Конспект НОД по декоративному рисованию в подготовительной группе « Роспись филимоновской игрушки»


Планирование и проведение занятий

комарова
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОВЕДЕНИЕ ЗАНЯТИЙ

Важным средством эстетического воспитания детей является изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация). Она позволяет детям выразить в рисунках, лепке, аппликациях свое пред­ставление об окружающем мире, понимание его и отношение к не­му. Поэтому овладение изобразительной деятельностью в детском саду имеет для ребенка очень большое значение: дошкольник получает возможность самостоятельно создать рисунок, вылепить любой предмет, вырезать и наклеить картинку. Эти занятия достав­ляют детям радость, создают положительный эмоциональный наст­рой, способствуют развитию творчества. В процессе художественной деятельности у детей развиваются эстетическое восприятие, образ­ные представления и воображение, эстетические чувства (форма, цвет, композиция). Однако происходит это не само по себе, а при ус­ловии систематического, целенаправленного и вместе с тем тонкого и чуткого руководства педагога, учитывающего специфику изобрази­тельного творчества ребенка.

Предлагаемые в этой книге занятия составлены на основе следую­щих положений:

  1. Занятия по изобразительной деятельности являются средством воспитания детей. Они развивают эстетическое восприятие, эстети­ческие чувства, воображение, творчество, формируют образные пред­ставления.
  2. Занятия по рисованию, лепке, аппликации являются частью многогранной работы детского сада, поэтому изобразительная деятельность должна быть тесно связана со всеми сторонами вос­питательной и образовательной работы (знакомство с окружающим, игры, чтение книг, музыкальные занятия и др.), в процессе которой дети получают разнообразные впечатления, знания. Для изображе­ния важно выбирать наиболее яркие явления из жизни детей, чтобы предлагаемая тема была им знакома, вызывала у них инте­рес, положительный эмоциональный настрой, желание рисовать, лепить или вырезывать и наклеивать.
  3. Особое значение имеет1 взаимосвязь занятий рисованием, лепкой, аппликацией с игрой. Эта взаимосвязь диктуется, с одной стороны, общностью, которая существует между двумя видами деятельности (отражение впечатлений окружающей жизни); с дру-

свеклу. Последними приглашаются на занятие дети младшего воз­раста, и воспитатель учит их приемам лепки прямыми движениями ладоней.
На первом занятии рисованием детям средней группы, а также старшей и подготовительной групп предлагается отразить впечат­ления о лете. Детей младшей группы в это время знакомят с карандашами и бумагой. На занятие приглашают сначала стар­ших детей и, дав им задание, занимаются младшими.

В разновозрастной группе можно чаше использовать коллек­тивную форму занятий, на которых каждая возрастная группа ре­шает свою часть изображения в соответствии с требованиями программы.

Лучше объединить на занятии задания одного вида изобрази­тельной деятельности. Это облегчит воспитателю подготовку матери­алов^ к занятию, анализ детских работ, который для младших детей будет интересным и полезным, особенно если выполня­лось изображение на одну тему. В этом случае дети увидят раз­нообразие решений.

Предлагаемые в книге занятия расположены так, как должны проводиться в течение месяца, года. Такие занятия проходили во многих детских садах Москвы и Московской области, Минска, Тбилиси, Риги, Кишинева. Содержание и методика занятий уточ­нялись н совершенствовались.

Использование методических рекомендаций этого пособия по­зволило педагогам развивать изобразительное творчество детей до­школьного возраста, формировать у них знания, навыки и уме­ния, необходимые для образного воплощения предметов и явлений действител ьности.

ЗАНЯТИЯ ВТОРАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА

СЕНТЯБРЬ

0.7 Mb.
Поделитесь с Вашими друзьями:

Конспект НОД по декоративному рисованию в подготовительной группе « Роспись филимоновской игрушки»

Конспект НОД по декоративному рисованию в подготовительной группе.

Тема « Роспись филимоновской игрушки»

Цель: Освоение основ декоративно – прикладного искусства.

Знакомство с народным промыслом – филимоновская игрушка, его характерными особенностями. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции, объёма, материала.

Задачи

Образовательные:

Расширить представление о ремесле игрушечных дел мастеров.

Учить раскрашивать вырезанные из бумаги шаблоны игрушек элементами филимоновской росписи, правильно использовать основные цвета промысла.

Развивающие:

Развивать у детей чувство цвета, формы.

Развивать воображение и творчество.

Воспитательные:

Воспитывать интерес и любовь к красоте окружающего мира, к народному искусству, уважение к труду народных мастеров, гордость за свою Родину.

Дать возможность детям почувствовать себя народными мастерами.

Материалы и оборудование:

Игрушки-свистульки (курочки, петушки, птички, барыни, солдат, козел, баран, медведь, свинка и др.); дидактическое пособие (таблица) с характерными цветосочетаниями и декоративными элементами; краски гуашевые, кисти, баночки с водой.

Предварительная работа:

Беседы с детьми о народном прикладном искусстве; рассматривание альбомов, фотографий, рисунков, изделий народных промыслов, заучивание стихотворений о народных промыслах, изобразительная деятельность по данной тематике.

Ход НОД.

Организационный момент

Воспитатель обращает внимание детей на выставку филимоновских игрушек, читает стихотворение

Воспитатель: Есть под Тулой деревенька

Филимоново зовут. И живут там мастерицы, Что добро в дома несут. И добро там не простое И не злато, серебро.

