Жостовская роспись: отличительные особенности и поэтапная техника росписи с фотографиями и видео сюжетами о нанесении различных элементов рисунка


Жостовские подносы уже не одно столетие радуют нас своей изысканной живой росписью. Их изготавливают мастера из подмосковной деревни Жостово. Великолепные георгины и розы, нежные васильки и ромашки, птички, бабочки, фрукты и ягоды выглядят как живые. Изящные узоры дополнены тонкими деталями. Жостовская роспись уникальна — двух одинаковых изделий найти невозможно.

История лаковой росписи

Лаковая роспись впервые появилась в Китае много сотен лет назад. Жители Поднебесной расписывали шкатулки, вазы, оружие и предметы обихода. Затем искусство росписи освоили жители других стран Юго-восточной Азии: Индии, Кореи, Японии.

Великолепные изделия восточных мастеров купцы привезли в Европу в 17 веке. Они сразу же покорили европейцев. В 18 веке во многих европейских странах появились мануфактуры, производящие предметы, отделанные росписью в «китайском стиле».

В Россию искусство росписи пришло в 18 веке. Владелец заводов Никита Демидов, который многократно посещал Европу, организовал в уральском городе Нижнем Тагиле мастерские, которые занимались цветочной росписью по металлу.

Изготовленные на Урале изделия быстро распространились по России. Мастера делали расписные металлические предметы домашнего обихода.

Идею лаковой росписи подхватили братья Вишняковы. В начале 19 века они открыли в Подмосковье семейное дело — изготовление расписных изделий, покрытых лаком. Сначала мастера производили предметы из папье-маше: табакерки, альбомы, шкатулки. Позже мастерские Вишняковых, расположенные в Жостово и других деревнях Троицкой волости, перестали выпускать изделия из папье-маше и освоили изготовление расписных металлических подносов.

Изделия быстро завоевали популярность. Ее пик пришелся на конец 19 века. Позже, в послереволюционные годы, жостовское производство резко пошло на спад. Но несмотря на тяжелые времена, искусство росписи сохранилось. В шестидесятые годы прошлого века началось восстановление производства жостовских подносов. В настоящее время фабрика активно работает, произведения художников участвуют в международных выставках и украшают музеи мира.

Технология изготовления подносов

Поднос изготавливают методом ковки и штамповки. Штамповка подносов стандартных видов (их насчитывается более 20) производится на современном оборудовании из металлических листов. Подносы нестандартных форм изготавливаются кузнецами методом ручной ковки. Изготовленные подносы подвергают грунтовке, шпаклевке и тщательной шлифовке. Обработанные изделия покрывают черной краской и масляным лаком, очищают и высушивают. После всех технологических операций подносы передаются художникам для росписи.

Кроме традиционных черных подносов, на жостовской фабрике изготавливают изделия с красным, синим, зеленым и голубым фоном. Благодаря особой технологической обработке подносы имеют интенсивно-насыщенный, но в то же время нежный и просвечивающий фон. Жостовская роспись подносов имеет свои особенности — так, тени и блики лишь слегка прорисовываются.

Обучение и применение

Заметив увлечённость ребёнка рисованием, можно отдать его на специальные курсы жостовской росписи для детей. Лучшие из них, в том числе и для взрослых, проводятся в самом Жостово. Область применения знаний довольно широка. Кроме традиционных подносов, в стиле Жостово расписывают ткани, ногти, автомобили, создают модный дизайн кухонной мебели и стен.

Народные промыслы, связанные с изображениями цветущих растений, символизируют вечную жизнь, воскресение, любовь и радость. Любая мечта или пожелание могут быть выражены элементами росписи. Получившему жостовский букет от художника останется только разгадать послание, написанное таким необычным, ярким письмом.

Основные мотивы

Раскраска жостовской росписи производится беличьими кисточками. Для работы используют масляные краски, разведенные скипидаром. Орнамент на бортах подноса выписывается либо белой краской, либо растворенным золотым порошком. Существует два вида подносов. Одни предназначены для бытовых целей. Их ставят под самовары и используют для подачи еды. Другие изделия предназначены для украшения интерьеров.

Основа обычной жостовской росписи — это букеты, состоящие из крупных и мелких цветов, листьев и трав. В центре композиции находится несколько больших элементов: розы, георгины, пионы. Вокруг них расположены более мелкие цветы и бутоны, связанные между собой травами и стеблями. Иногда на первый план помещают фиалки, вьюнки или клевер. Композиции могут быть дополнены гроздьями ягод, птицами и другими элементами. Если жостовский букет находится в центе подноса, то его называют собранным. Если цветы располагаются по периметру, то композиция называется венком.

Иногда на подносах изображают только ветви и гроздья ягод или натюрморты с фруктами. Первоначально композиции часто брались из живописных полотен известных художников, но интерпретировали их по-своему. И сегодня художники используют элементы классической росписи, но в то же время ищут собственные решения. Кроме цветочных композиций, на подносах изображают известные жостовские сюжеты: пейзажи, жанровые сценки, тройки лошадей. В каждом подносе элементы жостовских узоров четко вписываются в плоскость изделия, великолепно передаются глубина и объем нарисованных объектов.

Жестовская роспись для детей и взрослых

Оторвав чадо от компьютера, необходимо тут же предложить ему другую поглощающую деятельность. Раскраска подносов, подогреваемое рассматриванием фотографий готовых изделий, может надолго увлечь и ребёнка, и взрослого любителя рисования.

Сделать поднос в домашних условиях, конечно, трудно. Но освоить технику жостовской росписи и получить наслаждение от творчества доступно каждому. Яркий узор украсит разделочную доску, деревянную посуду, ёлочный шар или пасхальное яйцо. Но начать следует с тренировки — рисования на бумаге.

«Жостовская роспись» раскраска, выпускаемая книжной промышленностью, также может быть использована для обучения дошколят. Контуры здесь уже собраны по законам композиции или представляют отдельные элементы. Но увлекаться ею не стоит: принципы раскраски противоречат свободному духу жостовского узора.

Материалы и подготовка

Тренировать навыки каждого шага работы над росписью придётся долго, поэтому сначала ребёнок может использовать акварель, гуашь и обычные альбомы для рисования. Позже переходят на силуэты подносов, вырезанные из чёрного картона.

Когда основные элементы усвоены, можно приобрести разделочную доску или формы из папье-маше, на которые будет наноситься рисунок. Их покупают в художественных салонах или изготавливают самостоятельно. На фабрике в Жостово, в т. ч. через интернет, можно купить подносы-заготовки для росписи. Менее затратным приобретением станет обычное оцинкованное ведро или таз. Опасение испортить дорогостоящие изделия повысит ответственность начинающего художника перед каждым мазком.

Деревянные и бумажные изделия грунтуют специальными составами, подбирая цвет фона. Металлические предметы обезжиривают, зачищают и покрывают грунтом по металлу (удобно использовать аэрозоли чёрного или красного цветов). Особенно тщательно зачищаются предметы, бывшие в употреблении, так как жостовская роспись требует идеально гладкой поверхности.

Для работы используют масляные краски, их советуют смешивать с глянцевыми лаками, чтобы добиться выразительного изображения. Достаточно купить основные цвета:

  • краплак красный;
  • кобальт синий;
  • кость жжёная;
  • охра светлая;
  • изумрудная зелень;
  • титановые белила.

Для обучения подойдут недорогие наборы, но следует знать, что свойства масляных красок сильно отличаются в зависимости от состава. Для разведения краски понадобится льняное масло или скипидар.

Расположение жостовских цветов на бытовом предмете должно соответствовать форме украшаемого сосуда. На доске или ведре можно изобразить букет, а на бортиках миски или тарелки — бесконечную гирлянду из цветов.

Этапы жостовской росписи

Жостовская живопись — многослойная. Накладывание слоёв краски от тёмного к светлому создают объем и выпуклость рисунка. Разумеется, каждый слой наносится после полной просушки предыдущего.

Сначала следует освоить основные этапы создания изображения:

  • Подмалёвок или замалёвок. Появляются красочные пятна, обозначающие форму и расположение крупных и средних фигур. На этом этапе решается задача композиции. Крупные цветы располагаются внизу или в центре, листья — вокруг, а два — три тонких стебелька венчают букет.
  • Тенёжка. Художник мысленно видит в красочном контуре цветок и обозначает затенённые места (центр цветка, донышко бутона и т. п.) тёмным тоном основного цвета.
  • Бликовка. Основной цвет осветляется белилами, прорисовываются выпуклые места цветков и листьев.
  • Чертёжка. На этом этапе подчёркиваются контуры лепестков, рисуются зубчатые края на листьях.
  • Привязка. Тонкими и чёткими штрихами прорисовывается травка.

Анализируя готовые изделия, нужно обращать внимание на композицию, основные формы и стараться воспроизвести их в виде цветовых пятен. Делать карандашный набросок не рекомендуется, привязка к линиям только повредит работе воображения.

Элементы жостовской росписи

Обучение следует начать с простых, однократных мазков (листок). Соединяя три листка, получают «трилистник». Два зелёных мазка и один красный составляют бутон. Бутон сажают на стебелёк и окружают листиками — получается «веточка».

На следующем занятии осваивают широкие мазки, из которых составляются крупные цветы (розы и георгины), средние (маки, колокольчики, анютины глазки).

Далее переходят к мелкой технике, рисуя тонкие стебельки, мелкие соцветия, пшеничные колосья, завитки.

Нет задачи в точности воспроизвести цветок: изображение растений на жостовском подносе творческое, фантазийное и напоминает натуру только отдалённо.

Этапы создания рисунка

Художественная роспись характеризуется тонким подбором цветов и ритмическим равновесием рисунка. Работа производится в несколько этапов:

  • Замалевка. Художник наносит контуры и силуэты будущих цветов, листьев и других рисунков элементов рисунка. Это основа узора. Работа ведется разведенными красками. После этого поднос сушится в течение 12 часов.
  • Тенежка. Художник рисует затененные места объектов, что делает композицию объемной.
  • Прокладка. Это наиболее ответственный этап изображения. Здесь уточняются детали композиции, осветляется фон, придается контрастность рисунку.
  • Бликовка. Накладывается блики, что придает композиции освещенность и объем.
  • Чертежка. Художник тонкой кисточкой наносит заключительные штрихи детали: прожилки на листах, прорисовку краев, тычинки в чашечках цветов.
  • Привязка. Цветы привязываются к стеблям и фону подноса. С помощью травинок, стебельков и веточек композиция связывается воедино.
  • Уборка. Это оформление краев подноса. Оно может быть скромным или пышным, подобно рамам картин. Уборка придает законченный вид жостовской росписи.

Роспись подноса жостовским узором. Мастер – класс с пошаговым фото

«Роспись подноса жостовским узором» Мастер – класс с пошаговым фото.

Автор: Коломыцева Раиса Владимировна воспитатель МБДОУ « Радуга» станицы Тацинской Ростовской области. Предназначен для старших дошкольников, школьников, педагогов, родителей, воспитателей, для всех желающих, кому нравится заниматься народно – прикладным искусством. Цель: Знакомство с особенностями росписи жостовского промысла. Задачи: — Освоить основные приёмы жостовского письма в процессе выполнения творческой работы. — Развитие чувство композиции, умение красиво располагать узор на заданном силуэте. — Развивать творческое мышление, фантазию, внимание, память, интерес к народным промыслам. — Использование данного вида работы, как источника, доставляющего радость не только ребёнку, но и окружающим его людям. Немного истории. История возникновения этой росписи начинается с села Жостово, которое находится недалеко от Москвы. Есть и другие сёла, но о Жостове знают все, наслышаны о нём и за рубежом. Подносы стали востребованы, когда появился напиток чай, а до этого были медовуха, сбитень, исконно русские напитки. Появился и ритуал – чаепитие. Долгое время подносы изготавливали из папье – маше, но в богатых домах пользовались металлическими подносами. Но технология не стоит на месте и подносы из металла стали изготавливать повсеместно, стали открываться целые подносные мастерские. Разнообразие форм и размеров поражало воображение – это и шести – восьмиугольные, прямоугольные, овальные и квадратные, круглые и даже треугольные подносы для угловых столов. Много времени прошло с тех пор, но этот промысел не забыт и процветает, живёт полноценной жизнью. Конечно, технология изготовления усовершенствовалась, наука не стоит на месте, но сохранилось ощущение праздника и радости от работы мастера. Букет состоит из простых, незатейливых цветов, но как же он радует глаз, когда смотришь на поднос. Очень приятно получить в подарок поднос с замечательным жостовским букетом! Материалы: -Краски гуашь — Кисти №1, №3 — Силуэт подноса, вырезанный из картона. — Стакан для воды.

