Значение утренней гимнастики в первой младшей группе ДОУ
Утренняя гимнастика — это элемент режима дня, призванный укреплять и сохранять здоровье малышей, поднимать их эмоциональный тонус и настраивать на дальнейшую деятельность.
Цели и задачи утренней гимнастики для детей 1,5–3 лет
Образовательные цели утренних упражнений являются универсальными для дошкольников любого возраста и сводятся к:
- формированию, отработке и совершенствованию двигательных навыков (для детей 1,5–3 лет эта цель является главенствующей, так как младшие дошкольники только учатся координировать свои движения, определять направление движений рук, ног, туловища);
- укреплению здоровья (формировать правильную осанку, предотвращать плоскостопие, вырабатывать красивую походку);
- воспитанию культуры здоровья (дети учатся заботиться о своём здоровье, постигают основы физической культуры);
- стимулированию интереса к спорту;
- развитию умения согласовывать свои действия с действиями других людей;
- воспитанию личностных качеств (целеустремлённости, самостоятельности, трудолюбия).
Утренняя гимнастика создаёт у детей положительный эмоциональный настрой
На реализацию поставленных целей в первой младшей группе дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) направлено решение таких задач, как:
- «пробуждение» организма малыша ото сна (даже с учётом того, что до детского сада дошкольники проходят или проезжают какое-то расстояние, многие из них находятся в сонном состоянии, обусловленном ранним подъёмом);
- активизация сердечно-сосудистой, дыхательной систем организма, органов и каналов восприятия окружающего мира (в основном с помощью бега, прыжков);
- укрепление опорно-двигательного аппарата малышей (за счёт повторений упражнений на тренировку мышц плечевого пояса, туловища, ручек и ножек);
- повышение работоспособности ребят (гимнастика способствует насыщению тканей и органов кислородом, а значит, дети становятся более энергичными);
- обеспечение организованного начала дня (дети выполняют движения вместе, и все последующие режимные моменты в детском саду также «по инерции» происходят слаженно);
- переключение малышей на совместные виды деятельности (даже если во время сбора детей в группе ребята играли в разные игры и отвлечь их было почти невозможно, гимнастика позволит перейти к общему занятию);
- знакомство с разными видами спорта (дети не только узнают название, но и соотносят вербальное описание с изображением, примеряют на себя некоторые спортивные занятия, например, коньки).
Младшая группа. Ранний возраст, ясли. Дети 1-4 лет
Конспект утренней гимнастики с детьми младшей группы раннего возраста Конспект утренней гимнастики с детьми младшей группы раннего возраста. Тема: «Зайчишка»
. ФИО педагога: Шехина Раиса Леонидовна. Цель: формирование и совершенствование двигательных навыков при помощи
утренней гимнастики, сохранение и укрепление здоровья ребенка. Задачи:…
Комплексы утренней гимнастики для детей 2–3 лет Комплексы утренней гимнастики для детей 2 — 3 лет на 2020-2021 год сентябрь «ЛАСКОВАЯ КОШЕЧКА»
КОМПЛЕКС №1
(с элементами дыхательной гимнастики )
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ Педагог надевает маску кошки. Ходьба обычная за кошкой (20 секунд. Бег обычный (20 секунд. Ходьба со сменой направления…
Приёмы проведения утренней гимнастики в первой младшей группе
Как и любой другой вид деятельности, выполнение утренних физических упражнений требует тщательного выбора способов взаимодействия в работе. Традиционно используется 4 вида приёмов.
Словесные приёмы
Речь взрослого имеет колоссальное значение для развития ребёнка. Тем более если это касается малышей 1,5–3 лет, которые только-только начинают говорить. Для того чтобы освоение речи происходило гармонично, с дошкольниками нужно разговаривать, иллюстрируя словом любое действие.
Объяснение
Упражнения утренней гимнастики должны быть обязательно разъяснены. При этом педагог старается подбирать короткие предложения с понятными словами, говорить не торопясь, чётко проговаривая все слова.
Педагог не только объясняет, но и показывает все действия
Загадки
Этот словесный приём, мотивирующий ребят на работу, требует от них не только определённого багажа знаний, но и словарного запаса. Поэтому загадки начинают обыгрываться со второго полугодия.
В своей практике я отбираю загадки с договорками по рифме, чтобы детям было легче угадать, о чём идёт речь. К примеру, перед выполнением комплекса в виде подвижных игр мы с детьми разгадываем загадки, в которых зашифрованы названия упражнений:
- Мы вернулись в поздний час. Кто в дверях встречает нас? Кто хвостом от счастья машет И на задних лапах пляшет, Лижет руки, лижет нос? Это — наш любимый … (Пёс) — игра «Лохматый пёс».
- Может он идти и литься, В лужах из него водица. И не заяц, но косой, Иногда он проливной, Осенью нередкий гость. Догадались? Это … (Дождь) — игра «Дождик».
- По сусекам поскребли, По амбарам помели. И по лесу, без дорог, Покатился … (Колобок) — игра «Катится колобок».
Стихотворения
В своей работе этот словесный приём я также использую для мотивации воспитанников. Во-первых, дети с удовольствием включаются в прослушивание рифмованных строк, а во-вторых, быстрее вникают в суть темы. Таким образом, стихотворения не только привлекают внимание малышей, но и дают им представление о тех заданиях, которые будут в утренней гимнастике. Например, если мы с малышами собираемся выполнять сюжетную гимнастику «Бабочка», то начинаем с прослушивания одноимённого стихотворения:
- Удивительный цветок: Жёлтый, красный лоскуток! А по краю — кружева. Ой! С усами голова! Вот так чудо-чудеса: Это бабочка-краса! Летняя красавица Очень всем нам нравится!
Методисты также выделяют комплексы упражнений, которые выполняются под иллюстрирующие их стихотворения (песенки), — «гимнастика в стихах».
Таблица: примеры гимнастики в стихах (составлено по материалам открытого доступа)
Название стихотворения | Ход гимнастики |
«Матрёшки» | Собрались матрёшки Поиграть немножко. По кругу ходили, Хоровод водили. (Ходьба) Побежали друг за дружкой — (Бег) Вот весёлые подружки! Платочками махали, (Движения руками) Весело плясали, (Приседают) Ножками потопали, (Движения по тексту) Ручками похлопали. Вот какие мы матрёшки: (Наклоны) У нас красные сапожки, Платочки цветастые, (Дуют на платочки) Ленточки атласные. (Упражнение на дыхание). |
«Зима» | Дети, стройтесь по порядку На весёлую зарядку. Чтоб размялись наши ножки, Мы пройдёмся по дорожке. А дорожка непростая, За собой нас увлекает. (Ходьба) На дворе у нас мороз. Чтобы носик не замёрз, Надо ножками потопать (Топают) И ладошками похлопать. (Хлопают) По дорожке, по дорожке Скачем мы на правой ножке. И по той же по дорожке Скачем мы на левой ножке. (Прыгают) Мы на лыжах все пойдём, Заберёмся мы на холм. Палки нам идти помогут, Будет нам легка дорога. (Идут широким шагом) А вокруг лежат сугробы, Снегом замело дороги. Не завязнуть в поле чтобы, Поднимаем выше ноги. (Руки на поясе, поднимают колени) По дорожке побежим, До лужайки добежим. Хлопья белые летят, Холоднее стало. Только, зимушка-зима, Ребят ты не испугала. (Бег) С неба падают снежинки, Как на сказочной картинке. Будем их ловить руками И покажем дома маме. (Ходьба, хлопки руками над головой) На пушистом на снегу Мы затеяли игру. Ты снежок и я снежок, Становись в кружок, дружок. |
«Ладошки» | Покажи-ка мне ладошки И похлопай ты немножко: Хлоп-хлоп-хлоп, Хлоп-хлоп-хлоп. На меня теперь смотри, (Делают любое движение) Точно всё ты повтори. Раз-два-три, раз-два-три. А теперь покажем ножки И потопаем немножко. Топ-топ-топ, Топ-топ-топ. Покажи мне ручки, ножки, Ими поиграй немножко. (Произвольные движения руками и ногами) Раз-два-три, раз-два-три. |
Видео: утренняя гимнастика в первой младшей группе под песенку
Короткие сказки
Такие истории по теме я придумываю сама. Периодически детям необходимо напоминать о важности выполнения гимнастики, поэтому одна из сказок может быть такой: «Жили-были два человечка — Хилячок и Толстячок. Один всё капризничал, ничего кушать не хотел, а второй только и делал, что жевал, ни в какую далеко от дома не уходил. Однажды сидели они во дворе, вдруг видят: идёт озорной мальчишка — Здоровячок. Стали они выспрашивать у него, чего это он такой довольный, радостный. И рассказал им Здоровячок, что он любит физкультуру, делает утреннюю гимнастику, кушает каши, овощи и фрукты. Тогда и Хилячок с Толстячком стали о своём здоровье заботиться, выполнять каждое утро физические упражнения и правильно питаться. И уже через месяц стали бодрыми и радостными мальчиками».
Придумывая сказки, нужно учитывать, что:
- они не должны быть слишком длинными, иначе дети отвлекутся от гимнастики;
- имена персонажей должны быть запоминающимися;
- по возможности к сюжету нужно подбирать картинки.
Сказки можно рассказывать от лица персонажа, который проводит гимнастику
Наглядные приёмы
Дошкольники воспринимают мир, прежде всего, через образы. Поэтому наглядность должна сопровождать любой вид деятельности малышей. И утренняя гимнастика не является исключением.
В работе со своими воспитанниками я использую:
- картинки, изображающие персонажей упражнений — кошечек, собачек, медвежат и др.;
- иллюстрации порядка выполнения всех элементов гимнастики (например, бегающие, прыгающие дети или ход работы над упражнением «Катится колобок»);
- демонстрацию (для первой младшей группы это показ всех движений педагогом или просмотр видео, где гимнастику выполняют сверстники малышей).
Практические приёмы
К таким способам работы относятся виды творческой деятельности:
- рисунки;
- поделки;
- аппликации.
Эти приёмы в первой младшей группе носят рефлексивный характер: так дети показывают свои впечатления от гимнастики. Например, после выполнения комплекса сюжетной гимнастики «Погремим погремушкой» мы с ребятами делаем аппликацию из заготовок погремушек для куклы Танюшки.
Выполнение аппликаций, помимо развития творческих способностей, помогает детям запомнить упражнения
Игровые приёмы
Игра как основной вид деятельности дошкольников представляет собой своего рода рамку для работы над физическими упражнениями. В утренней гимнастике активно применяются подвижные игры с элементами театрализации.
Таблица: картотека подвижных игр для утренней гимнастики (составлено по материалам открытого доступа)
Отрабатываемое умение (навык) | Название игры | Задачи | Ход игры |
Бег | «Солнышко и дождик» («Дождик», «Солнечные зайчики») |
| Дети присаживаются на корточки за чертой, обозначенной воспитателем. Педагог говорит: «На небе солнышко! Можно идти гулять». Дети бегают по площадке. На сигнал «Дождик! Скорей домой!» бегут за обозначенную линию и присаживаются на корточки. Воспитатель снова говорит: «Солнышко! Идите гулять». Игра повторяется. |
«Бегите ко мне» |
| Дети стоят на одной стороне зала, так, чтобы не мешать друг другу. Воспитатель стоит у противоположной стороны. Он говорит: «Бегите ко мне, все-все бегите ко мне!». Дети бегут к воспитателю, который встречает их приветливо, разведя руки широко в стороны, и делает вид, что хочет всех ребят обнять. После того как дети соберутся около воспитателя, он уходит на другую сторону площадки и снова говорит: «Бегите ко мне!». Перед началом игры воспитатель напоминает, что бежать можно только после слов «Бегите ко мне!», нельзя толкаться и мешать друг другу. | |
Ориентирование в пространстве | «Лохматый пёс» |
| Дети стоят на одной стороне площадки. Один ребёнок, находящийся на противоположной стороне, изображает «пса». Дети тихонько подходят к нему, а воспитатель в это время произносит:
Дети приближаются к «псу». Как только воспитатель заканчивает чтение стихотворения, «пёс» вскакивает и громко «лает». Дети разбегаются, «пёс» старается поймать кого-нибудь. Когда все дети спрячутся, «пёс» возвращается на место. |
Развитие равновесия | «Карусели» |
| Воспитатель предлагает детям покататься на карусели. Держит в руках обруч (находясь в середине обруча) с привязанными к нему разноцветными ленточками. Дети берутся за ленточки, воспитатель двигается с обручем. Дети идут, а затем бегут по кругу. Воспитатель говорит:
Дети останавливаются. |
Укрепление мышц туловища, позвоночника, свода стопы | «Катится Колобок» |
| Дети изображают колобков: они ложатся на ковёр, выпрямляют ноги, руки и катятся сначала в одну сторону, затем в другую. Вначале взрослый помогает ребёнку, как бы переворачивая его, приговаривая: «Вот и покатился Колобок. Катится, катится, не догнать его». Затем дети перекатываются сами. |
Формирование навыка подражания | «Пузырь» |
| Дети вместе со взрослым встают в круг. Воспитатель говорит:
Дети, постепенно отходя назад, расширяют круг. На слова «Пузырь лопнул» дети опускают руки и произносят звук «ш-ш-ш». |
Развитие ловкости | «Лягушки» |
| На одной стороне зала на полу лежит шнур — это «болотце». Дети-«лягушки» становятся на другой стороне зала в одну шеренгу на исходную линию. Воспитатель говорит: «Вот лягушки по дорожке скачут, вытянувши ножки, ква-ква, ква-ква-ква, скачут, вытянувши ножки». Дети выполняют прыжки на двух ногах в соответствии с ритмом стихотворения, продвигаясь вперёд (примерно 16 прыжков) до «болотца», и прыгают через шнур, произнося: «Плюх!». После паузы игровое упражнение повторяется. |
Формирование навыка лазания | «Обезьянки» | Упражнять детей в лазании по гимнастической стенке. | Воспитатель предлагает детям по одному или по двое подойти к гимнастической стенке, встать лицом к ней и взобраться на 3–4 рейки. Это обезьянки. Остальные дети сидят или стоят и смотрят, как обезьянки собирают на деревьях фрукты. Затем на деревья взбираются другие обезьянки. |
Развитие внимания | «Флажок» | Учить детей стоять в кругу и выполнять действия, подпевая песенку | Дети стоят в кругу, в середине круга лежит флажок. Малыши идут по кругу и произносят текст. Выходит ребёнок по тексту, поднимает флажок, машет им и кладёт на место. Затем игра продолжается.
|
Это интересно. Некоторые утренние комплексы включают также 1–2 упражнения пальчиковых игр и/или дыхательной гимнастики.
Конспект утренней гимнастики во второй младшей группе «Добрый лес»
Юлия Кузнецова
Конспект утренней гимнастики во второй младшей группе «Добрый лес»
Конспект утренней гимнастики во второй младшей группе Тема: «Добрый лес»
Автор: Юлия Кузнецова
Цель: способствовать укреплению здоровья детей и пробуждению организма для нормальной жизнедеятельности.
Программные задачи:
1.Образовательные:
— упражнять детей в ходьбе и беге, закреплять двигательные навыки;
-способствовать формированию естественных видов движений (ходьба, бег)
.
2.Развивающие:
— развивать физические качества и способности;
-развивать основные движения в упражнениях и самостоятельной двигательной деятельности.
3.Воспитательные:
— дать детям эмоциональный заряд на предстоящий день, помочь детям сбросить негативные эмоции.
Вводная часть:
1.Ходьба: Добрый лес, старый лес! Полон сказочных чудес! Мы идем гулять сейчас. И зовем с собою вас! По ровненькой дорожке шагают наши ножки, вот так, вот так, шагают наши ножки. Мы шагаем друг за другом, лесом и зеленым лугом.
2. Бег,ходьба на носках: Мостик в стороны качался. А под ним ручей смеялся, на носочках мы пойдем, на тот берег попадем. Крылья пестрые мелькают. В поле бабочки летают. Раз, два, три, четыре — полетели, закружили.
Воспитатель: Дети, мы пришли в лес на красивую полянку, а здесь на полянки живет медведь. Ребята, а сейчас мы с вами превратимся в медвежат. Раз, два, три, мы покружились. В медвежат мы превратились. Сейчас медвежатки сделают зарядку.
Основная часть: ОРУ (без предметов)
1.Подтягивание: Утром мишенька проснулся, Мишка к солнцу потянулся. Вот так, вот так, Мишка к солнцу потянулся. Как здорово, какие же вы молодцы медвежата.
2.Повороты: Медвежата в чаще жили. Головой своей крутили, вот так, вот так, головой своей крутили. Как же здорово и правильно, вы выполняете упражнение, молодцы мои медвежата.
3.Наклоны: Медвежата мед искали. Дружно дерево качали, вот так, вот так, дружно дерево качали. Как медвежата дерево качали, вот так, мои ребятки, какие вы умнички.
4.Приседания: Вперевалочку ходили. И из речки воду пили, вот так, вот так, и из речки воду пили. Детки, а как медвежата воду пили, вот так, молодцы мои медвежата.
5.Прыжки: Мишкам весело играть. Мишкам хочется играть. Раз, два, раз, два, вот и кончилась игра. Ребятки, а как медвежата веселятся, вот так, вот так, молодцы мои медвежата.
Воспитатель: Стоп! Закончилась зарядка. Вдох и выдох для порядка. До свиданья, добрый лес! Полный сказок и чудес! Раз, два, три – мы покружились. И в ребяток превратились.
Проведение утренней гимнастики в первой младшей группе детского сада
При составлении комплекса утренней зарядки педагог руководствуется, прежде всего, тем, чтобы у детей была возможность всесторонне развиваться, то есть подбираются движения разных видов. Кроме того, все реплики персонажей, если таковые подразумеваются конкретным видом гимнастики, иллюстрируются движениями.
В один комплекс гимнастики желательно включать разнообразные упражнения
Таблица: картотека комплексов утренней гимнастики в первой младшей группе
Название комплекса | Ход упражнения | Сопроводительные слова |
«Часики» |
| «Покажите, как идут часики. Тик-так, тик-так». |
| «Часики звонят — бом-бом-бом». | |
| «Часики сломались, нам нужно их починить специальным молоточком». | |
Повтор первого упражнения. | «Вот и заработали наши часики снова — тик-так, тик-так». | |
| «Теперь нам нужно повесить часики на стену повыше». | |
| «А теперь покажем, как быстро бежит время». | |
«Репка» | Идут друг за другом. | «У одного деда с женой его, бабкой, был огород». |
Передвигаются на внешней стороне стопы. | «Пошёл как-то дед репку сажать». | |
Прыгают вперёд, поднимая руки. | «Как раз и погода хорошая, солнечная, птички поют». | |
Идут на носочках, выполняя махи руками. | «Вдруг стал накрапывать дождик». | |
Бегут, соединив руки над головой «домиком». | «Побежал дед домой». | |
| «Собрался дед репку сажать, а лопату найти не может». | |
| «Стала репка большой, просто огромной. Захотел дед её из земли достать, а не смог». | |
| «Стал дед звать помощников: бабку, внучку, собаку Жучку, кошку Мурку и, наконец, мышку». | |
| «Вот и вытянули репку!» | |
| «Пошли они все домой, покушали, а потом помощники по своим домам побежали». | |
«Погремим погремушкой» |
| «Давайте погремим погремушками». |
| «А теперь давайте возьмём погремушки». | |
Спокойная ходьба. |
Отработка комплекса упражнений утренней гимнастики организуется в 3 этапа.
Таблица: хронометраж этапов утренней гимнастики
Этап | Цели | Виды упражнений | Время |
Вводный |
|
| 1–2 минуты |
Основной |
|
| 2–3 минуты |
Заключительный | Восстановление давления и пульса. |
| 0,5–1 минута |
Это интересно. В одном комплексе может использоваться 2–3 вида упражнений из каждого этапа.
При распределении времени на каждый из этапов нужно делать поправку на темп выполнения упражнений детьми
Таблица: пример конспекта утренней гимнастики в первой младшей группе (фрагмент)
Автор | Алёшина М., воспитатель МБДОУ Д/с №42 «Солнышко», г. Заволжье, Нижегородская обл. |
Вводный этап | Воспитатель вносит в группу медвежонка. Читает четверостишие, обращаясь к детям:
Медвежонок зовёт ребятишек вместе с ним поиграть.
|
Основная часть | <�… «Мишка большой, медвежонок маленький». Исходное положение (И. п.): Стоя, руки опущены вдоль туловища. В.: Понимаем ручки, покажем, какой большой Мишка. Вот какой! Опускаем руки. Вот какой у Мишки маленький медвежонок. Выполняем 3 раза. «Мишка пляшет». И. п.: Стоя, руки опущены вдоль туловища. В.: Покажем, как Мишка пляшет. Наклонился в одну сторону, в другую, вот какой весёлый Мишка. Выполняем 3 раза…> |
Заключительный этап | <�… Медвежонок предлагает ребятам идти кругом:
Мишка хвалит детей:
|
Цит. по: https://www.maam.ru/detskijsad/provedenie-utrenei-gimnastiki-v-pervoi-mladshei-grupe-gimnastika-s-mishkoi.html |
Видео: утренняя гимнастика в первой младшей группе с персонажем-куклой
Конспект утренней гимнастики для детей младшей группы «Веселая зарядка»
План-конспект утренней гимнастики для детей младшей группы
«Веселая зарядка».
Цель: способствовать укреплению здоровья детей и пробуждению организма для нормальной жизнедеятельности.
Задачи:
1. Формировать двигательные умения (ходьба, бег, прыжки).
2. Развивать физические качества и способности, основные движения в упражнениях и двигательной деятельности.
3. Укреплять здоровье детей, развивать все системы организма.
4. Воспитывать у детей потребность в каждодневных занятиях физическими упражнениями.
5. Дать детям эмоциональный заряд на предстоящий день, помочь детям сбросить негативные эмоции.
Ход утренней гимнастики:
I. Вводная часть.
Воспитатель: Доброе утро, ребята!
Дети: Доброе, утро!
Воспитатель: Становитесь по порядку на весёлую зарядку
II.ОРУ основная часть.
Утром солнышко встаёт, Всех на улицу зовёт. Приглашаю вас, ребятки, На весёлую зарядку. Ножки выше поднимаем, — шагать друг за другом.
Друг за другом мы шагаем. Все мы дружно пошагали, А теперь на месте встали. —
остановиться на месте
Ручки всем свои покажем —
поднять руки на уровне плеч
И ладошками помашем. —
повертеть ладошками из стороны в сторону
Ножками потопали —
топать ногами
А теперь похлопали. —
хлопать в ладоши
Сядем все мы в поезд, —
согнуть руки в локтях,
В лес поедем в гости. —
двигаться друг за другом, выполняя вращательные движения согнутыми руками
Мы попали на лужайку, И увидели там зайку. Будем весело скакать, Зайца все изображать. — прыгать на двух ногах
Лягушата — прыг, да скок Пятки- вместе, врозь — носок. — пятки соединить вместе, носочки — врозь, руки подняты вверх, пальцы растопырены
(образ лягушки). Пружинить полусогнутыми ногами.
Вот идёт лисичка — Рыжая сестричка — двигаться в образе лисы (одна рука согнута перед собой — «лапка», другой сзади изображать хвостик, делая плавные покачивающиеся движения
Медвежонок строгий Вышел из берлоги. — руки подняты вверх, идти, переваливаясь с ноги на ногу
Птичка полетела , Песенку пропела — лёгкий бег на носочках
Дует тёплый ветерок, Покружись со мной, дружок. — кружиться вокруг себя
Будет сильный ветер дуть, Деревца он будет гнуть. — руки поднять высоко, чуть расставить пошире ноги. Качаться со стороны в сторону.
Сядем снова в поезд свой И поедем все домой. — двигаются в образе «поезда»
Всё! Приехали! Опять надо ножки поразмять! Вы не отставайте, Дружно все шагайте! — шагать в свободном направлении.
Солнышку помашем И спасибо скажем. —
помахать двумя руками
На носочки поднимитесь, Руками солнышка коснитесь. —
тянуться вверх руками
Ручки вниз все опустите, —
опустить руки вниз
Всё сначала повторите.
(повторить 2-3 раза — руки вверх — вниз)
Спасибо скажут все ребятки, За весёлую зарядку! —
хлопать в ладоши
III. Заключительная часть.
Молодцы ребята! Здоровье в порядке, спасибо зарядке. Садимся за столы кушать кашу.
Анализ утренней гимнастики в первой младшей группе ДОУ
Любой вид деятельности в ДОУ подвергается систематическому мониторингу (диагностике), что позволяет не только увидеть прогресс в развитии у детей, но и оценить эффективность используемых педагогом приёмов в работе. Анализ утренней гимнастики может проводиться в двух форматах:
- методистами и педагогами (обычно утреннюю гимнастику оценивают как один из элементов работы с детьми для составления общего впечатления о методической грамотности педагога);
- самим воспитателем (для оценки уровня подготовки малышей и выявления организационных или содержательных недочётов в работе).
В обоих случая план диагностики будет один.
Анализ утренней гимнастики — один из элементов общего мониторинга уровня физического развития малышей
Схема анализа утренней гимнастики
Схема анализа гимнастики включает следующие критерии оценивания:
- Общие сведения о группе (название, общее количество детей и число присутствовавших в этот день).
- Оценка уровня подготовки к проведению упражнений (влажная уборка, проветривание).
- Внешний вид педагога (спортивная одежда, собранные волосы) и детей (спортивная форма, подходящая обувь, у девочек подобраны волосы).
- Сколько времени длилась гимнастика.
- Количество проработанных этапов (вводный, основной и заключительный).
- Описание и хронометраж каждого из этапов с указанием целей, которые были достигнуты или не достигнуты.
- Оценка степени участия педагога (объяснение заданий, демонстрация движений).
- Какой эмоциональный фон был создан.
- Общая оценка работы (высокая, хорошая, удовлетворительная).
Утренняя гимнастика в первой младшей группе — это не только важная часть соблюдения режима дня, способствующая укреплению здоровья, обеспечению условий для полноценного физического развития детей, но и способ организовать ребят на совместную деятельность, воспитать чувство товарищества. Поэтому к организации гимнастики педагог должен подходить с особой тщательностью. Нельзя забывать и о том, что проведение комплекса упражнений в начале дня создаёт позитивный эмоциональный фон в группе, где большинство малышей тяжело переживают утреннее расставание с мамами.
Приёмы для подготовки и проведения утренней гимнастики
При организации зарядки педагогу необходимо определиться с набором методических приёмов, которые помогут реализовать задачи и цели выполнения утренней гимнастики. Как и для любого другого вида деятельности выбирать следует из четырёх групп способов взаимодействия с детьми.
Группа словесных приёмов
Во второй младшей группе дети уже практически полностью освоили звукоряд языка, к 4 годам ребята научились формулировать свои мысли простыми предложениями, но у многих из них всё ещё сохраняется проблема согласования членов предложения в роде и числе («Один шишка» и пр.). Одним из наиболее действенных способов перебороть эту особенность является восприятие грамотной речи взрослых. Так что словесные приёмы необходимы в любом (!) виде деятельности, даже если он с сутью этой активности связан опосредовано, как, например, слово с физическими упражнениями.
Объяснение
Любое игровое действие должно быть детально описано педагогом. Причём при повторе комплекса словесные инструкции нужно также дублировать, подбирая при этом небольшие по объёму предложения, чётко проговаривая каждое слово.
Даже если упражнение хорошо знакомо детям, перед началом выполнения педагог должен вкратце напомнить содержание задания
Загадки и стихотворения
Одним из самых животрепещущих вопросов, которым задаются все педагога, а особенно молодые специалисты, это выбор способов мотивировать детей на выполнение того или иного задания. Порой отвлечь малыша от понравившейся игрушки или сюжетно-ролевой игры бывает практически невозможно, и тогда на помощь приходят загадки с договорками. Рифмованная отгадка является обязательным условием работы с детьми младшего дошкольного возраста. Дело в том, что личного опыта у малышей ещё маловато, поэтому классические загадки им разгадывать сложно, а значит, интерес к этому виду деятельности будет потерян уже через 2–3 минуты безуспешных попыток отгадать. Договорки же помогают детям и сориентироваться по смыслу, и выбрать подходящий рифмующийся ответ.
В своей практике при рассмотрении сюжетного комплекса «Курочки» я предлагаю малышам вспомнить, как называются все «члены куриного семейства»:
- Из яйца, как из пелёнок, Вылез маленький … (цыплёнок);
- «Цып-цып-цып! Кудах-кудах!» — Слышим мы на улице. Созывает всех цыплят Рябенькая… (курица);
- Важная походка, Красная бородка, Шпоры, алый гребешок — Это Петя… (Петушок).
Если предполагается выполнение комплекса упражнений из подвижных игр, то мы с детьми повторяем стихотворение о том, что зарядку нужно делать всем:
- Мы зарядкой заниматься Начинаем по утрам. Пусть болезни нас боятся, Пусть они не ходят к нам. Птица крылья расправляет, Просыпаясь на заре. Мишка лапы разминает У берлоги на ковре.
Рифмованные строки представляют собой основу для целых комплексов «гимнастики в стихах», в которых движения выполняются под ритмичную словесную иллюстрацию.
Таблица: примеры утренней зарядки в стихах
Название | Содержание |
«Медвежата» | Медвежата в чаще жили Головой своей крутили Вот так, вот так (круговые движения головой) Головой своей крутили Медвежата мёд искали Дружно дерево качали Вот так, вот так, (поднять руки вверх и делать наклоны вправо и влево) Дружно дерево качали А потом они ходили (ходьба по-медвежьи) И из речки воду пили Вот так, вот так, И из речки воду пили (наклоны туловища вперёд) А потом они плясали (пружинка с поворотом туловища влево и вправо) Лапы выше поднимали (прыжки, хлопая руками вверху) Вот так, вот так, Лапы выше поднимали Мы ногами топ, топ Мы руками хлоп, хлоп Мы глазами миг, миг Мы плечами чик, чик Раз сюда, два сюда (повороты туловища вправо и влево) Повернись вокруг себя Раз присели, два привстали Сели, встали, сели, встали Словно Ванькой-встанькой стали А потом пустились вскачь (бег по кругу) Будто мой упругий мяч Раз, два, раз, два (упражнение на восстановление дыхания) Вот и кончилась игра. |
«Заинька» | Заинька, попляши, Серенький, попляши! Вот так, вот сяк попляши! (весело танцуем ) Заинька, подбодрись, Серенький, подбодрись! Вот так, вот сяк подбодрись! (танцуем, ручки на поясе) Заинька, топни ножкой, Серенький, топни ножкой, Вот так, вот сяк топни ножкой. (топаем то левой, то правой ножкой) Заинька, повернись, Серенький, повернись! Вот так, вот сяк повернись! Заинька, походи, Серенький, походи! Вот так, вот сяк походи! Заинька, поклонись, Серенький, поклонись! Вот так, вот сяк поклонись! |
Короткие сюжетные зарисовки
Очень удобный приём мотивации, который я, например, использую регулярно, придумывая сюжеты на ходу. Так, чтобы напомнить о важности физических нагрузок для здоровья, я рассказывают сказку «Гимнастика, Разминка и Простуда». «В одном царстве жили-были Разминка и Гимнастика. Они всегда были в окружении ребят, показывали, как нужно выполнять упражнения и сами делали их регулярно. Однажды заигрались они с детьми и чтобы сократить путь до дома, пошли через лес. Услышали, что кто-то чихает. Это летом-то!! Пошли на звук и вскоре увидели небольшой домик, из которого вышла девушка и начала сморкаться. Подружки познакомились с ней и выяснили, что зовут незнакомку Простуда и что она сидит дома: никуда не выходит, ни с кем не общается, так как постоянно болеет. Тогда потянула Разминка Простуду в сквер, показала пару упражнений, и там, после занятия решили, что радостную, бодрую после выполнения заданий Простуду теперь нужно переименовать в Зарядку. Так теперь все её и зовут, а про старое имя давно забыли».
После прослушивания сказки нужно задать малышам 2–3 вопроса, чтобы понять вникли ли они в сюжет:
- «Как звали героев сказки?»;
- «С кем познакомились Разминка и Гимнастика?»;
- «Как теперь зовут Простуду?».
При составлении сюжетов для второй младшей группы важно помнить, что:
- действия в сказках не должны быть затянутыми (в противном случае малыши отвлекутся, и сосредоточить их на зарядке будет очень-очень непросто);
- в сюжетах должны действовать персонажи с запоминающимися именами;
- если есть возможность, то к каждому сюжету стоит подбирать картинки.
Если есть возможность, то элементы сюжета, например, атрибуты героев: зонтики, шляпки — нужно демонстрировать детям
Группа наглядных приёмов
Образ — главный источник формирования представлений об окружающем мире у детей. Именно этим обусловлена необходимость сопровождать любой вид активности иллюстрациями.
В работе с детьми второй младшей группы я привлекаю:
- картинки с животными, игрушками-персонажами игры;
- яркое представление иллюстраций каждого из этапов выполнения упражнения;
- демонстрация выполнения всех движений (в роли модели может выступать сама воспитательница, кроме того, дети могут запоминать порядок проработки упражнения по картинкам).
Приём практического осмысления темы
Эта группа приёмов предполагает материальную деятельность детей:
- рисунки;
- поделки;
- аппликации из разного материала.
Во второй младшей группе, как и в средней, а затем и в старшей группе, практическая работа имеет рефлексивный характер.
Группа игровых приёмов
Игра — это форма проведения физических упражнений, точнее, подвижных игр под музыку. Во второй младше в группу игровых приёмов входят подвижные игры с некоторыми элементами театрализованной деятельности.
Таблица: примеры подвижных игр для зарядки
Какое умение (навык) отрабатывается | Название игры | Цели игры | Содержание |
Бег, ориентирование в пространстве | «Солнышко и дождь» |
|
|
Развитие равновесия | «Держу платок» |
|
|
Укрепление мышц туловища, позвоночника, свода стопы | «Катится колобок» |
|
|
Навык подражания | «Васька-кот» |
|
|
Развитие ловкости | «Кролики» |
|
|
Навык лазания | «Весёлые обезьянки» | Тренироваться в лазанье по шведской стенке. |
|
Развитие внимания | «Покажи, что нужно» |
|
|
Это интересно. Периодически в комплексы утренней зарядки рекомендуется добавлять 1–2 задания пальчиковых игр или дыхательных упражнений.
Периодически в комплекс утренней гимнастики вплетаются элементы пальчиковой или дыхательной гимнастики