Самоанализ педагогической деятельности учителя русского языка и литературы за год


Обобщение опыта работы учителя русского языка и литературы

Условия возникновения и становления опыта

«Мы живем в эпоху, когда расстояние от самых безумных фантазий до совершенно реальной действительности сокращается с невероятной быстротой», — писал в свое время М. Горький. И сейчас, в век сплошной компьютеризации, в век, когда техника шагнула далеко вперед, особенно актуально звучат слова М. Горького: «В карете прошлого никуда не уедешь…»

Развитие технологий во всех сферах человеческой деятельности влечет за собой изменения в требованиях, предъявляемых к выпускникам общеобразовательных учреждений. В настоящее время от выпускников школ требуются не только знания самых разнообразных наук, но и качества свободной, творческой и ответственной личности, способной оптимально строить свою жизнь в быстроменяющемся информационном социуме. В этих условиях становится все более очевидным, что традиционное образование, ориентированное на прямую передачу эталонных знаний, уже не в полной мере способно решать поставленные перед ним задачи. Говоря о назначении современной школы, Д.Медведев подчёркивал: «Суть и смысл в создании школы, способной раскрывать личностный потенциал детей, воспитывать в них интерес к учёбе и знаниям, стремление к духовному росту и здоровому образу жизни, подготовить ребят к профессиональной деятельности»

В «Проекте современной модели образовании, ориентированной на решение задач инновационного развития экономики и описывающей стратегию развития системы образования до 2020 года» написано: «Анализ программ развития общеобразовательных учреждений, получающих поддержку в рамках НПО, показывает, что владение ИКТ, умение заботиться о своём здоровье, вступать в кумманикацию, решать проблемы – новые составляющие современного востребованного обществом качества образования. Наиболее характерен переход от установки на запоминание большого количества информации к освоению новых видов деятельности – проектных, творческих, исследовательских. Основой современных образовательных стандартов становится формирование базовых компетенций современного человека:

1. Информационной (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем);

2. Коммуникативной (умение эффективно сотрудничать с другими людьми);

3. Самоорганизации (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы);

4. Самообразования (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность)».

Таким образом главной целью филологического образования является достижение нового качества общеобразовательной подготовки школьников.

Актуальность опыта

Не секрет, что интерес учеников к изучению родного языка и литературы снижается. Одной из причин подобной ситуации является несоответствие объёма информации, которую ребёнок должен освоить, и отводимым для этого временем в рамках школьного урока.

Ещё одну серьёзную причину снижения интереса учащихся к изучению русского языка и литературы автор опыта видит в преобладании репродуктивных заданий в большинстве учебников. Может ли подобная ситуация способствовать развитию творческой личности?

Таким образом, возникает противоречие между традиционными методами и формами обучения, ориентированными на передачу готовых знаний и необходимостью применять новые средства и методы для повышения уровня развития творческого начала личности школьника.

Помочь в разрешении данного противоречия может внедрение информационных технологий на уроках русского языка и литературы.

Применение информационных технологий в преподавании русского языка и литературы – это не дань моде, а необходимость, так как они способствуют совершенствованию практических умений и навыков, позволяют эффективнее организовать самостоятельную работу и индивидуализировать процесс обучения, повышают интерес к урокам русского языка и литературы, активизируют познавательную деятельность учащихся.

Сам факт проведения урока русского языка в кабинете, оснащённом компьютерной техникой, интригует детей, у них появляется мотивация. Ребёнок чувствует потребность в знаниях. Ему не терпится узнать, что будет дальше. Вырастает интерес ученика к предмету русского языка. Ученику интересно при помощи компьютера усваивать новый материал, проверять свой уровень компетенций, навыки профессионального общения.

Я убеждена, что задача каждого учителя-словесника – сделать каждый урок привлекательным и по-настоящему современным. В рамках достижения нового качества подготовки школьников по русскому языку, литературе я активно внедряю в учебный процесс современные проектные и информационные технологии.

Новизна опыта

Представляемый опыт основан на анализе и творческой переработке материалов, представленных в современной педагогической литературе, то есть является репродуктивно-творческим

.

Новизна состоит в создании системы работы, основанной на применении информационных технологий на уроках русского языка и литературы с целью формирования творческой личности, способной к рефлексии.

Технология опыта

Основная цель – создание на уроках русского языка и литературы условий для развития творческой личности учащихся в результате внедрения информационных технологий.

Ставлю перед собой следующие задачи:

  • В рамках урока помочь каждому из учеников реализовать свой потенциал, то есть поставить и достичь своих учебных целей.
  • Чтобы учащиеся не только усвоили программу, но и приобрели умение сознательно работать с предложенным материалом.
  • Использовать компьютер в качестве средства для развития личности учащихся, для повышения эффективности процессов самопознания, самоутверждения, самоопределения, самореализации.

Я по-разному применяю компьютер в работе: на уроках, во внеклассной работе по русскому языку и литературе.

С какой целью я применяю компьютер на уроках?

Во-первых, для того, чтобы решать практические задачи, записанные в программе по русскому языку и литературе: — формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков; — обогащение словарного запаса; — овладение нормами литературного языка; — знание лингвистических и литературоведческих терминов;

Во-вторых, при организации самостоятельной работы учащихся по формированию основополагающих знаний школьного курса, по коррекции и учету знаний учащихся использую обучение и тестирование с помощью компьютера. Тестовый контроль и формирование умений и навыков с помощью компьютера предполагает возможность быстрее и объективнее, чем при традиционном способе, выявить, знает или не знает предмет обучающийся. Этот способ организации учебного процесса удобен и прост для оценивания в современной системе обработки информации.

В-третьих, применение информационных технологий позволяет формировать ключевые компетенции учащихся. Помогают решить эти проблемы и учебные компьютерные программы по русскому языку и литературе. Их в настоящее время создано достаточно много.

Далее остановимся на методике использования ИКТ на уроках русского языка, литературы и во внеклассной работе.

Использование ИКТ на уроках русского языка

Обучение родному языку в школе именно та область, где компьютеризация может принципиально изменить и методы работы, и что самое главное, её результаты. Совершенствование методики преподавания русского языка с использованием компьютера позволяет интенсифицировать процесс обучения: повышает темп урока, увеличивает долю самостоятельной работы учащихся.

Одним из преимуществ использования новых информационных технологий является переакцентирование с вербальных методов обучения на методы поисковой и творческой деятельности. Информационные технологии можно использовать для всех типов уроков:

  • изучение новых знаний и формирование новых умений;
  • практического применения знаний, умений;
  • обобщения и систематизации изученного;
  • контроля и коррекции знаний, умений;
  • комбинированные (смешанные);

Используя компьютер, мы можем организовать выполнение всех известных традиционных видов упражнений, а именно:

— на зрительное восприятие;

— вставку букв;

— постановку знаков препинания;

— графическое обозначение единиц языка разных уровней;

— редактирование текстов.

Приведём примеры использования ИКТ на уроках русского языка.

  1. Мультимедийные презентации.

Использование данной технологии позволяет:

1.Значительно сэкономить время на уроке .

2.Повысить уровень наглядности в ходе обучения.

3. Внести элементы занимательности, оживить учебный процесс.

Презентации можно использовать на любом этапе урока:

  • На этапе объяснении нового материала (Приложение 1)
  • На этапе закрепления (Приложение 2)
  • На этапе повторении, когда надо за короткий промежуток времени воспроизвести теоретический материал (Приложение 3)
  • На этапе контроля (Приложение 4)
  1. Тестирующие программы со справочным материалом

    не только являются средством проверки знаний, умений и навыков учащихся, но и помогают быстро и эффективно восполнить пробелы в знаниях. Например, компьютерная программа «Фраза» имеет диагностические тесты по всем разделам, а также систему обучающих упражнений, заданий, контрольных диктантов. Обучающие упражнения сопровождаются справочным теоретическим материалом, научная база которых соответствует школьной программе и требованиям ЕГЭ. (Приложение 5).

  2. Интерактивные таблицы.