Ход работы.

Как дом строится из кирпичей,предложение из слов, слова из букв – точно так же букеты состоят из цветов, цветы из лепестков, а лепестки из кистевых мазков. Для начала хорошо продумаем композицию будущего узора, так как будем рисовать сразу кистью. Делаем замалёвок – наносим силуэты цветов и листьев. Чтобы цветок получался ровным и красивым, мысленно проведите линию равновесия и наносите лепестки в последовательности. Используем кисть №3, далее, на более мелких деталях, используем кисть №1. Крупные цветы размещаем в центре букета, их окружают цветы поменьше, а совсем по краям располагаются мелкие цветы и листочки.


Теперь делаем тенёжку – это наносим цветные тени с помощью которых обозначаем объём и теневые места нашего букета. Затем уточняем и высветляем многие детали и получается более контрастный вид – этот этап называется
прокладка.


А теперь займёмся бликами, этот этап так и называется – бликовка. Создаётся настроение и особый колорит нашего букета.


Ну и закончим наше творение чертёжкой – наносим тонкой кистью небольшие, но весьма значительные штрихи. Рисуем прожилки и кружевные края на листиках, в центре цветов обозначаем «семенца».


С букетом работа окончена, но теперь мы применяем приём привязка – это когда наш букет как бы вживается в фон при помощи тонких травинок, стебельков и всё это как бы вместе связывается и перекликается. Расположение травинок и стеблей придаёт лёгкость и пышность узору. Только после такой привязки поднос становится не просто подносом, а жостовским. Займёмся самим подносом – украсим борта. Этот приём называется уборка, узор может быть скромным, а может быть и роскошным. Можно изготовить поднос из папье – маше, покрыть его несколькими слоями краски и заняться росписью.

Рекомендуем посмотреть:

Истоки и современное развитие жостовского промысла О жостовской росписи для детей Роспись подноса на Новый год своими руками Зимний пейзаж акриловыми красками поэтапно

Похожие статьи:

Роспись тарелок Гжель. Мастер-класс

Поэтапное рисование для детей-дошкольников

Изучение жостовской живописи производится в старших и подготовительных группах детских садов. Занятия прививают детям любовь к искусству своего народа. Для работы понадобятся:

  • колонковые или беличьи кисточки для рисования № 2, № 4, № 5;
  • гуашевые краски и палитра;
  • банка для мытья кисточек;
  • тряпочка для вытирания;
  • ватные палочки.

Для работы лучше использовать круглые кисточки или изделия с тонким кончиком.

При работе малыши получают следующие навыки:

  • Умение выделять художественные элементы узора, колорит и композицию;
  • Изучение технических приемов рисования кистью: концом и всей поверхностью, выполнение «двойного мазка», «зигзага» и «запятой».

Изображение цветов

Обучение начинают с рисования больших цветов. Начать можно с техники изображения георгина поэтапно. Пусть он будет желто-красным. Чтобы начинающим художникам было проще учиться, предварительно делается карандашный набросок. Для изображения георгинов используется прием, который называется «двойной мазок». Кисточку окунают в желтую краску и убирают лишнюю.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: