Консультация для воспитателей по созданию игровых макетов
Игра с макетами является более высокой степенью развития сюжетно-ролевых игр, она востребована детьми и способствует их развитию. Организуя предметно-игровую среду с использованием макетов в старшей группе, педагог имеет возможность решать задачи, связанные с развитием сюжетосложения у детей.
В жизни старших дошкольников большое место занимает новая форма сюжетной игры – режиссёрская — с мелкими игрушками, где ребёнок развёртывает события с персонажами-игрушками, отождествляя себя с ними или дистанцируясь, выполняя одну или несколько ролей.
Для того чтобы игра получила своё развитие в дошкольном учреждении нужен, прежде всего, универсальный макет.
Игровые макеты условно делятся на два типа:
- Макеты-модели, представляют собой уменьшенные целостные объекты.
- Макеты-карты, отображающие определённую территорию и направляющие ребёнка на развёртывание сюжетных событий, происходящих на этой территории и вокруг оформляющих её объектов.
В основе этой работы должно лежать тесное взаимодействие с семьями воспитанников. Особенно интересно совместное изготовление макета-модели, который представляет собой небольшую плоскость с закреплёнными на ней устойчивыми сооружениями (дома, деревья, горы и т.д.), дополнением служат тематические фигурки-персонажи и предметы, обозначающие события-действия, антураж (деревья). Кукольные дома нужно обеспечить необходимым «жизненно важным» набором, некоторые части которого закреплены, а другие части играющие дети расставляют по своему желанию.
Макеты-карты — большие плоскости с обозначенными на них местами для возможных объектов и несколькими ключевыми объектами – маркерами пространства. Так, на макете-карте «Улица города» цветом выделяются дороги, площадки для зданий, территория дополняется несколькими соразмерными объектами (дома, гаражи, мост-эстакада).
Ландшафтный макет-карта – это плоскость с обозначенной цветом природной территорией (лес, река), которая дополняется несколькими свободно размещаемыми на ней мелкими маркерами – деревья, домик, изгородь.
Макет словно оживает, наполняется и дополняется разнообразным предметным материалом в зависимости от игровых замыслов детей, их индивидуальных особенностей. Для развития игры необходимо накапливать полифункциональный материал разнообразный по содержанию.
В процессе таких игр развивается творческая инициатива детей, возникают разнообразные игровые замыслы. Они меняются, дополняются предметами, могут соединяться два или три макета. Дети придумывают сюжеты, соединяя реальные и сказочные, фантастические события, например, макеты «Зоопарк», «Парк динозавров», «Дом», «Наша улица», «Дорожное движение» и др.
Игры с макетами способствуют развитию инициативы и волевого усилия у детей.
Дети обозначают в игре конкретную цель, самостоятельно дополняют макеты по своему желанию, применяя продуктивную деятельность. У детей повышается уровень любознательности, они задают вопросы, касающиеся предметов и явлений, лежащих за кругом непосредственного наблюдения (о природе, исторических событиях, космосе, здоровье человека). Дети включают свои новые представления в сюжеты игр, в темы рисунков.
Существуют приёмы, способствующие повышению интереса детей к играм с макетами. Это, прежде всего, художественная литература, которая создаёт в воображении детей разнообразные «миры» с удивительными персонажами и сюжетами. Обитатели-персонажи, дополнительные предметы к макету могут быть сделаны в процессе совместной продуктивной деятельности детей с воспитателем (из бумаги, картона, проволоки и другого бросового материала).
Следует отметить, что макет – это центральный элемент, организующий предметную среду для игры с мелкими игрушками. Он поднимает способность к сюжетосложению на новый уровень, содействует общему развитию дошкольников, является связующим звеном разных форм взросло-детской и свободной детской активности.
«Макет, как, один из элементов предметно- пространственной среды в условиях ФГОС ДО
Воспитатель
:Гуляева Оксана Николаевна
Место работы
: МБДОУ «Детский сад «Кэскил» с.Туора-Кюель МР «Таттинский улус» Республика Саха (Якутия)»
Участники проекта
: дети группы ,воспитатели ,родители.
Тип проекта
: игровой
Продолжительность
:долгосрочный
Тема проекта :
«Макет, как, один из элементов предметно- пространственной среды в условиях ФГОС ДО»
Актуальность:
В соответствии с научной концепцией дошкольного образования, как ступени системы общего образования под ред. В.И. Слободчикова перед педагогами ДОУ определены ориентиры методического поиска в двух направлениях: совершенствование технологий образовательного процесса, с одной стороны и реализации партнерского взаимодействия с ребенком в комплексно – тематической модели организации образовательного процесса с другой стороны.
В практике освоения комплексно – тематической модели, на наш взгляд, заслуживает внимания технология макетирования в игровой и познавательной деятельности детей дошкольного возраста. С точки зрения Н.Коротковой, макет является не только центральным элементом, организующим предметную среду для игры с мелкими игрушками, но и связующим звеном разных форм взросло – детской и свободной детской активности (чтения художественных текстов, продуктивной деятельности, сюжетной игры). Таким образом, макет
должен занять достойное место в ряду технологий реализации содержания тематического комплекса и в его предметно — игровой среде. В работах разных исследователей макетным играм с мелкими игрушками отводится роль одной из форм сюжетной игры. Ж.Пиаже обращает внимание на то, что «…посредством мелкого материала создаются воображаемые миры, охватываемые единым взором творца – ребенка».
Согласно теории Н.Я. Михайленко, объединяющей для всех форм игры является направленность старших дошкольников на моделирование мира через последовательности сюжетных событий, воссоздающих целостные жизненно – смысловые контексты. Развивающая среда для игры старших дошкольников включает в себя два основных фактора: это, прежде всего играющий с детьми взрослый – партнер, задающий образцы сюжетного комбинирования (сюжетосложения), как более сложного способа построения игры, и собственно предметная среда, активизирующая и продвигающая детскую игру вне актуально задействованного в ней взрослого.
К 5 годам , освоив условное действие с предметами и ролевое поведение , ребенок переходит на следующую ступень игры – он может строить множество игровых «миров», воплощая их в предметной форме (виде своеобразных макетов), придумывая и комбинируя разнообразные сюжетные события. Этот этап развития игры может быть назван этапом сюжетосложения. Игры на макетной основе уже в среднем дошкольном возрасте способствуют тому, чтобы в жизни старших дошкольников достойное место заняла творческая режиссёрская игра, как одна из форм сюжетной .Игра с макетами является более высокой степенью развития сюжетно-ролевых игр, она востребована детьми и способствует их развитию. Организуя предметно-игровую среду с использованием макетов в старшей группе, педагог имеет возможность решать задачи, связанные с развитием сюжетосложения у детей .Для того чтобы игра на макетной основе получила своё развитие в образовательном процессе дошкольного учреждения, как элемент предметно – средовой модели, необходимо совершенствование методики ее реализации в содержании любого тематического комплекса.
Новизна:
Создание условия для реализации образовательного и воспитательного процесса с соответствии ФГОС ДО с учетом возможностей современных детей посредством применения макетов , в творческой режиссёрской игре.
Цели методической разработки:
- Создание условий для игр детей на макетной основе, как одного из универсальных средств обогащения субкультуры дошкольника.
- Формирование в играх – макетах символической функции сознания ребенка, развитие его познавательной и коммуникативной деятельности.
Задачи :
1. Изучить новые подходы в организации развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей полноценное развитие дошкольников
2. Организовать развивающую среду, способствующую полноценному развитию детей с учетом их потребностей и интересов;
3. Создать условия для обеспечения разных видов деятельности дошкольников
(игровой, двигательной, интеллектуальной, самостоятельной, творческой, художественной, театрализованной)
4. Содействовать сотрудничеству детей и взрослых для создания комфортной развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ.
5.Обеспечить для свободного выбора ребенком в предметно – развивающей среде разнообразие макетных основ; предметов-маркеров пространства и предметов тематически определенных, неопределенных и многозначных.
6. Обеспечить совместное с взрослым вариативное обыгрывание макета в стиле партнерского взаимодействия и для свободной детской активности.
Ожидаемый результат:
1.Подобрано оборудование для создания разнообразных макетных основ.
2.100% детей включаются в процесс обыгрывания макетов.
3.У 50% детей группы сформированы умения сюжетосложения.
Классификация макетов (краткая характеристика).
По Н.А.Коротковой, макеты условно делятся на два типа модели и карты:
Макеты-модели, представляют собой уменьшенные целостные объекты, направляющие воображение ребенка в основном на события, происходящие «внутри» этих объектов; («кукольный дом»).
Макеты-карты, отображают определенную территорию, направляют ребенка на развертывание сюжетных событий, «снаружи», вокруг оформляющих эту территорию объектов («Улицы города», ландшафтный макет — обобщенное «природное» пространство).«Универсальные» макеты служат основой для организации сюжетной игры дошкольников с мелкими игрушками.При этом игровые предметы в макете могут в разной степени задавать тематику сюжета. В этом отношении, их можно разделить на тематически определенные
(например ,фигурка пожарного и пожарная машина), тематически
многозначные
(например, условная фигурка человечка и платформа на колесиках, которая может стать любым транспортным средством) и тематически
неопределенные
предметы (обычно обозначаемые как
полифункциональный материал,
например, резная деревянная чурочка, которая в воображении ребенка может стать и животным, и строением и фонтаном).
Макеты-модели
представляют собой небольшую плоскость с закрепленным на ней устойчивым сооружением-зданием, имеющим фасадную часть и данное в вертикальном разрезе внутреннее помещение этого здания. «Кукольный дом» это комната с предметами мебели (стол, пара стульев, кровать, диван).
Макеты-карты
— это плоскости (не менее50×60 см) с планом – схемой и объектами-
маркерами пространства
. На макете «Улицы города» цветом выделяются дороги, площадки для зданий.
Территория дополняется объектами (дома, гараж ,бензоколонка ,мост, эстакада). Ландшафтный макет-карта
— это плоскость с обозначенной цветом и рельефом природной территории (лес, русло реки, холмы, овраги). Территория дополняется мелкими
маркерамипространства
(деревья, изгородь, дом)
«Универсальный» макет
— это всего лишь знак, «наводящий» детей на возможную воображаемую ситуацию, объединяющий участников совместной игры, очерчивая границы игрового пространства, в рамках которого осуществляется «сборка» игровых замыслов в общем сюжетном движении.
Универсальные приёмы работы с макетом:
- Обогащение представлений детей в процессе предварительной работы
по заданной теме: рассматривание иллюстраций, проведение экскурсий, использование ИКТ.
- Изготовление новых предметов к макету в совместной продуктивной деятельности с взрослым (из любого материала)
- Рассматривание с детьми макетной основы и материала для игры-макета (знакомого и обновляемого).
- Игра, совместно с детьми (демонстрация приемов игры; вовлечение ребенка в действия с макетом; предоставление инициативы ребенку).
Образовательный процесс с детьми мы строим по комплексно – тематическому принципу. В содержание работы с макетом легко вводить региональные и культурные компоненты. При организации образовательного процесса мы стараемся обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих целей, задач. Образовательный процесс строится на интеграции содержания.
На каждом этапе дошкольного детства игра имеет свои особенности .Так в жизни старших дошкольников большое место занимает новая форма сюжетной игры –режиссерская игра с мелкими игрушками .Но для того чтобы ,она получила свое развитие малышам необходимо привлекательное игровое пространство. Таким пространством может быть макет .Играя с макетами ,ребенок создает воображаемую ситуацию, играет одну или несколько ролей .Моделирует реальные ситуации или социальные отношения в игровой форме .Главное в создании макета ,который самостоятельно создается детьми или в совместной деятельности с педагогом ,что при размещении составных частей макета ,ребенок применяет полученные знания ,обобщает информацию ,полученную ранее ,таким образом происходит развитие речи ,дошкольники учатся рассуждать ,а значит развивается логическое мышление ,словарь и выразительность речи Таким образом ,вне зависимости от своего типа и назначения ,макеты используются в различных видах деятельности: игровой, коммуникативной ,трудовой ,познавательно- исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной .Игры с макетами развивают интеллектуальные качества ребенка ,инициативу . В играх дети договариваются, стремятся к взаимопониманию.
В своей работе я использую макеты для «погружения» детей в лексическую тему. Макеты мною используются в ознакомлении детей с окружающим миром.
Период изготовления макета обладает самоценностью и сам по себе является процессом обучения. При изготовлении макетов дети описывают объект или явление, сравнивают, рассуждают, задают много вопросов, пополняют свой словарный запас.
Макет
– результат конструктивно – творческой деятельности и очень привлекательное игровое пространство. На основе готовых макетов мы проводим беседы, составление рассказов детьми, режиссерские игры. На всех этапах работы дети закрепляют впечатления в продуктивной деятельности.
Надо отметить, что все объекты не прикреплены к макетам, дети могут свободно их перемещать по всей поверхности макета. Все представленные макеты используются детьми в самостоятельной деятельности.
Макет является не только центральным элементом, организующим предметную среду для игры с мелкими игрушками, но и связующим звеном разных видов совместной деятельности взрослого с детьми и свободной детской активности.
Обеспечивая привлекательную для ребёнка деятельность, макет также облегчает жизнь родителям: с одной стороны, ребёнок увлечён игрой и не испытывает скуки, с другой стороны, макет – это хорошая подсказка взрослому для подключения к детской игре в качестве партнёра, повод для обогащения замыслов ребёнка, для содержательного общения с ним. Именно игровой макет может увлечь взрослого, вернуть его на какой – то момент в детство, и сделать искренним, эмоциональным партнёром ребёнка.
Достоинством игрового макета заключается в том, что, являясь стержнем игрового уголка, он собирает разнообразные разрозненные игрушки, позволяет обойтись небольшим их количеством, направляя ребёнка на приспособление под свои замыслы материалов. Игровой макет развивает ребёнка, избавляет его от скуки и даёт опору взрослому для совместной деятельности с детьми.
I. Подготовительный этап.
(2013г- 2014г.)
- Определение педагогом темы, целей и задач, содержания проекта, прогнозирование результата.
- Обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение
содержания деятельности всех участников проекта.
II. Основной этап реализации проекта
.(2014г -2015г)
- Работа с детьми.
- Взаимодействие с родителями
- Создать условия для обеспечения разных видов деятельности дошкольников (игровой, двигательной, интеллектуальной,
самостоятельной, творческой, художественной, театрализованной)
В ходе реализации поставленных задач мной были сделаны различные макеты ,что обеспечило возможность саморазвития ребенка.
- «Мир насекомых»,
- «Подводный мир»,
- «Африка»,
- «Мир динозавров»,
- «Север»,
- «Дикие животные в тайге»
- «Ферма»,
- «Деревенский двор»,
- «Арктика»,
- «Космос»,
- «Город»,
- «Пожарный щит»,
- «Пресмыкающиеся»,
- «Домашние животные»,
- «Зоопарк»,
- «МЧС»,
- «АЗС»,
- «Автопарковка»,
- «Дерево Времена года».
- «Паутина»
- «Охотничий домик»
Организация взаимодействия с семьями воспитанников
.
С целью обеспечения обратной связи с родителями по созданию и организации развивающей среды проводились самые разнообразные работы.
- Мастер – классы
- Родительские собрания
- Выставки
- Консультации
Консультации повысили родительскую компетентность в вопросах значения организации развивающей среды в группе
С целью практического освоения родителями способов изготовления пособий, атрибутов для игры м макетов , был проведен мастер – класс «Игры своими руками». Так, совместная деятельность с родителями положительно влияет на формирование познавательных процессов: восприятия, памяти, мышления, внимания, воображения и продуктивной деятельности, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.
III . Заключительный этап
.(2015г -2016 г)
1. Обобщение итогов работы с детьми и родителями. 2. Анализ эффективности системы работы по созданию макетов для самостоятельной деятельности у детей и применение их во время игр. 3.Творческая самопрезентация на педсовете по успешности реализации проекта 4. Выставка макетов.
Анализируя проделанную работу, можно сделать выводы:
-тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей, объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло на различные виды деятельности детей;
-отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей при играх с макетами развивались интеллектуальные качества ребенка ,инициатива и волевое усилие .У детей повысился уровень любознательности ,они задают вопросы. Игры с макетами способствовали знакомству с окружающим миром, развитию творческого познавательного мышления, развитию коммуникативных навыков, монологической и связной речи, а так же умению играть в коллективе.
Использование макетов не только способствует развитию сюжетно-ролевой игры дошкольников, но и обогащает предметно-развивающую среду в группе.
Считаем, что удалось достигнуть хороших результатов взаимодействия педагога с родителями. Родители принимали активное участие в реализации проекта. Таким образом, ведущей педагогической идеей инновационного проекта является разумное сочетание традиционных и современных подходов и внедрении в систему работы МБДОУ
Таким образом, ФГОС в дошкольном образовании направлено на создание оптимальных условий для развития детей дошкольного возраста в современных условиях, реализации права ребенка на доступное, качественное образование. Умело созданная предметно-развивающая среда, способствует воспитанию у детей самостоятельности.
-Грамотное оснащение различных зон и центров деятельности (игровой, познавательно-исследовательской, продуктивной, двигательной) способствует интеллектуальному творчеству, физическому, психическому развитию детей дошкольного возраста.
Созданная эстетическая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста
Использованная литература:
1.Н.Я.Михайленко, Н.А. Короткова. Как играть с ребенком. М.: Академический проект, 2001.
2.Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова. Организация сюжетной игры в детском саду. М.: «Гном и Д»,1997
3.Н.А. Короткова. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. – М.:ЛИНКА-ПРЕСС, 2007.
Особенности планирования игр с макетами
I. Макеты-модели
Задачи:
- На основании имеющегося макета с предметами (фигурки, маркеры пространства, предметы, помогающие производить действия) придумать сюжет и развить его одному или с партнёрами.
- Для игры с макетом подбирать предметы-заместители, обогащая предметную среду игры.
- Совместно с детьми создавать предметную среду макетов, обогащая сюжет.
- Придумывать новые сюжеты, объединяя несколько макетов, соединяя в сюжет реалистические и фантастические события.
Приёмы:
- Презентация дополнительного материала для игры-макета.
- Беседа после игры — выделение интересного сюжета, ролевого поведения детей.
- Совместная игра с детьми с целью увлечь их, развить фантазию.
- Пополнение знаний детей по темам игр-макетов путём чтения, рассказывания, бесед, просмотра видеофильмов.
II. Макеты-карты
Задачи: придумывать на макете-карте свою игру, используя готовые игровые предметы, предметы заместители, создавая свои дополнения.
Приёмы: при совместных играх с детьми включать разные формы общения (диалог, коммуникативные игры, беседы) предварительно давать новые знания по теме игры.
Конспект «Изготовление макетов природных зон» в подготовительной к школе группе».
МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 30» г. Кунгур Пермский край
Совместной деятельности по экологическому воспитанию
«Изготовление макетов природных зон» в подготовительной к школе группе.
Авторы: Жарникова Марина Анатольевна, Маланина Марина Васильевна
Цель
: Создание макетов разных природных зон.
Задачи:
Образовательные
Закрепить знания детей о различных природных зонах земного шара и их особенностях, растениях и животных (Крайнего Севера, Африки, Австралии, средней полосы России).
Побуждать детей использовать знания о природных зонах для создания макетов природных зон.
Формировать навык совместной работы в микро группах.
Обогащать и активизировать словарный запас детей.
Развивающие
:
Развивать словесно-логическое мышление у детей, рассуждать, делать выводы, выполнять работу по алгоритму. Воспитательные
:
Воспитывать чувство доброжелательности, ответственности, сотрудничества, желание изучать природу и бережно к ней относится.
Материал:
Коробки, цветная бумага, клей, ножницы, наборы животных различных природных зон, картинки природы разных природных зон, выкройки — заготовки для конструирования животных. Предварительная работа:
Знакомство с картой природных зон, чтением энциклопедий, познавательной литературой о природных зонах.
Ход:
— Вы любите путешествовать? (Ответы детей.) — Мы сегодня отправимся в увлекательное путешествие, а куда вы узнаете из разных загадок.
— Послушайте мои загадки:
Что же это за страна?Это чудо-материк, Очень жаркая она.Он красив и невелик.
Солнце, лето круглый годИ на нём всего одна Море, пальмы и песок. Живописная страна. Тут пустыни жаркие,В других местах таких зверей
Звёзды ночью яркие.Смогу найти едва ли я, Есть леса дремучие,Ведь кенгуру среди степей Растения колючие.Гуляет лишь в … Что же это за страна?(Австралии.)
Очень жаркая она. ( Африка)
На планете это местоДом открыт со всех сторон, Чрезвычайно интересно.В доме тысяча колонн, Там совсем деревьев нет,Над колоннами – шатры,
Не растет и клевер.Под колоннами ковры. А повсюду — …Там живут и на коврах,
( Север) На колоннах и шатрах.
(Лес)
— О чем были все эти загадки? (о природных зонах)
— Мы с вами уже читали энциклопедии о природных зонах, рассматривали картинки природного и животного мира, рассматривали карту, а сегодня мы сделаем макеты природных зон.
— Для этого вам нужно объединиться по желанию в 4 группы, кто какой макет природной зоны хотел бы сделать.
-Вы видите, 4 стола на них лежат игрушки животных и картинки с климатическими пейзажами, вам нужно будет догадаться, макет какой части света вы будете делать.
1- й стол будет создавать макет Африки.
2 – й Австралии.
3 – й Севера.
4 – й.Средней полосы России
— На столах есть алгоритм выполнения работы.
— Вам нужно распределить между участниками вашей группы обязанности по выполнению работы. Внимательно рассмотрите алгоритм выполнения, договоритесь, в какой последовательности будут наклеиваться детали на макет.
Когда макеты будут готовы, вам нужно будет выбрать, кто будет рассказывать об особенностях вашей природной зоны.
Выполнение работы детьми.
Когда макеты готовы, дети презентуют всем участникам свою природную зону.
И рассказывают о своих впечатлениях и трудностях при создании макета.
Прочитать детям стихотворение:
Пусть Земля родная наша Год от года будет краше. Мы не гости на планете. Помните об этом, дети!
Организовать выставку и экскурсии для детей младших групп.
Продукт совместной деятельности.
Продукт совместной деятельности детей и родителей.