Aвтор материала: Квакина Татьяна Николаевна —
учитель русского языка и литературы МКОУ Краснооктябрьской ООШ, деревни Чуваши Кирово-Чепецкого района Кировской области
Эксперт: в области русского языка, литературы, методики преподавания, логопедии
Задача учителя теперь, в отличие от предшествующей работы, когда можно было , как можно нагляднее и доступнее на уроке все объяснить, показать, рассказать, является включение самого ученика, даже наислабейшего, в учебную деятельность.
Учитель должен организовать урок так, чтобы дети самостоятельно овладевали новыми знаниями и самостоятельно же применяли эти знания в решении разнообразных проблем: познавательных, учебно-практических, жизненных.
Приём «Рубрика «Любознательным»
В ней необычные, удивительные сведения о родном языке, о его истории, о происхождении многих слов и выражений, а также информация о науке, изучающей язык.
Пример. Известен факт, что В. Гюго, закончив роман «Отверженные», послал рукопись издателю, приложив к ней письмо, в котором не было ни одного слова. Письмо состояло из знака «?». Издатель незамедлительно ответил бессловесным письмом: «!».
Результат эффективной школьной мотивации один – это искренний интерес учащихся.
Приём «Мини – исследование» или «Мини – проект»
Пример Мини-проект «Многозначные слова», который заключается в следующем:
учащиеся должны изготовить цветок, лепестки которого и есть значения многозначного слова.
Работая над этим проектом, дети, прежде всего, работают с толковым словарём, со словарной статьёй, то есть проверяют правильность выбранного примера.
При выполнении мини-проекта «Фразеологизмы» учащиеся выполняют следующее задание:
они должны проиллюстрировать фразеологизм, помня о его метафоричности и образности.
Сложность задания и одновременно его интерес состоят именно в том, что ребята должны сами придумать метафорический образ, который бы отразил все заложенные во фразеологизме эмоции, а не пользоваться уже готовыми иллюстрациями.
Технология интерактивного обучения на уроках русского языка и литературы
«Страшная это опасность — безделье за партой: безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы — это развращает, морально калечит человека, и ни школьная бригада, ни мастерская, ни школьный участок — ничто не может возместить того, что упущено в самой главной сфере, где человек должен быть тружеником, — в сфере мысли.» В. А. Сухомлинский
Я обратилась к словам Сухомлинского, потому что придерживаюсь этой точки зрения, считаю, что главная задача учителя- научить ученика учиться.
В процессе работы ученик меняет рабочее место, он пересаживается, выходит к доске, работает в малой группе, говорит, пишет, участвует в дискуссии, слушает, творит. Это способствует активизации физиологических параметров. Ведь движение – это жизнь!
Социальная активность связана с тем, что в течение работы ученик вступает в контакты, взаимодействует с другими, завязывает какие-то отношения, обменивается информацией, проявляет лидерские качества, задает вопросы, позволяет себя обучать, что-то комментирует.
А это в свою очередь рождает познавательный интерес. Учащиеся ставят вопросы, ищут способы их решения, находят дополнительную информацию, вносят поправки, дополнения, создают проекты.
Интерактивные технологии легко вписываются в учебную программу, не мешая традиционным способам обучения. Появляются мотивы для изменения поведения. В подростковой среде они связаны с желанием сохранить свои позиции в группе, упрочить их, расширить зону своего влияния и контролировать ситуацию. Возникает потребность постоянно приспосабливать свое поведение к изменяющимся обстоятельствам. И в то же время, участники интерактивного урока ощущают тот вызов, который бросают их интеллекту новые задачи, возникающие проблемы. Они учатся создавать свои жизненные проекты, а это требует умственных усилий.
Интерактивные технологии пробуждают весь спектр чувств, связанных с лидерством, конкуренцией, взаимоотношениями, решением образовательных задач. Дети активно включаются в учебный процесс, когда снято внутреннее напряжение. И это все способствует личностному росту.
Эффективность работы с применением интерактивных методов обучения зависит от многих факторов. Прежде всего, от готовности самого учителя вступить на эту стезю и изменить свой взгляд на традиционную систему обучения. Еще это зависит от готовности класса к тому, чтобы перейти на новые формы отношений. Также успех зависит от веры в то, что эти методы работают на образовательные цели. Очень важно, чтобы учитель обладал коммуникативной компетентностью, умел вести диалог.
«Хороших методов существует ровно столько, сколько существует хороших учителей». Д. Пойа
«Педагогическая технология — это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя.» В. М. Монахов
Современная педагогика ориентирована на то, чтобы ребёнок научился учиться, открыл в себе энергию познания, постоянного стремления к по- лучению новых знаний .
Успех процесса обучения во многом зависит от взаимоотношений:
а) учителя с детьми; б) детей друг с другом; в) каждого ребёнка с учителем; г) ученика с коллективом.
Идея сотрудничества исходит ещё от древних мудрецов, проходит через философию многих духовных учений, классической педагогики и психологии. В педагогической практике давно применяют термин активные методы и формы обучения. Он объединяет группу педагогических технологий, достигающих высокого уровня активной учебной деятельности школьников.
В последнее время получил распространение ещё один термин — интерактивное обучение.
Термин interactivelearning (англ.) обозначает обучение, основанное на активном взаимодействии с субъектом обучения (ведущим, учителем, тренером, руководителем). По существу, оно представляет один из вариантов (моделей) коммуникативных технологий: их классификационные параметры совпадают. Иначе говоря, интерактивное обучение — это обучение с хорошо организованной обратной связью субъектов и объектов обучения, с двусторонним обменом информацией между ними.
Интерактивные методы обучения — система правил организации продуктивного взаимодействия учащихся между собой и с учителем в форме учебных, деловых, ролевых игр, дискуссий, при котором происходит освоение нового опыта и получение новых знаний.
Использование интерактивных методов обучения на уроке позволяет решать следующие задачи:
- активно включать каждого ученика в процесс усвоения учебного материала; повышать познавательную мотивацию учащихся;
- обучать навыкам успешного общения (умения слушать и слышать друг друга, выстраивать диалог, задавать вопросы на понимание);
- развивать навыки самостоятельной учебной деятельности (умения определять ведущие и промежуточные задачи, предусматривать последствия своего выбора, давать ему объективную оценку);
- воспитывать лидерские качества;
- учить работать с командой и в команде;
- быть ответственным за совместную и собственную деятельность по достижению результата.
Интерактивное обучение — это обучение посредством опыта (структура): переживание участниками конкретного опыта (игра, упражнение, ситуация), осмысление полученного опыта, его обобщение, применение на практике.
Основные особенности интерактивного обучения:
- принудительная активизация познавательной деятельности;
- самостоятельный поиск решения проблемы;
- изменение роли учителя на роль организатора или консультанта;
- исключение монологического преподнесения материала;
- диалоговый характер.
Основной признак интерактивного обучения — диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и ученика. Кроме того, это специальная форма организации познавательной деятельности. Она имеет в виду вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения — таких, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.
Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс происходит в условиях постоянного, активного взаимодействия всех учащихся. Это базируется на сотрудничестве, взаимообучении: учитель — ученик, ученик — ученик. При этом учитель и ученик — равноправные, равнозначные субъекты обучения. Учебный процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлечены в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и думают.
Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый участник вносит свой вклад, в результате чего происходит обмен знаниями, идеями, способами деятельности в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность.
Интерактив исключает доминирование как одного выступающего, так и одного мнения над другим. В ходе диалогового обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми.
Для этого на уроках учитель организует ( виды работ) индивидуальную, парную и групповую виды работы, применяет метод исследовательских проектов, ролевые игры, про водит работу с документами и различными источниками информации, использует творческие виды работы
Существуют различные формы интерактивного обучения.
Применение интерактивных методов обучения позволяет:
- формировать интерес к изучаемому предмету;
- развивать самостоятельность учащихся;
- обогащать социальный опыт учащихся путём переживания жизненных ситуаций;
- комфортно чувствовать себя на занятиях;
- учащимся проявлять свою индивидуальность в учебном процессе.
Внедрение интерактивных технологий требует от учителя понимания сути модели обучения, умения старательно планировать свою работу, значительного количества времени, особенно на начальных этапах. Вводить элементы интерактивных технологий на отдельных уроках следует поступательно, начиная с простейших — с работы в малых группах, парах, тройках, применять такие методы , как «мозговой штурм», «микрофон» и др.
Педагогу следует уяснить:
- содержанием такого урока является программный материал;
- целью — реализация учебных целей, общее развитие учеников, оказание каждомуиз них оптимальной возможности в личном становлении и развитии, расширение возможностей самоопределения;
- результатом — создание дидактических условий для ситуации успеха ребёнка в процессе учебной деятельности, обогащение его мотивационной, интеллектуальной и других сфер.
Классификация интерактивных технологий
1. Лекция — устная или с применением современных технических средств, презентация и т. д. Незаменима при передаче сравнительно большого объёма информации в структурированной форме. Отсутствие обратных связей.
2. Семинар — коллективное обсуждение определённой проблемы или темы в различных формах. Активизация восприятия информации путём взаимодействия преподавателя и обучающегося. Ограничения по продолжительности, количеству участников, их подготовленности.
3. Имитационная игра — модель среды обитания, определяющая поведение людей и механизмы их действий в экстремальных ситуациях («Конфликт», «Кораблекрушение», «Робинзон» и др.). Позволяет получить навыки адаптации к новой среде. Преподаватель, не владеющий коммуникативной компетентностью, не научит новому опыту.
4. Деловая игра — модель взаимодействия обучающихся в процессе достижения целей, имитирующих решение комплексных задач в конкретной ситуации. Позволяет овладеть системой навыков, умений, моделями поведения и социально-психологических отношений в реальной ситуации.
5. Ролевая игра — метод «проигрывания» ролей (инсценировки). Собственные переживания запоминаются ярко и сохраняются в течение долгого времени. Игра содержит долю риска и приносит результат только тогда, когда группа готова в неё включиться. Не всегда удаётся воспроизвести реальную жизненную ситуацию.
6. Ситуационный анализ (разбор конкретных ситуаций, кейс-стадии, инцидент, баскет-метод). Даёт возможность изучить сложные или эмоционально значимые вопросы в безопасной обстановке, а не в реальной жизни с её угрозами, риском, тревогой о неприятных последствиях в случае неправильного решения. При столкновении с реальной проблемой у обучающегося вряд ли окажутся в распоряжении такое же время, знания и безопасные лабораторные условия, чтобы справиться с ней.
7. Эвристические технологии генерирования идей: «мозговой штурм», ассоциации (метафоры) При этом идеи генерируют, активизируются интуиция и воображение, происходит выход за пределы стандартного мышления. Но!Неумелое руководство со стороны преподавателя может привести к уходу от реальной проблемы, потере времени, слабому результату и др.
Алгоритм проведения интерактивного урока
- Мотивация — 2 мин (5%).
- Постановка задачи — 2 мин (5%).
- Исходная информация и инструктаж — 2 мин (5%).
- Практическое усвоение материала через интерактивное задание — 24 мин (60%).
- Подведение итогов, рефлексия — 10 мин (15%).
На своих уроках я применяю следующие виды интерактивных методов:
- эвристические технологии генерирования идей («мозговой штурм», метод ассоциаций);
- методы активизации учебного процесса (проекты, анализ конкретных ситуаций, сюжетно-ролевые игры, метод содержательного анализа рассказа, моделирование художественно-творческого процесса, дискуссии);
- деловые игры и социальные тренинги, которые так любят подростки.
Технология урока:
1. Начало урока — стадия вызова (актуализация опорных знаний)
- «Мозговой штурм» (индивидуальный, парный, групповой, фронтальный)
- Синквейн («восточный стих»)
- Хук (притча, игра, «крючок»)
- Кластеры
- Обсуждение домашней творческой работы
2. Смысловая часть — подача нового материала (самостоятельное добывание новых знаний, обучение друг друга) Это может быть : незаконченное предложение, юмористический рассказ, сказка ,глоссарий (составление словаря опорных слов и понятий урока)
3. Рефлексия — получение обратной связи.
При оценивании результатов интерактивного обучения учитель должен учитывать:
- работу в группе;
- самооценку участника групповой работы;
- свободу мышления;
- овладение культурными формами работы;
- коммуникацию в учебном диалоге.
На этапе актуализации опорных знаний учитель проводит упражнение «Микрофон». «Микрофон» Учащимся предлагается высказать свою точку зрения по поставленному вопросу или проблеме. Учитель пускает по классу предмет, имитирующий микрофон. Каждый, получивший такой микрофон, обязан чётко и лаконично изложить свою мысль и сделать вывод.
На этапе познавательной деятельности возможно применение:
- «Обучая — учусь» Учитель делит материал урока на отдельные блоки по количеству учащихся в классе. Учащиеся отрабатывают и обмениваются информацией, создавая временные пары, после чего происходит коллективное обсуждение и закрепление учебного материала.
- «Карусель» Учащиеся размещаются в два круга лицом друг к другу. Некоторое время каждая пара обменивается информацией, своими мыслями; после этого учащиеся внешнего круга перемещаются по кругу к следующему партнёру. Можно предварительно предложить учащимся подготовить вопросы по теме и провести по кругу опрос.
- «Два, четыре — вместе» Учащимся предлагается проблема или инфор-мация, которую они сначала отрабатывают самостоятельно, затем обговаривают в парах, и далее объединяются в группы по 4 человека. После принятия совместного решения в группах происходит обговаривание вопроса и выступление с ответом.
- «Синтез идей» Данное упражнение предусматривает выполнение группами поэтапно всех видов заданий урока: на отдельных листах бумаги 1-я группа выполняет первое задание, 2-я — второе и т. д. После выполнения заданий 1-я группа отдаёт свой листок для доработки 2-й группе, вторая — третьей и т. д. Когда доработанный листочек возвращается к «хозяевам», каждая группа презентует свои исследования с учётом дополнений одноклассников. Перед началом работы можно создать отдельную экспертную группу, которая будет оценивать продуктивность работы всех групп.
- «Мозговой штурм» Для решения проблемного вопроса учащимся предлагается найти как можно больше путей, идей, предложений, каждое из которых фиксируется на доске или листе бумаги. После создания такого «Банка идей» проводятся анализ и обговаривание.
Если мы запустим механизм познания, если ребёнок будет получать удовольствие и от нового знания, и от общения, то со временем механизм будет отлаживаться и совершенствоваться, и, став взрослым, человек вслед за Пушкиным скажет: «В начале жизни школу помню я…». Школу, где не предметы проходил, а был, жил, изучал и постигал…
Мотивация — это основное условие интерактивного обучения.
Таким образом, реализуется основная цель моей методической системы: создание условий для формирования ученика, мотивированного к активной познавательной учебной деятельности; развитие его познавательных и созидательных способностей, обеспечивающих творческую самореализацию; формирование опыта самостоятельной деятельности.
ЛИТЕРАТУРА:
- РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА. ВСЁ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ! 3 № 2 (62) февраль 2016 г
- [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.lcl.srcc.msu.ru/library/Rafaeva_13_2007_ 1.pdf. — https://human.snauka.ru/2011/10/104 https://www.e-osnova.ru/PDF/osnova_4_62_14111.pdf https://lit-helper.com