей с элементарными правилами безопасного поведения дома, на улице (знать, к кому можно обратиться, если потерялся на улице, назвать свое имя, домашний адрес и т.п.).

Важно создавать условия для развития бережного, ответственного отношения ребенка к окружающей природе, рукотворному миру, ухаживать за животными и растениями, подкармливать птиц, соблюдать чистоту, беречь игрушки, книги и т.п.

Предлагаю Вашему вниманию материалы для оформления стенда для родителей

Научись любить и понимать людей, и рядом с тобой всегда будут друзья

Уважаемые папы и мамы,

дедушки и бабушки!

Вы — первые и самые важные учителя своего ребёнка. Первая его школа — ваш дом — окажет огромное влияние на то, что он будет считать важным в жизни.

Малыш всему учиться в общении со взрослым, ранний опыт ребёнка создаёт тот фон, который ведёт к развитию речи, умению слушать и думать.

«Годы чудес»- так называют учёные первые пять лет жизни ребёнка. Закладываемое в это время эмоциональное отношение к жизни людям и наличие или отсутствие стимулов к интеллектуальному развитию оставляют неизгладимый отпечаток на всём дальнейшем поведении и образе мысли человека.

Каждый человек должен уметь слушать другого, воспринимать и стремиться его понять. От того, как человек чувствует другого, может повлиять на него, не оскорбив и не вызвав агрессии, зависит его будущий успех в межличностном общении. Очень немногие среди нас умеют по – настоящему хорошо слушать других людей, быть восприимчивыми к нюансам в их поведении. Требуется определённое умение и известные усилия, чтобы сочетать общение с внимательным наблюдением и слушанием. Не меньшее значение имеют способности слушать и понимать самого себя, то есть осознавать свои чувства и действия в различные моменты общения с другими

И всему этому надо учиться. Умение не приходит к человеку само собой оно приобретается ценой усилий, затраченных на обучение. Однако вы как первые учителя своего ребёнка можете во многом помочь ему

в этом нелёгком труде, если начнёте прививать навыки общения уже в самом раннем возрасте.

В дошкольном возрасте ребёнок лишь нащупывает характерные для него способы отношений с окружающими, у него появляется представление

о самом себе.

Рекомендации для родителей:

Для ребёнка вы являетесь образцом в речи, поскольку дети учатся речевому общению, подражая, слушая, наблюдая за вами

  1. нужно обеспечить ребёнку широкие возможности для использования всех пяти органов чувств: видеть, слышать, трогать руками, пробовать на вкус, чувствовать различные элементы окружающего мира.
  2. следует уделять ребёнку больше времени, так как в раннем детстве влияние семьи на приобщение ребёнка к жизни общества является решающим.
  3. старайтесь, чтобы ребёнок не чувствовал недостатка

в любви и разнообразии впечатлений.

Для ознакомления с эмоциями человека рекомендуется:

  1. рассматривать сюжетные картинки с изображением людей, животных в различных эмоциональных состояниях, спросить

например, у ребёнка: «Как ты думаешь, весело или грустно этому

мальчику?

Как ты догадался, что ему весело?

Давай улыбнёмся также, нам тоже весело.

  1. попросить ребёнка нарисовать портрет мальчика или девочки в спокойном состоянии, затем нарисовать портреты детей в других эмоциональных состояниях (радостных, грустных, удивлённых, злых, печальных)
  1. Инсценировать прочитанные вами сказки, стихотворения, рассказы

Старший воспитатель ГДОУ №127 Цветкова Светлана Васильевна

Полезные материалы для составления лэпбука «Эмоции»

Обычно форма лэпбука остаётся неизменной на 2–3 года, в то время как содержание должно дополняться ежегодно.

Текстовый блок

Несмотря на то что тема пособия смещает акцент с текстовой информации на игры и картинки, ряд текстов в пособие всё же включается. Это могут быть:

  • короткие рассказы о четырёх основных чувствах человека;
  • терапевтические сказки об эмоциях (полностью или отрывками);
  • образное представление чувств в форме сказок.

Блок стихотворений

В поэтическую часть лэпбука для малышей можно включить такие строки:

  • Как большой, сидит Андрюшка На ковре перед крыльцом. У него в руках игрушка — Погремушка с бубенцом. Мальчик смотрит — что за чудо? Мальчик очень удивлён, Не поймёт он: ну откуда Раздаётся этот звон? (А. Барто);
  • И чему тут удивляться? Не хотим мы умываться! Ох, и грязные, Безобразные… Захотели — и умылись, И опять все удивились, Глазки — ясные, Щёчки красные (О. Князев);
  • У страха глаза велики. У страха не зубы — клыки. У страха, как бочка живот. У страха желанье есть — Схватить, укусить, даже съесть! Трусишка придумает страх И жалобно ахает: — Ах! А я ничего не боюсь. Придумаю страх — И смеюсь (В. Князев).

Для ребят среднего и старшего возраста в подборку можно включить иллюстрирующие эмоции отрывки из произведений классиков детской литературы:

  • удивление — Дом царевна обошла, Всё порядком убрала, Засветила богу свечку, Затопила жарко печку, На полати взобралась И тихонько улеглась. Час обеда приближался, Топот по двору раздался: Входят семь богатырей, Семь румяных усачей. Старший молвил: «Что за диво? Всё так чисто и красиво. Кто-то терем прибирал Да хозяев поджидал…» (А. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»);
  • радость — То-то рада, то-то рада Вся звериная семья, Прославляют, поздравляют Удалого воробья!.. (К. Чуковский «Тараканище»);
  • гнев — И встал медведь, Зарычал медведь, И к Большой Реке Побежал Медведь. А в Большой Реке Крокодил лежит, И в зубах его Не огонь горит — Солнце красное, Солнце краденое (К. Чуковский «Краденое солнце»).

Загадки

Этот блок актуален для ребят 4–7 лет, так как ответы на загадки требуют знания названий эмоций, чувств. Для малышей это может быть пока сложно. В подборку тематических загадок можно включить:

  • Если горько на душе, Шлёпнулся, впилась заноза… Не из носа и ушей, А из глаз польются… (слёзы);
  • Рты растянулись до ушей В глазах добра с избытком. Что вижу я у малышей На личиках?.. (улыбку);
  • Приходит к людям вновь и вновь Большое чувство под названием… (любовь).

Блок с игровыми заданиями

Игры в лэпбуке «Эмоции» очень ценны, так как именно они помогают ребятам понять суть темы. Акцент делается на игры, способствующие развитию эмоциональной сферы дошкольников.

Таблица: картотека игр для лэпбука «Эмоции»

Как называется играКак игратьДля какого возраста подходит
Дидактические
«Определи эмоцию»Дети смотрят на картинки и называют эмоцию, которая изображена. Для малышей постарше можно предложить пофантазировать на тему того, что может вызвать такие чувства.Дети 3–7 лет
«Подари эмоцию»Дети прикладывают к фигурке девочки разные выражения лица, называют эмоции.2–5 лет
«Соедини картинки»Ребята соединяют половинки картинок, называют эмоции. Старшие дошкольники выполняют задание на скорость.3–7 лет
«Комплименты»Дети говорят друг другу приятные слова. Игра может проводиться перед началом работы с лэпбуком для создания положительной атмосферы сотрудничества.2–7 лет
ПазлыДети собирают тематические картинки из 4–6 деталей в младших группах, из 8–10 — в средней и из 16–20 в старших.
Театрализованные
«Театр»
  1. Ребята представляют себя актёрами.
  2. Ведущий говорит на ухо эмоцию, «актёр» должен показать её мимикой, жестами, движениями.
  3. Для старших дошкольников задание усложняется: лицо «актёра» – самый яркий «показатель эмоций» – закрывается платком, так что дети должны узнать эмоцию по остальным проявлениям.
3–7 лет
«Попугай»
  1. Ведущий произносит короткое предложение, например: «Я иду гулять».
  2. Один из участников повторяет предложение, стараясь при этом выразить заранее задуманное им чувство.
  3. Остальные дети отгадывают, какое чувство было задумано.
4–7 лет
Подвижные игры
«Парашют»
  1. Восемь-десять детей берутся за края ткани или покрывала, в центре которого помещается надувной мяч.
  2. Совместными усилиями дети стараются заставить его подпрыгнуть или прокатиться по краям «парашюта» так, чтобы он не упал.
2–6 лет
«Поводыри»
  1. Играющие разбиваются на пары. Один с закрытыми глазами стоит впереди. Другой на расстоянии вытянутой руки, чуть касаясь спины впереди стоящего, встаёт с закрытыми глазами.
  2. «Поводырь» сначала медленно начинает передвигаться по помещению, «слепой» следует за ним, стараясь не потеряться, траектория и скорость движения увеличиваются.
  3. Упражнение выполняется 5 минут, затем пары меняются ролями.
5–7 лет
Пальчиковые игры
«Знакомство»
  • Выполнение действий в соответствии с содержанием стихотворения. К Жене гости прибежали. Все друг другу руки жали. — Здравствуй, Жора! — Здравствуй, Жанна! — Рад, Серёжа! — Рад, Снежана! — Не хотите ль пирожок? — Может коржика кусок? Иль рожок? Вот драже вам на ладошку, Все берите понемножку. С ручек все стряхнули крошки И захлопали в ладошки.
1,5–4 года

Фотогалерея: наглядность к играм «Определи эмоцию», «Подари эмоцию», «Соедини картинки» и к пазлам


В игре «Определи эмоцию» дети практикуются в словесном определении эмоций и чувств


Для малышей картинки для пазлов можно нарезать горизонтальными полосами


Игра «Подари эмоцию» может быть рефлексией на прослушанную сказку или рифмовку


Для усложнения задания элементы пазлов одного вида можно смешивать


Элементы пазлов для ребят старшей и подготовительной групп можно вырезать фигурно


Малышам картинки для игры «Соедини картинки» можно разрезать пополам, а детям постарше — на четыре части

Произведения художественной литературы по теме «Эмоции»

Кроме уже упомянутых терапевтических сказок, в лэпбук можно включить произведения художественной литературы для последующего обсуждения с ребятами. Как правило, этот блок создаётся в пособии для старших дошкольников. Обычно в него входят рассказы или сказки, темы которых касаются любви, дружбы, товарищества, предательства и пр. Например:

  • Г-Х. Андерсен «Дюймовочка»;
  • Л. Толстой «Лев и собачка» ;
  • С.Я. Маршак «Рассказ о неизвестном герое»;
  • П. Бажов «Серебряное копытце».

Блок наглядных материалов

Визуальные материалы — основа лэпбука. С одной стороны, наглядность обеспечивает внешнюю привлекательность пособия, а с другой — на материалах этого блока дети составляют описания картинок, выполняют условия игр.

Фотогалерея: тематические картинки для лэпбука «Эмоции»


Ребята могут придумывать ситуации, в которых та или иная эмоция также будет актуальна


Отрицательные чувства и эмоции дети также должны объяснять


Описывая отрицательную эмоцию нужно предлагать детям объяснять, почему она негативная


В описании картинок важно замечать детали


После описания картинки можно предложить ребятам вспомнить, когда они испытывали подобную эмоцию


Описание ситуаций на картинках развивает фантазию ребёнка


Рассказывая детям об эмоциях, важно делать акцент на том, что и отрицательные эмоции для человека важны

Мультипликационные фильмы по теме

Отдельно следует остановиться на аудиовизуальном материале пособия. Речь идёт о мультфильмах по теме, которые записываются на CD и вкладываются в конверты папки. Ролики просматриваются с детьми, а затем обсуждаются.

Видео: мультфильм «Малышарики» – подборка серий про эмоции

Видео: мультфильм «Смешарики Пин-код: про эмоции»

Блок для развития интеллекта и творческих способностей

Этот раздел традиционно включает ребусы, в которых загадываются слова, обозначающие эмоции и чувства.

Ответ: любовь

Что касается кроссвордов, то детям можно предложить «кроссворд наоборот»: ребята видят вписанные в клетки слова, нужно придумать вопросы к ним.

«Кроссворд наоборот» можно составить отдельно по положительным и по отрицательным эмоциям

Для развития изобразительных способностей в лэпбук включаются листы с шаблонами для раскрашивания по теме.

Фотогалерея: картинки для раскрашивания по теме «Эмоции»


Старшим дошколятам можно предложить раскраску с дорисовыванием разных выражений лиц


Раскрасив собачку, дети могут придумать историю, почему она грустная


Раскраска с цветами может быть иллюстрацией изучения таких эмоций, как радость, умиление


Для раскрашивания эмотиконов дети могут использовать краски

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: