Урок-конспект по теме: «Времена года»
Тема урока: Времена года. Смена времён года.
ЗАДАЧИ:
- Сформировать в учащихся представление о смене времен года;
- Показать учащимся, что движение Земли вокруг Солнца — причина смены времен года на планете;
- Развивать в учениках наблюдательность, внимательность и исследовательские навыки;
- Продолжить развивать умение работы с учебником;
- Привить бережное отношение и любовь к природе.
ОБОРУДОВАНИЕ:
- Теллурий (модель Солнце-Земля-Луна) — движущаяся модель взаимного расположения Солнца, Земли и Луны в различных фазах их вращения. Позволяет наглядно продемонстрировать: смену времен года, смену дня и ночи, фазы Луны, солнечные и лунные затмения;
- Иллюстрации природы в различное время года
- Глобус;
- Учебник.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
II. Актуализация опорных знаний.
Проверка домашнего задания:
- Почему меняется день и ночь на планете?
- Какие явления природы повторяются каждые сутки?
- Сколько раз оборачивается Земля за сутки?
- Меняется ли продолжительность ночи и дня зимой?
III . Объявление темы и основных задач урока.
Выберите вывод, — единственно правильный из этих следующих трех:
- Ночь наступает потому, что на небе появляется Луна.
- Солнце вращается вокруг планет.
- День и ночь наступают из-за того, что Земля вращается вокруг своей оси и по-разному освещается Солнцем. (Последний вывод правильный.)
Закрепление новой информации методом «вопрос-ответ»:
- Какие движения Земли вам известны?
- ( Движение вокруг своей оси, движение вокруг Солнца.)
- К чему приводит движение вокруг своей оси?
- ( К смене дня и ночи. )
- К чему приводит движение Земли вокруг Солнца?
- ( Мы пока не знаем.)
- Как вы считаете, чему будет посвящен урок?
- ( Мы узнаем, что происходит на Земле, когда она движется вокруг Солнца.)
На доске висят 4 иллюстрации, изображающие времена года. Учитель загадывает детям загадки.
Обернулась в лёд вода Перестал медведь реветь: В спячку впал в бору медведь. Кто скажет, кто знает, Когда это бывает?
(Зима)
Я раскрываю почки В зелёные листочки, Деревья одеваю, Посевы поливаю.
(Весна)
Я соткано из зноя Несу тепло с собою Я реки согреваю, “Купайтесь!” — приглашаю.
(Лето)
Несу я урожаи, Поля вновь засеваю, Птиц к югу отправляю, Деревья раздеваю.
(Осень)
Отгадывание загадок, сопровождается показом иллюстраций. Молодцы ребята, сегодня на уроке мы будем говорить о временах года и постараемся ответить на вопрос: По какой причине всё-таки происходит их смена?
IV . Изучение нового материала
Человеку издавна было интересно знать, почему летом тепло, а зимой холодно, почему летние дни длинные, а ночи короткие. По истечении времени, стало известно, что Земля вращается вокруг Солнца и одновременно вращается вокруг своей оси, по кругу справа налево (против часовой стрелки, если смотреть «сверху» в северном полушарии). Именно поэтому и происходит на Земле смена дня и ночи, а также смена времён года (рекомендуется показать визуально, с помощью глобуса и фонарика — очень эффективно!).
Если вообразить линию от Северного полюса к Южному, то мы получим основание, собственно на котором и держится Земля – это земная ось. Она наклонена к плоскости орбиты Земли под углом и направлена всегда на Полярную звезду. Оттого, что положение оси Земли наклонено постоянно в одном и том же направлении, Солнце освещает поверхность Земли по-разному. Полный оборот Земли вокруг Солнца происходит за 365 суток и 6 часов, а вокруг своей оси за 24 часа.
В связи с этим, на Земле и существует 4 времени года. Давайте их назовём (весна, лето, осень, зима). Если летом Северное полушарие повёрнуто к Солнцу, лучи падают прямо, мы оказываемся на хорошо освещенной поверхности Земли, соответственно с длинным днём и короткой ночью. В этот период начинается активный рост и размножение растительного мира. А зимой Северное полушарие, проходя по орбите, отворачивается от Солнца, солнечные лучи слегка касаются Земли, соответственно день короткий, а ночь длинная. Происходит затишье, природа спит. Когда лучи Солнца освещают Северное и Южное полушарие равномерно, там наступает осень и весна.
Ещё одним главным моментом является наличие таких дней, когда Солнце занимает самое высокое (низкое) положение над горизонтом.
- 22 июня – день летнего солнцестояния;
- 22 декабря – день зимнего солнцестояния;
- 22 марта и 22 сентября день равен ночи, это дни весеннего и осеннего равноденствия.
Полный оборот Земли вокруг Солнца происходит за 365 суток и 6 часов. Мы знаем, что в году 4 времени года, в каждом по три месяца. Назовите их. Наши предки имели совсем другие названия месяцев, попробуйте, отгадайте, объяснив некоторые названия (сечень, лютень, берёзозол, цветень, травень, червень, липень, серпень, вересень, листопад, грудень, студень).
Далее рекомендуется провести практическую работу, используя глобус и фонарик. Дети с учителем ищут на глобусе место, где они проживают. Коллективно выясняют, как должна быть расположена модель земли, в разное время года, описывая при этом главные отличительные особенности каждого времени года (погода, природа, температура, жизнь животных и людей).
Вопросы для закрепления информации:
- Какие движения осуществляет наша Земля?
- Сколько дней длится год?
- Объясните, почему бывают времена года. Назовите их.
- Вспомните, что вам известно о движении Земли вокруг своей оси.
- Какие бывают времена года?
- Издавна люди заметили, что когда солнце поднимается высоко на небосклоне, — на земле тепло, а когда опускается низко, — холодно.
- Почему теплое время года (весна, лето) изменяются холодными (осень, зима)?
- Почему Земля получает от Солнца в разные времена года неодинаковое количество тепла и света?
- Когда солнечные лучи падают прямо, солнце жарче. Если же лучи солнца падают на земную поверхность под углом, то они греют земную поверхность слабее. Вот почему меняются времена года на Земле. За какое время Земля вращается вокруг Солнца? Как это время называют?
В подготовке к уроку будет полезна статья: Как происходит смена времен года
2 . Физкультминутка
V. Систематизация знаний
Демонстрация смены времен года на Земле с помощью теллурия:
- Дети! Посмотрите на этот прибор.
- Кто из вас знает, как он называется?
- (Теллурий)
- Произнесите слово хором.
- Вы сегодня сумеете раскрыть тайну, почему на этот урок я принесла именно этот прибор.
- (Учитель включает теллурий.)
- Я хочу выслушать ваши мнения.
- Какие предположения?
- (Модель Земли и Солнца, -теллурий изображает, как вращается Земля относительно Солнца.)
- Какую роль будет играть лампа?
- (Лампа играть роль Солнца.)
- Сделаем вывод. Расскажите о том, как падают лучи на руку.
- (В первом случае лучи падают прямо на руку, а в иных случаях лучи падают наискосок.)
- Так почему в первом положении руке было теплее?
- ( Потому что лучи были прямые, а рука находилась ближе к источнику тепла.)
- Выполним такой же опыт с глобусом — моделью Земли. В глобусе есть воображаемая ось, вокруг которой вращается Земля.
- Проследим за вращением глобуса.
- Куда «смотрит» ось Земли: на Солнце или в направлении от него?
- (От Солнца).
- Как вы считаете, что несут солнечные лучи: свет, тепло или то и другое?
- ( И свет, и тепло.)
- Давайте определим, где теплее при таком положении Земли: в Африке или в Антарктиде.
- ( В Африке больше тепла. )
- Продолжим наблюдение за вращением глобуса вокруг Солнца.
- Ось земли « смотрит» на Солнце или в направлении от Солнца?
- ( На Солнце.)
- Пока наше полушарие повернуто к Солнцу , дни у нас длинные , лучи прямые ,время года — лето. Пока наша полушарие обращено от Солнца — дни у нас короткие , лучи косые , время года — зима.
- За какой период произойдет полное обращение Земли вокруг Солнца?
- ( За год.)
- Сколько длится год?
- (12 месяцев).
- Итак, что происходит при вращении Земли вокруг Солнца?
- ( Смена времен года.)
- Какова главная причина смены времен года?
- ( Наклон земной оси и движение Земли вокруг Солнца.)
- Почему летом день длится дольше?
- (Солнце поднимается высоко над горизонтом.)
- Почему зимой холодно?
- (Солнце низко над горизонтом.)
VI . Подведение итогов
- Как движется наша Земля?
- Какая причина времен года?
- Какие есть времена года?
- Сколько дней в году?
На Земле существует 4 климатических пояса:
- Экваториальный пояс — самый жаркий, где весной и осенью происходит засуха, а летом и зимой повышенная влажность.
- Тропический пояс — практически весь год жарко и засушливо. Однако, один раз в год происходит сезон дождей — самый холодный сезон года.
- Умеренный пояс — к нему можно отнести Западную Европу, Центральную часть России. Весной и летом относительно сухо с кратковременным выпадением осадков, осеню и зимой их выпадает огромное множество, в виде дождя и снега.
- Арктика и Антарктида — в этой части времена года не меняются, происходит только смена дня и ночи, так как погодные условия одинаковые в течении года, температура всегда ниже нуля.
VII. Закрепление пройденного материала.
Путь, которым Земля вращается вокруг Солнца, называют орбитой. Смена времен года — вечное и неизменное явление природы. Его причиной является движение Земли вокруг Солнца, который длится 365 дней, или год.
- Почему происходит смена дня и ночи?
- Почему происходит смена времён года?
- Когда в Северном полушарии лето, какое время года будет преобладать в Южном? (зима).
- Если в Северном полушарии весна, то в Южном полушарии?(осень)
- Где в течение года Солнце светит одинаково? (в районе экватора)
- Объясните, что было бы, если земная ось была расположена вертикально? (времен года бы не существовало. Потому что любая точка на земном шаре, на освещаемой стороне, были бы одинаково удалены Солнца. Соответственно воздух прогревался равномерно).
- На каком климатическом поясе мы проживаем?
VIII. Решение естественных задач
- Вы вымыли в классе доску. Она мокрая. Куда исчезла вода?
- Давайте подумаем, есть ли круговорот воды зимой.
- ( Ответы учащихся.)
- Может вода испаряться при низких температурах?
- ( Нет)
- Для чего хозяйки зимой вывешивают выстиранное белье на улицу?
- ( Сушить)
- Оно высыхает?
- ( Да)
- Значит, вода испаряется.
- В природе в газообразное состояние вода может переходить не только из жидкого, но и из твердого: из снега и льда.
- Зимой в виде чего возвращается вода на землю?
- (В виде снега).
- А снег — это вода. Круговорот воды бесконечен!
IX. Домашнее задание
Прочитать материал в учебнике, сложить устный рассказ о дружбе Земли и Солнца, найти загадки и пословицы о временах года.
Поблагодарить детей за урок, выставить оценки.
X. Итог урока.
Поблагодарить детей за урок, выставить оценки.
Конспект по окружающему миру по теме: «Праздники для всех» (2 класс УМК «Перспектива»).
12.10.2016 г.
Урок №12.
Тема: Праздники для всех.
Цель:
научить определять различие между государственными праздниками Росси и международными праздниками.
Предметные результаты:
- кратко характеризовать содержание общегражданских праздников современного российского календаря, представленных в учебнике.
Метапредметные результаты:
- описывать празднование одного из этих праздников в своём городе.
- иллюстрировать рассказ фотографиями (компьютерной презентацией).
- определять различие между государственными праздниками России и международными праздниками.
Личностные результат
- понимать важность праздников современного российского гражданского календаря как способа дружеского объединения всех граждан нашего Отечества вне зависимости от местожительства, особенностей этнической культуры и вероисповедания.
Оборудование:
куклы Аня и Ваня в национальных костюмах; настенный календарь; государственная символика России; праздничная атрибутика (шарики, гирлянды, флажки, плакаты , праздничные открытки, карнавальные маски), магнитофон, учебник, рабочая тетрадь по окружающему миру, цветные карандаши, выставка календарей.
Ход урока.
I.Организационный момент.( слайд 1)
-Выступление группы девочек с танцем «Матрёшка».( слайд 2)
— Ребята, на предыдущих уроках мы знакомились с календарём, узнали о прошлом времени, о том, как жили люди, чем занимались и как планировали свой отдых, какие праздники отмечали. Выяснили, что русский народ — трудолюбивый, весёлый, умеет не только хорошо работать, но и веселиться от души. Ну а какое веселье без русской песни, русского танца, застолья, поэтому и начали мы наш урок вот так по-русски, празднично. А если пустили в класс веселье, значит, это неспроста. Сегодня на уроке мы поговорим о праздниках.
II. Актуализация знаний и умений. ( слайд 3)
1. Вступительное слово учителя.
— А что такое праздник? Где мы можем найти правильное толкование этого слова?
Учащийся. — В словаре.
— Правильно, в словаре. У нас есть возможность обратиться к “живому” словарю. В роли словаря у нас Максим. Он получил домашнее задание к этому уроку: найти толкование слова “праздник”.
— В прошлом году мы уже обращались к теме «Праздники» на занятиях по Краеведению, когда говорили о своей семье, о семейных традициях, о семейных праздниках. Давайте заглянём в семейный альбом и посмотрим- какие праздники отмечаются в ваших семьях.
— Дни рождения, день свадьбы родителей, День города, Новый год, женский день 8 марта, день дошкольного работника, день медика, День победы, День знаний и т.д.
— Какие разнообразные праздники по своему содержанию…
2. Работа в группах.( слайд 4)
-Как вы думаете, много ли существует праздников в нашей стране?
-А какие праздники вы любите больше всего?
-У вас на партах названия праздников. Попробуйте их разделить на группы.
-Какие же группы мы выделим?
1. Семейные (Дни рождения, свадьбы, вечеринки).
2. Профессиональные (День воспитателя, День археолога и т.д.).
3. Государственные (День защитника Отечества, День России, День Конституции, День Победы и др.).
4. Всенародные (День матери 29 ноября, День смеха 1 апреля, День знаний 1 сентября, День студента 25 января, День семьи, любви и верности 8 июля и др.).
— Есть ли такие праздники, которые празднует вся страна, все люди, живущие в Российской Федерации?
Вы наверное обратили внимание, что у нас сегодня в гостях наши давние друзья: Аня и Ваня. Они пришли к нам в национальных русских костюмах и не случайно, потому что речь пойдёт о праздниках, которые отмечает вся наша страна. Они, как всегда, уже приготовили для нас вопросы на внимательность, на которые мы ответим в конце урока. Поэтому предлагаю быть всем внимательными.
— Ребята, а как обо всех праздниках узнают жители нашей страны?
Самый надёжный источник – это календарь.
Обращаю ваше внимание на выстав
ку. Вы уже познакомились с разными видами календарей: назовите их (церковные, настольные, настенные, карманные, отрывной календарь и др.)
III. Знакомство с новым материалом.
— Давайте и мы обратимся за помощью к календарю — хранителю времени. Но сначала вспомним, в каком порядке идут месяцы. Для этого мне нужны 12 помощников, которые получили игровое имя — название месяца и которые будут помогать мне на уроке. А остальные будут помогать им встать по порядку.
Аналитический этап.
Теперь, когда мы вспомнили порядок месяцев, можно отправляться в путешествие по календарю.
— Посмотрите, даты календаря отмечены разными цветами. Одни напечатаны чёрной краской, другие красной. Почему? Почему именно красным цветом выделяют праздничные , выходные дни? (красный цвет означает праздник; красный – красивый, красный цвет хорошо заметен).
— показать расположение дат в календаре.
Но праздничными бывают и рабочие дни. Такие дни называют красными днями календаря.
IV. Работа с учебником
.( с. 40 – 41). -прочитайте, какие праздники отмечает вся страна независимо от национальности, места жительства и вероисповедания.
Цель нашего урока: познакомиться с праздниками, которые отмечает вся наша страна, определить различие между государственными праздниками России и международными праздниками, понимать важность их , как способа дружеского объединения всех граждан нашего Отечества вне зависимости от места жительства.
Вы проводили исследования на тему “Праздники”. Сегодня на уроке мы услышим, к каким выводам вы пришли и увидим результаты исследований.
Вы готовы? С какой группы начнём? Пусть нас рассудит Календарь, роль которого мы поручили Виталику. Итак, Календарь в определённом порядке объявляет красную дату, а соответствующая группа ребят показывает эмблему, называет праздник и рассказывает о нём.
(Презентация).
1 группа.1 января – Новый год. (Слайд 5).
Этот праздник вам хорошо знаком, потому что его отмечают в каждой семье. На прошлом уроке мы подробно узнали об этом празднике. И ребята нам о нем уже рассказывали.
У каждого праздника есть свои украшения, своя музыка. Например то, что подходит к празднованию Нового года (игрушки, гирлянды), не подойдёт к праздникам Дню Победы, Дню защитников Отечества.
Назовем лишь символы праздника «Новый год».
Главный герой праздника — Дед Мороз (европейский Санта-Клаус) пришел к нам с Запада во второй половине 19 века. Первоначально это был всего лишь сказочный персонаж, но настолько безупречный в своей доброте и щедрости, что его захотелось одушевить. И русские люди «одели» его в нарядную красную шубу, пушистую шапку и пуховые рукавицы.
А чтобы ему, русскому, не было трудно развлекать детей в Новогоднюю ночь, у него появилась внучка Снегурочка — милая и веселая девушка, которую все сразу же полюбили за ее доброту.
2 группа.23 февраля – День защитника Отечества. (Слайд 6).
23 февраля — День Российской Армии! Вверх орудия палят, всех салютом балуют. Шлют они от всей страны благодарность воинам,
Праздник всех солдатов наших — Вот что значит этот день! День защитников отважных Да и просто всех парней!
23 февраля -День воинской славы России, которую российские войска обрели на полях сражений. Изначально в этом дне заложен огромный смысл — любить, почитать и защищать свою Отчизну, а в случае необходимости, уметь достойно ее отстоять.
Защищать родную русскую землю воинам приходилось очень часто, но всегда русский солдат с честью выполнял свой долг. И сегодня Российская Армия надежно защищает свою страну от всех врагов, охраняет бесценное достояние мира. К этому празднику принято открывать новые экспозиции в музеях, выставки живописи, скульптуры, фестивали художественных фильмов соответствующей тематики.
Символы — вооруженный солдат или военная техника.
3 группа.8 марта – Международный женский день. (слайд 7).
В 19 веке о том, что женщины имеют какие-то права, и речи быть не могло. Женщинам запрещали участвовать в выборах, занимать руководящие посты. Женщины работали по 16 часов в сутки, получая при этом гроши. В 1908 году в Нью-Йорке впервые прошла мартовская демонстрация женщин с требованиями предоставить им равные права с мужчинами.
Решение о ежегодном праздновании Международного женского дня было принято в 1910 году на второй международной конференции женщин. Этот праздник давно потерял свою политическую окраску, и мы отмечаем его как праздник Весны, Любви, Красоты.
В этот день мужчины дарят цветы, подарки женщинам.
Учитель:Ещё весной
1857 года работницы швейных и обувных фабрик Нью-Йорка устроили «марш пустых кастрюль», требуя повышения зарплаты, улучшения условий труда и равные права для женщин. Это был первый «Женский день». А через пятьдесят лет, в феврале 1908 года тысячи женщин снова вышли на улицы Нью-Йорка, и уже требовали право участия в выборах, улучшение условий труда, отмену детского труда.
23 февраля 1917 года уже русские женщины вышли на улицы, требуя «Хлеба и мира». Именно это событие определило дату празднования (после революции 1917 года Россия перешла на новый календарь и Международный женский день стал приходиться на 8 марта). Вот так «мужской» и «женский» дни оказалась рядом. Постепенно трагическая история праздника, связанная с борьбой женщин, ушла в прошлое, и Международный женский день стал восприниматься как праздник всех женщин. Таким мы его знаем сегодня.
VI. Закрепление изученного.
Учитель:
Мы кратко познакомились с праздничными днями, которые отмечают все народы в РФ.
- — А теперь ответим на вопросы наших помощников:
- Как люди узнают о том, что сегодня праздничный день или будничный?
- Чем отличаются государственные праздники от международных?
- Назовите международные праздники, которые отмечаются в нашей стране?
- Что объединяет эти праздники? (они имеют особую важность, отмечаются широким кругом людей, т.е. они для всех)
2) Игра «Узнай праздник».
— включить музыку, дети угадывают праздник и называют дату.
Вывод. Календарь – верный страж памяти. Он напоминает нам о важнейших событиях в жизни нашего Отечества. Календарь помогает нам почуствовать себя гражданами единой прекрасной страны – России.
VII. Итог урока. ( слайд 24)
— Что нового узнали на уроке?
— Какие праздники являются общими для всех граждан России, независимо от веры, национальности, места жительства?
Что эти праздники объединяет? (Эти праздники связаны с историей народа, его культурой, традициями.)
VIII. Выставление отметок.
IX.Рефлексия. ( слайд 25)
-с помощью «Лесенки успеха» оцените свою работу на уроке.
— а теперь покажите смайликами какое у вас настроение, другими словами насколько успешен и интересен ли был урок.
X. Д/З.
с.40-43, по учебнику ознакомиться с особенностями праздников для всех жителей нашей страны, в рабочей тетради, на с.28-29 — нарисовать символы каждого праздника.
11