Филимоновской игрушкой называется оно.

Сильно вытянуты шеи И корова, и жираф, И медведь, что Змей Горыныч Только звери, птицы, кони, Барышни, солдаты. И коровы, и медведи Нравились ребятам Чтоб добром и красотою Сердце согревалось, И чтоб сказка никогда нас не покидала.

Дети рассматривают экспонаты, делятся впечатлениями.

Рассказ воспитателя

По всей Руси-матушке и далеко за ее пределами знают и любят расписные игрушки-свистульки. Свое название они получили от деревни Филимоново.

Кто и когда сделал здесь первые игрушки неизвестно, известно только, что делают их очень давно. Одна из легенд рассказывает, что пришел в эти места гончар Филимон, обнаружил залежи отличной глины и начал лепить из нее горшки да игрушки. Место, где он поселился, так и прозвали Филимоново.

Делают игрушки из глины. Она мягкая, рукам послушная и цветная – белая, розовая, желтая, оранжевая и даже черная.Филимоновские мастера лепят из глины — коров, оленей, коз с длинными шеями и большими рогами. Они больше похожи на сказочных зверей, чем на настоящих домашних животных.

Филимоновские игрушки — нарядные, красочные, яркие, веселые, забавные.

Воспитатель: Такие игрушки-свистульки лепят мастерицы с добрым сердцем и теплыми, умелыми, сильными руками. Вылепленные игрушки-свистульки обжигают в специальных печах. Раньше это были земляные печи, которые делали в оврагах. Там была построена печь из кирпича, в которой плотными рядами укладывали посуду, а пустоты между горшками заполняли свистульками. Обжиг был необыкновенно красочным зрелищем. До глубокой ночи горели эти могучие костры, освещая раскаленные горшки и игрушки. Игрушки в огне сначала раскаляются докрасна, а потом добела. А когда игрушки остывают, становятся бело-розовыми и твердыми, как камень.

Обратите внимание на форму игрушек. Какая она? (вытянутая)

Все дело в природных свойствах местной глины. Она жирная и пластичная. При сушке глина быстро покрывается трещинками, ее приходится постоянно заглаживать влажной рукой, невольно сужая и вытягивая туловище фигуры. Отсюда и появляются утонченные, вытянутые, но удивительно изящные формы.

После обжига игрушки расписывают. Характерны для данного промысла -желтые, красные, зеленые цвета.

Для росписи используются следующие элементы узора:полоски, линии, точки, круги. Линии в различных сочетаниях рождают солнышки, ёлочки, розетки, геометрические узоры. Животные и птицы всегда расписываются в определенном порядке: поперек туловища и шеи идут, чередуясь, разноцветные полоски, и только голова и грудь окрашивается одним цветом, чаще желтым. Кофты у барынь и рубахи у солдат окрашены одним цветом, в основном красным. Но сколько выдумки появляется у мастеров, когда они рисуют орнамент на юбках, передниках и штанах у своих кукол! Только лица у игрушек остаются чисто белыми, лишь точки – глаза, пятнышки – рот.

Делали игрушки к весеннему празднику, который называется «Свистунья». Весенние народные праздники и гулянья проходили на большой площади. На лотках и прилавках многолюдной весенней ярмарки торговали веселым товаром. Охотно разбирали его взрослые и дети. Свистом оглашалась вся округа. Шумело народное гулянье, но громче всего слышался заливистый свист. И, конечно, играли в веселые народные игры. Давайте и мы с вами поиграем в игру «Карусель»

Физкуль

Дети встают в хоровод и идут по кругу, читая стихотворение «Карусель» В.Берестова.

Нас за тридевять земель

Не укатит карусель.

Но куда же без оглядки

Мчатся зайцы и лошадки?

Едем мы на карусели

От веселья и к веселью.

Дети начинают читать тихим голосом, медленно идя по кругу. Затем убыстряют темп стихотворения, и одновременно неспешно бегут друг за другом.

Воспитатель: Все умеют народные умельцы, а вы хотите показать свое мастерство? Стать настоящими народными мастерами и расписать филимоновские игрушки? Приглашаю Вас в творческую мастерскую.

Работа в творческой мастерской

Дети выбирают вырезанные трафареты игрушек.

Воспитатель обсуждает вместе с детьми порядок выполнения работы. Используется показ ребенком рисования на листе бумаги отдельных элементов филимоновской росписи. В процессе работы воспитатель предоставляет детям творческую свободу, оказывает индивидуальную помощь.

Анализ детских работ

Воспитатель:Давайте, народные умельцы, показывайте свои игрушки, посмотрим какая у вас красота получилась. Устраивается выставка детских работ.

Воспитатель: Молодцы ребята, славно потрудились. Проявили отличные навыки и знания. Замечательные из вас получились мастера филимоновской игрушки!

Итог.

Воспитатель:Вам понравилась филимоновская игрушка? Какая больше всего?Филимоновская свистулька, прославившая свою деревню, у нас в стране и далеко за ее пределами, должна быть сохранена для будущего.

Ты откуда пришла к нам такая? Вся простая, без хитрых затей. С длинной шеей и расписная, Для игры и забавы детей. Я тебя полюбил в раннем детстве – Мастерицею бабка была. Ты ко мне перешла по наследству От красивых людей из села. Для тебя не страшны расстоянья. Ты – от предков далеких времен. Эти глиняные изваянья – Колокольной Руси перезвон.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]