Конспект НОД «Путешествие в зимний лес». Средняя группа
Непосредсвенно образовательная деятельность в средней группе «Путешествие в зимний лес»
Задачи: — закрепить знания детей о жизни животных зимой: где живут, чем питаются, расширять их знания о повадках лесных жителей; — устанавливать простейшие причинно – следственные связи о свойствах снега, делать выводы; — формировать умение слушать ответы друг друга, рассуждать; — обогащать словарный запас («мышкует»); — продолжать знакомить детей с повадками и особенностями жизни диких животных (используя прием «Эмпатия» — Триз); — учить детей выражать свою точку зрения. — развивать у детей мышление (самостоятельно выделять существенные признаки животных, фиксировать и обобщать их по элементам модели для использования в игре); — развивать у детей артистизм, умение передавать текст в прозе; — развивать любознательность, воображение, память, кругозор. — продолжать формировать у детей эмоционально – доброжелательное отношение к живым существам; — воспитывать любовь к природе, интерес к животным, бережное отношение к своему здоровью. Предварительная работа: Просмотр мультимедиа – презентация о диких животных в зимнее время, оформление в группе альбома «Дикие животные», рассматривание следов диких животных, отображение их в продуктивной деятельности, беседа о повадках животных зимой, проведение дидактической игры: «Кто где живет?», чтение рассказов о животных и птицах (Е. Чарушин «Заяц», «Лиса», «Сова»), изготовление мышек из соленого теста, проведение подвижной игры «Лиса и зайцы». Последующая работа: Рассматривание иллюстраций с зимним пейзажем, зимующими птицами и животными наших лесов, продолжать знакомить с другими дикими животными (волк, лось, кабан, медведь), подобрать книги и стихи о животных, просмотр видео «Животные нашего края», отображение следов животных на песке в продуктивной деятельности. Оформление: Группа оформлена в виде зимнего леса: 1. Искусственная елка, на ней сидит белка 2. Сугроб из белой ткани (в центре емкость со снегом) 3. Куст из веток под ним сидит заяц 4. Нора, в ней сидит лиса 5. Поваленное дерево
Ход познавательной деятельности
1.
Вхождение в игровую ситуацию: Воспитатель: Ребята, посмотрите в окно и скажите, какое сейчас время года? Дети: Зима! Воспитатель: Вы были, когда–нибудь в зимнем лесу? Различные ответы детей Воспитатель: Хотите попасть в заснеженный лес? Дети: Хотим! Игра: «Оденься» (имитация движений) Воспитатель: Давайте тепло оденемся, чтобы нам не простудиться, что нам нужно надеть, чтобы отправиться в лес? Дети: Штаны, шапки, шубки, валенки, рукавицы (дети одеваются) Воспитатель: Готовы? Теперь мы можем идти в лес. Имитационное упражнение «Мы шагаем по сугробам» Мы шагаем по сугробам По сугробам крутолобым Поднимай повыше ногу Проложи другим дорогу Очень долго мы шагали И в лесу мы оказались. Дети идут за воспитателем по залу под музыку Вивальди из цикла «Времена года» (2 часть, «Зима») и приходят на снежную полянку 2. Опыт со снегом Установление причинно-следственных связейВоспитатель: Ветер дует, холодно, посмотрите, елочка в снежной шубке стоит, какие сугробы в лесу намело, а снег хотите потрогать? А снег можно есть? (ответы детей) Дети подходят к сугробу (в нем тазики со снегом), дети берут снег в руки и отвечают на вопросы: Какой снег? (холодный, белый, пушистый, тает в руках) Почему он тает в наших руках? (если дети затрудняются ответить воспитатель подводит детей к выводу, что от теплых рук тает холодный снег) Воспитатель: Почему у нас руки не мерзнут на улице и остаются теплыми? Дети: Наши руки теплые, потому что мы одеваемся зимой тепло и не мерзнем, а бегаем, играем. 3. Загадка о животных Воспитатель: А как же дикие животные живут в зимнее время? Хотите посмотреть, где и как зимуют животные в лесу? Дети: Хотим! Воспитатель: Сначала нужно отгадать загадки! Кто на ветке шишки грыз И бросал объедки вниз Кто по веткам ловко скачет Кто в дупле орешки прячет? Найдите в лесу жилище белки. Дети находят белку на «Снежной полянке» 4. Беседа на обобщение и закрепление знаний детей о белке Воспитатель: Ребята, а как выглядит белка в зимнее время года? Дети: Шубку рыжую белка зимой меняет на серую, глазки у нее черные, веселые, зубы изогнутые, острые, цепкие коготки, красивый пушистый хвост. Воспитатель: Чем питается белка зимой? Дети: Семенами шишек, сушеными грибами, орешками и т. д. Воспитатель: Где же белка берет еду? Почему она легко находит шишки под снегом? Дети высказывают свои предположения, воспитатель подводит к правильным ответам, обращает внимание детей на правильные ответы (по запаху, сама спрятала и запомнила куда) Воспитатель: Куда белка прячется в сильные морозы? Дети: В гнездо, в дупло. Воспитатель: Чем белка укрепляет свое дупло? Дети предлагают свои варианты ответов, что может найти белка в лесу для утепления дупла. 5. Прием «Эмпатия» — Триз Воспитатель: А сейчас я взмахну волшебной палочкой и превращу Арину в белку, а мы послушаем, что же она нам расскажет. Арина: Я – белка, на зиму меняю свою шубку с рыжей на серую – не так заметно. Я ловко прыгаю с ветки на ветку. Мой дом – гнездо, но домиков у меня всегда несколько: для сна, для зимовки, для выведения бельчат, много кладовых, где я держу свои запасы, а их у меня много: орехи, грибы, ягоды. Зимой в одном гнезде, согревая друг друга и заткнув вход мхом, спят несколько белок. Мои прыжки – это полет, управляемый пушистым хвостом. От хищников спасаюсь, бегая по спирали вокруг ствола дерева. 6. Загадывание загадки Вопрос провокацияВоспитатель: Слушайте следующую загадку: У косого нет берлоги Не нужна ему нора От врагов спасают ноги А от холода – кора. Дети отгадывают загадку (заяц), находят нужное животное на «Снежной полянке» Воспитатель: А как заяц укрепляет свою нору? Дети: У зайца нет норы! 7. Беседа воспитателя на уточнение и обобщение знаний о зайце Воспитатель: — Скажите, как заяц готовится к зиме? — Почему заяц меняет окраску на зиму? — Как заяц спасается от врагов? — Чем питается заяц зимой? Дети отвечают на вопросы 8. Прием «Эмпатия» — Триз Воспитатель: А сейчас я превращу Егора в зайца, и мы послушаем как ему живется в зимнем лесу. Егор: Я – заяц, еды зимой в лесу для меня маловато, поэтому я подбираюсь к стогам сена и лакомлюсь им, иногда прихожу на огороды и обгрызаю старые капустные кочерыжки. Могу погрызть стволы яблони. Бывает, что в лесу скачу за лосями, лоси объедают можжевеловые кусты, а я терпеливо жду. Вот осинка помешала лосю, он махнул головой — ветка обломилась и воткнулась в снег, но я не боюсь, с удовольствием грызу обломки веток – подарок лося. Воспитатель – Спасибо тебе зайка за интересный рассказ. 9. Физкуль По лесной лужайке — зайки прыгают на полянке Разбежались зайки Вот какие зайки, Зайки побегайки Сели зайчики в кружок — приседают на корточки и роют лапками Роют зайки корешок Вот какие зайки, Зайки побегайки Вот бежит лисичка — прибегает лисичка ищет зайчиков Рыжая сестричка бегает между ними, зайцы прячутся, Ищет где же зайки прикрываясь ладонями Зайки побегайки. Вот они! — лисичка находит и ловит зайчиков Дети убегают. 10. Загадывание загадки Беседа о лисе Воспитатель: Есть у меня еще одна загадка: Рыжий клубок за белым – скок Кто это? Дети: Лиса и заяц. Воспитатель: Почему говорят: — Лиса, всему краса? Дети: Из – за красивого меха, длинного и пушистого хвоста. Воспитатель: Как меняется лисий наряд к зиме? Дети: Мех у лисы отрастает с середины лета и к зиме становится густым и теплым. Воспитатель: Как называется жилище лисы? Дети: Нора. Воспитатель: Кто еще в норах живет? Дети: В норках живут сурки, суслики, норки, кроты, барсуки. Воспитатель: А чем питается лиса зимой? Дети: Лиса ест мышей, зайцев, птиц. Воспитатель: Молодцы ребята, а сейчас мы посмотрим видеофильм «Как мышкует лиса». 11. Рассказ воспитателя о том, как мышкует лиса с одновременным показом видеофильма. Словарная работа Воспитатель: Конечно, главным лисичкиным кормом становится мыши – полевки. У лисы очень тонкий слух и острый нюх. Она бродит по полю, и прислушивается, не пищат ли мыши в своих норках. Если учует плутовка мышиный запах, то подкрадывается тихо – тихо, а потом высоко подпрыгивает, громко ударяет о снег всеми четырьмя лапами, а бедные мыши услышат грохот, в ужасе выскакивают из норы, а лисичке того и надо. Когда лисичка охотится на мышку, говорят, что она «мышкует». И что наша лисичка сейчас делала? Правильно – «мышковала». Дети закрепляют новое слово. 12. Подвижная игра с моделями «Кто где живет?» Воспитатель: Ну вот мы с вами и увидели, где живут звери, вспомнили чем они питаются и почему не мерзнут зимой. А хотите поиграть со зверями в игру? — На полу лежат обручи, в центре обручей сидят по игрушке: лиса, заяц, белка. Дети берут карточки – модели: оранжевый треугольник, серый круг, белый квадрат. Треугольник – лиса, круг – белка, квадрат – заяц. Под музыку дети начинают имитировать движения животных, с окончанием музыки занимают свои домики. (Игру повторяем 2 раза). 13. Дидактическая игра: «Кто чем питается в лесу?» Воспитатель: Устали, наверное, а вот и поваленное дерево (скамейка), давайте присядем, отдохнем. — На пенечке лежат предметы: шишки, веточки, мышки; нужные предметы дети относят животным. Девочки несут корм – белочкам, а мальчики – зайчикам. Ничего не перепутали. Ой, ребята, а кто же у нас остался голодным? Дети: Лиса! Воспитатель: Давайте все вместе покормим ее. Дети относят лисе мышек. 14. Заключительный этап. Воспитатель: Вам понравилась наша прогулка по зимнему лесу? Дети: Да! Воспитатель: Чем она запомнилась Арине? Чем запомнилась Диме? А Егору чем запомнилась? Как можно сказать, какая прогулка получилась? Дети: Веселая, радостная, зимняя, интересная. Воспитатель: Спасибо вам, ребята, за то, что вы согласились пойти со мной в лес, не испугались мороза. Какое у вас настроение? Дети: Хорошее! Воспитатель: Давайте подарим нашим хорошее настроение нашим гостям. Дети сдувают настроение с ладони. Воспитатель: Ой, ребята, заигрались мы в лесу, а ведь нам пора возвращаться в детский сад. — Тропинка змейкой под ногами В детский сад вернемся с вами. Дети под музыку Вивальди из цикла «Времена года» (II часть, «Зима») Выходят из зала.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект НОД для детей средней группы на тему: Зима Физкультурное развлечение «Зимушка-зима» для детей средней группы ДОУ Конспект НОД в средней группе на тему: Зима Конспект организованной образовательной деятельности с детьми средней группы на тему: Зима
Похожие статьи:
Наблюдение «Следы на снегу». Средняя группа
Прогулка наблюдение зимой в средней группе. Зимняя одежда
Конспект НОД «Путешествие в зимний лес» (образовательная область «Познание»)
Цель: Формировать знания детей о диких животных.
Задачи:
1. Обучающие: -закреплять знания детей об образе и повадках диких животных в зимнее время, через игровые обучающие ситуации; — формировать умения различать и называть животных (белка, лиса ,заяц, медведь); 2. Развивающие: — развивать речь детей при ответах на вопросы воспитателя, память , двигательную активность; читать стихи о животных, отгадывать загадки; — активизировать словарь детей: пушистая, мягкая, тёплая, берлога, дупло, кора; 3. Воспитательные: -Вызывать желание у детей участвовать в разговоре (беседе) с воспитателем. -Воспитывать доброе, чуткое отношение к диким животным. — Стимулировать внимание и выдержку с помощью наглядного материала.
Материалы и оборудование: Декорации: поляна в зимнем лесу, берлога, ёлочки, пенёк. Игрушки: мягкие белка, лиса, медведь, заяц; кукла-снеговик, корзинка с угощениями для зверей, игра «Рассели по домикам».
Предварительная работа: Рассматривание картин, иллюстраций о диких животных; Чтение произведений В.В. Бианки «Хитрый лис и умная уточка»; Е. Чарушина «Мишка — башка», «Волчишко», « Лис и мышонок»; р.н.с. «Лисичка сестричка и серый волк»; «Три медведя», « Лиса и заяц»; Стихов И .Токманова «Медведь»; загадывание загадок о диких животных; дидактическо — печатные игры «Лесные жители» (лото), «Чьи детки?», «Кто где живёт?»; рисование, лепка, раскрашивание животных.
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Чтение Художественной литературы», «Социализация», « Физкультура»
Ход НОД:
1. Организационный момент:
Воспитатель: Загадывает загадку:
Снег на полях, лёд на реках Вьюга гуляет, когда это бывает?
Дети: Зимой!
2. Практическая часть:
Воспитатель: Правильно. Да на улице много снега, стало холодно, солнышко реже светит, деревья листву сбросили ,да и снег выпал, спрятал траву и в лесу тоже.
Интересно, а что сейчас происходит в лесу?
Давайте с вами отправимся в зимний лес. Возьмём с собой корзинку с гостинцами для животных, вдруг мы там их встретим. Для этого нужно закрыть глаза и сказать:
«Вокруг себя обернись в зимнем лесу окажись!»( дети произносят слова, открывают глаза, в это время звучит фонограмма записи голосов лесных птиц).
Воспитатель: Ребята послушайте, зимний лес тих и спокоен. Зима укрыла лес пушистым снегом.
Белый снег пушистый В воздухе кружится И на землю тихо Падает, ложится (Дети проходят потихоньку в лес. Впереди лесная поляна. На поляне, на пеньке стоит снеговик.)
Воспитатель: Ой, Ребята, посмотрите, кто нас встречает в лесу? Кто это сидит?
Дети: Снеговичок, (здоровается со всеми) дети тоже с ним здороваются.
Воспитатель: А почему ты такой грустный, снеговик? Что случилось?
Снеговик: Тихо здесь, не с кем и поговорить, да и знакомых животных не встретишь.
Воспитатель: Пойдём с нами вместе, мы хотели посмотреть зимний лес, а также посмотреть , как дикие животные живут в лесу. Пойдёшь с нами?…
Снеговик: Да.
-Ребята кто это ?Я его не узнаю.
Дети : Заяц.
Снеговик: Действительно заяц. А почему он белый? Ч то случилось с ним?
Воспитатель: Ребята,
А почему заяц белую шубку надел? А где зимой прячется зайка? Почему? (Под кустиком) Чем питается зайка?
Дети: корой, веточками, сухой травой.
Воспитатель: Кто знает стихотворение про зайца?
Ребёнок рассказывает стих:
Длинноухий шустрый зайка Ест листочки на лужайке. А зайчонок притаился он Он в лесу всего боится.
Воспитатель: Давайте мы угостим зайчика морковкой. ( Угощаем зайчика ). -А теперь пойдём дальше Ребята: Посмотрите сколько скорлупы. Кто же здесь обедал? (Дети подходят к ёлочке, там сидит белка).
Дети: Белка.
Воспитатель: Правильно это белочка.
Какие припасы себе готовит на зиму белочка? ( Орешки, грибы, яблоки). Куда прячет белка свои припасы? (В дупло).
Ребенок рассказывает стих про белку:
Белка шишки собирает И грибочки запасает. Двое маленьких бельчат Ей всегда помочь спешат.
Воспитатель: Ай да белочка, ай да хлопотунья!
Воспитатель: А что это за огонь горит между ёлок? Кто это там притаился?
Дети: Лиса.
Воспитатель: Правильно .А какая лиса? (Хитрая, рыжая, красивая, плутовка).
А что любит кушать лиса?
Дети: кур, рыбку, зайчат и мышек.
Воспитатель: Послушаем стишок про лису.
Ребёнок рассказывает стих:
Любит рыжая лисица Свежей рыбкой поживиться. А лисёнок на пригорке Ловит мышку возле норки.
Воспитатель: Давайте угостим лисичку рыбкой, чтобы она добренькой стала. (Дети угощают лису)
Воспитатель: Продолжим наш путь.
Снеговик: Что это за горка?
Воспитатель: Дети, а я слышу — кто-то там похрапывает. Догадайтесь, про кого я расскажу:
Кто мохнатый и большой Летом по лесу гуляет? Зимой в берлоге отдыхает?
Дети: Медведь.
Правильно, медведь.
Как на горке снег, снег. И под горкой снег, снег, И на ёлке снег, снег, И под ёлкой снег, снег. А под ёлкой спит медведь- Тихо, тихо – не шуметь.
Что делает зимой медведь? (Спит).
Кто расскажет стишок про медведя?
Ребёнок рассказывает стих:
Бурый мишка без забот С медвежатами живёт. Есть для них в лесу малина И душистый мёд пчелиный.
Воспитатель : А что любит есть медведь? ( Мёд, малину, рыбку).
Давайте оставим здесь мёд, чтобы медведю было чем полакомиться, если вдруг он проснётся .
Покажем, как мишки ходят?
Физминутка: « Три медведя»
Три медведя шли домой — Дети шагают на месте вперевалочку. Папа Мишка был большой — Поднимают руки вверх. Мама чуть поменьше ростом — Наклоняются вперёд. А сынок малютка просто — Приседают. Очень маленьким он был с погремушками ходил — Дети имитируют игру на погремушках. Дзынь — дзынь – дзынь с погремушками ходил. (Оставляем туесок с мёдом и идём дальше, на пеньке лежит игра «Рассели по домикам»).
Воспитатель: Ой, ребята посмотрите кто -то игру оставил, давайте мы с вами сейчас поиграем. Посмотрите сколько малышей, давайте поможем им найти свой домик. Кто в каком домике живёт? Лисёнок где? (В норе). А зайчонок где? (Под кустиком). А медвежонок где? ( В берлоге). Молодцы!
Воспитатель: Смотрите ребята, какая чудесная поляна, сколько много снега и чьи-то ушки виднеются.
Дети: Это зайка.
Воспитатель: Ребята, он наверное очень замёрз, смотрите весь трясётся, давайте с ним поиграем.
Игра «Зайке холодно сидеть».
Зайка беленький сидит — дети приседают, руки над головой, как И ушами шевелит — ушки у зайца Зайке холодно сидеть — встают, хлопают в ладоши Надо лапочки согреть. Зайке холодно стоять — дети прыгают на двух ногах Надо зайке поскакать. Кто-то зайку напугал — приседают, закрывают ладонями лицо. Зайка прыг и спрятался.
Воспитатель: Вот и согрелся наш зайка.
Ребята, мы с вами уже очень долго в лесу, нам пора возвращаться в детский сад. Давайте попрощаемся со снеговиком, скажем ему до свидания. Закройте ладошками глаза и говорите: « Вокруг себя обернись, в детском саду окажись» (Дети закрывают глаза и повторяют слова).
3.Рефлексия.
Ребята, где мы с вами побывали? (В зимнем лесу ).
Понравилось вам в лесу?
Кого мы повстречали в зимнем лесу? (Белку, зайца, лису).
А какие ещё животные живут в лесу ,которых мы не встретили? (Лось, бобр, волк, ёжик). Кто расскажет про них стихотворение?
А какие это животные? (Дикие). Почему? (Потому, что они живут в лесу). Спасибо все сегодня хорошо работали.
Автор: Подузова Ольга Николаевна воспитатель, МАОУ гимназия №2 СП «ГДО» г. Асино, Томская обл., Россия
Статья размещена в авторской редакции