Использование интерактивных таблиц позволяет, с одной стороны, реализовать системный подход в обучении русскому языку, а с другой – активизировать внимание и мышление учащихся на уроке. Интерактивная таблица помогает научить ученика самостоятельно описывать наблюдаемые предметы и явления, а значит, избавить учащегося от необходимости заучивать на память все определения, а также запоминать подробные тексты. Если научить учащихся самостоятельно наблюдать явления, распознавать их существенные признаки сходства и отличия, на основании этого формулировать определения и строить рассказы, то этим самым они научатся овладевать описательным материалом на основе его прогнозирования. Им остается сравнивать результаты своего прогностического описания с теми данными, которые изложены в учебниках, и в случае ошибок вносить соответствующие поправки и коррективы.

  1. Электронные учебники —

    это средство обучения на компьютерном диске, хранящем и представляющем аудио-, видео-, текстовую и графическую информацию. Он рассчитан на самостоятельную работу с компьютером в интерактивном режиме. На компьютер возлагаются функции учителя по управлению, обучению и контролю на всех этапах, т.е. он играет роль, по определению Пашковой Г.И., «электронного учителя». «Электронный учитель» осуществляет индивидуально с учеником актуализацию знаний, формирование новых понятий и способов действий, а также их применения. Учитель выступает в роли консультанта и управляющего. Ученик работает с рекомендуемым учителем электронным пособием. При этом обучающийся сам выбирает способ и темп освоения изучаемого материала. С помощью электронного пособия учитель контролирует каждого обучаемого: следит за степенью выполнения задания, выявляет затруднения, затем консультирует индивидуально каждого учащегося, отвечает на вопросы, диагностирует причины возникающих затруднений, дает рекомендации, помогает определить путь решения проблемы.

Таким образом, компьютер как средство обучения вносит изменения не только в содержание, методы обучения, но и создаёт новые формы учебного процесса.

Использование ИКТ на уроках литературы

Яркими, интересными, запоминающимися становятся и уроки литературы с применением компьютера.

Важным средством восприятия всегда были иллюстрации. В связи с недостаточным количеством иллюстративного материала к учебникам и низким его качеством считаю уместным готовить наглядность к уроку в программе PowerPoint.

Презентации применяю при рассказе о биографии писателей (Приложение 6), при виртуальных экскурсиях по литературным местам (Приложение 7), при проведении тестирования на знания текстов литературных произведений (Приложение 8).

Используя отдельные «изюминки» различного рода электронной продукции, демонстрирую учащимся видеоролики по теме (Приложение 9), показываю фрагменты фильмов (Приложение 10). Звуковые файлы помогают познакомиться с вариантом авторского прочтения стихотворения или с декламацией произведения в исполнении известного актёра (Приложение 11). Такой иллюстративный компьютерный материал со временем выстраивается системно, являясь хорошим подспорьем в дальнейшей работе, как самому педагогу, так и для других коллег – словесников.

Ребенок не только видит и воспринимает, он переживает эмоции. Л.С. Выготский, основоположник развивающего обучения, писал: «Именно эмоциональные реакции должны составить основу воспитательного процесса. Прежде чем сообщить то или иное знание, учитель должен вызвать соответствующую эмоцию ученика и позаботиться о том, чтобы эта эмоция связывалась с новым знанием. Только то знание может привиться, которое прошло через чувство ученика». В своей педагогической деятельности я стараюсь использовать прием яркого эмоционального начала урока. Такой используемый прием на уроке литературы развивает эмоциональную и интеллектуальную отзывчивость учащихся.

Таким образом, на уроке литературы ИКТ позволяют открыть активный познавательный потенциал учащихся, дают им возможность всесторонней подготовки к непрерывному процессу образования. Привнесение информационных технологий в среду урока обогащает его трофику (звуковую, визуальную, эмоциональную, интеллектуальную, духовную). Кроме того, создаёт стихии заинтересованности, поиска, творчества, воспроизводства знаний, а также стихию доброжелательности, в которой ученик и учитель выступают в качестве партнёров.

Использование ИКТ во внеклассной работе

Дистанционные олимпиады, викторины и конкурсы

дают возможность проявить себя каждому школьнику, в отличие от традиционной предметной олимпиады, в которой принимает участие лишь небольшой круг детей, имеющих «отлично» по предмету. Нестандартные творческие задания позволяют ученикам с разным уровнем обученности проявить фантазию, творчество, смекалку.

Уже второй год учащиеся участвуют в Интернет-олимпиаде «Карусель» по русскому языку. В этом учебном году будем принимать участие в конкурсе «Русский медвежонок».

В прошлом учебном году я приняла участие во II открытом профессиональном конкурсе педагогов «Мультимедиа в современной школе» с разработкой урока развития речи «Подготовка к сочинению по картине И.Э.Грабаря «Февральская лазурь» (сайт www/edu-reforma.ru) и получила Сертификат о публикации данного образовательного материала.

Широко используются ИКТ и на различных этапах проектной и научно-исследовательской деятельности учащихся.

Уже неоднократно доказано, что метод проектов позволяет школьникам проявить самостоятельность в выборе темы, источников информации, способе ее изложения и презентации. Проектная методика позволяет вести индивидуальную работу над темой. Школьник сам выбирает объект исследования, сам для себя решает: ограничиться ли учебником (просто выполнив очередное упражнение), или обратиться к дополнительным источникам информации (к специальной литературе, энциклопедиям, электронным ресурсам). Ребята анализируют, сравнивают, выбирая самое важное и занимательное.

Педагогические функции средств ИКТ позволяют сделать предположение, что они могут использоваться в ходе проектной деятельности школьников в качестве:

  • источника информации;
  • средства коммуникации;
  • средства обработки результатов эксперимента;
  • средства представления результатов исследования.

Так, информационные технологии открывают широкий доступ к огромным ресурсам электронных библиотек, различных специализированных сайтов и систем мультимедиа.

Учащимися 6 класса был разработан проект «Как наше слово отзовётся» (Приложение 12).

Незаменимы стали ИКТ при подготовке классных часов (Приложение 13) и внеклассных мероприятий по предмету (Приложение 14).

Отдельно хочется остановиться на такой форме работы, как выпуск школьной газеты.

Так как одним из приоритетных направлений «Стратегии модернизации образования» является воспитание личности, стремящейся к максимальной реализации своих возможностей, способной принять правильное решение в жизненных ситуациях, готовой к полноценному общению с людьми, различными по социальной группе, образованию, возрасту, то такая форма работы крайне необходима.

Создание школьной газеты помогает научить ребенка решать языковыми средствами те или иные коммуникативные задачи в разных сферах и ситуациях общения, то есть сформировать у него коммуникативную компетенцию, научить владеть всеми видами речевой деятельности, заложить основы культуры устной и письменной речи.

Понятие коммуникативной компетенции включает в себя не только овладение необходимым набором речеведческих и языковых знаний, но и формирование умений в области практического использования языка в процессе речевой деятельности. Это соотносится и с реализацией воспитательных задач по формированию социально активной личности, ориентирующейся в современном мире.

Наша газета называется «ЧИЖ» (Чрезвычайно Интересная Жизнь). Ее содержание во многом определяется ее читателями, так как издание изначально задумывалось не только как информационное, а прежде всего как воспитывающее, утверждающее единый дух школы, общего коллектива учеников, учителей и родителей. Все эти три категории – активные авторы газеты. В газете может высказаться любой ученик – учитель – родитель.

Школьная газета даёт возможность информировать семьи школьников о важнейших событиях школьной жизни.

Издание школьной газеты, безусловно, служит и развитию школьного самоуправления. Состав работающих в редакции газеты подвижен: в создании одного номера принимают участие от десяти до двадцати человек. Это ребята разных классов, с пятого по одиннадцатый. (см. Приложение 15).

Уже второй год редакция школьной газеты участвует в областном Медиафоруме школьных печатных изданий и всегда возвращается с дипломами.

Результативность использования ИКТ

Экспериментальный опыт использования ИКТ на уроках русского языка, литературы и во внеклассной работе свидетельствует об эффективности этой технологии: • ученик превращается в активную личность; • реализуется целеполагание и мотивация; • ученику предоставляется свобода выбора деятельности и темпа работы; • изменяется форма контроля; • обучение становится индивидуальным и дифференцированным; • используются различные формы работы (парные, групповые); • меняется роль учителя: он становится партнером, «учит учиться».

Результаты социологического опроса учащихся об уроках, на которых активно применяются информационно-коммуникативные технологии, показывают, что у учащихся вырос интерес к урокам (92%), учащиеся удовлетворены качеством преподаваемого предмета (91%), появилась возможность проявить свою индивидуальность и творческую активность (84%), увеличилась свобода выбора деятельности и темпа работы (85%).

Кроме этого, возрастает качество знаний по русскому языку. Это можно увидеть в следующих графиках:

Заключение

Таким образом, можно сделать вывод, что использование мультимедийных средств помогает реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивает индивидуализацию и дифференциацию с учётом особенностей детей, их уровня обученности, использование ИКТ на уроках и во внеклассной работе дает высокие результаты:

  • развивает творческие, исследовательские способности учащихся, повышает их активность;
  • способствует интенсификации учебно-воспитательного процесса, более осмысленному изучению материала, приобретению навыков самоорганизации, превращению систематических знаний в системные; помогает развитию познавательной деятельности учащихся и интереса к предмету;
  • развивает у учащихся логическое мышление, значительно повышает уровень рефлексивных действий с изучаемым материалом.

Применение компьютерной техники позволяет осуществить обоснованный выбор наилучшего варианта обучения.

Самоанализ педагогической деятельности учителя русского языка и литературы

В современном информационном обществе целью образования является не передача опыта, накопленного предыдущими поколениями, а подготовка человека, способного к непрерывному обучению.

Задача школы — подготовить выпускников, способных ориентироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно критически мыслить, видеть возникающие проблемы и искать пути рационального их решения, грамотно работать с информацией, быть коммуникабельными, самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.

Педагогический коллектив Сампурского филиала МБОУ Сатинской СОШ работает над темой «Индивидуализация как средство повышения эффективности обучения и воспитания школьников». В соответствии с темой составлен методический план школы, МО, проводятся административные совещания, семинары, организовано самообразование учителей.

Цель моей профессиональной деятельности согласуется с целями и задачами образовательного учреждения, в котором я работаю: воспитание творчески развитой, социально-ориентированной личности, способной к самореализации.

В своей учебной деятельности опираюсь на Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации», Концепцию о правах ребенка, Закон «Об образовании в Тамбовской области», Устав школы, локальные акты, регламентирующие организацию образовательной деятельности школы.

Выстраиваю учебный процесс в рамках личностно-ориентированного подхода к обучению, так как оно предполагает осознанную ориентацию учителя на личность обучающегося, что является условием его развития.

Таким образом, задачи, стоящие передо мною, следующие:

  • дать учащимся качественное образование;
  • развивать их творческий и интеллектуальный потенциал;
  • подготовить учащихся к осознанному выбору профессии;
  • прививать навыки самостоятельной работы;
  • относиться к ребенку как к личности, способной учиться без принуждения;
  • использовать новые образовательные технологии;
  • развивать и укреплять интерес к предмету;
  • повышать свой образовательный и профессиональный уровень.

Как учитель и заместитель директора по воспитательной работе я принимала участие в разработке и реализации Программы развития школы и школьных подпрограмм «Человек. Личность. Гражданин», «Здоровый образ жизни», «Экологическая программа», «Наша надежда», программа деятельности ресурсного центра по патриотическому воспитанию «Наследие» (являюсь руководителем центра с 01.09.2013 года (Приложение 18)), проектов «Школа без наркотиков» и «Растим патриотов России».

В рамках реализации Программ осуществляю:

  • подготовку обучающихся к прохождению государственной (итоговой) аттестации;
  • использую элементы здоровьесберегающих технологий на своих уроках;
  • провожу работу по организации взаимодействия семьи и школы;
  • активно участвую в работе РМО, ШМО, семинаров различного уровня, творческих конкурсах и научно-практических конференциях, вхожу в состав жюри районной предметной олимпиады, даю открытые уроки, выступаю на родительских собраниях.

В своей профессиональной деятельности учитываю образовательные потребности детей, их индивидуальные способности. Выявляя познавательный и интеллектуальный уровень каждого ученика и класса в целом, я планирую свою деятельность в соответствии с этим, ставя конкретные цели и задачи для каждого уровня развития ребенка. Старюсь в своей работе слабых учащихся подтянуть до уровня средних, а средних – до уровня хорошистов. Подбираю дифференцированные задания с целью продвижения вперед и сильных, и слабых учащихся. Пытаюсь всячески заинтересовать детей в своем предмете, использую дополнительный материал, провожу уроки КВН, фреймы, семинары, лекции, практикумы, использую приемы составления кластеров, синквейнов, алгоритмов. Дети с удовольствием работают на таких уроках.

За период, прошедший после последней аттестации, удалось решить следующие проблемы:

  • расширить и углубить запас знаний учащихся;
  • развить и совершенствовать психологические качества личности школьников: любознательность, инициативность, трудолюбие, волю, настойчивость, самостоятельность в приобретении знаний;
  • поддержать и воспитать веру в свои силы у слабоуспевающих учеников по русскому языку и литературе; выявить и поддержать одаренных учеников;
  • повысить активность и результативность участия учащихся в олимпиадах школьного и муниципального уровней;
  • привлечь детей к выполнению творческих заданий (докладов, мультимедийных презентаций).

Приняла участие в общественно-государственной экспертизе федеральных учебников. Отзыв об учебнике «Русский язык» под редакцией В.В. Бабайцевой, Л.Д. Чеснокова отправлен на сайт fsu-exprt.ru. (март 2010г.).

Мои ученики являются призёрами олимпиад школьного и муниципального уровней.

Ежегодно до 40% обучающихся принимают активное участие в конкурсе –игре «Русский медвежонок – языкознание для всех».

В 2013 -2014 учебном году мои ученики сдавали экзамен по русскому языку в форме ОГЭ. Результаты итоговой аттестации показывают, что большинство учащихся подтвердили свою годовую оценку, двое — улучшили свой результат.

Качество знаний в 9 классе в 2013 году по результатам ОГЭ составило 75% (Текинский филиал), а в 2014 году (Сампурский филиал) – 63%.

Результаты итогового контроля по русскому языку и литературе (Приложение 9) показывают стабильное качество знаний, а также то, что ученики сами выбирают русский язык в качестве предмета для итогового контроля.

В реализации образовательной программы муниципального общеобразовательного учреждения Сатинской средней общеобразовательной школы являюсь исполнителем (выполняю образовательные программы по русскому языку и литературе в соответствии с образовательным стандартом основного общего и среднего общего образования), активным участником, инициатором педагогических идей, начинаний. Так в рамках реализации образовательной программы мною разработаны и апробированы программы элективных курсов: «Коварные знаки препинания» (17 часов), «Стилистика русского языка» (17 часов), «Сложные случаи орфографиии»

Для достижения поставленной цели строю обучение на основе развития универсальных учебных действий, провожу занятия по предметам в соответствии с требованиями к современному уроку, отрабатываю и внедряю в учебный процесс новые технологии, добиваюсь стабильного качества знаний по русскому языку (2010 -2011 – 61%, 2012-2013 – 65%, 2013-2014 – 67%), литературе (2010-2011 – 84%, 2012-2013– 86%, 2013-2014 – 87%), принимаю участие в районных олимпиадах по русскому языку, творческих конкурсах, организую внеклассную работу по предметам, принимаю участие в методической работе учебного заведения. Динамика успеваемости учащихся стабильна. Ежегодно уровень обученности составляет 100%. Качество знаний по русскому языку с 61% выросло до 67%, по литературе – с 84% до 87%. (Приложение 5)

Учитель и ученик образуют такую систему отношений, где каждый для другого выступает в качестве источника импульсов для его личностного саморазвития. Путем анкетирования, устных и письменных опросов я выявляю образовательные потребности детей и учитываю их в своей профессиональной деятельности.

Для тех учеников, которые имеют желание изучать предмет на более высоком уровне, получить более глубокие и прочные знания, провожу индивидуально-групповые занятия, занятия на элективных курсах, кружках. Эти школьники выполняют больше самостоятельных работ, творческих заданий, используя Интернет – ресурсы, дополнительную литературу.

Темы для сообщений, докладов, презентаций, проектов ученики выбирают самостоятельно во время нашего совместного обсуждения, где применяется метод кластеров и показываются возможные пути и направления изучения, исследования. Кроме того, учитывая большую учебную нагрузку школьников, особенно в старшем звене, стараюсь готовить учащихся к олимпиадам, конкурсам на уроках, выстраивая урок, ориентируясь на сильного ученика, подходя дифференцированно к домашним заданиям.

С помощью отдельных приёмов развиваю творческое воображение. На уроках часто использую приём «Сформулируй вопрос», так как считаю, что конструирование вопросов – сложная умственная деятельность. Она требует от ученика использования всего ранее усвоенного, умения вычленять главное, сопоставлять и обобщать факты, явления, эпизоды.

Развитию творческого мышления способствует диалогическая форма общения, которая позволяет быть каждому ученику не просто потребителем знаний, но и активным соучастником их добывания, побуждает учащихся отстаивать свою точку зрения на обсуждаемую проблему, приучает уважительно и терпимо относиться к точке зрения других участников диалога.

Все эти методы и приёмы помогают мне формировать познавательный интерес и развивать творческие способности.

Готовясь к урокам, помню, что большая часть детей стремится к знаниям, способна усваивать материал достаточно высокого уровня сложности. Поэтому в своей работе использую разноуровневую дифференциацию, которая позволяет обеспечить активное участие на уроке каждого ученика, повышая авторитет знаний и индивидуальную ответственность школьников за результаты учебного труда, способствуют созданию атмосферы сотрудничества и коллективизма.

Но есть дети, которые отстают в учении, не овладевают на удовлетворительном уровне знаниями, предусмотренными учебной программой. Особое внимание уделяю работе с такими учащимися. При проведении контрольных срезов знаний класса по основным разделам учебного материала предыдущих лет обучения определяю фактический уровень знаний детей, выявляю в знаниях учеников пробелы, которые требуют ликвидации.

Работа со слабоуспевающими учащимися строится по отдельному плану, составленному совместно с психологом школы, классным руководителем и родителями. В результате такой работы за последние пять лет, по итогам года нет ни одного неуспевающего, уровень своих успехов некоторые учащиеся подтвердили на ОГЭ.

Развитию творческих и познавательных способностей помогают занятия в кружке «История русского языка». На уроке русского языка учащиеся получают минимум теоретических сведений о языке, включённый в раздел «Лексика». Программа кружка направлена на языковое развитие, нравственно-патриотическое, духовное и эстетическое воспитание школьника, формирование у него ценностной ориентации – на осознание русского языка как духовной ценности, его значимости в жизни современного общества; на формирование любви и уважения к русскому языку, предполагается решение языковых задач, лингвистический и филологический анализ текста, поиск информации по имеющимся источникам, ответы на вопросы в процессе дискуссии, самостоятельная исследовательская работа с языковым материалом, выразительное чтение.

Как учитель стараюсь идти в ногу со временем, поэтому в своей работе использую элементы современных образовательных технологий, активные формы и методы ведения урока.

Технология формирования приёмов учебной работы, изложенная в виде правил, алгоритмов мною освоена и широко применяется.

Технология формирования учебной деятельности школьников направлена на приобретение знаний с помощью решения учебных задач. В начале урока классу предлагаются учебные задачи, которые решаются в течение учебного времени, а в конце урока, согласно этим задачам проводится диагностирующая проверка результатов усвоения с помощью тестов.

Технология дифференцированного обучения, учитывающая личностное отношение школьников к учёбе, степень обученности, интерес к изучению предмета, к личности учителя. Технология проблемного обучения.

Компьютерно-информационные технологии очень актуальны и необходимы.

Современные дети все меньше обращаются за информацией к книгам, а стараются ее получить с помощью компьютера. Я уверена: использование новых информационных технологий значительно поднимает уровень обученности при низкой мотивации многих учащихся. С развитием мультимедийных технологий компьютер стал средством обучения, способным наглядно представлять самую различную информацию. Как следствие, происходит развитие творческого потенциала обучаемого, навыков экспериментально-исследовательской работы; культуры учебной деятельности; повышение эффективности и качества учебно-воспитательного процесса.

Использование ИКТ в обучении обеспечивает:

  • возможность эффективно использовать время урока;
  • интенсификацию всех уровней учебно-воспитательного процесса;
  • многоаспектное развитие школьника;
  • подготовку выпускников школы к жизни в условиях информационного общества;
  • значительное сокращение времени подготовки к урокам, за счет того, что поиск нужной информации в Интернете осуществляется гораздо быстрее, чем, например, в библиотеке;
  • повышается актуальность получаемой информации;
  • учащиеся приучаются систематизировать информацию, выделять главное, ориентироваться в больших объемах информации

ИКТ в своей работе я использую несколько лет.

Использование электронной почты, личного сайта преподавателя (https://yanichru.wordpress.com) предоставило возможность внеурочной деятельности и индивидуальной работы как со способными учащимися, так и с отстающими: консультации при подготовке научно-исследовательских работ, проектов. На личном сайте размещены материалы для учащихся: инструкции по выполнению различных заданий для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ.

После прохождения курсов я стала использовать в своей деятельности метод проектов. Создаю компьютерные презентации о писателях и поэтах для использования на уроках и во внеурочное время и приучаю к этой работе детей. Использую DVD-диски по различным темам русского языка и литературы и видеофильмы по произведениям художественной литературы. Прибегаю к помощи компьютерного диска по русскому языку «Электронный репетитор-тренажер», содержащий более 600 заданий по всем темам орфографии и пунктуации, ряд заданий которых направлены на развитие творческих способностей детей, репетитор – «Тесты по пунктуации», «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия».

Наша школа использует сервис Дневник.ру для работы с электронным журналом. Вся деятельность сосредоточена вокруг него: оценки, домашнее задание, привязка файлов к домашним заданиям. Для учителя электронный журнал — это полный доступ к школьной жизни ребенка и возможность ведения диалога с родителями, педагогическим коллективом и самим ребёнком.

Всё больше стараюсь использовать в учебном процессе «социальные сервисы» или «сервисы Web 2.0». С помощью Web 2.0 организую следующую коллективную деятельность:

  • совместный поиск;
  • совместное хранение закладок;
  • создание и совместное использование медиа-материалов (фотографий, видео, аудиозаписей).

При подготовке к урокам делаю ссылки на дидактический материал Интернет-ресурсов в BobrDobr или MoeMesto, что позволяет оперативно применить цифровые образовательные ресурсы в школе.

Экономить время учителя и учащихся позволяет мне тестовая проверка знаний.

Не отказываюсь и от «старых» технологий, например, технология

В. Ф. Шаталова, основополагающим принципом которой является составление опорных схем. Она позволяет убыстрить процесс усвоения нового материала и привести в систему ранее полученные знания. Обращаюсь я и к технологии перспективно-опережающего обучения С. Н. Лысенковой. При использовании этой технологии учащиеся лучше и быстрее усваивают даже самый трудный материал.

Для эффективного использования времени детей и своего как педагога использую следующие методы и приемы обучения на уроке:

  • логику построения урока;
  • научность, доступность изложения учебного материала;
  • развитие наблюдательности на уроке;
  • самостоятельную творческую деятельность;
  • последовательное применение знаний;
  • индивидуальные и дифференцированные задания.

Наряду с традиционными уроками, использую нетрадиционные: зачёты, викторины, игровые («Счастливый случай», «КВН»), уроки – конкурсы, семинары, конференции. Большой интерес вызывают внеклассные мероприятия, в том числе в рамках предметной недели.

Всю работу строю на основе педагогики сотрудничества. Ведь важно понять каждого, уметь видеть их глаза, не терять ход их мыслей, шагать вместе с ними, обучать, воспитывать каждым своим уроком, учить учиться, включать каждого в мыслительную деятельность. Вместе с детьми я радуюсь и удивляюсь новому, наблюдаю, воспринимаю, осмысливаю, анализирую, оцениваю, делаю выводы, подвожу итоги. На уроке мы единое целое, заинтересованы и работоспособны, целенаправленно идём к решению поставленных задач. Как педагог я довольна взаимоотношениями с ребятами: меня понимают, мои уроки считают интересными, полезными. Считаю, что всегда необходим диалог между учителем и обучающимся, основанный на принципах уважения, сотворчества.

В качестве организационной формы работы использую традиционные и нестандартные уроки, а во внеклассной работе – индивидуальную, групповую и коллективную формы. Особое место в работе уделяю проектно-исследовательской деятельности.

Уровень познавательного интереса обучающихся на своих уроках считаю высоким.

Знания, умения и навыки, которые дают мои уроки, остаются социально необходимыми, поскольку только на уроках русского языка и литературы перед детьми раскрываются тайны родного слова.

Большие возможности развития интереса заложены в разнообразных педагогических приемах и формах обучения.

Однако в процессе обучения нельзя уповать только на интерес. Очень важно одновременно формировать волю, долг и чувство ответственности учащихся. При этом надо помнить, что не нотации, наставления и запугивания вызывают действительные мотивы учения, а подлинная убежденность и доходчивость аргументов.

Уровень познавательного интереса поддерживается активными формами обучения: современной информационной технологией и проектной деятельностью, которые создают условия для личной заинтересованности ученика не только в конечном результате его деятельности, но и в самом процессе его достижения. Это продиктовано временем, в котором мы живём.

Насыщенная учебная атмосфера стимулирует и побуждает обучающихся к участию в дополнительных развивающих мероприятиях – олимпиадах и конкурсах.

Мои ученики принимают участие в конкурсах, в предметных олимпиадах. Участвуют в Интернет-конкурсах (проекты, исследовательские работы, презентации) размещены на сайте www.uchportfolio.ru, www.proshkolu.ru

Оценка учебной деятельности обучающихся выполняет большую воспитательную роль, так как она способствует повышению ответственности за выполняемую работу не только учащегося, но и учителя. Выявление знаний учащихся осуществляется методами устной и письменной проверки. Письменные работы активизируют проверку знаний, умений и навыков, дают возможность следить за уровнем знаний всех учащихся. Большое внимание уделяю тематическому контролю знаний. Мною разработаны наборы тестовых заданий по всем разделам русского языка и литературы для 5-9 классов.

Оценку выставляю не только сама, но практикую и взаимооценку и самооценку – «самодиагностику» учащихся. Для этого, начиная с 6 класса, формирую у школьников умение оценивать свои результаты, видеть ошибки, знать требования к работам разного вида. Обязательно провожу мониторинг индивидуальных достижений обучающихся – повышение (или снижение) их уровня знаний, количества правильных ответов в тестах, количества и качества творческих работ и т.д. Ведение постоянного мониторинга позволяет планировать индивидуальную работу с учеником, корректировать планирование учебного материала в зависимости от успеха – неуспеха учащихся, выстраивать повторение, учитывая наибольшие затруднения.

Использую оценку в воспитательных, стимулирующих целях, чтобы показать достижения учеников. Для этого организую выставки лучших тетрадей, докладов, систематически анализирую контрольные и творческие работы.

Уровень психологической атмосферы в классе положительный. Стараюсь создать обстановку взаимного доверия, уважения, открытости. С этой целью провожу систематическую индивидуальную работу с отдельными учениками, отличающимися трудным, неуравновешенным характером. Изучаю психологические особенности каждого учащегося.

Характеризуя ребёнка, отмечаю прежде всего его положительные качества. Изучаю семейно — бытовое положение учеников. Провожу индивидуальные консультации для родителей по вопросам образования и воспитания. Организую для школьников коллективные творческие дела, конкурсы, вечера, праздники, театральные представления. Как классный руководитель в своей работе использую экскурсии и походы по родному краю, которые на новый уровень выводят экологическую, патриотическую работу. Я работала классным руководителем в 9з классе (2013-2014 учебный год), между детьми сложились дружеские взаимоотношения. Вместе мы были с пятого класса, у нас определился общий язык, взаимопонимание. На данный момент ведётся активная переписка практически со всеми выпускниками, продолжается тесное сотрудничество с учениками, перешедшими в 10 класс, хотя классным руководителем в этом классе уже не являюсь.

Регулярно определяю уровень воспитанности учащихся по методике Н. П. Капустина (Приложение 7), а также выявляю уровень удовлетворённости учащихся 9 класса школьной жизнью по методике А.А.Андреева. (Приложение 8).

В своей работе мне приходится общаться с родителями учащихся. С ними веду беседы на родительских собраниях школы, класса и в частном порядке, индивидуально как в школе, так и вне школы. В беседах не делаю упор на отрицательные качества учеников, а в деликатной форме прошу обратить внимание на конкретные недостатки, приобщаю родителей к воспитанию в детях ответственного отношения к учению, развитию осознанной потребности в изучении русского языка и литературы. Довожу до сведения родителей требования, предъявляемые к изучению моих предметов, по проведению мониторинга, ЕГЭ. Мои родители всегда в курсе успеваемости детей. Все мнения родителей относительно успеваемости и прогресса детей я принимаю к сведению, но с педагогической точки зрения вырабатываю свою тактику отношений.

Одна из главных задач работы с родителями для меня – сделать родителей активными участниками педагогического процесса. Для ее осуществления в плане работы предусматриваю следующие направления деятельности и формы работы:

Регулярно провожу опрос для родителей с целью выявления уровня удовлетворённости работой учебного заведения по методике А.А.Андреева Родители учащихся моего класса показали следующие результаты : уровень удовлетворённости родителей 9 класса остаётся стабильно высоким и значительно выше уровня удовлетворенности среднего балла по школе за последние 2 учебных года.

Я опираюсь на педагогику сотрудничества как с детьми, с их родителями, так и с коллегами по работе.

Свои взаимоотношения с коллегами оцениваю как положительные, открытые, основанные на добропорядочности, честности, взаимопомощи.

Коллектив школы творческий, работоспособный, ищущий, дерзающий. Между мной и коллегами доверительно-деловые отношения, всегда присутствуют взаимопонимание и взаимопомощь. Уровень развития эмпатии – средний. В коллективе осуществляется постоянно обмен опытом, мы разрабатываем с коллегами новые технологии, совершенствуем свое мастерство. В этом большую помощь оказывает администрация школы.

В портфолио отзыв о моей работе коллеги. Высоких наград, грамот не имею, была о главы администрации района в 2009 году.

Для повышения своего профессионального уровня я регулярно принимаю участие в работе районного методического объединения учителей русского языка и литературы, где выступала с докладами. Прохожу курсы повышения квалификации, организуемые ТОИПКРО.

Занимаюсь самообразованием. Я регулярно повышаю свой уровень за счёт работы в информационной сети Интернет, изучаю опыт работы коллег на сайтах «Педсовет», «Открытый класс» и сайте творческих учителей. Кроме того, я читаю новинки методической литературы, журналы « Русский язык в школе» и «Литература в школе», материалы периодической печати, научно-популярной и художественной литературы.

В профессиональной деятельности наряду с положительными моментами существует ряд трудностей:

  • несовершенство учебников;
  • проблема речевой культуры учащихся, неглубокое знание родного языка, отсутствие интереса к чтению.

Эта задача не из лёгких. Тем более в наше время, когда дети окружены словами-однодневками, когда живая речь подменяется жаргонизмами и бранными словами. Отсюда противоречие между целями и задачами преподавания предмета и низким уровнем образовательных потребностей учащихся. Поэтому свою задачу вижу в том, чтобы устранить это противоречие.

Оценивая работу учителя по результатам ЕГЭ и ОГЭ, необходимо учитывать контингент учащихся и условия, в которых работает учитель. Считаю, что очень мало часов выделяется на изучение русского языка в старших классах, отсюда проблема подготовки учащихся к итоговой аттестации.

Проблемы:

  • Низкая учебная мотивация учащихся. (Это отличает современного школьника от обучающихся предыдущих поколений). Учёба перестала быть самоцелью и часто рассматривается исключительно с меркантильных позиций: имеют ли получаемые знания ценность на рынке труда? Особенно ярко проявляется эта позиция в старших классах.
  • Невысокая наполняемость классов в сельской школе, сравнительно небольшая доля талантливых и способных обучающихся, которые становятся «объектами дополнительных занятий» сразу у многих педагогов – предметников. Это, в свою очередь, вызывает перегруженность детей информацией и количеством домашних заданий.

В моих планах – изучение электронного курса «Технология интерактивного обучения», представленного на образовательном портале «Мой университет» (https://www.moi-universitet.ru/), участие в творческих конкурсах…

Самые главные, на мой взгляд, условия для успешной работы – быть постоянно в поиске, не опускать руки, если что-нибудь не получается; стремиться больше знать, чтобы лучше разобраться, глубже понимать, находить решения, дающие наилучший результат.

Самоанализ работы учителя русского языка и литературы Петрушенко Н.Н. за 2014–2015 учебный год

Самоанализ работы учителя русского языка и литературы

Петрушенко Н.Н.

за 2014 – 2020 учебный год.

В 5-7 классах обучение по русскому языку велось по учебному комплексу под редакцией В.В.Бабайцевой.

На уроках русского языка работаю над формированием орфографических умений и навыков, над совершенствованием навыков по пунктуации. Поэтому при подготовке к урокам чётко определяю объём материала, подлежащего изучению на уроке. На всех уроках русского языка одновременно с изучением нового материала повторяю и закрепляю ранее изученное и усвоенное. Для этого использую различные виды диктантов, комментированное письмо, творческие задания, грамматический разбор, тестирование, устные синтаксические пятиминутки. Работаю над структурой понятий и определений, правил. В своей работе использую различные формы учебных занятий: коллективные, групповые, индивидуальные. Большое внимание уделяю организации самостоятельной работы учащихся, формированию умений работать с учебной темой, справочной литературой, словарями. Достаточно много времени отвожу словарной работе, так как она является обязательным элементом урока. Уделяю внимание развитию логического мышления, развитию монологической речи учащихся.Учу детей анализировать текст. Подбираю тексты, которые носят воспитывающий характер. Применяю в своей работе таблицы, карточки, раздаточный материал. На протяжении всего учебного года проводила работу над ошибками как в тетрадях для контрольных работ, так и в рабочих тетрадях, и в тетрадях по развитию речи.

Преподавание литературы в 7 классе велось по учебному комплексу под редакцией М.А.Снежневской и О.М.Хреновой.

На уроках литературы использую такие методы и приёмы, которые позволяют выявить и развить впечатление учащихся о прочитанном произведении: выразительное чтение, пересказ отдельных глав, словесное рисование, беседу о роли героев в раскрытии идейного содержания произведения, слово учителя, анализ отдельных эпизодов, сообщения, сочинения, чтение отрывков и стихотворений наизусть, письменные ответы на вопросы, также применяю средства изобразительного искусства и музыки. Большое внимание стараюсь уделять развитию навыков выразительного чтения, работе с текстом, развитию речи, которому способствует система устных и письменных упражнений. Под рубрикой «Пишем сочинение» или «Попробуй сочинить» приводятся темы сочинений, обучающих и контрольных. Предлагаю учащимся и сочинения на свободные темы в связи с изученными произведениями.

Успеваемость по предметам – 100%

Качество знаний:

по русскому языку – 51,3%

по литературе – 56%

Продолжая работу над темой по самообразованию «Нетрадиционные формы обучения», практикую уроки-беседы, уроки-семинары, уроки-диспуты, уроки-путешествия, уроки-зачёты, уроки-игры, уроки – презентации, уроки-викторины, уроки-рекомендации, уроки-практикумы и т.д. Каждый урок носит воспитывающий характер.

В учебном процессе использую новые информационные технологии. ИКТ использую для моделирования урока, для контроля и учёта базовых знаний уч-ся.

Вела внеклассную работу по предмету. Это разгадывание кроссвордов, занятия по занимательной грамматике, занятия по теме: «В мире слов», викторины, конкурсы рисунков к изученным произведениям, конкурсы чтецов, выпуск классной стенгазеты «Литература и Отечество».

С учащимися 5-7- классов занималась дополнительно по русскому языку.

Также вела работу с одарёнными детьми. Они получали задания повышенной трудности, участвовали в разных олимпиадах по русскому языку и литературе.

Принимала участие в конкурсах школьного, районного и областного масштаба.

Свой профессиональный уровень повышаю путём знакомства с новинками журнала «Русский язык в школе», «Литература в школе», с Интернет – ресурсами. Опубликовала несколько методических разработок на страницах образовательного СМИ. Сотрудничаю с газетой «Маяк», в которой напечатаны две мои статьи. Принимаю участие в работе РМО учителей русского языка и литературы.

В ноябре 2014г. прошла аттестацию на подтверждение 1 категории.

Учитель_______________/Петрушенко Н.Н./

самоанализ учителя русского языка и литературы материал по теме

Я, Кастерина Татьяна Ивановна, учитель русского языка и литературы,1980 года рождения, работаю в школе с 2002 года (приложение стр.14-16). В том же году окончила Тамбовский Государственный университет имени Державина по специальности «Филология». Мой педагогический стаж составляет 8 лет. В своей практике имею опыт работы с детьми разных возрастных категорий и уровня подготовленности.

В 2009-2010 учебном году преподавала в 5-ом классе МОУ Отъясской средней общеобразовательной школы.

Методическая тема, над которой работал коллектив школы: «Личностно- ориентированное обучение как технология здоровьесберегающей среды». В соответствии с темой был составлен учебно-воспитательный план работы школы, планы работы методических объединений. По данной теме проводились педсоветы, семинары, организовано самообразование учителей. Моя профессиональная деятельность напрямую была согласована с целями деятельности данного образовательного учреждения.

В своей работе я руководствовалась следующими нормативными документами: Закон «Об образовании РФ», Закон «Об образовании РК», Образовательный стандарт образования по предмету, Примерная программа предмета для общеобразовательных школ.

Русский язык и литература относятся к основным предметам школьной программы и к числу наиболее трудных.

Поэтому в своей педагогической деятельности я поставила несколько задач:

— использовать современные педагогические технологии;

— раскрыть интеллектуальные, творческие способности обучающихся;

— повысить качество знаний обучающихся;

— учесть индивидуальные особенности обучающихся;

— привлечь обучающихся к участию различного рода конкурсах;

— развить у обучающихся интерес к русскому языку и литературе;

— привить навыки самостоятельной работы .

Реализация данных задач позволила мне развить личность ученика в соответствии с его способностями, интересами и возможностями. Выявив в начале учебного года познавательный и интеллектуальный уровень каждого ученика и класса в целом, я планировала свою деятельность в соответствии с этим, ставя конкретные цели и задачи для каждого уровня развития ребенка. Старалась в своей работе слабых обучающихся подтянуть до уровня средних, а средних – до уровня хорошистов. Пыталась всячески заинтересовать детей в своем предмете: использовала дополнительный материал, проводила нетрадиционные уроки, практикумы ,составляла презентации. Основными типами урока в моей деятельности являются уроки, построенные по традиционной схеме: повторение, проверка домашнего задания, объяснение нового материала, его закрепление, подведение итога, задание на дом. Наряду с традиционными проводила и нетрадиционные уроки, которые готовила вместе с обучающимися: КВН, путешествия, концерты, конкурсы.

Свои уроки строила разнообразно, учитывая индивидуальные особенности обучающихся. По мере возможности на каждом уроке старалась использовать наглядные пособия (таблицы, схемы, картины, карточки). Знание правил, выполнение письменных работ проверялись систематически. При устном опросе эффективна взаимопроверка. Это позволяло каждому обучающемуся стать на место учителя и объективно оценить друг друга. Также применяла самопроверку (при различных видах диктантов). Очень часто в качестве проверки пройденного материала проводила буквенные, цифровые и графические диктанты. Данный вид опроса позволял быстро проверить знания, выставить оценку и сэкономить время. Эта работа нравилась ребятам, и они с радостью принимались за неё.

Кроме различных видов диктантов, давала тестовые задания, которые позволяли быстро проверить компетенции обучающихся. Результаты тестовой проверки фиксировали достижения обучающихся на определённом этапе обучения: проверки фрагмента урока, после изученной темы и итоговый контроль. В своей работе я использовала тесты как составленные самой, так и предлагаемые методистами. В начале учебного года был проведен мониторинг общеучебных знаний по русскому языку (приложение стр. 26).

Учила ребят комплексному анализу текста. Начальный этап работы над анализом текста проводила коллективно. Этот вид работы начинался с заданий, связанных с речевым развитием: выразительное чтение, определение темы и идеи, составление плана, затем давались вопросы, проверяющие грамматические умения и навыки. В классе с обучающимися усиленно работала над разнообразными видами разборов (фонетический, словообразовательный, морфологический, синтаксический), так как глубоко убеждена в том, что ученик, умеющий делать разбор, знает русский язык.

Все большее и большее значение уделяла урокам развития речи, именно там проходила большая подготовительная работа для написания сочинения, составления связного рассказа. Некоторые творческие работы мы оформляли как буклеты.

Чтобы заинтересовать обучающихся на уроках литературы, рассказывала им о сложных и интересных писательских судьбах, нелегком труде, вводила в творческую лабораторию писателя, помогала увидеть «механику» творческого процесса: как создаётся произведение литературы, как идёт поиск наиболее выразительных и точных слов, художественных средств языка, как совершается работа над художественными образами, как удается выразить себя в своем творении. Любое произведение старались читать не торопясь, чтобы лучше и глубже понять тему и смысл содержания. После прочтения художественного текста обучающиеся искали неизвестные для них слова и уточняли их лексическое значение, обращаясь к толковому словарю. На уроках литературы обучающиеся пересказывали, задавали друг другу вопросы, составляли кроссворды, собственные тексты, инсценировали эпизоды произведений, рисовали литературных героев, составляли план (событийный, цитатный), писали сочинение на литературную тему, искали в тексте художественно-изобразительные средства, делали книжки-малышки. Наглядные пособия на уроке обязательно присутствовали. Благодаря использованию мной различных видов работ на уроке, ребята с удовольствием посещали мои занятия.

Развивала в детях коммуникабельность, с этой целью использовала работу в группах, в парах, индивидуальную работу. Обучение на уроке старалась организовать в атмосфере доброжелательности и устремленности. На моих уроках всегда присутствовало взаимопонимание, уважение к мнению педагога и товарищей. Как итог этого – развитие самостоятельности, любознательности и стремления достичь большего.

При отборе теоретического и практического материала для урока учитывала дидактические задачи, цели урока, индивидуальные и психологические особенности обучающихся.

На своих уроках старалась добиваться высокого уровня познавательной деятельности. Мои ребята принимали активное участие в неделе русского языка и литературы, в районных и областных конкурсах. (приложение стр.75, 76)

Обучающиеся с отличающимися возможностями занимались дополнительно: писали доклады, сообщения, стихи, готовили к урокам новые материалы, используя внепрограммные источники. Таким детям на уроках я давала задания повышенной трудности. Слабые обучающиеся оставались на дополнительные занятия после уроков.

Для развития познавательного интереса большую роль сыграла и внеклассная работа по предмету (приложение стр. 60-62). Именно такая работа создает условия для формирования творческих умений, необходимых знаний.

В кабинете мною были оформлены и обновлены стенды (приложение стр.54), делала таблицы, подсказки. На стендах размещала достаточно много материала, который используется на уроке, рисунки обучающихся, материал для развития речи.

В целях повышения уровня обучения и воспитания обучающихся регулярно анализировала свою педагогическую деятельность, выделяла её сильные и слабые стороны, ставила новые педагогические задачи.

Оценки и результаты доводила до обучающихся, регулярно проводила анализ работ с целью устранения ошибок. Использовала диктант «Проверь себя», чтобы научить детей самооценке знаний. Благоприятная атмосфера на уроках достигается следующими средствами: партнерский стиль общения. Обучающихся воспринимала такими, какие они есть. На уроках старалась использовать похвалу, одобрение, юмор, доброжелательную поддержку. Особое внимание уделяла выставлению оценок. Объясняла, почему поставлен тот или иной балл.

Так как я была классным руководителем 5-го класса, мне приходилось часто общаться с родителями обучаемых. Информация об учебных достижениях доводилась до сведения родителей на совместных праздниках, через дневник. Проводила беседы с ними на родительских собраниях и в частном порядке, индивидуально как в школе, так и вне школы. В беседах не делала упор на отрицательные качества учеников, а в деликатной форме просила обратить внимание на конкретные недостатки, приобщала родителей к воспитанию в детях ответственного отношения к учению, развитию осознанной потребности в изучении русского языка и литературы. Все мнения родителей относительно успеваемости и прогресса детей принимала к сведению, но с педагогической точки зрения вырабатывала свою тактику отношений. В этом мне помогали коллеги. Между мной и коллегами установились доверительно-деловые отношения, всегда присутствовали взаимопонимание и взаимопомощь. В коллективе происходил обмен опытом, разрабатывали с коллегами новые технологии, совершенствовали свое мастерство. В этом большую помощь оказывал руководитель методического объединения.

Для подготовки к урокам применяла компьютерные программы, Microsoft Office Word, Microsoft Office PowerPoint, Microsoft Office Publisher, использовала мультимедийный диск («Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия»), «Литература» (электронная поддержка УМК Коровина). С помощью этих программ создавала собственные презентации и дидактические материалы к урокам.

Тема моего самообразования «Средства обучения орфографической грамотности» (приложение стр.34) На каждом уроке включала задания по данной теме. Проводила срезовые работы на умение находить орфограммы в словах.

Показатели качества знаний и уровня обученности обучающихся по русскому языку и литературе за 2009-2010 учебный год.

Я никогда не останавливаюсь на достигнутом. Повышаю свое профессиональное мастерство на курсах повышения квалификации (приложение стр.25), на районных семинарах, посещаю уроки коллег по школе, изучаю и внедряю различные педагогические технологии, выступаю с докладами на МО, педсовете (приложение стр.46). Составляю свои рабочие программы по предметам в соответствии со стандартом образования. Постоянно слежу за новинками, новыми программами, читаю художественные произведения современных авторов и классику, приобретаю методическую литературу. Выписываю журналы «Литература в школе», «Русский язык в школе» с приложениями.

В связи со всеми переменами в профессиональной деятельности учителя существует и ряд трудностей:

  • много времени тратится на оформление различной документации, порой дублирующей;
  • обучающиеся загружены лишней информацией;

С 2010 года преподаю в МВСОУ Кулеватовской вечерней (сменной) общеобразовательной школе при исправительной колонии №4.

Мои обучающиеся- это взрослые самостоятельные люди (возраст 18-30), большая часть которых из неблагополучных семей. У ребят большой пробел в обучении (от 2-12 лет). Поэтому педагог должен иметь индивидуальный подход к каждому обучающемуся ,обязан дать знания всем, кто зачислен в школу. Все учителя школы работают над проблемой «Создание благоприятной среды для обучения осужденных на основе индивидуальной работы с ними». В соответствии с темой составлен учебно-воспитательный план работы школы, план методического объединения учителей-предметников. По данной теме проводятся педсоветы, семинары, организовано самообразование учителей. Целью индивидуальной педагогической деятельности учителя является эффективное построение учебного процесса на любой ступени обучения, учитывающего разноуровневую подготовку обучающихся, привлечение их к исследовательской работе по предмету, к участию внутришкольных конкурсах и олимпиадах, подготовка к поступлению в другие учебные заведения. В настоящее время обучающиеся при написании допускают много ошибок, поэтому я продолжаю работать над темой «Средства обучения орфографической грамотности» (приложение стр.35). По данной проблеме выступала на методическом совете с докладом «Словарная работа на уроках русского языка». Стараюсь организовать учебный процесс так, чтобы он обеспечивал благоприятные условия для достижения всеми школьниками базового уровня подготовки, соответствующего Госстандарту образования по русскому языку и литературе, а с теми, кто проявляет особый, повышенный интерес к предмету, заниматься на более высоком уровне. Я считаю, что для успешного обучения необходимо создать на уроке ряд определённых условий, которые направлены на развитие интереса к процессу обучения, которого не было у наших обучающихся во время учебы в школе на свободе. Практически на каждом уроке я отвожу время для работы со словом. Хорошо зарекомендовали себя такие виды работ, как : этимологический анализ, вариативный диктант, «Кто больше?», «Третье лишнее», «Определи слово», «Магазин». В ходе занятия ребята быстро усваивают особенности написания трудного слова. Подобные игры также расширяют лексический запас, активизируют память, тренируют быстроту реакции, способствуют освоению такой нормы языка, как лексическая сочетаемость.

Кроме этого, на уроках я сочетаю традиционное обучение с современными педагогическими технологиями (технологии дифференцированного обучения, ИКТ, коллективной системы обучения, здоровьесберегающие ).

Уровень способностей моих обучающихся разный, значительная часть имеет низкую мотивацию, поэтому основной целью педагогической деятельности считаю развитие познавательных способностей обучающихся.

В своей педагогической деятельности ставлю несколько задач: • развивать и укреплять интерес к предмету; • использовать новые педагогические технологии; • дать обучающимся качественное образование; • раскрыть способности, интеллектуальный, творческий, нравственный потенциал каждого ученика; • подготовить обучающихся к осознанному выбору профессии, привить навыки самостоятельной работы; • совершенствовать формы организации учебной деятельности. Реализация данных задач позволяет мне развивать личность ученика в соответствии с его способностями, интересами и возможностями.

Для того чтобы добиться положительных результатов в своей деятельности, я изучаю содержание нормативных документов в образовании, психолого-педагогическую литературу, разрабатываю учебные рабочие программы по предмету, изучаю современные технологии и методики преподавания предмета, научно-методическую литературу. Подбираю дифференцированные задания (карточки) с целью продвижения вперед и сильных, и слабых обучающихся.

С целью заинтересованности обучающихся в моем предмете я стараюсь разнообразить свои уроки: провожу уроки –практикумы, уроки – путешествия, уроки – деловые игры, КВН, лекции, использую приемы составления кластеров, алгоритмов. Привлекаю обучающихся к работе на компьютере (составление презентаций, написание творческих и исследовательских проектов, оформление буклета).

Всегда учитываю индивидуально-психологические особенности обучающихся, строю процесс обучения так, чтобы он был доступен и интересен для всех обучающихся.

Благодаря дифференциации обучения, каждый обучающийся становится полноправным участником учебного процесса. Я предоставляю им возможность самим выбрать посильный для них уровень усвоения материала и работать в своём темпе.

Задания творческого характера стимулируют познавательную активность слабых обучающихся. Изучив какую-то самостоятельную часть речи, ребята самостоятельно пишут лингвистическую сказку, используя в тексте как можно больше данную часть речи. Разноуровневые задания, составленные с учетом возможностей обучающихся, создают в классе благоприятный психологический климат. У учеников возникает чувство удовлетворения после каждого верно выполненного задания.

В устной работе использую такой прием, как “найди ошибку”. На доске записаны предложения, в которых необходимо найти речевую ошибку и, при необходимости, восстановить его. Каждый сам выбирает себе задание (опираясь на свой багаж знаний). Если у ученика не получилось выполнить одно задание, он может приступить к выполнению другого. Одно условие – каждый должен выполнить обязательно одно задание.

Работа по учебнику также имеет дифференцированный подход. Задания разбиты по уровню сложности.

Стараясь следить за качеством усвоения программного материала, применяю различные виды контроля знаний обучающихся ( тестовые задания, контрольные и самостоятельные работы, зачеты, сочинение, изложение).

Взаимодействие с классом во время уроков и внеурочное время организую в форме «учитель–ученик» и «ученик–ученик». Так я использую разные приёмы: работа в парах, в группах постоянного и сменного состава. Групповая работа учит учеников переживать за товарища, сочувствовать его трудностям. Организовав работу групп, я не остаюсь безучастной, наблюдаю за группами, оказываю необходимую помощь, поощряю успехи обучающихся. Строго индивидуально подхожу и к обучению осужденных и к контролю их знаний, умений и навыков. Систематически провожу консультации по предмету.

У обучающихся, имеющих скудный словарный запас, проблемы в написании того или иного слова, присутствует интерес к изучению русского языка. Чтобы интерес не пропадал к изучаемым предметам, вовлекаю обучающихся во внеклассную работу (приложение стр.65-67), провожу читательские конференции (приложение стр. 81-83). Совместно с ними выпускаю тематические настенные газеты. Обучающиеся принимают участие в классных и школьных олимпиадах по русскому языку и литературе (приложение стр. 77-80). На уроках русского языка и литературы при изучении новых тем, обобщающих уроках использую мультимедийные презентации. Нравится обучающимся и такой способ проверки знаний, как тестовые задания на компьютере.

Удовлетворение образовательных потребностей отдельных обучающихся с отличающимися возможностями и склонностями осуществляю за счет индивидуального подхода.

Успеваемость обучающихся по русскому языку и литературе следующая:

Провожу диктанты «Проверь себя», чтобы научить обучающихся самооценке знаний. Оцениваю все виды деятельности: ответы, раскрывающие степень усвоения материала при устном опросе, тестирование, разные виды диктантов, выполнение творческих заданий по теме. Для обучающихся, имеющих пробелы в знаниях, организуются индивидуальные занятия, а для интересующихся русским языком и литературой подбираю материалы с заданиями повышенной трудности.

В обеспечении прочных и осознанных знаний большую роль играет систематически организованный контроль (самостоятельная работа, графический диктант, индивидуально-дифференцированный, фронтальный опрос, контрольная работа), который приучает обучающихся к регулярной работе. Слежу, чтобы они правильно и логично выражали свои мысли, выделяли главное, контролировали свою работу. Если ученика не устраивает оценка, он имеет право ответить ещё. На уроке я использую такие методы оценки деятельности обучающихся, как самооценка, взаимооценка, оценка учителем, коллективная оценка класса. Слежу за индивидуальными достижениями обучающихся. Использую диагностические средства: педагогическое наблюдение, статистический анализ текущей итоговой успеваемости.

На моих уроках создана обстановка доброжелательности, открытости, взаимного доверия и уважения. Поэтому обучающиеся раскованы, чувствуют себя свободно, открыто выражают своё мнение, пусть даже и неправильное. Я обязательно выслушаю любое мнение ученика, дискутирую с ним и мы вместе приходим к правильному решению. Обучающиеся при этом чувствуют себя творческой личностью и охотно участвуют во всех мероприятиях.

В связи со спецификой нашего учреждения с родителями учеников я взаимодействую не часто. Встречаюсь с родителями, когда они приезжают на свидание к своим детям. Довожу до их сведения успехи их детей, участие в жизни школы, класса. В ИК №4 проводятся дни открытых дверей. Приезжают родители осужденных, им проводят экскурсию по колонии, они посещают школу, где встречаются с учителями и узнают об успеваемости. Мнения родителей, их пожелания мной учитываются. В повседневное время родителей наших обучающихся заменяют начальники отрядов, с которыми я провожу совместную работу воспитательного характера (приложение стр.84), участвую в совете воспитателей отряда, коллективного совета отряда.

В нашем педагогическом коллективе сложились дружеские отношения, основанные на сотрудничестве и взаимопонимании. Тесно контактирую с учителем русского языка и литературы, проводим совместные мероприятия и уроки.

Постоянно занимаюсь самообразованием: изучаю федеральный базисный учебный план и программы по русскому языку и литературе, посещаю открытые уроки и мероприятия коллег, читаю журнал «Открытая школа», «Русский язык в школе», «Литература в школе», знакомлюсь с материалами сайтов Интернета и методической копилкой учителей, размещаю материалы в сети Интернет, принимаю участие в сетевом конкурсе, в форумах, являюсь членом клуба учителей русского языка и литературы на сайте прошколу.ру, имею публикацию в журнале «Русский язык и литература. Всё для учителя» (приложение стр.88-101). Помимо основной специальности – учитель русского языка и литературы, являюсь секретарем методического объединения учителей-предметников (приложение стр.87), выступаю с докладами на заседаниях МО, педсоветах, даю открытые уроки (приложение стр.47).

В моей педагогической деятельности проблема заключается в том, что ученики — это уже взрослые люди, у которых сложилось свое мировоззрение, свои жизненные принципы, может быть для нас эти принципы и не правильные, но приходится с этим мириться. Трудностей в нашем нелёгком труде много:

— у многих обучающихся нет желания учиться (получение основного общего образования до 30 лет обязательно для осужденных);

— большой пробел в обучении;

— многие ученики совсем необучаемы ( бывшие обучающиеся вспомогательных школ, коррекционных классов, состоящие на профучете в исправительной колонии).

Я изучила и применяю на уроках элементы современных технологий: дифференцированного обучения, коллективной системы обучения, использую табличный метод подачи материала, приобщаю к исследовательским приёмам в учебной деятельности. Это помогает сделать процесс обучения доступным, интересным для всех обучающихся.

Чтобы развить интерес к русскому языку и литературе нужно: разрабатывать программы внеурочных мероприятий: кружков, конференций, конкурсов, проектов с применением компьютеров, что особенно интересует обучающихся .

В будущем надеюсь, что моя деятельность принесет результаты: повышение результатов итоговой аттестации; увеличение числа обучающихся, охваченных внеклассной работой.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: